«В гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина. Картины васнецова и билибина


«в гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина.

Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.

Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.

Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников, мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.

Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным.

Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях. С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н. Крамской и В. В. Стасов.

Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880 Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881 Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882 Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884 Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889 Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899 Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926 Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926 Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918 Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926 Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899 Иван Билибин, Иван-царевич, 1899 Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Иван Билибин, Сказка о золотом петушке Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902 Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902 Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900

www.colors.life

Забытая из ряда Васнецова и Билибина... / К 115-летию

Ещё биографии живописи, в т.ч. женщины-художницы

«Видеть ту же красоту, что была триста лет назад»Забытой художнице Татьяне Мавриной — 115 лет

Фантастические звери и «несоветские» пейзажи, незатейливые старинные города и ироничные портреты — 115 лет назад родилась единственная русская художница, получившая международную премию Андерсена, Татьяна Маврина. ©

Ещё книги и живопись здесь и здесьТатьяна Маврина. «Стеклянный пруд»Татьяна Алексеевна Маврина — нетипичная советская художница, знаменитый иллюстратор и мастер графики — при жизни получила и Госпремию СССР (1975), и звание Заслуженного художника РСФСР (1981), и самую главную свою награду — международную премию Андерсена (1976) за свои работы в детской иллюстрации. Маврина — единственный русский художник в истории престижной премии, получивший медаль.Ее можно было бы смело поставить в один ряд с Васнецовым и Билибиным, но несмотря на талант и признание, работы художницы не попали в официальные каталоги советской живописи. То ли стилистика Мавриной была слишком яркой для серой отечественной действительности, то ли мешала ее любовь к импрессионистам. Между тем, работы художницы хранятся в главных российских музеях, среди которых Русский музей в Петербурге и московский ГМИИ им.А.С. Пушкина.
___Татьяна Маврина родилась в Нижнем Новгороде в семье Лебедевых. Ее отец — учитель и литератор, мать, потомственная дворянка, — директор нижегородского училища им.Гацисского, а брат Сергей — академик, родоначальник советской кибернетики и создатель первого советского компьютера. По одним данным, год рождения художницы — 1900, по другим — 1902 — именно эту дату она указывала во всех анкетах. Говорят, лишние два года Маврина по каким-то соображениям себе приписала.

В Москве семья оказалась в голодные годы Гражданской войны.

Псевдоним Маврина (фамилия матери — «Газета.Ru») у художницы появился после окончания легендарного Вхутемаса, где ее наставником был Роберт Фальк.

«В 1929 году я окончила фантастический вуз — Вхутемас, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее даже расшифровать — не Высшие, а Вольные. Было там вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон — пустынно… И ехать по этой пустыне можно было в любом направлении. По воле ветра или по своей воле», — писала Маврина в своей книге «Цвет ликующий».

В это время она открыла для себя импрессионистов и постимпрессионистов и стала горячей последовательницей Моне, Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Боннара, Матисса, Пикассо.

«…После импрессионистов и Ван Гога и Матисса – земля преобразилась в глазах людей и стала умопомрачительной! Они показали, как глядеть, и уж что увидишь – твое дело», — вспоминала художница.

В том же 1929-м она вступила в группу «13» — участвовала в совместных выставках, экспериментировала с портретами в стиле «ню», подражала Ренуару и Матиссу, искала себя. Многие работы этого периода остались не известны советскому зрителю — в стране победившего социализма изображение обнаженной натуры осуждалось.

«1941 год! Война изменила жизнь. Темой стала улица. На последнем холсте написала голубые воротники матросов с девицами на танцплощадке в ЦДКА. Писать маслом дальше уже не смогла: некогда, не на чем и нечем, перешла на карандашные рисунки в блокноте», — писала художница в начале 40-х.

Татьяна Маврина. «Сказочные звери»После войны Маврина ушла с головой в народное творчество, «спрятавшись» за его декорациями, как писатель Юрий Коваль, чьи книжки она тоже иллюстрировала, — в детской литературе. Мавринские образы узнаваемы, и каждый, кто хоть раз в детстве держал книжку с иллюстрациями художницы, легко вспомнит, даже не зная имени автора, ее сказочных котов, петухов, медведей, былинных богатырей и лубочных красавиц из русских сказок и произведений Пушкина.

Яркие и сочные, наивные, народные и во многом древнерусские сюжеты художница находила в своих многочисленных поездках по старинным русским городам, среди которых Загорск (Сергиев Посад — «Газета.Ru»), Углич, Ростов Великий, Александров, Суздаль, Переславль-Залесский и другие.

«Когда мы лето жили в Загорске, я как бы встретилась со своим детством — с городецкой живописью; второй раз влюбилась в ее праздничную нарядность и поняла своей нижегородской памятью, как можно по-иному, не по-вхутемасовски, смотреть на все кругом веселыми глазами заволжских кустарей;

изображать не натюрморты, а жизнь саму по себе, как она течет и утечет бесследно, если ее не зарисовать, — писала художница в своей книге. — ...Хотелось видеть ту же красоту, что была сто, двести, триста лет тому назад. И в XVIII веке мог быть ярко-розовый платок на бабе или букет цветов на розовой, как пряник, башне, розовое на розовом; или остановится воз с сеном, где коня совсем и не видно, он вклеился в зеленую охру, а у мужика видна одна лишь нога на снегу, а у другого, что на возу, одна рука, жест какого-то приказания, на сиреневом небе.

Всего Маврина оформила более 200 книг.

Резьба на окнах, орнаменты, изразцы, прялки, берестяные туеса и пряничные доски — Маврину интересовала любая фольклорная деталь. Вместе со своим мужем, художником Николаем Кузьминым она собрала уникальную коллекцию икон, глиняных игрушек, подносов и вышивок.

«Когда подумаю про Городец за Волгой, обязательно всплывает: «Шла Волга…» — хотя эти строчки Некрасова к Городцу никакого отношения не имеют. Старая городецкая живопись на деревянных деревенских вещах, больше всего на сиденьях от прялок — донцах, сохранила, если можно так сказать, именно этот неспешный темп движения большой реки», — вспоминала Маврина.

Татьяна Маврина. «Троицкие ворота Кремля» (1946)Маврина-график осталась в тени Мавриной-иллюстратора. Немногие знают, что она начала писать тушью Москву еще во время войны — ее работы из цикла «Москва» запомнили город, которого уже нет.

«Я нашла свою новую тему не сразу. Как-то раз, проезжая по Сретенке, из окна автобуса я разглядела церковь XVII века, спрятавшуюся среди домов и заборов. ...Колокольни уже не было, да и церковь могла погибнуть от бомбежек. Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется. ...Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. ...Исходила все возможные улицы, дальние края, чаще пешком», — вспоминала Маврина.

В конце жизни главной страстью художницы стали натюрморты.

Она много болела, почти не выходила из своей маленькой квартиры и очень радовалась, когда кто-нибудь из гостей приносил цветы, которые 90-летняя женщина с завидным упорством всякий раз рисовала. Именно цветы на фоне березы и гаража — единственное, что Маврина видела из своих окон, — стали главными героями ее последних картин.

Сказочные звери Мавриной___

Татьяна Маврина: Сказочные звери © Лабиринт. Издательство Нигма

Русская художница Маврина Татьяна Алексеевна___

Маврина (Маврина-Лебедева) Татьяна Алексеевна родилась 20 декабря 1902 в Нижнем Новгороде. Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства. Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы. Скончалась 19 августа 1996 в Москве.

Ксения Кислицына«Газета.ру», 20 декабря 2017

yarodom.livejournal.com

Разработка урока для начальных классов "Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин"

Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников- иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравни­вать произведения словесного и изобразительного искусства; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.

Ходурока

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

Альбом для рисования

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

В. Берестов

  • Прочитайте жужжащим способом.

  • Прочитайте медленно.

  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

  • Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

  • Прочитайте скороговоркой.

  • Прочитайте выразительно.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему

  • Как называется стихотворение, которое мы читали в тексте речевой разминки?

  • О чем оно?

  • Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (От­веты детей.)

  • Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюст­рации?

  • Определите тему и цели урока.

  1. Работа по теме урока

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, поме­щенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстра­торы — И. Билибин и В. Васнецов.)

  • Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецо­ва и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изобра­жение более реалистичное, другой колорит.)

  • Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с за­главной буквы? (Серый Волк для художника не менее важ­ный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)

  • Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду. (Дети находят.)

  • Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа ил­люстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов кни­ги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.

В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Сайта не», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особен­ностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказоч­ные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, не­справедливость.

  1. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух И скорей за парту — плюх.

  1. Продолжение работы по теме урока

  1. В. Васнецов «Аленушка»

На прошлых уроках вы уже рассказывали, как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.

  • В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?

  • А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

(Учитель показывает картину.)

  • Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

  • Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Поче­му?{Это не иллюстрация, это картина, на которой В. Вас­нецов показывает нам как бы обобщенный образ русской де­вушки, выражает свое отношение к ней.)

  1. В. Васнецов «Сивка-Бурка»

  • Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

(Дети зачитывают отрывок.)

  • Кто изображен на переднем плане картины? {На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Пре­красную.)

  • Что вы видите на заднем плане картины? {На заднем плане изображены народ и дома.)

  • Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. {Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Мо­жет быть, даже зависть.)

  • Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)

  • Ребята, проследите по сказке, как Иванушка общался со сво­им конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)

Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый об­раз. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка- подросток - героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни злой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утом­ленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

  1. Знакомство с художниками

  • На с. 57 учебника рассмотрите портреты художников. Дома вы должны были найти сведения о жизни и творчестве этих художников. Что вы принесли на урок?

  • Составьте рассказ об одном из них. Слова-помощники даны в задании 21. (Дети зачитывают слова.)

  • Составьте план своего рассказа и запишите его в рабочую тетрадь.

(Самостоятельная работа учащихся,)

  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Двум командам подготовить инсценировку сочиненной сами­ми сказки (героев можно брать из разных сказок), принести лю­бимые книги с волшебными сказками. Придумать своей команде название.

videouroki.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта