У омута. Картина у омута левитана
У омута — Википедия РУ
История
Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда Исаак Левитан жил в деревне Затишье в Тверской губернии[5][6], которая ныне находится на территории Старицкого района Тверской области[7]. Вместе с ним была его спутница, художница Софья Кувшинникова, а пригласила их провести летнее время в тверских краях Лика Мизинова, которую Левитан хорошо знал как близкую подругу Марии Павловны, сестры Антона Павловича Чехова[8].
Недалеко от Затишья, в селе Берново, у речки Тьмы было расположено имение Анны Николаевны Вульф[5], которая унаследовала его от своего отца, Николая Ивановича Вульфа, скончавшегося в 1889 году[9]. Левитану понравился пейзаж омута у старой развалившейся мельницы, и он начал делать карандашный набросок. Увидев, что́ он рисует, хозяйка имения рассказала ему предание, которое ранее вдохновило Пушкина на написание драмы «Русалка»[5].
История была связана с временами, когда владельцем Бернова был дед Анны Николаевны, Иван Иванович Вульф. Описания этого предания у разных авторов несколько отличаются друг от друга. По одному источнику, Иван Иванович, несмотря на то, что был женат и имел пятерых детей, отбирал себе для развлечений крепостных девушек. В одну из молодых крестьянок, которую перед этим присмотрел себе барин, влюбился его слуга-камердинер и обручился с ней. Когда Иван Иванович про это узнал, он разгневался и повелел отдать своего слугу в рекруты. Зная, что после этого ничто не спасёт её от барских домогательств, девушка утопилась в омуте[8]. В другом варианте слуга был не камердинером, а конюхом, а девушку звали Наташей, и была она дочкой мельника. Молодые люди полюбили друг друга, и Наташа ждала ребёнка. Когда слух об этой тайной любви дошёл до барина, конюх был высечен до полусмерти и затем отдан в солдаты, а его любимая с горя утопилась[10].
Левитана рассказ Анны Николаевны Вульф очень взволновал. С чувством тревоги он ходил у плотины, возвратился туда же и на следующий день. Постепенно он пришёл к мысли о том, чтобы написать картину[6]. Софья Кувшинникова вспоминала[11]:
Сделав маленький набросок, Левитан решил писать большой этюд с натуры, и целую неделю по утрам мы усаживались в тележку — Левитан на ко́злы, я на заднее сиденье — и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно. Затем с моим отъездом в Москву Панафидины предложили Левитану перебраться к ним, в Покровское, и тут в отведенном ему под мастерскую большом зале он написал свою картину. |
Действительно, после того как в августе Кувшинникова уехала в Москву, Левитан перебрался в Курово-Покровское — в имение, владельцами которого были Николай Павлович Панафидин (дядя Лики Мизиновой) и его жена Серафима Александровна[5][8][12]. Исследователи творчества Левитана полагают, что в имении Панафидиных художник писал один из этюдов к картине, а основное полотно создавалось им зимой 1891/1892 года в Москве[11][13].
В начале 1892 года картина была закончена. Она экспонировалась на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1892—1893 годах в Санкт-Петербурге и Москве[2] (открытие выставки состоялось в Санкт-Петербурге в феврале 1892 года[14]). На выставке были представлены и другие работы Левитана — «Октябрь» (1891, ныне в Самарском областном художественном музее), а также «Осень» и «Лето» (местонахождение неизвестно). Тем не менее, «главной и наиболее значительной» из экспонированных Левитаном на этой выставке произведений была картина «У омута»[15].
В 1892 году, прямо с выставки, картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым[2]. Вскоре после приобретения полотна Третьяков попросил художника поработать над изображением воды на переднем плане. В письме к Третьякову от 13 мая 1892 года Левитан сообщал[16][17]:
Не подумайте, что я забыл Вашу просьбу и мое собственное сознание исправить воду в моем «У омута». Я не решался переписывать его до той поры, пока не проверю этот мотив с натурою. Теперь напишу несколько мотивов воды и в конце мая приеду в Москву и начну переделывать картину. |
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов высказывал предположение, что именно при этой переделке картины Левитан датировал её 1892 годом, поскольку вариант, представленный в феврале на Передвижной выставке, скорее всего, был готов ещё в конце 1891 года. Более того, наличие этюдов с изображением воды, использованных Левитаном при доработке полотна, вызвало споры о том, где же на самом деле находится место, запечатлённое на картине[18].
Писатель Владимир Прытков, автор биографии художника, сообщает, что эти более поздние этюды были написаны Левитаном летом 1892 года во Владимирской губернии, когда он жил в имении Городок, расположенном недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги. По свидетельству краеведа Николая Соловьёва, Левитан писал эти этюды у реки Липни (по-видимому, имеется в виду Большая Липня), в окрестностях села Аббакумово (ныне в пределах города Костерёво)[19]. Основываясь на этих подробностях, Прытков пришёл к выводу, что, как и более раннее полотно Левитана «Тихая обитель», картину «У омута» можно рассматривать как «синтетический пейзаж», содержащий в себе комбинацию впечатлений художника от разных мест[20]. Алексей Фёдоров-Давыдов не согласился с этим заключением, полагая, что эти этюды, сделанные в другом месте, были использованы Левитаном только для доработки изображения воды, что «не меняло характера образа пейзажа, который есть не что иное, как в определённом смысле истолкованная художником, но всё же натура»[21].
Описание
На переднем плане картины изображены мостки, переходящие в брёвна плотины, справа от которой находится омут. За плотиной, на другой стороне реки, продолжается узкая тропинка, которая, огибая прибрежные кусты, ведёт в сторону тёмного леса. Непрерывная линия, составленная из мостков, плотины и продолжающейся за ней тропинки, является стержнем композиции и подчёркивает глубину пейзажа, как бы приглашая взгляд зрителя пройти за собой и проникнуть в чащу сумеречного леса[22].
Несмотря на то, что река неширока, преодоление этого пространства оказывается непростой задачей. Сумеречное освещение и нависшая над «гиблым местом» тишина вызывают чувство тревоги и неуютности, ощущение «драматической неразрешённости» и даже чувство опасности, появляющееся вместе с желанием броситься в это «грозящее гибелью пространство»[23]. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «всё тревожно и напряжённо в этом пейзаже: и темнеющая зелень деревьев и кустов, и жёлтая в свете заката вода, по-разному, но равно драматичная и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева»[24].
По своей композиции и «силовым линиям» картина «У омута» очень близка к картине «Тихая обитель», написанной в 1890 году: в обоих случаях взгляд зрителя переходит по мостику через реку, за которой видна тропинка, уходящая в лес. Но при этом совершенно различны переживания, вызываемые этими картинами, — в отличие от спокойной умиротворённости «Тихой обители», полотно «У омута» навевает чувство тревоги и опасности, так что эти две картины можно рассматривать как «своеобразную антиномическую пару»[23].
Эскизы и этюды
В Государственной Третьяковской галерее находится одноимённый рисунок-эскиз этой картины (серый картон, графитный карандаш, 32 × 48 см, инв. 26519)[25]. Другой одноимённый эскиз находится в частном собрании (бумага, акварель, тушь, сепия, 16 × 27 см)[26].
Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее есть одноимённый этюд для картины «У омута» (картон, масло, 25,3 × 33 см, инв. Ж-1062)[1][27]. До 1910 года он находился в собрании художника и коллекционера Н. В. Челищева, а затем — у московского коллекционера Г. М. Голковского, который передал его в дар Третьяковской галерее в 1985 году[1].
Ещё один одноимённый этюд находится в частном собрании (холст, масло, 59 × 90 см)[28]. По-видимому, это тот самый этюд, который находился в собрании Е. В. Ляпуновой и экспонировался на выставке 1960—1961 годов, посвящённой 100-летию художника[1].
У омута (эскиз, 1891, бумага, акварель, тушь, сепия, частное собрание) | У омута (этюд, 1891, картон, масло, ГТГ) | У омута (этюд, 1891, холст, масло, частное собрание) |
Отзывы и критика
Представленная на 20-й Передвижной выставке, картина сразу же привлекла к себе внимание. Художник-пейзажист Александр Киселёв в письме к живописцу Григорию Ярцеву сообщал, что «Левитан просто чудо как силён в новой картине „Омут“»[29]. В московской и петербургской прессе появился ряд публикаций, где обсуждалась эта картина. В целом отзывов было значительно меньше, чем по поводу «Тихой обители», экспонировавшейся годом раньше (на 19-й Передвижной выставке), и общий тон комментариев был сдержаннее, причём среди них встречались и вовсе неодобрительные[30][31].
Художник Михаил Нестеров в январе 1892 года так описывал «большую, с рамой аршина четыре» картину «Омут»: «Впечатление огромное. Тревожное чувство охватывает всецело и держит зрителя в напряжённом возбуждении всё время. Со времён Куинджи в пейзаже не появлялось ничего подобного»[32][33]. Впоследствии в своей книге «Давние дни» Нестеров вспоминал, что он любил «Омут» Левитана «как нечто пережитое автором и воплощённое в реальные формы драматического ландшафта»[34].
С другой стороны, Илья Репин писал Павлу Третьякову, что «Левитана большая вещь» ему не понравилась — «для своего размера совсем не сделана», «общее недурно и только»[35][32]. Возможно, именно этот отзыв Репина явился одной из причин, побудивших Третьякова попросить Левитана переделать изображение воды на картине[36].
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов считал эту картину «первым опытом на пути создания национального образа в пейзаже», в котором художник стремился написать образ природы, связанный с эмоциональным содержанием народных сказок и преданий, в духе картин Виктора Васнецова[5]. Далее Фёдоров-Давыдов писал[37]:
Картина «У омута» является объективно значительным и содержательным произведением. Это, несомненно, одно из выдающихся полотен в передвижнической пейзажной живописи. Интересно и значительно оно и для исканий самого́ Левитана. |
При этом он отмечал, что эта картина «не является бесспорной удачей» и не может быть отнесена к числу лучших работ Левитана, поскольку в ней «нет той органичности, того „единого дыхания“, той непосредственной поэтичности её полного слияния с само́й живописной плотью картины», которые присущи лучшим полотнам художника[37].
По словам искусствоведа Владимира Петрова, картина «У омута» стала «первой в ряду масштабных работ, в которых Левитан предстал как глубокий „драматург“ русского пейзажа»[38]. При этом он соглашался с Нестеровым в том, что общая тональность картины является отражением драматизма внутренней жизни художника[39].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 358.
- ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 358—359.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 152—158.
- ↑ Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — У омута, 1892 (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 17 мая 2016. Архивировано 7 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 152.
- ↑ 1 2 Н. С. Шер, 1966.
- ↑ Старицкий район (HTML). Энциклопедический справочник «Тверская область», region.tverlib.ru. Проверено 17 мая 2016. Архивировано 7 октября 2012 года.
- ↑ 1 2 3 В. К. Лобашов. Музы Левитана в Удомельском крае (HTML). Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах № 5 — www.vischny-volochok.ru. Проверено 14 марта 2016.
- ↑ Пушкин в воспоминаниях современников / И. В. Захаров. — М.: Захаров, 2005. — С. 472. — 911 с. — ISBN 5815905399.
- ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 124—125.
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 154.
- ↑ А. П. Чехов и Тверской край (сборник научных трудов) / М. В. Строганов. — Тверь: Тверской государственный университет, 2010. — С. 121. — 528 с. — ISBN 9785760905857.
- ↑ В. А. Прытков, 1960, с. 35.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 372.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 158—158.
- ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 42.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 359.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 156—158.
- ↑ В. А. Прытков, 1960, с. 35—37.
- ↑ В. А. Прытков, 1960, с. 37—38.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 158.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 25.
- ↑ 1 2 В. А. Петров, 1992, с. 81.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 155.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — У омута, 1891 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 15 мая 2016.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — У омута, 1891 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 15 мая 2016.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — У омута, 1891 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 15 мая 2016.
- ↑ Левитан Исаак Ильич — У омута, 1891 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 15 мая 2016.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 26.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 159.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 372—373.
- ↑ 1 2 А. М. Турков, 1974, с. 69.
- ↑ Письма Михаила Васильевича Нестерова. Родным, Москва, 24 января 1892 г. (HTML). art-nesterov.ru. Проверено 14 мая 2016.
- ↑ М. В. Нестеров, 1986, с. 409.
- ↑ И. Е. Репин, 1946, с. 157.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 156.
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 161.
- ↑ В. А. Петров, 1992, с. 80.
- ↑ В. А. Петров, 2000, с. 33—34.
Литература
- Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
- Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
- Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
- Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
- Пророкова С. А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Прытков В. А. Левитан. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 132 с.
- Репин И. Е. Переписка с П. М. Третьяковым, 1873—1898 / М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1946. — 255 с.
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
- Шер Н. С. Рассказы о русских художниках. — М.: Детская литература, 1966. — 394 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
Ссылки
http-wikipediya.ru
У омута - это... Что такое У омута?
«У о́мута» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1892 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 150 × 209 см[1][2].
«У омута» — одна из трёх больших (по размеру) картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов.
Её вместе с двумя другими большими картинами этого периода — «Владимиркой» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) — иногда называют «мрачной трилогией» Левитана[3].Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда он жил в деревне Затишье в Тверской губернии[4][5], которая ныне находится на территории Старицкого района Тверской области[6]. Вместе с ним была его спутница, художница Софья Кувшинникова. Недалеко от Затишья, в селе Берново, у речки Тьмы было расположено имение баронессы Вульф. Левитану понравился пейзаж омута у старой развалившейся мельницы, и он начал делать карандашный набросок. Увидев, что́ он рисует, хозяйка имения, баронесса Вульф, рассказала ему предание, которое ранее вдохновило Пушкина на написание драмы «Русалка». Согласно преданию, у её прадеда был молодой слуга-крепостной, который влюбился в дочь мельника, и эта любовь была взаимной. Когда прадед про это узнал, он разгневался и повелел отдать своего слугу в солдаты, после чего его любимая утопилась[7].
Левитан писал картину «У омута» на левом берегу Тьмы в селе БерновоО том, как это было связано с написанием картины «У омута», пишет Надежда Шер[7]:
Левитана взволновал рассказ. Он еще долго ходил один у плотины — все не мог отрешиться от тревожного чувства. На следующий день он снова вернулся к старой мельнице. Как-то сама собою возникла мысль о картине. Но ходить из имения на мельницу с большим подрамником было трудно. И вот целую неделю каждое утро он и Кувшинникова усаживались в тележку. Левитан на козлы, Софья Петровна на заднее сиденье, и везли подрамник на мельницу. К вечеру так же возвращались обратно. |
Картина была начата осенью 1891 года, а закончена весной 1892 года. Она была выставлена на 20-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1892 году.
См. также
Примечания
dic.academic.ru
Сочинение по картине И.И.Левитана У омута и В.Д. Поленова Заросший пруд.doc - Сочинение по картине И.И.Левитана «У ...
7. Какие чувства вызывает эта картина? (Картина пробуждает различные мысли, чувства, воспоминания и грустные, и светлые, и тревожные. Омут всегда пользовался в народе дурной славой ("Омут затягивает", говорят в народе. Наверное, создавая эту картину, Левитан вошел в круг народных легенд и поверий, проникся народными чувствами и передал в своей картине то, что переживал русский человек, приходивший к омуту, чтобы здесь, в тихом уединенном уголке, выплакать свое горе, излить свои печали и под мерный говор воды и шепот ветерка вновь обрести душевный покой, вновь почувствовать всю полноту и цену бытия, вновь обрести мечту о жизни счастливой и светлой.8. Что хотел сказать художник своей картиной? (Вечереет. Глухой уголок мрачного дикого леса, погруженного в ночной сумрак. Гаснущее хмурое небо, неуютная тропинка в чаще прибрежного леса, обманчиволасковая гладь воды, подсвеченная золотистокрасноватым отблеском заката, коварные бревенчатодощатые мостики, перекинутые над глубоким омутом, навсем лежит печать таинственности, тревоги, скрытого драматизма. Левитан великолепно передал здесь атмосферу настороженности, тишины, окутавшей "гиблое место", которое и днемто люди стремятся обойти стороной. В картине "У омута" живописец ярко выразил в образе природы глубокие человеческие переживания, передал тончайшую гамму чувств и настроений.)Учитель: До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да не знаю, дойдет ли кто и после", так определил главную особенность творчества художника А.П.Чехов. Построив картину на гармоническом сочетании холодных и теплых тонов, Левитан и в самом колорите ее передал те чувства, которые мог испытать тонко воспринимающий природу человек, слушая тишину леса, мерный шум воды, шелест ветерка в кустах и деревьях, чувствуя запах реки и трав: светло и спокойно вокруг, хорошо и на душе, но чуть грустно, то ли от того, что человек не может до конца забыть житейских невзгод и огорчений, и, ощущая гармонию в природе, грустит о том, что нет ее в жизни.Левитан мог сказать о себе словами одного из действующих лиц пьесы Чехова "Чайка": "Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне страстное, непреодолимоежелание писать. Но ведь я не пейзажист только, я еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем". Природу Левитан любил восторженно. Только она давала душевное спокойствие. И в своих картинах он стремился выражать свои чувства, пробужденные близостью к природе. Часто слышали ученики такие слова Левитана: "Дайте красоту, найдите бога, передайте не документальную, но правду художественную. Долой документы, портреты природы не нужны".VI. Работа по картине Василия Дмитриевича Поленова "Заросший пруд".А сейчас перед вами другая картина – картина одного из выдающихся художников второй половины 19 в. В.Д. Поленова "Заросший пруд". Наша задача – сравнить эти 2 картины: что общего в них? чем они непохожи? как художники создают настроение печали и одиночества? что и почему понравилось в этих картинах?1. Молчаливое рассматривание картины на фоне музыки А.Лядова "Волшебное озеро".2. Слово учителя(или выступление ученика) о жизни и творчестве художника В.Д. Поленова, об истории создания картины. Василий Дмитриевич Поленов родился в Петербурге всемье ученогоархеолога, большого любителя и знатока искусства. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов поступил в Академию художеств, одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вскоре, однако, Поленов понял, что его призвание «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру». В 1878 году Поленов, поселившись в Москве, впервые выступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879). В пейзажах Поленова все было просто, естественно и прекрасно. 4
znanio.ru