Исаак Ильич Левитан. Биография и творчество. И левитан биография и картины


Творчество Левитана в его картинах. Биография художника, история жизни и особенности написанных картин

Практически каждый человек, который увлекается искусством, знаком кратко с творчеством Левитана, но вот о его биографии знают далеко не все. О жизни этого талантливого человека вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Детство и ранние годы

Будущий великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан родился в 1860 г. близ железнодорожной станции Кибарты (современная Литва) в небогатой еврейской семье. Его отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан, как и дед, окончил раввинскую школу, но на этом поприще успеха не добился и служил на разных небольших должностях Российской железной дороги.

Кроме Исаака в семье было еще трое детей: Авель (впоследствии взявший имя Адольф) и сестры Тереза и Михле. Жили они очень бедно, и в начале 1870-х отец семейства принимает решение переехать в Москву. Но и там семья продолжает бедствовать. Отец так и не находит достойной работы, а мать, Бася Гиршевна Левитан, по рассказам современников, большая любительница книг, могла из-за интересного романа забыть даже накормить детей.

жизнь и творчество Левитана

Тайна рождения художника

Уже будучи взрослым, Исаак Ильич не любил говорить о своих родителях. Возможно, эту особенность могут объяснить исследования биографа великого художника М. А. Рогова, который говорит, что Исаак никак не мог родиться в семье Ильи Абрамовича и скорее всего был сыном его брата Хацкеля. Но почему мальчик воспитывался в семье Ильи и Берты Левитан, объяснить никто так и не может. Оба брата хранили эту тайну до самого конца.

Долгие 11 лет обучения

Старший брат Исаака в 1871 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Спустя два года туда же поступает и Исаак Ильич. Как выяснили биографы Левитана, особого таланта отец в нем не видел, но то, что братья учились в одном месте, было по-своему удобно.

Когда будущему великому пейзажисту исполнилось 15, умерла мать, а через два года от брюшного тифа умирает и отец семейства. Ввиду наступившей для семьи крайней нужды и учитывая успехи обоих братьев в учебе, училище освобождает их от уплаты за обучение и даже иногда выплачивает пособия.

Левитана, учащегося в это время в «натуральном» классе художника Перова, замечает Алексей Саврасов и переводит в свой «пейзажный» класс. Четырнадцатилетний Исаак понимает нового учителя с полуслова, хотя многие другие ученики находят его излишне эксцентричным. Но юноша прекрасно понимает, как на картине может шуметь дуб или волноваться береза.

Однако, несмотря на все свои успехи, Исаак Ильич выходит из училища, так и не получив диплома. Сначала после покушения на Александра I в 1879 году из Москвы удаляются все евреи и их семьи. И несмотря на то что все чаще пропускающий занятия по причине пьянства Саврасов все-таки допускает его выпускную работу к диплому, антисемитизм других преподавателей и растущая неприязнь между Саврасовым и Перовым так и не дают Левитану получить документ. В 1885 году Исаак Ильич оканчивает училище, но звания художника так и не получает.

художник Левитан "Сирень"

Становление художника

После окончания обучения Левитан поселяется в дешевых комнатах на Тверской вместе со своим большим другом и однокашником Алексеем Степановым (именно он поселяет на картине «Зимой в лесу» волка). Помимо любви к живописи их объединяла любовь к охоте.

Левитан снова испытывал большую нужду в деньгах, поэтому очень своевременной оказалась покупка его картины «Осенний день. Сокольники» коллекционером Третьяковым. Кроме того, по протекции Поленова, Левитан и Коровин получают работу по росписи декораций для Частной оперы Саввы Мамонтова. Но работа была не по нраву художнику-пейзажисту, и у Мамонтова он не прижился.

творчество Левитана

Роль А. П. Чехова в жизни И. И. Левитана

Будущие великий писатель и великий пейзажист познакомились еще в ранней юности. Художник часто бывал у Чеховых в Бабкино в то время, когда его, как и всех евреев, выдворили из Москвы.

Именно там, в Бабкино, Левитан и влюбился в единственную сестру пятерых братьев Чеховых - Марию. Именно ей, первой и единственной, он делает предложение руки и сердца. Но Мария отказала ему.

Левитан и Чехов дружили до самой смерти художника, хотя и не обошлось без периода, когда друзья серьезно рассорились. Чехов написал свою «Попрыгунью», выбрав прототипом для не очень приятной главной героини тогдашнюю музу Исаака Ильича Софью Петровну Кувшинникову. Левитан очень обиделся на друга и на три долгих года прекратил с ним всяческое общение. Но долго так продолжаться не могло, и Левитан с радостью воспользовался первой же возможностью помириться с Антоном Павловичем, так как ему очень не хватало его спокойной рассудительности.

И. И. Левитан "Зимний пейзаж с мельницей"

Крым в творчестве Исаака Левитана

Несмотря на улучшившееся материальное положение, проблемное детство давало о себе знать болезнью сердца, и в 1886 году художник поехал в Крым, чтобы восстановить здоровье. Художник Левитан, творчество которого известно всем интересующимся искусством людям, влюбился в море с первого взгляда, но быстро охладел и стал рваться обратно, к среднерусским пейзажам.

Крым Левитана был совсем не такой, каким изображали его пейзажисты ранее. Не парадно-дворцовый, а более суровый и жесткий. Несмотря на то что здесь художником было написано множество этюдов, полноценными картинами большинство из них так и не стали. Одним из немногих «выросших» этюдов стал «У берега моря. Крым», хранящийся сейчас в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Это был скорее сочиненный, чем написанный с натуры пейзаж. Натурной стала другая картина Левитана - «Крымский пейзаж».

Художник Левитан, биография и творчество которого представлены вашему вниманию в статье, уехал из Крыма, чтобы вернуться туда уже перед самой смертью в 1899 году. Но этот факт совсем не говорит о том, что художнику настолько полюбились Крымские пейзажи, что он хотел увидеть их вновь. На самом деле он приезжал, чтобы увидеться со своими друзьями А. П. Чеховыи и его сестрой Марией.

Работать художник в ту пору уже почти не мог. Последним годом его жизни датированы всего несколько крымских пейзажей, которые скорее напоминают о той далекой весне, когда Левитан впервые посетил полуостров.

И. И, Левитан "Крымский пейзаж"

Первое знакомство с Волгой: разочарование художника

По возвращении из Крыма Левитан организовал свою выставку, состоящую из 50 пейзажей. Художник мечтал побывать на Волге, которую так прекрасно писал его учитель Алексей Саврасов. И в 1887 году его мечта сбывается, и вместо того чтобы снова писать уже вдоль и поперек изученное Подмосковье, Левитан отправляется на Волгу. Но Исаака Ильича постигает серьезное разочарование. Он, надеявшийся получить неизведанное раньше вдохновение, сталкивается с суровой реальностью.

В это время была ужасно пасмурная и хмурая погода, и природа тоже показалась Левитану унылой. В письме к Чехову он писал: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы...». Художник снимает комнату, надеясь переждать затяжные дожди, но ему так и не удается наладить отношения с великой русской рекой. Во время, пока он находился в этой поездке, его одолевала страшная тоска. Работать на воздухе было почти невозможно. Страдавший от множества болезней художник быстро замерзал, руки его не слушались. А из-за того что днем он много бездельничал, ночью его одолевала бессонница.

Левитан был уверен, что больше его ничто не будет связывать с Волгой. В полном разочаровании он вернулся в Москву, решив никогда не возвращаться к волжской теме.

И. И. Левитан "Пасмурный день на Волге"

Тяжелая зима и новые знакомые

Несмотря ни на что Левитан продолжал работу с набросками, которые сделал летом. Тяжелая сине-зелено-серая палитра тех работ говорит о глубокой депрессии, которую переживал художник в это время.

Доведенный почти до отчаяния художник даже пытался свести счеты с жизнью. Из петли его успели вынуть только чудом. И в 1886 году заметивший отчаяние друга Чехов знакомит его с Дмитрием Павловичем Кувшинниковым и его женой Софьей Петровной, которая держала художественный салон, популярный в те годы.

После знакомства Левитан с удивлением узнал в Кувшинникове одного из охотников со знаменитой картины Перова, а Софье Петровне согласился дать несколько уроков живописи. Так начался роман, длившийся почти 8 лет.

Возвращение на Волгу

В 1888 году Кувшинникова убеждает Левитана снова ехать на Волгу. Места под Звенигородом, куда они два лета отправлялись на этюды, ей надоели, хотелось разнообразия. Исаак Ильич сопротивлялся, мотивируя свой отказ тем, что на Волге он уже был и смотреть там не на что.

Тогда Софья Петровна нашла альтернативу – Оку. Вместе с художником Степановым они по Оке проплыли до Нижнего Новгорода, а там, в поисках тихого места, где можно было бы спокойно пожить и поработать, они прибыли в Плес.

Левитан был очарован этим небольшим городом. Хандра его позабылась, он работал с упоением, начиная одновременно несколько картин. Все они давались ему легко, художник был очарован и по-настоящему увлечен своим делом.

В эту поездку Исаак Ильич абсолютно изменил свое мнение о Волге. Она перестала казаться ему мрачной и тяжелой, в картинах появилась легкость и, как скажет увидевший работы своего друга уже в Москве Чехов, улыбка. В этом и особенность творчества Левитана - все его работы легкие, воодушевленные, очаровывающие.

Три года в подряд и Левитан, и Кувшинникова приезжали в Плес. Здесь он написал множество самых знаменитых своих картин. Впечатления о Плесе вкрались даже в те его работы, которые были написаны в других местах. Например, в признанное самым русским пейзажем полотно «Над вечным покоем», которое было написано на озере Удомля, была вписана именно плесская церковь.

Именно с произведений, написанных в этот период, как говорят критики, и начался настоящий Левитан. Самая важная работа - своеобразный итог всего Волжского периода в творчестве Левитана - картина «Тихая обитель».

И. И. Левитан "Тихая обитель"

Закат жизни Левитана

Тяжелая болезнь сердца серьезно обострилась после того, как Левитану исполнилось 35. Биографы спорят, была ли это врожденная болезнь или приобретенный миокардит. Но все они сходятся на одном, что неврастения заметно усилила проявления болезни.

Между тем, на художественном профессиональном поприще успех следует за Левитаном по пятам. Так и не получившего статус художника, его принимают в Товарищество передвижных художественных выставок. Левитан часто бывает за границей, но не столько за вдохновением для новых пейзажей, сколько для лечения.

За несколько лет до смерти Исаака Ильича приглашают преподавать в Московское училище живописи, где он сам когда-то обучался. Тогда же он получает и звание академика живописи.

Смерть художника

Последний год жизни Левитан провел в Ялте со своим другом Чеховым и его сестрой на ставшей теперь знаменитой «Белой даче» Антона Павловича. Исаак Ильич очень хотел жить, но болезнь забрала у него последние силы.

Жизнь и творчество Левитана могли бы продолжаться еще очень долго, но в августе 1900 года великий художник умер, так и не дожив до сорока лет. Он похоронен в Москве на еврейском кладбище. Существует легенда, что в тот год дважды цвела сирень, так искренне любимая художником...

fb.ru

Кто такой Левитан Исаак Ильич?

Исаак Ильич Левитан – гениальный русский пейзажист, еврей по национальности. Вот кто такой Левитан.кто такой левитан

Ранние годы жизни

В 1860 году в семье образованного еврея-мещанина Ильи Левитана родился второй сын, Исаак. Бедная семья на грани нищенского существования жила в это время в Литве в местечке Кирбаты. Сам Илья Левитан то был переводчиком, то преподавал языки. В поисках лучшей жизни они все переехали в Москву. Существование семьи от этого лучше не стало. Они поселились на окраине на четвертом этаже в маленькой квартирке. Денег не было совсем. Дети даже не могли ходить в школу, потому что платить было нечем. Отец сам занимался с ними.

В 13 лет Исаак поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он сразу, не колеблясь, решил, что будет пейзажистом. Даже их жалкая квартирка была хороша тем, что из нее подолгу можно было любоваться заходящим солнцем.

Когда Исааку было пятнадцать лет, умерла его мать. А через два года, заболев тифом, скончался и отец. Одновременно с ним заболел тифом и Исаак, но он выздоровел, однако последствия сказались на всю жизнь – он был слаб здоровьем. Как выжили, голодая, четверо малолетних детей без материальной помощи, знают только они сами. Ни Исаак, ни его брат никогда и никому не рассказывали ничего о своем детстве и отрочестве. Наверное, настолько горьки и безрадостны были их воспоминания.

В училище

Сначала Левитан учился у Василия Перова, но в четвертом классе его в свой класс пейзажа пригласил Алексей Саврасов. Учился Левитан легко, но все равно он работал много и упорно. Картины, созданные им в 16 лет, «Осень. Дорога в деревне» и «Вечер», сейчас находятся в ГТГ. А тогда училище их отметило серебряной медалью и денежной помощью.

Выселение евреев из Москвы

В 1879 году вышел указ, запрещавший евреям жить в древней столице России. Кто такой Левитан? Изгой, которому не место там, где кипит жизнь. Братья поселились неподалеку от Москвы в дачном месте в Салтыковке. Места там были красивейшие. Что еще надо пейзажисту? Краски и холст, а может, и просто карандаш и бумага, акварель, тушь, перо. Все, что может служить учебным материалом для изображения состояния природы, ее настроения. Но Левитан каждый день ездит в Москву. И не зря. На выставке 1879 года представлена его картина «Осенний день. Сокольники». В ней женскую фигуру написал брат А. Чехова Николай.исаак ильич левитан биография Картину-элегию сразу оценил и купил П. М. Третьяков. У Левитана нет «проходных» произведений. Он еще учится, но какая гамма красок царит на полотне «Дуб», пронизанном солнцем!кто такой левитан художник Живописец крайне чуток к мало уловимым изменениям в природе и умеет их передать. Но ни талант, ни мастерство не позволили Левитану получить по окончании училища в 1885 звания художника. Кто такой Левитан после училища? Учитель чистописания.

Знакомство с А. Чеховым

После окончания училища ни диплома, ни денег у Исаака Левитана не было. Он поселился под Москвой неподалеку от Бабкино, где гостило семейство Чеховых. Вот здесь впервые встретятся Антон Павлович и Исаак Ильич. К заболевшему Левитану его друг Михаил Чехов приведет своего брата-врача. Так состоится их знакомство. Замкнутый и мнительный Левитан буквально расцветет, общаясь с радушным и веселым семейством Чеховых, где все готовы к выдумкам и розыгрышам, а заводилой служит сам Антон Павлович. Радость и улыбка жизни польются с полотна «Березовая роща», которое начнет здесь писать Исаак Ильич Левитан. Биография его и Чехова будут часто переплетаться. Здесь он продолжит объясняться в любви к русской природе, такой простой и неяркой, но иногда поразительно радостной и мажорной. А. Чехов природу Подмосковья с некоторых пор начал называть «левитанистой». Чуть позже подарит А. П. Чехову Исаак Ильич Левитан фото с дарственной надписью.исаак ильич левитан биография и картины О близости двух художников говорят и две небольшие картины, которые живописец подарил писателю. Одна называется «Река Истра», а вторая - «Дуб и березка». На ней на фоне лесной чащи проходит узкая тропинка, рядом с которой стоит мощный дуб, а к нему нежно льнет тонкая беленькая березка. Оба пейзажа находились над письменным столом Антона Павловича вместе с фотографией художника.

«Березовая роща»

Все в этом леске наполнено светом. Он, переливаясь, играет на стволах, делая их еще ярче и белее. Солнце пронизывает листву, каждое деревце тянется к нему и нежится под его лучами. Просто поражает, сколько оттенков зеленого нашел художник для своей работы. Только изощренный мастер-колорист может работать практически двумя цветами, не вызывая у зрителя впечатления однообразия и скудости цветовой палитры. Напротив – она богата и не сливается в одну массу. А синеватые колокольчики на первом плане усиливают впечатление сочности молодой травы, заполнившей лужайку.

Крым в жизни художника

В это время, в середине 80-х годов, улучшается материальное положение художника, после того как он поработал у Мамонтова, но ухудшается его здоровье, и для его поправки он поехал в Крым. Там сначала он пришел в восторг, написал романтические работы, а потом, как признавался в письмах к А. Чехову, заскучал по Северу. Он вернулся назад и выставил крымские пейзажи («Татарское кладбище. Крым», «У берега моря. Крым», «Ай-Петри», «Крымский пейзаж», «В крымских горах») на Московской выставке. Их все раскупили в первые же дни. Жизнь, которую вел Исаак Ильич Левитан, биография и картины художника шаг за шагом описываются в статье.

Путешествие на пароходе

Первая поездка по Волге, предпринятая весной 1887 года, оказалась неудачной. Стояла серенькая, дождливая и холодная погода. С Волги дул сильнейший ветер. Разочарованный художник вернулся. Но Волга не из тех рек, которые можно забыть. На следующий год он снова отправился на Волгу. Здесь он нашел городишко Плёс, окрестности которого стали толчком к творчеству не на один год. исаак ильич левитан творчество В «Вечере на Волге» медленно и величаво течет река необъятной ширины. Нет в ней ни конца, ни края. На другом берегу даже лес отчетливо не виден. Он стоит на противоположном холмистом берегу синеватой полосой в сгущающихся сумерках и тает вдали, превращаясь в тонкую полоску. Волга же спокойна. В ее воде отражаются вечерние облака. Только высоко-высоко светится золотистыми отсветами закатное солнце, которое находится за спиной живописца.

«После дождя. Плёс», 1889 г.

Так же необъятна река. Но все на ней промыто прошедшим дождем и светится особенным серебристым светом. Эта чистота и рябь на реке напоминают о дожде, которой принес обновление природе. Люди присутствуют опосредованно. Связь с ними происходит через городской пейзаж в отдалении, и лодки, и баржи на берегу. Поэтичен и одухотворен изображенный мир. Так кто такой Левитан? Он поэт, который взял в руки кисть и не словами, но красками и рисунком, говорит о гармонии, которая иногда возможна.

Путешествие в Западную Европу

В 1889-1890 гг. Левитан отправляется ознакомиться с современной живописью во Францию и Италию. Кроме того, что он увидел произведения художников барбизонской школы и импрессионистов, Левитан сам пишет много пейзажей. Однако к концу путешествия его уже неудержимо тянуло домой, ко всему родному, что знал и чувствовал всей душой.

Период вершины создания духовных ценностей

Девяностые годы – время расцвета творчества Левитана. Да и самого художника. Он всегда был красив, а сейчас стал изящным модным человеком, который, кроме этого, привлекал к себе людей чуткостью и деликатностью. В его глазах светилась, по мнению Шаляпина, «редкая поэтическая душа».исаак ильич левитан творчество все картины В 1890 году Левитан пишет «Тихую обитель», которая связала воедино ряд впечатлений художника от монастырей Плеса и Подмосковья, виденных русским человеком неоднократно, и вызывавшая, по мнению Чехова, желание идти все дальше и дальше на закат в океан чистого блаженства. Левитану, как никому другому, открылась тайна русской природы, ее тихой красоты.

Личные неурядицы

На Волгу И. Левитан поехал не один. Среди прочих его сопровождала художница С. Кувшинникова. Этой дамой увлекся влюбчивый и пылкий Исаак Ильич Левитан. Биография его пополнилась романом с некрасивой, но изящной и умной дамой, которая была старше его на 12 лет. О них стали поговаривать. Ведь Кувшинникова была замужем за врачом. А. П. Чехов написал рассказ «Попрыгунья», в котором все увидели эту пару. А Левитан обиделся и прервал отношения с А. Чеховым. Их помирила Т. Л. Щепкина-Куперник. Но со стороны Левитана это было формальное примирение, ведь он был настолько обижен, что хотел дуэли. Таким вот мнительным был Исаак Ильич Левитан. Интересные факты его жизни также связаны с Чеховым. Обаятельнейший Левитан стал вхож в дом сенатора Турчанинова. Он увлекся его женой, а дочь сенатора влюбилась в Левитана. В это время, как никогда, Левитан рисовал натюрморты с цветами. Затем нарисовал в один из приездов картину «Март», изображавшую имение Турчаниновых. Это яркий конец зимы, который раньше никто так не видел.исаак ильич левитан интересные факты В нем белый снег, ослепительно голубое небо, синие тени на снегу. После Левитана этот мотив стал часто повторяться на картинах Юона и Грабаря. Вернемся в дом Турчаниновых. В этот роман вмешалась совсем ни к чему молодая девушка, и это выводит Левитана из равновесия, и художник даже стреляется. Чехов почувствовал в этом некую театральность, поскольку рана была неопасной для жизни. К тому же в этот момент Левитан убил чайку, которую принес в дом и бросил к ногам женщин. Это было трагикомичное происшествие, в которое попал Исаак Ильич Левитан. Факты из жизни художника стали для А. П. Чехова творческим импульсом и нашли отражение в пьесе «Чайка».

«У омута» (1892)

В это время Левитан переживал свои неудачные романы с Кувшинниковой и Турчаниновой и проецировал на природу свои внутренние переживания. Тревога – вот главный мотив этого произведения, который охватывает и зрителя. В этих же местах и Пушкин писал свою «Русалку».

«Владимирка» (1892)

Бесконечная дорога каторжан в Сибирь. При любой погоде люди шли на каторгу в кандалах по необъятным просторам и под палящим солнцем, и под проливными холодными осенними дождями. Эта пустынный тракт так взволновал Левитана, что он за несколько сеансов на одном дыхании написал картину и подарил Павлу Третьякову.

«Над вечным покоем» (1894)

Мыс, ветхая часовня, кладбище. Ветер гнет тонкие деревца, и кажется, что еще немного и он снесет и погост, и церквушку. Безбрежен простор озера под небом с нависшими свинцовыми облаками.исаак ильич левитан фото Безразличная к человеку природа вечна. Она наводит тоскливую печаль и размышления о вечном – об одиночестве человека, о его малости на грандиозных просторах. Человек чувствует себя песчинкой мироздания. Композиция картины строгая и ясная. Две трети полотна занимает небо. Только купол часовенки, направленный в небо, противостоит мощи стихии. Вера и только вера поможет человеку выстоять.

«Весна. Большая вода» (1897)

Последние годы живописца – это его огромный взлет. Нет возможности описать все, что создал в это время Исаак Ильич Левитан, творчество которого чрезвычайно разнообразно. Лирика и светлая поэзия – это его произведение «Весна. Большая вода».исаак ильич левитан факты из жизни С детства весна была его любимым временем года. И вот умудренный жизнью человек поет гимн возрождающейся красоте с нежно-голубым небом, лазурной водой, тонкими светлыми стволами деревьев. Здесь, в этом очарованном краю, царят тишина и покой, в которых растворяется каждый, кому доводится взглянуть на полотно. Итак, кто такой Левитан? Художник-философ, художник-лирик, который лучше всех сумел выразить прелесть неброской русской природы и ее тихое очарование.

Болезнь сердца оборвала жизнь творца, когда ему было тридцать девять лет. Он умер в 1900 году. Слишком рано ушел из жизни Исаак Ильич Левитан. Творчество, все картины, наиболее выдающиеся, мы постарались проанализировать, не упуская главного – его умения наполнять дыханием жизни свои произведения. Ныне его прах находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

fb.ru

Исаак Ильич Левитан. Биография и творчество: tiina

1893 год И.И.Левитан , картина В.А.Серова

Будущий живописец родился 18 (30) августа 1860 года на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты, ныне Кибартай (Литва), неподалеку от известного пограничного пункта Вержболово, в интеллигентной еврейской семье.Его дед был раввином местечка Кейданы (Кайданово) Ковенской губернии. Отец художника также в свое время учился в раввинском училище, но позже отказался от пути религиозного служения. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а одно время работал переводчиком, кассиром и контролером на приграничных железнодорожных станциях.

Отец художника не только всеми силами стремился обеспечить семье относительный достаток, но и сам обучал их (первоначальное образование Исаак получил дома), а в самом конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы обеспечить детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда сначала, в 1870 году, старший сын Авель (Адольф), а затем, в 1873 году, и двенадцатилетний Исаак выразили желание стать художниками и поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Исаак был талантлив и начал получать награды за "первые номера по художественным занятиям". Но счастью недолго было суждено светить в неудачливой семье. Одна беда следовала за другой. Умерла мама. Вскоре от тифа скончался отец. В семнадцать лет молодой студент остался нищим один на улице. Началась долгая гряда скитаний, унижений, самой беспросветной нужды...

Вскоре юношу исключают из училища за неуплату очередного взноса за занятия. Но добрые люди, друзья-студенты собирают необходимую сумму и вносят деньги в канцелярию. Левитан возвращается к занятиям.

Совет преподавателей училища постановляет освободить от платы за учение воспитанника Левитана, как "оказавшего большие успехи в искусстве", и назначить ему небольшую стипендию.Левитану шел семнадцатый год, когда он перешел в натурный класс, которым руководил Василий Григорьевич Перов.

В натурном классе на занятиях бывал иногда художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он был дружен с Перовым. Оба были передвижниками, оба любили свою преподавательскую работу. Когда однажды Саврасов, давно привечавший талантливого подростка, взял его в свою мастерскую, Левитан был счастлив. Его мечта исполнилась!

Оценив незаурядные способности, искренность и поэтичность вечно нуждающегося, почти нищего ученика, Саврасов, опираясь на поддержку Перова, стремился материально хоть как-то облегчить его положение. Пожалуй, Левитану чаще чем кому бы то ни было из учащихся выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвертом году обучения его рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова.

В марте 1877 года, в год, когда Левитан перешел в саврасовскую мастерскую, в Москву из Петербурга приезжает пятая передвижная выставка и, как обычно, располагается в здании училища. Перов добивается одновременного устроения выставки для учащихся.

И вот наступает первая в судьбе живописца выставка. Прочтите строки из газеты "Русские ведомости", в которых отмечают удачу пейзажей Куинджи, Шишкина, Саврасова и...

  "Пейзажист г. Левитан выставил две вещи: одну - "Осень" и другую - "Заросший дворик". Дальше им дается высокая оценка: "Все это написано Просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы; судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки г. Левитана весьма недюжинного характера".

Господин Левитан... А в это время юному живописцу - всего семнадцать лет.В 1879 году страну сотряс выстрел в императора Александра II. Москва теперь закрыта для Левитана. Он уезжает за город, в Салтыковку, и оттуда ежедневно добирается в Москву на "чугунке".

Упорство, вера и работа дают свои плоды. Юного пейзажиста замечает сам Третьяков.25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана Николаем - братом Антона Павловича Чехова.

 Незаурядность картины "Осенний день. Сокольники" отметили посетители выставки, где полотно экспонировалось и получило, пожалуй, высшую из возможных для художника в то время оценку - было приобретено П. М. Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана.

Осенью 1882 года вместо Саврасова пришел новый преподаватель - превосходный художник Василий Дмитриевич Поленов. С приходом Поленова все приободрились. Снова всей мастерской стали ездить за город на этюды. Поленов умел заинтересовать учащихся. В своих учениках он видел прежде всего "товарищей по делу". Человек щедрой души, искренний, горячий, он скоро стал другом своих учеников, их старшим товарищем. По словам одного из учеников Поленова, он буквально обожал Левитана, а Левитан на всю жизнь сохранил к Поленову нежную любовь и уважение.

Судьба сводит художника с интересным человеком - это был Савва Мамонтов... Купец, богач решил создать свою частную оперу и... открыл новую страницу в создании оригинальных спектаклей, вошедших в историю развития русской национальной культуры... Первенцем была "Русалка" Даргомыжского, ею был обозначен сезон. Мамонтов пригласил Левитана вместе с Виктором Васнецовым писать декорации.

В ту "театральную зиму", он написал три декорации к опере "Жизнь за царя" - так приказано было называть оперу Глинки "Иван Сусанин",- исполнил несколько декораций по эскизам Поленова, по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к "Снегурочке" и подводное царство к опере Даргомыжского "Русалка". Это были по-настоящему талантливые картины.Для молодого Левитана театр был лишь эпизодом, не более, но заработки дали возможность осуществить поездку в Крым.

Ранней весной 1887 года Левитан уехал на Волгу. Он знал ее по стихам Некрасова, по картинам Саврасова, Репина, Васильева, по рассказам друзей-художников. Несколько раз собирался на Волгу, но все не было денег.

"Плес открыл Левитана..." - так говорили многие. Но и художник "открыл" никому не ведомый до него уголок. "Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги",- говорил Нестеров.

К концу года открылась выставка Московского общества любителей художеств. На этой выставке представлено было десять работ Левитана и среди них "Вечер на Волге". А через несколько дней в Москву приехала семнадцатая передвижная выставка, и Левитан показал картину "Пасмурный день на Волге". Критика обошла молчанием обе эти картины Левитана, и только немногие друзья-художники и знатоки понимали, как вырос, возмужал талант Левитана в те несколько месяцев, которые он провел на Волге.

  Когда же выставка переехала в Москву, то о картинах Левитана заговорили иначе. Они имели успех и у художников и у публики. "Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым русским пейзажистом".

pasmurnyy_den_na_volge._1888Не дожидаясь открытия выставки, Левитан в начале марта уезжает за границу. Ему хочется проверить себя, побывать в картинных галереях, на выставках, посмотреть, как работают художники на Западе. За границу Левитан ездил несколько раз. Был во Франции, Италии. Германии, Швейцарии; писал и зеленые альпийские луга, и Альпы, и Средиземное море, и горы, и маленькие деревушки на склонах гор.. Но стоило ему немного пожить в чужой стране - его тотчас же тянуло домой. "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист".

Свою "большую картину" Левитан написал в Плёсе. Картину Левитан назвал "Тихая обитель". Это одна из лучших картин Левитана. Когда "Тихая обитель" появилась на девятнадцатой передвижной выставке, Чехов писал сестре: "Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор... успех у Левитана не из обыкновенных".

Н. Бенуа вспоминал, что "лишь с появлением картин Левитана" он поверил в красоту русской природы, а не в "красоты". "Оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки ... алое зарево закатного солнца, и бурые, весенние реки ... прекрасны все отношения ее особенных красок...Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые".

Из поездки на Волгу он привозит около двадцати картин, множество этюдов. ...Мастер попадает в самое сердце художественной России. С легкой руки замечательного живописца Поленова его принимают в свои ряды передвижники.В сентябре 1892 года, когда только что была закончена картина "Владимирка", Левитан уехал из Москвы. По велению царя Александра III всем евреям приказано было оставить Москву.

В Москве и Петербурге возмущенные друзья подняли "страшный шум", добиваясь его возвращения. В конце концов начальство вынуждено было уступить - художника Левитана знали не только в России, но и за границей. В начале декабря ему разрешено было вернуться в Москву.

 С 1898 г. Исаак Ильич руководит пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявляя себя и как замечательный педагог.

Особенно же близким Левитану среди его современников был Антон Павлович Чехов, с которым художника связывали тесные творческие и личные дружеские отношения, ставшие одним из знаменательнейших свидетельств единства лучших устремлений русской художественной культуры конца XIX века.

Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Постоянно встречались они и в начале 1880-х в Москве, и, видимо, в Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович.

Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь. Взаимоотношения Левитана и Чехова отличались редкостной близостью не только в восприятии природы, но и в сокровенных основах мироощущения.В 1896 году, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца.

Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий. Таким образом, как бы подытожив в своем творчестве многие лучшие черты русского искусства прошлого века.

Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов.

Счастье художника, пропевшего свою песню, сумевшего поговорить с пейзажем наедине, осталось с ним и отдано людям.

tiina.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта