Урок 21-22 «Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «На севере диком».docx. Музыка к картине на севере диком шишкин


На севере диком (картина) — ALL

И. Шишкин. «На севере диком»

«На севере диком…» — картина художника Ивана Шишкина.

Время создания: 1891 г.

Холст, масло. 161×118 см

Современное местонахождение: Киевский музей русского искусства (Украина)[1][2].

Картина иллюстрирует одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова.

История создания[править]

История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова (к 1891 г.) петербургским издателем П. П. Кончаловским готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта[3]. Для создания иллюстраций издатель пригласил художников: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.

И. И. Шишкин (1832—1898) оформлял два стихотворения — «На севере диком…» и «Родина»[1][4]. Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько вошла в нутро — а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.

Стихотворение Лермонтова[править]

Читать стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко». Для неграмотных — см. видеоролик.

(▲)

Лермонтов – «На севере диком стоит одиноко». Исполнитель: А. Консовский

Картина И. Шишкина явилась иллюстрацией к стихотворению М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», созданном великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ[3][5]. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»)[3][6], сочиненным Гейне в 1822 году[3] или в 1827 году[5] (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения[5].

Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.

Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне[6] — уж слишком много в него своего, собственной боли, вложил Лермонтов.

Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.

Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»[5].

Его проникновенность и лиризм привели к тому, что строчки вдохновили на создание музыки к нему и одноименных романсов более 100 композиторов, среди которых А. С. Даргомыжский, И. Маренич, Н. А. Римский-Корсаков, М. Н. Офросимов, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. В. Асафьев, Н. Д. Дмитриев, С. И. Танеев, В. И. Ребиков и мн.др.[5]

allll.net

Шишкин И. "На севере диком"

Михаил Лермонтов"На севере диком стоит одиноко..."

На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет.

К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин. 

Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». 

В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина. На мызе у дочери им была написана эта картина. 

«На севере диком стоит одиноко», — абсолютный лирический шедевр Лермонтова, вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», сделанный поэтом едва ли не молниеносно, по просьбе князя Вяземского, накануне рокового отъезда на Кавказ.Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году. 

Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла. 

В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне. 

Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи. 

Одиночество...На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть. 

С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье,тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. 

Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами. 

borbatelena.ru

Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «На севере диком» (С использованием текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»)

Урок 76 (Урок 2 по теме «Имя прилагательное») Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «На севере диком» (2 часа) Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «На севере диком» Задачи урока: обучающие: - продолжать работу по обучению школьников создавать текст-описание, формировать умения учащихся определять основную мысль высказывания, систематизировать собранный материал; выделять роль прилагательных при описании пейзажа; развивающие: - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление обучающихся, совершенствовать культуру устной и письменной речи учащихся; воспитательные: - воспитывать бережное отношение к родному слову, интерес к произведениям живописи, литературы, музыки Тип урока: урок развития речи; урок изучения нового материала Оборудование: репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком», портреты И.И. Шишкина, Г. Гейне и М.Ю. Лермонтова, тексты рассказа Н.В. Бойко «На севере диком» (сборник «Истории знаменитых полотен»), стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и подстрочный перевод стихотворения Генриха Гейне «Сосна стоит одиноко» (по экземпляру на каждого ученика), памятки «Как работать над сочинением по картине», аудиозапись романса «На севере диком», презентация. Эпиграф урока: … Если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив. В.К. Бялыницкий-Бируля. Ход урока 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, Это же – дольше живите на свете. Е.В. Шевелёва. – Здравствуйте. Будьте здоровы. Садитесь. Посмотрите в окно: на улице замечательный зимний погожий денек, и я надеюсь, что наша работа будет интересной и плодотворной. Желаю вам хорошего настроения. (Записать в тетрадях число и тему урока). 2. Подготовка к работе по картине. Сообщение целей и задач урока. Слово учителя. Дорогие ребята! (Слайд 1). В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, гениального поэта, драматурга и писателя. А мы перенесемся сейчас в далекий 1890 год – время, когда к 50-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова готовилось богато иллюстрированное собрание его сочинений. В подготовке издания приняли участие известные художники М.А. Врубель, В.А. Серов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, а также Иван Иванович Шишкин (Слайд 2). Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать картину маслом «На севере диком». (Обращаясь к эпиграфу урока). Об этой работе художник Витольд Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, с восхищением сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». (Слайд 3). Вот этот пейзаж. (Слайд 4). И сегодня нам с вами предстоит описать эту замечательную картину. 3. Основная часть. Работа по описанию картины И.И. Шишкина «На севере диком». 1) Учитель: - Давайте послушаем сообщение о том, какие события предшествовали работе художника над картиной. (Сообщение учащегося). Для сборника стихов Лермонтова И.И. Шишкин оформлял два лирических произведения поэта: «На севере диком…» и «Родина». Особенно захватила художника

weburok.com

Урок 21-22 «Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «На севере диком».docx - Урок 21-22 «Подготовка к сочинению ...

­ На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропастьмежду скалами. Лишь красавица­сосна в сверкающем кружевном наряде наяву грезит орадостном мире, где, возможно, кто­то так же одинок, как и она.­ Снег не чисто белый. Художник изобразил множество оттенков снега. А на макушкесосны снег схож с облаками, и они будто беседуют между собой. Полное замороженноебезмолвие. Лишь одинокая сосна­мечтательница грезит о другом, светлом и радостном мире.­ Кажется, что сосна смотрит на Луну, но самой Луны на картине нет. Художник не сталее изображать, но этот образ зримо присутствует в виде призрачного света. Он освещаетмрачное ущелье, тёмно­грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.Такие мгновения природы очень хорошо подчеркнул Лермонтов: «И звезда с звездоюговорит». Это духовное единение с природой, когда мы растворяемся в окружающем мире.Это гармония – идеальное чувство равновесия.­ Да, хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на деревои создает яркое освещение у подножия сосны. Вглядевшись, мы можем точно отметить, чтона картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и теньюот дерева. Лунный свет серебрит снег, озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущиеизумрудно­белесые облака.Учитель:­ Как вы думаете, какова художественная идея картины? Какую мысль хочет донести донас автор?­ Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Ведь она, сосна,совсем одинока, но красотой величава, очень стойкая, она верит, что дикая и холоднаяприрода севера не в силах сломить ее.­ Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные егооттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака,плывущие немного выше, поэтому возникает ощущение, что они ведут неспешную тихуюбеседу.­ Нет, здесь явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекойродственной душе.7

znanio.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта