Мона Лиза Леонардо да Винчи. Мона лиза музыка к картине
какой секрет в картине мона лиза
Мона Лиза меняется, как настоящая женщина… Ведь сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зеленые тона (не зря же современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника).
Портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причиненных в результате многочисленных реставраций. А деревянные опоры - сморщились и покрылись трещинами. Претерпели изменения под воздействием химических реакций и свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами.
Почетное право создать серию снимков "Моны Лизы" в высочайшем разрешении было дано французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра.
Стоит отметить, что Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки "голой" картины, то есть без рамы и защитного стекла. При этом он использовал уникальный сканер собственного изобретения. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных.
ВОССОЗДАННАЯ КРАСОТА
В 2007 году на выставке "Гений да Винчи" были впервые обнародованы 25 секретов картины. На ней посетители впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок "Моны Лизы" (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи).
Снимки представили перед читателями картину в первозданном виде, подобно тому, какой ее видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья…
Паскаль Котте получил право создать серию снимков "Моны Лизы" в высочайшем разрешении.
Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем, скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!
КТО НА КАРТИНЕ
"Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырех лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна".
otvetytut.com
Мона Лиза Леонардо да Винчи
«Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа» (ср. англ. «миледи» и фр. «мадам»), в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа — del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda — «весёлая, играющая» (ср. с англ. joking).
Первые упоминания о картине
Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда[2].
История Моны Лизы
«Мона Лиза», она же «Джоконда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Описание картины
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.
vilingstore.net
"Мона Лиза" Леонардо да Винчи: пять веков славы - 21 Августа 2014 - Творческие проекты и программы
В этот день, только чуть более ста лет назад - 21 августа 1911 года - из Лувра была похищена знаменитая картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза".
Кражу совершил Винченцо Перуджа, работник Лувра, итальянский мастер по зеркалам, но никто бы так и не раскрыл личность вора, если бы он сам лично не попал впросак из-за собственной недальновидности: через 2 года после похищения картины чудак обратился к флорентийской галерее Уффици и предложил купить у него Джоконду за ... 500 тысяч лир! Естественно, бедняге не удалось избежать суда, правда перед судьями он пытался оправдаться тем, что "стремился вернуть шедевр на родину". В наше время современники могут лицезреть оригинал "Моны Лизы" в парижском Лувре, то есть всё-таки не на родине художника, а в стране, где завершилась земная жизнь мастера.
В последние годы о "Моне Лизе" ходили самые разные легенды. Исследователи почему-то усомнились в том, что на картине изображена жена флорентийца по имени Франческо дель Джокондо, и начали выдвигать всевозможные мыслимые и немыслимые версии о том, кто же на самом деле запечатлён на полотне. Одни говорили, что в чертах Моны Лизы Леонардо зашифровал собственный автопортрет, другие предполагали, что это переодетый юноша, третьи выдвигали версию, согласно которой Мона Лиза - это на самом деле высокопоставленная дама, пожелавшая остаться инкогнито.
Однако В 2005 году нашлось неопровержимое доказательство того, что на картине действительно изображена Лиза Герардини - жена Франческо дель Джокондо, торговца шёлком из Флоренции. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо да Винчи для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
Студия Леонардо да Винчи на гравюре 1845 года. Джоконду развлекают шуты и музыканты
Джорджо Вазари (автор биографий итальянских художников):
"Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной".
Примечательно, что художник не смог расстаться со своей картиной и так и не отдал её заказчику. Леонардо потратил на портрет значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз его с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Это свидетельствует об особенной привязанности, которую Да Винчи испытывал к этому произведению.
Как видим, Леонардо да Винчи совершенно справедливо определил ценность своей картины: спустя пять столетий, интерес к "Моне Лизе" не ослабевает. И до сих пор, вдохновлённые гением великого итальянского художника, ценители искусства едут в Лувр, чтобы посмотреть на оригинал Джоконды. А некоторые молодые люди даже идут учиться живописи...
Мона Лиза в Лувре. Париж.
Елена Кабилова
poetree.ru