Сочинение по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща". 5-й класс : Русский язык. Урок сочинение по картине шишкина корабельная роща
Урок в 5 классе "Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща"
Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща".
Урок в 5 классе
Урок по ТРКМ.
Цель: подготовка материала для написания сочинения по картине
Задачи:
1. продолжить работу по развитию речи учащихся; продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению.
2. развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом.
3. воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, нас окружающим, к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться конструировать текст сочинения
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста.
Личностные:Тип урока урок развития речи
Оборудование презентация, раздаточный материал
Ход урока
Деятельность учителяДеятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
3 мин
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приём "Мозговой штурм".
Прослушивание музыки (звуков леса).
- Какие образы возникли? Ваше впечатление? (Образ природы)
- А как ещё можно изобразить природу, какими средствами? (красками, словом).
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся
4 мин
Вспомни определение
Текст
Тема текста
Основная мысль
Абзац
Типы речи
ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Самуил Маршак
Корабельные сосны
Собираясь на север, домой,
Сколько раз наяву и во сне
Вспоминал я о статной, прямой
Красноперой карельской сосне.
Величав ее сказочный рост.
Да она и растет на горе.
По ночам она шарит меж звезд
И пылает огнем на заре.
Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от верхушек до пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят.
Дают определение понятиям
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
2 мин
Какова тема урока? Цели? ЦП - для чего?
Сочинение по картине И. И. Шишкина "Корабельная роща".
Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Запишем на доске (В корзине), озвучим.
Постановка учебной цели
Физкультминутка.
Анализируют и делают выводы
Определяют тему и цель и задачи урока
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
infourok.ru
"Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща» ".
Сценарий урока по теме: «Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».
1.Оргмомент. Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого русского художника И.И. Шишкина, будем совершенствовать умение писать сочинения по картине, составлять простой план, и, конечно же расширим свой кругозор. Запоминайте то, что мы делаем, и в конце урока расскажете, что нового вы узнали о том,как писать сочинение по картине. (1-2 мин)
Итак,И.И.Шишкин…
2.Индивидуальное сообщение об И.И. Шишкине. (приложение 1) (3 мин)
Слайд 1. Фотография художника,его годы жизни.
-Вы все внимательно прослушали сообщение, а теперь проверим вашу внимательность.Ответьте, картины на какую тему принесли известность И.И.Шишкину.
Ответы ребят.(картины,на которых изображена природа)
-Сейчас я покажу вам несколько репродукций, а вы назовите, что их объединяет.
Слайд2 – 4 Репродукции картин «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Лесные дали», «Лес вечером»
Ребята , рассмотрев картины, отвечают на вопрос.
3. Работа по картине «Корабельная роща»
-Я не случайно подобрала вам картины с изображением леса, т.к. сегодня мы будем работать с картиной «Корабельная роща»
Слайд 5 Репродукция картины «Корабельная роща»
-Рассмотрите картину внимательно, не упуская деталей.(3 мин)
а) выразительное чтение стихотворений по картине.
-Домой вам было задано подобрать стихотворения о соснах , о лесе. Прочитайте их выразительно. Но во время чтения стихотворений, вы ,ребята, не просто их слушайте, а запоминайте и записывайте эпитеты и словосочетания.(6 мин)
Чтение стихотворений( приложение 2)
-Ребята внимательно слушают, записывают, затем зачитывают то, что получилось.
А сейчас попробуйте написать 2 строчки в рифму с этими словами.
Выполнение задания,чтение стихотворных строчек (3 мин)
б)работа над описанием картины
Вопросы
1.Что изображено на картине?
ответы ребят
2..Посмотрите на верхнюю часть картины. Заметите ли вы что-то необычное?
Ребята отвечают, что художник не написал верхушки сосен на переднем плане
-А почему?
Отвечают ,что для него было главным показать стволы сосен –ровные ,без повреждений.
-Да,действительно,это так. А теперь подумайте и скажите, почему картина названа «Корабельная роща?»
Ребята отвечают,что только из таких ровных стволов строились корабли, верхушки для этого были не нужны,еще и по-этому художник не написал их на переднем плане.
-По дороге в школу вы проходите мимо небольшого соснового лесочка. Можно ли сосны, которые растут в нем , назвать корабельными?
Ответы ребят(Нет ,корабельными можно назвать только могучие ,ровные, высокие сосны, а в нашем лесочке сосны еще молоденькие, стволы тонкие, корабли из таких не построишь)
2.Что мы видим на переднем плане,в центре, на заднем плане?
Ответы ребят.
3.Можем ли мы сказать, какой день- пасмурный или ясный изображен на картине?
Ответы ребят
4.С помощью какого цвета передает художник это ощущение?
Ответы ребят
5.Мы сказали о цвете - желтом, теплом, ласковом. А как падает свет?
Ответы ребят.
в) работа с муз.композициями
-Если бы вы находились в таком лесу,что бы вы услышали?
ответы детей.
-Я предлагаю прослушать 3 музыкальные композиции и определить наиболее подходящую по характеру к этой картине. Маленькая подсказка- лишь одна из этих мелодий посвящена лесу. Запишите по 3 ассоциации с каждой мелодией
Проигрываются мелодии (приложение 3) (4мин)
ребята угадывают, что это третья мелодия.
-Почему вы так решили?
Отвечают,что она динамичная,радостная,веселая,больше всего подходит к этой картине.Остальные композиции не соответствуют настроению,которое вызывает эта картина.
-Действительно ,вы совершенно правы. Это мелодия композитора Штрауса,она называется «В лесу»Итак, мы видим, что художники с помощью картин ,поэты с помощью стихотворений, композиторы с помощью музыки изображают красоту и величие родной природы.
4. Словарная работа.
-Я предлагаю небольшую творческую работу. Перед вами текст. Прочитайте задание ,затем выпишите те прилагательные –эпитеты, которые помогают описать картину. На вклейке в учебнике есть эта картина,(открывают) рассматривайте ее, выполняя задание.
Слайд 6. 1.Прочитайте текст, раскройте скобки, выберите выразительные и точные прилагательные, запишите словосочетания.
На картине «Корабельная роща» И.И.Шишкина мы видим ( большая, лесная, солнечная, жаркая) опушку (большой, огромный, могучий) соснового бора.
В (спокойная, безмолвная) тишине гордо застыли ( великие, величавые, высокие, стройные) сосны. Высоко вскинули они в (высокое, бездонное, синее) небо свои (зеленые,изумрудные, раскидистые , пышные) вершины.
Ребята читают эпитеты,которые выписали.
-А сейчас другая работа. Теперь вы самостоятельно должны подобрать прилагательные. Я предлагаю 2 варианта- составить предложения или словосочетания. Затем обменяйтесь тетрадями, посмотрите, что написал ваш сосед.
Слайд 7. Подберите и запишите имена прилагательные к данным словам. Составьте предложения, с этими словосочетаниями, помогающие описать картину
Цвет(какой?)……….
Стволы сосен( какие?)…….
Песок на берегах ручья (какой?)…. (4 мин)
Ребята выполняют задание ,читают примеры.
5.Составление плана.
-Какова же главная мысль сочинения?
Ответы ребят.
-Конечно же, ни одно сочинение не может быть написано без плана. Давайте попробуем составить его коллективно. (6 мин)
Ребята составляют план, один человек у доски записывает ,затем план выводится на слайд.
Слайд 8 План
1.И.И.Шишкин-певец русского леса.
2.Стройные сосны.
3.Прозрачный ручеек.
4.Цвет и свет картины.
5.Отношение автора к изображаемому.
6.Мое отношение к картине
6.Итоги урока, рефлексия.
- Что запомнилось каждому из вас больше всего на уроке, что каждый узнал нового, как работал?
Ответы ребят.
-Я думаю, что вы теперь напишете замечательные сочинения по картине и, конечно же , легко узнаете «Корабельную рощу» И.И.Шишкина в картинной галерее.
Библиография:
Иванова Л.К. Живопись на уроках развития речи. 5-8 классы. Интегрированный курс : учеб.- метод. пособие.- СПб.: ЛОИРО, 2008.- 108с
Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение,1986.- 208с.
Русский язык .5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской и др./ сост. Н.О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель,2007.- 331с.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сообщение ученика об И.И.Шишкине.
Шишкин (Иван Иванович) - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер, сын купца, родился 25 по января в Елабуге (Вятской губ.) в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником проф. С. М. Воробьева.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, и на о-ве Валааме, Уже в первый год пребывания в академии были присуждены две малые серебряные медали за рисунок и за вид в окрестностях СПб
После окончания академии Шишкин много путешествует за границей,.
Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения на выставках. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь".
После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Смерть настигла его ,когда он рисовал картину.
Всем своим творчеством он прославлял красоту мощь и богатство родной природы. Большинство полотен посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной». «Корабельная роща»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самуил Маршак
Корабельные сосны
Собираясь на север, домой,
Сколько раз наяву и во сне
Вспоминал я о статной, прямой
Красноперой карельской сосне.
Величав ее сказочный рост.
Да она и растет на горе.
По ночам она шарит меж звезд
И пылает огнем на заре.
Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от верхушек до пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят.
А когда наступает весна,
Молодеют, краснеют стволы.
И дремучая чаща пьяна
От нагревшейся за день смолы.
Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес.
И, кажется, - не буря будит лес,
А буйный лес, качаясь, будит бурю
А. Румянцев
Чем дольше живешь, тем дороже
Над крышей родной облака,
Столетний сосняк у дороги,
С росою обильной луга.
Чем дольше живешь, тем нежнее
К земле этой чувство твоё:
Богат и уверен ты с нею,
Бездомен и нищ без неё.
Светлана Агаркова
Красные сосны
Ты видел когда-нибудь красные сосны?
Красные сосны на красном закате,
Уставшие за день?
Ты видел когда-нибудь солнце в заливе?
Красное солнце плескалось, как рыба,
И верило соснам…
Ты видел когда-нибудь красное лето
С красной землёю и красной травою,
С расплавленным небом?
Вздыхало таинственно красное небо,
Красные сосны манили устало…
Ты всё это видел?
Я эту страну для тебя создавала
На красном мольберте при помощи кисти,
Чтоб ты не остыл в ней!
Владислав Крапивин.
Высокие сосны
Высокие сосны, стволы вековые,
Прямые, как мачты больших кораблей.
Высокие сосны шумят, как живые;
Их ветер качает, шуршит меж ветвей.
Высокие сосны, не гнутся под ветром,
Лишь только верхушки кивают ему.
Стоят эти сосны, поют свою песню,
Гимн краю родному поют своему.
Поют гимн Сибири, широкой, как море,
Где вечно таёжный шумит океан,
Где дикие вьюги гуляют на воле,
Где плотной стеною поднялся урман.
Костёр освещает стволы золотые,
И капли смолы, как алмазы, горят.
Стоят эти сосны, как мачты прямые,
И только верхушки под ветром
Сергей Михалков
КОРАБЕЛЬНАЯ СОСНА
Она прислушивалась в страхе
К раскатам грома. И ждала...
Молчали две намокших птахи,
Прижавшись у ее ствола.
Зловеще молния сверкала
И озаряла свод небес, -
Казалось, что она искала
Ее, одну на целый лес.
Все лето грозовыми днями
Она той молнии ждала.
Бежать? Но ведь она корнями
К земле прикована была!
Ушла гроза. И ожил снова
В лесу нестройный гомон птиц.
И дышит влагой бор сосновый,
И меркнут сполохи зарниц.
А по коре сосны шершавой
Ползла смолистая слеза -
Сосна на страх имела право:
Могла и завтра быть гроза...
infourok.ru
Сочинение по картине И.И. Шишкина Корабельная роща часть 2 страница 3
-
Работа по картине.
-
Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).
-
Мы говорили о соснах, какие они? ( В тетрадях дети пишут Сосны - величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор.) (слайд 18)
-
Рассмотрите опушку соснового бора. Какая она? (слайд 19) (Солнечная, яркая)
-
Что мы видим на переднем плане? Ручей (слайд 20). Какой он? Прозрачный, спокойный, ленивый, медленно движется с покосившимся заборчиком (значит там никто не ходит, раз он такой заброшенный – никто не нарушает тишину и спокойствие леса.
-
Можем ли мы сказать, какой день – пасмурный или ясный изображен на картине? (слайд 21). Солнце ласковое, летнее, радостное, доброе, освещающее каждую.
-
Лексическая работа.
Подобрать синонимы к словам:
Роща
Деревья
Картина
Художник
Изобразил
Подобрать эпитеты к словам:
Сосны
Ручей
Небо
Лес
Заборчик
Песок
-
Орфографическая работа.(слайд 23)
Найди и исправь ошибки.
Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Вставить пропущенные буквы.
Уст…навливал м…льберт, мачты парусных к…р…блей, л…нивое дв…жение ручейка, выру…ка, в…схищение кр…сотой леса.
Известный русский художник, сосновый бор, могучие сосны, безмолвная тишина, величавые сосны, синее небо, пышные вершины, прозрачный ручеек, лесная даль, чистый песок, летнее солнце, могучие корабли, солнечная опушка, красноватые стволы, красота природы.
- Самопроверка (слайд 24).
-
Я предлагаю небольшую творческую работу. Перед вами текст. Прочитайте задание, затем выпишите те прилагательные –эпитеты, которые помогают описать картину.
Прочитайте текст, раскройте скобки, выберите выразительные и точные прилагательные, запишите словосочетания. (слайд 25)
На картине «Корабельная роща» И.И.Шишкина мы видим (большая, лесная, солнечная, жаркая) опушку (большой, огромный, могучий) соснового бора.
В (спокойная, безмолвная) тишине гордо застыли (великие, величавые, высокие, стройные) сосны. Высоко вскинули они в (высокое, бездонное, синее) небо свои (зеленые, изумрудные, раскидистые, пышные) вершины.
(Маленький, быстрый, прозрачный) ручеек лениво продолжает (быстрое, медленное, неторопливое) движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту (далекая, таинственная) даль.
-
Переходим в четвертый зал «Творческий» (слайд 26).
Любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:
-
Вступление.
-
Основную часть.
-
Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?) (Каковы они по размеру?)
-
Какова же главная мысль сочинения?
-
Конечно же, ни одно сочинение не может быть написано без плана. Вам предлагается два плана, выберите тот, который вам больше понравился для написания вашего сочинения.
План
1. И.И.Шишкин - певец русского леса.2. Стройные сосны.
3. Прозрачный ручеек.
4. Цвет и свет картины.
5. Отношение автора к изображаемому.
6. Мое отношение к картине.
-
Величавые стройные сосны.
-
Опушка соснового бора.
-
Прозрачный ручеек.
-
Ласковое летнее солнце.
-
Восхищение художника красотой природы.
infourok.ru
Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи в 5 классе.
Тема урока «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».
Цель: обучение словесному описанию картины; создание условий для формирования эстетического восприятия учащихся; привитие любви к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща», музыкальное сопровождение, презентация материала.
Ход урока.
Активизация базовых знаний.
- Какие типы текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- Какой тип текста используется, если потребуется передать цепочку последовательно развивающихся событий? Если требуется доказать какую-то мысль? Если необходимо сформировать представление о каком-либо предмете?
- Вспомните, какой тип текста называется описанием?
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться писать сочинение по картине. Скажите, пожалуйста, какой тип речи нам понадобится?
Для текста – описание природы характерно наличие трех частей: зачина, основной части, концовки.
В зачине обычно называется предмет речи (тема текста) или тема и главная мысль одновременно. Главная мысль обычно выражена в форме оценки, которая передает общее впечатление о предмете или явлении.
В основной части перечисляются существенные признаки, детали, дополняющие и углубляющие представление о предмете речи. Все эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, выраженную в зачине.
В концовке обычно выражено авторское отношение к предмету речи ( оценка), зачастую совпадающее с уже высказанным в зачине.
Вступительная беседа.
Уроженец Елабуги – маленького городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин ( 1823-1898) детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и стремился запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
- Что означает слово пейзаж?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в училище живописи и ваяния. Здесь он подружился с молодыми художниками В. Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 году Шишкин, окончив Академию художеств, получает Большую золотую медаль и право на заграничные командировки. В 1873 году он становится профессором Академии художеств. В 1894-1895 годах Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии.
3.Работа над картиной.
Шишкин – мастер изображения картин природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений Шишкина – «Корабельной рощей». Перед вами репродукция картины.
- Почему картина называется «Корабельная роща»? Что означает слово «корабельная»?
- Что означает слово репродукция?
- Где хранятся подлинники?
Это полотно знаменует пору творческой зрелости художника. В.Стасов называл его картины «пейзажами для богатырей» - именно к «Корабельной роще» такие слова подходят более чем в любому иному произведению.
Все в картине проникнуто чувством покоя – неподвижно стоящие огромные сосны, излучина реки у края опушки леса, летнее небо с медленно плывущими облаками, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Шишкин избирает здесь, как и во множестве других пейзажей, время дня – полдень. Полуденный пейзаж – это образ России. «Корабельная роща» - идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Покой и постоянство претворяются в четкой композиции.
Это полотно могло бы служить иллюстрацией к стихотворению И.А.Бунина «Детство»:
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Когда мы смотрим на картину Шишкина, то видим зрительные образы, когда слушаем стихотворение И.А.Бунина, что мы ощущаем?
Обратимся к картине Шишкина. Попробуйте «побродить» в «Корабельной роще», почувствовать то же самое… Что вы ощущаете? Запишите образы в среднюю колонку листа. А теперь попробуем составить зачин нашего сочинения. Он может начинаться словами «Когда я смотрю на картину И.И.Шишкина «Корабельная роща», я ощущаю ( чувствую,представляю…)
Запись наблюдений.
Формулирование проблемного вопроса – генерального тезиса. ( Как удалось художнику не только запечатлеть образы родной природы, но и заставить нас почувствовать радость жизни?)
4.Сбор материала к раскрытию основной части. Работа с таблицей.
микротемы | материалы | дополнения |
Передний край картины | ||
Сосны | Гигантские сосны, кора шершавая, смолистая. Кроны у ближних деревьев, растущих на опушке, раскидистые, у дальних деревьев – уходящие вверх, сучья, корявые сухие ветви | |
Ручей | Пересох от зноя, но все еще дает прохладу, отражает окружающие его деревья, едва струится, седые валуны и плесень на страже векового леса, песчаная коса. | |
Трава на опушке | Выжженная солнцем, покрытая слоем рыжеватой хвои. | |
Небо | Голубые (лазурные) просветы между деревьями, молочно-белое полуденное марево. | |
Свет | Полуденный, рыжими пятнами ложится на лес и опушку, на заднем плане освещает только верхушки деревьев, не проникает в чащу. | |
Задний план картины | ||
Глубь леса | Не проникают солнечные лучи, густая зелень, полумрак и прохлада. Тайна. Отсутствие линии горизонта, но ощущение безбрежности лесных просторов сохраняется. | |
Вывод | ||
Оценка мастерства художника. | Талантливое владение палитрой, интересные композиционные приемы ( размеры картины ориентированы горизонтально, но высокие и мощные стволы на переднем плане зрительно «вытягивают» ее вверх) Удалось ли художнику воплотить свой замысел? |
5.Демонстрация применения собранных материалов.
6.Написание сочинения.
multiurok.ru
Сочинение по картине Шишкина "Корабельная роща"
Просмотр содержимого документа «Сочинение по картине Шишкина "Корабельная роща"»
- Выдающийся живописец-пейзажист
- Певец красоты русского леса
- Открыватель поэтических черт русской природы
- Отличительные черты полотен – солнечность, ясность, радость
«Берёзовая роща»
«Бурелом»
«Берег пруда»
«Дубы»
«Лиственный лес»
«Пруд в старом парке»
«Рожь»
«Папоротники в лесу»
«Утро туманное»
«Утро в сосновом лесу»
«Корабельная роща»
- Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.
- Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.
- Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.
- Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.
Картина «Корабельная роща» - последняя работа И.И. Шишкина (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной.
Словарная работа
- Иван Иванович Шишкин создал художественное полотно…
- Художник изобразил…
- Автор картины показал, выразил…
- Пейзажист отметил, выделил…
- На картине представлена (о), (ы)…
- Пейзаж иллюстрирует…
- На картине мы видим….
Что изображено на картине?
небольшая
манит
отдохнуть
освещённая
солнцем
приют для
путников
открытая
уютная
величавые
могучие
освещённые
солнцем
стройные
строительный
материал
тянутся к солнцу
прозрачный
звонкий
весёлый
говорливый
чистый
беседует с соснами
шаловливый
бежит по камням
дающее свет
и тепло
ласковое
ослепительное
яркое
смеющееся
радостное
летнее
- Вступление: сведения о художнике и представление картины.
- Что изображено художником?
а) опушка соснового бора;
б) величавые стройные сосны;
в) прозрачный ручеёк;
г) ласковое летнее солнце;
3. Восхищение художника красотой природы.
Пение лесных птиц…
multiurok.ru
Сочинение по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща". 5-й класс : Русский язык
- Русский язык
Цели урока:
- познакомить с творчеством И.И. Шишкина;
- формировать навыки описания увиденного;
- познакомить со словами «пейзаж» и «пейзажист»;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: интерактивная доска, репродукции картины, Толковый словарь.
Ход 1-го урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
(Приложение, СЛАЙД 1) Тема сегодняшнего урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща», запишем ее в тетрадь по развитию речи (дата, тема). (СЛАЙД 2) На этом уроке мы познакомимся с картиной замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», а также будем учиться грамотно, связно, красиво (с точки зрения русского языка) рассказывать об увиденном – художник рисует кистями и красками, а мы с вами попробуем рисовать словами. Также мы познакомимся с лексическим значением слов «пейзаж» и «пейзажист».
III. Изучение нового материала.
1. Прежде, чем мы начнем говорить о картине, узнаем немного о художнике. (сообщение ученицы) (СЛАЙДЫ 3-4)
2. Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – у кого-то на парте). Правильно мы думали? (СЛАЙДЫ 6-8). Запишите эти слова в словарик и выучите.
3. Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено?
4. Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж (СЛАЙД 9 – первое восприятие картины). Что вы видите? Аня расскажет нам как появилась эта картина. (сообщение ученицы). (СЛАЙД 10)
ФИЗМИНУТКА:
Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня:
Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны) Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг) Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны) Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг) Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).
Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места
5. Как вы думает, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны (СЛАЙД 11): какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? (СЛАЙД 12). Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.
Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут? (вокруг села). Расскажите о том, что в вашей округе растут корабельные сосны своим родителям и друзьям, дорожите ими, охраняйте и не засоряйте лес.
Ход 2-го урока
IV. Работа с черновиком.
1. Приготовьте листочки, которые я вам раздала, ручки, линейки и карандаши. Расчертите на две колонки (первую можно поуже сделать).
2. Итак, мы говорили о соснах. Какие они? (СЛАЙДЫ 13-14) . Давайте запишем о них
1. сосны | Величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор. |
(на доске в правую колонку записывать то, что говорится)
3. Что еще изображено на картине? (давайте по порядку) (СЛАЙДЫ 15-16):
2. опушка соснового бора | Солнечная, яркая |
4. Что еще вы запомнили? (СЛАЙДЫ 17-18)
3. ручей | Прозрачный, спокойный, ленивый, медленно движется с покосившимся заборчиком (значит там никто не ходит, раз он такой заброшенный – никто не нарушает тишину и спокойствие леса) |
5. Как вы думаете, мы обо всем вспомнили? О чем еще не сказали? (СЛАЙДЫ 19-20). Это солнышко, про него нельзя забывать, почему? Какое оно?
4. cолнце | Ласковое, летнее, радостное, доброе, освещающее каждую травинку, каждую сосенку |
6. Что вы почувствовали, когда впервые посмотрели на эту картину? Запишите свои впечатления самостоятельно в пятую графу. (СЛАЙД 21)
7. ФИЗМИНУТКА. (традиционная – только отвернуться от доски).
8. Ребята, посмотрите на свой черновик, как вы думаете, что у нас получилось? (план), подпишите свою табличку.
9. А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел. Что это значит? (рассказать подробно, интересно, красочно, так, чтобы на неё тут же захотелось посмотреть). А как можно начать свой рассказ? «На картине известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» изображены… дальше по плану» (кто-то один) (СЛАЙД 22). (Устная корректировка, оценивание ответа). (ДОСКУ ВЫКЛЮЧИТЬ)
V. Домашнее задание:
ваша задача – письменно рассказать об этой картине. Не забывайте соблюдать орфографические и пунктуационные правила. Как пишется название картины? Также помните, что описание каждого пункта плана начинается с красной строки. Пишите сначала на черновике, затем его проверьте, и только потом переписывайте в тетрадь по развитию речи.
VI. Итоги урока.
- Послушайте, как о картине говорят искусствоведы (люди, которые изучают произведения искусства).
- Как вы думаете, любил ли художник русскую природу? Почему?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оценивание – отметки за урок.
www.poznanie21.ru