Урок литературного чтения в 3-м классе по теме М.Ю. Лермонтов "На севере диком…". Какая картина шишкина названа по стихотворению лермонтова
Самая зимняя картина Шишкина – иллюстрация к стихотворению Лермонтова.
Картину художник предназначил для иллюстрации собрания сочинений Михаила Лермонтова, приуроченного к пятидесятилетию со дня его гибели. Таким образом, сначала появился рисунок, который натолкнул Шишкина на мысль написать картину маслом.
мы можем представить аналогичный южный пейзаж. Теоретически можем, иллюстрировал бы его, пожалуй, не Шишкин. Шишкина вдохновляли русские пейзажи, а с пальмами в изображаемых на его полотнах просторах не сложилось. Художник Витольд Бялыницкий-Бируля заметил: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».Огромная сосна на краю обрыва кажется единственным – деревом? существом? – единственным обитателем этого ледяного мира. Эта картина, как и многие другие работы Шишкина, дает основания усомниться в постулате, согласно которому Шишкин – великий рисовальщик, а вот с колоритом у него не сложилось.
https://zen.yandex.ru/
rama909.livejournal.com
Сочинение СРОЧНО . Рассмотрите картину И.Шишкина "На севере...
Ну для начала план:1. Передний план 2. Основной план 3. Задний план. Только не просто перечисляй, а свои слова добавляй:Дальше....:Вот не большое мини-сочинение:Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»я считаю поэтическим шедевром стихотворение. Это произведение оставило глубокий след в моей душе. «На севере диком стоит одиноко...» было написано в 1841 году, это стихотворение — перевод стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Сосна стоит одиноко», написанного в 1822 году и являющегося важнейшим в юношеском цикле. В переводе Лермонтова печальная интонация, щемящее чувство одиночества, неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой. Если сравнивать стихотворения Гейне и Лермонтова, на мой взгляд, Лермонтовское — более образное, эмоциональное, проникновенное. Лермонтов обогатил стихотворение поэтическими выразительными средствами: сравнением — «...и снегом сыпучим Одета, как ризой она», эпитетами — «на севере диком...», «на утесе горючем», «снегом сыпучим». Шишкин, написав картину «На севере диком». Три шедевра искусства, имеющие мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но только разными средствами.
И в конце мы смело можем заявить, что Шишкин любил лес. Через свои картины художник хотел изобразить насколько могуч и таинственен лес. Известное, всем полюбившееся картина - утро в сосновом бору, было написано Шишкиным. На нем изображены медведи вроде делающее ничего особенного, но художник обладал такой способностью - изобразить обычное совсем в игом образе.
Оцени ответ
shkolniku.com
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме М.Ю. Лермонтов "На севере диком…"
Разделы: Начальная школа
Цели: познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова и русского пейзажиста И.И.Шишкина; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения; учить чувствовать выразительность слова; прививать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины И.И.Шишкина “На севере диком…”, музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
2. Введение в тему
– Посмотрите на доску. Что написано на доске? (Фамилии поэтов: С.Есенин, С.Маршак, М.Лермонтов).
– Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с согласной и в ней согласных шесть. Прочитайте имя поэта. (Михаил Юрьевич Лермонтов 1814–1841)
– Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, встретимся с его замечательными стихами.
– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов написал это стихотворение).
– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для того, чтобы уметь правильно и красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать другим).
3. Рассказ учителя о поэте
М.Ю.Лермонтов жил в одно время с Александром Сергеевичем Пушкиным. Родился он в 1814 году в Москве и очень ее любил. В поэме “Сашка” он писал:
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень любила внука и старалась дать ему хорошее образование. С детства Михаил Юрьевич говорил по-немецки и по-французски. Даже маленький он говорил в рифму, и все этому удивлялись. Он был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Михаил часто болел, поэтому летом 1825 года бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.
В 1827 году семья переезжает в Москву, и осенью 1828 года мальчика зачислили в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, где раньше учились В.Жуковский, А.Грибоедов, Ф. Тютчев. В пансионе многие увлекались литературой, даже выпускали рукописный журнал. В нем встречались и стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на скрипке и фортепиано.
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. Обратите внимание – (демонстрация портрета (Рисунок 1)) с полотна на нас смотрит спокойный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.
Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.
4. Первоначальное чтение стихотворения “На севере диком…”
– Наш урок мы посвятим стихотворению М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
5. Обмен впечатлениями
– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное, печальное, лирическое).
– Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости).
– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?
(Высказывания учащихся).
6. Повторное медленное построчное чтение учителя и беседа по тексту
– Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север
дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).
– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).
– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).
– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).
– Такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.
– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).
– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).
7.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми– Прочитайте стихотворение выразительно. Читайте медленно. После каждой строчки обязательно делайте короткую остановку – паузу. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.
– Отметьте непонятные вам слова.
– Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?
8.
Словарная работа: уточнение смысла непонятных слов- Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.
- Утес – высокая скала.
9. Анализ стихотворения
– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже
одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание).
– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? (“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”)
– Как называются эти слова? (Эпитеты).
– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества).
– Какой еще литературный прием использовал автор? (Олицетворение).
– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе,
тоже одинокой).
10. Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя
– Прочитайте стихотворение про себя и попробуйте представить эту одинокую сосну, нарисовать воображаемую картину словами. Расскажите, что у вас получилось. (Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко).
11. Физкультпауза
12. Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком”
Учащиеся рассматривают картину под музыку
Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”. – Обратите внимание на эту картину. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали? (Высказывания учащихся). – Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи. – Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению). – Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее). – Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника. |
13. Вывод
– В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной. Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил звучание поэтических строчек.
– Какими художественными средствами удалось поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).
– Мы еще раз убедились, как два шедевра искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
14. Коллективное чтение стихотворения
– Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Как вы думаете, это стихотворение лучше читать ровно или, меняя темп? (Стихотворение следует читать неторопливо, негромко, с интонацией грусти. Постараемся передать настроение одиночества).
15.
Закрепление новых знаний– Прочитайте понравившиеся строчки. – С каким чувством вы прочитаете стихотворение? – Какими красками нарисуете картину к этому тексту? – Характер какой мелодии должен сопровождать это стихотворение? – Какие картины родились в вашем воображении?
16. Домашнее задание (по выбору)
Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…” Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения. Подобрать мелодию к стихотворению.
17. Рефлексия
– Что на вас произвело наибольшее впечатление? – Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? – Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись? – Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?
18. Оценка работы
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Шишкин И. «На севере диком»
Михаил Лермонтов"На севере диком стоит одиноко..."
На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет.
К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.
Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».
В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина. На мызе у дочери им была написана эта картина.
«На севере диком стоит одиноко», — абсолютный лирический шедевр Лермонтова, вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», сделанный поэтом едва ли не молниеносно, по просьбе князя Вяземского, накануне рокового отъезда на Кавказ.Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году.
Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла.
В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.
Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.
Одиночество...На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.
С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье,тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.
Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
=====================================.
Люблю картины Шишкина. Наверно потому, что русская природа в его картинах мне понятна и узнаваема. Я видел с самых малых лет то, что было на его картинах. И насколько помню у нас дома на стене столовой были репродукции его картин. Помню "Рожь", "Корабельная роща" По-моему были и "Медведи" (утро в сосновом бору). Но "Медведи" и "Алёнушка" Васнецова были у нас в детском саду в рамах. "На севере диком" я увидел впервые в Третьяковке, когда учился в 6-ом или 7-ом классе. Именно эта картина мне почему-то запомнилась сильнее. Репродукция висела в книжном магазине в Александрове. И я ездил на электричке или пешком за 6км ходил её смотреть раза три. Когда служил на Северном флоте, то во время командировки в Ленинград увидел, как я называл, "Сосну на севере" в Русском музее (так назвал для себя, помня стихотворение Лермонтова). Ребята-матросы ушли смотреть дальше, а я сел перед картиной и смотрел. Уже когда работал с НИИ и заводами Ленинграда, я часто оставлял время, чтобы сходить в Русский музей в том числе и посмотреть на "Сосну"
maxpark.com
«На севере диком стоит одиноко...» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова и картине И.И. Шишкина)
Сочинение на тему: «На севере диком стоит одиноко...» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова и картине И.И. Шишкина)
Читаю стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» и перед глазами возникает картина: высокая скала, на вершине растет одинокая сосна, ее ветви покрыты снегом. Снежная пустыня безмолвна. Природа спит. И это состояние вечно. Ничто не нарушает покоя. Кажется, звучит торжественная, величавая музыка. И дальше у М. Лермонтова сосна видит сон-мечту: в жаркой пустыне на горячем утесе растет прекрасная пальма. Она, наверное, тоже одинока, потому что «грустна». Сосна и пальма — это как две одинокие души, которые так далеки друг от друга, что никогда не смогут быть вместе. Поэтому стихотворение навевает не только настроение покоя, но и грусть. А потом я увидела картину И. И. Шишкина и удивилась: как точно передал художник настроение одиночества и покоя, которое есть в стихотворении М. Ю. Лермонтова. Центр картины занимает покрытая серебристым снегом сосна. Она выше скал. Над ней только низкое северное небо в тяжелых облаках. Сосна как бы задумалась о чем-то. Но картина И. Шишкина не кажется мне грустной: сверху льется яркий лунный свет. От него бело-голубой снег кажется праздничным, а сосна нарядной. На снегу лежит синяя тень. Да, сосна одинока, но величава и могуча. Суровая северная природа не сломила ее. Она выстояла и выстоит в любую непогоду. Вот так интересно поэт и художник каждый по-своему рассказали нам об одиночестве.
по теме:
категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Лермонтовa М. / «На севере диком стоит одиноко...» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова и картине И.И. Шишкина)
shkolyaram.narod.ru