Описание картины Исаака Левитана «Лесное озеро». Картина левитана озеро
Озеро (картина Левитана) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1900 года«Озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4262). Размер — 149 × 208 см[1][2]. Также употребляется другое название картины — «Озеро. Русь»[3].
История и описание
Озеро (первый вариант картины, 1898—1899, ГТГ)Эту картину Левитан писал незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее картина «Озеро» считается главным произведением позднего Левитана, «лебединой песнью» художника[4]. Впервые эта картина, под названием «Солнечный день», была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году[2][5].
Картина «Озеро» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — вместе с картинами «У омута» и «Над вечным покоем», перекликаясь с последней по сюжету[6][7]. При её написании он использовал большое количество этюдов и эскизов, включая большой отработанный эскиз (находящийся в Нижегородском государственном художественном музее) и малый предварительный вариант картины[8][9] (находящийся в Государственной Третьяковской галерее[10]).
На картине изображено большое озеро. На дальнем возвышенном берегу видны поля и осенний лес, перед которым стоит белая церковь. По голубому небу плывут причудливые белые облака. Всё это очень красиво отражается в озёрной воде. Солнечность картины подчёркивает размах и величие просторов русской природы[11].
Видео по теме
Этюды, эскизы и варианты
В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 × 18 см, инв. 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой)[12], «Последние лучи. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17,6 × 26,2 см, инв. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства, до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12,5 × 27,3 см, инв. Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого в собрании Н. А. Соколова)[10]. Ещё один этюд, «Озеро. Ветреный день», находится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых[2].
Этюды для картины «Озеро»
Ветреный день
Последние лучи. Озеро
Ясный день осенью
Отзывы
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство, и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»[13].
В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин писал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»[14].
См. также
Примечания
- ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 179.
- ↑ 1 2 3 Каталог ГРМ, т. 6, 2016, с. 106.
- ↑ В. С. Манин, 2001, с. 228.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 293.
- ↑ Ф. С. Мальцева, 2002, с. 40.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 296.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1975, с. 575—576.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 294.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1975, с. 575.
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 369.
- ↑ Исаак Ильич Левитан — Озеро. Русь (1899—1900) (HTML). www.rodon.org. Проверено 14 июля 2012. Архивировано 29 сентября 2012 года.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 368.
- ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 314.
- ↑ В. С. Манин, 2001, с. 234.
Литература
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М.: Белый город, 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «Озеро» // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — С. 574—588. — 739 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2016. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9.
Ссылки
wikipedia.green
Левитан Исаак "Лесное озеро" описание картины, анализ
Как многие профессиональные художники, перед написанием картины Исаак Левитан выполнял этюды. Среди работ мастера сохранилось множество этюдов и зарисовок к картине «Лесное озеро». В этой работе художнику удалось передать необычайную красоту русской природы.
Красота и глубина изображения озера в лесу словно растворяет передний план, картина становится трёхмерной и все планы воспринимаются как единое целое. В центре композиции раскинулось огромным зеркалом величественное лесное озеро, в котором отражаются верхушки деревьев, обступивших его плотным кольцом. Вечернее солнце красит сосны на берегу в жёлтый цвет, а использование Левитаном в работе достаточно тёмных тонов только добавляет изображению прозрачности и таинственности.
В левой части картины художник изобразил песчаный берег, переходящий в густую траву, показывая береговые очертания озера. Остальные берега озера разнятся: то пологие, то высоко поднимающиеся над гладью воды. Сосны, окружающие озеро со всех сторон, становятся своеобразным фоном для изображения массивной толщи воды.
Конечно же главный персонаж картины — лесное озеро, именно на него обращает художник внимание зрителя. Большая реалистичность изображения воды и окружающего леса показывает и любовь автора к красотами русской природы, и его мастерство как художника-пейзажиста.
Год написания картины: 1895.
Размеры картины: нет данных.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: реализм.
Галерея: нет данных.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Озеро (картина Левитана) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1899 года«Озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4262). Размер — 149 × 208 см[1][2]. Также употребляется другое название картины — «Озеро. Русь»[3][4].
История и описание
Эту картину Левитан писал незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее, картина «Озеро» считается главным произведением позднего Левитана, «лебединой песнью» художника[5]. Впервые эта картина была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году[4][6].
Картина «Озеро» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — вместе с картинами «У омута» и «Над вечным покоем», перекликаясь с последней по сюжету[7]. При её написании Левитан использовал большое количество этюдов и эскизов, включая большой отработанный эскиз (находящийся в Нижегородском государственном художественном музее) и малый предварительный вариант картины (находящийся в частном собрании в Москве)[7].
На картине изображено большое озеро. На дальнем возвышенном берегу видны поля и осенний лес, перед которым стоит белая церковь. По голубому небу плывут причудливые белые облака. Всё это очень красиво отражается в озёрной воде. Солнечность картины подчёркивает размах и величие просторов русской природы[4].
Отзывы
В статье о творчестве Исаака Левитана, включённой в книгу «Русский пейзаж», искусствовед Виталий Манин писал[3]:
В последнем незавершённом полотне Левитана «Озеро. Русь» с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века. Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний. |
См. также
Напишите отзыв о статье "Озеро (картина Левитана)"
Примечания
- ↑ Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — С. 179. — 448 с.
- ↑ [www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=6 Левитан Исаак Ильич — Озеро, 1899—1900] (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 15 июля 2012.
- ↑ 1 2 Виталий Манин. [isaak-levitan.ru/manin2.php Статья о Левитане из книги «Русский пейзаж» (часть 2)] (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 15 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1fooNsw Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012].
- ↑ 1 2 3 [www.rodon.org/art-080423210914 Исаак Ильич Левитан — Озеро. Русь (1899—1900)] (HTML). www.rodon.org. Проверено 14 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1fldHA4 Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012].
- ↑ [isaak-levitan.ru/master/22.php Исаак Ильич Левитан — Лучшие картины, пейзажи — Озеро. Русь, 1900] (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 15 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1fmCk9A Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012].
- ↑ Л. И. Захаренкова. [plyos.org/stat/ples-levitan-2009-06.html Персональные выставки И. И. Левитана] (HTML). www.plyos.org. Проверено 15 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1fnBBrX Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012].
- ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов. [isaak-levitan.ru/ozero.php «Озеро» — последняя картина Левитана] (HTML). isaak-levitan.ru. Проверено 15 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1fntqDB Архивировано из первоисточника 29 сентября 2012].
Отрывок, характеризующий Озеро (картина Левитана)
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты. – Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне. – Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться. Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить. Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость. – Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат. – Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей. Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру. Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому. – Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю. Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную. – Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже. – Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты. Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи. Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.wiki-org.ru
Озеро (картина Левитана) - Вики
«Озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( Ж-4262). Размер — 149 × 208 см[1][2]. Также употребляется другое название картины — «Озеро. Русь»[3].
Картина «Озеро» — последнее крупное произведение Левитана[4]. Художник писал её незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее это полотно считается главным произведением позднего Левитана, «лебединой песнью» художника[5]. Впервые эта картина, под названием «Солнечный день», была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году[2][6].
Картина «Озеро» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — наряду с картинами «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894), перекликаясь с последней по сюжету[7][8]. При её написании Левитан использовал большое количество этюдов и эскизов, включая большой отработанный эскиз, находящийся в Нижегородском государственном художественном музее, и малый предварительный вариант картины[9][10], хранящийся в Государственной Третьяковской галерее[11].
Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 × 163 см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева)[12][13]. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 × 206 см, ГТГ)[14], на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река[12] (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка)[14]. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 × 128 см, ГРМ)[12][15][16]. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 × 62 см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 × 80 см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)[12][17].
ru.wikiredia.com
Описание картины Исаака Левитана «На озере»
Картина была написана маслом на холсте в 1893 году, когда Левитан находился в Твери. В настоящее время она хранится в Московской Третьяковской галереи. Именно в это время Левитан начинает увлекаться пастельной техникой написания картин, с помощью которой ему удаётся выразить всю цветовую гамму большинства оттенков света, придавая глубину и воздушность предметам изображения. Данным сюжетом Левитан был заинтересован ещё в начале 1890 года, это не самая удачная из его работ. Но в этой картине ярко проявлено само настроение – тишина и покой, блаженство природы, которые видны в озере и в подёрнутом облаками небе.
Приближается закат и в его лучах всё становится чуть розовым. На крутом берегу изображены ёлочки, которые как бы упираются своими верхушками в небосвод. Рядом с ними расположились деревянные жилища, это маленькое рыбацкое селение со своей самобытностью и уставами, спокойной и размеренной жизнью. Люди, скорее всего, вернулись с уловом и отдыхают, так как сети развешены и полощутся на ветру для просушки.
Перевёрнутые лодочки незатейливо дремлют, уткнувшись своими остроконечными носами в траву. Одна тишина и покой, в которой, кажется, даже притаился ветер, и только одинокий камыш шелестит своими листьями. Синева неба в облаках отражается на поверхности озера. Воздух прозрачен, чист и свеж. Картина предоставляет зрителю положительные и безмятежные эмоции, что сразу становится спокойно и благостно на душе.
Склон как бы находится в тени, что предвещает вечернее время суток и наступление темноты. Тень покрывает ели и кусты, растущие вдоль берега. Во всей картине показана величественная и спокойна красота природы. Преобладание более холодного и спокойного тона красок, передаёт зрителю всю свежесть холодающего вечера.
Описание картины Исаака Левитана «На озере» | источник
sochinenie-o.ru
Левитан, «Лесное озеро»: описание картины. Тихая Родина
Этот пейзаж не относят к самым выдающимся произведениям художника, таким как «Березовая роща», «Над вечным покоем», «Владимирка», «После дождя. Плёс». Почему-то считалось, что в России нет мест, достойных того, чтобы их запечатлеть на полотне. Природа простая, неброская, совсем не похожая на яркие пейзажи Италии или Франции. Не таков был Левитан. Он не искал особых красот. Писал то, что близко сердцу и душе человека, выросшего в этой среде, любящего просёлки в лесах и перелесках, не раз ходишего по мостикам-бревнышкам, переброшенным над ручейком. Итак, Левитан, «Лесное озеро». Описание картины не передаст всей прелести исхода лета. Чтобы ощутить исходящее от нее умиротворение, нужно побывать в Ростовском музее изобразительных искусств или, по крайней мере, посмотреть хорошую репродукцию.
Пейзаж Левитана
Ранняя тихая осень. Спокойное безвестное озеро в какой-то глуши. Ни ветерка. Ровная незамутненная гладь воды, как зеркало, отражает бледное осеннее небо и деревья, стоящие непроходимой чащей по его берегам. Вдали золотятся охрой березы. Невидимое солнце светит справа, и на деревья падают сиренево-сизые тени. Слева они светлеют. В воде отражается и зубчатое золото леса, и зелень мерцающих под закатным светом стволов сосен. Так видит и пишет Левитан «Лесное озеро». Описание картины - бледная копия того, что передает художник.
Солнце играет на сосновых стволах, и они празднично сверкают. Полнейшее умиротворение и покой, которые пейзаж вызывает у живописца, передается зрителю. Невероятный мастер – Левитан. Лесное озеро (описание картины - это хорошо, но ее лучше все-таки видеть) уходит в невероятную даль, и где оно заканчивается и чем, - может, ручейком, может быть, речкой, - неведомо.
Душевный покой, ничем не возмутимый простор – вот чем дышит весь такой лесной пейзаж. Но самое главное - то, что он живет своей жизнью, которая останется со зрителем в уголке его души, когда он отойдет от картины. Если это случится, значит, поэт и психолог заглянул в душу и оставил в ней чистый благородный след. Наверняка с грустью об уходящем лете писал Левитан «Лесное озеро».
Описание картины: на переднем плане панорамная композиция усложняется. Появляется высокий кривоватый обрыв по контрасту с плавными линиями всего изображения. И с высоты обрыва художник, а вслед за ним и зритель, любуется красотой внезапно открывшегося перед ним огромного озера, уходящего вдаль. Исаак Левитан лесное озеро изображает как часть неведомой загадочной страны, приоткрывшейся усталому путешественнику. Свет магически исходит из центра композиции, освещая нежные тона леса, весело перебегая по стволам сосен.
Левитан - не только гениальный рисовальщик, но и колорист от Бога. Но это смогло проявиться только благодаря безмерно большому труду, когда он, еще учась, овладевал всеми оттенками зеленого, выписывал каждый листочек, изучая его структуру, каждый кусочек коры, что видно на его зарисовках. Например «Ствол старого дерева». Эти зарисовки говорят о неустанной работе такого зрелого художника, как И. И. Левитан. «Лесное озеро», описание которого было дано, говорит о зоркости, внимании и твердости руки молодого художника.
Жизнь художника
Он родился в 1860 году в Ковенской губернии в Литве. Когда ему было лет десять, семья переезжает в Москву, где живет совсем бедно. Но ребенка в 13 лет отдают учиться живописи. Умирает мать, затем отец. Еврейский мальчик учился в Московском училище. Не все понимали, как это еврей, бедный и нищий, порой без куска хлеба и крова над головой, увлеченно изучает русский пейзаж. Что может он в нем понимать? Однако именно Левитан откроет всему миру обаяние русской природы. Когда молодой талант заканчивает училище, ему не присуждают даже серебряной медали, а только разрешают работать учителем чистописания.
После училища
Но это его не согнуло и не сломало. Большое влияние сыграла дружба с семьей Чехова, где он был и обласкан и участвовал в розыгрышах и шутках, на которые был большой мастер Антон Павлович. Личная жизнь у него не сложилась, несмотря на неоспоримую красоту и в юности, и в зрелые годы. Единственно близкой душой была сестра Чехова, Мария, с которой он вел переписку. Именно ей он поверяет в письмах свой страх смерти. Левитан простудился на этюдах на Волге и заболел чахоткой. Ему пришлось уехать лечиться в Крым, но к 1900 году он вернулся в Москву. Там он умер и был похоронен на маленьком еврейском кладбище. Позже его могилу перенесли. Любивший и ценивший его М. В. Нестеров даже в годы Великой Отечественной Войны, будучи очень старым и слабым человеком, навещал с цветами могилу Левитана.
Как написать сочинение по картине Левитана
Прежде всего, надо узнать, когда родился и работал И.И. Левитан, где он учился и с кем из наших художников дружил, узнать, какие его произведения считаются наиболее выдающимися, например, «Березовая роща». А какие еще работы написал художник? Где нашел Левитан лесное озеро? Описание картины для детей обязательно должно содержать собственные впечатления от созерцания пейзажа. Использовать эпитеты и определения, передавая на словах палитру этого пейзажа. Попытаться понять, какое настроение было у художника в этом пустынном и безлюдном уголке. Почему он ему понравился. Настроиться на это настроение живописца и попробовать выразить свои впечатления наиболее точными словами. Возможно, это будет примерно так. И. И. Левитан родился в Литве, но прожил свою жизнь в России, сроднился с ней, почувствовал ее душу и сумел сделать то, что не удалось до него ни одному русскому художнику.
Картина Левитана
На картине «Лесное озеро» изображен тихий безлюдный уголок осенней природы. Вдали плотной стеной золотятся березы и осины, ближе к зрителю поблёскивают солнечными бликами стволы сосен. Тихая гладь великолепного озера зеркально отражает безоблачное небо. Зритель находится в тени, на обрыве, откуда любуется внезапно открывшимся перед ним огромным озером. Нигде ни звука. Стоит звенящая тишина, которой больше нигде и не услышишь. Это заповедные, бесконечно красивые места с переливчатыми голубоватыми тенями. Такой уголок Отчизны показывает художник своим зрителям.
fb.ru
КАРТИНА И.И. ЛЕВИТАНА «ОЗЕРО. РУСЬ» О.С. Кораблёва, студентка 5 курса ГОУ СПО «Выборгский педагогический колледж» Я решила написать исследовательскую работу о картине, о которой знают немногие, т.е. раскрыть что–то новое. Пока неизвестное. Вот картина И.И. Левитана «Озеро. Русь» От неё буквально веет тишиной и спокойствием, которого так не хватает в нашей бурной жизни. Картина создаёт чувство умиротворённости, и затягивала, манила туда на берег озера. Кажется, еще чуть–чуть и услышишь кваканье лягушек, почувствуешь лёгкие прикосновения тёплого весеннего ветерка.Оказалось, что к этой теме обращались лишь немногие авторы: Аменский Ю., Асафьев Б., Вермель, Ростиславов А. и др. Поэтому есть основание считать творчество Левитана И.И. недостаточно изученным, что и определило тему данного исследования. «…» Мы знаем, помним и ценим, выдающихся русских пейзажистов дочеховской и чеховской поры (все они представлены в Русском музее), без которых история пейзажной живописи невозможна: И. К. Айвазовский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф. А. Васильев, но Антон Павлович Чехов называл Левитана «лучшим русским пейзажистом» - и считал одной из главных вершин в русском пейзаже. Главным произведением позднего Левитана стала большая картина «Озеро» или как художник называл её для себя, - «Русь». Начатая живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии А. С. Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и, прежде всего, от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури», это полотно стало «лебединой песнью» Левитана. Неизвестное озеро… Оно предстаёт перед нами на незаконченном полотне Левитана и составляет центр экспозиции левитановского зала музея. А экспонируемые вокруг неё полтора десятка других пейзажей художника – «Золотая осень. Слободка», «Овраг», «Тишина», и другие,- кажется, расположены на пути к этому озеру. Где же находится это озеро? В верховьях Волги ли, где художник проводил долгие часы рассветов и закатов? В Максимовке или Бабкине, что возле Нового Иерусалима, где Левитан прожил несколько лет в весёлой компании Чеховых? Может это озеро – Удомля под Вышним Волочком, где была написана картина «Над вечным покоем»? Люди, не ищите это озеро на карте России. Его вы там просто не найдёте, потому что озера этого нет ни на одной карте мира. Его нет,… и оно есть…затерялось между лугами и негустыми рощами средней полосы России, воспетой Левитаном с такой необыкновенной силой. Оно вышло из многих озёр и прудов и отразило множество виденных художником заводей, тростниковых зарослей, поросших осокой берегов. Во время работы над картиной в мастерской художника побывал А.П. Чехов. Он сказал: «Как бы ты не назвал эту картину, это – Россия». Поражён этой картиной К. А.Тимирязев. Он с интересом осмотрел полотна, но остановился перед «Озером». Тимирязев пристально вглядывался в полотно, в далёкий берег, освещенный солнцем, в заросли тростника, волнуемого ветром, и как зритель и как естествоиспытатель покорялся силе воображения, силе поэтического восприятия природы, когда она перестаёт быть грандиозной суммой элементов, атомов, веществ, а превращается в песню, в стихотворение, в давнее, щемящее душу воспоминание… Огромно это полотно, Страны прекрасен вид. Как будто в сказку здесь окно – Все светится, горит. И кучевые облака Торжественно плывут, Они плывут издалека И дальше держат путь. Расскажут эти облака,Что озеро здесь есть, На берегу его дома, И тех домов не счесть. И колоколен дальний звонНад озером плывет, И свет в воде их отражен, Как будто вижу дивный сон, И все о счастье здесь поет. Как разноцветное стекло То озеро горит, Огромно это полотно, Прекрасен этот вид. Обильный, благодатный край –Такой страна тогда казалась, Ну, прямо не земля, а рай, Куда же все это девалось?… Не тот мы выбрали маршрут,Путь оказался слишком крут. Со времен Великого Петра Идет не та, увы, игра… 14.12.02 Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Он придвинул знакомое малиновое кресло, удобно погрузился него, тщательно протер пенсне и залюбовался новой вещью, которую еще не видал. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник, качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером теплая бездонная синь. На берегу озера стояли березы, к воде спускались плодоносные рыхлые полосы ржи, среди них разместились ветхие, неказистые крестьянские избы, и над всем этим шел радостный летний день, полный зноя, истомы. Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство. Каждый из русских людей где-то, когда-то видел такое озеро, любовался ослепительной зеркальностью его, хорошо и радостно думал о своей красивой, дивно разнообразной земле. Даже странно, что такую картину создал умирающий мастер. Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. С. Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. Левитан пытается соединить монументальность и декоративность, обобщенность образа со сложность изображения, тонкостью переходов света и цвета, психологизмом. Картина является— едва ли не самым мажорным произведением художника, она написана как бы наперекор смерти. - Дайте мне только выздороветь,- говорил он Чехову, художнику и близкому другу Нестерову, - я совсем по – иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь»!.. Но в конце лета того же года картина, увитая черным крепом, уже находилась в русском отделе Всемирной выставки в Париже, она носила название «Озеро». Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась.Существует несколько мнений о картине, каждый человек видит в ней что-то своё. А.А. Фёдоров-Давыдов считал: «картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Полотно производит на нас непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы. Это- Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Это - природа в своей шири и красоте, свидетельство того, что именно счастье и изобилие, а не бедность, смирение и страдания являются правдой жизни, ее нормой и естественным порядком вещей. Это то выражение в красоте природы веры в будущее, утверждение достойной человека жизни, которое мы видим в творчестве Левитана и в котором оно особенно близко и родственно творчеству его великого друга и современника А.П. Чехова. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни». А эти строки из сочинения по картине ученика А Агазаде Шах: «Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро. Русь». Художник хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она, может быть, и будет. Не бедность, не смирение и страдания - удел России, она вся – в будущем». Кроме того, известно, что существует несколько вариантов картины «Озеро», одна из которых находиться в Русском музее, и ещё две: в Государственной Третьяковской галерее, и эскиз в музее искусств Нижнего Новгорода. Таково «Озеро», такова «Русь». Есть в этой картине что–то эпически величавое, могучее. Её можно поставить рядом с гениальной картиной Левитана «Над вечным покоем» - где нет покоя, где дуют холодные ветры тревоги. В «Озере» же силы земли, солнечный свет, ветер прозрачной и свежей осени утверждают жизнь, её продолжение, её стремление вперед. Эта душевная бодрость, эта живущая в красках надежды созвучны светлой пушкинской строки, положенной в основу избранной Левитаном темы. Тут тоже – людские судьбы, «хоть ими здесь пропитан только воздух». Использованная литература 1. Аменский Ю. Рассказы о Русском музее. – Лениздат, 1981. 2. Асафьев Б. Русская живопись. - М., 1966, с. 85 3. Вермель. Исаак Ильич Левитан и его творчество. - Санкт-Петербург, 1902, с.5. 4. Государственный Русский музей Москва «Советский художник» 1991, 368 с. 5. Ростиславов А. И.И. Левитан. - М., 1911, с. 49. 6. http://www.museum-online.ru/Peredvizhniki/Isaac_Iljich_Levitan/ 7.http://referatko.ru/literatura_yazykovedenie/referat_tvorchestvo_levitana_winword_kursovaya/index-2.html 8. http://sch2262.ru/levitan/art16.html 9. http://staratel.com/pictures/ruspaint/348.htm |
www.dereksiz.org