Загадка Моны Лизы: рыжий кот на картинах художников. Картина моне кошки
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4 - СТРАНЫ - ГОРОДА
Луи Буальи. Габриэль Арно в детстве с кошкой. 1815
Кошка вошла во французскую живопись в первой половине 17 века на волне интереса художников к обыденным сюжетам, к повседневным сценам из жизни крестьян и мелких буржуа. Вошла тихо, скромно, и пристроилась где-то на самом краю многофигурных полотен. Вон она сидит под стулом в "Посещении бабушки" Луи Ленена, почти незаметная глазу, в то время как собака уверенно разместилась в самом центре картины. И в "Крестьянском семействе" того же Ленена ее позиция не лучше – для кошки едва хватило места в нижнем углу картины.
Луи Ленен. Посещение бабушки. 1645-48
Луи Ленен. Крестьянское семейство. 1642
В жанровой сценке Франсуа Депорта кошка, сражающаяся с собакой, уже в центре внимания художника.Но в любом случае – ее место в небогатых усадьбах, чаще всего на кухне, среди незатейливой снеди.
Но и на кухне кошке совсем неплохо! Тем более что именно здесь она привлекла внимание замечательного мастера жанровой живописи Жана Батиста Шардена. Шарден разглядел в повседневной жизни "третьего сословия" поэтичность и задушевность, каждый предмет в его натюрмортах и жанровых сценках изображен почтительно и вдумчиво, каждый персонаж вызывает симпатию. Кухня с обилием утвари и продуктов была одним из любимых сюжетов художника, а какая же кухня без котов? Так котам посчастливилось привлечь внимание лучшего по тем временам колориста Франции и занять прочное место в истории искусства. В натюрмортах Шардена вы не увидите экзотических раковин-наутилусов, заморских фруктов, попугаев и обезьянок. Рыба, дичь и коты, которые не упускают возможности полакомиться, пока кухарка отвернулась, - вот мотивы его натюрмортов.
Жан Батист Шарден. Прачка. 1737
Жан Батист Шарден. Натюрморт с кошкой и рыбой. 1728
18 век - эпоха Просвещения - твердо связала в сознании людей кошку, кухню, простые радости и права "третьего сословия". "Естественный человек" не боится природы и не покоряет ее - он живет мирно в гармонии с собачками, кошками и овечками. Незатейливые картинки, воспевающие приватную, частную жизнь становятся в некотором роде художественным манифестом новых буржуазных ценностей.Традицию изображать "котов на хозяйстве" продолжил в 19 веке один из основателей барбизонской школы Жан Франсуа Милле. Обыденные ситуации, простые люди – и котик, который "помогает" крестьянке, взбивающей масло.
Жан Франсуа Милле. Крестьянка, сбивающая масло. 1855
Художников-романтиков кухни и коты, естественно, не привлекали. Если уж они интересовались представителями семейства кошачьих - то опасными и сильными львами или тиграми, однако Теодор Жерико оставил великолепный этюд "Мертвый кот", а Эжен Делакруа нарисовал гордую кошачью голову – почти тигр!
Теодор Жерико. Мертвый кот. Первая четверть 19 в.
Эжен Делакруа. Голова кота. Перввая половина 19 в.
Во второй половине 18 - 19 веках местом обитания котов была не только кухня, но и гостиная или будуар в зажиточном доме. Крупнейших художников эпохи рококо Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара, как и мастера пастельного портрета Жана Батиста Перронно, пленяли в котах грация и изящество. Портреты прелестных дам с породистыми кошками, жанровые сценки с участием нарядных женщин и кошек мы в изобилии найдем во французской живописи 18 века.
Жан Оноре Фрагонар. Девушка с собакой и кошкой. Вторая половина 18 в.
Жан Батист Перронно. Дама с кошкой. Середина 18 в.
Жан Батист Перронно. Дама с кошкой. Середина 18 в.
Прославилась своими котосюжетами родственница Фрагонара Маргерит Жерар, первая женщина-художница, ставшая членом Королевской академии скульптуры и живописи. В 1799-1824 годах она постоянно участвовала в выставках Парижского Салона (до 1799 года это было женщинам запрещено). Жерар мастерски передавала фактуру дорогих тканей, украшений и – кошачьей шерсти. Особенно ей удавались пушистые ангорские кошки. Мы выбрали лишь две характерные картины Жерар – портрет дамы и жанровую сценку "Кошачий завтрак", в которой, заметьте, кошка, словно божество, возвышается над коленопреклонённой хозяйкой и тщетно ожидающей внимания собачкой.
Маргерит Жерар. Кошачий обед. Конец 18 в.
Маргерит Жарар. Портрет дамы с кошкой. Конец 18 в.
Жозеф Гару. Клубок. 1863
19 век добавил в жанровые сценки с котами чувственность и юмор. Сюжет картины "Ревнующий кот" напоминает о рассказе Ги де Мопассана "Мисти" (1884). Правда, в рассказе история кошачьей преданности закончилась трагически: любовник лишился глаз, выброшенный в окно кот свернул шею, а все из-за того, что животное приревновало несчастного влюбленного к своей хозяйке! (Рассказ можно прочитать здесь: http://mopassan.krossw.ru/html_mp/mopassan-misti-ls_1.html).
Nicolas François Octave Tassaert. Ревнующий кот. 1860
Эмиль Мунье. Лучший друг. Конец 19 в.
Умильные картины с котиками стали своего рода художественным ширпотребом того времени: вслед за крупными мастерами шли живописцы второго ряда - Альфред-Артур Брюнель де Нёвиль, Луи Эжен Ламбер, Эмиль Мунье. Они не делали художественных открытий, но умели угодить публике, а публика хотела котиков! Котики с детишками, котики, играющие с клубком, котики, разоряющие корзиночку для рукоделия или шкатулку с украшениями хозяйки, котики, весело терзающие бархатные портьеры, скатерти, ленты и кружева – такие картины "кошачьи Рафаэли" производили десятками, и их труд был высоко оценен современниками – так Луи Эжен Ламбер в 1874 году был награждён Орденом Почётного легиона.
Луи Эжен Ламбер. Вторая половина 19 в.
Альфред-Артур Брюнель де Нёвиль. Конец 19 в.
Леон Шарль Губер. Котята в гостиной. Конец 19 в.
Почему эти картины оказались так востребованы? Эпоха Наполеона - время великих бурь и потрясений - прошла, оставив после себя разочарования, несбывшиеся мечты и разоренную экономику. После войны с "эскадроном гусар летучих" наступило послевоенное время, когда надо было крутиться, выживать, строить жизнь заново. И картинки с кошками играли в этой жизни примерно такую же роль, как коврики с лебедями или гобелены с оленями в послевоенной России.
Революционные перемены, происходившие во французском искусстве в середине 19 века, коснулись и кошачьей темы. Более того – коты были в авангарде движения к новой эстетике. Посмотрите на картину Гюстава Курбе "Мастерская художника". Это масштабное полотно стало программным для мастера, возвращающего французскую живопись к реализму. В левой части полотна Курбе поместил, как говорится, простых людей, трудящихся, жизнь и быт которых, вслед за Франсуа Милле, призван, по его мнению, изображать художник. Справа мы видим современников Курбе, входивших в его круг: писателей, мыслителей-интеллектуалов, поэтов. Мы узнаем Жорж Санд, Шарля Бодлера, Шанфлёри, Пьера Жозефа Прудона… В центре полотна Курбе изобразил самого себя за мольбертом. Он пишет пейзаж, отвернувшись от обнаженной натурщицы, символизирующей традиции академического искусства. Ребенок, который символизирует невинность и чистоту, и белая кошка, с поистине кошачьей непосредственностью играющая у ног живописца, - вот что ближе всего художнику-реалисту.
Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855
Гюстав Курбе. Женщина с котом
Полотно Курбе было отвергнуто организаторами выставки Парижского Салона 1855 года, но через несколько лет другая кошка, на этот раз черная, все же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" Эдуардом Мане и своей хозяйкой – парижской куртизанкой, – наделала там шуму! Кошка, изображённая на краю полотна, оказалась в центре внимания критики. Вызовом здесь было все! Мане, картина которого перекликалась с "Венерой Урбинской" Тициана, классическим полотном из Лувра, заменил собачку в ногах Венеры, символ супружеской верности и семейного уюта, на кошку – и какую!
Эдуард Мане. Олимпия. 1863
Этот едва заметный на фоне темной драпировки, мерцающий зелеными глазами абсолютно черный зверь раздражал французских буржуа не меньше, чем изображенная на полотне простолюдинка-куртизанка. Публика, благосклонная к пушистым и милым домашним любимцам в руках полнотелых розовых дам и прелестных деток, была шокирована этим мистическим колдовским созданием. «Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели!» - возмущенно писал один из критиков. В многочисленных карикатурах на картину неизменно присутствовал ведьминский черный кот с задранным хвостом.Но именно такой кот, словно явившийся из опиумных видений, был по сердцу французской богеме, именно таких котов воспевал в своих "Цветах зла" друг Мане Шарль Бодлер. Бодлер и его современники видели в кошке таинственное существо, перенимающее черты своего хозяина или хозяйки; их влекло двуличие кошек, обольстительных, вкрадчивых и опасных, так похожих на женщин…
Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Фрагмент.
Вторая половина 19 века принесла во французское искусство неслыханную ранее сексуальность. Теперь женщина - не бесплотный ангел, не милое соблазнительное дитя, как на картинах Буше, а манящее и зловещее, непостоянное, ускользающее, коварное, окутанное "духами и туманами" существо. И ей, конечно же, сопутствует кошка - символ свободы, олицетворение древних языческих богинь. В этой кошке нет уюта, она не символ домашности и семейного очага. В ней страсть, искушение и угроза. Кошка - маленький, но смертельно опасный зверь, его мягкая лапка может и приласкать, и изранить. Об этом - уже упомянутый нами рассказа Мопассана "Мисти", стихотворения Шарля Бодлера и Поля Верлена."Иногда я проводил вечер у нее, растянувшись на диване, прильнув лбом к ее ноге, тогда как на другой дремал большой черный кот по имени Мисти, которого она обожала. Наши пальцы встречались на гибкой спине животного и ласкали друг друга в его шелковистой шерсти. Моя щека касалась его теплого бока, дрожавшего от непрестанного мурлыканья, и порою вытянутая лапка дотрагивалась до моего рта или век пятью выпущенными когтями, которые слегка впивались в мою кожу и сейчас же вновь прятались". (Ги де Мопассан. "Мисти".)
КОШКАМой котик,подойди, ложись ко мне на гpyдь,Hо когти yбеpи сначала.Хочy в глазах твоих кpасивых потонyть -В агатах с отблеском металла.
Как я люблю тебя ласкать, когда ко мнеПyшистой пpивалясь щекою,Ты, электpический звеpек мой в тишинеМypлычешь под моей pyкою.
Ты как моя жена. Ее yпоpный взгляд -Похож на твой, мой добpый котик:Холодный, пpистальный, пpонзающий, как дpотик.
И соблазнительный, опасный аpоматИсходит, как дypман, ни с чем не схожийОт смyглой и блестящей кожи.Шарль БодлерСборник "Цветы зла", 1857Перевод В.Левика
Эдуард Мане. Коты на рандеву. 1869
КОТIВ мозгу моем гуляет важноКрасивый, кроткий, сильный котИ, торжествуя свой приход,Мурлычет нежно и протяжно.Сначала песня чуть слышна, -В басовых тихих переливах,Hетерпеливых и ворчливых,Почти загадочна она.Потом она струит весельеВ глубины помыслов моих,Похожа на певучий стих,Hа опьяняющее зелье.Смиряет злость мою сперваИ чувство оживляет сразу.Чтобы сказать любую фразу,Коту не надобны слова.Он не царапает, не мучитТревожных струн моей душиИ только царственно в тишиМеня как скрипку петь научит,Чтобы звучала скрипка в ладС твоею песенкой целебной,Кот серафический, волшебный,С гармонией твоих рулад!IIДвухцветной шкурки запах сладкийВ тот вечер я вдохнул слегка,Когда ласкал того зверькаОдин лишь раз, и то украдкой.Домашний дух иль божество,Всех судит этот идол вещий,И кажется, что наши вещи -Хозяйство личное его.Его зрачков огонь зеленыйМоим сознаньем овладел.Я отвернуться захотел,Hо замечаю удивленно,Что сам вовнутрь себя глядел,Что в пристальности глаз зеркальных,Опаловых и вертикальных,Читаю собственный удел.Шарль БодлерСборник "Цветы зла", 1857Перевод Павла АнтокольскогоЭдуард Мане. кот. 1861
КОШКИ
От книжной мудpости иль нег любви устав,Мы все влюбляемся, поpы достигнув зpелой,В изнеженность и мощь их баpхатного тела,В их чуткость к холоду и домоседный нpав.
Покоем доpожа и тайными мечтами,Ждут тишины они и сумеpек ночных.Эpеб в свой экипаж охотно впpяг бы их,Когда бы сделаться могли они pабами!
Святошам и толпе они внушают стpах.Мечтая, вид они сеpьезный пpинимаютТех сфинксов каменных, котоpые в песках
Hеведомых пустынь кpасиво так мечтают!Их чpесла искp полны, и в тpепетных зpачкахПесчинки золота таинственно блистают.Шарль БодлерСборник "Цветы зла", 1857Перевод Павла Антокольского
Эдуард Мане. Девушка в испанском костюме. 1863
ЖЕНЩИНА И КОШКА
Играла с кошкою своейОна, и длился вечер целыйПрелестный в смутностях тенейБой белой ручки с лапкой белой.
Шалила, - хитрая! - таяПод кружевом перчаток черныхНогтей агатовых края,Как бритва острых и проворных.
И та хитрила с госпожой,Вбирая коготь свой стальной, -Но дьявол не терял нимало;
И в будуаре, где, звеня,Воздушный смех порхал, сверкалоЧетыре фосфорных огня.Поль Верлениз книги "Сатурнические поэмы", 1866Перевод Георгия Шенгели
Эдуард Мане. Женщина с кошкой. 1880
В искусстве импрессионистов нашлось место не только мистическим черным красавицам, но и ленивым разноцветным кошкам, которые уютно дремлют на женских коленях. Изобразить переливы цвета на кошачьей шкурке – привлекательная задача для живописца. Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Берта Моризо оставили прекрасные теплые портреты женщин с кошками.
Огюст Ренуар. Женщина с кошкой. 1875
Огюст Ренуар. Мальчик с кошкой. 1868
Огюст Ренуар. Портрет Жюли Мане с кошкой. 1887
Огюст Ренуар. Спящий кот
Огюст Ренуар. Материнство. 1886
Огюст Ренуар. Девушка с кошкой
Берта Моризо. Девочка с кошкой. 1886
Берта Моризо. Девушка с кошкой. 1892
Вслед за импрессионизмом во французском искусстве множились разнообразные "измы" – постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, кубизм… И каждое направление в живописи конца 19- 20 веков по-своему развивало кошачью тему. Большим любителем изображать котов был тонкий колорист, основатель группы "Наби" Пьер Боннар.
Пьер Боннар. Дети за завтраком. 1897
Пьер Боннар. Девочка с кошкой. 1899
Пьер Боннар. Сидящая женщина с кошкой. 1892
КОШКА
Хочу, чтобы со мной жилаБлагоразумная женаВ уюте, с книжками и киской,И чтоб душа была живаТеплом души - живой и близкой.Гийом Аполлинер"Бестиарий" или стихи к Орфею, 1911Перевод Михаила Яснова
Пьер Боннар. Марта с кошкой. 1912
Винсент Ван Гог. Рука с чашей и кошка. 1885
marinagra.livejournal.com
Мона Лиза с котом и другие фото
Одна из главных загадок мирового искусства разгадана! Секрет полуулыбки Моны Лизы, который столетиями будоражил лучшие умы человечества, оказался лёгкой добычей для кота Заратустры и его хозяйки — российской художницы Светланы Петровой.
Мона Лиза с котом и другие сюрпризы
Всё просто: знаменитая Джоконда так загадочно улыбается, потому что держит на руках очаровательнейшего рыжего кота.
Вы были в Лувре и своими глазами видели Джоконду без Заратустры? Хозяйка уверена: живи Леонардо да Винчи в наши дни – наверняка, появилась бы Мона Лиза с котом – как на этом фото. Ну не смог бы устоять художник перед обаянием её питомца! Как и десятки других выдающихся живописцев.
Ошибку мироздания и решила исправить Светлана Петрова. Благо, её любимец очень любит принимать картинные позы. Нужные моменты она ловила на фотокамеру, затем добавляла нехитрые компьютерные манипуляции. Так и появился обаятельный рыжий кот на картинах известных художников, причём полотна выбрал исключительно легендарные.
Вот он на росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.
Вот уже в роли кентавра на шедевре Сандро Боттичелли.
Не брезгует кот и ролью карточного игрока у Поля Сезанна.
И даже стога сена на полотне Клода Моне.
Но особенно гармонично питомец смотрится в роли прекрасной богини Венеры, уверена хозяйка!
Не беда, что полноват. Главное — томность позы. Этого у Заратустры не отнять — особенно после вкусного обеда.
Это усатая «богиня» на полотне Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом».
А это снова Боттичелли — «Рождение Венеры».
А вот уже «Венера и органист» Тициана.
Последнему Заратустра, видимо, так вскружил голову, что художник запутался… Кот у него и сама Венера – и её возлюбленный. Как на картине «Венера Урбинская».
Потерял голову от кота и Клод Моне.
На знаменитых «Водяных лилиях» Заратустра изображен трижды. И на мостике, и на берегу, и в воде.
Три кота также на полотне «Время» Сальвадора Дали.
Такой чести не удостаивалась даже главная муза сюрреалиста Гала!
Но самым страстным поклонником мурлыки оказался Иван Шишкин.
Вот его знаменитое «Утро в сосновом бору», где сразу 4 Заратустры!
И не беда, что художники жили в разные эпохи и в разных странах. Такая красота, как у её Заратустры, вне времени и пространства — считает Светлана! Кошкам в живописности не откажешь, а рыжим в особенности!
Татьяна Ларионова
aroundpet.ru
Кошки во французской живописи
В средние века во Франции, как и во всей католической Европе, кошку считали пособницей дьявола и ведьминым отродьем, которое необходимо уничтожать.
Поэтому на картинах французских художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь в начале XVII века во Франции были написаны картины, запечатлевшие кошек. Это работы Луи Ленена (1598—1648) «Посещение бабушки» и «Сельская семья». На обеих картинах кошки изображены в кругу семьи как равноправные ее члены — несмотря на то, что в эти времена во Франции еще пылали костры для сожжения кошек вместе с ведьмами в день Святого Жана.
Луи Ленен «Посещение бабушки»
Луи Ленен «Сельская семья»
В XVII и XVIII веках одиночные статичные кошки появляются также на картинах Ф. Депорта (1661—1743) «Натюрморт с дичью и овощами» и Н. Деколе (1739—1792) «Хорошая мать». На этих картинах кошки или тянутся к дичи, или спокойно сопутствуют семейным делам.
Франсуа Депорт «Собака и кошки дерутся на кухне»
На картине Ж.-Б. Шардена (1699—1779) «Прачка» кошка тоже спокойно и неподвижно сидит недалеко от стирающей женщины. Однако на других полотнах Шардена кошки находятся далеко не в таком статичном состоянии.
Жан Батист Симеон Шарден «Прачка»
Например, на картине «Скат», показанной по телевидению в передаче, посвященной Шардену, белая с агути кошка, вздыбившись, стоит над сброшенными ею устрицами, в позе кошки — угроза и страх. На другой картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.
Жан Батист Симеон Шарден «Счастливый случай кошки-воришки»
Жан Батист Симеон Шарден «Кошачье счастье»
В XVIII веке А. Ватто (1684—1721) создал целую серию эскизов, на которых показаны кошки в самых различных позах.
А. Ватто «Радости бала»
Рисовал кошек и Ж.-Б. Удри (1686—1755), один из лучших французских анималистов. Известны также «Отдыхающая белая кошка» Т. Жерико (1792—1824 г.г.) и литографии О. Домье (1808—1879) с кошками.
Т. Жерико «Отдыхающая белая кошка»
Ж.-Б. Перонно (1715—1783) написал «Портрет девочки с кошкой», хранящийся в Национальной галерее Лондона. По описанию Н. Котигоренко, на ней изображена девочка с нежным личиком и спокойными голубыми глазами и кошка удивительной красоты. Человек и кошка на этом портрете представлены как равные между собой — это два Божьих создания.
Ж.-Б. Перонно «Портрет девочки с кошкой»
В XIX веке кошки также неоднократно появляются на полотнах французских художников. На картине Г. Курбе (1819—1877) «Мастерская художника» (1855), главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка.
Г. Курбе «Мастерская художника»
Искусствоведы видят в картине своеобразную реальную аллегорию, «живописный манифест», заостренный против академистов.
На других картинах французских художников XIX века изображены кошки, которые гуляют вместе со своими хозяевами в выходные дни на природе (Ж. Сера, «Воскресный день»), наблюдают за домашней работой (Ж.-Ф. Милле, «Крестьянка, сбивающая масло») или за порядком в кафе (П. Гоген, «Кафе в Арле»), или просто безмятежно спят рядом с такими же безмятежными хозяевами (П. Гоген, «Не работай»). В картине П. Гогена «Таитяне» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.
Ж.-Ф. Милле «Крестьянка, сбивающая масло»
П. Гоген «Кафе в Арле»
П. Гоген «Не работай»
Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны. На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.
О. Ренуар «Женщина с кошкой»
О. Ренуар «Жюли Мане с кошкой»
О. Ренуар «Спящая кошка»
Но фурор среди французской публики наделала почему-то черная кошка, появившаяся на картине Э. Мане (1832—1883) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году. На картине изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом.
Эдуар Мане «Олимпия»
На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и пресловутая черная кошка.
Сюжет картины повторяет тициановскую «Венеру из Урбино», но Мане, в поисках подобного же пластического мотива, после долгих колебаний заменил собачонку на этой картине черным котом — это было самое любимое его животное. Горящий взгляд ощетинившегося кота невольно вызывает в памяти средневековые предания о колдуньях и прислуживающих им черных кошках.
Возможно, черная кошка на этой картине намекала, что в обаянии Олимпии вместо божественного есть что-то колдовское, «ведовское», что тоже отделяло ее пропастью от добродетельно-набожных нравов Второй империи. У одних посетителей выставки эта картина вызвала бурю восторга, у других — волну негодования. Не случайно один из последних избрал центральным объектом своих ядовитых критических нападок на художника именно черного кота, и закончил он свое эссе следующим образом: «Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели!».
В изданиях того времени появилось множество карикатур на картину. На них неизменно присутствовал черный кот с задранным хвостом. Офорт Э. Мане «Кот и цветы» украсил книгу Шамфлери «Коты», вышедшую в Париже в 1868 году. Кошек можно встретить в разных работах Мане. Есть у него рисунок «Кошка», где животное спит, свернувшись в клубок и вывернув мордочку кверху, есть и литография «Кошачье свидание».
Э. Мане «Кошачье свидание»
Про последнюю украинский искусствовед И. Карабутенко написал, что литография напоминает танец эльфов, черного и белого, на какой-то мифической крыше.
Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832—1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к «Коту в сапогах» Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером.
На шее кота — ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт — он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом. По мотивам этого рисунка в XIX веке была сделана пара канделябров, хранящаяся сейчас в одном из европейских музеев.
В конце XIX века Теофил Стейнлейн (1859—1923), французский график, выпустил альбом рисунков под названием «Кот». По мнению И. Акимушкина, изображенные в альбоме кошки отличались изысканной грацией, но были несколько длинноногими. Однако на репродукциях рисунков Т. Стейнлейна, приведенных в книге Н. Непомнящего «Кошачье царство», не видно особой кошачьей длинноногости.
Теофиль-Александр Стейнлейн был завсегдатаем парижского кабаре «Ша-Нуар» («Черная кошка»), где в конце XIX века собирались «жрецы» культа кошек. Он сделал для кабаре афишу, на которой изображен черный кот.
На этой афише оставили свои автографы все французские поэты и шансонье конца прошлого века.
Знаменитый французский художник Пабло Пикассо (1881—1973) в конце XIX века входил в группу молодых художников «Черная кошка». И в творчестве его также встречаются кошки. Но если на рисунке 1905 года «Купание» кошка олицетворяет собой нежность и преданность, когда, изгибаясь, она трется о спину мужчины, любующегося женщиной с ребенком, то на картине «Кошка с птицей» (1939) — это хищный зверь с раздувшимся брюхом, выпущенными когтями, с оскаленными клыками, в которых он держит птичку. Этот кот — олицетворение фашизма, набиравшего силу в то время.
Пабло Пикассо «Кошка с птицей»
Совсем другие кошки на фантастических полотнах Марка Шагала (1887—1985). На его картине «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. В афише к «Волшебной флейте» В.-А. Моцарта (1972) это большая голубая улыбающаяся кошка тоже с человеческим лицом.
Марк Шагал «Париж из окна»
На полотнах современных художников, Ж. Бокье «Швея» (1970) и А. Дюрантона «Кошка» кошка олицетворяет мир, уют и независимость. Пять акварелей современного французского художника Бертрана Веркруиса и 14 открыток — репродукций его картин, посвященных кошкам, находятся в Музее кошек в Шауляе (Литва). Во Франции была также сделана попытка собрать воедино изображения кошек, созданные в разное время и в разных странах.
В 1983 году в наших газетах появилось сообщение, что француз Жан Клод Сюаре собрал произведения живописи всех времен и народов, посвященные кошкам. Уникальный иконографический материал был собран в альбом, выпущенный французским издательством «Эршер». К сожалению, в Заметке, сообщающей об этом факте, не упоминается ни одной страны и ни одного имени художника.
А ведь даже только во французской живописи, не говоря о живописи других стран, прослеживается такое разнообразие и во внешности кошек, и в их характерах и поведении, и в отношении к ним художников, и в способах изображения этих животных, что изучение этих работ, несомненно, доставляет большое наслаждение истинным любителям кошек и живописи.
funcats.by
Кошки в живописи Мане — Донской Сфинкс Крысик
Мане "Портрет мадмуазель Жюли Мане"Сегодня мы продолжим нашу рубрику «Кошки в искусстве», в которой вы можете найти много интересного. Эдуар Мане (Manet Eduar) – знаменитый французский живописец 19 века (1832-1883г.г.). Становление художника происходило под влиянием творчества Тициана, Гойи, Хальса, Делакруа, Веласкеса. Портреты, бытовые и исторические сцены, пейзажи, натюрморты… творчество Мане всколыхнуло традиции французской живописи 19 века! Будучи уже зрелым художником, Мане сблизился с Клодом Моне, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, что повлияло на его творчество: его живопись заиграла новыми красками, озарилась новым светом пленэрной живописи. Вклад Эдуара Мане в мировую живопись бесценен, он предвосхитил появление импрессионизма и стал одним из его основоположников. Но Мане во всех своих работах сохраняет ясность рисунка. Значительное место в работах Мане занимает портретная живопись, его портреты дышат реализмом и являются настоящим исследованием человеческой души. На многих полотнах кисти Мане можно увидеть кошек, которых он очень любил. Можно сказать, что с кошками у художника установились особые отношения. Просто посмотрите:
«Женщина с кошкой. Портрет мадам Мане» — картина пронизана внутренним светом, умиротворением, спокойствием…
Мане "Портрет мадам Мане"Литография «Свидание кошек» — глядя на эту черно-белую картинку, просто забываешь, что перед тобой обычный рисунок…
Мане «Свидание кошек»«Молодая женщина в испанском наряде» — испанки вообще будоражили воображение Мане…
Мане «Молодая женщина в испанском наряде»«Олимпия» — эта картина вызвала большой общественный резонанс. Может быть, потому, что в средние века кошки во Франции ассоциировались с колдовством? Во всяком случае, эта картина пережила и массу восторгов от одной части публики, и массу негодования – от другой.
Мане "Олимпия"И, в заключение, «Портрет мадмуазель Жюли Мане» — видно, что девочка и кошка – нежные друзья. Портрет дышит любовью и невинностью.
Мане "Портрет мадмуазель Жюли Мане"Надеемся, вам понравилась экскурсия по «музею».
Бесперебойную работу нашего сайта обеспечивают дата центры в Москве, благодаря выделенному серверу и программной поддержке, наш сайт всегда доступен, всегда защищен и всегда под контролем.
Похожие статьи:
xn--h1adbwf3d.xn--p1ai
Кошки во французской живописи, часть первая
В средние века во Франции, как и во всей католической Европе, кошку считали пособницей дьявола и ведьминым отродьем, которое необходимо уничтожать.Луи Буальи (1761-1845), "Габриель Арно в детстве с кошкой"Поэтому на картинах французских художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь в начале XVII века во Франции были написаны картины, запечатлевшие кошек.
Это работы Le Nain Louis (1598—1648)"Посещение бабушки"
На обеих картинах кошки изображены в кругу семьи как равноправные ее члены — несмотря на то, что в эти времена во Франции еще пылали костры для сожжения кошек вместе с ведьмами в день Святого Жана."Сельская семья"
"Крестьянская семья в интерьере"
Кошки появляются также на картинах А-Ф. Депорта (1661—1743)Александр-Франсуа Депорт (1661-1743, Франция), "Собака, дерущаяся с кошкой на кухне". 1710 г.
"Собака, сторожащая охотничьи трофеи" А-Ф. Депорт
Александр-Франсуа Депорт (1661-1743, Франция), "Собака, защищающая охотничьи трофеи от кота".
Александр-Франсуа Депорт (1661-1743, Франция) Названия нет, но думаю, эту картину можно смело назвать "Натюрморт с кошкой и морепродуктами". :)
На этих картинах кошки или тянутся к дичи, или спокойно сопутствуют семейным делам.На картине Ж.-Б. Шардена (1699—1779) «Прачка» кошка тоже спокойно и неподвижно сидит недалеко от стирающей женщины. Однако на других полотнах Шардена кошки находятся далеко не в таком статичном состоянии."Прачка"
Например, на картине «Скат» кошка, вздыбившись, стоит над сброшенными ею устрицами, в позе кошки одновременно и угроза, и страх.Шарден, "Скат"
Шарден, "Серебряная супница"
Совершенно удивительная картина. Всё в подписи:"Албанец Дги-Герди, который кормит кошек на рынке в Каире бараньей печенью", Бернар Пикар (1673-1733), 1727 г.
Шарден "Кошачье счастье" 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)
В XVIII веке А. Ватто (1684—1721) создал целую серию эскизов, на которых показаны кошки в самых различных позах.
И даже балы без кошек не обходились"Радости бала" А. Ватто
Очень интересно было найти своего рода пародию, написанную в подражание великого Ватто, развеселившего подражателя своей любовью к кошкам. Видимо, тогда уже появились кошачьи доктора - ветеринары, которых призывали лечить домашних любимцев!Жан-Этьен Лиотар (1702-1789, Франция), "Больная кошка", подражание Антуану Ватто
Рисовал кошек и Ж.-Б. Удри (1686—1755), один из лучших французских анималистов:Жан-Батист Удри (1686-1755, Франция), "Кошка с котёнком". 1737 г.
Некоторые художники пытались кошачий светлый образ, только-только появившийся, снова очернить и рисовали вот такие сценки: пока хозяйка сладко спит, её неблагодарная кошка охотится на маленькую, нежную птичку, сидящую на подлокотнике кресла....Жан-Франсуа Жиль Колсон (1733-1803, Франция), "Сон". 1759 г.
С этой точки зрения совершенно удивительным представляется мне изображение смирнейшей из кошек - она тихо лежит и только наблюдает за маленькой своей хозяйкой, сматывающей клубки шерсти:Жан-Батист Грёз (1725-1805, Франция), "Мотание клубков". Ок. 1759 г.
И снова кошечка в кругу большой семьи, собравшейся за большим столомЖан-Батист Грёз (1725-1805, Франция), "Королевский пирог". 1774 г.
А на следующей картине изображена прекрасная кошечка, элегантно охотящаяся за птичкойЖан-Жак Башелье (1724-1806, Франция), "Ангорская кошка и птичка". 1761 г.
А этих кошек, судя по всему, художник рисовал по памяти, причём, до последнего колебался, кого он всё-таки рисует: кошек или обезьянокЖан-Жак де Буассьё (1736-1810, Франция), "Кошка с котёнком"
Иллюстрация к басне "Кот, Ласочка и Кролик". Художник Ж.-Б. Удри
Известна также «Отдыхающая белая кошка» Т. Жерико (1792—1824 г.г.) и не только она, конечно, есть у этого художника"Отдыхающая белая кошка"
Теодор Жерико (Géricault), Louise Vernet enfant (1814-1845)
Рисовал кошек в домашней обстановке и великий Франсуа Буше.Ф. Буше, Утренний туалет"
Ф. Буше "Модистка"
Гляньте на эту кошку! )) Кажется она совершенно обалдела от наглости прекрасного кузена. )))Франсуа Буше, "Прекрасная кузина"
Франсуа Буше
А вот и порнушечка! ))) Мы уже встречались ранее с таким выражением кошачьего лица - кошка крайне возмущена! ))Луи-Моран Бонет (1736-1793, "В будуаре"
И ещё одна вполне куртуазная сценка из жизни французских кокеток:Пьер Сюблейра (1699-1749, Франция), "Сокол"
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806, Франция), "Урок музыки". 1769 г.
Картина снова жанровая. Меня расстроившая, если честно. Родители пришли к кормилице навестить своего младенца, которого так редко видят, что встреча эта вызывает у них неподдельное изумление, восхищение и умиление, конечно. Вон какой бутуз в колыбельке - прям-таки Гаргантюа, не иначе. И кошечка младенцу под стать. )) Кошечке гости не нравятся - с их приходом сын кормилицы прекратил играть с ней шариком на верёвочке.Жан Оноре Фрагонар (1732-1806, Франция), "Визит к кормилице". 1775 г.
Ещё одна сценка из жизни - молодая, наивная девушка решила познакомить друг с другом двух своих любимцев: маленькую собачку и котёнка. И, конечно, собаке тут же от котёнка досталось лапкой по башке...Жан Оноре Фрагонар (1732-1806, Франция), "Девушка с собакой и кошкой"
А эта картина... потрясает, да. И не столько даже дикой фантазией и больным извращенным воображением художника, отражёнными в названии, сколько его "мастерством" - рисовать он уже научился, но об анатомии пока и слыхом не слыхивал. Ну и поза мадам... То ли лежит, то ли в воздухе висит. Ужас да и только. Мы с кошкой в шоке.Луи-Габриель Блонше (1705-1772, Франция), "Опасности любви. Юлия ищет утешения со своей кошкой". 1772 г.
А вот эта картина мне очень нравится. Тут есть всё в неё: простата, обилие деталей, естественность поз, красивые изломы и изгибы тканей, свет и тени, а главное - кошка, которая ведёт себя, как кошка - пользуясь случаем, трётся о ноги своих любимой хозяйки. Прям, как мои.Микель Николя-Бернар Леписье (1735-1784, Франция), "Надевающая чулки". 1773 г.
Посмотрите, как милая сценка: пока девушка надевает кружевную ночную сорочку, её кошечка и собака повздорили - собачка явно претендует на уютное местечко на кресле.Жан-Фредерик Шаль (1752-1825)
Об этой картине и сказать-то особо нечего. Симпатичная, но... Почему-то в названии вообще не упомянута очевидная кошка, зато упомянута совсем не очевидная мышка, которую вот-вот достанут, чтобы... Чтобы что? Отдать кошке? Отпустить на волю?Мартен Дроллинг (1752-1817, Франция), "Дети с мышкой"
Странная кошечка - руками машет как-то не по-котовски, и дамочка странная - смотрит на кошечку, как на что-то мерзкое, опасное, вражеское... Совершенно ненормальная тётка.
А вот эта картина - идеальна! Тут изображено настоящее, очень правильное поклонение кошке, как божеству! Кошка выдающаяся. Или кот. Огромный зверь, с боьшой круглой головой, пушистым хвостом и хорошим, судя по всему апетитом. Заметьте, с пиетеом к кошке относится не только прислуживающая ей девушка. но верноподанная собачка!Маргерит Жерар (1761-1837, Франция), "Обед кошки"
И в этой картине тот же автор не изменяет себе и своим привязанностям: кошки - прекраснее всех!Маргерит Жерар (1761-1837, Франция), "Дама и её кошка"
Ой, ну как же мило!Маргерит Жерар (1761-1837, Франция), "Материнская любовь"
Ж.-Б. Перонно (1715—1783) написал «Портрет девочки с кошкой», хранящийся в Национальной галерее Лондона. По описанию Н. Котигоренко, на ней изображена "девочка с нежным личиком и спокойными голубыми глазами и кошка удивительной красоты. Человек и кошка на этом портрете представлены как равные между собой — это два Божьих создания". Я бы так не сказала, конечно, тем более, что кошка совсем даже и не блещет красотой, а ко всему прочему ещё и дико напугана. )).Ж.-Б. Перонно, "Портрет девочки с кошкой"
Такие милые... ))Жан-Батист Перроно (1715-1783, Франция), "Мадмуазель Хукуер". 1747 г.
А вот картина, я бы сказала, аллегорическая, и кошка играет в ней совсем не последнюю роль:Филипп Мерсье (1689-1760, Франция), "Осязание". 1744-47 г.
А эту иллюстрацию, наверное, можно считать первым изображением не просто кошки, а кошки породистой, она так и называется "Ангора"Жорж-Луи Леклерк де Бюффон (1707-1788, Франция - 1754), "Ангора", гравюра из книги Жака де Севи "Естественная история животных". 1754 г.
Шартрез - не больше и не меньше, оттуда же
А вот и домашняя кошка:
Испанская кошка - и такие были!
А на следующей картине в нашей галерее представлена кошка... видимо, королевских кровей, как и её милостивая хозяйка:Шарль-Жозеф Натуар (1700-1777, Франция), "Луиза Анн де Бурбон, мадемуазель де Шароле"
В XIX веке кошки также неоднократно появляются на полотнах французских художников. На картине Г. Курбе (1819—1877) «Мастерская художника» (1855), главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка. Искусствоведы видят в картине своеобразную реальную аллегорию, «живописный манифест», заостренный против академистов.Гюстав Курбе, "Мастерская художника. Реальная аллегория"
На других картинах французских художников XIX века изображены кошки, которые гуляют вместе со своими хозяевами в выходные дни на природе (Ж. Сера, «Воскресный день»), наблюдают за домашней работой (Ж.-Ф. Милле, «Крестьянка, сбивающая масло»)Жан Франсуа Милле, Крестьянка, сбивающая масло, 1855 г
или за порядком в кафе (П. Гоген, «Кафе в Арле»),
или просто дрыхнут без задних ног:Поль Гоген, "Цветы и кошки"
В картине П. Гогена «Таитяне в комнате» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.Поль Гоген «Таитяне в комнате»
Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу... При этом кошка явно напугана и недовольна, судя по характерной постановке ушей, но мы Ренуару об этом не скажем. )))."Женщина с кошкой", Огюст Ренуар
На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку."Женщина наблюдает за кошкой", Огюст Ренуар
На портрете девочки по имени Жюли Мане девочка с нежность прижимает к себе полосатую кошку и той это явно нравится.Пьер Огюст Ренуар, "Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой"
Но фурор среди французской публики наделала почему-то черная кошка, появившаяся на картине Э. Мане (1832—1883) (внизу справа!) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году. На картине изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом.Э. Мане, "Олимпия"На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и пресловутая черная кошка.Сюжет картины повторяет тициановскую «Венеру из Урбино», но Мане, в поисках подобного же пластического мотива, после долгих колебаний заменил собачонку на этой картине черным котом — это было самое любимое его животное. Горящий взгляд ощетинившегося кота невольно вызывает в памяти средневековые предания о колдуньях и прислуживающих им черных кошках.Возможно, черная кошка на этой картине намекала, что в обаянии Олимпии вместо божественного есть что-то колдовское, «ведовское», что тоже отделяло ее пропастью от добродетельно-набожных нравов Второй империи. У одних посетителей выставки эта картина вызвала бурю восторга, у других — волну негодования. Не случайно один из последних избрал центральным объектом своих ядовитых критических нападок на художника именно черного кота, и закончил он свое эссе следующим образом:«Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели !». В изданиях того времени появилось множество карикатур на картину. На них неизменно присутствовал черный кот с задранным хвостом.
Офорт Э. Мане «Кот и цветы» украсил книгу Шамфлери «Коты», вышедшую в Париже в 1868 году. Кошек можно встретить в разных работах Мане. Есть у него рисунок «Кошка», где животное спит, свернувшись в клубок и вывернув мордочку кверху, есть и литография «Свидание кошек»."Свидение кошек", Э. Мане
Про последнюю украинский искусствовед И. Карабутенко написал, что литография напоминает танец эльфов, черного и белого, на какой-то мифической крыше.Эдвард Мане, "Молодая женщина в испанском наряде"
Э. Мане «Woman with a Cat, Portrait of Madame Manet
Источники: funcats.by, https://vk.com/album-3812437_181858192и множество других, вполне открытых и не имеющих на все эти репродукции ну вот ни малейшего права. Как и я.
Продолжение следует - часть вторая
anastgal.livejournal.com
Кошки во французской живописи, часть первая
Пост весны 2011 года, доработан, дополнен, переработан, исправлен.
В средние века во Франции, как и во всей католической Европе, кошку считали пособницей дьявола и ведьминым отродьем, которое необходимо уничтожать.Луи Буальи (1761-1845), "Габриель Арно в детстве с кошкой"Поэтому на картинах французских художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь в начале XVII века во Франции были написаны картины, запечатлевшие кошек.
Это работы Le Nain Louis (1598—1648)"Посещение бабушки"
На обеих картинах кошки изображены в кругу семьи как равноправные ее члены — несмотря на то, что в эти времена во Франции еще пылали костры для сожжения кошек вместе с ведьмами в день Святого Жана."Сельская семья"
"Крестьянская семья в интерьере"
Кошки появляются также на картинах А-Ф. Депорта (1661—1743)Александр-Франсуа Депорт (1661-1743, Франция), "Собака, дерущаяся с кошкой на кухне". 1710 г.
"Собака, сторожащая охотничьи трофеи" А-Ф. Депорт
Александр-Франсуа Депорт (1661-1743, Франция), "Собака, защищающая охотничьи трофеи от кота".
Александр-Франсуа Депорт (1661-1743, Франция) Названия нет, но думаю, эту картину можно смело назвать "Натюрморт с кошкой и морепродуктами". :)
На этих картинах кошки или тянутся к дичи, или спокойно сопутствуют семейным делам.На картине Ж.-Б. Шардена (1699—1779) «Прачка» кошка тоже спокойно и неподвижно сидит недалеко от стирающей женщины. Однако на других полотнах Шардена кошки находятся далеко не в таком статичном состоянии."Прачка"
Например, на картине «Скат» кошка, вздыбившись, стоит над сброшенными ею устрицами, в позе кошки одновременно и угроза, и страх.Шарден, "Скат"
Шарден, "Серебряная супница"
Совершенно удивительная картина. Всё в подписи:"Албанец Дги-Герди, который кормит кошек на рынке в Каире бараньей печенью", Бернар Пикар (1673-1733), 1727 г.
Шарден "Кошачье счастье" 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)
В XVIII веке А. Ватто (1684—1721) создал целую серию эскизов, на которых показаны кошки в самых различных позах.
И даже балы без кошек не обходились"Радости бала" А. Ватто
Очень интересно было найти своего рода пародию, написанную в подражание великого Ватто, развеселившего подражателя своей любовью к кошкам. Видимо, тогда уже появились кошачьи доктора - ветеринары, которых призывали лечить домашних любимцев!Жан-Этьен Лиотар (1702-1789, Франция), "Больная кошка", подражание Антуану Ватто
Рисовал кошек и Ж.-Б. Удри (1686—1755), один из лучших французских анималистов:Жан-Батист Удри (1686-1755, Франция), "Кошка с котёнком". 1737 г.
Некоторые художники пытались кошачий светлый образ, только-только появившийся, снова очернить и рисовали вот такие сценки: пока хозяйка сладко спит, её неблагодарная кошка охотится на маленькую, нежную птичку, сидящую на подлокотнике кресла....Жан-Франсуа Жиль Колсон (1733-1803, Франция), "Сон". 1759 г.
С этой точки зрения совершенно удивительным представляется мне изображение смирнейшей из кошек - она тихо лежит и только наблюдает за маленькой своей хозяйкой, сматывающей клубки шерсти:Жан-Батист Грёз (1725-1805, Франция), "Мотание клубков". Ок. 1759 г.
И снова кошечка в кругу большой семьи, собравшейся за большим столомЖан-Батист Грёз (1725-1805, Франция), "Королевский пирог". 1774 г.
А на следующей картине изображена прекрасная кошечка, элегантно охотящаяся за птичкойЖан-Жак Башелье (1724-1806, Франция), "Ангорская кошка и птичка". 1761 г.
А этих кошек, судя по всему, художник рисовал по памяти, причём, до последнего колебался, кого он всё-таки рисует: кошек или обезьянокЖан-Жак де Буассьё (1736-1810, Франция), "Кошка с котёнком"
Иллюстрация к басне "Кот, Ласочка и Кролик". Художник Ж.-Б. Удри
Известна также «Отдыхающая белая кошка» Т. Жерико (1792—1824 г.г.) и не только она, конечно, есть у этого художника"Отдыхающая белая кошка"
Теодор Жерико (Géricault), Louise Vernet enfant (1814-1845)
Рисовал кошек в домашней обстановке и великий Франсуа Буше.Ф. Буше, Утренний туалет"
Ф. Буше "Модистка"
Гляньте на эту кошку! )) Кажется она совершенно обалдела от наглости прекрасного кузена. )))Франсуа Буше, "Прекрасная кузина"
Франсуа Буше
А вот и порнушечка! ))) Мы уже встречались ранее с таким выражением кошачьего лица - кошка крайне возмущена! ))Луи-Моран Бонет (1736-1793, "В будуаре"
И ещё одна вполне куртуазная сценка из жизни французских кокеток:Пьер Сюблейра (1699-1749, Франция), "Сокол"
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806, Франция), "Урок музыки". 1769 г.
Картина снова жанровая. Меня расстроившая, если честно. Родители пришли к кормилице навестить своего младенца, которого так редко видят, что встреча эта вызывает у них неподдельное изумление, восхищение и умиление, конечно. Вон какой бутуз в колыбельке - прям-таки Гаргантюа, не иначе. И кошечка младенцу под стать. )) Кошечке гости не нравятся - с их приходом сын кормилицы прекратил играть с ней шариком на верёвочке.Жан Оноре Фрагонар (1732-1806, Франция), "Визит к кормилице". 1775 г.
Ещё одна сценка из жизни - молодая, наивная девушка решила познакомить друг с другом двух своих любимцев: маленькую собачку и котёнка. И, конечно, собаке тут же от котёнка досталось лапкой по башке...Жан Оноре Фрагонар (1732-1806, Франция), "Девушка с собакой и кошкой"
А эта картина... потрясает, да. И не столько даже дикой фантазией и больным извращенным воображением художника, отражёнными в названии, сколько его "мастерством" - рисовать он уже научился, но об анатомии пока и слыхом не слыхивал. Ну и поза мадам... То ли лежит, то ли в воздухе висит. Ужас да и только. Мы с кошкой в шоке.Луи-Габриель Блонше (1705-1772, Франция), "Опасности любви. Юлия ищет утешения со своей кошкой". 1772 г.
А вот эта картина мне очень нравится. Тут есть всё в неё: простата, обилие деталей, естественность поз, красивые изломы и изгибы тканей, свет и тени, а главное - кошка, которая ведёт себя, как кошка - пользуясь случаем, трётся о ноги своих любимой хозяйки. Прям, как мои.Микель Николя-Бернар Леписье (1735-1784, Франция), "Надевающая чулки". 1773 г.
Посмотрите, как милая сценка: пока девушка надевает кружевную ночную сорочку, её кошечка и собака повздорили - собачка явно претендует на уютное местечко на кресле.Жан-Фредерик Шаль (1752-1825)
Об этой картине и сказать-то особо нечего. Симпатичная, но... Почему-то в названии вообще не упомянута очевидная кошка, зато упомянута совсем не очевидная мышка, которую вот-вот достанут, чтобы... Чтобы что? Отдать кошке? Отпустить на волю?Мартен Дроллинг (1752-1817, Франция), "Дети с мышкой"
Странная кошечка - руками машет как-то не по-котовски, и дамочка странная - смотрит на кошечку, как на что-то мерзкое, опасное, вражеское... Совершенно ненормальная тётка.
А вот эта картина - идеальна! Тут изображено настоящее, очень правильное поклонение кошке, как божеству! Кошка выдающаяся. Или кот. Огромный зверь, с боьшой круглой головой, пушистым хвостом и хорошим, судя по всему апетитом. Заметьте, с пиетеом к кошке относится не только прислуживающая ей девушка. но верноподанная собачка!Маргерит Жерар (1761-1837, Франция), "Обед кошки"
И в этой картине тот же автор не изменяет себе и своим привязанностям: кошки - прекраснее всех!Маргерит Жерар (1761-1837, Франция), "Дама и её кошка"
Ой, ну как же мило!Маргерит Жерар (1761-1837, Франция), "Материнская любовь"
Ж.-Б. Перонно (1715—1783) написал «Портрет девочки с кошкой», хранящийся в Национальной галерее Лондона. По описанию Н. Котигоренко, на ней изображена "девочка с нежным личиком и спокойными голубыми глазами и кошка удивительной красоты. Человек и кошка на этом портрете представлены как равные между собой — это два Божьих создания". Я бы так не сказала, конечно, тем более, что кошка совсем даже и не блещет красотой, а ко всему прочему ещё и дико напугана. )).Ж.-Б. Перонно, "Портрет девочки с кошкой"
Такие милые... ))Жан-Батист Перроно (1715-1783, Франция), "Мадмуазель Хукуер". 1747 г.
А вот картина, я бы сказала, аллегорическая, и кошка играет в ней совсем не последнюю роль:Филипп Мерсье (1689-1760, Франция), "Осязание". 1744-47 г.
А эту иллюстрацию, наверное, можно считать первым изображением не просто кошки, а кошки породистой, она так и называется "Ангора"Жорж-Луи Леклерк де Бюффон (1707-1788, Франция - 1754), "Ангора", гравюра из книги Жака де Севи "Естественная история животных". 1754 г.
Шартрез - не больше и не меньше, оттуда же
А вот и домашняя кошка:
Испанская кошка - и такие были!
А на следующей картине в нашей галерее представлена кошка... видимо, королевских кровей, как и её милостивая хозяйка:Шарль-Жозеф Натуар (1700-1777, Франция), "Луиза Анн де Бурбон, мадемуазель де Шароле"
В XIX веке кошки также неоднократно появляются на полотнах французских художников. На картине Г. Курбе (1819—1877) «Мастерская художника» (1855), главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка. Искусствоведы видят в картине своеобразную реальную аллегорию, «живописный манифест», заостренный против академистов.Гюстав Курбе, "Мастерская художника. Реальная аллегория"
На других картинах французских художников XIX века изображены кошки, которые гуляют вместе со своими хозяевами в выходные дни на природе (Ж. Сера, «Воскресный день»), наблюдают за домашней работой (Ж.-Ф. Милле, «Крестьянка, сбивающая масло»)Жан Франсуа Милле, Крестьянка, сбивающая масло, 1855 г
или за порядком в кафе (П. Гоген, «Кафе в Арле»),
или просто дрыхнут без задних ног:Поль Гоген, "Цветы и кошки"
В картине П. Гогена «Таитяне в комнате» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.Поль Гоген «Таитяне в комнате»
Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу... При этом кошка явно напугана и недовольна, судя по характерной постановке ушей, но мы Ренуару об этом не скажем. )))."Женщина с кошкой", Огюст Ренуар
На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку."Женщина наблюдает за кошкой", Огюст Ренуар
На портрете девочки по имени Жюли Мане девочка с нежность прижимает к себе полосатую кошку и той это явно нравится.Пьер Огюст Ренуар, "Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой"
Но фурор среди французской публики наделала почему-то черная кошка, появившаяся на картине Э. Мане (1832—1883) (внизу справа!) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году. На картине изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом.Э. Мане, "Олимпия"На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и пресловутая черная кошка.Сюжет картины повторяет тициановскую «Венеру из Урбино», но Мане, в поисках подобного же пластического мотива, после долгих колебаний заменил собачонку на этой картине черным котом — это было самое любимое его животное. Горящий взгляд ощетинившегося кота невольно вызывает в памяти средневековые предания о колдуньях и прислуживающих им черных кошках.Возможно, черная кошка на этой картине намекала, что в обаянии Олимпии вместо божественного есть что-то колдовское, «ведовское», что тоже отделяло ее пропастью от добродетельно-набожных нравов Второй империи. У одних посетителей выставки эта картина вызвала бурю восторга, у других — волну негодования. Не случайно один из последних избрал центральным объектом своих ядовитых критических нападок на художника именно черного кота, и закончил он свое эссе следующим образом:«Что же можно сказать про черного кота, оставляющего грязные следы на постели !». В изданиях того времени появилось множество карикатур на картину. На них неизменно присутствовал черный кот с задранным хвостом.
Офорт Э. Мане «Кот и цветы» украсил книгу Шамфлери «Коты», вышедшую в Париже в 1868 году. Кошек можно встретить в разных работах Мане. Есть у него рисунок «Кошка», где животное спит, свернувшись в клубок и вывернув мордочку кверху, есть и литография «Свидание кошек»."Свидение кошек", Э. Мане
Про последнюю украинский искусствовед И. Карабутенко написал, что литография напоминает танец эльфов, черного и белого, на какой-то мифической крыше.Эдвард Мане, "Молодая женщина в испанском наряде"
Э. Мане «Woman with a Cat, Portrait of Madame Manet
Источники: funcats.by, https://vk.com/album-3812437_181858192и множество других, вполне открытых и не имеющих на все эти репродукции ну вот ни малейшего права. Как и я.
Продолжение следует - часть вторая - будет переработана и доработана буквально на днях. ))
anastgal.livejournal.com
Топ-10 самых знаменитых и удивительных полотен с котами
Любовь народа к котикам безгранична. И художники ничуть от нас всех не отличаются — только коты на полотнах у них разные, от самых наглых до поэтических, от вульгарных до романтических...
НАШ ТОП-10. СМОТРИТЕ И НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!
Пабло Пикассо (1881—1973), "Кошка, схватившая птицу", 1939 г.
Мы специально начинаем свой топ с явления неожиданного и вызывающего. Это офигенной хищности и наглости, извините за прямоту, создание — подарок для всех любителей “милых кошечек” от великого Пикассо. "Я терпеть не могу породистых кошечек, которые мурлыкают на подушке в гостиной, — говорил Пикассо. — Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все что ни попадя. Они смотрят на вас дикими глазами и того и гляди вцепятся вам в физиономию. А вы заметили, что кошки, живущие на воле, почти всегда брюхаты? Это вполне естественно: ведь они только о любви и думают". Очевидно, что это портрет именно такой кошки, дикой, брюхатой, с выпущенными когтями и оскаленными клыками. Кстати, о художественных критиках — один из них в сердцах назвал эту кошку “Воплощением фашизма”... Да, и что только людям в голову не приходит. А особенно художественным критикам!
Любопытно, что сам Пикассо в конце девятнадцатого века входил в группу молодых художников под названием "Черная кошка".
Альбрехт Дюрер (1471—1528), гравюра "Адам и Ева", 1505 г.
Кошку тысячелетиями воспевали на Востоке и долго ненавидели на Западе. В Средние века кошек в Европе считали пособницами дьявола. Люди думали, что они — виновницы эпидемий чумы. Ни в чем не повинных животных стали убивать и сжигать. В отместку повсюду расплодились мыши и крысы — истинные разносчики заразы, и чума уничтожила больше половины европейского населения.
Великому Альбрехту Дюреру потребовалось изрядное мужество, чтобы нарисовать кошку на своей знаменитой гравюре. Вот она — у ног Адама и Евы, в раю, как символ ласки и нежности. Дюрер приоткрыл для кошки дверь в искусство.
Маргерит Жерар (1761—1837), "Кошкин обед"
Французская художница была ученицей знаменитого мастера художественных фривольностей Фрагонара. До ее учителя ей было далеко — как в мастерстве, так и в игривости, но искреннего чувства на ее полотнах хватало.
На этой картине забавно воспринимается сходство между героиней и здоровенным котиком: у обоих головы одинакового размера и выражения морд... то есть лиц тоже очень похожее.
Эдуард Мане (1832—1883), "Олимпия", 1863 г.
Настоящий фурор среди французской публики произвела черная кошечка, изображенная на картине Мане "Олимпия". Казалось бы, чего шуметь, совсем маленькая кошечка, ее сразу и не заметишь! Но суть в том, что черная кошка в те времена считалась символом проституции. И явно указывала на профессию нагой красавицы, чтобы никто по наивности своей не ошибся. В газетах “Олимпию” обвиняли в неприкрытой безнравственности и писали: “...Что же еще можно сказать про черную кошку, оставляющую грязные следы на этой постели!"
На картину Мане сразу появилось множество пародий, и автор каждой карикатуры считал своим долгом нарисовать на ней шлюховатую кошку с задранным хвостом и горящими глазами. Так Мане прославил в живописи кошек, которых, кстати, нежно любил. И еще долго после него художники-авангардисты рисовали черных кошек как воплощение сексуальной свободы женщины.
Марк Шагал (1887—1985 ), "Париж из моего окна", 1913 г.
Марк Шагал поразил мир рыжим котиком с человеческим лицом. "Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. — В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. В Париже я был потрясен переливами света".
Картина "Париж из моего окна" действительно насыщена красками. Шагал в тот период жил в "улье" — в шумном и бестолковом общежитии для художников, неподалеку от Монпарнаса. В проеме окна ему "позировал" Париж, а рыжий кот с человеческим лицом — альтер эго художника — Парижем любовался.
Борис Кустодиев (1878—1927), "Купчиха за чаем", 1918 г.
Купчихи и красавицы на полотнах Кустодиева вопиюще сексуальны и невероятно отличаются от модного ныне идеала красоты. "Купчиха за чаем" — самая знаменитая картина художника. На ней есть все: и лето, и небо, и облака, и самовар, и чай из блюдечка, и варенье с кексами, и кокетливо отставленный мизинец хозяйки, и ее непомерное декольте, и атласное сияние ее прелестей. Картина была бы неполной без котика, который, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, так и ластится к сдобному плечу хозяюшки… Мало кто из мужчин отказался бы прильнуть к такому плечику!
Эту картину Кустодиев писал после революции, тяжело больной и навсегда прикованный к постели. Так он прощался с любимыми приметами сытного и уютного, красочного быта, который вместе с купечеством навсегда ушел в прошлое.
Эмиль Мунье (1840—1895), ”Ее лучший друг”, 1885 г.
Мунье принадлежит к тем художникам, которых обожает публика, но презирает критика. Он сам особенно не тосковал по этому поводу, писал то, что любил — жену и своих троих детей, котят, козочек, щенят, чем пленял простодушные сердца покупателей. Платили ему отменно. А то, что за его картины дрались покупатели, а не великие галереи, никакого огорчения ему не доставляло.
Его полотна — в частности картину “Ее лучший друг” — в наши дни часто копируют для продажи молодые художники. Копию работ Кандинского в гостиной не повесишь. А детей и животных — с радостью!
Огюст Ренуар (1841—1919), “Мальчик с кошкой”, 1868 г.
Самое необычное в картине то, что с кошкой запечатлена не девочка, каких писали в те времена сотнями, а обнаженный мальчик-подросток. И тоже неплохо получилось — сочетание трогательной юности и животной, инстинктивной нежности. Мальчик прячет кошечку в объятиях, словно это его душа, а он ее оберегает от нас. Кошечка ласково обвила лапки вокруг его руки.
Любопытно, что в некоторых переводах название полотна звучит как “Мальчик с котом” — наверное, так картина кажется менее “эротичной” и более приличной.
Антонио Капел (родился 19 января 1960 года), "Кошки", 1990-е годы
"Я — существо творческое, хочу — творю, хочу — вытворяю" — так не без иронии говорит о себе испанский живописец Антонио Капел. Художник-самоучка свою первую персональную выставку сделал в одиннадцать лет. А в четырнадцать уже был признан как отличный живописец. Его кисти подвластны все жанры. Он одинаково убедителен и в портретах, и в пейзажах, и в бытовых сценах. Его безупречный сверхреалистичный рисунок вполне можно принять за фотографию. Котов он любит и охотно пишет котопортреты.
Наталья Говорухина, “Ожидание весны”, 2007 г.
Любимый персонаж ныне здравствующей российской художницы похож на героев полотен Брейгеля, только более милый, мечтательный и добрый. А ее романтичные и заботливые коты лично мне куда ближе, чем фотографически точные зверюшки Антонио Капела. А вам?...
Бонус для сентиментальных. Вот вам еще один “развратный” черный котик на полотне очень модного в конце девятнадцатого века итальянского живописца.
Луиджи Росси (1846—1913), “В будуаре”, 1869 г.
Бонус для интеллектуалов. А это — чтобы сравнить и подумать, в чем разница. Без комментариев.
Огюст Ренуар (1842—1912), "Девушка с котенком" ("Мадемуазель Жюли Мане"), 1887 г.
Люциан Фрейд (1922—2011), “Девушка с котенком”
Консультант — искусствовед Ольга Ходырева
Елена Конивец специально для Happy Nation
www.happynation.info