Описание картины Сергея Герасимова «Мать партизана». Герасимов картина


Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964). Мастера исторической живописи

Сергей Васильевич Герасимов

(1885–1964)

Многие искусствоведы отмечали, что большого мастерства Сергей Васильевич Герасимов достиг при выполнении своей знаменитой галереи крестьянских портретов. Для усиления характерности он выполнял тонкие, как бы бегущие мазки и мягкую, звучную, глубокую колористическую гамму.

Сергей Васильевич Герасимов родился в Можайске. В 1901 году в возрасте шестнадцати лет он приехал в Москву, сдал экзамены и был зачислен в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Проучившись в нем шесть лет, Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 году.

После окончания училища Герасимов некоторое время брал уроки у К. А. Коровина и С. В. Иванова, которые оказали значительное влияние на формирование его художественной манеры.

Герасимов писал пейзажи, причем более всего его привлекала тема деревни. Довольно часто он изображал не просто природу, а сцены сельской жизни. Кроме этого, художник, откликаясь на политическую обстановку в стране, выполнил большое число картин на революционные и исторические сюжеты, а также иллюстраций к литературным произведениям.

С. В. Герасимов. «Клятва сибирских партизан», 1933, Русский музей, Санкт-Петербург

Среди его ранних жанровых работ можно отметить полотна «У телеги» (1906), «Можайские ряды» (1908). В этих произведениях Герасимов старался правдиво показать крестьянский характер.

На протяжении всей жизни Герасимов занимался преподавательской и общественной деятельностью. С 1912 по 1914 год преподавал живопись сначала в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина, в 1918–1923 годах — в Государственной школе печатного дела ИЗО Наркомпроса при Первой образцовой типографии. В 1922–1925 годы он входил в объединение «Маковец», через год присоединился к Обществу московских художников, а с 1930 по 1932 год являлся членом Ассоциации художников революции.

С. В. Герасимов. «Мать партизана», 1943, вариант — 1949–1950, Третьяковская галерея, Москва

В 20–30-е годы Герасимов, вновь заинтересовавшись крестьянским характером, выполнил множество портретов («Фронтовик», 1926; «Пугачевец», 1927; «Портрет крестьянина (в шубе)», 1927; «Колхозный сторож», 1933 и др.). М. Чегодаева, внимательно изучив эту обширную галерею портретов, сделала вывод: «По сути, это уже не изображения отдельных индивидуальных лиц, пусть даже и типизированных, и обобщенных. Мужики Герасимова — это сам народ, поднявшийся, обретший силу».

С 1930 по 1936 год Герасимов работал в Московском полиграфическом институте, затем — в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1940 году ему было присвоено звание профессора.

Выполнив большую серию крестьянских портретов, Герасимов переключился на другие темы. В 30 — начале 40-х годов он написал несколько жанровых полотен: «Клятва сибирских партизан» (1933), «Колхозный праздник» (1937) и др.

В годы Второй мировой войны профессора и преподаватели института, в том числе и Герасимов, были эвакуированы в Самарканд. Там художник выполнил множество полотен, на которых запечатлел события тех дней. Среди них можно отметить картину «Мать партизана» (1943). Вот как описывает рождение этого произведения друг Герасимова, директор Московского института Л. Денисов: «…Сергей Васильевич был достаточно замкнут и даже скрытен, если речь заходила о его творческих планах. Он либо с присущим ему тонким юмором отшучивался, либо находчиво уходил от ответа. Но между нами… установились дружеские, доверительные отношения. Это позволило мне во всех подробностях наблюдать процесс работы над полотном — от первоначального этюда до окончательного варианта композиции. В 1942 году художник выполнил ряд подготовительных этюдов к картине „Мать партизана“. Замысел претерпевал существенные изменения в ходе работы. Так, вначале появилась небольшая композиция с зимним пейзажем (тогда в Самарканде неожиданно выпал снег). В этом варианте фигура немца была приземиста, откровенно жалка. Образ врага совпадал с определенным газетным стереотипом первых лет войны: дескать, русский мороз не по зубам фрицам, да и сами они ничтожны и смехотворны. От подобной карикатурности, недооценки силы врага автор вскоре отказался…»

В результате в законченном варианте картины зритель видит высокого, крепкого, молодого офицера, который со злостью и ненавистью смотрит на стоящую перед ним русскую женщину. Во всем ее облике чувствуется непреклонность и решительность.

Довольно легко можно представить, что происходило в деревне после того, как ее заняли немцы: они подожгли дома, убили немногих находящихся в деревне мужчин. Художник показал момент, когда немец выпытывает у крестьянки место, где находятся партизаны. Она в ответ не произносит ни слова — только, гордо подняв голову, без страха смотрит в глаза фашисту.

С. В. Герасимов. Иллюстрация к роману А. М. Горького «Дело Артамоновых», 1946–1954, Литературный музей, Москва

Первые зрители увидели картину сразу же после окончания работы над ней, в 1943 году. Многие коллеги и друзья художника, в том числе И. Э. Грабарь, отметили высокое мастерство автора. Однако через несколько лет появился второй вариант этой картины, в которой мастер заново переписал лицо крестьянки. Из-за этих изменений картина, по мнению Грабаря, в некоторой степени потеряла самобытность и выразительность.

После окончания Второй мировой войны Герасимов был назначен художественным руководителем, а через год — директором института. Он занимал должность директора в течение двух лет — с 1946 по 1948 год.

В 1950 году Герасимов стал руководителем факультета монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). На этой должности он находился в течение 14 лет, до конца жизни.

К 1950-м годам относится окончание большого цикла иллюстраций к роману А. М. Горького «Дело Артамоновых». Художник начал работу над иллюстрациями вскоре после окончания войны, в 1946, а закончил в 1954 году. За свою работу мастер был награжден золотой медалью Всемирной выставки в 1958 году в Брюсселе. Остальные его работы также неоднократно награждались медалями и премиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Выставка работ Александра Герасимова – любимого художника Сталина

Подробности Категория: Выставки Опубликовано: 16 февраля 2016 Просмотров: 6151

«два вождя после дождя» - «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»

В Государственном историческом музее 10 февраля открылась выставка, посвященная 135-летию Александра Герасимова - известного советского и русского живописца, пожалуй, одного из самых ярких представителей социалистического реализма.

В экспозицию вошли полотна всех жанров, в которых художник когда-либо работал. Здесь и ранние пейзажи начала века, сочные натюрморты, акварели из путешествий по Индии и Китаю, парижские зарисовки, а также портреты вождей, благодаря которым Герасимов и стал столь знаменит. Не нужно быть ни политиком, ни историком, ни искусствоведом, чтобы понять, какие картины сделали художника знаменитостью своей эпохи, лауреатом 4 Сталинских премий и кавалером ордена Ленина.

Творческий путь Герасимова начался в 1903 году, когда он поступил в Московское художественное училище. Под влиянием своих учителей, среди которых были Серов и Коровин, начинающий художник обратил внимание на стиль импрессионистов. На выставке можно видеть эти ранние, совсем не похожие на последующие, работы Герасимова: «После весенней грозы», «Ню», «Волчий голос в поле». На картинах 1912 - 1913 года мазки несколько грубоватые, но умение художника передать атмосферу цветовым решением бесспорно.

После весенней грозы 1913

После весенней грозы 1913 г.

После войны, в которой художник принимал участие в качестве служащего санитарного поезда, он вернулся в 1925 году в Москву, где и вступил в ряды Ассоциации художников революционной России. Можно сказать, что путь к социалистическому реализму начинался именно там. Участники этого движения творили в стиле классического реализма, но своей тематикой выбирали сюжеты, понятные народу.

В экспозицию вошел стенд, на котором размещены документы и фотографии из частных коллекций, имеющие отношение к жизни художника и его «карьерной лестнице». Здесь и депутатский билет Герасимова, и его орденская книга, поздравительное письмо от Ворошилова. Ворошилов К.Е. в принципе сыграл не последнюю роль в судьбе художника. А за известную картину, в народе получившую название «два вождя после дождя» - «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» А.М. Герасимов получил свою первую Сталинскую премию.

Герасимова действительно можно было назвать любимым художником Сталина. Живописец долгое время создавал образ любимого народом, мудрого и великого вождя. Современники отмечали, что Герасимов был энтузиастом во всем, что было связано с делами КПСС, включая борьбу с «инакомыслием» среди держащих в руках кисти; он критиковал «поверхностное» зарубежное искусство и безоговорочно льстил вождю, как на картинах, так и на словах. В 1938 году Герасимов возглавил правление Союза художников, а в 47 году стал (по настоянию того же Ворошилова) первым президентом Академии художеств СССР.

Его работы «Выстрел Авроры», «Ленин на трибуне»,  и многие другие стали образцовыми для советского зрителя, на них было изображено то, «во что верили они, и мы верили» - по словам старшего поколения, посетившего экспозицию.

Ленин на трибуне 1929 - 1930

Ленин на трибуне 1929-1930 гг.

Посетители выставки также отмечают, что на картинах Герасимова действительно видно «как менялся этот всесильный, казалось бы, человек» - Сталин. От «Портрета И.В. Сталина на XVII съезде ВКП(б)», написанного в 1934 году к изображенному в полный рост, «героическому» образу вождя с военным биноклем в 1944 году, к полотну «Похороны Сталина». Смотря на эти работы, кажется справедливым вопрос: «Кем бы был Герасимов без Сталина…и Сталин без Герасимова?».

Портрет И.В. Сталина на XVII съезде ВКП(б) 1934

Портрет И.В. Сталина на XVII съезде ВКПб 1934 г.

Герасимов, в отличие от многих советских людей искусства, не был невыездным. А потому в его творчестве есть период, который можно смело назвать «зарубежными акварелями». Так на выставке посетители могут видеть парижскую серию 1934 года, стиль письма которой чем-то напоминает Дега, среди которой такие работы как «Ночной Париж», «Париж ночью», «Париж. Кабаре». Очень атмосферными являются также восточные акварели художника 50-х годов: сцены из индийской и китайской жизни – «Набережная в Шанхае», «Могила императора в Нанкине», «Ночная лавка в Бомбее». Действительным шедевром по цветовому решению и колориту видится картина 1934 года «Айя София», пропорции храма в Константинополе ясно показывают зрителю, что рисовал ее не только художник, но и архитектор, знающий и чувствующий здание и его пропорции.

Париж ночью 1934

Париж ночью 1934 г.

Странное чувство охватывает зрителя, когда от ярко-алой, поистине монументальной работы «Гимн Октябрю» (за нее художник также получил Сталинскую премию в 1943 году) переходишь в зал натюрмортов. «Полевой букет» 1952 года, «Розы на столе» 1938, потрясающе атмосферная, буквально дышащая весной «Цветущая яблоня» 1953, и многие другие полотна, на контрасте с социалистическим реализмом создают странное чувство. Вот что художник писал о работе над такими картинами: «Какое огромное наслаждение – писать цветы, особенно полевые, они приносят с собой в мастерскую аромат родной природы, вызывают в памяти прекрасные воспоминания… Натюрморты “прочищают” глаз художника. Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами».

Розы 1948

Розы 1948 г.

Герасимов был не только художником, но и иллюстратором, в экспозицию включены его работы по оформлению повести Гоголя «Тарас Бульба» в 1952 году: «Приезд Остапа и Андрия», «Стой! Выпала люлька с табаком!». В этом же зале можно видеть этюды и саму картину, ставшую визитной карточкой выставки 2016 года – «Половецкие пляски». Здесь смешение эротики, буйства танца и грубоватых ярких мазков, художнику «хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звезды, как блеск моря…» - так писал Герасимов о своей работе в 1955 году. Смотря на нее, хочется спросить: «Как же могло такое полотно оказаться в частной коллекции?».

Половецкие пляски 1955

Половецкие пляски 1955 г.

И такие вопросы действительно задаются посетителями. Стоит открыть книгу отзывов, чтобы понять, насколько разные впечатления оставляет выставка Герасимова. Кто-то просит выставлять больше работ советских авторов, так как именно в их полотнах кроется наше героическое прошлое, ностальгирует по ушедшей эпохе, а кто-то возмущен до глубины души попытками в XXIвеке навести позолоту на сталинизм.

Но почему же нам так свойственно замечать одно и абсолютно не рефлексировать о другом? Да, Герасимов был прямолинейным и властным президентом Академии художеств, его картины социалистического реализма с соответствующей тематикой – живая пропаганда в красках, но как же натюрморты? И ранний импрессионизм? Восточные и парижские акварели, неповторимый экстаз половецких плясок?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо своими глазами видеть работы художника, переходя от залы к зале. Выставка 2016 года, по сути, дважды юбилейная: исполняется 80 лет со дня первой выставки Герасимова в 1936 году, а экспозиция является также первой спустя 60 лет монографической выставкой забытого после «оттепели» живописца.

Выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника» пройдет в Государственном историческом музее

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея (площадь Революции, 2/3)

Режим работы выставки: 10 февраля - 11 апреля 2016

Ольга Давыдова

historyrussia.org

Описание картины Сергея Герасимова «Мать партизана»

Описание картины Сергея Герасимова «Мать партизана»

Герасимов трудился над этим шедевром на протяжении долгих 7 лет. Начал он картину в переломном 1943-м. В это время фашистов уже остановили. Партизаны были мстителями из народа, которые как раз и объединяли фронт и тыл. Этим патриотам не были страшны пытки и угрозы.

В центре своего полотна Герасимов изображает простую русскую женщину. Фашистам не могут ее запугать. Прямо за ней родная земля, которую враги опалили и осквернили. Она вся залита кровью родных людей и близких друзей. Эта земля стала патриотов священной. И это не просто громкие слова.

Фашисты смогли почувствовать, как мощен гнев народа. Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с настоящей русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. Мы видим ее силу и величие, а сзади нее полыхает пожарище. На лице можно прочесть страдание. Но мы видим непоколебимого человека, который ничего не боится.

Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное.

Герасимов сознательно затушевал все то, что сопутствует главным персонажам. Перед нами только мать и фашист. Их фигуры прорисованы в мельчайших подробностях. Другие персонажи только намечены.

Художник показал в этом сильном эпизоде столкновения русской женщины и немца мужество русских людей и максимальную стойкость в действительно великой борьбе. Люди верят, что разум обязательно победит, иначе просто не может быть.

Герасимов воплотил в этой картине яркий и глубокий оптимизм. Перед нами творение, удивляющее монументальностью.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта