Фиалки Монмартра. Моне фиалки картина
Берта Моризо и Эдуар Мане. История любви в картинах
После обеда Берта Моризо
Это история настоящего, долгого, страстного романа, который происходил вовсе не в Париже в конце XIX века, а в головах и сердцах двух гениальных художников. Эдуар Мане и Берта Моризо не могли быть вместе, связанные обязательствами, моральными принципами и личными убеждениями. И создали в конце концов...
... собственное художественное измерение, в котором обрели свободу и возможность часами напролет объясняться друг другу в любви и шептать нежности. Свою параллельную живописную вселенную. В биографии Эдуара Мане столько загадок и недосказанностей, что запутанная история с холмом Трокадеро - еще не самая эффектная и пикантная. Но именно с этой истории нужно начинать, когда речь заходит о Берте Моризо.
Загадка холма Трокадеро
С легкой руки биографа Мане Анри Перрюшо - по сети, глянцевым журналам и даже по внушительным изданиям гуляет мистическая и романтическая легенда о том, что Мане еще до знакомства с Бертой увидел ее картину «Вид Парижа с холма Трокадеро» в Салоне. Мане был настолько впечатлен картиной, что написал свою - с того же места: стоя на холме и глядя на Марсово поле. Мане, к слову, достаточно часто обращался к полотнам других живописцев, переосмысляя их идеи и композиции. Но проделывал это с безусловными шедеврами и гениями: Гойей, Рафаэлем, Джорджоне, Тицианом. А тут вдруг начинающая и никому еще не известная художница!
На веранде. Берта Моризо
Легенда прекрасна - она очень точно проиллюстрировала бы родство душ и талантов, подтвердила бы, что эти два художника еще до знакомства жили в одной художественной плоскости и дышали одним живописным воздухом, предчувствуя и приближая судьбоносную встречу… Если бы не одна досадная неточность: картина «Всемирная выставка в Париже 1867 года» Мане была написана на 5 лет раньше, чем картина Берты Моризо «Вид Парижа с холма Трокадеро».
Вид Парижа с холма Трокадеро. 1872. Берта Моризо
Искусствовед Кэтлин Адлер видит в пасторальной (на первый взгляд) картине Берты Моризо настоящую драму: еще год назад, в 1871, в Париже была война, долгая осада города, прошло всего несколько месяцев после подавления Парижской коммуны. Это Париж между прошлым и будущим, всего через 17 лет в этот пейзаж впишется Эйфелева башня. Но женщины, стоящие за забором, отделены от города не только физически, но и эмоционально. Они находятся в защищенном мире, изолированном от мира войны и бизнеса, от мира мужчин.
Всемирная выставка. 1867. Эдуар Мане
В рамках Всемирной выставки в Париже в этом году были представлены наряду с техническими и художественные достижения стран-участников. Опальный художник Эдуар Мане бросает вызов судьям Салона и открывает на выставке свой собственный павильон с 50 лучшими картинами, написанными за 10 лет.
И все оказывается запутанней, чем на первый восторженный взгляд. Возможно, в 1872 году Берта Моризо пришла на холм Трокадеро с мольбертом не впервые, и Мане восхищался совсем другим ее видом Парижа, написанным раньше.
На утесе в Портриё. Берта Моризо
А скорее всего, все было с точностью до наоборот - и это Берта пришла писать на холм Трокадеро после того, как Мане, переживший рядом с ней в Париже осаду и войну, уехал к своей семье. «Это расположение напоминает Мане. Я понимаю это и я раздражена», - напишет Берта Моризо сестре, работая над этой картиной. Франкоязычная страница Википедии о Берте Моризо утверждает даже, что именно вид на Париж с холма Трокадеро Мане показал арт-дилеру Дюран-Рюэлюв 1872 году, желая познакомить его с творчеством Берты. Дюран-Рюэль был потрясен и быстро продал полотно коллекционеру Эрнесту Ошеде.
Бар в Фоли-Бержер. Эдуард Мане
Балкон
Как бы там ни было с предчувствиями и предвестниками, первая встреча Эдуара Мане и Берты Моризо состоялась в Лувре в 1868 году. Художник Анри Фантен-Латур познакомил сестер Моризо, Эдму и Берту, с кумиром всех молодых живописцев, этим скандальным и гениальным Мане, о котором говорил весь Париж после «Завтрака на траве» и «Олимпии».
Завтрак на траве. Эдуард Мане
Берте 27 лет и она совсем не спешит обзавестись семьей, вызывая нешуточное волнение матери своим свободомыслием и отказывая многочисленным ухажерам. А Мане уже давно женат и воспитывает ребенка, который приходится художнику то ли сыном, то ли братом. Подробнее об этой запутанной истории с происхождением ребенка - в биографии Эдуарда Мане, можно почитать в главе «Женщины» здесь.
Балкон. 1869. Эдуар Мане
Увидев Берту в Лувре, Мане сразу же понял, кто станет моделью для его новой картины. Совсем недавно он задумал написать групповой портрет, взяв за основу «Махи на балконе» Гойи, но одна из героинь никак не находилась. Он сразу предлагает Берте позировать. Моризо не могла отказать лучшему художнику современности - каждый день сеансы, каждый день находиться в его мастерской, видеть еще незаконченные наброски, понять, наконец, в чем секрет его потрясающей живописи. Она будет приходить сюда, конечно же, с матерью.
В Булонском лесу. Берта Моризо
Мать сидит в стороне, вяжет и наблюдает изредка за Мане. «Он похож на сумасшедшего», - то ли в шутку, то ли всерьез заметит однажды мадам Моризо. И Мане правда слегка не в себе: он отказывается от завидных заказов, чтобы не пропустить встречи, его бросает в дрожь, он жадно хватается за кисти, стоит Берте повернуться вполоборота или устало присесть в кресло. У него нет сил не писать ее.
Когда картина «Балкон» появилась в Салоне 1869 года, по залам быстро разнесся шепот «роковая женщина», а знакомые намекали Берте, что художник написал ее совсем некрасивой. «Я там скорее странная, чем некрасивая», - признавалась Моризо сестре.
Отдых. Портрет Берты Моризо. 1870. Эдуар Мане
Фиалки
Образованная и умная, чаще молчаливая и сдержанная, слишком независимая и талантливая, Берта знает цену собственному стилю и индивидуальности. На ее живопись уже трудно оказать прямое влияние - и Мане просто освобождает ее от сомнений и направляет в поисках. А вот сам без нее обходиться уже не может.
Портрет Берты Моризо с букетом фиалок. 1872. Эдуар Мане
Эдуар Мане. Портрет Евы Гонсалес, 1870
В 1970 году в мастерской художника появляется юная ученица, 20-летняя Ева Гонсалес - отличный повод позлить Берту и доказать самому себе, что сможет запросто заменить ее любой другой натурщицей и музой.
Но не тут-то было - портрет Евы не удается,целых 40 сеансов, а он как будто картонный, ему не хватает жизни и естественности. Мане в ярости - и мстит, конечно, Берте. Изо всех сил расхваливая усердную Еву, он даже ставит ее Берте в пример. В одном из писем сестре Берта напишет:
«Кажется, все, что сделано у меня, решительно лучше, чем у Евы Гонсалес. Мане слишком откровенен для того, чтобы можно было ошибиться, я уверена, что ему все очень понравилось, но я только вспоминаю, что говорил Фантен: «Он всегда находит хорошими картины тех людей, которых любит».
Порт в Лорьяне. 1869. Берта Моризо
Похвалы и любовь Мане придают Моризо сил и уверенности: художник восхитится однажды ее умением вписывать фигуру в пейзаж - и Берта подарит ему эту картину.
Веер
Берта Моризо была единственной женщиной в «банде Мане» - так стали называть молодых художников, которые бросали вызов традиционной живописи и Салону (это их через несколько лет назовут «импрессионистами»). Она не могла по вечерам вместе с художниками-мужчинам приходить в кафе Гербуа, где ее друзья спорили о судьбе и предназначении искусства, но с удовольствием принимала их с этими же спорами в родительском доме и выходила с ними на пленэры.
Портрет Берты Моризо. 1873. Эдуар Мане
В 1870 году темы для вечерних бесед стали другими - началась война, а потом изнурительная осада Парижа. Мане и Дега по вечерам приходят в дом Моризо, но говорят все больше о способах обороны и возможностях Национальной гвардии, куда оба записались добровольцами. Частым гостем в доме Моризо становится и брат Мане - Эжен. В городе царят голод и болезни, люди едят кошек и втридорога покупают ослиное мясо - в эти годы ни Моризо, ни Мане ничего не напишут.
Берта Моризо с веером. 1872. Эдуар Мане
Последний подарок
В 1873 году Берте исполнится 32 года - и она поймет: рядом с ней есть человек, за которого она может выйти замуж и остаться при этом верной своему призванию. Эжен Мане, брат Эдуарда, стал для нее почти родным за последние несколько лет, с ним легко и весело, он понимает и ценит ее живопись. Он тоже Мане.
Все смелее в семьях Моризо и Мане идут разговоры о свадьбе. И вся романтическая история о страстной, невозможной любви между Эдуаром и Бертой еще могла бы казаться выдумкой, если бы не две красноречивые картины - «Букет фиалок» и последний портрет Берты, написанный в 1874 году.
Букет фиалок. 1872. Эдуар Мане
«Букет фиалок» - это робкое и еще нервное многоточие, которое Мане ставит в этом романе, не веря до конца в его завершение. Картину он отправляет Берте, как обиженный влюбленный возвращает подарки, напоминающие об ушедшем счастье. На ней фиалки с первого портрета Берты и веер - со второго, на листе бумаги надпись «Мадемуазель Моризо».
Портрет Берты Моризо. 1874. Эдуар Мане
Последний портрет Берты Моризо Мане написал в год ее свадьбы с Эженом, на руке Берты кольцо, а вся ее фигура - это отстранение, резкое движение назад, серьезное и настойчивое. Рукой она навсегда закрывается и ставит точку в этих долгих и отчаянных отношениях. Сразу после свадьбы Берта напишет сестре:
«Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь».
Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в саду. 1883
Эжен стал прекрасным мужем, он не только позволял Берте заниматься живописью, но и параллельно со своей юридической практикой стал ее помощником и менеджером.
Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881
Носил мольберт, следил за развешиванием картин на выставках, писал длинные и подробные письма о выставке импрессионистов, о критиках и друзьях, когда Берта из-за беременности не могла присутствовать здесь лично. Через 4 года после свадьбы у Берты и Эжена родилась дочь Жюли, которая стала лучшей моделью Моризо и открыла для нее новый смысл живописи: сиюминутное делать вечным.
Женщина с ребенком на балконе. 1872. Берта Моризо
И все-таки Берта Моризо попала в список мастеров, которые оказали влияние на Эдуара Мане и у которых он заимствовал мотивы. В 1872 году Берта написала женщину и девочку у забора, а в 1873 Мане повторит эту композицию в одном из своих шедевров. «Как же все-таки мастерски она умеет вписывать фигуру человека в пейзаж!»
Железная дорога. 1873. Эдуар Мане
P.S.
Имя Берты Моризо неразрывно связано с эпохой импрессионизма. Единственная женщина в кружке «отверженных», успешная художница, муза, la femme fatale своего времени... Берта Моризо за свою недолгую, но яркую жизнь успела покорить вершины живописного Олимпа и навсегда оставить свой неизгладимый след в истории живописи.
Мадам Албин Сермикола в студии. Берта Моризо
Наследие художницы насчитывает около 400 работ. Помимо вольной импрессионистической манеры письма, игр со светом, с яркостью красок, её работы отмечены особой мягкостью, лиричностью. Портретные образы, созданные ею, отличаются особой интимностью, в пейзажах присутствует легкая дымка, унаследованная от стиля Коро.
Лежащая пастушка. Берта Моризо
Будущая художница появилась на свет 14 января 1841 года в семье богатых буржуа. И сама Берта, и её сестра Эдма рано начали проявлять интерес к живописи. Возможно, свою роль в склонностях сестёр сыграла наследственность - они приходились внучатыми племянницами Жану Оноре Фрагонару (1732-1806; последний из плеяды великих художников рококо).
Паси за шитьем в саду в Буживале. Берта Моризо
Французские нравы и общественные устои того времени не поощряли серьёзное увлечение девушек живописью. Из двух сестёр профессиональной художницей стала именно Берта Моризо. Уже в 23 года работы Берты Моризо были показаны на Парижском салоне. В течение шести лет полотна молодой художницы отбирались для официальных экспозиций Академии изящных искусств. Это было признание её таланта высшим художественным светом того времени.
Сказка. Берта Моризо
Берта Моризо стала первой и единственной на тот момент женщиной-импрессионистом. Первая персональная выставка Берты Моризо состоялась только в 1892 году, за три года до смерти художницы. Союз Берты с Эженом оказался удачным. Он всячески поддерживал жену в её творчестве и оставался с ней вплоть до её смерти в 1895 году.
Основной источник - здесь + дополненияМузыка: Tron Syversen «Lullaby to Love»
lyarder.livejournal.com
Цветы Эдуарда Мане - cicerone2007
Вечером последнего дня в Берлине мы добрели до Старой национальной галереи. Долгий путь сквозь её залы с картинами немецких художников завершился неожиданной встречей с полотнами Эдуарда Мане. Самым прекрасным из которых был натюрморт с букетом белой сирени:Он датируется 1882 годом. Это значит, что художник создал его незадолго до смерти, тогда же, когда он завершил «Бар Фоли Бержер». Нежные гроздья цветов изображены на черном фоне. Кисти сирени похожи на облака. Они трепещут и словно сами излучают мерцающий свет. А этот свет обступает тьма.
Переливается стеклянная ваза, в прозрачной воде среди стеблей и листьев как драгоценные камушки мелькают опавшие лепестки. Быстрые, свободные мазки подобны скачущим буквам в прощальной записке.
На днях я натолкнулась в Интернете на неведомую мне акварель Э.Мане. Это – букет из собрания венской Альбертины, где сейчас проходит выставка акварелей и пастелей импрессионистов. Художник свободно передает и бархатную плоть лепестка ириса, и полупрозрачные листья в глубине букета. Он работает то плотным мазком, то добивается ощущения тающих красок, впитывающихся в бумагу. Возможности акварельной техники использованы здесь виртуозно!
http://www.albertina.at/jart/prj3/albertina/images/img-db/1312010366178.jpeg
В последние годы жизни Э.Мане был тяжело болен. Он не мог свободно передвигаться, и вынужден был находиться в четырех стенах. Большие вещи, которые требовали стояния за мольбертом, были уже не для него. Осталось рисовать пастелью женщин и писать маслом небольшие натюрморты из цветов, подаренных друзьями. Эти скромные букеты такие же живописные жемчужины, как поздние «инфанты» Веласкеса, любимого художника Э.Мане.Букет из роз тоже борется со сгущающейся тьмою. Вянет на наших глазах выпавший из букета цветок:
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18581/moss_roses_in_a_vase-large.jpg
Букет из клематисов и гвоздик в хрустальной вазочке – дневной. Но и здесь букет вырван из интерьерного контекста. Синеватый фон тоже некая абстрактная среда. Композиция натюрмортов 1882 года очень проста. Букеты находятся прямо перед глазами: протяни руку и дотронешься. Но поскольку все предельно лаконично, мир, сконцентрированный в малом, предстает как чудо. «Художник, – говорил Антонену Прусту Э.Мане, – может сказать все при помощи фруктов и цветов или только одних облаков… Я хотел бы быть Святым Франциском натюрморта»./Ф.Кашен. Мане. М., 2001, с.141/
http://www.ricci-art.net/en/fr/Edouard-Manet-7.htm
Тема «memento mori» (помни о смерти) звучала и в ранних натюрмортах художника. Одна из самых известных вещей такого плана – «Ваза с пионами», созданная в 1864 году, тогда же, когда был написан «Эпизод боя быков». Картину, осмеянную в Салоне, художник уничтожил. Он вырезал из нее изображение мертвого тореро. Выпавший из вазы пион, рассыпающийся у нас на глазах, колористически и композиционно напоминает лежащего тореро.
http://uploads6.wikipaintings.org/images/edouard-manet/vase-of-peonies-on-a-small-pedestal-1864.jpg
Вот еще изображение пионов на грани жизни и смерти:
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18536/branch_of_white_peonies_with_pruning_shears-large.jpg
А под занавес натюрморт 1872 года, адресованный конкретному человеку: мадемуазель Берте Моризо. Посвящение мы видим на развернутой записке рядом с веером, который Берта держит в руках на картине «Балкон», и букетиком фиалок, который украшает вырез ее черного платья на одном из лучших холстов Э.Мане.
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18554/bouquet_of_violets-large.jpg
cicerone2007.livejournal.com
Берта Моризо в кругу импрессионистов — EA Culture
Берта Моризо (Berthe Morisot) (1841-1895) — французская художница, представитель импрессионизма. При огромной популярности импрессионистов имя Берты Моризо звучит не так часто.
Зато черты лица этой художницы хорошо известны знатокам современного искусства, так как ее часто изображал на своих картинах Эдуард Мане.
Берта Моризо родилась в Бурже 14 января 1841 года в семье префекта департамента. Ее мать была в дальнем родстве с художником Фрагонаром. У Берты были две сестры. Ив (1838-1833) стала впоследствии мадам Теодор Гобийар, портрет которой, выставленный в музее Метрополитэн, написал Эдгар Дега. Вторая сестра Эдма (1839-1921) занималась живописью вместе с Бертой, оставив впоследствии искусство, выйдя замуж за морского офицера.
Эдуард Мане. Берта Моризо с букетом фиалок. 1872. Масло, холст. 55х38 см. Музей д’Орсе, Париж
Первые уроки живописи сестрам давала мать, которая хотела угодить своему мужу, любителю живописи и архитектуры. Но девушки всерьез увлеклись этим занятием. Поскольку Школа изящных искусств была открыта только для мужчин, Мадам Моризо вынуждена была для дочерей пригласить художника Жозефа Гишара. После первых же уроков Гишар отметил незаурядные способности девушек и сразу высказал свое беспокойство за их будущее. Для девушки из богатой буржуазной семьи сделать карьеру художницы было равносильно катастрофе. Уроки Гишара, основанные на копировании и рисовании по памяти, скоро престали устраивать сестер. Они хотели творить на пленэре. Гишар знакомит их с пейзажистом Удино, который позднее познакомит сестер с художником Жаном-Батистом Коро. Коро оказал влияние на живопись Берты, она стала более светлой, воздушной.
В 1868 году в Лувре во время копирования картин Веронезе Берта знакомится с Эдуардом Мане. Эта встреча изменила ее жизнь. Она вошла в круг импрессионистов. Эдуард Мане стал ее близким другом, восторженно относившимся не только к живописи Берты, но и к ней самой. В их творчестве заметно взаимное влияние. Светлый колорит работ Моризо, например, таких картин «Женщина за туалетом» (1875), «Девочка с корзинкой» (1892) оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей.
Эдуард Мане написал 16 портретов Берты Моризо, самый знаменитый из которых – «Балкон». На портретах Мане красивая молодая женщина всегда печальна. Современники называли ее любимой моделью Мане. Эти печальные портреты, возможно, таят в себе скрытую драму двух художников. В конце концов Берта выходит замуж за брата Эдуарда Мане, и с этого момента больше ему не позирует.
Берта Моризо чаще всего изображала на картинах своих близких: дочь Жюли, мужа Эжена Мане, мать, сестер. Ее картины заставляли по-новому взглянуть на события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. В одной из самых знаменитых картин Берты Моризо «У колыбели» запечатлена сестра Эдна, склонившаяся над колыбелью маленькой дочери. Картина находится в музее д’Орсе в Париже.
Всю свою жизнь она оставалась своеобразным центром притяжения художников, связанных с импрессионизмом , среди них Дега, Моне, Писсаро, Ренуар, Малларме.
Берта Моризо умерла в Париже 2 марта 1895 года. Она оставила богатое творческое наследие, картины, наполненные светом и ощущением жизни.
В качестве источника задействован ресурс: Viola.FR.
Картины Берты Моризо:
1. Берта Моризо. Колыбель. 1872. Масло, холст. 56х46 см. Музей д’Орсе, Париж.
2. Берта Моризо. Женщина и ребенок на балконе. 1872. Частная коллекция, Нью-Йорк.
3. Берта Моризо. Чтение (портрет Эдмы Моризо). 1873. Кливлендский музей искусства. Кливленд, Огайо.
4. Берта Моризо. Охота на бабочек. 1874. Музей д’Орсе, Париж.
5. Берта Моризо. Эжен Мане на острове Уайт. 1876. Масло, холст. 38,1х46 см. Частная коллекция, Париж.
6. Берта Моризо. Психея. 1876. Масло, холст. 65х54 см. Коллекция Тиссен.
7. Берта Моризо. Летний день. 1879. Масло, холст. 46х75 см. Лондонская национальная галерея.
8. Берта Моризо. Молодая девушка перед зеркалом. 1875.
9. Берта Моризо. Женщина за туалетом. 1877. Масло, холст. 39х46 см.
10. Берта Моризо. Крестьянка вешает белье. 1881.
11. Берта Моризо. После завтрака 1881.
eaculture.ru
Цветы Эдуарда Мане - История красоты
Вечером последнего дня в Берлине мы добрели до Старой национальной галереи. Долгий путь сквозь её залы с картинами немецких художников завершился неожиданной встречей с полотнами Эдуарда Мане. Самым прекрасным из которых был натюрморт с букетом белой сирени:Он датируется 1882 годом. Это значит, что художник создал его незадолго до смерти, тогда же, когда он завершил «Бар Фоли Бержер». Нежные гроздья цветов изображены на черном фоне. Кисти сирени похожи на облака. Они трепещут и словно сами излучают мерцающий свет. А этот свет обступает тьма.
Переливается стеклянная ваза, в прозрачной воде среди стеблей и листьев как драгоценные камушки мелькают опавшие лепестки. Быстрые, свободные мазки подобны скачущим буквам в прощальной записке.
На днях я натолкнулась в Интернете на неведомую мне акварель Э.Мане. Это – букет из собрания венской Альбертины, где сейчас проходит выставка акварелей и пастелей импрессионистов. Художник свободно передает и бархатную плоть лепестка ириса, и полупрозрачные листья в глубине букета. Он работает то плотным мазком, то добивается ощущения тающих красок, впитывающихся в бумагу. Возможности акварельной техники использованы здесь виртуозно!
http://www.albertina.at/jart/prj3/albertina/images/img-db/1312010366178.jpeg
В последние годы жизни Э.Мане был тяжело болен. Он не мог свободно передвигаться, и вынужден был находиться в четырех стенах. Большие вещи, которые требовали стояния за мольбертом, были уже не для него. Осталось рисовать пастелью женщин и писать маслом небольшие натюрморты из цветов, подаренных друзьями. Эти скромные букеты такие же живописные жемчужины, как поздние «инфанты» Веласкеса, любимого художника Э.Мане.Букет из роз тоже борется со сгущающейся тьмою. Вянет на наших глазах выпавший из букета цветок:
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18581/moss_roses_in_a_vase-large.jpg
Букет из клематисов и гвоздик в хрустальной вазочке – дневной. Но и здесь букет вырван из интерьерного контекста. Синеватый фон тоже некая абстрактная среда. Композиция натюрмортов 1882 года очень проста. Букеты находятся прямо перед глазами: протяни руку и дотронешься. Но поскольку все предельно лаконично, мир, сконцентрированный в малом, предстает как чудо. «Художник, – говорил Антонену Прусту Э.Мане, – может сказать все при помощи фруктов и цветов или только одних облаков… Я хотел бы быть Святым Франциском натюрморта»./Ф.Кашен. Мане. М., 2001, с.141/
http://www.ricci-art.net/en/fr/Edouard-Manet-7.htm
Тема «memento mori» (помни о смерти) звучала и в ранних натюрмортах художника. Одна из самых известных вещей такого плана – «Ваза с пионами», созданная в 1864 году, тогда же, когда был написан «Эпизод боя быков». Картину, осмеянную в Салоне, художник уничтожил. Он вырезал из нее изображение мертвого тореро. Выпавший из вазы пион, рассыпающийся у нас на глазах, колористически и композиционно напоминает лежащего тореро.
http://uploads6.wikipaintings.org/images/edouard-manet/vase-of-peonies-on-a-small-pedestal-1864.jpg
Вот еще изображение пионов на грани жизни и смерти:
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18536/branch_of_white_peonies_with_pruning_shears-large.jpg
А под занавес натюрморт 1872 года, адресованный конкретному человеку: мадемуазель Берте Моризо. Посвящение мы видим на развернутой записке рядом с веером, который Берта держит в руках на картине «Балкон», и букетиком фиалок, который украшает вырез ее черного платья на одном из лучших холстов Э.Мане.
http://www.artrenewal.org/artwork/790/790/18554/bouquet_of_violets-large.jpg
bellezza-storia.livejournal.com
Фиалки Монмартра - Дата - Газета «Культура»
175 лет назад, 25 февраля 1841 года, родился художник Пьер Огюст Ренуар. Его «бархатные», безмятежные картины совершили революцию в искусстве — хотя автор совсем не мыслил себя ниспровергателем основ. Разглядывая прелестных круглолицых девушек с лукавыми улыбками, понимаешь: живописец очень любил людей и ценил женское общество.
Родившийся в Лиможе, Ренуар вырос в столице Франции, куда семья перебралась в 1845 году. У будущего художника, чей отец был портным, на всю жизнь сохранилась любовь к непритязательной пище (впоследствии жена нередко готовила ему бобы с салом) и обыкновенной утвари. Еще один «заскок» гения — «теория поплавка», изложенная в воспоминаниях сына художника, режиссера Жана Ренуара. Пьер Огюст считал вредным идти наперекор судьбе: он предпочитал плыть по течению, полагаясь на мощный инстинкт. В 13 лет Ренуар уже трудился в фарфоровой мастерской, где изображал на посуде профиль Марии Антуанетты (с коротеньким носиком — как у своих будущих моделей). Если бы не закрытие предприятия в 1858-м, юный мастер, хорошо зарабатывавший, не рискнул бы уйти в «большое искусство». А так в 1862-м он поступил в Школу изящных искусств при Академии художеств, где в мастерской Глейра познакомился с Моне и Сислеем. Позже к ним примкнули Сезанн и Писсарро, и началась история импрессионизма.
В 1870–1871 годах, во время франко-прусской войны, Ренуар попал в армию и неожиданно из недотепы, не знавшего, с какой стороны подойти к лошади, превратился в лихого кавалериста. После поражения Франции он вновь вернулся к живописи. В 1874-м импрессионисты показали картины в ателье Надара на бульваре Капуцинок и получили разгромную прессу. Впрочем, жесткая критика не остановила художника. Он продолжал писать артисток, портних, профессиональных натурщиц — «фиалок Монмартра». Иногда, завидев миловидную девушку на улице, упрашивал ее позировать — точнее, сначала отправлялся к их матерям, которые, польщенные вниманием художника, давали разрешение. Как вспоминал Жан Ренуар, его отец прежде всего обращал внимание на руки. Еще его привлекала нежная девичья кожа, «отталкивавшая свет»: художник считал это более важным признаком, чем, например, немецкое или французское происхождение. Вообще «ренуаровский типаж» — не пустое словосочетание: по свидетельству сына, живописец подсознательно искал в моделях те черты, которые позже увидел у Алины Шариго, ставшей его женой.
Будучи довольно стеснительным человеком, художник полностью раскрывался лишь в дамском обществе. Впрочем, ловеласом он не был. Жан Ренуар вспоминал: «Мужские голоса его утомляли. Женские успокаивали. Он требовал, чтобы служанки вокруг него пели, смеялись, шумели, пока он работает». Его привлекало свойство прекрасного пола жить настоящим моментом. Неизвестно как, но Ренуар умудрялся превратить любую девушку в нежный цветок, не переделывая ее неклассической красоты. Какими поэтичными и одухотворенными получились, например, знаменитые портреты актрисы Жанны Самари, где божественное проступает сквозь обыденное.
Несмотря на желание держаться подальше от любых институций, Ренуар в зрелом возрасте добился признания на высшем уровне. В 1900 году он был награжден орденом Почетного легиона. В тот же период начались болезни и несчастья. Еще в 1897-м Пьер Огюст упал, катаясь на велосипеде, и сломал руку. Вскоре случился первый приступ артрита, который в итоге за несколько лет сделал Ренуара практически инвалидом. Больше всего художника, ухитрявшегося все-таки держать кисть скрюченными пальцами, пугало, что однажды он лишится возможности рисовать.
Ренуар умер в 1919-м и до последних дней оставался верным себе: любил женщин и видел в людях лишь хорошие стороны, стараясь не замечать смешных черт.
portal-kultura.ru
...Цветы в живописи Клода Моне
XIX век был особенным. Вторая его половина удивительна. Представители мира искусства обратились к реальности, к истинной красоте природы, к сущности вещей. Во Франции возникали новые течения и стили. Появилось такое направление как импрессионизм. От французского слова «впечатление», или «impression». Ярким представителем импрессионизма был Клод Оскар Моне.
Однажды он признался: «Если много раз пишешь окружающий нас мир, то начинаешь лучше воспринимать реальность, или то малое, что мы в состоянии постичь. Я постигаю образы вселенной, чтобы засвидетельствовать увиденное своей кистью».
Моне имел независимый, свободолюбивый характер, утончённый вкус, поразительную внимательность. Он умел улавливать дуновение ветра, мельчайшие изменения окружающей среды, первые лучи солнца, их отражение в воде. Он любил природу, чувствовал её, жил ей. Моне создал много картин, на которых изобразил цветы. Одних только маковых полей у него столько!
«Маковое поле в Живерни», «Маковое поле в Холлоу близ Живерни», «Маковое поле в Сан-Мартине», «Овес и маковое поле», «Белый мак». Известно, что мак был любимым цветком Клода Моне.
Моне любил своё ремесло художника и природу, особенно цветы. С поразительным трепетом и внимательностью он относился к ним.
В 1883 году Клод Моне поселился в Живерне и занялся садоводством. Сначала он создал нормандский, а затем водный сад. Водный сад — явление удивительное, и рождается он далеко не сразу. Моне ищет подходящие растения, изучает, экспериментирует. Он много путешествует, и в путешествиях находит необходимые ему растения.Сорок три года он создавал свой сад.
Через свой сад Клод Моне раскрывает сам себя. Вокруг своего загородного дома он высадил сад, созданный по такому же принципу, как и его картины — каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок.
Сад Моне идеален. В нём нет ничего случайного, ничего лишнего, безвкусного. Это долгая, тщательная работа, изо дня в день, из года в год. Сад наполнен гармонией и подлинной красотой. Он является продолжением мастерской художника. Сначала Моне создавал что-либо в саду, а затем переносил это на холст.
Любимым цветком на его картинах были кувшинки. Самые известные картины с этим цветком — «Кувшинки. Зеленое отражение, левая сторона», «Белые кувшинки», «Кувшинки».
«Прошло много времени, — писал Моне, — прежде чем я смог понять мои кувшинки. Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели. Восприятие живой природы приходит к нам не сразу».
Рассказ о саде Моне- в теме
Живописный Сад Клода Моне
subscribe.ru
|
www.magazin-kartin.ru