Василий Васильевич Верещагин Серия "1812 год"*. 1812 картины


Отечественная война 1812 года в живописи.

   В местах, захваченных Наполеоном, с каждым днем крепло и разрасталось партизанское движение. Практически каждая подмосковная деревня имела свой партизанский отряд. «Вообще поселяне наши, - сообщалось в листовке за 8 октября 1812 года, горя справедливым мщением .. побивают множество неприятелей и множество всякой день доставляют пленных в армию». Один из таких эпизодов изображен на картине И. Прянишникова.И. Прянишников. "Эпизод из Отечественной войны".

 После Отечественной войны было решено создать галерею портретов ее героев и разместить их в Зимнем дворце. Для этой цели в 1819 году был приглашен английский художник Д. Доу. Вместе с двумя помощниками он работал десять лет и написал 339 портретов генералов- участников войны и заграничных походов. Некоторые приезжали сами, другие посылали копии уже готовых портеретов.

Так, например, скопирован для военной галереи портрет А. Кутайсова – одного из самых молодых генералов Отечественной. Кутайсов был сыном пленного турка, подаренного Екатериной II  своему сыну Павлу. При дворе Павла  I  отец Кутайсова сделал большую карьеру. Благодаря  этому и своим  способностям , Александр  в 22 стал генералом, был убит во время Бородинского сражения.

 Д. Доу Портрет А. Кутайсова.

  Другой герой войны 1812 года – генерал А. Остерман- Толстой. В 1812 году его корпус задержал неприятеля под Витебском. В Бородинском сражении генерал получил тяжелую контузию и выбыл из строя, но уже через несколько дней вернулся в строй. В 183 году в сражении под Бауценом Остерман – Толстой был тяжело ранен, но оставался на поле, пока не потерял сознание.   В другом сражении получил ранение в правую руку, которую пришлось ампутировать.Д. Доу Портрет А. Остермана - Толстого

 Трагична судьба генерала М. Милорадовича. Его военная карьера началась в походах Суворова. Отчаянный воин и любимец Суворова, он участвовал в Бородинском сражении, а затем был назначен командовать арьергардом отступавшей на Москву русской армией. Со соей задачей он справился блестяще.  В 1825 году погиб на Сенатской площади, застреленный декабристом Каховским.

Д. Доу. Портрет М. Милорадовича.

 Эти картины лишь небольшая толика художественных произведений, посвященных войне 1812 года. Сейчас они рассеяны по российским музеям, но основная часть находится в музее Бородинской панорамы в Москве.

 

 

nellyt.livejournal.com

Отечественная война 1812 года. Картины

200 лет назад наши предки сошлись с грандиозном сражении армией двунадесяти языков в Бородино.26 августа (7 сентября) целый день проходило сражение, по результатам которого французы не смогли захватить позиции русский войск.На следующий день Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов приказал организованно отступить русской армией на заранее подготовленные позиции, чтобы сохранить армию и продолжать сражения с оккупантами. Не пройдет и 4 месяцев, как армия Наполеона будет уничтожена, а русская армия в 1813 году выступит в заграничный поход, чтобы окончательно разгромить империю Бонапарта.СЛАВА НАШИМ ПРЕДКАМ!

Вторжение наполеоновской армии в Россию.Неизвестный художник

Русские уланыНеизвестный автор, сер. XIX века

Ветеран.А.Ю.Аверьянов

Французская артиллерия на Бородинском полеПанорама «Бородино» (фрагмент)Ф.А.Рубо

Атака литовцев (Эскиз)Н.С.Самокиш

Веселый драгун(2-й эскадрон Московского драгунского полка)А.Ю.Аверьянов

Конец Бородинского боя.В. В. Верещагин

Саксонские кирасиры на Бородинском полеПанорама «Бородино» (фрагмент)Ф.А.Рубо

Рукопашный бой русской и французской пехотыПанорама «Бородино» (фрагмент)Ф.А.Рубо

«Да, были люди в наше время...»В.Г. ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

«И молвил он...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«На поле грозной сечи ночная пала сень...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«Два дня мы были в перестрелке...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«Наш рукопашный бой...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«Сквозь дым летучий...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«Прилег вздремнуть я у лафета»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Забил снаряд я в пушку туго...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«В дыму огонь блестел...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«И застучали барабаны...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«И отступили басурманы...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

«Тогда считать мы стали раны...»В.Г.ШевченкоИллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Кутузов в окружении штабаА.П.Апсит,Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Ополченцы на строительстве укреплений на Бородинском поле.Д. Шмаринов.Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Кутузов осматривает позицию при Бородине.В. Шевченко.

«М.И.Кутузов в Бородинском бою»С.Н. Трошин

Наполеон на Бородинских высотах (1897)Василий Верещагин

БивуакА.Ю.Аверьянов

Атака маршала Нея при Бородине.Гравюра по картине Ланглуа

Марш дивизии Пино 16 июля 1812 годаА.Адам

Переправа через Днепр у Дорогобужа 26 августа 1812 годаА.Адам

В санитарной палатке на Бородинском поле.А.Апсит

Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачёва принять шпагу из рук Наполеона.Хромолитография А. Сафонова.

Портрет генерал-фельдмаршала князя М.И.Голенищева-Кутузова (1747–1813)Р.М.Волков

Давыдов Денис ВасильевичОн так крепко «насолил» французам, что Наполеон отдал приказ: «При задержании – расстрелять на месте»В Отечественной войне 1812 года он предложил П.И. Багратиону забросить в тыл неприятеля конные отряды, которые изрядно досаждали французам. Поэт. А.С. Пушкин шутил о своём приятеле-гусаре, что «военные думают, что он отличный писатель, а писатели уверены, что он отличный генерал».

Портрет князя Петра Ивановича Багратиона (1769–1812)Неизвестный художник

Милорадович Михаил Андреевич – герой Отечественной войны 1812 года Однако погиб он не в баталиях, а от пули декабриста Каховского в 1825 г.

Николай Раевский. Этот русский генерал, по словам Наполеона, был «сложен из того материала, из которого делаются маршалы».

Фёдор РостопчинМосковский главнокомандующий, начальник ополчения в смежных с Московской губерниях.

Не замай. Дай подойти.В.В. Верещагин

Военный совет в Филях.А.Д. Кившенко

Народное ополчение в 1812 годуА.М. Ананьев

Подвиг Генерала КостенецкогоВо время Бородинской битвы вражеские кавалеристы ворвались на батарею русского генерала. В рукопашной схватке он в одиночку отбился от двух десятков всадников, изломав несколько банников об их головы и спины. В беседе с Александром I этот генерал предложил заменить деревянные банники на железные. В ответ император со смехом заметил: «Мы, конечно, можем понаделать железных банников, но где я возьму столько таких генералов?».

Штурм батареи Раевского.А.Ю. АверьяновИз рапорта М.Б. Барклая де Толли М.И. Кутузову: «Вскоре после овладения неприятелем всеми укреплениями левого фланга сделал он атаку на центральную батарею…».

Подвиг солдат генерала Горчакова.Ю.Цыганков

В 1812 году Горчаков состоял под начальством своего друга и боевого товарища Багратиона, который 24 августа возложил на него труднейшую задачу обороны Шевардинского редута, находившегося на Бородинском поле, в двух верстах перед деревней Семеновской. Здесь было необходимо задержать натиск подходившей французской армии, чтобы дать возможность русским войскам занять избранные для генерального сражения позиции и возвести необходимые полевые укрепления.Горчаков защищал Шевардинский редут с одиннадцатитысячным отрядом против тридцати пяти – сорока тысяч французов. Переходя в яростные контратаки, полки Горчакова отражали все усиливавшийся натиск противника вплоть до наступления полной темноты, когда по приказу Кутузова отошли к расположению главных сил. Стойкость и героизм, проявленные русскими войсками в этом бою, поразили Наполеона и его солдат; битва эта явилась достойным прологом Бородинского сражения.Находясь в «день Бородина» при Багратионе, Горчаков был тяжело ранен; в армию он смог вернуться только в январе следующего года. Деятельный участник кампаний 1813-1814 годов, он за взятие Парижа получил чин генерала от инфантерии и орден Георгия 2-й степени».Сейчас на этом месте установлен единственный на поле французский памятник с красноречивой надписью: "Мертвым Великой армии".

Бой за Багратионовы флешиА.Ю. АверьяновИз донесения: «Час ранения П.И. Багратиона точно определить не представляется возможным. …в 11 часов войска под командованием Багратиона успешно отразили очередную атаку, и только по смыслу написанного можно догадаться, что атака на батарею Раевского была предпринята после захвата флешей...»

Подвиг генерала ТучковаБеркут В.

Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот великий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у деревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя.По словам очевидца, бывшего в эти минуты рядом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала...». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра.

Смертельное ранение генерала Кутайсова.Архипов И.

Проезжая мимо батареи Раевского, находившейся в центре русских позиций, А.П. Ермолов увидел, что она только что взята французами. Понимая, какое огромное тактическое значение имеет этот пункт, он организовал контратаку и во главе близстоящего пехотного батальона бросился к батарее. Захватывая развернутым фронтом этой части группы отступавших солдат, Ермолов увлекал их за собой и в этом стремительном движении потерял из виду Кутайсова. Вскоре на поле была поймана лошадь начальника артиллерии с окровавленным седлом, а на другой день к Ермолову явился пехотный офицер и передал ордена и саблю Кутайсова, свидетелем смерти которого он был.

Смертельное ранение генерала П. Багратиона на Бородинском поле.А.И. Вепхвадзе

Бой за Шевардинский редутРедуты сыграли значительную роль в Бородинском сражении. На подступах к ним разворачивались самые ожесточенные схватки, этим термином наполнены донесения о ходе и результатах битвы. Термин «редут» означает: Сомкнутое полевое укрепление прямоугольной или многоугольной формы, подготовленное к круговой обороне

2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут.И.В. Евстигнеев.

Битва под Малоярославцем 1812 г.О.А. Авакимян

Переправа французской армии через Березину.П. Гесс

avtomat-kx.livejournal.com

Война 1812 года в картинах Верещагина

 Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post165409022/

Художник Василий Верещагин/Война 1812 года

Серия, посвященная войне 1812 года, была начата еще в Париже, и до конца дней она оставалась главным делом художника. Однако ее замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею. Художник Василий Верещагин В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895ataka (700x641, 276Kb)Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России

Наполен и маршал Лористон, 1900napoleon (700x590, 61Kb)В Кремле - пожар!fair (635x700, 209Kb)Наполен на Бородинском полеborodinskoe (700x491, 172Kb)Наполеон. Дурные вести из Францииbonapart (611x700, 205Kb)Наполен у Москвы. В ожидании депутации боярu-moskvy (700x641, 145Kb)Конец Бородинской битвы, 1900war-1812-year (700x450, 76Kb)Великая армия. Ночной привалarmy (700x477, 80Kb)В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчковеpapert (700x517, 73Kb)Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан".С оружием в руках - расстрелять!soldiers (700x512, 108Kb)Не замай, дай подойтиwar (700x632, 242Kb)Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены. Его композициям присуща театральность, оттенок мелодраматизма. Как и для большинства реалистов, для Верещагина камнем преткновения была работа по воображению; все, что лежит за пределами непосредственного наблюдения, дается ему с трудом. Отступление. Бегство на большой дорогеwinter (700x492, 162Kb)Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.

vpereplete.blogspot.com

Серия картин Верещагина об Отечественной войне 1812 года

Верещагин В. Наполеон I в России. 1812. – Тверь, 1993[О Бородинском сражении] //Верещагин В. Листки из записной книжки. – В кн.: В. В. Верещагин. Повести. Очерки. Воспоминания. — М., 1990 Федорова О. Верещагин в Бородино //В.В.Верещагин и русская культура XIX века: Тезисы докладов науч. конференции. – Череповец, 1992Картины и рисунки Верещагина Нажмите чтобы увеличить

Снег. 1887 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архивНажмите чтобы увеличить

Березы под снегом. 1887 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

Огонь. 1887 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

В штыки! Ура! Ура! (Атака) 1887-1895 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив Нажмите чтобы увеличить

«Не замай – дай пройти!» 1877-1895 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив Нажмите чтобы увеличить

На этапе. Дурные вести из Франции 1887-1895 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив Нажмите чтобы увеличить

На большой дороге. Отступление, бегство… 1887-1895 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

С оружием в руках – расстрелять 1887-1895 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив Нажмите чтобы увеличить

В Городне – пробиваться или отступать? 1887-1895 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

В Петровском дворце 1887-1895 //Верещагин В. Наполеон I в России 1812. – Тверь, 1993

архив Нажмите чтобы увеличить

На морозе. 1887-1895 //Верещагин В. Наполеон I в России 1812. – Тверь, 1993

архив Нажмите чтобы увеличить

В Успенском соборе 1887-1895 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

Бегство Наполеона из Кремля 1887-1895 //Верещагин В. Наполеон I в России 1812. – Тверь, 1993

архив Нажмите чтобы увеличить

В Кремле – пожар! 1887-1895 //veresh.ru

архив Нажмите чтобы увеличить

Перед Москвой в ожидании депутации бояр 1891-1892 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

Возвращение из Петровского дворца 1895 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958

архив Нажмите чтобы увеличить

Ночной привал великой армии 1896-1897 //Василий Верещагин. – М., 2000

архив Нажмите чтобы увеличить

Зарево. Замоскворечье. 1896-1897 //Отечественная война 1812 года в картинах В.В.Верещагина. – М., 1976

архив Нажмите чтобы увеличить

Наполеон I на Бородинских высотах. 1897 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

В покоренной Москве (Расстрел «поджигателей») 1897-1898 //Отечественная война 1812 года в картинах В.В.Верещагина. – М., 1976

архив Нажмите чтобы увеличить

Крутицкий терем. Этюд. 1898. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив Нажмите чтобы увеличить

Крутицкий терем. Этюд. 1898, фрагмент //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991

архив Нажмите чтобы увеличить

Изразцовая печь Этюд 1899 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

Древесные сучья 1899 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986

архив Нажмите чтобы увеличить

Лес под снегом. Этюд

архив Нажмите чтобы увеличить

Сквозь пожар 1899-1900 //Отечественная война 1812 года в картинах В.В.Верещагина. – М., 1976

архив Нажмите чтобы увеличить

Конец Бородинского боя 1899-1900 //Отечественная война 1812 года в картинах В.В.Верещагина. – М., 1976

архив Нажмите чтобы увеличить

Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало») 1899-1900 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)

архив Нажмите чтобы увеличить

Маршал Даву в Чудовом монастыре 1900 //Отечественная война 1812 года в картинах В.В.Верещагина. – М., 1976

архив

www.booksite.ru

Художник Василий Верещагин/Война 1812 года

Предыдущие записи блогера :

Архив записей в блогах:

Здравствуйте!Теперь пользователи социальной сети Мой Мир@Mail.Ru могут делиться ...

Помогите пожалуйста, не могу понять. Кот, не кастрирован. Возраст около 3-4 лет. Подобран котенком. Очень долго привыкал к рукам, до сих пор боится всех людей, прячется, убегает, только ко мне на руки идет... В прошлом году были сильные "приступы", когда кот по часу - полчаса нервно ...

Этот советский мультфильм хорошо известен в мире, как образец эксперимента в области мультипликации. Впервые я о нём узнала из какого-то американского списка «самых интересных мульт-постановок» или что-то в этом роде. Меж тем, эта вещь - сугубо пропагандистская. Но в предложенном отрывке ...

birdchuvashia - Блог Александра Яковлева, на 99,9% посвящённый птицам! Список моих публикаций для фото проекта #птицыпочетвергам : Чайка и Крачка над Томью [4 фото от 18.06.2017г.] Голуби на берегу Томи [2 фото от 24.06.2017г.] Озёрная чайка на рыбалке [5 фото ...

Ажурное Болеро - крючком Накидка «Снежинка»     ...

yablor.ru

КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА . Создавая свое величайшее произведение, роман «Война и мир», Лев Николаевич Толстой тщательно изучал историю русского на­рода. Основываясь на научных документах, летописях, рассказах очевидцев, а также во многом на своих собственных исследованиях, автор воссоздавал удивительно правдивую и точную картину собы­тий тех лет. Дополненные красочными и эмоциональными художе­ственными деталями, эти картины и в наше время не перестают вол­новать души читателей.

Особенно ярко представлены в романе события 1812 года — со­бытия Отечественной войны русского народа с французской арми­ей. Здесь мы видим описание многих значительных моментов на­шей истории: переход французов через пограничную реку, отступ­ление русских войск в глубь страны, драматическую сдачу Смолен­ска, назначение Кутузова главнокомандующим, определившее но­вую стратегию и тактику нашей армии. Ни на секунду не отступая от реальной исторической правды, писатель представил нам развер­нутую картину Бородинского сражения, вынужденной сдачи Моск­вы, раскрыл всю важность партизанского движения, описал Тару­тинское сражение, разгром французских войск, триумф русских и завершение этой напряженной, длительной, жестокой и кровавой войны.

Однако произведение Толстого является уникальным и неповто­римым не только благодаря широкому охвату исторических собы­тий. Здесь важно даже не то, что описывает автор, а то, как он это делает. Рисуя картины войны 1812 года, писатель в первую очередь стремился показать русский народ во всей его простоте и величии одновременно. Народ, каждый отдельный представитель которого настолько был проникнут важностью происходящего, что даже не мыслил себя, своего будущего, своей судьбы отдельно от судьбы отечества. Все герои Толстого — от простого крестьянина или рядо­вого солдата до князя или генерала — глубоко осознают необходи­мость этой страшной войны и потому принимают в ней сознатель­ное, добровольное и активное участие. «Для русских людей не мог­ло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением фран­цузов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего», — говорит писатель. Особенно подчеркивает Тол­стой народный характер войны, войны справедливой, вызванной не­обходимостью отстоять свою родину, войны освободительной, нося­щей оборонительный характер. Именно такую войну автор считал священной, решительно протестуя против войн других — захватни­ческих, агрессивных, грабительских, несправедливых.

Рассказывая о доблестных подвигах русских солдат, прославляя мужество, храбрость, героизм каждого человека, Толстой все же не упускает из виду и наличие противоположной стороны. С резким осуждением выступает писатель против тщеславия, карьеризма, показной храбрости, стремления к чинам и наградам у определен­ной части офицеров. Но эти случаи единичны, они скорее исклю­чение, которое только усиливает, подчеркивает единодушие, силу народного духа основной массы русских людей. Именно народный дух выступает в романе определяющей силой, которая способна при­вести русские войска к победе. Война 1812 года, по твердому убеж­дению Толстого, — это не поединок двух императоров. Не от Напо­леона, не от Александра I, даже не от великого полководца Кутузова зависит исход сражения. Он зависит от простых солдат, таких как Тушин и Тимохин, как Карп и Влас, от простых людей из народа, обладающих непобедимой силой, неугасаемой энергией, всепогло­щающей волей к победе. «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарчен­ко, …решил, что хорошо было бы зажечь деревню». И он зажигает Шенграбен, проявляя при зтом «геройскую стойкость». Действитель­но, им не нужно было приказывать, чувство ответственности за судьбу отечества было в крови каждого русского солдата, оно само подска­зывало единственно правильные действия. Но говоря о мужестве солдат, каждый день совершающих героические поступки, Толстой отмечает, что никто из. них в эти минуты не задумывался о том, что он совершает подвиг. Они просто делали то, что должны были де­лать, то, к чему звала их русская душа. Единственно «народным духом», горячей любовью к родине и ненавистью к противнику про­диктованы действия артиллеристов батареи Раевского, друясно «по- бурлацки» заряжающих орудия и дающих сокрушительный отпор французам. Этим же духом патриотизма отмечен и подвиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину двух сыновей и под страшным огнем повел народ в атаку. Этот «народный дух» застав­лял и капитана Тимохина вместе со своими людьми более восьми часов стоять без еды под постоянным ужасом смерти. И только этот дух помог им всем выстоять. И победить!

По словам Толстого, исход всей войны решило именно «возбуж­дение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся впослед­ствии в партизанское движение. Это движение началось задолго до того, как оно было официально принято правительством. Народный характер, патриотическое воодушевление, ярко выраженная иници­атива и непохожесть на обычное ведение сражений — вот основные черты этого движения. «Со времен пожара Смоленска началась вой­на, не подходящая ни под какие прежние предания войн», — пи­шет автор. «Сожжение городов и деревень, отступление после сра­жений…», но в этой войне «были партии… мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные…», которые день за днем делали свое дело, вилами и топорами уничто­жали «шаромыжников» и «миродеров». Мощная «дубина народной войны» крушила и гнала французское войско, пока не одержала над ним окончательную победу. И в этом грозном воинстве особенно вы­делялись такие яркие образы, как образ Василия Денисова, готово­го на дерзкие действия и решительные поступки, Тихона Щербато­го, крестьянина, вооруженного пикой, топором и мушкетоном, спо­собного «залезать в самую середину французов». И много было дру­гих обычных людей, готовых в любую минуту отдать жизнь за свое отечество.

Трудно переоценить вклад Л.Н. Толстого в понимание истинной сути исторических событий. Можно изучить десятки, сотни исто­рических трудов, посвященных Бородинскому сражению, но не по­нять всей глубины, всего мужества, которое проявил в этом сраже­нии русский народ. А роман «Война и мир» раскрывает перед на­шими глазами «живую» историю нашей родины — показывает вой­ну, в которой действует народ. Именно народ побеждает в этой вой­не, и участие отдельного человека, пусть даже самого смелого и самого незаурядного, ничего не меняет в ходе этих героических событий. Русский народ един в этой войне, и героизм каждого — лишь кирпичик в мощной стене народного героизма.

 

prepodka.net

Василий Васильевич Верещагин Серия "1812 год"*

      Логическим началом серии служит полотно "Наполеон I на Бородинских высотах" (1897). Клубы порохового дыма затянули небо. В левой части картины сидит на походном стуле, положив левую вытянутую ногу на барабан, Наполеон, наблюдающий за ходом развернувшегося сражения. Он в сером сюртуке и шляпе-треуголке, располневший, коротенький и внешне непривлекательный человек. Скрестив руки на груди, полководец сердито насупился. Упорное сопротивление русских сломало все его стратегические планы; неясный пока еще исход сражения вызывает тревогу. Позади Наполеона толпятся маршалы и генералы в парадных мундирах. Кто-то наблюдает за полем боя в подзорную трубу. Их напряженные позы и хмурые лица выражают тревогу, ожидание. Позади свиты – шеренги гвардейцев.

      Главная фигура композиции – сам Наполеон. Верещагин создал не романтически приподнятый образ, какой мы часто видим на полотнах французских баталистов, а приземленный, дегероизированный. Наполеон – азартный игрок, озадаченный, встревоженный упорством русских, спутавших его карты, обескровливающих его доселе непобедимую армию. Композиция картины подчеркивает отчужденность полководца не только от солдат, но и от ближайших своих помощников. Это капризный, самовлюбленный диктатор, который даже в эту тревожную минуту выглядит позером.

      Холм покрыт яркой зеленой травой с полевыми цветами, на которую ложатся тени французов, – символическая деталь, напоминающая о том, что враг топчет родную землю.

* На протяжении десяти с лишним лет, охватывая конец восьмидесятых и все девяностые годы, Верещагин работал над картинами о войне 1812 года. Начинал работу под Парижем, продолжил и завершил ее в Москве. Вся серия картин о войне 1812 года состояла из двадцати законченных полотен и множества этюдов и набросков. На них были запечатлены отдельные эпизоды Отечественной войны русского народа с полчищами Наполеона, а вместе они составляли большое, развернутое историческое повествование. Писал художник свои картины не в хронологической последовательности тех событий, которые были в них отражены.

literatura5.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта