Конспект урока по литературному чтению на тему: "И.Шишкин "Зимой в лесу" устное сочинение по картине" (3 класс). Сочинение 3 класс по картине шишкина зима


Сочинение по картине "Зима" И.И. Шишкина 3 класс

Р.р по литературному чтению 3 класс

Сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима»

Дата_____________

Цели: -познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Зима»;

- учить «читать» картину, правильно и последовательно излагать

мысли;

- развивать художественный вкус, умение сравнивать, переживать;

- воспитывать любовь к родной природе. (2 слайд)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-приветствие

-проверка готовности класса к уроку

II.Подготовительная работа.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Каким вы его себе представляете?

В сапогах, в охотничьей шляпе стоит человек с ящиком для кистей и красок за плечами, опершись на длинный посох. Он что вышел из лесу и остановился отдохнуть…

Таким пейзажиста Шишкина, «Царя леса», изобразил художник Крамской (вывешивается портрет) (3 слайд)

- Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в старинном маленьком городке Елабуге, находящийся на реке Кама, в заповедной лесной стороне. Любовь к родному краю, понимание красоты и богатства родной природы определили всю его дальнейшую жизнь. Шишкин решил посвятить себя пейзажной живописи.

Художник умел воссоздать бескрайние просторы полей с золотыми нивами, могучие дубравы, непроходимые дебри. Его любимой темой была жизнь русского леса. Лес художник изображал во все времена года. Перед нами встают могучие леса, покоряющие величием и красотой. Шишкин в своих картинах правдиво изображал природу. В его произведениях много интересного. Они приковывают наше внимание и заставляют любоваться красотой, которую мы часто в спешке не замечаем. (4 слайд)

III. Постановка темы урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима». (Вывешивается репродукция картины) (5 слайд)

IV. Работа по картине.

- Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы на рассвете в безмолвной тишине заходим в зимний лес. Где мы очутились?

Дети: - В самой чаще леса.

Учитель: - Правильно. Мы в сосновом бору. Снег…везде снег. Настоящее царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Снег, видно, выпал недавно, а мороз уже сковал стволы деревьев. Волшебница зима торжествует, властвует. Какие чувства и желание вы испытываете, когда смотрите на картину Шишкина?

(Таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)

-При взгляде на картину «Зима» невольно вспоминаются слова поэта Сергея Есенина:

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

- Как вы понимаете смысл слов дремлет лес под сказку сна?

(значит в лесу стоит тишина, ничто не нарушает покоя зимнего леса.)

-Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы. Видимо, сюда редко ступает нога человека. Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины?

Дети: - Сосны.

Учитель: - Опишите их.

Дети: - Они стройные, величавые, могучие.

Учитель: - С чем мы можем их сравнить?

Дети: - С колоннами, столбами.

Учитель: - Совершенно верно. Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые?

Дети: - Старые.

Учитель: - Почему так решили?

Дети: - Стволы у сосен толстые, высокие. С широкими ветвями.

Учитель: - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

- Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник?

Дети: - Ясный, морозный.

Учитель: - По каким признакам вы это определили?

(Небо голубое. Лучи солнца не очень яркие. Солнце зимнее, холодное)

Учитель: - Глядя на картину, опишите лес в этот морозный день.

(выслушиваются ответы детей).

Учитель: - С чем можно сравнить снег?

(С белой скатертью)

Учитель: - В этот морозный день лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Воздух кажется неподвижным. Все замерло. Ничто не нарушает тишину леса. Всмотритесь повнимательнее в картину. Кто это одиноко сидит на ветке большой сосны?

Дети: - Птица.

Учитель: - В лесу пустынно. У подножия сосен лежат засыпанные пушистым, мягким снегом старые деревья, выкорчёванные когда-то бурями. Посмотрите вдаль. Каким кажется лес?(Светлее, голубее, чем вблизи)

- Какими нам кажутся предметы вдали? (Меньше, менее чёткими)

Слой воздуха как бы покрывает их лёгкой, полупрозрачной пеленой.

- Что мы видим на переднем плане? (Величавые сосны)

- А на втором плане? (Зимний лес превращается в голубовато-белый массив)

-Какие краски преобладают в картине? (Белая, голубая, коричневая)

- Можно сказать, что художник хорошо знает русскую природу.

Спокойствие, сила, богатство и красота русской природы пронизывают всю картину. Всё это передаётся и нам. Мы видим, как чудесна, красива зимняя природа.

V. Работа над образными средствами языка.

- Какие определения вы подберете, чтобы описать: лес, сосны, ёлочки, зиму, день?

Давайте составим таблицу: (6 слайд)

- При описании чего можно использовать словосочетания: янтарным светом, отягощенные снежными хлопьями.

Дети: - Янтарным светом освещен лес. Ветки деревьев отягощены снежными хлопьями.

- как вы понимаете смысл слов отягощены?

(Хлопья снега очень тяжёлые, ветки под ними прогнулись)

- При описании чего можно использовать слова: укутан, пустынно, голубовато-белый массив.

(Пустынно в лесу. Лес укутан снегом. Зимний лес на заднем плане картины выглядит как голубовато-белый массив)

IV.Орфографическая подготовка. (7 слайд)

На доске: «Заброшенный, властвует, редко ступает, величавые, могучие, выросли на просторе, пустынно, чётко, различимы, стволы, поваленные, засыпанные, голубовато-белый массив, переднем, видим, изобразил, вверху, переливаются».

- Прочитайте слова, записанные на доске. Вы можете использовать их в своем сочинении. Какие орфограммы встречаются в них?

(подчеркивают орфограммы)

- На какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм?

Дети: - 1)С безударными гласными в корне: стволы, переднем, вверху, переливаются, величавые.

2)С приставками, которые нужно запомнить: заброшенный, засыпанные, переливаются.

3)С удвоенными согласными: заброшенный, пустынный, поваленные, засыпанные, массив.

4)С безударными окончаниями: властвует, ступает, на просторе, на переднем, видим.

5)Слова, написание которых надо запомнить.

- Если вы сомневаетесь в написании какого-то слова, то можно пользоваться орфографическим словарем.

VII.Составление плана сочинения.

- В какой последовательности будем описывать увиденное на картине?

(Сначала о преображении всего с приходом зимы. Затем описывать лес. В конце о своем отношении к картине)

План: (8слайд) –на доске

1.Пришла волшебница зима.

2. Дремлет лес под сказку сна.

3. Снег, снег, снег – царство снега.

4. Мое отношение к картине.

VIII. Написания сочинения.

IX. Итог работы.

infourok.ru

"И.Шишкин "Зимой в лесу" устное сочинение по картине" (3 класс)

Тема: И.Шишкин "Зимой в лесу" устное сочинение по картине

Цели:

-познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Зима в лесу»;

- учить «читать» картину, правильно и последовательно излагать мысли;

- развивать художественный вкус, умение сравнивать, переживать;

- воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: презентация, статуэтки команд, сигнальные карточки; карточки, жетоны, ёлочки для рефлексии, грамоты.

1. Орг.момент

-Здравствуйте, меня зовут Татьяна Владимировна. Урок литературного чтения проведу у вас я.

2. Введение в тему урока.

Сегодня у нас необычный урок, так как присутствуют гости и работать будут 3 команды. Мы все в ожидании Новогоднего праздника, поэтому названия команд будут соответствующие: команда "Снеговика" , "Деда Мороза" и команда "Волшебной Ёлочки".

- Ваша задача: внимательно слушать задания, отвечать полными ответами и зарабатывать жетоны.

- А помогут нам в общении сигнальные карточки.

Зелёный цвет - вы согласны с ответом.

Красный цвет - не согласны.

- Ну что, готовы? (дети ответ показывают с помощью карточек)

- Тогда начнем! Внимание на экран.

Клип "Зима".

Федор Тютчев

Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечетНа него свой луч косой -В нём ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.

- Что вы увидели? (изображение зимы на картинах известных художников)

- Что вы услышали? (музыку, стихи)

- Кто знает автора этого стихотворения? (Федора Ивановича Тютчева "Чародейкою зимою")

- Зима - любимое время года не только у детей, но и у многих поэтов и писателей, художников и композиторов.

- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( работать по картине, описывать ее)

- Молодцы, действительно, перед вами стоит цель описать красоту природы по картине известного русского художника.

3. Работа по теме урока

- У вас на столах лежат карточки - снежинки. Глядя на изображенную картину, ответьте на вопросы теста.

Зима в лесу (Иней)

1. Жанр картины. а) Натюрморт - изображение цветов, овощей, фруктов, птиц, рыб. б) Портрет - изображение лица или фигуры человека. в) Пейзаж - изображение природы.

2. Автор картины

а) Шишкин Иван Иванович

б) Репин Илья Ефремович

в) Васнецов Виктор Михайлович

3. Как вы думаете, какое название этой картины.

а) " Зимний лес"

б) "Зимой в лесу"

В) "Зима"

Проверка теста с помощью сигнальных карточек.

За каждый правильный ответ команды получают жетоны.

Работа с учебником

Учебник стр. 143

- Вы правы, эта картина Ивана Ивановича Шишкина и называется "Зимой в лесу"

РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ

Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников. Родился Иван Иванович в купеческой семье 25 января 1832 года. Все, что рисовал Шишкин, имело очень правдивые и реалистичные формы. Секрет русского художника прост, он рисовал то, что видел, не приукрашивая, и не приуменьшая. Иван Иванович Шишкин – настоящий мастер пейзажа. Автор множества потрясающих картин, многие из которых хранятся в коллекции Третьяковской галереи.

- Для того, чтобы у нас получались полные, красивые предложения, нам надо использовать средства художественной выразительности.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

- Что такое сравнение?

- Что такое олицетворение?

- Что такое эпитет?

Каждой команде даны листы А3 и карточки.

Ваша задача подобрать описание к данным предметам.

Лес

могучий, красивый, тихий, спокойный, сказочный

Снег

пушистый, белый, голубоватый, лёгкий, серебристый, словно пуховое одеяло

Деревья

могучие, величавы, крепкие, стройные, высокие

Зима

волшебница, чародейка

День

ясный, морозный, зимний, чудесный,

Воздух

свежий, холодный

- Давайте найдем во 2-м столбике олицетворение(олицетворение)

эпитеты (эпитеты)

сравнения

- Молодцы. Эти слова и выражения помогут вам красочно описать картину.

Физминутка

Когда я называю

эпитеты- 1 команда олицетворение - 2 команда сравнение - 3 команда

Серебристый снег

Зима волшебница

Трусливый, как заяц

Тихий лес

Ёлочки в нарядных платьях

Деревья, словно часовые на посту.

Работа с печатными тетрадями

Откройте рабочие тетради на стр.39

Задание: составить описание картины, опираясь на следующие вопросы.

Вопросы читают дети, дают на них ответы.

  • Каков жанр произведения? (пейзаж)

  • Какое время года изображено на картине? (зима)

  • Что изображено на картине? (лес, деревья)

  • Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы? (светлые оттенки красок, сине-голубые для изображения неба)

  • Какие краски преобладают на картине? (Иван Шишкин сочетал темные и светлые оттенки красок для пейзажа, разбавив их сине-голубым оттенком неба. С одной стороны нарисован лес, покрытый белым инеем. Обращая внимание на эту сторону, кажется, что попал в снежное царство. А противоположная сторона более темная.)

О чём хотел рассказать нам художник? (Мне кажется, что художник отразил в этом зимнем лесу русского человека. Человека, у которого есть две стороны души. Темная и светлая. Благодаря им у нас такой характер и сила воли. Русские люди славятся своей широко раскинутой душой.)

  • Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Она словно повествует нам о красотах леса, красотах жизни и красоте русского человека.)

Варианты текста (для учителя)

Иван Шишкин сочетал темные и светлые оттенки красок для пейзажа, разбавив их сине-голубым оттенком неба. С одной стороны нарисован лес, покрытый белым инеем. Обращая внимание на эту сторону, кажется, что попал в снежное царство. А противоположная сторона более темная. Могучие стволы деревьев манят к себе, хочется пройти в сумрачный мир тишины, скрытый за ними. Общая картина настолько живая, что невольно оказываешься там, в морозном утре. Вся природа только пробуждается от крепкого сна в морозную ночь. Ты слышишь только щебетание птиц и хруст снежного покрова.

Лучи утреннего солнца пронзают своим светом каждую ветку, каждый куст этого пейзажа. Кажется, что посередине проходит дорожка, которая разделяет лес на две части. И где-то вдали виднеется выход из лесного царства.

Над верхушками деревьев раскинулось бесконечное небо. Где-то далеко оно еще бледно-голубое. Но над лесом его цвет яркий и манящий. Небо словно океан, такое же прекрасное и холодное.

Смотря на эту картину, чувствуешь, как в тебе закипает жизнь. Иван Шишкин заложил в нее много оптимизма и духовной силы. Когда смотришь на высокие деревья, покрытые инеем, на чистейшее небо и ощущаешь запах морозного воздуха, хочется жить. Мне кажется, что художник отразил в этом зимнем лесу русского человека. Человека, у которого есть две стороны души. Темная и светлая. Благодаря им у нас такой характер и сила воли. Русские люди славятся своей широко раскинутой душой.

Иван Иванович Шишкин вложил в свою картину большой смысл. Она словно повествует нам о красотах леса, красотах жизни и красоте русского человека. Такие картины должны жить вечно, чтобы напоминать нам о важных вещах.

На картине И.Шишкина “Зимой в лесу" изображён … день в зимнем лесу. Я вижу …. снег, … небо.

На первом плане художник изобразил …. деревья, припорошенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой – … . ветви похожи на … , сплетённые искусными мастерицами.

Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.

Когда мы смотрим на это … полотно И.И.Шишкина, то чувствуем покой и видим настоящую красоту …. зимы.

Каждая команда выступает со своими текстами.

Подсчитываем жетоны.

Награждаю команды грамотами. (1, 2, 3 места)

Итог урока.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось на уроке трудным?

Рефлексия

У каждого из вас две ёлочки (грустная и веселая)

Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что у вас все получилось - наклейте улыбающуюся ёлочку, а если нет - грустную.

infourok.ru

«Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима"». 3-й класс (1–3) или 4-й класс (1–4)

Разделы: Русский язык

Цель:

Развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

Задачи:

  • Учить писать сочинения по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать эстетические чувства.

1. Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И.Шишкина “Зима”. Поэтому постарайтесь на уроке:

  • Внимательно рассмотреть картину.
  • Сравнить со своими наблюдениями за природой.
  • Составить план описания.
  • Описать картину устно, а затем письменно.

Все художники-пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, т.к. каждое время года может быть и ГРУСТНЫМ И ВЕСЕЛЫМ, РАДОСТНЫМ И ТОСКЛИВЫМ. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года.Несколько картин о зиме написал И.И. Шишкин.

Он очень любил природу, особенно лес и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

2. Открываю картины “Иней”, “Не севере диком”.

Какие краски использовал художник для написания этих картин? 1) Иней–тонкий снежный слой, образующийся на охлаждающейся поверхности. Картина “Иней” - написана голубым (голубой более радостный цвет), желтым, розоватым цветом, чтобы показать радость этого года. 2) Картина “На Севере диком” – написана холодными красками. Преобладает синий цвет, вызывает ЧУВСТВА ГРУСТИ, ТОСКИ, ПЕЧАЛИ. А вот послушайте, как с помощью слова поэт Михаил Юрьевич Лермонтов передает эти чувства: “... Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте ночи; только снег на сосне сияет в лунном свете...”

3. Открываю картину “Зима”.

  • Рассмотрите внимательно картину. Что на ней изображено?
  • Правильно. Но эту картину можно описать подробнее, лучше, если внимательно ее рассмотреть.
  • Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине.
  • Какая погода нас встретит?
  • А в каком стихотворении А.С. Пушкина тоже говорится о замечательной погоде, о чудесном зимнем деньке?
  • Какие строки о зимнем дне вызывают радостное настроение?
  • Мороз и солнце! День чудесный.

Эти слова как нельзя лучше соответствует настроению нашей картины, и мы возьмем их к нашему сочинению эпиграфом.

  • Какой же зимний день изобразил И.И.Шишкин, давайте опишем его.
  • Что можно сказать о воздухе? Какой он?
  • Давайте прислушаемся, в лесу тихо. А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?
  • А что бы вы могли услышать?

4. Включаю грамзапись.

Послушайте, как изображает Петр Ильич Чайковский красоту зимней природы. (Слушают). Какое настроение, чувство вызвала у вас эта музыка? Итак, художник – красками, поэты – стихами, композитор – музыкой изображают красоту и величие родной русской природы.

5. Открываю первую часть плана и рабочего материала.

  • Ребята, с чего мы начали описание картины? Как озаглавили это описание?
  • А как вы думаете то, о чем мы говорили, чем является в нашем сочинении.
  • ВСТУПЛЕНИЕМ (обратите внимание, Вступление может состоять из 2–3 предложений, короткое; а может быть из 5–6 предложений, более подробное, но смысл один). Оно должно быть очень маленькой частью в сочинении.
  • А теперь, пользуясь рабочим материалом, опишите последовательно чудесный зимний день (устно).

  6. Работа с картиной (репродукция на столах).

  • Что изображено на переднем плане?
  • Какие деревья вы видите на переднем плане картины?

Но их можно описать более ярко. Вместо слова большие, употребите другие слова-синонимы: огромные, гигантские. Опишите их.

  • Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их.
  • Как озаглавить вторую часть?

7. Открываю вторую часть.

Опишите последовательно.

  • Итак, описывая деревья и кустарники, все ли мы сказали о картине? Что мы не описали?
  • Рассмотрите великолепный ковер снега, какой он? (Снег бывает разного цвета: и белого, и голубого, синего, желтоватого, розоватого, и даже бывает темный. Ведь мы только что видели на других картинах И.И. Шишкина).
  • Вспомните, какие строки А.С. Пушкина вспоминаются нам, когда мы смотрим на этот снег? “Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит”.
  • Как озаглавить?

8. Открываю третью часть.

  • Все ли мы сказали о картине? Все.
  • Какой частью сочинения это будет являться?
  • ОСНОВНОЙ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: а) самая большая в сочинении по объему. б) самая главная по содержанию, она должна быть доказывающей, что, действительно на картине изображена зима.Но вот, кажется, все описали. Пора выходить из этого леса.

  • Хочется Вам уходить из этого леса? Почему?
  • Чем же мы заполним мы свое сочинение?
  • Какой частью будет являться концовка нашего сочинения? ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.

9. Открываю четвертую часть. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы?

  • Вспомните свои наблюдения в зимнем лесу, настроение, чувства, сравните с увиденным сейчас.
  • – Что общее можно назвать?Как прекрасна наша родная русская природа! – Какова главная мысль этой картины и нашего сочинения?Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте. Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения. – Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины и ее надо охранять и беречь).

    ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ: Хоть сама и снег и лед, А уходит, слезы льет. (Зима).

    – Вам нравится зима? Почему? – А вы можете добавить об этом удивительном времени года стихами поэтов?

    1 кадр. Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой.2 кадр. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели.3 кадр. Снег покрыл землю и все, что на ней было: сухие ветки, валежник, белоснежным ковром. Он блестит на солнце и переливается, как алмазная россыпь.

    БЕСЕДА: 1. Какое время года изображено? 2. Вспомните картины, где изображалась осень? Сравните их (пейзажи Левитана, Остроухова). 3. Кто знает зимние загадки и пословицы?

    • Белая скатерть все поле покрыла.
    • В огне не горит и не тонет.
    • Береги нос в большой мороз.

    4. А кто из вас любит зиму? Почему? 5. В какие игры вы можете играть зимой? 6. Какие стихи о зиме знаете? 7. Рассмотрите картины.

    10. Раздаю отпечатанный рабочий материал.

    Цель: Поставить ударение в словах и объяснить правописание безударных гласных и трудных для написания орфограмм. Итак, план и рабочий материал помогут вам правильно описать картину устно, а затем письменно.

    11. Устное сочинение. 2-3 человека. Затем пишут.

    12. Зачитывают свои сочинения.

    ИТОГ УРОКА: – А теперь подведем итог. Что нового вы взяли для себя на уроке? (картина И.И.Шишкина “Зима”). Теперь, если вы будете в музее, вы легко узнаете эту картину И.И. Шишкина. А какую еще? – Какую речь мы с вами развивали сегодня на уроке? (устную и письменную). – Какова у вас письменная речь, я скажу, когда проверю ваши сочинения. А за устные ответы я сегодня ставлю оценки.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта