Икона "Страшный суд": значение Икона Страшного суда: описание. Васнецов страшный суд картина


значение Икона Страшного суда: описание

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в "Повести временных лет".

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона "Страшный суд", описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона "Страшный суд" (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда - неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов - это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре - изображение самого суда, слева находится рай, а справа - ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Икона Страшный суд: значение Икона Страшного суда: описание

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Интересные материалы:

Имена девочек по месяцам: как выбрать имя дочке Православные праздники в апреле и их краткое описание

nlo-mir.ru

Страшный Суд: nikolay_saharov

Виктор Михайлович Васнецов. Страшный Суд.Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном.Кликабельно.

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

На строительство Георгиевского собора Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом...Такая большая сумма не случайна - к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников. Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа). Бенуа со всей серьезностью отнесся к порученному делу, и спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году).Для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов...Он выполнил 5 работ, из которых 2 ("Страшный суд" и "О тебе радуется, Благодатная!") и сегодня находятся внутри музея...Три других (полотна размерами 3х5 метров): "Евхрастия", "Сошествие во ад", "Распятие" хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.Для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно "Страшный суд" (площадь полотна 49 кв.м.).

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла...Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека...Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня...Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос...В ногах у него прородители рода человеческого - Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтечи...Они также молят о снисхождении к роду человеческому...Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно - он будет судить людей по всей строгости...За Христом сидят его ученики - 12 апостолов...

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

У ворот ада - архангел Михаил...В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Низ картины - это царство смерти...Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие...

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Вскипает море, отдавая на суд утопленников...

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла...На борьбу со змеем и идет архангел Михаил...

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

По церковным канонам сюжет "Страшного суда" помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов. Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу - они поневоле обращали внимание на "Страшный суд", который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни...К сожалению полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности...

В раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира. На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах - это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа... Рядом с ними - полуобнаженные фигуры отшельников. Их Васнецов также помещает в рай, т.к. отшельничество на Руси считалось наибольшим выражением святости...

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

В аду специалисты находят Петра I, Ивана Грозного, Бориса Годунова, хана Батыя, императора Нейрона...

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный

Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг. Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.В 1923 году собор был закрыт, "Страшный суд" свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора - в этот период собор был музеем). В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля...К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора. Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим "Страшный суд" Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе...

Источник

nikolay-saharov.livejournal.com

значение. Икона Страшного суда: описание

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.икона страшного суда

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

икона страшный суд фото

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

икона страшный суд описание

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

страшный суд божий икона

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

страшный суд икона

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

икона страшного суда васнецова

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.икона страшного суда рублев

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

fb.ru

Сочиненин по картине Васнецова “Страшный Суд”

Одной из фресок на религиозную тему является работа Васнецова “Страшный суд”.Она расположена у входа в храм Святого Владимира.Для того чтобы воссоздать это историческое событие, автор, в отличие от предыдущих работ на тему религии, применял мрачные, темные оттенки.Очень много красных красок, с разными примесями.Такие цвета настраивают зрителя на серьезность происходящего.

Автор использовал различные цветовые пятна, включая белое.Ведь именно этот цвет является символом божественности.Васнецов применил прием зрительного разделения картины на земную и небесную тему, совместив, в одной работе практически невозможное.

Небесную тему отражает Господь.В руках у него крест и Евангелие.Он разгневан на грешников.Это отчетливо видно по выражению его лица.Рядом с ним Васнецов показал Богоматерь и Иоанна Предтечи, а вокруг разместил апостолов и ангелов.Весы, изображенные на картине, являются символом справедливости, равенства всех перед Всевышним, но темные силы пытаются перетянуть одну из чаш в свою сторону.Несмотря на это, им не удастся повлиять на решения суда и они останутся неизменными и справедливыми.Справа внизу художник изобразил праведников.Они усердно молятся, обращая свои молитвы и взгляд к небесам.На картине изображены люди разных возрастов: от молодых до стариков.Они очень сильно напуганы всем происходящим, надеются на пощаду Всевышнего.Слева внизу изображены грешники, падающие в огонь.Автор хотел показать равенство всех перед Господом Богом, для этого он изобразил среди грешников и царей, и представителей духовенства.Внизу их ожидает Змий.Две сюжетные линии объединяют вестники Апокалипсиса, которые показаны трубящими ангелами.

Автор в данной работе использовал очень разнообразную палитру цветов, основывался на их контрасте и у него получилось в одной картине показать столько разных судеб.

Сочиненин по картине Васнецова “Страшный Суд”

goldsoch.info

Иконография Виктора Васнецова «Страшный Суд»

Величайший русский художник конца XIX – начала XX века, Виктор Васнецов автор немалого количества фресок, посвящённых теме религии. Характерная черта его живописи – монументальность наиболее ярко проявилась в огромной композиции под названием «Страшный суд».

Выбирая цветовое наполнение своего полотна, художник решил отдать предпочтение угрюмым оттенкам, которые он сочетает с вкраплениями кроваво-красного. Васнецов был модернистом и новатором, его шедевральным творениям скорее были близки театральные веяния и древний стиль написания, нежели бездумное следование канонам и правилам действительности.

Трехъярусное разделение полотна не мешает при этом воспринимать картину как целостное и симметричное произведение искусства, в центре которого расположен своеобразный смысловой узел, сосредоточенный в облике ангела и несущий в себе основную нагрузку всей композиции.

При этом художник вновь использует один из своих любимых приемов, а именно прием горизонтального разделения полотна на две сферы – небесную и земную.

На облаках небесной сферы изображен Господь, держащий в правой руке крест и Евангелие в левой. Весь его облик источает ярость и гневный порыв на всех нечестивцев. Но в это, же время в его взгляде просвечивается любовь к праведникам. На плечах Господа представлены скорбящая Богоматерь и преклонивший колени Иоанн Предтечи. Вокруг них расположены фигуры апостолов Господних, ангелов и евангелистов.

Земная сфера представляет собой праведников, чьи глаза в молитве направлены на небеса. Они следуют за святым Макарием Египетским к Христу. Художник намеренно удлиняет тела праведником, делая их подобными к горящим свечам. Внизу слева изображены фигуры грешников, чьи скрюченные тела падают в пучину ада, из которой вырывается поджидающий их Змий. Среди грешников люди, облаченные в царские и церковные одеяния. Эта деталь иллюстрирует, насколько ничтожными стают все чины и владыки, когда предстают пред Судом Господним. Объединяющим звеном полотна, являются трубящие ангелы-вестники Апокалипсиса.

Прием контраста в выборе цветовой гаммы, использованный Васнецовым, создает вокруг картины ореол таинственности. Здесь переплелись такие полярные понятия как святыня и грех.

school-essay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта