2. Картина «Видение отроку Варфоломею». 2 картина


2. Картина «Видение отроку Варфоломею». Живописец Нестеров Михаил Васильевич

Похожие главы из других работ:

Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре

В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка...

Изобразительное искусство Сибири

2. Тематическая картина

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной...

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

1.2 Художественная картина Петербурга ХVIII века

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург...

Конфуцианско-даосистский тип культуры

1. Конфуцианско-даосистская картина мира

Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба - высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку...

Культура как ценностная картина мира

3. Понятие «картина мира»

Картина мира -- сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента -- мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом[2]...

Образ Девы Марии в иконописи и в живописи

· Рафаэль и его картина «Сикстинская мадонна»

Рафаэль умер молодым, 37 лет от роду. В марте 1520 года он заболел горячкой, а в апреле великого мастера не стало. Все, кто пишет о Рафаэле, подчеркивают удивительную силу его таланта, его светлый и радостный дар...

Особенности изображения человека в экспрессионизме

2.3 Мое видение человека в стиле экспрессионизм

Быть художником - это большой вызов, и это означает, что у тебя есть миссия в жизни, ты должен всё время исследовать, изучать, пребывать в поиске. Мои работы искажают привычное видение души и тела...

Особливості формування геокультури

5. Геокультура й образно-географічна картина миру

Географічна розмаїтість окремих регіонів, країн і континентів робить практично неможливим подання про якомусь єдиного, магістральному образі світового розвитку в його цивілізаційних, соціальних, політичних й економічних контекстах...

Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

III. Образное видение пьесы. Замысел спектакля

...

Сравнение картин Гаврилова "Свежий день" и Кугача "Перед танцами"

3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»

Юрий Петрович Кугач - современник Владимира Гаврилова. Его картина «Перед танцами: была написана через три года в 1961 году после создания «Свежего ветра», на той же Академической даче близ Вышнего Волочка...

Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

3. Образное видение пьесы. Замысел спектакля

...

Творчество Карла Брюллова

2. Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»

Итальянцы буквально ломились в римскую мастерскую Брюллова, чтобы увидеть «Последний день Помпеи». Вальтер Скотт назвал эту картину величественной эпопеей, Гоголь посвятил ей восторженную статью. «Картина Брюллова,- писал он...

Феномен пропаганды в кинематографе Третьего рейха

§ 1. Общая идеологическая картина в Третьем Рейхе

Рассмотрев в главе 1 основные концепции и определения пропаганды, принятые в настоящее время, можно переходить непосредственно к анализу пропагандистского кинотекста эпохи Третьего Рейха...

Художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов

3 Картина «Христос и грешница»

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге...

Экспрессионизм. Изображение человека нестандартными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле

2.3 Мое видение человека в стиле экспрессионизм

Быть художником - это большой вызов, и это означает, что у тебя есть миссия в жизни, ты должен всё время исследовать, изучать, пребывать в поиске. Мои работы искажают привычное видение души и тела...

cult.bobrodobro.ru

Картина вторая

(Зал во дворце Фоскари. Здесь множество внутренних дверей, увешанных портретами Дожей, сенаторов, семейными портретами Фоскари. Через всю заднюю стену проходят готические аркады, сквозь которые виден Большой канал и, в отдалении, древний мост Риальто. Зал освещается большой люстрой. Из одной из комнат быстро выходит Лукреция, за ней служанки, которые пытаются сдержать её.)

ЛУКРЕЦИЯ

Нет, оставьте меня… Я пойду к нему…

Прежде чем он стал Дожем, он был отцом.

Я дочь Дожей и невестка Дожа. Я буду

требовать справедливости,

а не прощения.

ХОР

Остановись… Твой плач может только усилить

радость твоих врагов. Здесь твои горькие

слёзы – ничто для этого сердца. Ты можешь

надеяться и молить о справедливости только

небо. Послушай нас, смири своё горе.

Пожалеет только Бог.

ЛУКРЕЦИЯ О да, жалость неба приносит утешение несчастным!

Ты, под всемогущим взглядом которого радуются и

плачут все люди, ты, в ком одном вся моя надежда,

помоги же моему горю. Чтобы защитить невиновного,

дай мне твой громовой голос, и его жестокость

смягчит самые безжалостные сердца.

ХОР

Надейся только на милостивое небо,

оно утешит твою боль.

(В слезах входит Пизана.)

ЛУКРЕЦИЯ

Какие новости несёшь мне?.. Говори…

Был ли произнесён злобный

смертный приговор?

ПИЗАНА

Совет милостиво даровал твоему благородному

мужу дальнейшую ссылку.

ЛУКРЕЦИЯ

Милостиво? Это ещё большее оскорбление!

Разве слишком мало преступление в

несправедливости? Должно ли осуждать

несчастного и оскорблять разговорами о

милости и сострадании? О, патриции,

трепещите… Всевышний на небе зачтёт

вам ваши деяния. Вечным позором,

великими страданиями он, в своей

справедливости, покарает вас.

ПИЗАНА И ХОР

Верь в него. Всевышний на небе

защитит невиновного.

Картина третья

(Зал во дворце Дожа. Члены Совета Десяти и Совещательного Собрания входят из соседнего зала.)

ХОР

Обвиняемый был безмолвен. Но бумага,

написанная герцогу Сфорца, обвиняет его.

В ссылке он понесёт должное наказание за

своё преступление. Пусть возвращается на

Крит. Пусть возвращается один. Пусть его

отъезд видят все. Такой приговор доказывает

беспристрастность Совета. Пусть весь мир

знает, что здесь законы одинаково карают

виновного – будь он рядом или далеко, будь

он патриций или плебей. Здесь всемогущий Лев

мечом и крылом настигает и карает всякого

смертного, кто осмелится открыто или в мыслях

бросить ему вызов.

(Выходят все.)

Картина четвёртая

(Личные покои Дожа. Большой стол, на нём серебряный подсвечник, принадлежности для письма, различные бумаги. Рядом большое кресло. Входит Дож и сразу опускается в кресло.)

ДОЖ

Вот я, наконец, один. Один? Так ли это на самом

деле? Куда не проникает глаз Десяти? За каждым

моим словом или движением, даже за каждой моей

мыслью следят! Я всего лишь коронованный раб!

О, старое сердце, что бьёшься в моей груди, как в

молодые годы, стань же, по крайней мере, холодным,

как в тот момент, когда тебя принимает могила. Но

ты сердце отца; ты видишь страдания и слёзы твоего

сына. С этих пор в моих глазах больше нет слёз.

(Входит Слуга, затем Лукреция Контарини.)

СЛУГА

Благородная госпожа Фоскари!

ДОЖ

(И она несчастна!)

Пусть войдёт.

(Слуга выходит.)

(Не забывай, что ты Дож.)

(к Лукреции, идя ей навстречу)

Подойди, дочь моя! Ты плачешь?

ЛУКРЕЦИЯ

Что ещё остаётся мне? У меня нет молний,

чтобы сжечь этих серых тигров, которые

называют себя Советом Десяти!

ДОЖ

Помни, где ты говоришь и кому…

ЛУКРЕЦИЯ

Я знаю.

ДОЖ

Здесь уважай закон своей страны.

ЛУКРЕЦИЯ

Законы Десяти – это только ненависть и

месть. Ты сам знаешь это слишком хорошо.

Ты, кто был судьёй среди них, кто видел

невинную жертву у ног твоих и кто, не

пролив слезы, осудил своего сына, отдай

мне любимого мужа, жестокий отец!

ДОЖ

Верь, что ни один смертный не страдает

так, как это сердце. Не оскорбляй меня.

Тебе бы надо плакать над моей участью.

Я отдал бы всё, что имею, все оставшиеся

мне дни, чтобы мой сын был снова

безвинен и свободен.

ЛУКРЕЦИЯ

Отдай мне любимого мужа, жестокий отец!

Ты сомневаешься в его невиновности?

Ты разве его не знаешь?

ДОЖ

Да, но перехваченная бумага

ясно осуждает его, невестка.

ЛУКРЕЦИЯ

Только чтобы увидеть Венецию,

написал он это роковое письмо.

ДОЖ

Правда. Но это было преступление.

ЛУКРЕЦИЯ

Тогда ты должен пожалеть его.

ДОЖ

Я бы… Я не могу.

ЛУКРЕЦИЯ

Послушай! Вспомни об отцовской любви.

ДОЖ

Я глубоко взволнован…

ЛУКРЕЦИЯ

Отбрось свою строгость.

ДОЖ

Это не строгость. Послушай меня.

ЛУКРЕЦИЯ

Прости его, послушайся меня.

ДОЖ

Нет, у правителя Венеции нет власти на это.

ЛУКРЕЦИЯ

Тогда, если у тебя нет власти, пойдём вместе

молить за твоего сына… ты увидишь, что

мои слёзы и твоя седина, возможно, разбудят

их жалость. Прошу, по крайней мере, надо

испробовать и последнее средство. Пусть

тобою движет только любовь отца, которая

может оказаться более могущественной,

чем власть Дожа.

ДОЖ

(О несчастный отец, зачем тебе твой трон,

если ты не можешь ни дать, ни потребовать

справедливости или прощения для

собственного сына, жертвы невольной

ошибки? Увы, моё горе сведёт меня в могилу!)

ЛУКРЕЦИЯ

Ты плачешь? Твои слёзы вселяют в

меня надежду!

studfiles.net

§ 2. Картина интерференции от двух щелей

Рассмотрим еще раз вопрос, который мы довольно подробно обсудили раньше, в гл. 37 (вып. 3). Сейчас мы используем идею об амплитуде во всей ее мощи, чтобы показать вам, как она работает. Вернемся к старому опыту, изображенному на фиг. 1.1, добавив к нему еще источник света и поместив его за щелями (ср. фиг. 37.4 гл. 37). В гл. 37 мы обнаружили следующий приме­чательный результат. Если мы заглядывали за щель 1 и заме­чали фотоны, рассеивавшиеся где-то за ней, то распределение вероятности того, что электрон попадал в х при одновременном наблюдении этих фотонов, было в точности такое же, как если бы щель 2 была закрыта. Суммарное распределение для элект­ронов, которые были «замечены» либо у щели 1, либо у щели 2, было суммой отдельных распределений и было совсем не похоже на распределение, которое получалось, когда свет бывал вы­ключен. По крайней мере так бывало, когда использовался свет с малой длиной волн. Когда длина волны начинала расти и у нас исчезала уверенность в том, у какой из щелей произо­шло рассеяние света, распределение становилось похожим на то, которое бывало при выключенном свете.

Посмотрим теперь, что здесь происходит, используя наши новые обозначения и принципы композиции амплитуд. Чтобы упростить запись, можно через 1 опять обозначить амплитуду того, что электрон придет в х через щель 1, т. е.

Сходным же образом 2 будет обозначать амплитуду того, что электрон достигнет детектора через щель 2:

Это — амплитуды проникновения электрона через щель и появле­ния в х, когда света нет. А если свет включен, мы поставим себе вопрос: какова амплитуда процесса, в котором вначале электрон выходит из s, а фотон испускается источником света L, а в конце электрон оказывается в ж, а фотон обнаруживается у щели 1? Предположим, что мы с помощью счетчика D1 наблюдаем фотон у щели 1 (фиг. 1.3), а такой же счетчик D2 считает фо­тоны, рассеянные у щели 2.

Фиг. 1.3. Опыт, в котором определяется, через которую из щелей проник электрон.

Тогда можно говорить об ампли­туде появления фотона в счетчике D1 а электрона в x; и об амплитуде появления фотона в счетчике D2, а электрона в х. Попробуем их подсчитать.

Хоть мы и не располагаем правильной математической формулой для всех множителей, входящих в этот расчет, но дух расчета вы почувствуете из следующих рассуждений. Во-первых, имеется амплитуда <1|s> того, что электрон доходит от источника к щели 1. Затем можно предположить, что имеется конечная амплитуда того, что, когда электрон находится у щели 1, он рассеивает фотон в счетчик D1. Обозначим эту ам­плитуду через а. Затем имеется амплитуда <x|1> того, что электрон переходит от щели 1 к электронному счетчику в х. Амплитуда того, что электрон перейдет от s к х через щель 1 и рассеет фотон в счетчик D1 тогда равна

<x|l> a <l|s>.

Или в наших прежних обозначениях это просто а1.

Имеется также некоторая амплитуда того, что электрон, проходя сквозь щель 2, рассеет фотон в счетчик D1. Вы скажете: «Это невозможно; как он может рассеяться в счетчик D1? если тот смотрит прямо в щель 1?» Если длина волны достаточно велика, появляются дифракционные эффекты, и это становится возможным. Конечно, если прибор будет собран хорошо и если используются лишь фотоны с короткой длиной волны, то ам­плитуда того, что фотон рассеется в счетчик D1 от электрона в щели 2, станет очень маленькой. Но для общности рассуждения мы учтем тот факт, что такая амплитуда всегда имеется, и обо­значим ее через b. Тогда амплитуда того, что электрон проходит через щель 2 и рассеивает фотон в счетчик D1 есть

Амплитуда обнаружения электрона в х и фотона в счетчике D1 есть сумма двух слагаемых, по одному для каждого мысли­мого пути электрона. Каждое из них в свою очередь составлено из двух множителей: первого, выражающего, что электрон прошел сквозь щель, и второго — что фотон рассеян таким электроном в счетчик D1; мы имеем

Аналогичное выражение можно получить и для случая, ког­да фотон будет обнаружен другим счетчиком D2. Если допус­тить для простоты, что система симметрична, то а будет также амплитудой попадания фотона в счетчик D2, когда электрон проскакивает через щель 2, a b — амплитудой попадания фо­тона в счетчик D2, когда электрон проходит через щель 1. Соот­ветствующая полная амплитуда — амплитуда того, что фотон окажется в счетчике D2, а электрон в х,— равна

Вот и все. Теперь мы легко можем рассчитать вероятность тех или иных случаев. Скажем, мы желаем знать, с какой ве­роятностью будут получаться отсчеты в счетчике D1 при попада­нии электрона в х. Это будет квадрат модуля амплитуды, давае­мой формулой (1.8), т. е. попросту |a1+b2|2. Поглядим на это выражение внимательнее. Прежде всего, если b=0 (мы хотели бы, чтобы наш прибор работал именно так), ответ просто равен |1|2 с множителем |a|2. Это как раз то рас­пределение вероятностей, которое получилось бы при наличии лишь одной щели, как показано на фиг. 1.4, а.

Фиг. 1.4. Вероятность отсчета электрона в х при условии, что в D1 замечен фотон в опыте, показанном на фиг. 1.3. а — при b=0; б — при b=а; в — при 0<b<а.

С другой сторо­ны, если длина волны велика, рассеяние за щелью 2 в счетчик D1 может стать почти таким же, как за щелью 1. Хотя в а и b могут входить какие-то фазы, возьмем самый простой случай, когда обе фазы одинаковы. Если а практически совпадает с b, то полная вероятность обращается в | 1+2|2, умноженное на |а|2, потому что общий множитель а можно вынести. Но тогда выходит то самое распределение вероятностей, которое получилось бы, если бы фотонов вовсе не было. Следовательно, когда длина волны очень велика (и детектировать фотоны бес­полезно), вы возвращаетесь к первоначальной кривой распре­деления, на которой видны интерференционные эффекты, как показано на фиг. 1.4,б. Когда же детектирование частично все же оказывается эффективным, возникает интерференция между большим количеством 1 и малым количеством 2 и вы получаете промежуточное распределение, такое, какое намечено на фиг. 1.4,в. Само собой разумеется, если нас заинтересуют одно­временные отсчеты фотонов в счетчике D2 и электронов в х, то мы получим тот же результат. Если вы вспомните рассужде­ния гл. 37 (вып. 3), то увидите, что эти результаты описывают количественно то, что было сказано там.

Нам хотелось бы подчеркнуть очень важное обстоятельство и предостеречь от часто допускаемой ошибки. Пусть вас инте­ресует только амплитуда того, что электрон попадает в х, причем вам безразлично, в какой счетчик попал фотон — в D1 или в D2. Должны ли вы складывать амплитуды (1.8) и (1.9)? Нет! Никог­да не складывайте амплитуды разных, отличных друг от друга конечных состояний. Как только фотон был воспринят одним из фотонных счетчиков, мы всегда, если надо, можем узнать, не возмущая больше системы, какая из альтернатив (взаимо­исключающих событий) реализовалась. У каждой альтерна­тивы есть своя вероятность, полностью независимая от другой. Повторяем, не складывайте амплитуд для различных конечных условий (под «конечным» мы понимаем тот момент, когда нас интересует вероятность, т. е. когда опыт «закончен»). Зато нужно складывать амплитуды для различных неразличимых альтернатив в ходе самого опыта, прежде чем целиком закон­чится процесс. В конце процесса вы можете, если хотите, ска­зать, что вы «не желаете смотреть на фотон». Это ваше личное дело, но все же амплитуды складывать нельзя. Природа не знает, на что вы смотрите, на что нет, она ведет себя так, как ей положено, и ей безразлично, интересуют ли вас ее данные или нет. Так что мы не должны складывать амплитуды. Мы сперва возводим в квадрат модули амплитуд для всех возможных разных конечных состояний, а затем уж складываем. Пра­вильный результат для электрона в x и фотона то ли в D1 то ли в D2 таков:

studfiles.net

2. Тематическая картина. Изобразительное искусство Сибири

Похожие главы из других работ:

Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре

В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка...

Живописец Нестеров Михаил Васильевич

2. Картина «Видение отроку Варфоломею»

Свою программную картину "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890) художник начал компоновать с пейзажа. Окрестности Троице-Сергиева помнили тихую поступь основателя монастыря. "Ряд пейзажей и пейзажных деталей,- вспоминал Нестеров...

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

1.2 Художественная картина Петербурга ХVIII века

Обстановка, в которой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург...

Конфуцианско-даосистский тип культуры

1. Конфуцианско-даосистская картина мира

Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба - высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку...

Культура как ценностная картина мира

3. Понятие «картина мира»

Картина мира -- сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента -- мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом[2]...

Образ Девы Марии в иконописи и в живописи

· Рафаэль и его картина «Сикстинская мадонна»

Рафаэль умер молодым, 37 лет от роду. В марте 1520 года он заболел горячкой, а в апреле великого мастера не стало. Все, кто пишет о Рафаэле, подчеркивают удивительную силу его таланта, его светлый и радостный дар...

Особливості формування геокультури

5. Геокультура й образно-географічна картина миру

Географічна розмаїтість окремих регіонів, країн і континентів робить практично неможливим подання про якомусь єдиного, магістральному образі світового розвитку в його цивілізаційних, соціальних, політичних й економічних контекстах...

Памяти Брата. Музей Сергея Бодрова

Глава 2. Тематическая структура экспозиции музея

«Перемены в экспозиции можно объяснить внешними и внутренними причинами». Из внешних факторов - выставка вне музея. Внутренняя - применение в экспозиционной работе достижений музеологии...

Сравнение картин Гаврилова "Свежий день" и Кугача "Перед танцами"

3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»

Юрий Петрович Кугач - современник Владимира Гаврилова. Его картина «Перед танцами: была написана через три года в 1961 году после создания «Свежего ветра», на той же Академической даче близ Вышнего Волочка...

Творческий путь В.М. Васнецова

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ

...

Творческий путь В.М. Васнецова

1.2 ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

С середины XIX века русское изобразительное искусство, вдохновляемое идеями революционно- демократической мысли, вступает во все более тесные и сложные взаимоотношения с действительностью...

Творчество Карла Брюллова

2. Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»

Итальянцы буквально ломились в римскую мастерскую Брюллова, чтобы увидеть «Последний день Помпеи». Вальтер Скотт назвал эту картину величественной эпопеей, Гоголь посвятил ей восторженную статью. «Картина Брюллова,- писал он...

Феномен пропаганды в кинематографе Третьего рейха

§ 1. Общая идеологическая картина в Третьем Рейхе

Рассмотрев в главе 1 основные концепции и определения пропаганды, принятые в настоящее время, можно переходить непосредственно к анализу пропагандистского кинотекста эпохи Третьего Рейха...

Фестиваль и особенности его проведения

1.4 Художественная концепция и тематическая направленность фестивалей

Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой...

Художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов

3 Картина «Христос и грешница»

Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге...

cult.bobrodobro.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта