«В гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина. Картины васнецова и билибина
«в гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина.
Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников, мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».
Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным.
Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.
Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях. С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н. Крамской и В. В. Стасов.
www.colors.life
Забытая из ряда Васнецова и Билибина... / К 115-летию
Ещё биографии живописи, в т.ч. женщины-художницы«Видеть ту же красоту, что была триста лет назад»Забытой художнице Татьяне Мавриной — 115 лет
Фантастические звери и «несоветские» пейзажи, незатейливые старинные города и ироничные портреты — 115 лет назад родилась единственная русская художница, получившая международную премию Андерсена, Татьяна Маврина. ©
Ещё книги и живопись здесь и здесьТатьяна Маврина. «Стеклянный пруд»Татьяна Алексеевна Маврина — нетипичная советская художница, знаменитый иллюстратор и мастер графики — при жизни получила и Госпремию СССР (1975), и звание Заслуженного художника РСФСР (1981), и самую главную свою награду — международную премию Андерсена (1976) за свои работы в детской иллюстрации. Маврина — единственный русский художник в истории престижной премии, получивший медаль.Ее можно было бы смело поставить в один ряд с Васнецовым и Билибиным, но несмотря на талант и признание, работы художницы не попали в официальные каталоги советской живописи. То ли стилистика Мавриной была слишком яркой для серой отечественной действительности, то ли мешала ее любовь к импрессионистам. Между тем, работы художницы хранятся в главных российских музеях, среди которых Русский музей в Петербурге и московский ГМИИ им.А.С. Пушкина.«В 1929 году я окончила фантастический вуз — Вхутемас, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее даже расшифровать — не Высшие, а Вольные. Было там вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон — пустынно… И ехать по этой пустыне можно было в любом направлении. По воле ветра или по своей воле», — писала Маврина в своей книге «Цвет ликующий».
В это время она открыла для себя импрессионистов и постимпрессионистов и стала горячей последовательницей Моне, Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Боннара, Матисса, Пикассо.
«…После импрессионистов и Ван Гога и Матисса – земля преобразилась в глазах людей и стала умопомрачительной! Они показали, как глядеть, и уж что увидишь – твое дело», — вспоминала художница.
В том же 1929-м она вступила в группу «13» — участвовала в совместных выставках, экспериментировала с портретами в стиле «ню», подражала Ренуару и Матиссу, искала себя. Многие работы этого периода остались не известны советскому зрителю — в стране победившего социализма изображение обнаженной натуры осуждалось.Яркие и сочные, наивные, народные и во многом древнерусские сюжеты художница находила в своих многочисленных поездках по старинным русским городам, среди которых Загорск (Сергиев Посад — «Газета.Ru»), Углич, Ростов Великий, Александров, Суздаль, Переславль-Залесский и другие.
«Когда мы лето жили в Загорске, я как бы встретилась со своим детством — с городецкой живописью; второй раз влюбилась в ее праздничную нарядность и поняла своей нижегородской памятью, как можно по-иному, не по-вхутемасовски, смотреть на все кругом веселыми глазами заволжских кустарей;
изображать не натюрморты, а жизнь саму по себе, как она течет и утечет бесследно, если ее не зарисовать, — писала художница в своей книге. — ...Хотелось видеть ту же красоту, что была сто, двести, триста лет тому назад. И в XVIII веке мог быть ярко-розовый платок на бабе или букет цветов на розовой, как пряник, башне, розовое на розовом; или остановится воз с сеном, где коня совсем и не видно, он вклеился в зеленую охру, а у мужика видна одна лишь нога на снегу, а у другого, что на возу, одна рука, жест какого-то приказания, на сиреневом небе.Всего Маврина оформила более 200 книг.
Резьба на окнах, орнаменты, изразцы, прялки, берестяные туеса и пряничные доски — Маврину интересовала любая фольклорная деталь. Вместе со своим мужем, художником Николаем Кузьминым она собрала уникальную коллекцию икон, глиняных игрушек, подносов и вышивок.«Я нашла свою новую тему не сразу. Как-то раз, проезжая по Сретенке, из окна автобуса я разглядела церковь XVII века, спрятавшуюся среди домов и заборов. ...Колокольни уже не было, да и церковь могла погибнуть от бомбежек. Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется. ...Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. ...Исходила все возможные улицы, дальние края, чаще пешком», — вспоминала Маврина.
В конце жизни главной страстью художницы стали натюрморты.
Она много болела, почти не выходила из своей маленькой квартиры и очень радовалась, когда кто-нибудь из гостей приносил цветы, которые 90-летняя женщина с завидным упорством всякий раз рисовала. Именно цветы на фоне березы и гаража — единственное, что Маврина видела из своих окон, — стали главными героями ее последних картин.Сказочные звери Мавриной___
Татьяна Маврина: Сказочные звери © Лабиринт. Издательство НигмаРусская художница Маврина Татьяна Алексеевна___
Маврина (Маврина-Лебедева) Татьяна Алексеевна родилась 20 декабря 1902 в Нижнем Новгороде. Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства. Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы. Скончалась 19 августа 1996 в Москве.Ксения Кислицына«Газета.ру», 20 декабря 2017
yarodom.livejournal.com
Разработка урока для начальных классов "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин"
Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин
Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.
Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.
Ходурока
Организационный момент
Речевая разминка
Альбом для рисования
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
Прочитайте жужжащим способом.
Прочитайте медленно.
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
Прочитайте скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
Актуализация знаний. Введение в тему
Как называется стихотворение, которое мы читали в тексте речевой разминки?
О чем оно?
Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (Ответы детей.)
Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюстрации?
Определите тему и цели урока.
Работа по теме урока
(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)
Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, помещенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.
(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстраторы — И. Билибин и В. Васнецов.)
Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецова и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное, другой колорит.)
Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с заглавной буквы? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)
Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду. (Дети находят.)
Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Сайта не», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особенностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказочные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух И скорей за парту — плюх.
Продолжение работы по теме урока
В. Васнецов «Аленушка»
На прошлых уроках вы уже рассказывали, как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.
В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?
А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?
Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.
(Учитель показывает картину.)
Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?
Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?{Это не иллюстрация, это картина, на которой В. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.)
В. Васнецов «Сивка-Бурка»
Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.
(Дети зачитывают отрывок.)
Кто изображен на переднем плане картины? {На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Прекрасную.)
Что вы видите на заднем плане картины? {На заднем плане изображены народ и дома.)
Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. {Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Может быть, даже зависть.)
Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)
Ребята, проследите по сказке, как Иванушка общался со своим конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)
Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый образ. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка- подросток - героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни злой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.
Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.
Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.
Знакомство с художниками
На с. 57 учебника рассмотрите портреты художников. Дома вы должны были найти сведения о жизни и творчестве этих художников. Что вы принесли на урок?
Составьте рассказ об одном из них. Слова-помощники даны в задании 21. (Дети зачитывают слова.)
Составьте план своего рассказа и запишите его в рабочую тетрадь.
(Самостоятельная работа учащихся,)
Рефлексия
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Двум командам подготовить инсценировку сочиненной самими сказки (героев можно брать из разных сказок), принести любимые книги с волшебными сказками. Придумать своей команде название.
videouroki.net