Конспект занятия по речевому развитию в подготовителной группе. Рассматривание картины шишкина рожь в старшей группе


Формирование экологической культуры с использованием пейзажной живописи | Методические разработки

Формирование экологической культуры с использованием пейзажной живописи

Автор: Гуменникова Светлана Юрьевна

Организация: МДОБУ Детский сад №2

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк

Каждый ребенок - художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста.

                                                                             Пабло Пикассо

Известно, что  процесс познания детей отличается от процесса познания взрослого: взрослые познают мир умом, а дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 5-7 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.                                                                                                                            

  Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно – эстетического воспитания.

Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить экологическое  воспитание от художественно-эстетического воспитания.

Общение только с природой недостаточно для развития художественно – эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней  будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объ

www.pdou.ru

Конспект занятия по речевому развитию в подготовителной группе

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: « Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь». Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь. Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь». Программное содержание: 1.Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему. 2.Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины. 3.Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе. Оборудование: фланелеграф, репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений. Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец Методы и приемы: 1. Организационный момент. - Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина. - Посмотрите на наш фланелеграф. Здесь вы видите портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».3. Рассматривание репродукции картины.- Речь у нас с вами пойдет о картине И.И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.- Какая же все - таки замечательная эта картина.- Что нарисовал художник? (Поле с рожью).- А какое время изображено на картине? (Осень). - Как вы догадались? (Много желтых красок).5. Словарная работа.- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь».- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился. 7.Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю). 8. Физкультминутка «Тучки дождевые».- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).9. Дидактическая игра «Что где растет?»- Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?». Вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.10.Итог занятия.- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь

educontest.net

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей логопедической группе (Художник-пейзажист И.И.Шишкин) - «Дошколенок.ру»

ЦЕЛЬ:

1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.

2)Учить воспринимать содержание пейзажной катины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И.И Шишкина.

4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: 

Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный. 

Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И.И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы), заготовки в технике монотипии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р.н.сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И.И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".

                                                                              ХОД (НОД)

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу.Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

-Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

-Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

-Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются) 

-Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

-Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы.Уметь видеть её красоту помагают нам художники.Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие , которые помагают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами.

-Так как называют художника, который пишет пейзажи?(предполаг.ответы художник-пейзажист)

-А картины которые он пишет?(пейзажи)

-У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин.Он любил рисовать лес.

Слайд №1

-Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево.В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Слайд №2

-Есть у И.И Шишкина картина, которую знают многие.Она называется "Утро в сосновом бору".

-Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник?(сосны)

-А как называется лес, в котором растут только сосны?(сосновый бор)

-Верно , сосновый бор.Посмотрие на деревья.Как вы можете охарактеризовать их-какие они?(высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

-Какая крона у сосны?(редкая,лапчатая,ажурная)

-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?(зеленый)

-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?(разные его оттенки)

-Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему?(Утро, т.к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

-Кого вы видите в центре картины?(медведицу с медвежатами)

-Посмотрите и скажите, что делают медвежата?(дети расказывают о том, что детают медвежата)

-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса?(кистью, красками)

-Так с каким художником мы с вами познакомились?(И.И Шишкиным)

-А как называется картина, которую мы рассмотрели?("Утро в сосновом бору")

-Как можно назвать одним словом то, что изображенно на картине?(пейзаж)

-Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули,кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-тоже покажем

Крылья сложили назад.

 

-Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом.

Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.

-Ребята какое сейчас время года?(золотая осень)

-Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.

По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.

-Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами!

blog.dohcolonoc.ru

Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "Путь хлеба к нашему столу"

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
  2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
  3. Учить образовывать прилагательные от существительных.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

  1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
  2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
  3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
  2. Экскурсии в хлебобулочный магазин, на поле, на КЗС.
  3. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
  4. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,
  5. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
  6. Загадки.
  7. Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (на медиопроекторе).

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - Побежит за трактористом Ранним утром борозда. (Показ слайда)

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей - сеялки) (показ слайда).

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ слайда)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Хлеб созрел, В полях моторы Песню жатвы завели. В степь выводят комбайнеры Полевые корабли (показ слайда)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката, Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда)

(ребенок читает стихотворение)

Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закрома Поле спит. Оно устало. Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда) (ответы детей)

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной. Хлеб из пшеницы - пшеничный. Каша из пшена - пшенная. Каша из овса - овсяная. Каша из ячменя - ячневая. Каша из кукурузы - кукурузная. Каша из гречихи - гречневая. Поле с рожью - ржаное. Поле с пшеницей - пшеничное. Поле с овсом - овсяное. Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель дополняет:

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый С хрупкой корочкой витой, Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал-пришел. В нем - здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки - Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Слава им, привет от нас В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

(Пекарь приглашает детей на экскурсию в пекарню.)

Используемые источники:

  1. Lenagold.ru
  2. Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
  3. Журнал "Воспитатель" №4 2009 год

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта