7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина. Картины знаменитые шишкина
Картины Шишкина: фото с названиями
- «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
- «Рожь» (1878)
- «Лес» (1880)
- «Дубовая роща» (1887)
- «Утро в сосновом лесу» (1889)
- «Зима» (1890)
- «На севере диком…» (1891)
- «Сосновый бор» (1895)
- «Корабельная роща» (1898)
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – один из величайших отечественных пейзажистов, прославившийся своим чувством цвета, любовью к деталям, умением подмечать тончайшие нюансы оттенков и форм. Его заслуженно называли «царём леса» и «певцом природы», ведь именно на произведениях этого художника рощи, степи, долины и реки предстают во всём неброском великолепии. В нашей статье собраны фото с названиями и рассказами о самых известных картинах мастера!
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
Пейзаж из янтаря «Сосновый бор |
1870-е гг. были важным периодом в жизни живописца – он примкнул к Санкт-Петербургскому кружку аквафортистов (умельцев, которые делали гравюры кислотой по металлу), участвовал в многочисленных выставках, общался с коллегами и меценатами, а в 1873 г. Императорская академия художеств присвоила И. Шишкину звание профессора.
Среди лучших работ мастера в те годы – и это полотно, где показан величественный лес. Заросли гигантских сосен (для корабельных мачт нужны стволы высотой в 50-70 м) расступаются на переднем плане, открывая каменистые склоны и дно неглубокого ручья. Его тёмная, железистая вода покрыта рябью, на которой золотыми блестками играют солнечные лучи. Облака, на фоне которых виден силуэт одинокой птицы, листья и хвоя деревьев, их кора и корни, трава, песок и валуны – все детали прописаны одинаково подробно и достоверно.
Картина размером 120*165,5 см экспонировалась на конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Критик В. В. Стасов назвал её «пейзажем для богатырей», а живописец И. Н. Крамской – «замечательнейшим произведением русской школы». Впоследствии панно купил коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.
Картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Холст, масло. 120*165,5 см. Третьяковская галерея, Москва
«Рожь» (1878)
Живописец родился в небольшом городке Елабуга – одном из старейших поселений республики Татарстан. С самого детства мальчик любовался великолепными ландшафтами, расстилавшимися вокруг – вековыми деревьями, чьи раскидистые ветви дарили прохладу в жаркий полдень, живописными склонами рек Камы и Тоймы, плодородными нивами. Одно из таких полей он и запечатлел на этом панно!
Полотно было одним из центральных экспонатов IV передвижной выставки, которая прошла в 1878 г. Сразу же после этого его приобрёл коллекционер предметов искусства П. М. Третьяков.
Любуясь пейзажем, зритель прежде всего отмечает могучие сосны на заднем плане – мастер тщательно выписал их густые кроны, причудливо искривлённые, узловатые стволы, гордо вознесённые ввысь верхушки. Под ними волнуется золотой ковёр ржи – ещё несколько дней, и налитые колосья склонятся под серпами жнецов, но пока что они мирно шелестят под солнечными лучами. Впрочем, яркий свет вот-вот сменится грозовым полумраком – на горизонте уже громоздятся тяжёлые тучи. Художник воссоздал предчувствие близкой бури, когда вокруг царит напряжённая тишина и безветрие. Над полузаросшей просёлочной дорогой мелькают быстрые ласточки – их тени чёрными росчерками ложатся на травы и цветы.
С панорамой ликующей жизни контрастирует засохшее дерево на заднем плане. Одни исследователи утверждают, что таким образом мастер попытался разнообразить композицию, другие же уверены, что рисунок символизирует переживания Шишкина – в 1873 г. умер его старший сын Владимир, в 1874 г. – жена Евгения, а в 1785 г. – двухлетний малыш Константин.
Картина «Рожь». Холст, масло. 107*187 см. Третьяковская галерея, Москва
«Лес» (1880-e)
Все картины Шишкина отличаются подробнейшей проработкой – кажется, будто пейзаж вот-вот оживёт. Добиться подобной достоверности помогали многочисленные эскизы – всего живописец создал более 10 тыс. рисунков карандашом, углём, сангиной (особым материалом из каолина и оксида железа). Художник делал наброски к каждому полотну, и это не стало исключением!
Панно размером 83*110 см выполнено на холсте масляными красками. Живописец запечатлел укромный уголок заповедного леса – небольшая опушка, освещённая ласковыми полуденным Солнцем, контрастирует с непроглядной чащей на заднем плане. Старые ели раскидывают огромные, мохнатые лапы, топорщащиеся мелкими иголками, вдали высятся корабельные сосны и белеют тонкие стволы берёз. На земле, покрытой мягким ковром из трав и мха, видны поросшие лишайником древесные стволы – остаётся лишь гадать, свалил ли их ветер или топор в руках лесоруба.
Картина «Лес». Холст, масло. 83*110 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Дубовая роща» (1887)
Объемный пейзаж из янтаря «Дубовая роща» |
Над этим масштабным полотном (125*193 см) Иван Иванович Шишкин трудился почти три десятилетия, вложив в него весь накопленный опыт. И, хотя художник писал не с натуры – он основывался на уже имеющихся этюдах, создавая собирательный образ – роща выглядит невероятно живой и достоверной. Узор из мелких мазков складывается в объёмную, красочную картину, куда так и хочется войти.
Изображенным дубам явно исполнилась не одна сотня лет – их кора покрылась неровностями и трещинами, а некоторые ветви засохли, но, несмотря на это, деревья остаются пышными и зелёными. Растения у их корней переливаются изумрудными, оливковыми, салатовыми тонами, а кое-где из переплетения стеблей выступают огромные гранитные валуны. Но лучше всего мастеру удалось передать игру света и теней – лёгкие блики трепещут среди листвы, мерцают на морщинистых стволах, плавно скользят по земле.
Сейчас панно хранится в Киевском музее русского искусства.
Картина «Дубовая роща». Холст, масло. 125*193 см. Киевский музей русского искусства
«Утро в сосновом лесу» (1889)
Объемное панно из янтаря «Утро в сосновом лесу» |
Эта картина, выполненная в жанре реализма, обязана своей известностью не только манере исполнения, но и собственной необычной истории. Прежде всего, у неё два автора: художник Шишкин написал пейзаж бора, подёрнутого зыбким предрассветным маревом тумана, а его друг, Константин Аполлонович Савицкий, изобразил трёх медвежат, весело играющих под присмотром мамы-медведицы. Однако П. М. Третьяков, купивший произведение, был убеждён, что большую часть работы выполнил именно Иван Иванович. Сходное мнение высказывали и другие критики – они даже утверждали, что без зверей панорама заповедного леса смотрелась бы куда эффектнее. Поэтому меценат стёр с полотна подпись второго живописца.
А в конце ХІХ ст. панно превратилось в знаменитый арт-объект – его поместили на обёртку конфет «Мишка Косолапый», которые выпускала фабрика «Эйнем». Не исчезли сладости и после Октябрьской Социалистической революции – их продолжили делать на производстве, переименованном в «Красный Октябрь».
На данный момент шедевр содержится в отдельном зале Третьяковской галереи. Такой способ хранения выбран из-за его крупных размеров – 139*213 см.
Картина «Утро в сосновом лесу». Холст, масло. 139*213 см. Третьяковская галерея, Москва
«Зима» (1890)
И. И. Шишкин всегда мечтал создать цикл работ, посвящённых временам года, и открывает его эта картина (126*204 см), экспонирующаяся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. На первый взгляд она кажется строгой, спокойной, почти графичной, но стоит всмотреться пристальнее – и Вы откроете удивительное разнообразие красок и форм, почувствуете умиротворение снежного дня, его торжественную красоту.
Поляна на переднем плане усеяна сломанными бурей стволами и сучьями. Уцелело только несколько небольших ёлочек – их хвоя, как и ветви кустов, покрыты сверкающими кристаллами инея. Вдали растут высокие сосны, чья кора переливается терракотовыми и рыжеватыми тонами. Весь ландшафт подёрнут лёгкой розоватой дымкой закатных лучей. Однако главным достоинством полотна является рельефно выписанный снежный покров – мастер сумел показать его рыхлую поверхность, испещрённую ямками и холмиками.
Картина «Зима». Холст, масло. 126*204 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
«На севере диком…» (1891)
Зрелый период в творчестве живописца (1880-1898 гг.) ознаменовался не только расцветов его талантами, но и потерями в личной жизни. В 1881 г. умерла его вторая супруга Ольга, а дочь Лидия переехала к мужу в усадьбу Мери-Хови (Финляндия). Именно там И. Шишкин создал этот зимний пейзаж (161*118 см), сейчас находящийся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».
Данное произведение изначально задумывалось как иллюстрация к полному собранию сочинений поэта М. Ю. Лермонтова, выпущенного к пятидесятилетию его гибели. И описание картины в полной мере передаёт посыл одноименного стихотворения. Одинокая, растущая на голой скале сосна отважно сражается с ветрами и морозами, не сгибаясь под ударами стихии. На фоне отвесных обрывов, острых пиков и головокружительных вершин дерево в своём наряде из мельчайших льдинок выглядит почти изящным – оно словно бы грезит о радостном, благодатном мире, где можно встретить такую же неприкаянную душу.
На Севере диком…Холст, масло. 161*118 см. Национальный музей русского искусства, Киев
«Сосновый бор» (1895)
Картина из янтаря «Сосновый бор» |
Цель художника, о которой он неоднократно писал друзьям – чтобы «с холстов взглянула вся природа, живая и одухотворённая!». Для подобного эффекта Шишкин постоянно изобретал всё новые и новые приёмы письма – многие из них использованы в этом реалистичном панно (128*195 см). Так, передний план создан с помощью небольших, гладких мазков, тона которых плавно перетекают друг в друга, а вот деревья вдали изображены широкими, размашистыми движениями кисти. Шероховатый слой краски имитирует текстуру коры, листвы, дерна, пыли на утоптанной дороге.
Не менее тщательно продумана и композиция. Рисунок уравновешивают два высоких симметричных ствола – их прямые линии визуально удлиняют горизонтальное полотно. Широкое лазурно-синее небо, по которому неторопливо проплывают белоснежные облака, так же сбалансировано свободным пространством внизу картины.
Картина «Сосновый бор». Холст, масло. 128*195 см. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск
«Корабельная роща» (1898)
Это произведение называют своеобразным «художественным завещанием» Ивана Ивановича Шишкина, ведь мастер завершил его незадолго до собственной смерти, пользуясь натурными этюдами, сделанными в Прикамье (Пермский край и Удмуртская республика). Поэтому картина стала настоящей квинтэссенцией живописной философии – в ней нет ничего избыточного либо лишнего, изображение, где любовно выписан каждый стебель и веточка, смотрится цельным и единым. Огромные сосны, которым исполнилось 80-100 лет, залиты солнечным светом, но постепенно это радостное сияние гаснет, сменяясь вечным лесным сумраком. Присутствуют на панно и следы деятельности человека – покосившаяся ограда из прутьев, преграждающая ручей.
Купить картину, продемонстрированную на XXVI передвижной выставке, желали многие меценаты. В итоге право на полотно 165*252 см одержал Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Картина «Корабельная роща». Холст, масло. 165*252 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Популярные товары |
А благодаря нашему интернет-магазину Вы можете украсить свой дом качественной и привлекательной репродукцией любого из этих произведений, выполненной по новаторской, экологически безопасной технологии. Каждая картина из янтаря, представленная в каталоге, отличается долговечностью и надёжностью. Все элементы – от цельных кусочков застывшей смолы до лучистой самоцветной крошки – прочно закреплены на своих местах и покрыты особым лаком, который не только фиксирует детали, но и предохраняет драгоценные камни от загрязнений и фотостарения. Поэтому эксклюзивное панно, размер и раму которого Вы выберете самостоятельно, станет лучшим дополнением к домашнему декору!
ukrburshtyn.com
7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина – Ярмарка Мастеров
На сегодняшний день, наверное, трудно найти человека, который никогда бы не слышал о величайшем русском художнике-пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине. Всем нам известны его шедевры, такие как "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Сосновый бор" и множество других. Однако, не все знакомы с его биографией. В этой публикации я решила поделиться некоторыми фактами из жизни великого художника, о которых мне самой было интересно узнать. Надеюсь, это будет также познавательно и для вас.
Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы. В частности, русских лесов. Виной тому, по-видимому, несколько детских лет, проведенных у бабушки в деревне, расположенной в 75-ти км от Москвы. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Оттого наверное ярче воспринималась незабвенная красота просторных зеленых полей, лугов, лесных опушек и глубин. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.
Ну а теперь перейдем непосредственно к Ивану Ивановичу Шишкину.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик, гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств (1894-1895 гг.). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
1. Образование и материальное положение
Родился Иван Иванович в городе Елабуга Вятской губернии в 1832 году. Первое образование получил в казанской гимназии, однако, проучившись там 4 года, так и не окончил ее, так как не желал становиться чиновником по профессии и по духу — был устроен по-другому. После этого поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856 гг.), а затем продолжил свое образование в петербургской Императорской Академии Художеств (1857-1865 гг.).
Несмотря на то, что выражение "голодный художник" довольно-таки распространено и можно сказать даже прочно укрепилось в умах некоторого количества людей, на практике же такое положение вещей не всегда соответствует действительности. Что касается Ивана Ивановича, то он был родом из купеческой семьи и при жизни не испытывал материальных трудностей.
2. Ранняя славаДовольно широко известны случаи, когда великие художники признавались таковыми лишь после своей смерти. Однако, в случае с Шишкиным все было иначе. Имя Ивана Ивановича было известно при жизни не только в России, но и за рубежом, а его картины хорошо продавались. Слава и признание пришли к художнику довольно-таки рано.
3. Мишек рисовал не ШишкинНе всем известно, что свой шедевр "Утро в сосновом лесу" Шишкин написал не в одиночку. Оказывается, руке Ивана Ивановича принадлежит только прекрасный, кропотливо написанный, лесной пейзаж, а медведей же "дорисовал" другой известный художник и друг Шишкина Константин Савицкий. Однако же, когда картину купил Павел Третьяков, и она попала к нему в руки, он возмутился, увидев 2 подписи на картине, и распорядился стереть подпись Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только у Шишкина.
4. Дружба со священником
Шишкин близко дружил со священником Капитоном Ивановичем Новостроевым, которые оказал сильное влияние как на жизнь, так и на творчество художника. К.И. Новостроев говорил: «Красота, нас окружающая — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».
5. Конфеты с мишками
В свое время кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускала конфеты «Мишка косолапый», на этикетках которых красовалось изображение, в общих чертах очень напоминающее картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». Наверное, благодаря этому, можно сказать, дети с ранних лет имели возможность узнать об известном художнике. :)
Несколько фото — от СССР до современности. Можно проследить, как менялась со временем обертка:)
6. Марки
В СССР и России можно встретить почтовые марки с портретом художника и его знаменитыми работами.
7. Улицы Шишкина
В Москве, Липецке и Минске можно встретить улицы, названные в честь знаменитого художника. В Елабуге установлен памятник Шишкину и существует Мемориальный Дом-музей. Также в честь Ивана Ивановича названа художественная школа в Санкт-Петербурге.
Мне, конечно же, очень хочется поделиться с вами известными картинами И.И. Шишкина, так как они прекрасны, однако, все же я постараюсь избежать этого искушения и поделюсь теми картинами, на которые обычно обращают меньше внимания, но от этого они, конечно же, не становятся менее прекрасными.
На даче (Около дачи). 1894
Лесная поляна (Полянка). 1897
Солнце в лесу (1895)
У монастыря (1870)
У калитки. Сиверская (1874-83)
Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга (1869)
Заповедник. Сосновый бор (1881)
Спасибо за просмотр!
www.livemaster.ru
Художник Шишкин. Биография и работы
Георгий Георгиевич Шишкин - современный российский художник, разработавший собственную технику живописи. Сегодня он признан как выдающийся мастер пастельной живописи. Картины художника демонстрировались на персональных российских и международных выставках, проходивших в Париже, Каннах, Ницце, Монте-Карло, Люксембурге.
Его мастерство востребовано и на Западе, но по собственному признанию, он "всегда оставался русским художником с русской душой, с верой и памятью о Родине".
Отсюда добровольно взятая на себя Шишкиным миссия представлять русское искусство на Западе. Ведь только оказавшись за границей, истинно русский человек, творец, начинает особенно остро понимать, что весь его художественный багаж - от тех впечатлений, которые получены им еще в юности. Быть может, для живописца это были шедевры Андрея Рублева, которые увидел он во Владимире во время своих путешествий с этюдником по провинциальной России.
Далее мы остановимся на биографии художника Шишкина.
Детство
Будущий художник появился на свет в 1948 году в семье музыканта. Его отец Георгий Иванович Шишкин был музыкантом, играл на скрипке в оркестре Театра музыкальной комедии города Свердловска. Сражаясь за Сталинград, он был тяжело ранен и скончался некоторое время спустя после рождения сына.
В предках у мальчика были крестьяне Вятской губернии, которые в начале XX века стали купцами. Бабушка, Анна Ефимовна, в девичестве Кушнина, была музыкально и творчески одарена. Девочкой она состояла в церковном хоре, а позже пела для гостей, аккомпанируя себе на гитаре.
С семи лет, учась игре на скрипке, мальчик много и рисовал. Как сам он говорил позже: "Уже в те годы я понимал, что буду художником".
Десяти лет от роду Георгий Шишкин был принят в Художественную школу при Свердловском художественном училище. Здесь его преподавателем стал Николай Николаевич Моос, известный художник-график, который иллюстрировал детские книги. Еще в 1935 году его рисунками были украшена киплинговская сказка о Маугли. Это издание и по сей день выпускается с теми же замечательными иллюстрациями.
Спустя пять лет Георгий окончил художественную школу с отличием, получив как лучший ученик рекомендацию для продолжения образования. Однако родственники, заботясь о надежном будущем мальчика, настояли, чтобы тот поступил в строительный техникум.
Юность
Но после учебы и двух лет работы Шишкин все-таки стал студентом Свердловского архитектурного института (ныне это учебное заведение носит название Уральской государственной архитектурно-художественной академии). С 1969 по 1975 годы будущий художник вместе с другом Анри Каптиковым, ставшим впоследствии профессором, совершил множество путешествий по маленьким русским городкам, и тот, будучи знатоком русской архитектуры, помог Георгию открыть для себя великое искусство Древней Руси.
Начиная с 1974 года, молодой художник Георгий Шишкин - участник сборных профессиональных выставок. В 1981 году он первый раз выставил свои работы в качестве самостоятельного мастера.
Первые выставки
Тогда же Шишкин проходил стажировку в Московском Строгановском высшем художественно-промышленном училище. Он много работал и постепенно приобретал известность. В 1985 году Союз художников СССР принял его в свои ряды.
На протяжении 80-х годов Шишкин успел принять участие в нескольких десятках показов картин в Москве и других городах России, а в 1989 году состоялась его первая зарубежная выставка в Западной Германии.
Четырьмя годами позднее состоялась еще одна - на этот раз во Франции. Сначала это был Париж, через два года Версаль и Канны. На последнем из них были приобретены четыре полотна мастера. Три работы, относящиеся к серии с общим названием «Русские сны», знатоки назвали выражением нового русского стиля.
Эксперт-искусствовед, бывший советник Маргарет Тэтчер, барон Роберт Алистер Макэлпайн посвятил творчеству Шишкина статью, опубликованную в одном из лондонских журналов. «Художник, который уловил загадку России» - так назвал он этого мастера.
Достижения
Кисти Георгия Георгиевича Шишкина принадлежит серия портретов таких прославленных творческих личностей, как Иннокентий Смоктуновский, Жерар Депардье, Инна Чурикова, Елена Гоголева, Юрий Яковлев, Борис Штоколов и др.
Шишкину позировали принц Монако Альберт II и президент Объединенных Арабских Эмиратов, шейх Абу Даби Заид бен Султан Аль Нахайяна.
В 1990-2000-х годах художник создал серию картин, посвященных Большому театру и выдающимся солистам - Шаляпину, Нуриеву, Нижинскому, Лифарю, а также самому Дягилеву и его "Русскому балету".
Георгий Георгиевич участвовал в многочисленных культурных проектах. В частности, еще будучи студентом архитектурного института, он разрабатывал модели фонарей Городского исторического сквера. Позже оформлял интерьер местного Музея театра оперы и балета, расписывал фасад Церкви Всех Святых, в которой был когда-то крещен.
Художник Шишкин - участник различных филателистических проектов (например, "Почтовые марки Княжества Монако" и др.). За работы в области филателии и за вклад в ее развитие он стал членом-корреспондентом "Национальной академии филателии России" (декабрь 2011 года), а в 2013 году ему была вручена медаль Фаберже.
Сегодня работы Георгия Шишкина принадлежат ряду музеев и собраниям частных коллекционеров многих стран мира. Они украшают, например, дворец князя Монако, собрание картин английской королевы Елизаветы II, есть в коллекции певца Лучано Паваротти, лорда Алистера Макэлпайна, Ги Хэйтенса, князя Никиты Лобанова-Ростовского и многих других.
Оригинальность работ
В любом описании картины художника Шишкина не раз еще будет отмечаться, что работы эти кажутся полупрозрачными, и в них необычно соединены абстрактные пятна и четкие линии, яркие мазки импрессионизма и русская одухотворенность образов.
Еще с 80-х годов, проводя эксперименты в различных видах художественных техник, художник Шишкин отдает предпочтение пастельной живописи. Постепенно нарабатывается его собственный оригинальный метод, при котором основа под пастель готовится таким образом, что рисунок не осыпается. Это позволяет мастеру создавать полотна больших форматов.
Говоря о своем подходе к написанию картин в интервью парижскому журналу "Русская мысль", художник отмечал:
Я пытался сформировать, найти свой живописный язык. Способы, которыми я работаю с пастелью, у других художников пока еще не встречал. У меня получается другая поверхность, дающая возможность делать наслоения и сохранять прозрачность слоев пастели, которая обычно используется как кроющий материал. Такая техника позволяет мне писать пастели больших форматов.
Творческий метод Шишкина искусствоведы называют "инстинктивным" и "глубоко чувствительным". Эти слова, как правило, сопровождают описание художника Шишкина. При этом в его методе прослеживается и четкое достижение конкретных тематических целей.
Творчество как диалог
В 1993 году в фойе Большого театра была выставлено полотно Шишкина, посвященное выдающемуся русскому оперному певцу, солисту Большого и Мариинского театров Федору Шаляпину. В этот же день состоялся юбилейный концерт его памяти, который посетили и потомки Шаляпина.
По признанию многих, портрет, написанный Шишкиным, вышел таким, словно его писал современник певца, видевший Шаляпина при жизни.
"Утонченным портретистом" назвали мастера за его работы с изображениями современников. Но он владеет и другим секретом: обращаясь к своему подсознанию, мастеру удается видеть и чувствовать человека через воспоминания и документальные свидетельства, дошедшие до нашего времени.
Именно так были созданы портреты, посвященные гениям русской культуры прошлого: Шаляпину, Пушкину, Цветаевой, солистам Русского балета Дягилева.
В мысленном обращении к героям истории, национальному русскому наследию были написаны и картины художника Шишкина для знаменитой серии "Русские сны". Это полотна "Ожидание", "Анна Ярославна", "Град Китеж", "Вечерний звон", "Гуси-лебеди", "Смутное время".
fb.ru