И.И. Шишкин – мастер русского пейзажа. Картины шишкина известные


Иван Шишкин: самые известные картины великого русского пейзажиста

Утро в сосновом лесу. И. Шишкин. 1889. | Фото: allpainters.ru.

Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.

Иван Иванович Шишкин (1832—1898 гг). | Фото: cs3.livemaster.ru.

Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.

Корабельная роща. И. Шишкин. 1898. | Фото: allpainters.ru.

Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

Рубка леса. И. Шишкин. 1867. | Фото: allpainters.ru.

Утро в сосновом лесу. И. Шишкин. 1889. | Фото: allpainters.ru.

Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу». На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.

Рожь. И. Шишкин. 1878. | Фото: allpainters.ru.

Ручей в березовом лесу. И. Шишкин. 1883. | Фото: allpainters.ru.Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.

Сосновый бор. И. Шишкин. 1883. | Фото: allpainters.ru.

На севере диком. И. Шишкин. 1890. | Фото: artonline.ru.Смерть настигла художника за мольбертом. Иван Иванович Шишкин скончался 20 марта 1898 года с кистью в руках.

Среди долины ровныя. И. Шишкин. 1883. | Фото: allpainters.ru. 

worldartdalia.blogspot.com

Русская живопись. Шишкин Иван Иванович (часть1).

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880, 115х188Русский Музей

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

«Среди долины ровныя...»1883Холст, масло 136,5 х 203,5Государственный музей русского искусстваКиев

 Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин. Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву

Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.

В 1858 — 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

Вид на острове Валааме1858

 Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60

 Пейзаж с охотником. Остров Валаам 1867

Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”

«Шалаш»1861Холст, масло 36,5 х 47,5Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань

За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине.В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865) получает звание академика.

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»1865г.Холст, масло 106 х 151Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Теперь он с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).

«Полдень. В окрестностях Москвы»1869гХолст, масло 111,2 х 80,4Государственная Третьяковская галереяМосква

Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни,  где раскрываются особенности русского национального пейзажа.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»1872гХолст, масло 117 х 165Государственная Третьяковская галереяМоскваДля Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня – полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...»

Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — : это человек-школа”.

«Лесные дали»1884гХолст, масло 112,8 x 164Государственная Третьяковская галереяМосква

Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России. Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдалиповерхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством». В этой работе художник обратился к приемам пленэра, эпический образ природы не умаляется мягкой и свободной живописью. Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.

 Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. И. Н.В 1894–1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870).

«Утро в сосновом лесу»1889гХолст, масло 139 х 213Государственная Третьяковская галереяМосква

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.

«Лесная глушь»1872г.Холст, масло 209 х 161Государственный Русский музейСанкт-Петербург

И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь” (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...”

«Рожь»1878г.Холст, масло 187 х 107Государственная Третьяковская галереяМосква

В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем – величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки – человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.

За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может “смазать” произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи “пейзажа настроения”. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (“Травки”, 1892Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.

«Травки»Этюд.

«Сныть-трава. Парголово»Этюд.1884г.Холст на картоне, масло. 35 x 58.5 смГосударственный Русский музей

Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...

Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.

«Среди долины ровныя...»1883Холст, масло 136,5 х 203,5Государственный музей русского искусстваКиев

Поэтическим чувством проникнуто полотно “Среди долины ровныя” (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина.

Центральное место на картине занимает дуб. Он возвышается над долиной, как исполин, раскинув свои могучие ветви. Фоном ему служит небо. Оно покрывается тучами, вдали уже собралась гроза. Но она не страшна великану. Никакие грозы, никакие бури не смогут сломить его. Он крепко стоит на земле, служа приютом путнику и жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана.

Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу-великану, который готов укрыть вас своими ветвями. Крона дерева так густа, что напоминает шатер, темная тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака.

Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.

Туманное утро 1885. Холст, масло, 108x144,5

 Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу.  В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.  Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро.  Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.

«Сосны, освещенные солнцем»Этюд.1886гХолст, масло. 102 x 70.2 смГосударственная Третьяковская галерея

В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон...

Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей.

Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.

Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры, песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день.

«Дубы»1887г.Холст, масло. 147 x 108 смГосударственный Русский музей

“Золотая осень” (1888),

«Мордвиновские дубы»1891г.Холст, масло. 84 x 111 смГосударственный Русский музей

«Осень»1892г.Холст, масло. 107 x 81 смГосударственный Русский музей

«Дождь в дубовом лесу»1891гХолст, масло 204 х 124Государственная Третьяковская галереяМосква

В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.

«Дубовая роща»1893Офорт. 51 x 40 смОбластной художественный музей

«Лесная речка»1893Офорт. 50 x 40 смОбластной художественный музей

«Дубовая роща»1887Холст, масло 125 х 193Государственный музей русского искусстваКиев

На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.

«Перед грозой»1884г.Холст, масло. 110 x 150 смГосударственный Русский музей

Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии...  Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья.  Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет.  Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония.Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.

«Туманное утро»1897Холст, масло. 82.5 x 110 смГосударственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

«Мухоморы»1880-1890-е,Третьяковская галерея

Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.

Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания... Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных "героев" картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках.

Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу

 "Сосновый лес", 1889Музей-заповедник В. Д. Поленова

На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, перекресток песчаных тропинок привлек внимание мастера. Десятки оттенков зеленого цвета, голубоватые мхи, чуть подернутый желтизной ослепительный песок... Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать сосновый дух, в ушах чуть слышен шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность...

Как и любая другая работа Шишкина, картина "Сосновый лес" поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.

Сторожка в лесу 1870-е. Холст, масло. 73x56 Донецкий областной художественный музей

"Сторожка в лесу" – удивительный шедевр И. Шишкина, который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет: деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то манит нас подолгу созерцать эту картину, словно надеясь найти в ней зашифрованное послание. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие березы по обе стороны от дороги. Они тянутся ввысь – поближе к солнцу.

На картине преобладают темно-зеленые тона и только на заднем плане мы видим освещенную лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя ее на картине. Она является главной изюминкой шедевра – самой яркой деталью. Картина поражает своим объемом. При взгляде на нее ощущается глубина – зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят вперед.

Изображенный Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины - там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими березами? Только маленькое пятнышко среди леса.

«Болото. Полесье»1890Холст, масло 90 х 142Государственный художественный музей Республики БеларусьМинск

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»1891Холст, масло 81 х 108Государственная Третьяковская галереяМосква

«Летний день»1891Холст, масло. 88.5 x 145 смГосударственная Третьяковская галерея

«Лето»Холст, масло. 112 x 86 смГосударственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки

«Мостик в лесу»1895Холст, масло. 108 x 81 смНижегородский художественный музей

«Кама близ Елабуги»1895Холст, масло 106 х 177Нижегородский государственный художественный музейНижний Новгород

«Сосновый бор»1895Холст, масло. 128 x 195 смДальневосточный художественный музей

«В парке»1897Холст, масло. 82.5 x 111 смГосударственная Третьяковская галерея

«Березовая роща»1896Холст, масло 105,8 х 69,8Ярославский художественный музейЯрославль

 Известная во всем мире картина "Березовая роща" была написана Шишкиным маслом в 1896 году. На данный момент картина находится в Ярославском художественном музее.  В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы – сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.  Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен.  Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, березовая кора как настоящая и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи.Этот пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдет название отражение действительности.

«Корабельная роща»1898г.Холст, масло. 165 x 252 смГосударственный Русский музей

Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII - первой половины XIX века.Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса , его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.

Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними - и оба его сына. Смерти на этом не прекратились - вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек - отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой. За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.

8 марта 1898 года художника не стало.

«Автопортрет»1886г.Офорт. 24.2x17.5 см.Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Источники:http://muzei-mira.com/http://www.artsait.ru/art/sh/shishkin/main.htmhttp://gallerix.ru/

art-links.livejournal.com

И.И. Шишкин – мастер русского пейзажа » Выдающиеся художники

И. Шишкин "Утро в сосновом лесу"

Картины художника Шишкина очень известны. Репродукции их можно увидеть в школьных учебниках, художественных календарях, на стенах квартир в рамочках…

Правда, не все при этом могут назвать фамилию автора картины, и это печально, потому что Иван Иванович Шишкин – один из самых известных русских пейзажистов.

Надеемся, что всем понятно слово «пейзажист». Это художник, темой творчества которого в основном является пейзаж – изображение живой природы.

Самая знаменитая картина Шишкина – «Утро в сосновом лесу».

И. Шишкин "Утро в сосновом лесу"

Эта картина настолько известна, что её в несколько изменённом виде поместили даже на фантик конфеты «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

Конфета "Мишка косолапый"

«Мишка косолапый» – это визитная карточка не только советской кондитерской промышленности, но и гордость царской России – конфеты начали выпускать ещё до Октябрьской революции 1917 г.

Но вернёмся к картине. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Это довольно большая по размеру картина: 139 × 213 см. Интересно, что медведей написал другой художник – Константин Савицкий, он даже надписал на картине своё имя. Но известный собиратель русской живописи и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков, купивший эту картину, стёр фамилию Савицкого, и с тех пор автором картины считается только Шишкин. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

На картине изображено раннее утро в лесу – солнечный свет пробивается сквозь колонны высоких деревьев. Картина очень хорошо передаёт ощущение раннего утра, мощь вековых деревьев, а оживляют пейзаж медвежата, которые резвятся около поломанного дерева. За ними наблюдает медведица. Если вы когда-нибудь в зоопарке видели играющих медвежат, то согласитесь, что поведение медвежат передано очень точно.

Давайте теперь познакомимся с некоторыми моментами биографии художника, чтобы лучше понять именно эту пейзажную направленность его творчества.

Из биографии художника

Иван Крамской. Портрет И. И. Шишкина (1873). Третьяковская галерея

Иван Шишкин родился в г. Елабуге в 1832 г. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

Мемориальный Дом-музей Шишкина в Елабуге

Он никогда не забывал свой родной город, часто бывал здесь. Многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги, здесь же, в его доме-музее, хранится часть его картин, а на улице Набережной ему установлен памятник.

Памятник И. Шишкину в Елабуге

Учился Иван Иванович Шишкин в Казанской гимназии, но дошёл до 5 класса и оставил её, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище, поступил в Академию художеств в Петербурге. Но был недоволен качеством преподавания в Академии. И здесь надо немного отвлечься.

Недоволен был не только Шишкин. 14 самых выдающихся учеников Академии во главе с Иваном Крамским в знак протеста покинули Академию. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати». Что же не устраивало художников в Академии?

Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформ Александра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. А в Академии их по-прежнему учили писать картины на чуждые им темы, далёкие от реальной жизни – скандинавская мифология, библейские сюжеты и т.д. Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Многие из них хотели изображать милую их сердцу русскую природу, а не вымышленные пейзажи из прошлого.

И тогда вышедшие из Академии художники организовали Товарищество передвижных художников, потом их стали называть просто Передвижниками. Они писали картины на те темы, которые их больше всего волновали в данный момент, и выставки своих картин перевозили (передвигали) по различным городам. Поэтому так называлось это общество – Передвижники. Шишкин не входил в число первых 14 «бунтовщиков», но позже к ним стали присоединяться и другие художники, которые мыслили так же. Присоединился к ним и Шишкин.

Передвижники. В первом ряду (стоят) в центре - И. Шишкин

Но постепенно и в Академии начали вводить новшества, преподавание стало изменяться. Работы Шишкина оценили достаточно высоко: в 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности на Валааме.

Валаам – остров в северной части Ладожского озера в Карелии, популярное туристическое направление. Там очень красивая суровая природа, которая вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX в. во время своего путешествия по России остров посетил даже Александр Дюма-отец.

И. Шишкин «Вид на острове Валааме»

За успехи в обучении Шишкин был отправлен в поездку по Европе для ознакомления с творчеством европейских художников. Он побывал в Германии, Швейцарии, но затем затосковал по родине и вернулся в Петербург.

Картины и рисунки Шишкина столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много времени. Поэтому мы рассмотрим только некоторые его работы.

Больше всего его работ находится в Третьяковской галерее.

Картины И.И. Шишкина

И. Шишкин "Рожь"

Картина «Рожь» создана на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 г. вместе с дочерью. Приобретена Третьяковым в 1878 г.

На заднем плане картины могучая сосна. Вообще, сосна – символ всего творчества художника. Он был влюблен в русский лес и всегда выписывал сосну нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, засохшая сосна – это эхо недавних переживаний автора, потерявшего в течение короткого времени отца, любимую жену и двоих сыновей…

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

И. Шишкин "На севере диком..."

А вот картину «На севере диком…» Шишкин написал для собрания сочинений Лермонтова.

К 50-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие известные художники Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Шишкин.

Михаил Лермонтов

На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет.

Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 г. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Сосна». Но лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве, трагизме человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.На скале, среди снега и тьмы одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломать, согнуть.С достоинством возвышается могучее гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег прогибает нижние ветки почти до земли.Кажется, что сосна смотрит на луну. Она освещает мрачное ущелье, безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.Снег не чисто белый. Мастерство художника проявилось в изображении множества оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками, и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

Рассмотрим другу картину художника.

И. Шишкин «Корабельная роща»

И снова любимые Шишкиным сосны… Это тоже одна из самых известных его картин.

Сделаем небольшое отступление.

Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Многочисленные копии его картин вывешивались обычно в провинциальных привокзальных залах ожидания и столовых, воспроизводились на конфетных обертках. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Но истинное значение его пейзажей от этого порой теряло свою свежесть и становилось банальным. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. А на самом деле Шишкин не облагораживал природу на своих картинах, а показывал её такой, какой видел. Ведь даже сейчас, когда наступила эпоха фотографии, написанный от руки пейзаж волнует больше, потому что фотография бесстрастна, она сохраняет отдельный миг, а в картине художника всегда – его душа, его мысли, его чувства. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Природа может облагородить человека и непосредственно, и в воспроизведении ее искусством. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа.

Вот и эта картина. Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и ели с причудливо изгибающимися ветвями. Он изображает лесную жизнь в полном её разнообразии: вот вылезают из-под земли корни, вот огромные камни-валуны, вот обросшие мхом и опятами пни, вот кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Все это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.

И. Крамской. Портрет Ивана Шишкина (1880)

И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Крамской, конечно, в этом высказывании слишком категоричен, но не очень погрешил против истины. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника.

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его купается в лучах летнего солнца. Впечатление от картины у зрителя создается такое, будто он наяву вдыхает терпкий запах нагретого солнцем соснового бора.

Казалось, в этой картине нет особенно ярких красок. Нет в картине и разнообразия растительных форм… А между тем картина сразу покоряет величавой своей красотой, силой и крепостью.

И. Шишкин «Сосновый бор»

Это полотно как будто напоминает другую его картину – «Сосновый бор», но разница между ними довольно значительна. Деревья в «Сосновом бору» изображались целиком, с небом над ними, а в «Корабельной роще» деревья надвинулись на зрителя и заняли весь холст. «Корабельная роща» была написана художником под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги», и этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.

Он умер скоропостижно в Петербурге в марте 1898 г., сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 г. прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Могила Шишкина

А теперь давайте просто рассмотрим некоторые его картины:

И. Шишкин «Сторожка в лесу» (1870)

И. Шишкин «Берёзовый лес» (1871)

И. Шишкин «Лесные дали» (1884)

И. Шишкин «Среди долины ровныя ...» (1883)

И. Шишкин «Лесное кладбище» (1893)

И. Шишкин «У берегов Финского залива» (1888)

И. Шишкин «Камни в лесу. Валаам» (1860)

www.palitra.co


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта