Урок р/р Тема: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Левитан золотая осень картина урок


Урок по развитию речи в 4 классе "Сочинение-описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района

Воронежской области

Урок по развитию речи в 4 классе

на тему:

«Сочинение-описание по картине

И.И. Левитана «Золотая осень»

Подготовила: Калинина Нина Васильевна, учитель начальных классов 1кк

с.Стадница, 2016г.

Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Планируемые результаты:

Предметные: учить описывать картину;

- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;

- определять основную мысль сочинения;

Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;

- анализировать работу товарищей, оценивать её по критериям;

Личностные:

- проявлять творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

- осваивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, личностного отношения к произведению искусства.

Эпиграф: «Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…» (А. С. Пушкин).

Оборудование урока: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», выставка рисунков детей.

Используемая литература: Сборник репродукций «Третьяковская галерея»

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу

скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

  1. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана

«Золотая осень»

- Какое время года изобразил художник на картине?

- Какие краски преобладают и почему?

- Какой день на картине?

- Дайте описание воздуха, облаков.

- А какая речка?

- Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?

- В какой наряд одела осень деревья на картине?

- Какими показал художник лесные полянки, пригорки, дальние поля?

- Что чувствуете вы, глядя на эту картину?

Музыкальный альбом.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом « Времена года» Послушайте одну из музыкальных пьес «Сентябрь. Охота». Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

  1. Словарная работа.

а) Подберите синонимы к словам:

художник ( живописец, пейзажист, мастер кисти),

создает ( пишет),

картина ( полотно, репродукция.

5. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

И два – наклон.

Зашумел листвою клён.

  1. Составление плана.

  1. Художник И.И. Левитан и его работа.

  2. На переднем плане картины.

  3. Задний план картины.

  4. Описание неба, облаков, воздуха.

  5. Славная картина!

  1. Вариант сочинения.

Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые березки сплошь покрыты золотистой листвой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая березовая рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке темно-синяя, а вдали- голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и темные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет темных и мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий, осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.

-Что мы сегодня на уроке делали?

-Какое настроение создалось при написании сочинения?

-Что нового узнали?

-Что было трудно? Что легко?

infourok.ru

Урок развития речи. И. Левитан. Картина «Золотая осень»

2 мин

3мин

5 мин

10 мин

8 мин

10

мин

5мин

2 мин

1 А) Организационный момент

Приветствие , подготовка учащихся к уроку. Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Деление на группы ( «Меню»)

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель раздаёт оценочные листы

Метод «Раунд-Робин»

Словесная оценка.

Б) Опрос домашнего задания

А) Выучить стихотворение на тему « Осень»

Б) Презентация на тему «И. Левитан. Картины Левитана»

(Взаимооценка)

2. Актуализация знаний

Мозговой штурм((побуждение, воссоздание всего, что учащийся знает по теме)

Знакомство учащихся с особенностью творчества художника.

Статья К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Групповая работа «Составление текста по картине»

(Оценивание лидера группы)

Подбираем ключевые слова

(Парная работа)

Взаимооценка

Индивидуальная работа

( Выполнение заданий)

Словарная работа .

Стратегия «Смотри-закрой-скажи-напиши-проверь»

Учитель собирает оценочные листы, объвляет оценки, поощряет учащихся за активность, внимательность, находчивость.

Рефлексия.

Одноминутное эссе.

Учитель раздаёт ученикам стикеры.

Как прошёл урок?.

Какие моменты урока вам понравились? Что не понравилось? Какие задания были трудными, а какие лёгкими?

Учащиеся выбирают листочки и делятся на группы.

Выбирают лидера группы, записывают в оценочные листы свои фамилии.

.Каждый в группе выговаривает одно предложение

Читают свои стихотворения наизусть.

Знакомят с подготовленной презентацией по данной теме.

Знакомятся с творчеством художника-пейзажиста.

Читают статью К.Г.Паустовского.

«Вдумчивое чтение», извлечение информации

Учащиеся работают в

группе, обсуждают , делают выводы.

Представители групп выходят к доске и защищают свои работы

Учащиеся работают в паре, подбирают ключевые слова к словам: трава, река, небо, деревья, поля, деревенька.

Учащиеся выполняют задания , провеяют правильность выполнения.

.

Выполняют технику запоминания новых слов.

Ученики пишут своё мнение об уроке.

infourok.ru

«Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Тема урока: «Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель урока: - учить писать сочинение по картине;

- путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях учащихся;

.

Планируемые результаты:

Предметные: учить описывать картину;

- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;

- определять основную мысль сочинения;

Метапредметные:

-понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;

- анализировать работу товарищей, оценивать её по критериям;

Личностные:

- проявлять творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

- осваивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, личностного отношения к произведению искусства.

Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей,

Эпиграф: «Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…» (А. С. Пушкин).

ХОД УРОКА:

  1. Мотивация познавательной деятельности.

  • Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию.

  • Какие новые краски проявились у природы с наступлением осени?

  • А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

  • Вспомните, как называется картина с изображением природы.

  1. Актуализация необходимых знаний.

Знакомство с информацией о И. Левитане.

Учитель. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).

Художник очень рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе он относился очень строго. Современники называли Левитана «поэтом русской природы». За 25 лет он создал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он умело использовал цвет, рисунок, композицию, мастерски передавал настроение, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

  1. Организация познавательной деятельности.

Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».

- Всмотритесь в картину.

- Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

- Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии что-то подобное? - Какие чувства, желания рождает у вас этот пейзаж?

- Каков замысел художника, по вашему мнению?

- О чем эта картина?

- Почему она названа «Золотая осень»?

- Когда лес бывает таким, каким его изобразил на картине Левитан, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

- Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья?

- Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными.

Отметьте их на картине.

- Как течет река, меняет ли свое направление?

- Почему она становится светло-голубой?

- Различается ли цвет неба на переднем плане и заднем плане?

- Что видно на высоком берегу?

- Почему крестьянские домики такие маленькие?

Обобщение: Что можно сказать о замысле художника и о путях его воплощения?

Учитель. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но иногда, на какой-то срок, появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес. «Сентябрь. Охота».

Слушание отрывка из альбома П.И. Чайковского»Времена года» Сентябрь.

- Что вы представили себе, когда слушали музыку?

- Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

  1. Речевая подготовка

- Подберите синонимы к словам:

художник (живописец, пейзажист, мастер кисти),

создает (пишет),

картина (полотно, репродукция).

- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

- Найдите неточно употребленное слово и замените его.

Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.

Молодые березы сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой.

- Обратите внимание на правописание слов:

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

  1. Составление и запись плана.

План.

1. Какое время года изображено на картине?

2. Какое впечатление производит она на вас?

3. Что вы видите на переднем плане? Вдали?

4. Какие цвета преобладают в пейзаже?

5. Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

  1. Написание первого варианта сочинения.

  1. Подведение итогов.

Прочитайте, что у вас получилось.

В чем были затруднения?

Оцените по нашил критериям?

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что нового для себя вы унесете с урока?

  1. Домашнее задание:

Отредактировать написанное в классе сочинение, записать окончательный вариант сочинения.

5

Чукина С.В.

kopilkaurokov.ru

Подготовка к сочинению по картине И.Левитана "Золотая осень"5 класс

Компетентностная методика обучения работы с картиной в 5 классе Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна

Компетентностная методика обучения работы с картиной в 5 классе

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна

Цели урока: Углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац. Активизировать лексику по теме: “Осень”. Ввести в активный словарь. искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер. Подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац.
  • Активизировать лексику по теме: “Осень”.
  • Ввести в активный словарь. искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер.
  • Подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
О художнике и его картинах Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца XIX века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого раннего детства. И.Левитан. Автопортрет

О художнике и его картинах

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца XIX века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету.

Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого раннего детства.

И.Левитан. Автопортрет

Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Павлов. Портрет Левитана

Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы.

Павлов. Портрет Левитана

Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как “Первая зелень”, “Березовая роща”. В.Серов. Портрет Левитана

Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как “Первая зелень”, “Березовая роща”.

В.Серов. Портрет Левитана

Ненюфары. 1895 год, холст, масло Третьяковская галерея

Ненюфары. 1895 год, холст, масло Третьяковская галерея

После дождя. Плес.1894, холст, масло. Третьяковская галерея

После дождя. Плес.1894, холст, масло. Третьяковская галерея

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год. Третьяковская галерея.

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год. Третьяковская галерея.

 Весна. Большая вода.1897, холст. Масло. Третьяковская галерея

Весна. Большая вода.1897, холст. Масло. Третьяковская галерея

И.И. Левитан. Золотая осень, 1895, холст, масло. Третьяковская галерея

И.И. Левитан. Золотая осень, 1895, холст, масло. Третьяковская галерея

Эту картину можно назвать “ энциклопедией русской осени”, Картина “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.

Эту картину

можно назвать

“ энциклопедией

русской осени”,

Картина “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.

Давайте побеседуем! Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? Почему картина называется “Золотая осень”? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать “золото” осени? О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

Давайте побеседуем!

  • Что изображено на картине?
  • Какие чувства хотел выразить художник?
  • Почему картина называется “Золотая осень”?
  • Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать “золото” осени?
  • О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?
  • Что вы будете описывать?
Опорные слова для описания “ Данное” “ Новое” Небо Река Деревья Трава Поле Деревушка

Опорные слова для описания

“ Данное”

“ Новое”

Небо

Река

Деревья

Трава

Поле

Деревушка

Опорные слова для описания “ Данное” “ Новое” Небо ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, с белыми облаками. Река неширокая, чистая, спокойная, тихая, с  медленным течением, прозрачная. Деревья желтые, золотые, разноцветные,  как свечки, осенние, красивые. Трава пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая. Поле зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик. Деревушка маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя.

Опорные слова для описания

“ Данное”

“ Новое”

Небо

ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, с белыми облаками.

Река

неширокая, чистая, спокойная, тихая, с  медленным течением, прозрачная.

Деревья

желтые, золотые, разноцветные,  как свечки, осенние, красивые.

Трава

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая.

Поле

зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик.

Деревушка

маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя.

Давайте побеседуем! С чего бы вы начали сочинение о картине? Что бы вы написали после вступления? Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

Давайте побеседуем!

  • С чего бы вы начали сочинение о картине?
  • Что бы вы написали после вступления?
  • Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
Из книги “Беседы об искусстве” В.Б. Розенвассера Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов”.

Из книги “Беседы об искусстве” В.Б. Розенвассера

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов”.

Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня.

Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки”.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем

менее густыми и более легкими становятся мазки”.

 Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи .

Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи .

Давайте побеседуем! Что непонятного вам встретилось в тексте? Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом? Какой основной мыслью связаны все абзацы? Обратите внимание: каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?

Давайте побеседуем!

  • Что непонятного вам встретилось в тексте?
  • Соответствует ли содержание текста картине?
  • Являются ли отрывки одним текстом?
  • Какой основной мыслью связаны все абзацы?
  • Обратите внимание: каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?
Деревья – отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез Трава – побуревшая, осенняя. Опорные слова для описания: дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми из текста Небо – синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.) - Как видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые возможности русского языка. Река – спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение Поле – изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля

Деревья – отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез

Трава – побуревшая, осенняя.

Опорные слова для описания: дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми из текста

Небо – синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.)

- Как видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые возможности русского языка.

Река – спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение

Поле – изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля

Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок . Картина, изображающая природу Мазок (прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки Словарно-стилистическая работа. Живопись пейзаж мазки краски

Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок .

Картина, изображающая природу

Мазок (прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки

Словарно-стилистическая работа.

  • Живопись
  • пейзаж
  • мазки краски
Задания Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом “мазки” (“мазки краски, он положил, но чем далее… густыми и более легкими становятся мазки”). Образуйте от имен существительных “пейзаж”, “живопись” слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец). Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины (изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).

Задания

  • Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом “мазки” (“мазки краски, он положил, но чем далее… густыми и более легкими становятся мазки”).
  • Образуйте от имен существительных “пейзаж”, “живопись” слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец).
  • Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины (изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).
Задание на дом. Напишите сочинение по картине И.И. Левитана “Золотая осень” или по любой другой картине на тему “Осень”, придерживаясь законов построения текста.

Задание на дом.

Напишите сочинение по картине И.И. Левитана “Золотая осень” или по любой другой картине на тему “Осень”, придерживаясь законов построения текста.

multiurok.ru

Развитие речи. Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи

Тема. Сочинение – описание по картине И. И Левитана «Золотая осень».

Цель. Формировать умения писать сочинения - описания по картине, подбирать подходящие слова, сравнения, признаки предметов, связно и последовательно излагать свои мысли. Развивать языковые навыки, творческое воображение. Воспитывать любовь к природе, к живописи.

Оборудование. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,

И.Остроухова «Золотая осень», грамзапись «Времена года »П.И.Чайковского, стихи об осени русских поэтов, рисунки детей.

Ход урока

  1. Организация класса

Пожелаем всем успеха. Улыбнёмся, пусть хорошее настроение нам поможет.

2.Актуализация опорных знаний

Сейчас мы начинаем путешествие в мир прекрасного, в мир осенней природы. А поможет нам в этом искусство: музыка, поэзия, живопись. Каждый художник видит осень по – своему. Один берёт отдельный эпизод осеннего пейзажа. Такая картина называется одноплановая. А те пейзажи. Где изображено пространство, где есть линия горизонта, где художник показывает богатство цветов, называется многоплановой.

-Вот посмотрите на эти две картины. Они одноплановые или многоплановые? ( Показываю многоплановые картины). Докажите (Далеко простор виден, речка, берег, лес).

- А вот эта? (И. Остроухов «Золотая осень»).

Одноплановая. Только деревья видим. И эта картина, и те называются «Золотая осень». Почему они имеют такое название?(Основной цвет- жёлтый).

3.Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с художником- пейзажистом, певцом русской природы И.И. Левитаном и его картиной «Золотая осень». Будем учиться писать сочинение - описание по картине.

4. Работа над темой урока

4.1.Историческая справка

Художник Левитан прошёл трудный жизненный путь. Ещё мальчиком он остался круглым сиротой. Сам добился зачисления в Московское художественное училище. Здесь он нашёл своё признание. Один из его товарищей писал: «Пойдём мы на этюды возле Москвы, блуждаем, блуждаем, так ничего и не найдём. А Левитан сядет возле первой лужи, которая попадёт ему на глаза и принесёт чудесный мотив для пейзажа».Этот художник был у нас в Крыму. Дружил с Чеховым, подолгу гостил у него в Ялте. Но любил среднюю полосу России. На его картинах – русские просторы. Наших крымских пейзажей нет. Менее чем за сорок лет Левитан успел создать очень много красивых и интересных произведений живописи. Одним из лучших полотен является «Золотая осень». Вот репродукция этой картины. (Демонстрируется). А сама картина находится в Третьяковской галерее.

- А что такое репродукция? (Отпечаток, копия, фотографическое или полиграфическое отображение произведений искусства).

4.2.Рассматривание репродукции картины

(Несколько минут рассматривают дети).

4.3.Аналих живописного полотна

- Как называется картина? Кто её автор?

Любая картина имеет да плана: передний и задний. На переднем крае изображают то, что ближе к нам.

- Что вы видите на переднем плане этой картины?( Ответы детей).

Правее Левитан разместил небольшую речку, которая спокойно несёт свои воды.- А что говорит о том, что речка осенняя?(Тёмная вода).

Левее видно поляну молодого берёзового леса. Небольшой холм. Трава на нём пожелтела. С некоторых берёз облетела листва. Но не все берёзки сбросили свою одежду. Они ещё красуются в золотом наряде.

А на дальнем плане ярко – оранжевая листва выглядит горящим пламенем. А какая деталь особенно выделяется на дальнем плане?(Берёзка).Она похожа на принцессу в оранжевом платье. На горизонте – хвойный лес. Тёмно – зелёный цвет очень красиво выделяется на оранжевом фоне. Обратите внимание на небо. Чем оно не похоже на летнее? ( Летом оно голубое, бездонное, а осенью – тёмно-синее.)

- Какая погода на картине?(День солнечный, теплый).

Какие краски использовал художник? (Тёплые, яркие. Преобладает жёлтый цвет и его оттенки).

Какое настроение создаёт картина?( Настроение радости, бодрости).

4.4.Физкультминутка

4.5.Стихи об осени

Осень изображают не только художники, но и поэты. У Пушкина осень была любимое время года. ( Дети читают 2 -3 стихотворения об осени.)

К. Бальмонт

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

 

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

И. Бунин

* * *

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

А. Пушкин ОСЕНЬ

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сёнях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

- Какое стихотворение более созвучно с этой картиной?

4.6.Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года»

- Какое настроение вызывает эта мелодия? Что вы почувствовали?

Октябрь – это период, когда природа собирается на отдых. Чувствуется спокойствие, умиротверённость.

4.7.Выставка рисунков учеников

Многие из вас тоже владеют настоящим художественным вкусом. Посмотрите, какую красоту вы нарисовали. Какое разнообразие красок, цветов!

-Какой рисунок вам больше всего понравился? Почему?

4.8.Орфографическая подготовка

Чтобы вам легче было описывать картину, я предлагаю опорные слова.

Неширокая лесная река с тёмно – синей водой,

Холмистый левый берег;

Пожухлая жёлто – зелёная трава;

Тоненькие, как свечи берёзы;

Жёлто – оранжевый наряд;

Одинокая нарядная берёзка;

Как вспыхнувшие факелы деревья;

На дальнем горизонте слева группа хвойных деревьев;

Низкое осеннее небо с белыми облаками;

Веет осенней свежестью;

Мне понравилось;

- Пригодятся вам эти слова? Посматривайте на них, когда будете писать сочинение.

А начать картину можно так:

На картине Левитана «Золотая осень» изображена самая прекрасная пора – середина осени. Или так:

Перед нами картина Левитана «Золотая осень».

5. Работа в группах. Устное описание картины.

6. Запись сочинения в тетради.

7.Чтение по желанию учеников своих сочинений.

8. Итог урока

- Какую картину мы описывали? Кто её автор? Понравилась она вам?

В картинах Левитана природа, как живая. И каждый из нас, глядя на его картины, понимает, что это всё живое, близкое к его сердцу.

kopilkaurokov.ru

Подготовка к сочинению по картине И.Левитана "Золотая осень"5 класс

Компетентностная методика обучения работы с картиной в 5 классе Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна

Компетентностная методика обучения работы с картиной в 5 классе

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна

Цели урока: Углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац. Активизировать лексику по теме: “Осень”. Ввести в активный словарь. искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер. Подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац.
  • Активизировать лексику по теме: “Осень”.
  • Ввести в активный словарь. искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер.
  • Подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
О художнике и его картинах Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца XIX века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого раннего детства. И.Левитан. Автопортрет

О художнике и его картинах

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца XIX века.

Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету.

Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого раннего детства.

И.Левитан. Автопортрет

Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Павлов. Портрет Левитана

Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы.

Павлов. Портрет Левитана

Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как “Первая зелень”, “Березовая роща”. В.Серов. Портрет Левитана

Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Левитана, как “Первая зелень”, “Березовая роща”.

В.Серов. Портрет Левитана

Ненюфары. 1895 год, холст, масло Третьяковская галерея

Ненюфары. 1895 год, холст, масло Третьяковская галерея

После дождя. Плес.1894, холст, масло. Третьяковская галерея

После дождя. Плес.1894, холст, масло. Третьяковская галерея

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год. Третьяковская галерея.

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год. Третьяковская галерея.

 Весна. Большая вода.1897, холст. Масло. Третьяковская галерея

Весна. Большая вода.1897, холст. Масло. Третьяковская галерея

И.И. Левитан. Золотая осень, 1895, холст, масло. Третьяковская галерея

И.И. Левитан. Золотая осень, 1895, холст, масло. Третьяковская галерея

Эту картину можно назвать “ энциклопедией русской осени”, Картина “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.

Эту картину

можно назвать

“ энциклопедией

русской осени”,

Картина “Золотая осень” заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.

Давайте побеседуем! Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? Почему картина называется “Золотая осень”? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать “золото” осени? О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

Давайте побеседуем!

  • Что изображено на картине?
  • Какие чувства хотел выразить художник?
  • Почему картина называется “Золотая осень”?
  • Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать “золото” осени?
  • О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?
  • Что вы будете описывать?
Опорные слова для описания “ Данное” “ Новое” Небо Река Деревья Трава Поле Деревушка

Опорные слова для описания

“ Данное”

“ Новое”

Небо

Река

Деревья

Трава

Поле

Деревушка

Опорные слова для описания “ Данное” “ Новое” Небо ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, с белыми облаками. Река неширокая, чистая, спокойная, тихая, с  медленным течением, прозрачная. Деревья желтые, золотые, разноцветные,  как свечки, осенние, красивые. Трава пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая. Поле зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик. Деревушка маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя.

Опорные слова для описания

“ Данное”

“ Новое”

Небо

ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, с белыми облаками.

Река

неширокая, чистая, спокойная, тихая, с  медленным течением, прозрачная.

Деревья

желтые, золотые, разноцветные,  как свечки, осенние, красивые.

Трава

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая.

Поле

зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик.

Деревушка

маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя.

Давайте побеседуем! С чего бы вы начали сочинение о картине? Что бы вы написали после вступления? Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

Давайте побеседуем!

  • С чего бы вы начали сочинение о картине?
  • Что бы вы написали после вступления?
  • Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
Из книги “Беседы об искусстве” В.Б. Розенвассера Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов”.

Из книги “Беседы об искусстве” В.Б. Розенвассера

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов”.

Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня.

Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, а только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки”.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем

менее густыми и более легкими становятся мазки”.

 Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи .

Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи .

Давайте побеседуем! Что непонятного вам встретилось в тексте? Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом? Какой основной мыслью связаны все абзацы? Обратите внимание: каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?

Давайте побеседуем!

  • Что непонятного вам встретилось в тексте?
  • Соответствует ли содержание текста картине?
  • Являются ли отрывки одним текстом?
  • Какой основной мыслью связаны все абзацы?
  • Обратите внимание: каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?
Деревья – отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез Трава – побуревшая, осенняя. Опорные слова для описания: дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми из текста Небо – синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.) - Как видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые возможности русского языка. Река – спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение Поле – изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля

Деревья – отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез

Трава – побуревшая, осенняя.

Опорные слова для описания: дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми из текста

Небо – синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.)

- Как видите, автор текста нашел новые, красочные и подходящие слова для описания картины. Постарайтесь и вы при описании картины использовать богатые возможности русского языка.

Река – спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение

Поле – изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля

Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок . Картина, изображающая природу Мазок (прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки Словарно-стилистическая работа. Живопись пейзаж мазки краски

Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок .

Картина, изображающая природу

Мазок (прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки

Словарно-стилистическая работа.

  • Живопись
  • пейзаж
  • мазки краски
Задания Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом “мазки” (“мазки краски, он положил, но чем далее… густыми и более легкими становятся мазки”). Образуйте от имен существительных “пейзаж”, “живопись” слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец). Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины (изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).

Задания

  • Найдите в тексте Розенвассера предложения со словом “мазки” (“мазки краски, он положил, но чем далее… густыми и более легкими становятся мазки”).
  • Образуйте от имен существительных “пейзаж”, “живопись” слова, обозначающие лицо (пейзажист, живописец).
  • Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины (изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).
Задание на дом. Напишите сочинение по картине И.И. Левитана “Золотая осень” или по любой другой картине на тему “Осень”, придерживаясь законов построения текста.

Задание на дом.

Напишите сочинение по картине И.И. Левитана “Золотая осень” или по любой другой картине на тему “Осень”, придерживаясь законов построения текста.

multiurok.ru

«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Русский язык, 5 класс.

Урок р/р Тема: « Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана

« Золотая осень».

Цель: обучающая: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;

развивающая: формирование и развитие компетенций учеников: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования;

воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, изобразительному искусству, любовь к Родине.

Основные понятия: пейзаж

колорит

теплые цвета

холодные цвета

тема

идея

Эпиграф: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.» (К.Паустовский.)

^

1. Орг. момент. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя:

- У А.С.Пушкина есть стихотворение, в котором он говорит о том, какие чувства и мысли вызывают у него времена года: …… ^

Скучна мне оттепель: вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимою я более доволен, люблю её снега……

^

Ведь это, наконец, и жителю берлоги, медведю, надоест…

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

^

Красою тихою, блистающей смиренно……

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь;……

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

- Из этого отрывка становится понятно, что любимым временем года у Пушкина была осень, и поэт во многих стихотворениях воспел красоту этого времени года.

- А какие вы знаете стихотворения или отрывки из стихотворений, воспевающих это время года?

- Не только поэты, но и художники на своих полотнах запечатлели красоту осени. Одним из таких художников является Исаак Ильич Левитан.

- Когда вы слышите слово «осень», какой эпитет ,подчеркивающий красоту этого времени года, вспоминается сразу?

- Вот и у Левитана есть картина «Золотая осень».

- И тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Левитана «Золотая осень».

- Цель урока: учиться видеть прекрасное в живописи и выражать свои эмоции в словах.

- Основные понятия, над усвоением которых будем работать: пейзаж, колорит, теплые цвета, холодные цвета, тема, идея.

- Эпиграфом к уроку является высказывание К.Паустовского: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет».

- Как вы понимаете слова Паустовского?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.

2. Из .нового.

- Слово о художнике .

1. – И сейчас мы послушаем сообщение о художнике.

2. – У Левитана несколько картин, воспевающих красоту осени. И об этом –следующее сообщение.

3. – Почему Левитана называют пейзажистом?

- Что значит пейзаж?

- Для чего художники пишут пейзажи?

3. Закрепление.

Описание картины «Золотая осень».

1. – Почему картина так называется?

- На стр. 15 учебника даны высказывания русских писателей и поэтов. Давайте их прочитаем.

- А теперь ещё раз объясните ,почему картина называется «Золотая осень», но для ответа используйте СС из прочитанных высказываний.

- Рассмотрите общий план картины. Что изображено?

- А в наших местах встречаются подобные пейзажи?

- Доказательством тому ,что вы сказали ,является стихотворение, которое написала ваша одноклассница, Пьянова И.

- Что изображено на заднем плане?

2. Описание деталей картины.

- Рассмотрите и опишите реку, изображенную на картине: воду, берега, прибрежные кусты.

- Как изображено осеннее небо?

- Опишите левый берег реки: березки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.

- Опишите березу, ивы, березовую рощу, всходы озимых на заднем плане.

Составление плана сочинения.

- Из каких частей состоит сочинение?

- Как в плане сформулировать вступление?

- Запишите первый пункт плана.

- О чем можно будет сказать в этой части сочинения?

- Как озаглавить основную часть?

- Какие подпункты?

- О чем скажете?

- Запишите СС: речка с пологими берегами; холодный цвет неподвижной воды; теплое золото листвы берез; побуревшая трава; панорама озимых полей.

- 2- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: листва золотом горит на солнце, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы.

- 3 -й подпункт.

- Какие эпитеты можно использовать из словаря эпитетов при описании реки? Неба?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

Запишите СС: отражения в реке, тающее в небесной лазури облачко.

- 4- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: нарядная береза в пышном осеннем убранстве; ивы, неподвластные осеннему увяданию; озимые поля; ярко – зеленым пятном.

- 5 -й пункт.

- Что такое колорит? Какие цвета называются теплыми? Холодными?

- Так какие краски использует художник?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

- Запишите СС: полон света; теплые светлые, жизнерадостные тона; праздник красок; золотое сияние ясного солнечного дня.

- О чем скажете в заключении?

- О чем скажете в этой части сочинения, станет ясно после работы с упр. 598.

- Выразительно прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подумайте, как можно озаглавить?

- А что такое тема? идея?

( Т: «Сила художника»

Идея : «Сила Левитана»

Заголовок : «Сила художника».)

- Так о чем можно будет сказать в заключительной части? Для ответа используйте слова, СС и предложения из упр. 598.

4. Итог.

- Чему научились за урок?

-Что понравилось?

– Что вызвало затруднения?

- Д/з : написать сочинение на черновике.

- Оценки

top-bal.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта