Кривицкая Анжела Зигмундовна – учитель МБОУ Мелиховская СОШ Усть-Донецкого района Ростовской обл. Картина левитана березовая роща презентация


Подготовка к сочинению по картине Исаака Левитана "Берёзовая роща"

Подготовка к сочинению по картине Исаака Левитана «Березовая роща»

 

1-2. Слайды с фотографиями берёз.

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится!

                                                               Прокофьев

3 слайд. Художников всегда привлекало это красивое  по-настоящему русское дерево.  Картины Архипа Куинджи «Берёзовая роща» и Ивана Шишкина «Берёзовая роща». Что в них привлекает? Какое настроение у этих картин?

4 слайд. Перед вами картина Исаака Левитана «Берёзовая роща». Исаак Левитан – это русский художник, мастер пейзажа.  Посмотрите на его картину, помечтайте, что в ней привлекает, какое у нее настроение? Какие у нее краски? Постарайтесь сформулировать тему урока, его цели.

  Звучит музыка.

5 слайд. Запись в тетрадь.

6-7 слайд . Работа в группах.

  • Составьте приблизительный план сочинения.
  • Последовательно расположите элементы описания .
  • Подберите цветовую палитру к картине
  • Угадайте настроение картины.

Обсуждение работы  в группах.

Слайд 8-13 Работа над содержанием сочинения.

Слайд 14. Рефлексия. Что узнали? Чему учились? Что понравилось?

Просмотр содержимого документа «Подготовка к сочинениию»

Подготовка к сочинению по картине Исаака Левитана «Березовая роща»

1-2. Слайды с фотографиями берёз.

Люблю березу русскую,То светлую, то грустную,В беленом сарафанчике,С платочками в карманчиках,С красивыми застежками,С зелеными сережками.Люблю ее нарядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую.Люблю березу русскую.Под ветром низко клонитсяИ гнется, но не ломится!

Прокофьев

3 слайд. Художников всегда привлекало это красивое по-настоящему русское дерево. Картины Архипа Куинджи «Берёзовая роща» и Ивана Шишкина «Берёзовая роща». Что в них привлекает? Какое настроение у этих картин?

4 слайд. Перед вами картина Исаака Левитана «Берёзовая роща». Исаак Левитан – это русский художник, мастер пейзажа. Посмотрите на его картину, помечтайте, что в ней привлекает, какое у нее настроение? Какие у нее краски? Постарайтесь сформулировать тему урока, его цели.

Звучит музыка.

5 слайд. Запись в тетрадь.

6-7 слайд . Работа в группах.

  • Составьте приблизительный план сочинения.

  • Последовательно расположите элементы описания .

  • Подберите цветовую палитру к картине

  • Угадайте настроение картины.

Обсуждение работы в группах.

Слайд 8-13 Работа над содержанием сочинения.

Слайд 14. Рефлексия. Что узнали? Чему учились? Что понравилось?

Просмотр содержимого презентации «березовая роща»

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится!
  • Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится!

Прокофьев

Иван Шишкин Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита,  А в ней какою негой веет  От каждой ветки и листа! Архип Куинджи “ Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”. Леонардо да Винчи

Иван Шишкин

Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита,  А в ней какою негой веет  От каждой ветки и листа!

Архип Куинджи

“ Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”.

Леонардо да Винчи

Исаак Левитан

Исаак Левитан

Двадцать пятое октября Подготовка к сочинению по картине Исаака Левитана «Березовая роща»

Двадцать пятое октября

Подготовка к сочинению по картине Исаака Левитана «Березовая роща»

Работа в группах

Работа в группах

  • Составьте приблизительный план сочинения.
  • Последовательно расположите элементы описания .
  • Подберите цветовую палитру к картине
  • Угадайте настроение картины.
«Берёзовая роща» Летний Солнечный На ……картине…….. роща в………………день. Лучи солнца Освещают всё

«Берёзовая роща»

Летний

Солнечный

На ……картине…….. роща в………………день.

Лучи солнца

Освещают всё

«Берёзовая роща» Под лучами солнца Переливается, искрится Изумрудная, светло-зелёная трава листва берёз

«Берёзовая роща»

Под лучами солнца

Переливается, искрится

Изумрудная, светло-зелёная

трава

листва берёз

«Берёзовая роща» … ....стволы берёз……… выделяются на фоне……… ……… листочки россыпью…………..

«Берёзовая роща»

… ....стволы берёз………

выделяются на фоне………

……… листочки россыпью…………..

«Берёзовая роща» Сиреневые Полевые

«Берёзовая роща»

Сиреневые

Полевые

«Берёзовая роща»

«Берёзовая роща»

  • Главное в картине – игра ослепительного света в зеленой роще.
  • Это оттенки…………….
«Берёзовая роща» Мне понравилась картина, потому что…………. Или Таким образом, художнику…………

«Берёзовая роща»

Мне понравилась картина, потому что………….

Или

Таким образом, художнику…………

Что узнали Чему учились Что понравилось

Что узнали

Чему учились

Что понравилось

Домашнее задание Написать сочинение по картине Исаака Левитана «Берёзовая роща»

Домашнее задание

Написать сочинение по картине Исаака Левитана «Берёзовая роща»

Удачи вам!!!

Удачи вам!!!

kopilkaurokov.ru

Интегрированный урок "русский язык + МХК" по теме "Грусть левитановского пейзажа" (по картине И.И. Левитана "Березовая роща")

Этапы урока

Преподаватель русского языка и литературы

Преподаватель МХК

Вводное слово учителей. 1.1. Сегодня у нас с вами необычный урок развития речи, который мы проведем вместе с преподавателем МХК. Тема нашего урока: Грусть левитановского пейзажа,– записана на доске. Мы будем не только описывать картину, как уже умеем делать, но и поговорим об эмоциональной составляющей живописи Левитана, на доске начерчена таблица. Перечертите её в тетрадь. 1.2. Ребята, вы знаете, чтобы описать картину, нам необходимо вспомнить некоторые термины и понятия по изобразительному искусству.

Ученики получают раздаточный материал (Приложение 1).

Ребята, не случайно, пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны, и прежде всего их можно разделить по сюжету, который принято называть мотив пейзажа, что сразу напоминает о музыке. Слово “мотив” можно перевести с фр. как “побуждение”, то есть причина, объект интереса художника. Например, это может быть мотив дороги, мотив реки, леса, далей и т.д. Пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, тем не менее, создают совершенно разные образы природы.

Левитан особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов – соединившись в его творчестве, они звучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи.

В произведении “Берёзовая роща” нашла своё отражение и выражение знаменитая левитановская “мотивность”: он был великим умельцем вложить в простейший природный “мотив” богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ.

Послушайте рассказ о гениальном мастере пейзажа. (Приложение 2)

Работа с планом-таблицей.

1. Самостоятельная работа учащихся.

2. В тетради начертите план-таблицу (Приложение 3) и в графе Введение запишите все, что вы запомнили из рассказа о Левитане и его картинах.

Подумайте, как должно звучать переходное предложение (предложение-мостик) от Введения к Основной части. И запишите его. Например: Перед нами картина И.Левитана “Березовая роща” или Пейзаж И.Левитана “Березовая роща” написан в 1885 – 1889 годах.

 
Пример устного описания картины.   3. Разбор картины “Берёзовая роща” И.Левитана (Приложение 4)
Самостоятельная работа учащихся 4. В Основную часть плана-таблицы запишите, что вы запомнили из рассказа учителя МХК.

Возьмите лист с заданиями и выполните задание №1. (Приложение 5)

Несколько учеников прочтут, что у них получилось.

 
Эмоциональная составляющая картины. 5.2.Замечательные стихи написаны о березах, ведь берёза издревле считается символом России. Послушайте, как

Николай Тряпкин в стихотворении “Стихи о березовой роще” вспоминает (Приложение 6)

Перед вами стихи дугих поэтов, посвященные березам. Давайте выразительно прочитаем вслух.

Подчеркните в стихотворениях те строчки, которые вы выберете для эпиграфа вашего сочинения. ((Приложение 6)

5.1. Попробуем “войти” в картину, пройтись по залитой светом лесной поляне. Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?

Захотелось ли вам потрогать стволы берёз, сорвать цветок или травинку, погладить листочек, принюхаться к волнующим ароматам леса?

Какая внутренняя картинка у вас возникает? Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Самостоятельная работа учащихся.
6. В Основную часть запишите, какие эмоции вызывает картина.

Выполните задание №2. (Приложение 5)

Несколько учеников читают, что у них получилось.

 
Эвристическая беседа (Приложение 7) 7.1. Удивительное стихотворение посвятил берёзам Владимир Набоков. Послушайте его. (Приложение 6) 7.2. Оказывается, не только можно написать красками картину, можно написать её и словом. Наша задача состоит не в том, чтобы соглашаться или не соглашаться с предложенным поэтическим описанием, а научиться самим ловить миг появления эмоции, погружаться в неё и оформлять её словами так, чтобы слушатели начинали испытывать наше состояние.

Это умение может вам пригодиться и в вашей профессиональной деятельности музыкантов, ведь вы должны с помощью звука донести до слушателя не только задумки композитора, но и ваши собственные эмоции исполнителя.

Давайте порассуждаем:

– Что значит природа в вашей жизни?

– Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове природа? А при слове берёза или берёзовая роща?

– Какие композиторы посвящали свои произведения природе, как эти произведения называются?

А теперь послушаем песню “Берёзы” в исполнении группы “Любэ” (Приложение 9).

Самостоятельная работа 8. Сегодня вы услышали много стихов, посвященных одному из древних символов нашей страны — берёзе. Перечитайте их еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению-описанию. Запишите эпиграф в тетрадь.

Подумайте, какое предложение-мостик можно написать в начале Заключения.

 
Домашнее задание 9. Напишите заключение к сочинению – описанию картины И.Левитана “Березовая роща”, опираясь на задание №1 к упр. 379 (стр. 175) (Приложение 8)

(Учебник. Русский язык. 7 класс. под ред. М.М.Разумовской и др.)

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Кривицкая А.З. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Березовая роща». Урок русского языка в 7 классе - Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 - Каталог файлов

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)

урок русского языка в 7 классе

Кривицкая А.З.

Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом – умение выбирать нужную информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат (для учащихся): ученики научатся отвечать на вопросы по содержанию картины и уметь описывать природу, отбирать материал для написания сочинения.

Учебные задачи:                                               

направленные на достижение личностных результатов обучения:

– воспитывать любовь к родной природе;

– создавать внутреннюю мотивацию к учению.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

– овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

– формировать умения работать в информационно-образовательной среде;

– формировать умение планировать и вести учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи

направленные на достижение предметных результатов обучения:

развивать навыки создания текста по теме, работы с текстом.

С О Д Е Р Ж А Н И Е   У Р О К А

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

1. Приветствие. Самоопределение к деятельности.

Приглашение на экскурсию. Материал на сайте:

http://www.youtube.com/watch?t=20&v=tHjCNGAtKK8

Ученики высказывают свои впечатления от видео.

У ч и т е л ь. Какие чувства, эмоции возникли у вас после просмотра? Такие же эмоции испытывают поэты, писатели, художники от встречи с прекрасным. Эти впечатления отражаются в произведениях искусства. Одно из них рассмотрим сегодня.

2. Тема записана на доске (Слайд 1): «Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Березовая роща».

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Береза». (Слайд 2). Учащиеся формулируют цели и задачи урока, записывают тему в тетрадь. Ученики показывают умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. Актуализация знаний

1) Вспомните, из каких частей состоит сочинение.

2) Создайте в тетради таблицу, включающую основные пункты композиции сочинения.

части сочинения

ключевые фразы для создания текста

Вступление

 

Основная часть

 

Заключение

 

Данная таблица будет заполняться по ходу работы на уроке.

2. Сообщение нового материала

Рассказ о художнике И.И. Левитане. Подготовленный ученик воспроизводит текст, сопровождаемый своей презентацией с использованием пейзажей художника и историей написания картины «Березовая роща».

Остальные заполняют первую часть таблицы «Вступление».

Чтение записей в колонке «вступление». Обсуждение и дополнение ответов учащимися.

– Повторение определения пейзажа. (Слайд 3). «Пейзаж – жанр изобразительного искусства, где основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа». «Пейзаж» в переводе с французского языка означает «вид местности» (по-немецки – «ландшафт»).

Расширение понятия «пейзаж». Введение понятия «мотив».

У ч и т е л ь. Существует много видов пейзажей, но их можно классифицировать по сюжету, который называется «мотив пейзажа». Например, это может быть мотив дороги, мотив реки, леса, далей. Пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, могут создавать разные образы природы. (Слайд 4).

Работа по картине. Накопление материала для сочинения. Запись во второй колонке таблицы.

– Определите мотив картины «Березовая роща».

– Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?

– Захотелось ли вам оказаться на этой поляне, потрогать стволы берез, сорвать цветок или травинку, погладить листочек, принюхаться к волнующим ароматам леса?

– Сообщение о Плесской роще (из справочных материалов).

– Каково настроение картины?

– Опишите изображенные на картине объекты.

– Цветовая гамма картины. («Березовая роща» И. Левитана привлекает внимание своим цветовым ритмом, чередованием горизонтальных полос: нижняя – темно–зеленый покров травы, средняя – белые стволы берез и верхняя – опять густые зеленые тона).

– Какое настроение создают чередования светлых и темных полос? Свет и тень на полотне. (Солнечные лучи, проникая сквозь листву, освещают все предметы, создавая впечатление двигающихся теней).

– Почему А.П. Чехов назвал картину «улыбкой художника»?

– Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Чтение второй колонки. Обсуждение и дополнение ответов учащимися.

Составление плана. Запись в тетради.

3. Добывание знаний и практическое применение. Работа в группах.

У ч и т е л ь. Картину можно написать не только красками, но и словом. (Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами стихов русских поэтов).  Задание: исследуйте текст с точки зрения использования в нем изобразительно-выразительных средств, помогающих автору создать образ березы или картину лесного пейзажа.

– Перечитайте стихи еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению-описанию? Запишите эпиграф в тетрадь.

«Береза» (Всеволод Рождественский)

Чуть солнце пригрело откосыИ стало в лесу потеплей,Береза зеленые косыРазвесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,В сережках, в листве кружевной,Встречает горячее летоОна на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,Прильнет ли болотная мгла, –Дождинки стряхнув, улыбнетсяБереза – и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,Нет дерева сердцу милей,И много задумчивых песенПоется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,И так ее дни хороши,Что кажется – в шуме березыЕсть что-то от русской души.

«Береза» (Сергей Городецкий)

Я полюбил тебя в янтарный день,Когда, лазурью светозарнойРожденная, сочилась леньИз каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмельКипучих волн озерных.Тянул, смеясь, веселый ЛельЛучи волосьев черных.

И сам Ярила пышно увенчалКонцы волос зеленой кронойИ, заплетая, разметалВ цвету лазурном цвет зеленый.

«Смотри, как роща зеленеет...» (Федор Тютчев)

Смотри, как роща зеленеет,Палящим солнцем облита,А в ней какою негой веетОт каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнямиДерев, поимых родником, –Там, где, обвеянный их мглами,Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,В полдневный зной погружены,И лишь порою крик орлиныйДо нас доходит с вышины...

Работа по учебнику. Упр.№№ 474-476. («Русский язык». 7 класс. под ред. М.М. Разумовской и др.).

– Какие изобразительные средства использованы автором в тексте упражнения 474?

– В какой части сочинения можно использовать данный текст?

– Определите основную мысль текста упражнения 475.

– Какой может быть основная мысль вашей работы?

Работа над заключением. Прочитайте текст. (Слайд 5). «Какое русское, какое очаровательное дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза – это воистину крестьянское дерево. В нем и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка ряба, и даже молоко которое пьют по всей земле. Всматриваясь в березовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу.

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. И вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, балалаечные вариации, обязательно вспоминаешь юность и детство, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое».

– Определите главную мысль текста. Как можно использовать данный текст при написании заключения? (Другие варианты заключения).

– Какое место занимает природа в вашей жизни?

– Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?

– А при словах «береза» или «березовая роща»?

– Вспомните о символическом значении березы в жизни нашей страны.

Чтение записей в колонке «заключение». Обсуждение ответов учащихся.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Рефлексия. Форма проведения в технологии АМО – «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте… (Слайд 6).

Домашнее задание – написать сочинение.

tfd.ucoz.com

Сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща»

Тема сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща»

Цели:

Общая: подойти к целостному пониманию роли природы в жизни человека; рассмотреть мир природы как отражение внутреннего мира человека, его настроения.

Развивающая: способствовать развитию культуры рече­вого поведения, внимания к детали, образного мышления, обо­гащению словарного запаса.

Воспитывающая: воспитывать умение видеть прекрас­ное в обыденном, чувствовать красоту произведения искусства в словесном его выражении.

Задачи: через эмоциональное восприятие картины и ее анализ научиться создавать самостоятельное речевое высказы­вание, используя образно-выразительные и изобразительные средства языка, подсказанные картиной; соотносить тему карти­ны с темой будущего речевого высказывания; формировать уме­ние анализировать картину как произведение искусства, вос­принимать произведение живописи целостно и выражать вос­принимаемое средствами языка (адекватно содержанию кар­тины) в единстве формы и содержания.

Общие понятия: тема, основная мысль, художествен­ные средства, композиция, жанр, гармония, ассоциация, художе­ственный образ, символ.

Оборудование: репродукция полотна И. Левитана «Бе­резовая роща», аудиозапись звуков живой природы, веточка бе­резы с листиками-заданиями.

Ход занятия

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

II А. Бунин

I.Вступительное слово учителя.

Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII ве­ка пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же зна­чимым, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, бу­дит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Одним из непревзойденных мастеров такого пейзажа был Исаак Левитан. Тебе уже знакомо это имя; вместе с ним мы по­бывали на Волге, наслаждались красотами осени, а сегодня нам предстоит путешествие в березовую рощу. Итак, вы готовы от­правиться в путь?

II.Работа по теме урока.

Включается аудиозапись со звуками летнего леса. Дети слышат щебетание птиц, легкий шум ветерка. На экран выводится изображение полотна И. Левитана «Березовая роща» (1885-1889).

  • Давайте представим, что мы чудесным образом перене­слись на полотно Левитана. Посмотрите внимательно, что нас окружает? Что мы видим, слышим вокруг? Что чувствуем?

  • Понравилась ли вам картина, в которой мы оказались? Чем именно она вас привлекла? (Да, вспоминается чудесное стихо­творение Ф. И. Тютчева.)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим зноем облита.

А в ней такою негой веет

От каждой ветки и куста!..

  • Мы не просто созерцатели, мы еще сегодня высту­паем и в роли исследователей-искусствоведов. Уметь видеть, чувствовать красоту - это прекрасно! Но как интересно, ребята, открыть, с помощью каких средств достигает художник такого потрясающего эффекта.

  • Посмотрите, какая необычная березовая веточка у меня в руках, с чудесными листочками, на которых указаны задания для групп.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, затем пред­ставитель от каждой группы срывает для своей группы листо­чек с заданием.

Примерные ответы групп:

1) Сколько в этой картине света, воздуха! Какое ликованиеона несет! Все, что изображено на этом полотне, будто дышити трепещет. Вот почему она не может не завораживать! А какаяпалитра! Какие цвета!

2) Композиция неслучайна: все продумано до мелочей.Справа, близко к краю холста, на первом плане написаны два дерева. Две березы в расцвете сил и красоты. Хотя полностью мы их не видим, их кроны выходят за рамки холста. За ними не­большая полянка, а за ней - веселая перекличка белоствольных юных красавиц. Они словно играют в догонялки. Таким образом художник показывает нам березки убегающими в глубь рощи от переднего правого плана по диагонали к левому заднему пла­ну. Так передается живость, бодрость, радость жизни, веселье и задор.

  1. Главное художественное средство, используемое худож­ником, - ритм. Ритм солнечных бликов на траве, чередование темных и золотых пятен, неравномерное чередование изумруд­ного, ярко-зеленого и золотистого в трепещущей листве. А сами стволы березок, ведь в них тоже неравномерный ритм. Потря­сающее использование светотени. Отсюда ощущение своеоб­разного танца березок: то в парах, а то поодиночке выступают белоствольные красавицы, соединяясь в дружном веселом тан­це, любуясь собой и своими белоствольными подружками. А какая игра цвета! Разве мы видим чисто белый цвет ствола хотя бы у одной березки? Нет! Сиреневым, голубоватым и зеле­новатым цветом изображается затененная часть ствола, а осве­щенная солнцем - розовая и чуть желтоватая.

  2. Сам образ березы глубоко символичен: он по праву явля­ется символом России, олицетворением ее чистоты, красоты. В произведениях многих поэтов и писателей встречается этот милый нежный образ-символ, например, в стихах Лермонтова. Тютчева, Есенина, Блока. А сколько упоминаний о березе в рус­ских песнях!

Например, «березонька-подруженька», «березовая Русь», «чета белеющих берез», «обнаженные груди берез», «молоко берез».

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Ф. И. Тютчев

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин

5) Мир на полотне Левитана подвижен и переменчив. Су­меть увидеть, поймать этот миг мимолетности - чудесный дар. Он помогает человеку ощутить ту радость бытия, ту гармонию, ту любовь, которая царит в окружающей его природе. Увидеть, что в этом мире «на всем улыбка, жизнь во всем...» и как «цве­тущий мир природы избытком жизни упоен...» (Ф. И. Тютчев).

- Какими средствами мы выразим впечатление от увиденно­го на полотне? Предлагаю заполнить таблички рабочих мате­риалов (раздаются каждому).

Наблюдаемое

Рабочий материал

Роща

Веселая, задорная, озорная, шаловливая, чуть за­стенчивая, прекрасная в своей красоте и неповто­римости

Лучи

Солнечные, яркие, ослепительные, подвижные, иг­рающие; жаркие

Березы: листва, стволы

Трепещущая, улыбающаяся, молодая, свежая, неж­ная, сочная, игривая, «золотистые косы», «воздуш­ная зелень»; гибкие, тонкие, обласканные солнцем, наряженные в «холщовые сарафаны», «молоко бе­рез», их чудесный хоровод

Полянка

Изумрудная, шелковистый покров, скромные рос­сыпи цветочков, золотистые блики, манящая зелень

Воздух

Напоенный свежестью, благоуханием лесных трав и цветов, животворящим светом и теплом

Настроение

Чудесное, летнее, радостное, приподнятое, ликую­щее

- Давайте вместе составим план, по которому дома вы на­пишете свое речевое высказывание-сочинение.

ПЛАН

Т. Чудесный летний день.

II. «Смотри, как роща зеленеет...».

1 Хоровод берез-подружек.

2 «Воздушная зелень младая».

3 На изумрудной полянке...

III. «На всем улыбка, жизнь во всем...»

III. Подведение итогов урока.

- Надеюсь, ребята, вам понравилось наше путешествие в лет­-нюю «Березовую рощу» И. Левитана. Более того, вы себя смог­ли почувствовать и в роли искусствоведов, и в роли мастеровхудожественного слова. Но самое главное, мы поняли, что по­-средством такого прекрасного жанра, как пейзаж, мы учимсявидеть и ценить красоту родной природы, гармонию, которойвсе подчинено в нашем мире. Учимся ценить каждый миг, даро­-ванный жизнью.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Гармония - согласованность, соразмерность, единство час­тей и целого в художественном произведении.

Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделе­ние в большинстве видов искусств. В изобразительном искусст­ве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исто­рический жанр и т. д.).

Живопись - произведение, в котором изображение наносит­ся на специально подготовленный холст масляными красками.

Композиция - построение художественного произведения.

Палитра - перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива - происходит от латинского слова «ясно ви­жу» - система изображения на плоскости пространства и объем­ных тел, их удаления от наблюдателя.

Светотень - градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.

Символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Тон - в переводе с греческого «ударение, напряжение» -простейший элемент светотени, светонасыщенность отдельного видимого участка предмета.

Художественный образ - обобщение размышлений и оцен­ки мира художником, который является выразителем мировоз­зрения определенного исторического времени.

Цвет - световые волны, зрительно окрашивающие матери­альный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства. Локальный цвет в живописи - чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава - зеленая, небо - голубое). Смеше­ние красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тон­чайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цвето­вую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изо­бразительном искусстве.

Литература

1. Бялик, В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. Бялик. - М. : Белый город 2006.

  1. Есенин, С. Собрание сочинений : в 2 т. / С. Есенин,-М., 1991.

  2. Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования: примерное планирование интегрированных занятий / Л.Н.Савина, Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

  3. Сочинение по картине в 5 классе : метод, пособие / Л.А. Ходякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Есенин, С. Собрание сочинений : в 2 т. / С. Есенин, 1991.

  1. Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования мерное планирование интегрированных занятий / Л. 11. (п\ Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

  2. Сочинение по картине в 5 классе : метод, пособие / Л, Л дякова [и др.]. - М.: ACT : Астрель, 2003.

multiurok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта