НОД в подготовительная к школе группе Тема: « Знакомство дошкольников с картиной И. И. Шишкина «Рожь». Рассматривание картины рожь шишкина в старшей группе
План-конспект НОД в старшей группе об истории и достопримечательности моего города. Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская.Программные задачи: • Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;• Познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков;• Обогащать и активизировать словарь;• Обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.Планируемы результаты:• Может рассказать о своем родном городе;• Проявляет интерес к искусству при рассматривании фотографий и репродукции картины И. Шишкина «Рожь»; • Делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о своей малой Родине.Материалы и оборудование: фотографии с видами города; репродукция картины И. Шишкина «Рожь».Методические приемыI Вводная часть1.1.Чтение стихотворения воспитателем «Мой край» по И.ВекшегоновойЗдравствуйте ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу вам прочитать стихотворение Иды Векшегоновой, которое называется «Мой край». Внимательно послушайте.«Мой край тополиный – то пух, то снежок,Мой город любимый, крутой бережок.За садом калитка, трава – мурава.Тропинка, как нитка, приметна едва.Она через просо вилась до селаИ в сердце без спроса навеки вошла».Вот такое замечательное стихотворение написала Ида о своем крае.1.2. Вводная беседа о малой Родине Ребята мы узнали о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое понятие «малая Родина»? (Это место нашего рождения). Совершенно верно, «малая Родина» - это место где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Страна наша – Россия. Дети, скажите, а какой наш город? (Светлый, хороший, чистый). Да, и город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни, вам детям. Пока вы еще дошкольники, но когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его.1.3. Пальчиковая физкультминутка «Здравствуй»А теперь ребята разомнем наши пальчики с помощью пальчиковой гимнастики «Здравствуй». Приготовили руки, слушаем и повторяем.«Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок,Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю -Я вас всех приветствую(Пальцами правой руки по очереди «здороваемся» с пальцами левой руки,похлопывая их кончиками)».Молодцы ребята!II Основная часть 2.1. Сообщение целиДети, сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».2.2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина с внесением портретаДети, обратите внимание на доску, на ней портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13.01.1832, он рос очень одаренным мальчиком. Иван Иванович любил природу, она была близка к его сердцу. Он мечтал проникнуться в глубинные тайны русской природы. У него есть картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».2.3. Внесение картиныПоподробнее мы познакомимся с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь». Обратите внимание на эту великолепную картину.2.4. Молчаливое созерцаниеА давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся с самими сбой впечатлениями.2.5. Рассматривание картиныКакая же все - таки замечательная эта картинаА) Вопросы к детям• Что нарисовал художник? (Поле с рожью).• А какое время изображено на картине? (Осень).Б) Словарная работаДети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко (ПЕЙЗАЖ), хорошо, а теперь Олег (Пейзаж). Молодец!2.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь»А теперь я вам немного расскажу об этой красивой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода, а по небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже готовы к сбору урожая. На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Мохнатая ветвь старой сосны очень низко нависает над рожью. Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой описательный рассказ получился по картине Шишкина Ивана Ивановича «Рожь».2.7. Составление воспитателем плана – рассказа• Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).• Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).• Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).• Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю).2.8. Составление детьми рассказаРебята, я вам описала картину, а теперь вы попробуете самостоятельно описать картину. Я выберу того кто себя вел очень хорошо.2.9. Индивидуальная работаЯ вам буду помогать, если вы что-то забудете.2.10. Процессуальная оценка воспитателемСпасибо Катя за рассказ, твой рассказ получился полным, последовательным, не было пауз. Спасибо тебе большое, садись на свое место.III Заключительная часть3.1. Физкультминутка «Тучки дождевые»А теперь давайте встанем и задвинем стулья, а я проведу с вами физкультминутку про тучки дождевые. Повторяем за мной.«Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт (Наклоняемся вперед).А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт!» (Хлопаем в ладоши).Молодцы, а теперь присаживаемся на свои места.3.2. Проведение дидактического упражнения «Что где растет?»Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?», вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.3.3. Рефлексия• Дети, о чем мы сегодня беседовали? (О родном крае и о «малой Родине»).• А какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»).• В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).Молодцы, вы сегодня замечательно поработали, спасибо за занятие!
|
doshkolnik.ru
№ 726 Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь» - Воспитателю.ру
Морозова Ирина Борисовна
Воспитатель
Красноярский край, ЗАТО Солнечный, МДОУ №4 "Звездочка"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь»
Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь.
Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.
2. Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.
3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.
Оборудование: фланелеграф, репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.
Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин
Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец
Методы и приемы:
1. Организационный момент.
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».
2. Беседа о творчестве И. И. Шишкина.
- Посмотрите на наш фланелеграф. Здесь вы видите портрет И. И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».
3. Рассматривание репродукции картины.
- Речь у нас с вами пойдет о картине И. И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.
- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.
- Какая же все - таки замечательная эта картина.
- Что нарисовал художник? (Поле с рожью) .
- А какое время изображено на картине? (Осень) .
- Как вы догадались? (Много желтых красок) .
5. Словарная работа.
- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.
6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь».
- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился.
7. Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.
- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь) .
- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода) .
- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны) .
- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю) .
8. Физкультминутка «Тучки дождевые».
- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.
Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши) .
Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте) .
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед) .
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши) .
9. Дидактическая игра «Что где растет? »
- Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет? ». Вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.
10. Итог занятия.
- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь») .
- В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж) .
- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!
2016.vospitately.ru
Проект "Откуда хлеб пришел?"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок».
Автор: Михалькова Анна Николаевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
2016
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно - нравственный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность. В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.
Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.
Цели: формировать знания детей о общественной значимости труда хлебороба. Знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий. 4.Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", М. Глинская «Хлеб», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей - подготовительной группе на тему: « Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».
Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь.
Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь».
Программное содержание:
1.Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.
2.Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.
3.Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.
Оборудование: репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.
Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин
Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец
Методы и приемы:
1. Организационный момент. - Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».2. Беседа о творчестве И.И. Шишкина. - Посмотрите, здесь вы видите портрет И.И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».3. Рассматривание репродукции картины.- Речь у нас с вами пойдет о картине И.И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.- Какая же все - таки замечательная эта картина.- Что нарисовал художник? (Поле с рожью).- А какое время изображено на картине? (Осень).
- Как вы догадались? (Много желтых красок).5. Словарная работа.- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь».- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился. 7.Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь).- Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода).- Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны).- Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю).
8. Физкультминутка «Тучки дождевые».- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).9. Дидактическая игра «Что где растет?»- Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет?». Вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.10.Итог занятия.- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»).- В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!
Беседа о тракторе.
Раньше машин не было и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор. Почему главная? (предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит.
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.
Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как вы думаете, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину– обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.
Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.
Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья!
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.
Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!
Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Беседа о комбайне и комбайнерах.
Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».
Вопросы детям - что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
- как устроен комбайн и как он работает?
- какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
Кто всегда в заботе?Тракторист в заботе.Поле он лелеет,пашет он и сеет.Кто всегда в заботе?Кто всегда в заботе?Грузовик в заботе.Возит удобренья,Чтоб росли растения.Кто всегда в заботе?Дождичек в заботе.В поле он прольется,Колосок напьется.Кто всегда в заботе?Комбайнер в заботе.Рожь он убирает,Отдыха не знает.Кто всегда в заботе?Хлебопек в заботе.Мастер он искусный,Хлеб печет он вкусный. (Хельо Мянд).
Беседа. Бережем хлеб.
- Почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с детьми по рассказу «Хлеб»:
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Конспект интегрированного занятия в старшей - подготовительной группе
« Хлеб - всему голова».
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель — Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?
Зёрнышко
Я - зёрнышко пшеничное -
Из колоска созревшего
На землю упаду,
Весною прорасту.
Пусть дождик поливает,
Пусть солнце согревает.
Расточками зелёными
Я к небу потянусь
И в поле золотистом
В пшеничку превращусь.
Страда придёт осенняя,
Меня, пшеничку зрелую,
Комбайн соберёт,
На мельницу свезёт.
Мукой я белой стану,
В пекарню попаду,
Румяным караваем
На стол я к вам приду!
Дети: о зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том, как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т.д.
- А что вы знаете о хлебе?
Дети: Хлеб- это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.
Воспитатель - Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят « Земля матушка, а хлеб батюшка».
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети:
«Хлеб - всему голова»;
«Плох обед, когда хлеба нет»;
«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»;
«Не в пору обед, когда хлеба нет».
«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке»
Воспитатель - Ребята, вот и сегодня к нам в гости пришло пшеничное
зёрнышко, чтобы вместе с вами вспомнить, как у нас на столе появился хлеб
слушайте внимательно.
- Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: хлеборобы
Воспитатель — Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.
- Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб? (поле большое наверно, какие-то машины это делают?)
Воспитатель - Трактора пашут землю плугами, рыхлят бороной, а потом сеют зерно. . А кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель - А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель - Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Каким становится поле?
Игра «Назови какое поле?»
Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.
Воспитатель — Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?
Дети: комбайны
Воспитатель А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.
Он идёт - волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
Дети садятся за столы. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.
Воспитатель — Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.
Игра «Золушка»
Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?
Почему? А из чего можно?
Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице?
Дети: Мельник.
Воспитатель - Правильно, а муку куда отправляют?
Дети: в пекарню и в магазин.
Воспитатель — Да. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?
Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки и т.д.
Воспитатель: Ребята, давайте, мы с вами сделаем колоски.
Аппликация «Колоски»
Воспитатель Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Красивые у вас получились колоски. Послушайте стихотворение.
В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится и земли родной. И расти под небом светлым, строен, и высок, Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.
Конспект интегрированного занятия в старшей - подготовительной группе
«Откуда к нам на стол хлеб пришел?»
Программные задачи:
Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Словарь:
Пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, овсяное, ржаное, пшеничное, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.
Оборудование:
Для педагога: презентация «Откуда к нам на стол хлеб пришел»
Для детей: зерна, розетки на каждого ребенка, колосья
Предварительная работа:
Рассматривание колоска;
Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;
Чтение сказки «Колосок»;
Опробование хлебобулочных изделий;
Прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот»;
Разучивание слов и мелодии песни – хоровода «Лады, лады, ладушки»;
Ходьба в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни;
Знакомство с хороводной игрой, разучивание слов, движений;
Работа над жестами и мимикой.
Ход работы:
Воспитатель:
Формой он похож на мяч.Был когда-то он горяч.Спрыгнул со стола на пол,И от бабушки ушел.У него румяный бок…Вы, узнали? (Колобок)
Колобок: - Здравствуйте ребята! Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… А как я к ним вообще попал не помню. Вы мне не подскажете?
Дети: ответы
Колобок: - Когда я к вам шел, видел много чего интересного, но не все понял. Помогите мне отгадать вот такую интересную загадку
Колобок:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкуснее и полезней нет.
Дети: Это хлеб.
Воспитатель: - Подумайте, в чем сходство колобка и хлеба? ( Сделан из теста.)- А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!- Хотите узнать почему?
Колобок: откуда берется у нас дома хлеб?
Дети: Из магазина
Воспитатель: - Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Дети: ответы
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие и возьмем с собой колобка. А что за путешествие нас ждет, если мы будем говорить о хлебе?
Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.
Воспитатель: - Это правильно! Путь этот долог: от зернышка до каравая.
Воспитатель: - Итак, путешествие начинается.Вначале нашего путешествия расскажу стихотворение:Не хлебом единым живет человек,Но жизни без хлеба не мыслитХлеб "головою" считали весь век,Ему поклонялись, молились.
Воспитатель: - Хлеб является символом благополучия и достатка
- Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.
Воспитатель: -На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме.
Воспитатель: - Во время нашего путешествия мы с вами узнаем секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел.
Воспитатель:
-Весной в поле люди вспахали и посеяли зернышки. Чем пахали землю люди?
Дети: Ответы. ( Тракторами)
Воспитатель: - Как называется профессия человека который работает на тракторе?
Дети: Ответы (Тракторист)
Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать (показывает зерна пшеницы, овса, ржи.)
Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их. (Показ)
Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое.
Вот и наступила эта осень. Начинается жатва. В поле появились машины, которые будут убирать колоски. Как называются эти машины, кто знает?
Дети: Они называются комбайны.
Колобок: - Ребята, вы случайно не знаете, как называют тех людей, которые работают на комбайне?
Дети: - Комбайнеры
Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся,И красавцем обернулся. (2 раза)Воспитатель: - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: - Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Воспитатель: - С хлебом связано много обрядов. У славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы о хлебе
1.Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
2. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 3.Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.4.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 5.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.6.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Воспитатель: - Ну, вот и убрали урожай с поля, можно и песни петь, хороводы водить. А давайте и мы с вами споем песню и поводим хоровод.
Хоровод "Лады, лады, ладушки".
Музыка Е. А. Гомонова, слова 1 куплет Е. А. Гомонова, 2,3 куплеты из сборника "Народные праздники в детском саду". Авторы: М.Б. Засцепина, Т. В. Антонова
Лады, лады ладушки,Рада нам хозяюшкаМы о хлебушке поемРазговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,Жарко дышат закрома,Поле спит, оно устало,Приближается зима.
Над селом дымки плывут,Люди хлеб в домах пекут.Заходите, не стесняйтесь,Хлебом нашим угощайтесь
Воспитатель: - Ребята давайте подойдем к столу.(На столе в тарелочках лежит мука, зерно) Ребята, перед тем как пекари начинают работу с мукой, как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Помыть руки, и надеть передник.
Воспитатель: Вот и мы с вами превратимся в пекарей, подойдите пожалуйста к умывальнику и помойте свои руки.( Дети моют руки, вытирают из заранее приготовленными полотенцами и надевают фартуки.)
Воспитатель: - Давайте потрогаем руками зерно, оно какое на ощупь, по форме, размеру, цвету? Попробуем на вкус.
Дети: твердое, овальное, маленькое, золотистого цвета.
Воспитатель: Потрогаем пшеничную муку. Что можно сказать про муку?
Дети: Она мягкая, рассыпчатая, белого цвета
- А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая,
Показать из чего замешивают тесто. ( На столе стоит тарелочка с сахаром, солью, дрожжи, мука, масло подсолнечное, вода и тесто дрожжевое.)Дать детям потрогать тесто руками.
Практическая работа: Дети из теста лепят колобки
Воспитатель: Какое тесто по цвету, на ощупь, на вкус?
Дети: Ответы
А сейчас мы с вами поиграем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются, одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: «Каравай хлеба не свалится с неба».«Что есть в печи на стол мечи».«Без печки холодно, без хлеба голодно».«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Хлеб хлебу брат».
«Худ обед, когда хлеба нет».
-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».
-«Хлеб да вода – мужицкая еда».
-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».
-«Человек хлебом живет, а не промыслом».
-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
-«Без хлеба, без соли худая беседа»
Колобок: - Вот здесь в котомке, у меня есть хлеб, мне его заяц дал, когда я его повстречал, давайте попробуем, и скажем из чего он замешан? ( В котомке лежат мелкие кусочки разного хлеба, сделанный изо ржи, пшеницы, овса.)
(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице) .
• Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?
• Хлеб из ржаной муки?
• Из овсяной муки? (ответы детей) .
Воспитатель: - Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах.
А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб:
• Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы).
• Засевают чем (пшеницей, рожью.).
• Из зерна вырастает что (колосья, в которых много новых зерен).
• Когда собирают урожай (осенью).
• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры).
• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера).
• Куда везут на хранение зерно (элеватор).
• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице).
• Где пекут хлеб? (хлебопекарня).
• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)
Колобок: - Ребята сейчас давайте вспомним простые правила. Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!
• К хлебу нужно бережно относиться.
• Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их.
• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают).
Воспитатель: На этом путешествие наше закончилось. Колобку нужно возвращаться домой давайте с ним попрощаемся.
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.
Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
Загадки.
Дидактические игры
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат.
Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки)
Воспитатель:
Выйдут сеялки потомЗасевать поля зерном.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей)
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
Хлеб созрел,В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнеры Полевые корабли (показ картинки)
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Слышен, летом до заката,Гул комбайнов у реки,И везут на элеватор Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.
Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закромаПоле спит. Оно устало.Приближается зима
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку.
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни.
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной.Хлеб из пшеницы - пшеничный.Каша из пшена - пшенная.Каша из овса - овсяная.Каша из ячменя - ячневая.Каша из кукурузы - кукурузная.Каша из гречихи - гречневая.Поле с рожью - ржаное.Поле с пшеницей - пшеничное.Поле с овсом - овсяное.Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет:
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест"
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).
Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.
infourok.ru
ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОЕГО ГОРОДА. РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И. ШИШКИНА «РОЖЬ»
ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИМОЕГО ГОРОДА. РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕКАРТИНЫ И. ШИШКИНА «РОЖЬ»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков; обогащать и активизировать словарь; обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.
Целевые ориентиры дошкольного образования: может рассказать о своем родном городе, в процессе игры называет улицу, на которой живет, где находится детский сад; проявляет интерес к искусству при рассматривании фотографий и репродукции картины И. Шишкина «Рожь»; выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прослушивании аудиозаписи песен о родном городе и музыкального произведения В. Калинникова; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о своей малой Родине.
Материалы и оборудование: фотографии с видами города; аудиозапись песен о городе; Первой симфонии В. Калинникова; репродукция картины И. Шишкина «Рожь».
Содержаниеорганизованной деятельности детей
1. Организационный момент.
– Мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина». Как вы понимаете, что такое «малая Родина»? Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.
2. Беседа о родном городе.
Педагог читает стихотворение «Мой край» И. Векшегоновой.
Мой край тополиный –
То пух, то снежок,
Мой город любимый,
Крутой бережок.
За садом калитка,
Трава-мурава.
Тропинка как нитка,
Приметна едва.
Она через просо
Вилась до села
И в сердце без спроса
Навеки вошла.
– Страна наша – Россия. А вот в каком крае мы живём? Как называется наша область? Город? Район? На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, самом любимом, самом красивом. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе? Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было?
Город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни вам, детям. Каждый живущий в нашем городе считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делают все для того, чтобы город становился красивее, богаче. Пока вы еще дошкольники, но, когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его.
Педагог проводит игру «Что вы знаете о своем городе?».
– Чьим именем назван наш город?
– Как называется улица, на которой ты живешь?
infourok.ru
Конспект занятия по рассматриванию картинки "Зима" И.Шишкина, "Февральская лазурь" И.Грабаря, "Волшебница-зима" К.Юона
Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание: знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.
Предварительная работа предусматривает, что дети уже знают понятия: колорит, композиция, знакомились с картинами А. Пластова, И. Шишкина.
Ход занятия
Воспитатель: «На сегодняшнем занятии мы познакомимся с картинами художников, которые изобразили зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличительны друг от друга. Для начала рассмотрим картину художника Юона. Какое время года изобразил художник на картине?»
Дети: На картине мы видим зиму.
Воспитатель: Верно, Мы видим изображение зимы, когда сна еще только вступает в свои права. Обратите внимание, па улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках.
«Опрятней модного паркета, Блистает речка льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом».
Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: Чувство света, покоя.
Дети: Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.
Воспитатель: Какие характерные особенности русской зимы передает художник?
Дети: Кругом много пушистого снега.
Дети: Замерзший пруд.
Дети: Дети катаются на коньках.
Воспитатель: И глядя на все это, кажется, что не только люди, по и природа рада зиме.
«...И вот сама идет волшебница-зима. Пришла, рассыпалась, клоками. Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов».
Как вы думаете, подходят сюда эти строки А.С. Пушкина?
Дети: Подходят.
Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют зиму волшебницей. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?
Дети: Облака белые и есть желтоватые.
Воспитатель: Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях — все имеет множество оттенков, которые в большинстве свом желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. А день на картине морозный. Это видно сразу. Ведь дым из трубы поднимается вверх. Ребята, подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе?
Дети: Художник был далеко.
Дети: Он нарисовал все это не очень крупно.
Воспитатель: Да, он находился на пригорке и немного вдалеке. А теперь давайте вспомним, какие еще художники рисовали природу?
Дети: Это А. Пластов, И. Шишкин,
Воспитатель: Мы уже знакомились с картинами И. Шишкина. Вспомнили? Это «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». И везде это были радостные картины, с могучими вековыми соснами. Иван Шишкин знал и любил природу. Сейчас мы рассмотрим его картину. Называется она «Зима». Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Дети слушают музыку.
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите па эту картину?
Дети: Стало немного грустно.
Дети: Печально.
Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.
Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?
Дети: Серой краской, голубоватой.
Дети: Кажется, что лес спит.
Воспитатель:
«Околдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна».
Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце.
Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом — мы видим поваленные деревья. И на сосне — одинокая ворона.
«Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно».
«Чародейкою зимою Околдован лес стоит...» Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?
Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.
Дети: Чтобы показать лес спящим.
Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?
Дети: Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба. Дети: Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.
Воспитатель: Мы немного взгрустнули. А сейчас взгляните на эту зиму. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим отдельно стоящие березы. Здесь художник находился очень близко, поэтому мы не видим верхушки березы, она изображена крупным планом, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом.
Воспитатель: Какое время здесь изобразил художник?
Дети: Здесь тоже зима.
Воспитатель: Да, это тоже зима, по это конец зимы, февраль. Светит яркое солнце. Посмотрите, какое ясное голубое небо, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный, придают ощущение света. Снег на солнце искрится и приобретает множество оттенков: от бледно-голубого, от сиреневого до синего. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом яркого солнца. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Что можно услышать?
Дети: Потрескивание снега.
Дети: Веселый щебет птиц. Кажется, что сейчас зазвенит капель.
Воспитатель: Когда смотришь на эту картину, кажется, что скоро весна, отступает зима с метелями и морозами.
Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художником для изображения природы. Глядя на эти картины, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели ее художники.
Приложение. (Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью в старших, подготовительных группах)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
« Знакомство дошкольников с картиной И. И. Шишкина «Рожь».
НОД в подготовительная к школе группе
Тема: « Знакомство дошкольников с картиной И. И. Шишкина «Рожь».
Цель: Продолжать развивать у детей художественное восприятие произведений живописи, формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником при создании картины. Учить детей высказывать свои впечатления о картине.
Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь», магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского («Времена года»).
Предварительная работа: Организация выставки картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Зима». Чтение стихотворений, созвучных картине.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского художника
И. И. Шишкина. Какие картины этого мастера вы знаете? О чем рассказывает художник в них?
— Иван Иванович родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была красивой. Глухие сосновые леса таили множество чудес. В лесах текли Прозрачные, холодные ручьи. В глухих чащобах земля была покрыта мягкими коврами мха, словно кружево заплетались диковинные травы. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах поведать об этой красоте людям. Сегодня мы познакомимся с еще одной картиной художника.
Воспитатель показывает детям картину «Рожь» и включает музыкальную пьесу из цикла «Времена года». Дети, рассматривают картину.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы, и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
(А. А. Фет.)
Воспитатель спрашивает детей:
—Что изображено на картине?
—Как вы думаете, что самое главное в ней?
—Какими изобразительными средствами выделил это главное художник? (Главным является золотое поле ржи.)
—Какое настроение вызывает картина? ,
—Как бы вы назвали картину?
Воспитатель выслушивает ответы детей, выделяет наиболее удачные и подводит итог:
—Шишкин назвал картину «Рожь». Он словно призывает: «Оглянитесь, посмотрите вокруг, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите ее!» Мы поместим картину на нашу выставку изобразительной деятельности.
infourok.ru
ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОЕГО ГОРОДА. РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И. ШИШКИНА «РОЖЬ»
– На какой улице находится наш детский сад?
– Что находится рядом с детским садом?
– Какие улицы города мы знаем?
– Кто мэр нашего города?
– Какая школа находится рядом с детским садом?
– Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?
Дети поочередно выходят к столу, на котором разложены фотографии с видами города, рассказывают об одной из них. Ребенок, отгадавший, о какой фотографии речь, подходит к столу, показывает ее всем детям.
– Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш город, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту...»
Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.
3. Рассматривание и описание картины.
Педагог читает отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
– Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
– Что означает слово пейзаж?
– Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Рожь». Перед вами репродукция картины.
– Пейзажи Шишкина называют «пейзажами для богатырей». Вы согласны? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему? Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера. Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.) Какое время дня изобразил художник? (Полдень.)
Педагог читает стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...»
Зреет рожь над жаркой нивой, Робко месяц смотрит в очи,
И от нивы и до нивы Изумлен, что день не минул,
Гонит ветер прихотливый Но широко в область ночи
Золотые переливы. День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.) Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.) Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.) Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.) Расскажите о соснах, изображенных на полотне И. Шишкина. (Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.) Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека. Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство». О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.) Прочитаем еще раз слова поэта Н. А. Некрасова. Почему Некрасов выбрал определение «врачующий» к существительному «простор»? Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?
infourok.ru