Анализ и описание картины Левитана "Лесное озеро". Озеро картина левитана


Описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ, материалы для сочинения |LITERATURUS: Мир русской литературы

В литературе встречаются несколько вариантов названия этой картины: "Озеро", "Озеро. Русь", "Озеро" ("Русь").

Левитан работал над картиной "Озеро" ("Русь") в 1899-1900 гг. Картина размером 149 × 208 см выполнена маслом на холсте. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Эта картина является одним из трёх самых крупных произведений Левитана (в тройку крупнешийх работ также входят полотна "У омута" и "Над вечным покоем"). Картина впервые была выставлена в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году уже после смерти Левитана.

На картине "Озеро" ("Русь") Левитана изображено большое озеро в солнечный день.Озеро занимает практически всю нижнюю половину картины. На дальнем берегу озера видны желтовато-зеленые поля и дервенские постройки. Над крестьянскими избушками возвышается белая церковь. По голубому небу плывут большие белые облака, обрасывая тень на деревню и отражаясь в озере. 

Описание картины "Озеро" из книги В. Петрова "Исаак Левитан": "Главным произведением позднего Левитана стала большая картина "Озеро" (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, - "Русь".

Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения "Последняя тучка рассеянной бури", это полотно стало "лебединой песнью" Левитана.

Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране... и именно поэтому особенно добивально монументального лиризма образа, соединения в живописной решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежестви и яркости солнечного дня с декоративно-монументальным началом, роднящим "Озеро" с традициями фресковой живописи."

(из книги В. Петрова "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.)

Описание картины "Озеро" из книги С. Пророковой "Левитан": "В мастерской осталось недописанным самое большое левитановское полотно. Он работал над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей по краскам картиной художник как бы прощался с жизнью.

В ней пылкая привязанность к отчизне, преклонение перед роскошью природы и осуждение нищеты человеческой жизни. В этом полотне — весь Левитан, итог его короткой, мучительной и яркой жизни.

Для себя он назвал картину "Русью", для всех подписал: "Озеро". Но мыслилась она именно как "Русь".

Когда вы подходите к этой картине в левитановском зале Русского музея, вас ошеломляет волшебство кисти художника. Он писал ее долго, но считал незаконченной. Мы не видим усилий мастера. Ему же она казалась замученной. Он мечтал подняться после болезни и все прописать заново.

Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением придают воде загадочный оттенок. Если Клода Моне называли "Рафаэлем воды", то Левитана можно было с полным основанием назвать "Рафаэлем неба".

Вы ощущаете почти зримо прозрачный осенний день, когда воздух упруг и чист. Вы видите, как быстрая тень чуть касается прибрежного холма."

(из книги С. Пророковой "Левитан")

Описание картины "Озеро" из книги "Русский пейзаж":

"В последнем незавершенном полотне Левитана "Озеро. Русь" с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века. 

Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний. 

В картине "Озеро. Русь" Левитан обогатил живопись взволнованной чувствительностью к меняющимся краскам, к изменчивости освещения, к вибрации цвета, отчего былой покой его картин сменился живым движением. Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы. 

Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом - по тем временам явное новшество. 

В конце жизни Левитан опять писал деревню. Но интерпретация ее совсем иная, чем в деревенских сюжетах начала творчества. В картинах конца 1890-х годов художник вовсе не пытался выразить деревенское бытие. Он использовал его как повод для воплощения своих настроений."

(В. Манин, книга "Русский пейзаж", изд-во "Белый город", 2004 г. )

Описание картины из книги "История русской живописи в 12 томах":

"Солнцем пронизана... последняя его картина — «Озеро» («Русь»), которую он начал писать незадолго до смерти. На ней все тот же бескрайний русский простор, но теперь он светел и радостен. Бегут по высокому небу пышные облака, озерная вода под свежим ветром рябит и сверкает на солнце. Хочется дышать этим ветром, смотреть на этот простор и надеяться, что все будет хорошо."

(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века", том 8, 2006 г.)

Это было описание картины "Озеро" ("Русь") Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.

www.literaturus.ru

Описание картины Исаака Левитана «Озеро. Русь»

Описание картины Исаака Левитана «Озеро. Русь»

Эта последняя картина Левитана написана в 1895 году.

«Озеро Русь» – основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершенном виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Все это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.

Картина Левитана – некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.

Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озера в Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.

Левитан мастерски сочетает богатые краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты ее подлинного счастья. Перед зрителем предстает невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.

Важно, что небо – не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака не просто плывут и догоняют друг друга, а словно выходят за рамки полотна. Именно облака – наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.

Пространство охвачено настолько масштабно, что создается поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.

Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.

Все полотно создано мазками большой ширины, которые обобщают все предметы.

Живописец старается соединять некую декоративность и подлинную монументальность; сложность и обобщенность изображаемого им, психологизм и тонкость переходов между цветом и светом.

opisanie-kartin.com

Анализ и описание картины Левитана "Лесное озеро" :: SYL.ru

Образ природы в живописи как лакмусовая бумажка, проявляющая все скрытое и сокровенное. Через образы природы можно не только передать свое душевное состояние, но и поразмышлять о мироздании, его проблемах и перспективах, а также о своей жизни и месте в мире. Одной из таких картин и является картина Левитана "Лесное озеро", к описанию которой мы обратимся в этой статье.левитан лесное озеро описание картины

Общие сведения о картине

Удивительная картина Исаака Ильича Левитана "Лесное озеро" была написана в 1890-е годы маслом на холсте. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 48,8 см х 80 см. Экспонируется в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Еще одна такая работа, но выполненная маслом на бумаге на дереве, хранится в частной коллекции. Ее размеры значительно меньше предыдущей: 25 см х 17 см. Описание картины Левитана "Лесное озеро" практически не представлено в широкой публикации.

Певец русской природы

Исаак Ильич Левитан - один из прекраснейших пейзажистов, певцов русской природы, прожил недлинную жизнь, всего 40 лет. Жизнь его была тяжелой. Он перенес безденежье и бесприютность, раннюю потерю близких людей, частые гонения на евреев, постоянно высылаемых из Москвы, тяжкую болезнь. Все это не сломило дух художника. Будучи известным передвижником, он с успехом представлял свои работы на выставках, но так и не смог получить признание в художественном училище, в котором учился сначала у А. Саврасова, затем у В. Поленова. Первый, к слову, высоко ценил талант Левитана и даже рекомендовал представить его к большой серебряной медали.

картина левитана лесное озеро описание для детей

Надеясь излечиться от недуга, Левитан с учениками рано стал выезжать на этюды, которые считал основным средством формирования мастерства художника. В поездке еще более простыл и уже не смог оправиться. Однако до последнего надеялся на выздоровление и говорил, что переживания последних лет привели его к пересмотру мировоззрения и видения природы, что когда поправиться, станет писать по-другому. Увы, не сложилось...сочинение описание картины левитана лесное озеро

Лесное озеро: где это место?

Картина была написана И. И. Левитаном в последнее десятилетие его жизни. Этот период был связан с пребыванием художника на Волге, которая стала поэтической музой мастера. Однако место, изображенное в картине "Лесное озеро", совсем не характерно для волжской природы. Более всего оно напоминает Сайменские озера, однако известно точно, что на территории Финляндии Левитан не был. Близка к финской и карельская природа, но и на карельской земле Левитан побывать не успел. Где же то место, которое вдохновило живописца на создание этого прекрасного образа? Какое лесное озеро для картины Левитана стало прообразом?

Образ озера в живописи Левитана

Давайте попробуем поразмышлять, как же в художественных образах Левитана отразилось его душевное состояние и особенности мировоззрения. Здесь нам поможет описание картины Левитана "Лесное озеро" и трактовка символов природы, нашедших свое место в полотне мастера.

Издревле озеро имело свой символический смысл. Оно являлось местом обитания богов, символом надежды на возрождение и восстановление, очищение и исцеления, а также считалось источником жизни и жизненных сил. Потому в период тяжкой болезни этот образ становится отражением душевного настроя Левитана - его надежды на исцеление, восстановление утраченных сил, возрождение ускользающей жизни.

Гладкая как зеркало поверхность воды символизирует покой, созерцание, размышление над мироустройством, о своем месте в жизни и мироздании.

Вода всегда являлась связующей нитью между внешним и внутренним, тайной и реальностью, "внутренним глазом", видящим то, что скрыто глубоко и невидно для окружающих. Стремление постичь тайну русской природы, глубину чувств и переживаний человека как венца природы, самого себя, фальшь души и чистоту помыслов... Все это занимало мысли Левитана. Особенно в последние годы перед смертью.

Некое предвидение смертельного исхода для себя, возможно, тревожило художника. Потому озеро является как нельзя более точным образом в произведениях позднего Левитана, ведь оно - и символ смерти, и разрушения тоже.

Образ леса в творчестве Левитана

Чаще всего можно встретить трактовку образа леса как символа смерти, враждебных человеку таинственных сил. Именно от леса идет тишина и покой. Потому, густой и непроходимый темный лес был бы вполне созвучен окрашенности последних лет жизни художника. Однако на картине "Лесное озеро" мы видим стройный, почти прозрачный сосновый лес, пропускающий между высокими голыми от хвои стволами воздух и солнце. Потому мысль о смерти и тлене вряд ли связывается у зрителя с картиной. Скорее, можно обратиться к иной трактовке леса как символа исцеления, живительной силы земли. Особенно явно это читается в образе такого хвойного дерева, как сосна. А ведь лес в картине "Лесное озеро" именно сосновый.

Словно в зеркало, смотрятся стройные вечнозеленые сосны в светлую озерную гладь. Лишь вдоль берегов, изрезанных легкой волнистой линией, таится мрачноватая тень. Свет от яркого солнца разливается от центра озера к его краям, как бы разгоняя зло, нависшее над Левитаном. Чистое голубое небо как символ спокойствия и душевного равновесия как золотое солнце дает надежду на избавление и возрождение. И эта надежда - несбывшаяся надежда Исаака Ильича Левитана.

Вряд ли это описание картины Левитана "Лесное озеро" для детей может быть использовано в полном варианте. Необходимо упростить содержание за счет более простого изложения символического аспекта. К сожалению, информацию о картине найти сложно. В сети Интернет в основном представлены сочинения с описанием картины Левитана "Лесное озеро".

www.syl.ru

Озеро (картина Левитана) Википедия

«Озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-4262). Размер — 149 × 208 см[1][2]. Также употребляется другое название картины — «Озеро. Русь»[3].

Картина «Озеро» — последнее крупное произведение Левитана[4]. Художник писал её незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее это полотно считается главным произведением позднего Левитана, «лебединой песнью» художника[5]. Впервые эта картина, под названием «Солнечный день», была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году[2][6].

Картина «Озеро» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — наряду с картинами «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894), перекликаясь с последней по сюжету[7][8]. При её написании Левитан использовал большое количество этюдов и эскизов, включая большой отработанный эскиз, находящийся в Нижегородском государственном художественном музее, и малый предварительный вариант картины[9][10], хранящийся в Государственной Третьяковской галерее[11].

История[ | код]

Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 × 163 см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева)[12][13]. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 × 206 см, ГТГ)[14], на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река[12] (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка)[14]. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 × 128 см, ГРМ)[12][15][16]. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 × 62 см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 × 80 см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)

ru-wiki.ru

краткая характеристика картины И. Левитана

Картина Левитана «Озеро. Русь» является поздним произведением художника. Он написал ее в последний год своей жизни. Полотно считается незаконченным, но тем не менее оно признано одной из лучших работ автора. Она была представлена на посмертной выставке, организованной в Москве, и по праву заслужила положительные отзывы критиков.

Создание и описание

«Озеро. Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». В обоих случаях автор основную часть композиции посвятил изображению большого озера с красивой церковью на берегу. Левитан использовал несколько эскизов для своей последней работы: большой тщательно проработанный черновик, который хранится в Нижнем Новгороде, и малый образец, сохранившийся в частном московском собрании.

озеро русь

Полотно «Озеро. Русь», как и большинство работ художника, посвящено изображению русской природы. На дальнем берегу находится осенний лес, широкие поля и белая церковь. На небе Левитан выписал причудливые облака на светло-голубом небе. Этот красивый пейзаж отражается в воде, что подчеркивает красоту и величие сельского края.

Отзывы

Работа «Озеро. Русь» была очень высоко оценена критиками. Известный искусствовед В. Манин отметил, что это полотно знаменует новый этап в развитии российской живописи. Он отметил стремление художника запечатлеть переменчивость мира, игру красок, движение воздуха. По его словам, Левитан отошел от акцентирования на сюжетной линии и полностью сконцентрировался на передаче чувств и переживаний от созерцания природы. Манин отметил, что масштабность изображения соединилась с чутким восприятием окружающего мира.

левитан озеро русь

Особенности и значение

Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. «Озеро. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Именно поэтому на полотне заметны следы переделок и переработок. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. При этом показателен тот факт, что сюжет почти полностью срисован с натуры, в отличие от предыдущих работ автора. Художник внес лишь небольшие изменения, стремясь наиболее полно и достоверно воспроизвести все особенности натуры. Картина «Озеро. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Она состоит из этюдов, взятых из других работ, которые соединены в одно целое общим ощущением автора. В этом полотне столь свойственное автору настроение тишины, умиротворенности выражено пейзажными средствами: поверхностью воды, солнечным светом, прозрачным воздухом.

картина озеро русь

Картина, подводя итоги творчества Левитана, вместе с тем открывает новый этап в отечественной живописи. Манера, в которой выполнена данная композиция, напоминает французскую школу импрессионистов, которая задавала тон в европейском искусстве рубежа веков. Последняя работа мастера доказывает, что российские художники, следуя этой новой тенденции, наполнили стиль особым философским смыслом.

fb.ru

Левитан И.И. «Озеро. Русь». Описание картины.. Художники-передвижники

1900 г. 149 x 208 см. Масло, холст.Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 Описание картины Левитана И.И. «Озеро. Русь» 

Это основное полотно автора поздней поры. Оно не было завершено по причине смерти творца. Но даже такой незавершенный вид производит неизгладимое впечатление. Немыслимая свежесть и особая яркость солнечного дня передана со своеобразной непосредственностью, которую можно назвать практически импрессионистской. Зритель может наблюдать, как по небу движутся чудные золотистые облака, интересно отражаясь в озере. На берегу находятся яркие белые колокольни, насыщенные зеленые луга, пожелтевшие деревья.

Картина Левина словно вобрала в себя все наблюдения и впечатления художника от природы своей земли. Левитан искусно сочетает яркие краски лета с множеством оттенков осеннего периода. Задумка художника заключается в том, чтоб показать настоящее счастье осенней природы. Зритель может наблюдать невероятно романтическую картину, звучащую как лирическая песня.

Небо, автор отразил, не просто как фон произведения. Облака словно не только плывут, догоняя друг друга, а как будто выходят за рамки картины. Именно облака становятся наиболее выразительной частью этого шедевра. Автор настолько масштабно охватил пространство, что кажется, что перед нами панорама. А облака только усиливают эту невообразимую широту.

Все цвета на картине очень насыщенные и чистые. Так, облака изображены далеко не белыми, а немного фиолетовыми и желтоватыми, там, где достают лучи солнца. Вся картина написана мазками большой ширины, они обобщают предметы.

Художник постарался объединить некоторую декоративность и истинную монументальность, обобщенность и сложность, психологию и тонкость перехода от цвета к свету.

Лучшие картины Левитана И.И.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Картина и. И. Левитана «озеро. Русь»

КАРТИНА И.И. ЛЕВИТАНА «ОЗЕРО. РУСЬ» О.С. Кораблёва, студентка 5 курса

ГОУ СПО «Выборгский педагогический колледж» Я решила написать исследовательскую работу о картине, о которой знают немногие, т.е. раскрыть что–то новое. Пока неизвестное.

Вот картина И.И. Левитана «Озеро. Русь»

От неё буквально веет тишиной и спокойствием, которого так не хватает в нашей бурной жизни. Картина создаёт чувство умиротворённости, и затягивала, манила туда на берег озера. Кажется, еще чуть–чуть и услышишь кваканье лягушек, почувствуешь лёгкие прикосновения тёплого весеннего ветерка.

Оказалось, что к этой теме обращались лишь немногие авторы: Аменский Ю., Асафьев Б., Вермель, Ростиславов А. и др. Поэтому есть основание считать творчество Левитана И.И. недостаточно изученным, что и определило тему данного исследования.

«…» Мы знаем, помним и ценим, выдающихся русских пейзажистов дочеховской и чеховской поры (все они представлены в Русском музее), без которых история пейзажной живописи невозможна: И. К. Айвазовский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф. А. Васильев, но Антон Павлович Чехов называл Левитана «лучшим русским пейзажистом» - и считал одной из главных вершин в русском пейзаже.

Главным произведением позднего Левитана стала большая картина «Озеро» или как художник называл её для себя, - «Русь». Начатая живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии А. С. Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и, прежде всего, от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури», это полотно стало «лебединой песнью» Левитана.

Неизвестное озеро… Оно предстаёт перед нами на незаконченном полотне Левитана и составляет центр экспозиции левитановского зала музея. А экспонируемые вокруг неё полтора десятка других пейзажей художника – «Золотая осень. Слободка», «Овраг», «Тишина», и другие,- кажется, расположены на пути к этому озеру.

Где же находится это озеро? В верховьях Волги ли, где художник проводил долгие часы рассветов и закатов? В Максимовке или Бабкине, что возле Нового Иерусалима, где Левитан прожил несколько лет в весёлой компании Чеховых? Может это озеро – Удомля под Вышним Волочком, где была написана картина «Над вечным покоем»?

Люди, не ищите это озеро на карте России. Его вы там просто не найдёте, потому что озера этого нет ни на одной карте мира. Его нет,… и оно есть…затерялось между лугами и негустыми рощами средней полосы России, воспетой Левитаном с такой необыкновенной силой. Оно вышло из многих озёр и прудов и отразило множество виденных художником заводей, тростниковых зарослей, поросших осокой берегов. Во время работы над картиной в мастерской художника побывал А.П. Чехов. Он сказал: «Как бы ты не назвал эту картину, это – Россия». Поражён этой картиной К. А.Тимирязев. Он с интересом осмотрел полотна, но остановился перед «Озером». Тимирязев пристально вглядывался в полотно, в далёкий берег, освещенный солнцем, в заросли тростника, волнуемого ветром, и как зритель и как естествоиспытатель покорялся силе воображения, силе поэтического восприятия природы, когда она перестаёт быть грандиозной суммой элементов, атомов, веществ, а превращается в песню, в стихотворение, в давнее, щемящее душу воспоминание…

Огромно это полотно,

Страны прекрасен вид.

Как будто в сказку здесь окно –

Все светится, горит. И кучевые облака

Торжественно плывут,

Они плывут издалека

И дальше держат путь.

Расскажут эти облака,

Что озеро здесь есть,

На берегу его дома,

И тех домов не счесть.

И колоколен дальний звон

Над озером плывет,

И свет в воде их отражен,

Как будто вижу дивный сон,

И все о счастье здесь поет. Как разноцветное стекло

То озеро горит,

Огромно это полотно,

Прекрасен этот вид.

Обильный, благодатный край –

Такой страна тогда казалась,

Ну, прямо не земля, а рай,

Куда же все это девалось?…

Не тот мы выбрали маршрут,

Путь оказался слишком крут.

Со времен Великого Петра

Идет не та, увы, игра…

14.12.02

Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Он придвинул знакомое малиновое кресло, удобно погрузился него, тщательно протер пенсне и залюбовался новой вещью, которую еще не видал. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник, качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером теплая бездонная синь. На берегу озера стояли березы, к воде спускались плодоносные рыхлые полосы ржи, среди них разместились ветхие, неказистые крестьянские избы, и над всем этим шел радостный летний день, полный зноя, истомы. Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство.

Каждый из русских людей где-то, когда-то видел такое озеро, любовался ослепительной зеркальностью его, хорошо и радостно думал о своей красивой, дивно разнообразной земле. Даже странно, что такую картину создал умирающий мастер.

Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. С. Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.

Левитан пытается соединить монументальность и декоративность, обобщенность образа со сложность изображения, тонкостью переходов света и цвета, психологизмом. Картина является— едва ли не самым мажорным произведением художника, она написана как бы наперекор смерти.

- Дайте мне только выздороветь,- говорил он Чехову, художнику и близкому другу Нестерову, - я совсем по – иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь»!..

Но в конце лета того же года картина, увитая черным крепом, уже находилась в русском отделе Всемирной выставки в Париже, она носила название «Озеро». Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась.

Существует несколько мнений о картине, каждый человек видит в ней что-то своё. А.А. Фёдоров-Давыдов считал: «картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Полотно производит на нас непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы. Это- Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Это - природа в своей шири и красоте, свидетельство того, что именно счастье и изобилие, а не бедность, смирение и страдания являются правдой жизни, ее нормой и естественным порядком вещей. Это то выражение в красоте природы веры в будущее, утверждение достойной человека жизни, которое мы видим в творчестве Левитана и в котором оно особенно близко и родственно творчеству его великого друга и современника А.П. Чехова. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни». А эти строки из сочинения по картине ученика А Агазаде Шах:

«Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро. Русь». Художник хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она, может быть, и будет. Не бедность, не смирение и страдания - удел России, она вся – в будущем».

Кроме того, известно, что существует несколько вариантов картины «Озеро», одна из которых находиться в Русском музее, и ещё две: в Государственной Третьяковской галерее, и эскиз в музее искусств Нижнего Новгорода.

Таково «Озеро», такова «Русь». Есть в этой картине что–то эпически величавое, могучее. Её можно поставить рядом с гениальной картиной Левитана «Над вечным покоем» - где нет покоя, где дуют холодные ветры тревоги. В «Озере» же силы земли, солнечный свет, ветер прозрачной и свежей осени утверждают жизнь, её продолжение, её стремление вперед. Эта душевная бодрость, эта живущая в красках надежды созвучны светлой пушкинской строки, положенной в основу избранной Левитаном темы. Тут тоже – людские судьбы, «хоть ими здесь пропитан только воздух». Использованная литература 1. Аменский Ю. Рассказы о Русском музее. – Лениздат, 1981.

2. Асафьев Б. Русская живопись. - М., 1966, с. 85

3. Вермель. Исаак Ильич Левитан и его творчество. - Санкт-Петербург, 1902, с.5.

4. Государственный Русский музей Москва «Советский художник» 1991, 368 с.

5. Ростиславов А. И.И. Левитан. - М., 1911, с. 49.

6. http://www.museum-online.ru/Peredvizhniki/Isaac_Iljich_Levitan/

7.http://referatko.ru/literatura_yazykovedenie/referat_tvorchestvo_levitana_winword_kursovaya/index-2.html

8. http://sch2262.ru/levitan/art16.html

9. http://staratel.com/pictures/ruspaint/348.htm

dereksiz.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта