Александр Воцмуш. Александр воцмуш картины
АЛЕКСАНДР ВОЦМУШ - мир прекрасен и удивителен
ДРУГАЯ ВСЕЛЕННАЯ АЛЕКСАНДРА ВОЦМУША(Интервью Е. Долгих)
В своем кругу, которым так дорожит художник и который так дорожит им, Воцмуш - это брэнд. Когда-то Александр Шумцов, волею носителя фамилии превращенный в Воцмуша, поставил собственный мир с ног на голову, узаконил игру как принцип существования. Сегодня - как и всю сознательную жизнь - он пишет картины, прозу, песни и сценарии. Существует на два города - Москву и Севастополь. Переезды из одного в другой подчиняет импульсу. Если готовит, то экспромтом, по не воспроизводимым рецептам. Является участником аукциона Sotby`s в Тель-Авиве и более двадцати выставок разной географии. Окончил Крымское Художественное училище. Бросил ВГИК. Работает стремительно - и только акварелью.
- Почему Вашим материалом стала именно акварель?
- Течет красиво. Это просто инструмент, которым я пытаюсь овладеть и благодаря которому доношу то, что хочется сказать. В училище мы писали акварелью, потом перешли на масло. Я масло сразу не полюбил: имеет запах, плохо сохнет, им долго работать. Пачкает одежду - ее потом не отстираешь, халат нужно специальный надевать, мольберт облеплен грязью... Это влияет на процесс: все состоит из кусочков. Акварелью надо работать быстро. А я так устроен, что не могу картину долго писать. Первое возбуждение может смениться чем-то другим. Можно "засохнуть" и потерять интерес к работе. Нужно не упустить этот луч, поймать его и приклеить на бумагу, чтобы не улетел. И завершить на первой, самой главной волне.
- Никогда не возвращаетесь к истории или картине, которую когда-то начали?
- Параллельно существует много историй: морские, городские - я тайно в них живу. Все, что окружает человека, и есть возвращение к каким-то интересным мотивам. Когда долго чем-то занимаешься - теряешь интерес, потому что вокруг возникают всполохи иного, что тоже хочется сделать. Важно не опоздать, потеряв это чувство.
- Вы - человек одной страсти? То есть в процессе работы не возникает искушений: пишете, например, море и вдруг воображение заполоняет город...
- Море сделаю быстро, чтобы к нему интерес не потерять…
(Вероника Ермичева, галерист: По-моему, в духе Воцмуша: если делает море и возник город, то он в море нарисует город - и это будет абсолютно естественно.Александр Воцмуш: Город можно затопить - пожалуйста...)
- Как давно в Вашей жизни возникло море?
- В четыре года, когда семья из Омска, где я родился, переехала в Севастополь. Причиной была работа родителей: "закрытый" завод переводили из Сибири в Крым. Детский сад оставил замечательные ощущения: белые рубашки, бабочки, запонки, которые постоянно сыпались в суп. Суета такая... В общем, как положено, приятный легкий кошмар. Воспитательницы - злые... иногда.
Параллельно с общеобразовательной школой занимался в художественной студии, где очень хороший преподаватель, Михал Михалыч, "поставил меня на путь" в цвете. Однажды писали-писали какой-то пейзаж; я взял и черной краской сделал тени и асфальт. Как сейчас помню, он подвел меня к окну - асфальт бликовал на солнце - и произнес: "Посмотри, сколько там цветов и оттенков". Я ответил "Да!", но на самом деле ничего не увидел, для меня асфальт оставался черно-белым. Потом были еще другие моменты, когда учитель избавлял меня от чернухи. Чернуха присуща детям: сидишь в школе, рисуешь с пацанами ужастики, лупоглазых людей и так далее...
Еще в детстве занимался виндсерфингом. Он тогда был моден, доска с парусом только-только пришла в Советский Союз. У нас был замечательный тренер. Сейчас на месте той крошечной базы стоит огромный яхт-клуб. Но мы - маленькие мальчики - были первыми...
- Вам важно быть первым?
- Абсолютно не важно. Все становится очевидным по конечному результату, по тому, например, как люди реагируют на работы, смотрят на выставках. Внутри мне что-то говорит: "Старик, все нормально, двигайся дальше". Все началось с художественного училища в Симферополе. Там сложилась компания замечательных людей, которые на самом деле дали мне больше, чем преподаватели - как в творчестве, так и в осмыслении жизни, хорошими советами. Тогда казалось, что училище - самое лучшее время, что в дальнейшем ничего интереснее и торжественнее не будет. Оказалось, не так.
- Часто ли возникает потребность менять круг общения?
- Мне всегда везло на интересных людей. Общение бывает настолько насыщенным, что порой очень люблю находиться один. В армии, попав в погранвойска, встретил хорошего товарища, с которым мы до сих пор дружим. У нас похожие взгляды на жизнь - и в общем, широком, и в маленьком, детальном, смыслах. В армии меня очень удачно побросало: Одесса, Киев, Брест. Заставы, новые товарищи-друзья, самоволки, гауптвахты… Даже была своя подпольная музыкальная группа, писали песенки. И до сих пор балуюсь, а тогда было страшное желание бряцать и что-то там орать.
После армии пришел домой, собирался отдохнуть - не получилось. Помня мое желание поступать во ВГИК, мама сказала - нечего отдыхать, езжай в Москву, поступай. Сдал экзамены - сразу не взяли, но был дополнительный набор, требовалось ждать. В ожидании решения десять дней рисуя на Арбате, встретил очень хорошего человека, как раз студента ВГИКа, который учился на анимации. Он присел рядом со мной, сказал: "Приколько рисуешь..." Потом очень многое мне разъяснил про жизнь и творчество. Так же много дал преподаватель Курчевский - известный мультипликатор, веселый человек. Сейчас даже точно сформулировать не могу, как именно это все происходило. Но, к сожалению, на втором курсе я бросил учебу и отправился в свободное творческое плавание.
- "К сожалению" для себя или для сообщества?
Для себя - не к сожалению. До сих пор занимаюсь тем, что вижу, как хочу. Я очень ерепенистый - не люблю, когда что-то давит. В этом смысле все сложилось, слава Богу, хорошо. Неоконченное высшее меня не тревожит - это в жизни не самое главное. Главное - чтобы было желание и результат. Ну, и процесс важен... Многие люди не имеют диплома, что не мешает им быть интересными художниками или артистами. Я - человек очень ленивый в том, что мне неинтересно. Например, у меня проблемы с языками, а во ВГИКе английский преподавала очень хорошая женщина - была ответственность перед ней... Или академические вещи - рисунок, живопись - у меня никогда не шли, не получались. Делал их без интереса, как мне казалось - тратил свое время, не тем занимался. Когда надо было что-то академически штриховать - меня всегда вело в сторону карикатуры. Предмет "гражданская оборона" преподавал некий полковник, который меня - человека после армии - просто замучил: вызывал к себе по партийной линии, отчитывал... И так далее. Вообще, лень было просыпаться, потому пропускал занятия. А так - ноги свесил с кровати, взял планшет с работой, которую делал накануне, и продолжил ее, понимая, что занимаешься своим делом. И интересно, и результат есть.
(Вика Кудрявцева, жена художника, дизайнер: Известно, что Воцмуш совершенно не приемлет однообразия. Известно и то, что при всем этом он встает раньше всех и становится за работу. Что бы ни было - он за мольбертом, наш самый стихийный, неуловимый и менее всех загнанный в рамки Воцмуш. Он сам себя лучше всех организует.)
- Альбом Ваших работ открывается статьей, Вами же написанной. Говорить о себе в третьем лице - просто художественный прием или привычка к рефлексии?
- Когда в мой альбом потребовалась статья - я, лежа на диване, не задумываясь, сочинил ее так, как умел. Не очень люблю напрягаться в таких вопросах. В Севастополе у нас есть деревня художников, где мы уже пять лет снимаем свое кино - короткие сюжеты, для которых я пишу сценарии. Мне нравится это занятие, нравится прописывать диалоги. В нашей деревне 12 домиков на берегу моря. Порой компании собираются до пятидесяти человек. Там и кино, и музыка, и театр. В ближайшие каникулы хотим записать альбом - есть еще как бы группа, "Крымский вал". В общем, встречи, новые впечатления… По утрам стучатся в ворота местные рыбаки. Пять лет назад они были юные, сейчас им уже за двадцать. Представляете: открывается дверь - за ней стоит человек с сеткой, в которой крабы шевелятся, рапаны (это ракушки, свежайшие), большие рыбы. Приобретаешь все и вечером на углях... В общем, как будто живешь в какой-то истории. Иногда подумаешь - неплохо получается.
- Сильно ли отличаются воздействия на Вас Москвы и Севастополя?
- В Москве воздух горчее, автобусы пыхтят…
- А если иметь в виду художественные темпераменты двух городов...
- Так с этого все начинается - с запаха, подземелья, беспокойства. Темнота присутствует; мне в Москве неуютно. Энергетически в столице не так весело, как в маленьких городах, особенно южных. Но на творчество это не влияет - главное, чтоб солнце было, я работаю только при дневном свете. Мне не надо каких-то сумасшедших условий. Есть две "набитые" точки, стартовые площадки в Москве, куда подходишь, встал - и полетел.
- Фраза из той же статьи - "Для Воцмуша очень важен первый энергетический импульс, посыл, акт зарождения жизни будущих объектов в пространстве листа"...
- Нужно почувствовать - когда именно подойти к мольберту. Нужно услышать щелчок. Бац! - все, пора. В начале же бумагу смачивают водой, потом делают первые шаги. Пишешь небо - берешь толстый флейц, набираешь колер: и по текущей вниз воде идет краска... Тогда живыми, уверенными движениями - которые не специально просчитываются, а делаются чуть ли не закрыв глаза - надо "ударить" облако… Или - птица пролетела… Если первый мазок случился не вялым, а четким, и он действительно тебя радует - значит, картина "пошла". А если этого не произошло, если начало тебе не в кайф - можно все закрывать и идти гулять. На самом деле, с опытом ляпов все меньше. Пора стрелять точнее, "в десятку".
- Как часто такие "щелчки" случаются?
- Постоянно. Это называется интуицией. Что-то сердцу говорит: "вот, сейчас пойдите, пожалуйста, туда, поговорите с тем-то, позвоните детям…
- Вы такой счастливый художник, что можете безоглядно доверять своей интуиции?
- Я не задумываюсь об этом. Просто живу, смотрю на мир, люблю в метро ездить - там такие персонажи, столько материала. А сейчас получается, что и быстрее под землей передвигаться. Как-то в Крыму с товарищем купили машину. Он так хорошо меня научил, что я сдал экзамены с первого раза, получил права - даже сам не ожидал. В Крыму люди виночерпаемы; гонял по пересеченной местности в веселом состоянии… В Москве у меня машины нет, что абсолютно нормально - я свободен от этого вопроса.
- Можно предположить, что Вы вообще мало обращаете внимания на традиционные средства коммуникации: игнорируете компьютер, почти не пользуетесь мобильным телефоном. Это - выражения любви к одиночеству?
- Да, не хочу, чтобы дергали. Я иду, нахожусь где-то в своей программе. Это значит "не здесь": есть другая вселенная, которая внутри. Там происходят свои процессы, и когда меня из них вырывают, я точно не могу сказать, что следует делать - мне тяжело выйти... То есть легко, конечно, но - зачем?
- "Лист должен пылать, примагничивать, а затем хорошим хлестким боковым ударом в центр чувств опрокидывать зрителя на пол" ...
- На самом деле, это я про себя. Иду, и что-то меня поражает: сюжет в жизни или кино, театр, живопись… Это такой класс! Невероятно, как автор смог или какая-то ситуация сработала - так точно, метко, здорово. Это состояние "опрокинутого зрителя" в прекрасном самочувствии, когда настоящее, подобного которому ни разу не видел, во мне правильно отпечаталось. Опрокинутый зритель - это я.
- Как складываются Ваши отношения с галеристами?
- Очень легко и хорошо. В Севастополе есть замечательный человек, Леонид Юрьевич; в его галерее "Зеленая пирамида" у меня была первая персональная выставка. Среди галеристов есть удивительные люди: с юмором, балагуры – то, что надо…
- Вы считаете, это все профессиональные качества?
- После дела это - главные качества. В моих сегодняшних отношениях с галеристами прекрасно то, что на данный момент я абсолютно свободен от каких-то условий: делаю, что хочу.
- А такое слово как ревность присутствует в их отношении к Вам?
- Наверное, есть. Но у галеристов много хороших художников.
- Действительно считаете, что хороших художников может быть много?
- Нет. Членов всевозможных союзов и фондов много, а хороших художников мало. Это мое твердое убеждение.
- Стремитесь ли воздействовать на дочь - в художественном смысле?
- Недавно попросил Стешу, которой семь лет, сделать книгу. Она сама рисует и сама пишет сказки. Было четыре сказки, каждая занимала три странички: очень короткие, емкие и законченные. Жила-была девочка Соня. У нее были крылья. Она пошла на праздник и упала в пропасть в море. Все. Или вторая девочка, которую звали Красная Тьма. Она превратилась в лошадь. Поехали. Потом Красная Тьма съела людей. Книга сделана в картинках, очень интересна по композиции и вообще крайне обаятельна.
- Должно быть, легкая воинственность последнего сюжета - дань папе? Слова, которыми Вы пользуетесь для описания художественных движений, кажутся достаточно концептуальными: "стрелять", "ударить"…
- Мне очень близка каллиграфия. Нельзя растягивать линию. Надо сразу резать, как саблей. Нужно, чтобы энергия была в каждом движении, причем не искусственно, а естественно - как музыка...
- Отношения со зрителем для Вас - война?
- Есть такое слово - "конфликт": когда ты видишь нечто удивительное, заставляющее твои внутренние колесики поворачиваться в правильную сторону. Хороший конфликт, "с мурашками" - это интересно. А мурашки могут быть от чего угодно: от холодной воды, от праздника, от того, что вдруг нечто почувствовал как в детстве - когда впервые удивился и внутри тебя заиграло... Я ничего никому не пытаюсь доказывать своими работами. Я, в первую очередь, получаю удовольствие. Это - чистый наркотик творчества. Или чистая жизнь - без допинга. Просто чудо.
А вообще у меня сложилось впечатление, что в душе Вы немного хулиган, но очень позитивный.
livejournal Аруша Воцмуша
Ранее о художнике здесь
fleur-marie.livejournal.com
Морская картина на месте замри: «Застывшие мультики» «киношного человека» Александра Воцмуша
Александр Воцмуш, творец акварельных пейзажей «с историей», автор песенок про пиратов, русалок и матросов, живописец, за несколько минут превращающий чистый лист в картину-сказку или картину-сценарий сказки, постоянный (и один из самых любимых студентами) преподаватель Bratec Lis School — о масле, гвозде, акварели, о матросах, женщинах, вечеринках и Африке, о способах художественного закаливания, важности ушей и неважности надстроек — в летнем июльском интервью специально для блога Школы.
Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 72х52 см, 2008
Пираты: начало
«Вначале, когда я был маленький, меня вдохновляли книги, сказки, киносказки, фильмы про приключения. Я смотрел фильм, приходил домой, рисовал парусник, пиратов, потом мы во дворе играли во всё это, лепили солдатиков… В итоге всё это — романтизм, приключения — о сих пор живёт во мне. И уже в жизни, которой я живу сейчас: я много путешествую, вижу много интересного, общаюсь, и всё это в итоге выплёскивается на бумагу. Много что есть сказать, много что видел, и хочется поделиться этим как с самим собой, так и со зрителем».
Александр Воцмуш. Весёлый снежок. Бумага, акварель. 2013
О художнике:
Александр Воцмуш (1967, Омск) — современный российский художник, автор «живописных акварельных полотен», масштабных, полупрозрачных, тонких картин, вовсю начинающих «жить собственной жизнью», лишь будучи закончены. О том, как студент ВГИКа Шура Шумцов сделался живописцем Воцмушем, и чему он учил студентов Bratec Lis School — читайте здесь.
Александр Воцмуш: «Много что есть сказать, много что видел, и хочется поделиться этим как с самим собой, так и со зрителем»
«Хоть гвоздиком на столе нарисуй»
«Мне нравится гелевая ручка. Простой карандаш. Цветные мелки, цветные карандаши. Акварель. Мел (многозначительная пауза, затем — смех). На самом деле, любой материал прекрасен. Главное — немного разбираться в нём и делать то, что тебе хочется. Хоть гвоздиком на столе нарисуй, например, лодочку, птичку — уже будет здорово.
***
«ЛЮБОЙ МАТЕРИАЛ ПРЕКРАСЕН. ГЛАВНОЕ — НЕМНОГО РАЗБИРАТЬСЯ В НЁМ И ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ТЕБЕ ХОЧЕТСЯ»,
— Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 98х61 см, 2008
Чемодан идей и дама, что забрела с вечеринки в Африку
«У меня всегда есть с собой альбом! Их уже огромный чемодан. Я всегда записываю идеи. А что не записываю, очень сожалею, что не записал. Фразы, картинки, проекты, и в телефоне много… Допустим, беседуем мы где-то на вечеринке, кто-то сказал фразу — и забыл. А я — запомнил! И продолжение уже есть у меня. И я записал. Не записал — сожалею. А потом может быть и песня, и… Вот: «Бродит женщина по местности» — образ можно представить: и получилась песня про Африку. «О бойтесь денег и любви» — фразочка пришла в голову в Монтенегро, тоже получилась песня».
«С иронической точки зрения»
«Концерты даю в Севастополе. Приезжайте. У нас есть группа. Называется «Не остановишь». Молодые музыканты очень клёвые — ну и я. Меня там называют седовласый старец — с иронической точки зрения! А вообще мне нравится и одному, на кухоньке, в трусиках… А потом — вам спеть. А потом — приглашают с концертом. Репетируем… «Олимпийский» — не-ет… Много не надо людей. Главное — чтобы были все свои. Хорошее слово — свои. Понимающие»
Александр Воцмуш. Побудная бригада. Бумага, акварель. 2006
Между гитарой и кистью
«Часто я работаю вообще без музыки. Поработал. Побряцал. Что-то вышло, встало на свои места (освобождённо распрямляет плечи). Ставлю гитару — рисую дальше. Или — ритм-н-блюз хороший, современный. Не унылый негритянский («у-о-у»), а когда молодые хорошие ребята поют задорные песни»
***
«ВСЁ ЭТО — РОМАНТИЗМ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ — ДО СИХ ПОР ЖИВЁТ ВО МНЕ»,
— Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. Подруги и странный человек позади. Акварель, бумага, 96х66 см, 2012
«Арт-шоу» как закаливание
«Элемент шоу — да, есть. Я закаляюсь. Мне надо быть сильней. И мне нравится, когда позади стоят: надо сориентироваться, не облажаться, сделать классно, чтобы и мне тоже понравилось. А элемент шоу всегда есть, и есть элемент хороший, позитивный, а есть — надуманный, неприятный».
Александр Воцмуш. Гусями. Бумага, акварель. 2006
«А оказывается — она самая главная для тебя»
«Это со временем пришло! Я вначале мучился, не знал, делал всякую фигню, затирал (вжавши голову в плечи, слабо повисшей кистью имитирует неуверенные, робкие движения по бумаге)… Но! — были моменты, когда раз — и «Тыдыдыщ!» Смотрю — классно! Но в это не верил. А спустя годы оказалось, что это — как раз то, что ты есть на самом деле. Бывает, работа тебе нравится, но ты не можешь поверить в то, что она классная. А оказывается — она самая главная для тебя. В чём не уверен — лучше не рвать. Отложить. Потом можно посмотреть другими глазами»
***
«БЫВАЕТ, РАБОТА ТЕБЕ НРАВИТСЯ, НО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ОНА КЛАССНАЯ. А ОКАЗЫВАЕТСЯ — ОНА САМАЯ ГЛАВНАЯ ДЛЯ ТЕБЯ»,
— Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. Завтра… Акварель, бумага, 72х52 см, 2008
«Просто так никто ничего не скажет»
«Решающее мнение о законченной работе — моё. Но я всегда слушаю. И ребятам говорю: имейте на голове уши, потому что просто так никто ничего не скажет. Я всегда прислушивался — и всё шло как надо. Будто новую лесенку приставил, поднялся, отставил её — и пошёл дальше»
«И кино мы тоже любим!»
«Ритм, лёгкость, энергия — есть и музыкальные, и художественные. И кино мы тоже любим! Мы сняли с Женей, Женя — режиссёр (директор Bratec Lis School Евгений Алфёров), кино на пленэре (похоже, Александр говорит о «выездном» мастер-классе Школы, проведённый художником недавно, в июле, в Черногории). Получился видеоклип на нашу песню — «сделанный на коленочке», но очень обаятельный. Хотелось бы продолжать!»
Видеоклип:
***
«ИМЕЙТЕ НА ГОЛОВЕ УШИ: ПРОСТО ТАК НИКТО НИЧЕГО НЕ СКАЖЕТ»,
— Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. А потом начался театр боевых действий. Акварель, бумага, 59х47 см, 2010
Застывшие мультики» киношного человека
«Слова и названия, тесты на моих работах появляются «в процессе» или после. Каждая надпись раскрывает картину. Я считаю, что «картины Воцмуша» — это застывшие мультики или кадры из фильмов. Делать классные мультики (или маленькие фильмы) всегда было моей мечтой. Такой я киношный человек: все мои картинки немножко туда относятся. В каждой есть начало, продолжение, финал, может быть, открытый: каждый по-своему додумывает, что там».
Александр Воцмуш. Игра головой. Акварель, бумага, 98х61 см, 2008
Красивая борода и интересная женщина
«Я не просто играю на гитаре — я сочиняю песенки. Да, песенки, именно так я их называю. Вот: храбрый матрос. Можно представить, да: остров, океан, полузатопленный парусник… И он, с красивой бородой. И — горбатая пьяная шлюха. Женщина — полу-русалка, полу-водяной — у неё ром, матросу деваться некуда; у них происходит роман. И вот мы видим (Александр, словно держа в руках кисть, узнаваемыми уверенными движениями проводит линии в воздухе, как на бумаге): песчаная полоска берега, красивый матрос, интересная женщина рядом с ним — уже есть история. Или: утро (руки художника обозначают линию горизонта и поднимающиеся из-за неё первые лучи рассветного солнца). Утренний свет их освещает. Или — ночь, или вечер — масса вариантов. Что самое первое в голову пришло, то и будет нарисовано на бумаге»
***
«УДАЧНЫМИ Я СЧИТАЮ ТЕ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ МНЕ НРАВЯТСЯ. ВИДНО, ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ ЕЁ ЛЕГКО, НА ПОДЪЁМЕ, ВДОХНОВЛЁННЫЙ»,
— Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. Ульи. Акварель, бумага, 60х46 см, 2003
«И уже знаешь: я её сделаю»
«Удачными я считаю те работы, которые мне нравятся (смеётся). Удачная: видно, что ты сделал её легко, на подъёме, вдохновлённый. Сразу, как проснулся, подошёл — и уже знаешь: я её сделаю. Серьёзно. Быстро, хорошо, всё получается. Бывает — какие-то сомнения. Вчера вечером планировал сделать интересную работу — но что-то не то! Что-то сбило. Ты подходишь к бумаге: надо рисовать, ведь и идея хорошая придумана. А энергия не та. Она растерялась, пока ты сомневался»
***
«ТЫ ПОДХОДИШЬ К БУМАГЕ: НАДО РИСОВАТЬ, И ИДЕЯ ХОРОШАЯ ПРИДУМАНА. А ЭНЕРГИЯ НЕ ТА. ОНА РАСТЕРЯЛАСЬ, ПОКА ТЫ СОМНЕВАЛСЯ»,
— Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. Без названия. Акварель, бумага, 89х63 см, 2008
Первое правило Братцев Лисов
«Надо радоваться (оборачивается к доске, на которой мелом сам же не так давно написал «Правила Братцев Лисов», зачитывает первый из пунктов), «Радоваться и вдохновлять». Если рядом люди, которые радуются вместе с тобой, вдохновляются и вдохновляют тебя, то всё получается, получается обмен, хороший ток энергии в коллективе. Бывает, просто хороший человек на улице улыбнулся тебе — и тут же «вжжж!»: хочется что-то делать!»
Александр Воцмуш. Снова ты. Акварель, бумага, 69х50 см, 2013
Всё живёт и светится. (Не всем.)
«Мне нравится восточное искусство. Мне нравится Тёрнер (Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, английский живописец (1775—1851), особенно знаменитый легчайшими, тающими акварельными пейзажами. — Bratec Lis School). Что он делает со своими картинами — всё светится, живёт! Затёртость мне не нравится. Что затирать, когда можно — р-раз! (привычным жестом то ли гимнаста, то ли балеруна раскрываются плечи, рука с воображаемой кистью отточенным движением быстро и плавно чертит в воздухе линию). Вот оно уже живёт своей жизнью. И живёт хорошо, весело. Понятно. Но — не всем. Не всем».
***
«НАДО РАДОВАТЬСЯ И ВДОХНОВЛЯТЬ. ЕСЛИ РЯДОМ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РАДУЮТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ, ВДОХНОВЛЯЮТСЯ И ВДОХНОВЛЯЮТ ТЕБЯ, ТО ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ», —
Александр Воцмуш, художник, музыкант
Александр Воцмуш. Ветерок. Акварель, бумага, 55х37 см, 2013
«Я к этому иду»
«Идеальная картина… Что-то такое: движение ветра (уверенный и плавный жест рукой справа налево), движение воздуха (левая рука встречает в воздухе правую, на губах — полуулыбка, глаза, кажется, глядят куда-то за горизонт, хотя перед ними — мольберты, планшеты и стена класса школы). Замирание. «У-у-у!» Вот такое. Я к этому иду. Меньше суеты, меньше «надумок», «надстроек». Небо. Облако. Прозрачно, прозрачно, прозрачно… И — рассыпалось».
Александр Воцмуш. Отважный. Акварель, бумага, 73х52 см, 2008
Увидеть больше работ Александра Воцмуша, а также приобрести оригиналы и репродукции картин художника, можно на сайте Bratec Lis Art-shop.
Следующий мастер-класс Александра Воцмуша для Bratec Lis School пройдёт в Страсбурге (Франция) с 19 по 25 декабря 2015 года. Узнать подробности и записаться в число участников можно здесь.
Александр Воцмуш. Неудержимый. Акварель, бумага, 75х54 см, 2014
Интервью: Евгений Алфёров, Наталья Пыхова
Записала: Наталья Пыхова
июль 2015, Bratec Lis School, Москва
www.bl-school.com
Акварельная история с Александром Воцмушем
Друзья, предоставляю вашему вниманию обещанный отчет о мастер классе с Александром Воцмушем, который только что посетила. Расскажу как смогу, постараюсь с подробностями. О мк я узнала из анонсов школы «Братец Лис» http://www.bl-school.com/events/akvarelnye-istorii-s-aleksandrom-votsmushem-yan2015.html , у них часто бывают приглашенными разные интересные личности, проводятся необычные курсы, а так же выездные мастер классы. Насчет АВ говорилось, что мк с ним планируются и в будущем, в том числе и выездной куда-то в Европу. Так что, кому интересно, можно подписаться на рассылку, чтобы быть в курсе. Итак, приступим.День 1.После недолгого представления АВ сразу поразил: водрузил на мольберт здоровый кусок пенокартона и сказал, что сейчас будет пробовать на нем писать, демонстрируя нам свои приемы. Что получится, не знает сам. Мы затаили дыхание и вытаращили глаза, т.к. не предполагали такого, а культурно прикреили малярным скотчем листики бумаги на свои планшеты. Как потом оказалось, все следующие работы приклеивать было некогда, т.к. работали с неимоверной быстротой, кое-как поспевая за ним. Но пока, на затравку, был только показ. В процессе посыпались вопросы, сразу буду тут перечислять его ответы. Итак, он любит писать на гладкой (нефактурной) акварельной бумаге хорошего качества, не обязательно трехсотграммовой. На гладкой бумаге лучше растекается вода и не застревает краска в кавернах. Палитра ограниченная ну по крайней мере три дня была таковой и никак не изменилась, вот она:
На сайте перечень был такой: охра, сиена, сепия, кобальт синий, ультрамарин, алая, черная - основные цвета. Так же у него там есть неаполитанские краски (неаполитанская желтая и розовая), он их любит. Заметьте, нет зеленого. Зеленый намешивает из синего и охры или желтой. Краски использует от Shminke (Германия) в тубах, выдавливает в эти баночки и разводит водой, довольно густо. Воды добавляет на палитре. После работы баночки плотно закрываются и в том же виде остаются до следующего раза. На палитре намешивает все подряд, иной раз страшно смотреть, - до эффекта «грязючки», как сам выражается. Делает теплее-холоднее и т.п. и вообще выглядит как алхимик))). Работает ОЧЕНЬ быстро!Итак. Кусок пенокартона был щедро смочен водой с помощью широкого флейца. Ни секунды не задумываясь, намешал и нанес светлосерой краской задний план, щедро и быстро, чуть поцарапал что-то акварельным карандашом.
Кстати сказать, акварельные карандаши всегда при нем, довольно щедро их использует, т.к. они «отлично вплавляются в фактуру». Затем он сделал «грязючку» темнее и размашисто нанес мост. Все текло, АВ: «Надо хулиганить! А все красивые потеки надо использовать, придумывать, что это и зачем. Краска сама много подсказывает». И опять кстати: придумывает он на ходу, рисует и одновременно рассказывает историю, все остроумно, с юмором, и видно что не старые замыленные заготовки, а все рождается тотчас, оживает на глазах, вытекает из момента. Стиль его такой и сам он такой, а нам всем этого не хватает – жизни и спонтанности. Недаром один из присутствующих на мк, Виталий, сказал потом, что смотрел на него как на фокусника. Да мы все на него так смотрели. Хотя АВ человек на самом деле обаятельный и очень простой. Итак, показательное выступление было очень стремительным, успели только спросить, рисовал ли он раньше подобный мотив. Сказал, что не этот конкретно, но подобные – да. Когда начинает работать, в голове уже сидит то, что он хочет показать, образ сформирован. В блокнот постоянно делаются зарисовки, которые в итоге могут стать сюжетами новых работ.Затем на мосту были расставлены яркие человечки, держащие лодку. Обратил внимание, на сочетание расплывчатости и конкретности, темных и ярких цветов, поддержание ритма. На ритм обращал внимание в каждой работе – это важно. Поддерживает его чередованием каких-то элементов, фигурок, а так же цветом – ярким или черным. И в общем, должна чувствоваться гармония. Ну естессно.. Вот итог показа первых приемов:
Итак, главный прием его работы – работа «от пятна». Накладывается живое стремительное пятно, иногда по замыслу, иногда (как в далее идущих упражнениях) от балды, никогда не исправляется, а только дополняется следующими элементами.Следующим был показ упражнения опять же «от пятна» на развитие фантазии, нового взгляда, ну и умения с этим пятном работать. «Помните, мы в детстве играли в такую игру? Вот подхожу я к бумаге и отключаю голову. Очень важно отключать голову! Я еще не знаю, что будет, но это кайфовое состояние, ловите его!» «Вот я ставлю красной краской два пятна и всматриваюсь в них. Я уже что-то вижу. Я вижу мотоциклистов в красных развевающихся плащах! А вы что увидели?» И дорисовывает детали, рассказывая что это за мотоциклисты, куда они едут и почему один стоит на голове у другого. Потеки краски его не смущают.
Предложил нам наляпать пятна и придумать, что это такое. Мы наляпали, но ничего не придумали, он сказал, что это рыбы выглядывающие из моря и докидал несколько деталей карандашом:
«А теперь делаем быстрые упражнения!» И начался взлом нашего мозга. Дает тему, надо быстро сделать зарисовку «от пятна», выложить, обсудить, АВ акцентирует, что в какой работе ему нравится, чего следует избегать, начинать следующую. Ну трудно было, ребята, скажу я вам. В объяснениях все понятно, но когда дело доходит до того, чтобы что-то сделать, чувствуешь себя полным бараном. Понимаешь, что по-старому уже вроде как не надо рисовать, но по-новому еще не знаешь как. Выходил полный бред. Кое-кое-как на сто двадцать пятый раз начинается прояснение. АВ дает тему и рисует вместе со всеми. (Он сделал столько же работ-зарисовок, как и все, плюс несколько больших картин. Темы всякие-разные, тоже подходящие для взлома мозга. А главное, надо смочь показать ХАРАКТЕР и НАСТРОЕНИЕ. А может, и ИСТОРИЮ. Покажу, что успела пофоткать.Тема «Автопортрет»:
Из тактичных пояснений АВ мы поняли, что все это полная фигня. «Домашнее животное»:
«Идеальный человек»
«Кем я хотел быть в детстве»
Свое не показываю, т.к. там полный бред.Тема «Снег». За пять минут Воцмуш нарисовал две картинки (извиняюсь за качество фото):
Мы продолжаем вымучивать свои, но наконец-то во второй половине дня я услышала, что это «то, что надо»:
Ну да, пятно есть…
Тема «Вода» тоже принесла мне надежду, что надежда есть)). АВ сказал, что «несколько открыточно, но в общем то, что надо»:
Не все темы перечисляю, а те, что вспомнила и какие фото остались. Но суть, наверное, ясна.Ближе к завершению дня, чтобы обобщить материал и продемонстрировать действие техники на практике, АВ написал перед нами картину на тему «Снег», попутно объясняя свои действия и отвечая на вопросы.
Смоченная водой акварельная бумага натягивается на планшет или подрамник с помощью мебельного степлера, высыхает и в таком виде готова для работы. У АВ заготовлены предварительные эскизы (покажу ниже), один из них он использовал для написания картины. Большие работы он предварительно размечает карандашом, но это очень легкая разметка, ничего тщательно не прорисовывается. Далее нужные места смачиваются водой, в данном случае это небо – поверхность была смочена и на ней была сделана растяжка. Далее была смочена часть горы и в несколько стремительных приемов была нанесена краска, которая красиво растеклась. Для усиления эффекта он добавляет водички сверху, что бы она текла и делала красивые потеки и разводы.Затем тонкой кисточкой, но все в один слой (!), одна за другой наносятся фигурки. Воцмуш еще раз акцентирует внимание, как важен ритм, как хороша гармоничная композиция, как все должно быть уравновешено в картине, сколько должно быть воздуха и т.п. Ну и просто наблюдать за его работой, за уверенными движениями кисти – одно удовольствие!Неоднократно АВ акцентирует внимание на том, как важно постоянно делать зарисовки, вести блокнот, в котором могут быть и натурные скетчи, и зарисовки идей. Продемонстрировал свой блокнот, вот несколько страничек оттуда. Среди них можно увидеть те зарисовки, с которых рождались картины и на наших глазах:
Вечером – домашнее задание: разработать эскиз и композицию для завтрашней большой работы на тему «Приключение».По впечатлениям первого дня народ был выдохшийся, неудовлетворенный собой, впечатленный легкостью Воцмуша, но все же надеющийся на лучшее). Мы ж знаем, что надежда умирает последней..
День 2.Сразу в бой, начали в таком же интенсивном темпе, как и в предыдущий день. По просьбам трудящихся АВ показал, как он пишет и придумывает персонажей на заданную тему. Попробовали написать мальчиков, дам в наряде, животных, потом сделали наброски людей с натуры. АВ показал способы с предварительным рисунком карандашом и без. Но «предварительный рисунок» - это громко сказано, у него это просто несколько выразительных линий акварельным карандашом. В основном он рисует сразу краской «от пятна», в конце доводя что-то карандашом, ставя какие-то акценты. Чтобы акварель была живая, предварительно смачивает нужную область водой внутри контура.Вот два его мальчика:
Первый способ:1. Рисунок карандашом2. Смачивает нужный участок водой, красит3. Добавляет детали акварельным же карандашомВторой способ:1. Рисует сразу краской. «Пятно подсказывает нам, как сделать выразительную позу или передать характер. Поставишь пятно, и видно, как, например, пойдет рука»2. Детали карандашомНичего не исправляет, использует то, что получилось. «Надо сразу увидеть характер, историю, держать в голове и стараться это передать». Работая, рассказывает целую историю – кто куда пошел, почему герой такой, что он делал до и после и что он чувствует).Работы Воцмуша:
А вот мои мальчики, которых он одобрил:
Другие мои рисунки были неинтересными, посему не засоряю инет).Затем таким же способом сделали наброски фигуры человека (позировали желающие из группы):Работы Воцмуша
У всех у нас была практически одна главная ошибка – сильно ударяемся в детали. АВ акцентировал на том, что характер схватывается не количеством деталей, а выразительностью линии или пятна. Короче говоря, все нужно делать проще и выразительней)…Вторая половина дня у нас пошла на написание картины. Сначала АВ написал свою картину при нас, затем, когда мы работали, он написал еще одну.
Опять алгоритм такой же: 1. предварительная разметка карандашом, 2. маскировка резервом мест, которые должны остаться белыми или под яркие краски, 3. смачивание листа водой, 4. заливки-растяжки, 5. написание по мокрому деталей, которые должны иметь мягкие края6. высушивание (можно феном)7. снятие резерва8. прописывание четких деталей и фигур
Алгоритм перечислить можно, легкость и виртуозность передать нельзя))Вот результат:
А вот вторая:
Мою работу я уже выкладывала в Инстаграм http://instagram.com/eva_vla/ , вот она:
АВ похвалил эту работу, чему я несказанно рада, хотя сюжет взяла предельно простой – только для того, чтобы опробовать технические приемы.
Домашнее задание – придумать сюжет картины на тему «Цирк» и сделать несколько набросков.
День 3.
Начали с быстрых упражнений на цирковую тематику. Надо было придумывать и быстро изображать цирковых героев, по возможности в каких-то взаимоотношениях, чтобы сквозила история, ну и максимально выразительно, по возможности. Народ уже не охал откровенно, а пыхтел, трудясь изо всех сил. К третьему дню задачи уже казались все более ясными, понятие как это делать, тоже. И хоть результат не всегда удовлетворял, стало ясно, что в этом направлении нужно просто трудиться, трудиться и трудиться.Вот работы АВ:
Вы видите, что все образы просты и предельно выразительны, и еще он в своей манере каждую работу подписывает, и все это как-то остроумно и с юмором. Короче, обзавидуешься!))
Ну а потом тоже – АВ написал большую картину на тему «Цирк», после чего мы пытались сделать то же самое.
И вот вторая его работа:
А это мой результат, который так же был одобрен:
Так проходили просмотры и обсуждения:
Ну и в конце - фото на память! АВ раздарил нам свои рисунки, а когда стали выбирать место для фотографирования, кто-то сказал «там бутылки мешаются». АВ: «Ну почему мешаются? Мы будем с ними фотографироваться! Это наша среда». Так вот – фото в среде)..
А в общем – впечатление от МК и от АВ конкретно самое благоприятное! Я реально получала удовольствие. Александру все-таки удалось заставить нас по-новому взглянуть на многие вещи, встряхнуть, растрясти, заставить делать то, что никогда раньше не делали. Ну и люди подобрались увлеченные, интересные. А с единомышленниками всегда комфортно!Короче говоря, было здорово. Рекомендую!
eva-2014new.livejournal.com
воцмуш
Акварели, которые войдут в экспозицию, созданы художником зимой 2016-2017 на острове Панган , Таиланд.
«Это место возвращает нас в детство. Именно о таком острове я мечтал, когда был ребёнком. И именно таким он был в моём представлении. И что удивительно, он существует на самом деле. И я снова сюда попал, но не в своих фантазиях, а по-настоящему. А что может быть лучше каникул, особенно если зимой попадаешь в лето! Вот оно счастье! Приезжайте, рисуйте. Показывайте картинки и зовите друзей». Александр Воцмуш.
«Александр Воцмуш» ̶ это не просто имя художника , Александр Воцмуш ̶ известный бренд в области акварели XXI века, о котором в пространстве Интернета ходят целые легенды.. Его необычайный талант, виртуозное владение акварельной техникой, безудержная фантазия и острый ум, никого не оставят равнодушным, и профессионалов акварельного сообщества, и или простых зрителей - любителей акварели. Александра часто приглашают с выставками и мастер-классами в разные города и страны. Предлагают участие в крупных международных акварельных проектах. В 2016 году Александр был приглашен в качестве одного из членов жури Taiwan World Watercolor Competition & Exhibition 2016. В состав жюри также вошли такие именитые акварелисты, такие как Станислав Золадз и Yi Liu.
- Жизнь художника наполнена путешествиями, новыми открытиями и впечатлениями. Он старается ничего не пропустить, зафиксировать самое интересное, но не на камеру фотоаппарата или телефона, он фиксирует, как истинный художник, акварелью на бумаге. Из этих быстрых зарисовок в последствие рождаются настоящие шедевры. Сюжеты близкие душе художника: море, корабли, города и веси, вечные дороги и конечно же женщины превращаются в акварельное чудо. Картины Александра Воцмуша в самом деле чудесны, как будто сцены из сказок наполненных одновременно и сном и явью, и реальностью и вымыслом, и прошлым и настоящим и даже будущим. Они вызывают эмоции и заставляют думать. Смысл их многогранен и всегда глубок, при кажущейся легкости и невесомости. Воцмуш пишет быстро, если не сказать ̶ очень быстро. Художнику важно отразить на бумаге первое впечатление. Успеть поместить в лист идею, пока она еще свежа. Благодаря высокому мастерству, выработанному и отточенному годами, акварелист достигает «молниеносного» результата, прописывая картину до необходимых мелочей, ювелирное изящества линий. Карины Воцмуша настолько гениальны, неповторимы и узнаваемы, что имеют психологическое воздействие на зрителя. Он не просто знакомит нас со своим необычайно неординарным миром, но и заставляет всех погружаться в него, развивать собственное воображение и находить зашифрованные в каждой картине ответы, ключ к которым спрятан в названиях. Названия к работам придуманные художником уже сами по себе отдельное произведение искусства:
«Бутылка ходит по рукам, улыбка бродит по губам»
«Лида хочет любви, а ты?»
Он не был принцем в принципе»
«Даже свою смерть воспринимайте, пожалуйста, весело»…
Сюжет на канале Санкт- Петербург
www.molbertgallery.ru
Аруш Воцмуш - Виноградова Лика
Всегда нравилось его необычное виденье, а зовут художника Александр Шумцов. Родился Аруш в 1967 году в Омске, переехал в Севастополь, окончил Крымское Художественное училище.Участник более 20 выставок в России.Участник аукциона «Содбис», в Тель-Авиве (1998г.)Он пишет картины, прозу, песни и сценарии...Немножко из интервью с Воцмушом:
Почему Вашим материалом стала именно акварель?- Течет красиво. Это просто инструмент, которым я пытаюсь овладеть и благодаря которому доношу то, что хочется сказать. В училище мы писали акварелью, потом перешли на масло. Я масло сразу не полюбил: имеет запах, плохо сохнет, им долго работать. Пачкает одежду - ее потом не отстираешь, халат нужно специальный надевать, мольберт облеплен грязью... Это влияет на процесс: все состоит из кусочков. Акварелью надо работать быстро. А я так устроен, что не могу картину долго писать. Первое возбуждение может смениться чем-то другим. Можно "засохнуть" и потерять интерес к работе. Нужно не упустить этот луч, поймать его и приклеить на бумагу, чтобы не улетел. И завершить на первой, самой главной волне.
- Никогда не возвращаетесь к истории или картине, которую когда-то начали?- Параллельно существует много историй: морские, городские - я тайно в них живу. Все, что окружает человека, и есть возвращение к каким-то интересным мотивам. Когда долго чем-то занимаешься - теряешь интерес, потому что вокруг возникают всполохи иного, что тоже хочется сделать. Важно не опоздать, потеряв это чувство.
- Вы - человек одной страсти? То есть в процессе работы не возникает искушений: пишете, например, море и вдруг воображение заполоняет город...- Море сделаю быстро, чтобы к нему интерес не потерять…
(Вероника Ермичева, галерист: По-моему, в духе Воцмуша: если делает море и возник город, то он в море нарисует город - и это будет абсолютно естественно.Александр Воцмуш: Город можно затопить - пожалуйста...)
- Вам важно быть первым?- Абсолютно не важно. Все становится очевидным по конечному результату, по тому, например, как люди реагируют на работы, смотрят на выставках. Внутри мне что-то говорит: "Старик, все нормально, двигайся дальше". Все началось с художественного училища в Симферополе. Там сложилась компания замечательных людей, которые на самом деле дали мне больше, чем преподаватели - как в творчестве, так и в осмыслении жизни, хорошими советами. Тогда казалось, что училище - самое лучшее время, что в дальнейшем ничего интереснее и торжественнее не будет. Оказалось, не так.
"Для Воцмуша очень важен первый энергетический импульс, посыл, акт зарождения жизни будущих объектов в пространстве листа"...- Нужно почувствовать - когда именно подойти к мольберту. Нужно услышать щелчок. Бац! - все, пора. В начале же бумагу смачивают водой, потом делают первые шаги. Пишешь небо - берешь толстый флейц, набираешь колер: и по текущей вниз воде идет краска... Тогда живыми, уверенными движениями - которые не специально просчитываются, а делаются чуть ли не закрыв глаза - надо "ударить" облако… Или - птица пролетела… Если первый мазок случился не вялым, а четким, и он действительно тебя радует - значит, картина "пошла". А если этого не произошло, если начало тебе не в кайф - можно все закрывать и идти гулять. На самом деле, с опытом ляпов все меньше. Пора стрелять точнее, "в десятку".
- Как часто такие "щелчки" случаются?- Постоянно. Это называется интуицией. Что-то сердцу говорит: "вот, сейчас пойдите, пожалуйста, туда, поговорите с тем-то, позвоните детям…"
Информация взята с сайта http://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/1795-akvareli-arusha-vocmusha-eto-chistyy-narkotik-tvorchestva.html И там вы можете почитать и посмотреть ещё больше :)
li-winogradova.livejournal.com
Александр Воцмуш »
Александр Воцмуш
В своем кругу, которым так дорожит художник и который так дорожит им, Воцмуш — это брэнд. Когда-то Александр Шумцов, волею носителя фамилии превращенный в Воцмуша, поставил собственный мир с ног на голову, узаконил игру как принцип существования. Сегодня — как и всю сознательную жизнь — он пишет картины, прозу, песни и сценарии. Существует на два города — Москву и Севастополь. Переезды из одного в другой подчиняет импульсу. Если готовит, то экспромтом, по невоспроизводимым рецептам. Является участником аукциона Sotby`s в Тель-Авиве и более двадцати выставок разной географии. Окончил Крымское Художественное училище. Бросил ВГИК. Работает стремительно и только акварелью.
natblog.ru