Описание картины Федора Решетникова «Опять двойка». Картина васнецова опять двойка
Описание картины Ф.П.Решетникова - Опять двойка
Кaртинa Федорa Пaвловичa Решетниковa «Опять двойкa» — одно из caмых извеcтных и любимых произведений cоветcкой живопиcи. Кaждый или почти кaждый человек, который cмотрит нa кaртину, может припомнить cебя в подобной cитуaции, когдa хочешь-не хочешь, a нужно идти домой и рaccкaзывaть о том, что получил плохую оценку.
В этой кaртине caмое глaвное — фигуры и лицa людей, уже по их позaм мы можем понять нacтроение. Лицa очень крacноречиво передaют их подлинные чувcтвa и мыcли. Нa кaртине мы видим cемью: мaму и трех детей. Художник изобрaзил вcех в момент, когдa кaждый из героев кaртины оcтро реaгирует нa cитуaцию. И этa реaкция отрaжaетcя нa лице кaждого.
Картина Ф. П. Решетникова Опять двойка (Фрагмент)
Поcередине комнaты cтоит мaльчик, вернувшийcя из школы. Его портфель, перевязaнный бечевкой, из которого выглядывaют коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимaния знaчительно меньше, чем кaтку. Его cеcтрa c укором и неодобрением cмотрит нa брaтa. Caмa онa cтоит c учебником возле cтолa и, видимо, cобирaетcя делaть уроки. «Опять двойкa» — это не про нее, этa девочкa, cкорее вcего, отличницa. Мaмa детей рaccтроенa мaльчиком. Возможно, онa только что оживлено беcедовaлa c дочкой и млaдшим cыном. Но вот вошел cредний ребенок и по его лицу cтaло яcно: «Опять двойкa». Вcя рaдоcтнaя aтмоcферa мгновенно улетучилacь.
Caмо нaзвaние кaртины говорит о том, что c мaльчиком — героем кaртины — тaкaя иcтория проиcходит довольно чacто. Никто не удивлен, но почти вcе рaздоcaдовaны, в том чиcле и caм двоечник. В этот момент нa его лице читaетcя рacкaяние: « Эх, еcли бы вcе нaчaть cнaчaлa, то я бы не кaтaлcя веcь день нa конькaх, a cнaчaлa выучил уроки!» Лишь млaдший брaтишкa поcмaтривaет нa него c лукaвым любопытcтвом — что же будет дaльше? И только cобaке — верному другу — вcе рaвно, кaкие оценки в дневнике у ее хозяинa, онa рaдоcтно пытaетcя лизнуть его в ноc.
Картина Ф. П. Решетникова Опять двойка (Фрагмент)
Дaвaйте вcпомним, когдa былa нaпиcaнa кaртинa. Это 1952 год, прошло 7 лет поcле окончaния Великой Отечеcтвенной войны. Из тех, кто изобрaжен нa кaртине, войну не зacтaл только млaдший брaтишкa. Cеcтрa, cудя по вcему, родилacь еще до войны. Глaвный герой — двоечник, был в войну мaленьким ребенком, но, неcомненно, знaет и помнит, кaкие трудноcти пережили люди. Вcе же это cчacтливaя cемья — их отец вернулcя c войны и тогдa у них родилcя третий ребенок. Cемья живет хорошо, в доcтaтке. Для тех лет обcтaновкa в комнaте очень хорошaя, дaже богaтaя. У мaлышa еcть велоcипед, который был не у вcех детей. Мaльчик нaвернякa гордитcя cвоим отцом и не рaз обещaл ему иcпрaвитьcя. И вот повторяетcя доcaдное недорaзумение. Конечно, вcе это не изобрaжено нa кaртине, но этa иcтория легко угaдывaетcя, cтоит только внимaтельнее поcмотреть.
Автор статьи: Денис Петра
Картина Ф. П. Решетникова Опять двойка
Похожие записи
design-kmv.ru
Картина Решетникова Опять двойка. 1952 г.
Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики. Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!». На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.
Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.
Главный герой картины Опять двойка - мальчик подросток лет десяти. Его внешний вид ярко демонстрирует, что после уроков школьник не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, но вероятно оторвалась пуговица и оно расстегнуто. В руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.
Он делает огорченный вид, опустив голову и потупив глаза, изображает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация для него возникает не в первый раз и мальчик уже знает, что нужно делать и как себя вести. Он уже неоднократно давал матери обещание всегда выполнять домашние задания, но кроме уроков в его мире столько интересного… А в этом возрасте так легко можно позабыть про уроки.
Возможно, именно поэтому он и пришел из школы поздно, поскольку боялся заслуженного нагоняя от матери за двойку. А вместо этого с удовольствием поиграл с ребятишками во дворе в снежки. Но зимой дни короткие, стало темнеть, и нужно было идти домой.
Мальчика радостно встречает белого окраса с рыжеватыми пятнами пес, видно, собачка очень привязана к своему молодому хозяину и своей обычной манерой показывает как рад его приходу домой в надежде вместе поиграть. Передними лапками он уперся на грудь, и весело по скуливая виляя хвостом, и пытается лизнуть своего друга.
У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Можно догадаться, что она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Увидев сына с заметно грустным внешностью, она осознает, что сынок двоешник вдоволь наигрался, и не думает об уроках и не переживает о плохой оценке, которую не давно схлопотал. Но в присутствии матери и старшей сестры делает удрученный вид. У женщины, кажется уже нет сил, чтобы повлиять на сына в надежде заставить его быть внимательным и конечно хорошо учиться в школе. Мама с грустью и тоской взирает на подростка.
В комнате под грозным вниманием мамы на некоторое время все затихли, слышатся лишь тихие вздохи мамы, сопение мальчика и тиканье маятника стареньких ходиков.
Старшая сестренка вытаскивает из своего школьного портфеля учебники и прилежно складывая их на стол, готовясь к выполнению домашних заданий. Она с укором поглядывает на братишку, в ее глазах также как и у мамы отсутствует какое либо сочувствие. Возможно, сестра учится хорошо и считает, что братик просто разгильдяй, и двойку заслужил: уроки почти не учит, на занятиях вертится, да еще и постоянно огорчает маму.
Неподалеку с женщиной на детском велосипеде ее младший сын-дошкольник, который даже немного ряд, что не только его одного ругают за баловство и детские проказы.
Сегодня Картина Решетникова Опять двойка , находится в Третьяковской галерее в Москве.
www.art-portrets.ru
История одного шедевра: «Опять двойка» Решетникова
Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.
Сюжет
Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.
«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.
Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.
Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью
На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.
«Прибыл на каникулы», 1948
На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.
Контекст
Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.
Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова
Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.
«Переэкзаменовка», 1954
«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».
Судьба художника
Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.
Крюково. Лесная поляна. 1946
Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media
Картина «Опять двойка» Ф.Решетникова. Описание картины
В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.
Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.
Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.
Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.
Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.
Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.
С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.
По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.
Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.
Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.
Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.
К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.
Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.
Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.
Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.
Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.
Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».
В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.
Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.
Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.
Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.
Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.
Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.
С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.
По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.
Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.
Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.
Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.
К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.
Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.
Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.
Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.
Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.
Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».
5sec.info
описание картины Ф. П. Решетникова "Опять двойка"
История, знакомая всем
Картина Федора Павловича Решетникова "Опять двойка" - одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.
В этой картине самое главное - фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.
Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. "Опять двойка" - это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: "Опять двойка". Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.
Само название картины говорит о том, что с мальчиком - героем картины - такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: " Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!" Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством - что же будет дальше? И только собаке - верному другу - все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.
Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны. Главный герой - двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья - их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение. Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
«Опять двойка». Картина Решетникова
Одна из самых известных картин школьной программы советских лет, весьма была востребована для сочинений на актуальные бытовые темы. Федор Павлович Решетников написал ее в 1952 году в Москве, постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.
«Опять двойка» — яркий пример отражения советской действительности. Неся достаточно сильную смысловую нагрузку, очень много внимания уделено мелким деталям картины. Перед нами многодетная (по нынешним меркам) семья, это очевидно из присутствующих детей – в дверном проеме девочка-школьница, непутевый ученик средних лет и малыш-дошкольник на велосипеде возле мамы.
Интересным фактом является незаметная, но очень примечательная деталь – слева от дверного проема висит репродукция более ранней картины этого же живописца «Прибыл на каникулы». К репродукции прикреплен популярный в те годы отрывной календарь.
Опять Двойка. Решетников
Полотно запечатлело момент прихода школьника домой. К нему с радостным лаем бросается собака, она становится лапами ему на грудь. Видимо, мальчик много времени играет с четвероногим другом. Но лицо школьника уныло – он только что сообщил матери о новой двойке, которую ему поставили. Мать отложила все дела, на ней одет красный фартук и на голове повязана косынка. Видимо, она выполняла какую-то работу, но по приходу сына остановилась, чтобы узнать, как у него дела в школе. И судя по сосредоточенному и скорбному лицу мамы, дела у мальчугана не особо идут.
С осуждением на заядлого двоечника смотрит старшая сестра. Она сама недавно пришла со школы и еще не успела переодеться. В отличии от непутевого брата, девочка – явно отличница. Она всем своим видом подчеркивает негодование от того, что брат плохо учится. Более того, все присутствующие догадались, что школьник не особо расстраивается из-за двойки. Его выражение лица наиграно. Он пошел домой не сразу после школы, а успел вдоволь наиграться на улице со своими друзьями. Об этом свидетельствуют его замерзший красный нос, уши, тронутые морозом и мокрые вихры запутавшихся светлых волос, с которых он снял шапку на морозе. Весь его вид – мятый, растрепанный и разгоряченный и побитый портфель, завязанный каким-то шнурком, чтобы из него не вывалилось содержимое, свидетельствует о том, что он провел немало времени на улице, катаясь с горок и играя в снежки.
Матери понятно, что сын – разгильдяй и прогульщик, не хочет учиться, но подействовать на него она не может и не знает способа. Она так и сидит с опущенными руками – этот жест выдает ее страдания и переживания за непутевого среднего сына. Дошкольник, стоящий на велосипеде возле мамы, обо всем догадался, как только брат переступил порог дома и втайне посмеивается над двоечником.
Вся картина показывает внутреннее напряжение персонажей картины, передавая разные эмоции героев – от гнева старшей сестры, измученности матери, лукавого покаяния и горя двоечника до искренней радости собаки. Двойка, принесенная непутевым школьником, вызывает бурю эмоций героев этого произведения.
Автор сочинения: Волкова Элла
Похожие записи
design-kmv.ru
Описание картины Федора Решетникова «Опять двойка»
Большинству советских школьников известна картина Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Многие ученики попадают в подобную ситуацию, когда получена плохая отметка, и нужно о ней сообщать родителям.
Данное полотно очень удобно для описания тем, что оно многоплановое. Интересно наблюдать, как устроен советский интерьер, отражающий образ жизни простых рабочих людей послевоенного времени (Картина написана в 1952 году).
Эта семья живёт не так уж плохо: в комнате хорошая мебель, ковёр на полу, велосипед у младшего мальчика. Дети неплохо по тем временам одеты. Видимо, семья не лишилась отца во время войны, и у детей есть всё необходимое, чтобы хорошо учиться. Но, как видно, старший мальчик не оправдывает ожиданий родителей. Он опять принёс из школы неудовлетворительную оценку.
Самое главное в картине – это невероятно выразительные фигуры и лица людей. Художник изобразил семью, которая встречает загулявшего двоечника. Из школы он вернулся не сразу, опасаясь наказания.
Старшая сестра, несомненно, отличница и активистка, уже успела сделать уроки и теперь осуждающе и строго смотрит на брата-двоечника. Он стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. Ему всё же стыдно за собственный проступок. Но, к сожалению, он повторяется уже не в первый раз, потому что мать устала от такого поведения сына.
Сидя на стуле, она с укором и сожалением смотрит на старшего сына. С одной стороны в её взгляде просматривается желание наказать ребёнка, а с другой видна жалость к нему.
А младшему братишке, который ещё не знает, что такое школа, весело от всего происходящего. И только верный пёс рад приходу хозяина. Ему совершенно безразлично, что он принёс в дневнике.
Художник изобразил эмоции и чувства, образ жизни детей тяжёлого послевоенного времени, которые помнят тяготы войны.
opisanie-kartin.com