Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898). Картина пейзаж шишкина
Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898)
Шишкин Иван Иванович -основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая прравдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки.
Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. С юности им владела страсть к живописи, и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:" ... просто поле, лес, реку, - и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды." В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: "Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры...Природу должно искать во всей ее простоте..."
Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.
Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.
Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли "фотографом русской природы", - одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение. Никто не проходит мимо его полотен равнодушным.
cvetamira.ru
Золотая галерея русской живописи.Русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин(1832—1898)
">«Дубовая роща»,1887,Государственная Третьяковская галерея«Лесные дали»,1884г.Государственная Третьяковская галерея
«Рожь»,1878г.Государственная Третьяковская галерея
«Полесье»,1884г.
«Дождь в дубовом лесу»,1891г.
Солнце в лесу
ЛесЗима
Буковый лес в Швейцарии,863
Среди долины ровныя ,1883На опушке лесаОсенью,1892
Иван Иванович Шишкин - живописец и гравер, мастер пейзажа (1832, 13 января, Елабуга - 8 марта, 1898, Петербург) На берегу Камы, в среднем ее течении, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Петербургскую Академию художеств. Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Но сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. В картине «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская Галерея) колышущееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы («Дубы»), стройные золотящиеся на солнце сосны («Сосновый бор», «Корабельная роща»). Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса. Он не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал, как в картине «Лесная глушь» (1872, Государственный Русский Музей), и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Жизненная правда, соединенная с силой эпического обобщения, придала шишкинским пейзажам подлинно народный, демократический характер. Недаром на выставках Товарищества передвижников (Шишкин был одним из его основателей) они привлекали пристальное внимание передовой общественности. Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. И. Крамской, отмечая реализм его работ, указывал при этом, что художник "конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий природный спектакль". Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Мотив естественного круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Его картины, широкие по размаху и эпические по строю, воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы. Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. Его многочисленные рисунки пером и карандашом, офорты, изображающие отдельные растения или целые композиции, остаются непревзойденными образцами графического пейзажа. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства.
kolybanov.livejournal.com
Иван Шишкин – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge
Русский художник, наряду с А.К.Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И.В.Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р.Коллера в Цюрихе; испытал влияние романтических пейзажей А.Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872; и Рожь, 1878; обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Он обычно избегает переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета, и с особой любовью пишет наиболее мощные и стойкие породы деревьев типа дубов и сосен – в их стадии зрелости, старости и смерти в буреломе. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя… (начальная строка песни на слова А.Ф.Мерзлякова; 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Наряду с далевыми видами Шишкин часто писал и лесные «интерьеры» (Утро в сосновом лесу, 1889, там же; медведи написаны К.А.Савицким). Мастер рисунка, плодотворно работал также в области офорта, активизировав интерес к этому виду искусства в России (в 1894 вышел альбом 60 офортов И.И.Шишкина).
Русский художник, наряду с А.К.Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И.В.Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р.Коллера в Цюрихе; испытал влияние романтических пейзажей А.Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872; и Рожь, 1878; обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Он обычно избегает переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета, и с особой любовью пишет наиболее мощные и стойкие породы деревьев типа дубов и сосен – в их стадии зрелости, старости и смерти в буреломе. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя… (начальная строка песни на слова А.Ф.Мерзлякова; 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Наряду с далевыми видами Шишкин часто писал и лесные «интерьеры» (Утро в сосновом лесу, 1889, там же; медведи написаны К.А.Савицким). Мастер рисунка, плодотворно работал также в области офорта, активизировав интерес к этому виду искусства в России (в 1894 вышел альбом 60 офортов И.И.Шишкина).
Сохранитьartchallenge.ru
Иван Шишкин - Лучшие картины художников
Иван Шишкин (1832-1898). Родился в Елабуге в семье небогатого купца. В 1852-1856 годах учился в Московском училище живописи и ваяния в мастерской А.Н.Мокрицкого, бывшего ученика Венецианова, а в 1856 году приехал в Петербург, где поступил в Академию художеств, в класс С.М.Воробьева. Получив за картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку, Шишкин в 1862 году отправился за границу, где провел три года. Работал в Германии и Швейцарии, а также посетил Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. В 1865 году Шишкин вернулся в Россию и обосновался в Петербурге, где сблизился с Артелью художников, организованной Крамским. В 1870 году он стал одним из первых членов вновь организованного Товарищества передвижных художественных выставок. Шишкин является не только одним из крупнейших, но и едва ли не самым популярным среди русских пейзажистов: в этом с ним может соперничать лишь Айвазовский. Он знал русскую природу и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
Таковы «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884). Однако есть у Шишкина и лесная темная чаща, вызывающая у зрителя некоторый трепет, как если бы он оказался на самом деле один в этом жутковатом для человека месте. И, как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание. Коллеги часто упрекали Шишкина за скрупулезность деталировки. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х годах в русской живописи «пейзажа настроения». Шишкин создал целый ряд выразительных, полнокровных пейзажей: «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы» (1887), «Мордвиновские дубы» (1891) и др. В 1891 году в стенах Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина, на которой было представлено более 600 этюдов, рисунков и гравюр.
В 1894 году художник выпустил альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870-1892». В этой технике он не знал себе равных, много экспериментировал в ней. Весь свой талант и широту души Шишкин вложил в свое последнее произведение — эпический пейзаж «Корабельная роща» (1898), ставший своего рода духовным завещанием: вскоре после его завершения художник скончался во время работы над новой картиной.
vissage.ru
Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
«Человек-школа», «верстовой столб в развитии русского пейзажа» — так писали о Шишкине современники. Предлагаю в этот день вспомнить наше, без сомнения, национальное достояние, еще раз посмотреть картины, почитать об этом человеке и полистать старые фотографии.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13-го по старому стилю) 1832 года в Елабуге (Вятская губерния) в небогатой купеческой семье. Его отец, Иван Васильевич, арендовал мельницу и торговал зерном, но помимо этого был увлечен историей и археологией, разработал и воплотил в жизнь систему водопровода в Елабуге, писал руководства и книги, на свои деньги отреставрировал старинную башню города.
Отец Шишкина, Иван Васильевич. Портрет В.П. Верещагина
Именно отец поощрял развитие творческой жилки в сыне – хвалил за успехи в рисовании, вместе с ним занимался резьбой по дереву, и в итоге отправил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где юный Иван попал в класс профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, который заметил у молодого человека талант пейзажиста, и помог ему развиваться в правильном направлении, о чем позже Шишкин с благодарностью вспоминал.
И.И. Шишкин, автопортрет, 1854
Во время учебы в училище Шишкина занимал вопрос, почему так завораживают цветом и сочностью итальянские или швейцарские пейзажи (в том числе и в исполнении наших художников), разве нельзя добиться того же, рисуя родные просторы. И эта «народность» оказалась как нельзя более уместной «здесь и сейчас»: в это же самое время и другие художники все чаще стали обращаться ко всему русскому, не отставали и писатели. Да и реализм стал цениться и пользоваться успехом.
Вид на острове Валааме, 1858
Шишкин трудился над своими картинами с таким усердием, что порой кажется, что каждая травинка и каждый листик не оставлен им без внимания, и зачастую с такой точностью, что можно было бы использовать в качестве иллюстрации в ботаническом атласе.
Молодая поросль ореха, 1870е
Лопухи, 1878
Конечно, находились и находятся те, кто говорит, что за такой тщательностью теряются эмоции, называли его «фотографистом» и «копиистом», но время всё расставляет по своим местам: много ли людей на просторах нашей необъятной не знают имя Шишкина, даже будучи совершенно далекими от искусства? Много ли тех, кто не знает автора «той самой картины с мишками» или «того поля с рожью»? Шишкинские пейзажи уже давно перестали быть всего лишь явлением в искусстве, они неразрывно связаны с русской природой, они – будто она сама.
Перед грозой, 1884
Шалаш, 1861
Осенний лес, 1876
Пейзаж с озером, 1886
На севере диком…, 1891
Туманное утро, 1885
Кама близ Елабуги, 1895
Дорога во ржи, 1866
Ивана Ивановича Шишкина заслужено называют превосходным рисовальщиком. Он не расставался с карандашом, и повсюду делал наброски всего, что ему казалось интересным, будь то изломанная ветка дерева, облака или засохший лист.
Облака
Пейзаж с телегами, начало 1870х
Ручей в лесу
Летом в поле (Пастух со стадом), начало 1860х
Лесная речка, 1893
Деревья в поле. Братцево, 1866
Деревня, 1874
Письмо Шишкина родителям с эскизом, 1858
Кстати, свои первые награды он получил именно за рисунок, будучи студентом Императорской Академии художеств, куда поступил, закончив училище. Его успехи неоднократно отмечались медалями, а по окончании вместе с Большой золотой медалью Шишкин был награжден трехгодичной поездкой за границу. Правда, уехал он лишь спустя 2 года, его куда больше занимали родные места, и он проводил время в обнимку с дорожным альбомом, делая наброски с натуры.
Вид Елабуги, 1861
За границей он работал в Германии, Чехии и Швейцарии.
И.И. Шишкин в Дюссельдорфе, фотография, 1864/65
Несмотря на все европейские красоты, его тянуло домой, ему хотелось писать русскую природу. Хотя, надо отметить, в этом путешествии им была создана картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую ему присвоили звание академика.
Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865
Дрезден. Мост Августа, 1862
Буковый лес в Швейцарии, 1863
Швейцарский пейзаж, 1866
По возвращении он путешествует по России, и становится членом Товарищества передвижных художественных выставок наряду с Репиным, Крамским, Васнецовым, Суриковым и другими. В это время у Шишкина окончательно формируется узнаваемый стиль, в котором нет места романтизации, но есть красота природы самой по себе, и в конце 60х годов он пишет одну из самых своих известных работ – «Полдень в окрестностях Москвы».
Полдень в окрестностях Москвы, 1869
Художник безумно любит лес, регулярно уходя в дебри с самого раннего утра, и без устали работает над этюдами и набросками. Нельзя не отметить, что на его картинах лес всегда величественный, и даже торжественный.
Лесная сторожка, 1892
Сосновый бор, 1895
Зима в лесу (Иней), 1877
Березовая роща, 1878
Дубовая роща, 1887
Луг на опушке леса. Сиверская, 1887
Зима, 1890
Опушка лиственного леса, 1895
И.И.Шишкин с крестьянами, фотография, 1890
Часто в картинах Шишкина у природы поистине былинная мощь, и не слишком часто появляются люди или животные. Небезызвестен и факт, что медведей на полотне «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) написал не Шишкин, а его друг, художник Константин Савицкий, чья подпись с картины была убрана ее приобретателем Павлом Третьяковым.
Утро в сосновом лесу, 1889
Много у Шишкина и работ, на которых он сосредоточен не на масштабе, просторе, мощи природы, а, напротив, на чем-то небольшом, на отдельных ее составляющих – сорных травах, папоротнике, верхушках сосен и т.д.
Верхушки сосен, 1890-е
Цветы у забора, середина 1880-х
Сныть-трава. Парголово, 1884
Травки, 1892
В 1873 г., написав свою очередную картину — «Лесная глушь», в возрасте 41 года, Иван Иванович Шишкин получил звание профессора Академии художеств.
Лесная глушь, 1872
Иван Иванович Шишкин был очень плодотворным художником, про таких говорят «работал, не покладая рук».
И.И. Шишкин за работой над картиной «Мордвиновские дубы», фотография, 1891
Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873
На одном эскизе Шишкин написал: «Раздолье, простор, угодья, рожь, божья благодать, русское богатство». И, наверное, что-то похожее проносится в голове большинства, глядя на известную его картину «Рожь» (1878).
Рожь, 1878
Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Первой его женой стала Евгения Александровна Васильева, сестра еще одного талантливого русского пейзажиста Федора Васильева, через которого он с ней и познакомился, сразу же влюбившись в девушку. В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Шишкин тяжело переносил утрату, и лишь через 7 лет женился во второй раз. Его второй супругой стала художница Ольга Антоновна Лагода, которая умерла спустя полтора месяца после рождения их дочери. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.
И.И. Шишкин, Автопортрет, 1886
Умер Иван Иванович Шишкин 20 марта 1898 года в Петербурге за работой. В момент смерти он трудился у мольберта над своей последней картиной – «Лесное царство».
Иван Иванович Шишкин оставил после себя множество работ, и мы по праву можем гордиться таким выдающимся соотечественником.
Роща у пруда. Преображенское, 1896
Еще посты с сайта:
- Давности
- Красивости
diddlybop.ru
Пейзажи Шишкина. Картина "Утро в сосновом лесу" на artatac
Пейзажи Шишкина это цвет, свет, воздух. Это не просто красочное изображение местности, это поэзия в живописи. Пейзажи Шишкина заставляют поверить в изображение.
Создать реалистичную картину, это уже большой труд, но передать состояние природы, это уже мастерство.
Есть мнение, что медведей в картине «Утро в сосновом лесу», Шишкину написал другой художник. Говорят, что Шишкин не умел рисовать зверей. Это не совсем так, животных мастер рисовать умел.
Что касается картины «Утро в сосновом лесу», то действительно медведей нарисовал, его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. И даже подписались под картиной они вместе.
В дальнейшем это произведение и поссорило друзей. Когда пейзаж покупал Третьяков, для своей коллекции, то он решил, что в картине не медведи играют главную роль, а сам пейзаж. Поэтому подпись Савицкого было решено затереть.
Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу» (1889)
Деньги, за полотно, полностью получил Шишкин И. И.
Савицкий, что характерно, не одобрил, мягко говоря, этот поступок сказал, что ему ничего не надо и громко хлопнул дверью. Надо заметить, что поступок был больше эмоциональный чем логичный, т. к. у художника на то время было семеро детей...
Картина была написана в 1889 году. Не ошибусь, если скажу, что из всех пейзажей маслом Шишкина, этот самый известный. Он настолько растиражирован, что уже не воспринимается, как шедевр. Во многих организациях Советского Союза висели репродукции этой картины. Если помните, были конфеты «Три Медведя», с изображением пейзажа Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Зритель воспринимает эту картину, как: ... а Шишкин, а «Утро в сосновом лесу», а «Три Медведя», это я знаю, помню, что там дальше?..
На самом деле это не просто этикетка от конфет.
Этот пейзаж, это состояние леса именно в утреннюю пору. Туман, и лучи солнца на верхушках сосен, дают нам ощущение утренней прохлады. Бурелом, овраг и присутствие животных дает ощущение глухих уголков дикого леса.
Картины мы любим за тот эмоциональный заряд, который они несут. Конечно, оригиналов на всех не хватает, но есть альтернатива, можно покупать копии. Можно заказывать картины на сайтах продажи картин. Кстати таким образом можно приобрести не менее талантливую работу (оригинал), просто мастер может быть не так известен. Пока не так известен.
artatac.ru