Русская живопись: Куликовская битва. Картина куликовская битва васнецова


Описание картины Михаила Авилова «Поединок на Куликовом поле»

Описание картины Михаила Авилова «Поединок на Куликовом поле»

Знаменитая картина Авилова. Создана она в 1943 году. Художник изобразил легендарный бой, который произошел между богатырем Пересветом и воином татарского войска Челубеем. Этот поединок положил начало сражению на Куликовом поле. Как ни печально, но оба воина погибли. Но принято считать, что победил все же Пересвет. Его конь довез хозяина до войска. Челубея же попросту выбили из седла.

Художник создает максимально простую композицию. В центре полотна два коня, которые взвились на дыбы. На них сидят сражающиеся. Слева мы видим Персвета. А справа –Челубея. Герои изображены максимально крупно. Все остальное становится лишь фоном, так как основные фигуры подавляют собой другие детали. Кони действительно страшные. Их гривы вьются по ветру, зубы оскалены, морды пугают свирепостью.

Выделяется попона коня Челубея. Авилов изображает ее пестрой. Щит воина такой же пестрый. Мы видим, что Пересвет проткнул его свои копьем. Кольчуга и шлем богатыря ярко блестят на солнце. Художник смог передать динамику этой битвы. Его полотно максимально осязаемо. Кажется, еще мгновение, и мы услышим шум ветра, ржание коней и треск ломающихся копий.

Живописец – настоящий мастер, умело пользующийся красками. Его полотно поражает буйством и богатством цветов. Именно оттенками Авилов смог передать настроение русского и вражеского войска.

Слева преобладает серый тон. Он говорит о том, что солдаты замерли в тревожном ожидании, но при этом они выдержанны и спокойны. Справа мы видим пестрые цвета. Татаро-монголынеуверенны. Мы чувствуем, что они беспокоятся и неуверенны в том, чем закончится этот грандиозный поединок.

Картина Авилова была создана в годы Великой отечественной войны. Неслучайно он берет именно этот исторический сюжет. Важно было поддержать дух русских воинов и провести яркие параллели с Куликовским сражением.

opisanie-kartin.com

Через 600 лет после Куликовской битвы открылись новые подробности — Российская газета

"Ох, уж это бабско-православное воспитание! Вы что, теперь и читателей-мужиков надумали тряпками сделать? Мою жену и дочь будут насиловать, сына угонять в рабство, а мне что - поститься, молиться и всех прощать - по совету достопочтенной Марии Городовой? Как там в Библии про прощение сказано - до семижды семидесяти раз? Итого 490 раз? То есть всегда? Ага, разогнался: Бог, конечно, создал всех разными, да вот только полковник Кольт всех уравнял. Вы что, не в курсе: есть люди, понимающие только силу..." Клинт-Иствуд-не-промахнется

В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, "имя им легион". Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха - Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами - иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву - тут не измена словам Христа "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Не отречение от принципа кротости - добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного - тысяч, его нужно было остановить.

Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет - поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь - это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось - в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово "Пересвет".

Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.

Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими

И тут, через шестьсот лет, "случайно" выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии - Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус "бессмертного".

"Словосочетание "Бон-по", - поясняет епископ Митрофан, - можно перевести как "школа боевой магической речи", то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя "силу зверя", проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских".

И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но "бессмертного" убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: "Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!" Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.

Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: "Но ведь Бог-то его и не защитил". Да, Пересвет отдал свою жизнь "за други своя", за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь...

Продолжение следует.

rg.ru

Русская живопись: Куликовская битва: picturehistory

Оригинал взят у aloban75 в Русская живопись: Куликовская битваВспомним, друзья, битвы дней далеких. Не так давно, 21 сентября, была годовщина Куликовской битвы, когда русские полки во главе с великим князем Дмитрием Донским одержали победу над монголо-татарскими войсками. Представляю подборку изображений картин русских живописцев, посвященных этому знаменательному событию нашей истории.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

И графический план военных действий сего события.

32.

33.

34

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

picturehistory.livejournal.com

8/16 сентября 1380 года: Куликовская битва

631 год назад...

"Уже ведь те соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не кречеты, — то обрушились русские князья на силу татарскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве.

Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. Кликнул Див в Русской земле, велит послушать грозным землям. Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве."

Слава Победе на поле Куликовом!

В качетсве подарка к празднику - подборка живописи, посвященная битве:

Павел Рыженко   «Атака Засадного полка»

Евгений Данилевский «К полю Куликову»

Павел Рыженко   «Победа  Пересвета» Виктор Авилов   «Поединок Пересвета с Челубеем» Виктор Васнецов   «Единоборство Пересвета с Челубеем»

Константин Васильев   «Поединок Пересвета с Челубеем»

Александр Бубнов   «Утро на поле Куликовом»

Виктор Маторин   «Московский князь Дмитрий Донской»

Виктор Маторин   «Хан Мамай»

Виктор Маторин   «Герой Куликовской битвы. Боброк Волынский»

Михаил Шаньков   «Засадный полк»

Виктор Маторин, Павел Попов   «Удар Засадного полка»

Юрий Ракша, триптих «Куликово поле»

"Благославление на битву"   (левая часть)

"Предстояние"   (центральная  часть)

"Проводы  ополчения"   (правая  часть)

Юрий Кугач   «За Отчизну» (триптих, правая часть)

  

oldrus.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта