"Руслан и Людмила" А.С.Пушкина с иллюстрациями А.Могилевского (1949 г.). Руслан и людмила картина васнецова


Пушкин А.С. Руслан и Людмила. Рисунки С.В. Малютина.

Москва, издание А.И. Мамонтова, 1899. [2], 46, [2] с. с ил. В издательской тканевом переплете, с золотым тиснением на передней крышке. Другой вариант издательской обложки: она состоит из картона и бумаги поверх. 50,5х40,0 см. Текст поэмы заключен в тонкие графические орнаментальные рамки с золочением, издание украшено расписными зарисовками, стилизованными оригинальными заставками, виньетками и  концовками, выполненными в цвете. Отпечатано издание на толстой "слоновой" бумаге высокого качества!

 

 

«Руслан и Людмила» - первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Она была написана поэтом в 1818-1820 годах после выхода им из Лицея. А.С. Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто; также, он вдохновлялся Вольтером и русскими литературными сказками. Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 года в отрывках. Первое отдельное издание вышло в мае 1820 года. С появления поэмы началась всероссийская слава А.С. Пушкина. В 1828 году А.С. Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый «пролог» («У лукоморья дуб зелёный…»).

Настоящее издание роскошного большеформатного размера, богато иллюстрированного золочеными хромолитографиями работы известного архитектора и художника-модерниста Сергея Малютина  (1859-1937), является юбилейным и было приурочено к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Издание сказки «Руслан и Людмила» оказалось для художника не очень удачной работой. Огромного формата, роскошное подарочное издание было украшено одинаковыми по размеру иллюстрациями, занимающими примерно треть полосы. От черного контура художник в этой книге отказался. Цветовая гамма стала мрачнее: сумеречные темно-синие, серые, зеленоватые оттенки, как и раньше обильно приправленные серебром и золотом. Эти цвета наглухо запечатывали небо почти во всех иллюстрациях, и делая его почти твердью, непроницаемой и глухой; смешивались в плотную густую массу, в которую, зачастую было трудно даже проникнуть фигурам героев, и они казались наложенными сверху, оказавшимися вне этого бурлящего цветового пространства.

Исследователь творчества художника В. Пронин замечает, что по существу, Малютин «игнорирует всё, что есть в поэме смешного», следуя словам самого Пушкина, и показывая в иллюстрациях борьбу добра и зла. Сами же фигуры героев, где-то нарисованные более реалистично, в части иллюстраций вдруг приобретали театральность жестов и условную витиеватость модерна, порой с трудом помещаясь в выбранный художником формат иллюстраций. Текст поэмы был заключен в тонкие, графические орнаментальные рамки, мало связанные с иллюстрациями. «Русский стиль» С.В. Малютина весьма ярко проявился в иллюстрациях и к другим произведениям Пушкина: «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (1910), «О золотом петушке» (1913) и «Сказке о рыбаке и рыбке», но к сожалению эти работы так и не были выпущены.

Две условные линии в иллюстрировании сказок Пушкина — жанровая и «сказочная», в действительности постоянно переплетались. Об этом говорят рисунки В.М. и А.М. Васнецовых, Н.В. Досекина и С.В. Малютина, опубликованные в известном трехтомнике П.П. Кончаловского, выпущенном в 1899 году в Москве к 100-летию со дня рождения поэта, а также остроумные акварели А.Ф. Афанасьева (автора популярных иллюстраций к «Коньку-Горбунку») к «Сказке о рыбаке и рыбке», изданной в том же году в Петербурге Товариществом Р. Голике и А. Вильборг.

Малютин,Сергей Васильевич - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Родился 22 сентября 1859 г. в Москве, в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание, муж ее был простым чиновником. Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училише, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х гг. в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея Васильевича эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием. В 1880 году Малютин поехал по торговым делам в Москву, где вновь попал на выставку передвижников. Он был так потрясён увиденным, что вернувшись в Воронеж, сдал все дела — и уехал в Москву, решив стать художником. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все там было ему незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Чтобы выжить в большом городе, он устроился конторщиком, а затем чертёжником в управление Брестской железной дороги. Начал заниматься живопись самостоятельно, и лишь потом, когда появились небольшие деньги, стал посещать вечерние курсы при Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  Долгое время этот целеустремлённый, но скромный и застенчивый молодой человек не решался идти сдавать вступительные экзамены в училище, а когда наконец набрался смелости — учебный год уже начался. «Придя в канцелярию,— вспоминал Малютин, — я встретил там преподавателей Евграфа Сорокина и Павла Десятова. «На каком основании мы сможем Вас принять? —спросили меня. — Ведь приём уже прекращён!» Но я, за неимением других доводов в мою пользу, выдвинул один, казавшийся мне неопровержимым: «У вас учится Сухов, мой приятель, — сказал я, — а я лучше его рисую!» Моё поведение, видимо, говорило больше слов, в нём сказывалось такое страстное желание учиться, что меня не отослали за глупый довод. А, напротив, продолжили разговор и захотели посмотреть принесённые с собой рисунки. После осмотра работ предложили нарисовать стоящую в фигурном классе статую Венеры Милосской, что я немедленно и начал. Через некоторое время, проходя в натурный класс к ученикам, подошёл Евграф Сорокин и, осмотрев мою работу, взял карандаш и написал на рисунке: «Принять». Так, в 1883 году Малютин был принят вольнослушателем в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сначала он занимался платно, но потом, за успехи в учёбе, был от платы освобождён. Его учителями в фигурном классе были П.С. Сорокин и И.М. Прянишников, а в натурном классе — Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский.

К сожалению, конфликт молодого человека с Маковским на последнем курсе привёл к тому, что Малютин окончив училище с малой серебряной медалью (1888), получил диплом лишь неклассного художника (в 1890 году). Начался период самостоятельных исканий в живописи и — вечного поиска денег. В эти годы Малютин создал картины «Крестьянская девочка» (1890) и «По этапу» (1890)... Но какой только работой не приходилось заниматься художнику: он преподавал в московском Елизаветинском институте, рисовал ярлычки для баночек с помадой, писал акварели с золотой и серебряной краской. В 1896 году совместно с Коровиным создал панно для павильона Север на Нижегородской выставке для Саввы Мамонтов. Работал художником-декоратором в мамонтовской «Частной опере», оформляя оперы «Самсон и Дилила», «Садко»... Помимо этого, художник работал над большим историческим полотном на тему монголо-татарского нашествия. Эта работа на столько заинтересовала художника, что он начал серьёзно изучать русскую старину, ремёсла, утварь, вышивки, а увлёкшись декоративно-прикладными работой, сам начал создавать удивительные предметы быта и мебель, сначала для личного обихода своей семьи, а потом и на заказ. В этих предметах, являющихся одновременно и заработком художника и творчеством, органично сплавлялись друг с другом мотивы русского искусства и личной фантазии художника. В 1890-х гг. Малютин выполняет декорации для Нижегородской оперы Мамонтова С.И., а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполняет иллюстрации к книгам А.С. Пушкина. В 1896 Малютин С.В. становится членом Московского товарищества художников.

Малоизвестный факт, что Сергей Малютин является одним из "отцов-создателей" знаменитого русского бренда - Русской матрешки. По инициативе крупного российского промышленника, мецената, покровителя и знатока искусств,  Саввы Ивановича Мамонтова (1841 – 1918гг.) собралась группа видных русских художников: И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие.

В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций русской игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. В конце 90-х годов XIX века по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла в подмосковную усадьбу Абрамцево с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного лысого старика, буддийского святого Фукурума с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

"Отцы" русской матрешки:

меценат Савва Мамонтов, художник

Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин

Работы С.В. Малютина в изобразительной пушкиниане занимают особое место. В конце 1890-х — начале 1900-х годов он проиллюстрировал «Руслана и Людмилу», «Песнь о вещем Олеге» и все сказки, за исключением «Сказки о попе и работнике его Балде» и «Сказки о медведихе». Иллюстрации Малютина родственны его жанровой живописи, в них подчеркнута народность сказочных персонажей, крестьянские черты приданы не только сватье бабе Бабарихе и ее дочерям, но и Салтану, боярам и прекрасной царевне Лебеди. Однако Малютин не ограничился бытовой трактовкой Пушкина. Сам метод создания им сказочного образа близок пушкинскому: поэт вдохновлялся фольклором, художник — народным искусством, образы Пушкина живут у него в блеске золота, в цветовой насыщенности акварелей и гуашей. Московский издатель А.И. Мамонтов, брат известного мецената, намеревался отметить столетнюю годовщину Пушкина серией книг с малютинскими иллюстрациями. Но его планы осуществились не полностью: в свет вышли только «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила». Первая, выпущенная в 1898 году в виде небольшой горизонтальной тетради, оказалась в числе тех немногочисленных изданий, с которыми мы связываем начало возрождения книжного искусства в России. Сам пушкинский текст побуждал к поискам новых композиционных решений книги. Желая передать динамизм сказки, где «ветер весело шумит, судно весело бежит», переходы от одного настроения к другому, Малютин помещает почти на каждой странице яркую живописную картинку и чередует обстоятельные иллюстрации с небольшими рисунками, разрывающими столбцы текста и акцентирующими внимание на какой-либо меткой детали. Он избегает подробных портретных характеристик (ведь их нет и у Пушкина), а характеризует героя через пластику движения, психологически верно найденный жест. В процессе подготовки к печати Малютин вносил в иллюстрации изменения: упрощал рисунок, вводил контур, локализовал цвет. Дело не только в требованиях полиграфии. Мастер эстетически осмысливал новые графические приемы. Яркий пример — «Флот царя Салтана». Белые облака и паруса обведены здесь жестким контуром, в плавный ритм изогнутых черных линий заковано море. Иллюстрация хорошо ложится на лист, украшает его. Но Малютин был непоследователен, и в большинстве иллюстраций, сохраняющих эскизность, живописное начало все же превалирует. Работа для издательства осталась в его творчестве кратковременным эпизодом. Однако это не лишает ее значительности. В то время, как композиции, подобные «Флоту царя Салтана», своей стилистикой непосредственно предшествовали мирискуснической графике, в частности иллюстрациям И.Я. Билибина, в построении книги в целом Малютин предвосхитил достижения советских художников и среди них таких иллюстраторов пушкинских сказок, как В.М. Конашевич и Т.А. Маврина. При этом, чтобы художник не создавал, книгу или предмет мебели, казалось, все его творения выходят из единого сказочного пространства, где «одни и те же сюжеты, детали быта и обстановки переходили со страниц книг в оформление спектакля, роспись теремков, балалаек или украшали созданную по его рисункам мебель». Например, так путешествовал с предмета на предмет сказочный конёк: то появляясь в декорациях к опере Римского-Корсакова «Руслан и Людмила», то возникая в концовке сказки Пушкина.Издание сказки «Руслан и Людмила» оказалось для художника менее удачной работой. Огромного формата, роскошное подарочное издание было украшено одинаковыми по размеру иллюстрациями, занимающими примерно треть полосы. От черного контура художник в этой книге отказался. Цветовая гамма стала мрачнее: сумеречные темно-синие, серые, зеленоватые оттенки, как и раньше обильно приправленные серебром и золотом. Эти цвета наглухо запечатывали небо почти во всех иллюстрациях, и делая его почти твердью, непроницаемой и глухой; смешивались в плотную густую массу, в которую, зачастую было трудно даже проникнуть фигурам героев, и они казались наложенными сверху, оказавшимися вне этого бурлящего цветового пространства. Исследователь творчества художника В. Пронин замечает, что по существу, Малютин «игнорирует всё, что есть в поэме смешного», следуя словам самого Пушкина, и показывая в иллюстрациях борьбу добра и зла. Сами же фигуры героев, где-то нарисованные более реалистично, в части иллюстраций вдруг приобретали театральность жестов и условную витиеватость модерна, порой с трудом помещаясь в выбранный художником формат иллюстраций. Текст поэмы был заключен в тонкие, графические орнаментальные рамки, мало связанные с иллюстрациями. Художник делал иллюстрации и к другим произведениям Пушкина: «Сказке о золотом петушке», «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказке о рыбаке и рыбке», но к сожалению эти работы так и не были выпущены. (Оригиналы иллюстраций к этой книге были куплены княгиней Тенишевой, (которую художник нарисовал в виде своенравной царицы) и увезены из России. Сейчас их местонахождение не известно.)

Итак, в конце 1900-х — начале 1910-х годов Малютин вернулся к Пушкину и выполнил новые иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о мертвой царевне», и «Сказке о золотом петушке». Работая в данном случае не для издательства, он не связывал себя ни полиграфическими требованиями, ни задачами объективного отражения литературного произведения. В свободных живописных композициях Малютин создал вариации на темы Пушкина. Совершенно необычную трактовку приобрела у него сцена вручения Дадону золотого петушка. Звездочет предстает в ней не восточным мудрецом, а коварным царедворцем в европейском одеянии. В облике Дадона угадывается его былая мощь («Смолоду был грозен он...»). Спесивый, надменный царь воспринимается как олицетворение тупой силы. Но сатирическая направленность сказки не стала для Малютина главной. Иллюстрации к строкам, в которых описывается ленивое сонное царство («Петушок с высокой спицы...», «Царствуй, лежа на боку»), наполнены любованием патриархальностью, мирной тишиной. В следующих иллюстрациях нарастает настроение печали и тревоги. Лист «Дадоново войско» вдохновлен отрывком, в котором звучат эпические ноты. Ритм стиха, перечисление — «ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана» — создает картину утомительного передвижения по пустынной равнине. Излюбленная Малютиным высокая точка позволила передать безбрежность пространства земли и неба. Внизу на первом плане уходящее от зрителя в глубину войско. Второй план пуст. Только всадник на белом коне возвышается в центре пологого зеленого холма, призывая последовать за собой остальных. Рать уходит, она должна исчезнуть за холмом. Подвижная живописная масса войска как бы растекается и заполняет сферическую поверхность. Оставленная во многих местах незакрашенной серо-коричневая бумага объединяет общим тоном приглушенную многокрасочную гамму. Ее оживляют золотые отблески заката на небе и шлемах воинов. По лаконизму и завершенности, цельности цветового и композиционного решений эта работа тяготеет к картине и, несмотря на небольшие размеры, воспринимается как былинно-историческое полотно.

В 1900 г. Малютин Сергей Васильевич поселяется в Талашкино – усадьбе княгини М.К. Тенишевой. Княгиня проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими до 1903 г., по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске (из всех построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок»). Известные художники Н.К. Рерих, К.А. Коровин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого технического копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств. Также в 1900 г. Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». На страницах журнала «Мир искусства» имя Сергея Васильевича не раз фигурировало, публику все больше интересовало творчество художника.

Субъективное восприятие Пушкина характерно для искусства конца XIX — начала XX века. «...Если бы сам автор увидал иллюстрации к своей поэме, то вовсе не было бы ценно его восклицание: «да, я именно так это понимал!», но крайне важно: «вот как вы это понимаете!» — писал С.П. Дягилев в статье, специально посвященной иллюстрированию Пушкина. В эту парадоксально заостренную мысль творческая практика внесла существенные коррективы. В поисках «своего Пушкина» поэты, литературные критики, художники открывали в его наследии аспекты, не замеченные их предшественниками. Так, Малютин чутко уловил грозную загадочность «Сказки о золотом петушке», ощущение трагической обреченности Дадонова царства. В последующие десятилетия изобразительная интерпретация сказок Пушкина, ставших достоянием детского чтения, окажется связанной прежде всего с изданиями, спектаклями, декоративными росписями, адресованными детям. Работы же Малютина и некоторых художников его поколения напоминают о возможности иной трактовки пушкинских образов. Сказки для поэта были особым миром, миром ясности и естественности человеческих отношений. Однако он чувствовал утопичность созданной им «обетованной земли», и завершающая цикл «Сказка о золотом петушке» по отношению к предыдущим звучит во многом пародийно. Художники конца XIX — начала XX века, противопоставив красоту народного творчества пошлости современной буржуазной цивилизации, искали в нем избавления от своего индивидуализма. «Сейчас я опять в Абрамцеве и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека...»,— писал в 1891 году М.А. Врубель. Но в его время гармония патриархальной жизни была еще более призрачной и недостижимой.

Врубель не стремился иллюстрировать Пушкина. В большей мере он шел от музыкальных образов Римского-Корсакова, смело переосмысливая их в самостоятельные, глубоко личные произведения. В 1900 году в Москве Товарищество русской оперы осуществило постановку «Сказки о царе Салтане», где в оформлении Врубеля предстал величественный образ белокаменной Руси. В связи с этой постановкой живописец выполнил в конце 1890-х — начале 1900-х годов несколько станковых и декоративных композиций на темы Пушкина и Римского-Корсакова («Гвидон», «Царевна-Лебедь», «Лебедь», «Тридцать три богатыря»). В «Царевне-Лебеди» Врубеля нет фольклорной простоты. Настроения, родственные А.А. Блоку, появляются здесь у живописца. Что-то тревожно-таинственное и хрупкое есть в фантастической серебристо-фиолетовой птице, которая, уплывая к манящему вечерними огнями далекому берегу, на мгновение повернула к зрителю свое лицо царевны. Но совсем лишить картину, как и другие работы художника на темы «Сказки о царе Салтане», пушкинского начала нельзя. Сюжетный, литературный мотив во многом определяет обаяние «Царевны-Лебеди». Созданный Пушкиным пленительный образ, пройдя через различные виды искусства — музыку, театр, обрел новую жизнь в замечательном полотне».

Врубель был рожден для изобразительного воплощения сказки. Перед ним не было тех преград, какие вставали перед художниками, пытавшимися воссоздать в живописи или графике фантастический мир средствами передвижнического бытового жанра или академического салонного искусства. Врубель обладал редкой способностью видеть волшебное в изменчивых формах реальной действительности. Так, пушкинскому словесному образу «в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря», он находит зрительный эквивалент в сильной экспрессивной живописи. Желто-розовые на солнце тела «витязей морских» теснятся на каменистой гряде, омываемой могучими волнами прибоя. Утесу подобна угловатая фигура дядьки Черномора. Богатыри так же естественны в морском пейзаже, как рыбы в воде, как чайки над зелено-голубыми валами, вскипающими розово-сиреневой пеной. Чудо возникает в самой стихии природы. С именем К.А. Коровина связана сценическая жизнь сказок Пушкина. В 1903 году он оформил постановку балета Л.Ф. Минкуса «Золотая рыбка» и впоследствии в отдельных композициях возвращался к этому сюжету. В 1909 году он выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок», а в 1913-м — к «Сказке о царе Салтане». Своим оптимизмом, фольклорной непосредственностью мироощущения, ликующей праздничностью сцен народной жизни Коровин оказался близок определенным граням дарования Пушкина. Иллюстрируя пушкинские сказки, как и произведения устного народного творчества, многие художники обратились к древнерусскому искусству. Его мотивам они подчинили поэтику и стилистику своих работ. Такова акварель А.П. Рябушкина «Гвидон отправляется на охоту», датированная 1899 годом. Высокой одухотворенности, не-обыкновенной лаконичности, певучей ритмичности линий и чистоты цвета мастер достиг, проникшись духом иконописи, опираясь на ее живописно-графический строй.

Как и в предшествующее время, в конце XIX — начале XX века создавалось множество произведений, поверхностно трактующих сказки Пушкина, но именно в этот период впервые появились замечательные листы и полотна, давшие их яркое индивидуальное прочтение. Тогда же начались поиски пространственного выражения литературного произведения средствами искусства книги, устремленные в будущее. Они были продолжены в советское время на новых этапах развития искусства, новых этапах изобразительной интерпретации творчества Пушкина.

www.raruss.ru

Иллюстрации к поэме "Руслан и Людмила" Пушкина (картинки, рисунки) |LITERATURUS: Мир русской литературы

"Руслан и Людмила" является одним из самых известных произведений великого русског писателя А. С. Пушкина.

В этой статье представлены иллюстрации к поэме "Руслан и Людмила" Пушкина (картинки, рисунки).Смотрите:Все материалы по поэме "Руслан и Людмила"Все материалы по творчеству Пушкина

Иллюстрации к поэме "Руслан и Людмила" Пушкина (картинки, рисунки)

Художник А. П. Могилевский

illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin Художник Н. Кочергин illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki illjustracii-ruslan-i-ljudmila-pushkin-kartinki-risunki

Художник В. Ладягин

Другие художники

Это были иллюстрации к поэме "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина (картинки, рисунки).Смотрите:Все материалы по поэме "Руслан и Людмила"Все материалы по творчеству Пушкина

www.literaturus.ru

А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" 1960 г. (худ. Т.Маврина): kid_book_museum

Издательство "Нигма" собирается переиздавать "Руслана и Людмилу" с иллюстрациями Т.Мавриной.Если издательство располагает оригиналами иллюстраций - результат предсказуем.Если нет, тогда вопрос.Давайте посмотрим на издание 1960 г.Красивая, с любовью сделанная книга.Отпечатана на Московской фабрике Гознака.Суперобложка у моего экземпляра не ахти, но есть.Зато сама книга отличная.

А.С.Пушкин "Руслан и Людмила".Москва, ГИХЛ 1960 г.Художник Т.Маврина.Твердый переплет. очень большой формат, суперобложка.Тираж 25000 экз.

Иллюстрации показываю почти все.

Несколько мелких иллюстраций крупнее:

kid-book-museum.livejournal.com

Русская сказка Виктора Васнецова - terra incognita

Ниже - примерно сотня картин и набросков Виктора Михайловича Васнецова

Автопортрет (1913)

Иван Царевич на сером волке (1889)

Три богатыря (1898)

Богатырь (1870)

Богатырский скок (1914)

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем (1913-18)

Бой со змеем поганым

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году (1914)

Витязь (1883)

Баян (1880)

Баян (1910)

Богатыри (1898)

Бой славян со скифами (1879)

Бой славян со скифами (1881)

Баба Яга (1917)

Три царевны подземного царства (1881)

Три царевны подземного царства (1884)

В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)

Снегурочка (1899)

Спящая царевна (1900-26)

Царевна у окна (Царевна Несмеяна), 1920

Царевна Несмеяна (1916-26)

Царевна-лягушка (1918)

Иван Царевич на ковре-самолете (1880)

Ковер-самолет. Эскиз, 1926

Ковер-самолет (1919-26)

Сивка-Бурка (1926)

Песня радости и песня печали (1896)

Алконост (фрагмент "Песни радости и песни печали")

Сирин (фрагмент "Песни радости и песни печали")

Гамаюн (1898)

Вещий Олег и кудесник

Вещий Олег прощается с конем

Вещий Олег и кости коня (1899)

Тризна по Олегу (1899)

Витязь на распутье (1878)

Витязь на распутье (1882)

Наброски к картине Витязь на распутье (1870)

После побоища Игоря Святославича с половцами (1878)

После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880)

После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880-90)

Гусляры (1899)

Девочка с лукошком (1870)

Жница (1867)

За водой (1880)

Крестьянин с шестом (1877)

Крестьянин за столом (1877)

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии (1883)

Савка-охотник (1889)

Русская девушка в национальном костюме, 1890-е годы

Зима, нач. 1870-х гг.

На завалинке, нач. 1870-х гг.

Дети разоряют гнезда, нач. 1870-х гг.

Подружки (1878)

Русские пословицы и поговорки (1866-67)

Брюсов календарь (1871)

От Доминика (1874)

Бой Кирибеевича с Калашниковым (1891)

Павший рыцарь (1879-80)

Аленушкин пруд. Эскиз, 1880

Ахтырский пруд. Эскиз, 1880

Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). Эскиз, 1880

Аленушка. Эскиз, 1880

Аленушка. Эскиз, 1881

Аленушка. Эскиз, 1881

Аленушка (1881)

Дед Мороз. Эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Снегурочка. Эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Весна (1882)

Весна-Красна (1885)

Купава (1885)

Купава

Снегурочка и Лель (1885-86)

Ярилина долина (1885)

Один в поле воин

Иван-царевич и лебедь, нач. 1900-х гг.

Князь Владимир

Отдых Владимира Мономаха после охоты

Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Нач. 1880-х гг.

Иван Грозный. Набросок, 1884

Иван Грозный (1897)

Опричники

В парке, кон. 1870-х гг.

Река Вятка (1878)

Ахтырка (1879)

Букет. Абрамцево. Нач. 1880-х гг.

Долина речки Вори у деревни Мутовка, пейзаж с детьми (1880)

Осока (1880)

Опушка елового леса (1881)

Пейзаж под Абрамцевым (1881)

Затишье (1881)

Дубовая роща в Абрамцево (1883)

Пролог. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (1885)

Подводный терем (1884)

Бобыль и Бобылиха (1885)

Бирючи (1885)

Брусила и берендеевы ребята (1885)

Берендейки (1885)

Премудрый царь Берендей (1885)

Мизгирь (1885)

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1885)

Заречная слободка Берендеевка (1885)

Каменный век. Деталь фриза 1. (1882-85)

Каменный век. Деталь фриза 2. (1882-85)

Каменный век. Пиршество. (1883)

Проект русского павильона на Парижской выставке (1898)

Проект фасада Третьяковской галереи (1900)

Проект фасада Третьяковской галереи (1900)

aiyury.livejournal.com

"Руслан и Людмила" А.С.Пушкина с иллюстрациями А.Могилевского (1949 г.): kid_book_museum

Сюрприз недели № 2: сегодня детская историческая библиотека "Отечество" подарила омскому Музею детской книги редкое издание 1949 года.Я сразу же решила показать его вам.

Пушкин, А. Руслан и Людмила: поэма / А.С.Пушкин; рисунки А.Могилевского. - М.-Л.: Детгиз, 1949. - 51 с.

Юбилейное издание большого формата и в твердом картонном переплете. Качество печати на цветных вклейках не идеальное, но в целом книга очень хороша.Тираж 50 000 экземпляров.

О художнике мы уже не раз писали. А здесь статья о нем.

kid-book-museum.livejournal.com

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказочные богатыри. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • На основе выполняемых заданий и мультимедийной презентации ввести детей в эпоху богатырей и познакомить с произведениями литературы и искусства об этой эпохе.
  • Создать условия для формирования чувства патриотизма, гордости за Землю Русскую, своё государство;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к русской литературе и истории страны, общеучебных компетенций.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с отрывками из произведений А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", А.П.Бородина "Богатырская симфония", картиной В.М.Васнецова "Три богатыря";
  • Организовать групповую деятельность на уроке для работы по карточкам;
  • Учить делить текст на смысловые части, составлять цитатный план, делать выводы. понимать текст на уровне смысла, предполагать, предвосхищать содержание текста;
  • Обогащать речь учащихся, используя различные формы работы на уроке: подбор синонимов, знакомство с новыми терминами, подбор пословиц;
  • Учить выразительному чтению, основам сценической речи, театральной деятельности.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, презентация.
  • Картинка с изображением Афанасия, карточка: "Богатырская симфония"" Александр Прокопьевич Бородин, карточки с заданиями для групповой работы,
  • сундучок с карточками с богатырским снаряжением, "боевое снаряжение" и "кони" для богатырей.

1. Антиципация

*Рассмотрите иллюстрацию

- Кто это? (Афанасий)

- Что у него на голове? (Шлем)

- Что в руках? (Щит и меч)

- Что можно о нем сказать? (Нарядился в богатыря)

- Какая тема урока? ("Богатыри")

Слайд 1

Правильно, но не просто "Богатыри", а "Сказочные богатыри" .

Слайд 1

- Какие цели урока?

Слайд 1

2. Введение в эпоху. Живая картина.

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей час живем, стояли непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки - славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Они были храбрые воины. Настоящие богатыри.

Слайд 2

(Звучит музыка)

И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.

Картина "Богатыри" - это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. На ней 3 богатыря.

*Узнайте, как их зовут.

(Музыка стихает :)

1 богатырь (ученик на "коне" в костюме богатыря)

Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец; Он стоял заутренню во Муроме, А к обеденке поспеть хотел во Киев-град. - Кто я? Есть я старыя козак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович.

2 богатырь

Ай же вы полоны. Да все русские! Выходите-ка из нор вы змеиных, И ступайте-ка да по своим землям, По своим землям, да по своим домам.

3 богатырь

У моего у света у батюшки, У попа у Леонтия Ростоцкого, Была старая собачища дворовая По подстолью собака волочилася, Лебяжей костью подавилася - Собаке Тугарину не миновать того: Лежать ему далече в чистом поле. Меня зовут Алешей да Поповичем, Сын попа Леонтия Ростоцкого.

- Кто такие богатыри? (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)

- Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"?

- Почему? (Их бог благославляет на подвиги)

- Каких еще богатырей вы знаете?

- А есть ли богатыри сейчас? (на этот вопрос ответим в конце урока)

- Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (боевое снаряжение)

*Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение.

Слайд 3

  • Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги.
  • Кольчуга - доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
  • Шлем - для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
  • Меч - носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
  • Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.

По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.

Булава - оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.

(Карточки со словами крепятся на доску)

Физкультминутка:

Дружно встали раз, два, три - Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепки расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо Зашагали вместе браво. Подрастаем мы, смотри, Станем как богатыри.

Антиципация

Сегодня звучала "Богатырская симфония"" Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)

Но не только художники и композиторы обращались к образу богатыря. Сегодня мы будем читать отрывок из поэмы, в которой тоже есть богатырь.

Учебник с.171

- Как называется поэма?

- Кто автор?

- События, какого времени будут описаны?

Слайд 4

*Прочитайте ключевые слова.

  • поле боевое
  • вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)

Слайд 5

  • сражение (битва)
  • чудесный воин (необыкновенный)
  • пал на басурмана (Кто такой басурман?)

Слайд 6.

Что значит ""пал"?

- Предположите, о чем идет речь?

Работа с текстом во время чтения

*Проверим предложение.

*Первичное чтение. (Читает ученик)

- Правильно предположили?

- Кто такой Руслан? (Витязь - богатырь княжеского происхождения)

- Почему прогноз оказался неправильным?

- Какой информации оказалось не достаточно?

*Перечитывание отрывка с комментированием.

После первых двух строчек

"яснели" (становились светлыми)

- Когда будут происходить события?

После 3-4 строчек

- Как понимаете: В бездейственном покое? (Ничего не происходит, все спокойно)

После 5-6 строчек

- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

- воспрянул (приготовился к сражению)

- Замените слово "внезапный" синонимом? (Неожиданный)

- Для кого этот крик был внезапным?

Прочитаем дальше.

После 8-9 строчек

- Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.

- Что же случилось дальше?

Чтение до конца:

- Какую картину вы представили себе?

- Прочитайте сравнения. (Грозой несется, как гром небесный)

*Зачем их использует автор? (показать силу и мощь)

- Как понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана?

- Перечитайте последние две строчки отрывка. Преданье - исторический рассказ

- Как вы их понимаете?

*Перечитайте еще раз отрывок. Разделите на 3 части и составьте цитатный план.

Слайд 7

1-"Дремало поле боевое:"

2-"Внезапный крик сраженья грянул"

3-"Наш витязь пал на басурмана"

3. Работа с текстом после чтения

Работа над выразительностью

Целью урока было научиться читать отрывок поэмы. Для этого у нас есть слова-помощники

*Прочитайте их

Слайд 7

- Какое настроение надо передать в 1 части?

*Прочитайте

(Аналогично работа проводится по каждому пункту)

Знакомство с писателем

Мы учились читать отрывок из поэмы А.С. Пушкина

- Как Пушкин относится в Руслану? (Наш)

- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?

- Что можно сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и знал историю страны, уважает богатырей)

Творческое задание. (Групповая работа)

1 группа

Подберите к прочитанному отрывку походящие по смыслу пословицы:

- Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

- Всякому мила своя сторона.

- Близок локоток, да не укусишь.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть.

К отрывку из поэмы подходят пословицы: :..

2 группа

Подбери к устаревшим словам современную пару:

Мы уверены, что небеса - это :

небеса рассветало
яснело небо
басурман исторический рассказ
минувший враг
преданье прошедший

3 группа

Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):

Мы считаем, что богатырь :..

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?

- Так есть ли в наше время богатыри?

Слайд 8

- Какой профессии они могут быть?

- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?

Слайд 9

- Что для этого надо?

4. Рефлексия

*Кто хочет быть похожим на богатыря, нарисуйте меч.

5. Домашнее задание

- Еще раз прочитайте отрывок и составьте рассказ о том, как закончилась битва Руслана с врагами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

chto-nazyvaetsya-poemoi - запись пользователя Яна (YaninaMat) в сообществе Детские книги в категории средним школьникам

У меня уже была эта знаменитая поэма Александра Сергеевича с иллюстрациями Н. Кочергина, потом к ней присоединилось издание с А. Рейпольским. А я все ждала, надеялась и верила, что когда-нибудь издадут с Леонидом Владимирским. Ну вот есть такие произведения, когда мне мало одного иллюстратора, мало иллюстраций и хочется посмотреть и сравнить работы разных художников, а уж когда все эти художники любимы и уважаемы, то на дубли вообще закрываю глаза. И вот неожиданно-негаданно ее переиздает Лабиринт. Не буду лукавить, я мечтала видеть книгу в исполнении какого-нибудь другого издательства, но, чем богаты...

Последний раз я эту поэму читала в школе, и скорее всего по учебнику в сокращенном варианте. Напомнит, может, кто-нибудь в каком классе его проходят? И перечитала вновь лишь сейчас, получив издание в илл. Владимирского. После прочтения, изучив все книги более подробно могу сказать, что любимой у меня остается книга от ИДМ с илл. Н. Кочергина (хоть она и не так богато иллюстрирована, как другие две, но вполне достаточно)- искренне всем желаю переиздания, на втором месте теперь работа Владимирского, на третьем - Рейпольского (вот при всей красоте иллюстраций и любви к художнику, они не стали для меня идеально подходящими к этой поэме, образы Кочергина или Владимирского мне ближе).

Так как об издании Лабиринта еще не писали, то на нем и сконцентрирую основное внимание. Что имеем? Имеем не самую идеальную книгу. Во-первых, бумага - плотная, но немного бликующая меловка, для чего она нужна иллюстрациям Владимирского вообще не понятно, они замечательно смотрятся и на офсете. Во-вторых, абсолютно нет сносок и комментариев к устаревшим словам (в издании Речи и ИДМ есть). В-третьих, очень меня смутила маркировка 0+. Хоть эту поэму и называют сказкой, но я считаю, что она для детей среднего школьного возраста, и согласна с Речью "для детей старше 12 лет". Это вроде бы все мои основные претензии к Лабиринту.

Так интересно сравнивать работы художников, смотреть как они по-разному или одинаково видят одну и ту же сцену, находить иллюстрации к сценам, которых нет у других художников. Очень хочется показать полностью все три книги в сравнении, но, к сожалению, к счастью у Владимирского и Рейпольского иллюстрации на каждом развороте (есть средние, есть маленькие, есть полностраничные - в общем много!) поэтому показать книги полностью не получится. Но, постараюсь, по максимуму)))

Очень нравятся образы, созданные Владимирским:

Свадебный пир. Владимирский-Кочергин

Момент похищения Людмилы есть только у Кочергина, У Владимирского - момент как все четыре соперника вызываются идти на поиски Людмилы, третья иллюстрация - воины едут по полю, есть у всех художников, просто у Кочергина она полностраничная.

У Владимирского. По тексту трое едут за Русланом. У Кочергина впереди Фарлаф, Руслан позади, но в книге есть и ч/б вариант этого эпизода, там Руслан впереди (вот, чем еще примечательно издание с Кочергиным, можно видеть как художник работал над иллюстрациями и изменял их)

Руслан находит пещеру Старца Владимирский-Рейпольский-Кочергин

Рассказ Старца. Финн и Наина. Владимирский

У Рейпольского тоже этот момент подробно проиллюстрирован, но небольшими рисунками, разделенными по страницам.

Кочергин:

Наина является Фарлафу. Кочергин:

Черномор и Людмила. Владимирский

Людмила у Черномора. Владимирский. Вообще с цветами все в порядке в книге, это я плохой фотограф))) нет такого ярко-красного оттенка, не пугайтесь)

У Рейпольского эти моменты тоже есть, просто я книгу Речи фотографировала последней и меня хватило только на полностраничные иллюстрации.

Выход Черномора: Владимирский-Рейпольский-Кочергин. Интересно то, что и у Владимирского и Кочергина рабы изображены карликами, как и Черномор, Рейпольский их видит иначе.

Руслан и Рогдай. Владимирский-Кочергин

Наина в образе змея влетает в палаты Черномора, во время утреннего туалета))) Кочергин - Рейпольский-Владимирский

Людмила примеряет шапку Черномора. Владимирский-Кочергин

Руслан и Голова. Владимирский

Рейпольский - Кочергин

Ратмир. Владимирский-Рейпольский-Кочергин

Бой Руслана с Черномором

Руслан и Людмила.

Владимирский

Рейпольский-Кочергин

Ратмир с новой возлюбленной. Владимирский

Фарлаф похищает Людмилу

Владимирский

Кочергин

Рейпольский

Финн исцеляет Руслана. Владимирский-Кочергин

ФИНИШ!!! Вот, написав пост, все таки поняла, почему мне не пришлись по душе иллюстрации Рейпольского. По сравнению с Кочергиным и Владимирским, они более статичные, если можно так выразиться, не такие интересные как у других, на мой взгляд.

Вот вроде бы и все.

Но тут вы скажете - Стоп! Стоп! Стоп! Яна, а где же Кот ученый? Забыла??? Нет! Вот он!

Рейпольский

Кочергин

У Владимирского только на форзацах. И, кстати, лабиринт, и здесь напутал. По задумке художника на первом форзаце кот должен идти направо, а на последнем налево. У издательства везде в одну сторону идет. Сами что ли не читают то, что издают?

В конце книги интересный рассказ Леонида Владимирского "Как я рисовал "сказку эту".

www.babyblog.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта