Презентация на тему "Творчество Архипа Ивановича Куинджи". Татарская сакля в крыму куинджи картина


Иллюзия света Архипа Куинджи: vakin

Архи́п Ива́нович Куи́нджи 15 (27) января 1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник, мастер пейзажной живописи.

В Крыму. 1900-1905Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.

С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича в Таганроге (ул. Петровская, 82). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Пытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту — лишь толок краски и красил забор. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. После двух месяцев проживания в Феодосии, Архип Иванович возвращается в Таганрог, а затем уезжает в Санкт-Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 г. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 г. — «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876 г. — знаменитую «Украинскую ночь».

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После дождя»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник - Википедия

На острове Валааме. 1873

Ладожское озеро. 1873

Крыши. Зима. 1876

Солнечные пятна на инее. 1876-1890

Лунная ночь. Раздумье. 1876-1890

Украина. 1879

Березовая роща. 1879

После грозы. 1879

После дождя. 1879

Лунная ночь на Днепре. 1880

Берег моря. 1885-1890

Кипарисы на берегу моря. Крым. 1887

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895

Зима. 1890-1895

Снежные вершины. 1890-1895

Лес. Лопухи. 1898-1908

Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым. 1898-1908

Солнечный свет в парке. 1898-1908

Дубы. 1900-1905

Радуга. 1900-1905

Христос в Гефсиманском саду. 1901

Березовая роща. 1901

Днепр. 1901

Красный закат. 1905-1908

Ночное. 1905-1908

Волны

Восход солнца

Стволы деревьев

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Крым в творчестве А.И. Куинджи

опубликовано: апрель 2016

С именем знаменитого пейзажиста, волшебника света Архипа Ивановича Куинджи, значительную часть своего творчества посвятившего Крыму, связано немало легенд и загадок. Неизвестна даже точная дата рождения художника. По одним данным, он родился 15 (27) января 1841 года, по другим – в 1842-м или в 1843 году. Доподлинно известно лишь то, что будущий живописец появился на свет в местечке Карасу (Карасевка) под Мариуполем, в семье бедного сапожника. Себя художник считал русским, хотя среди его предков были греки, переселенные Екатериной II с Крымского полуострова в Приазовье в конце XVIII века. 

Мальчик рано остался сиротой. Грамоте он выучился у учителя-грека, однако особого рвения к учебе не проявлял, а вот рисованием увлекся с детства и рисовал каждую свободную минуту не только на бумаге, но и на заборах или стенах. Бедность вынудила подростка работать с малых лет: он пас гусей, вел учет кирпича на строительстве церкви, прислуживал местному хлеботорговцу Аморети. Товарищ последнего, хлеботорговец Дуранте, увидев рисунки мальчика, порекомендовал ему отправиться в Крым, в Феодосию, на обучение к уже известному тогда маринисту И. К. Айвазовскому. 

Существуют противоречивые сведения о том, удалось ли Куинджи летом 1855 года встретиться с часто путешествующим живописцем. Известно, что некоторые пояснения в живописной грамоте юноша получил от молодого художника Адольфа Феселера, гостившего в то время у Айвазовского и копировавшего картины мастера. Сам Куинджи прожил в Феодосии два месяца, но в мастерскую так и не был допущен. Ему доверили лишь растирать краски и красить забор. Вернувшись из Феодосии, Архип Иванович стал зарабатывать на жизнь ретушированием фотографий. 

В 1865 году, мечтая поступить в Императорскую Академию художеств, Куинджи едет в Петербург, но, не имея достаточной подготовки, дважды проваливает экзамены. Молодой человек упорно продолжает заниматься живописью и в 1868 году представляет на суд публики первую серьезную картину под названием «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Работа принимает участие в академической выставке, а сам живописец удостаивается звания свободного, а затем и неклассного художника и получает возможность посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя. Тогда же он знакомится с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. 

Под влиянием передвижников в 70-е годы XIX века творчество А. И. Куинджи приобретает социально-реалистическую направленность. Но вскоре художник отходит от идей передвижничества, и в его пейзажах появляются романтические нотки. Куинджи много экспериментирует с красками и композицией. Он вырабатывает особую декоративную систему: уплощает изображаемые предметы для создания иллюзии глубины пространства и применяет систему дополнительных цветов для передачи особой яркости цвета. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году критики отмечают своеобразие и «оригинальную национальность» его работ. Художник, хотя и не применяет классические приемы импрессионистов, много внимания уделяет передаче различных состояний световоздушной среды, используя для этого тонкие комбинации цветов и прерывистые легкие мазки. Иллюзия света как правды природы становится его целью.

После выхода из Товарищества передвижников в 1880 году Куинджи выставляет новую картину «Лунная ночь на Днепре», поразившую зрителей не только необыкновенным эффектом лунного сияния, но и философской глубиной и мощью. До июня 1882 года художник показал публике еще нескольких работ, а затем неожиданно, на пике славы, «замолчал» на долгие годы.

Что стало причиной творческого «затворничества» Куинджи, неизвестно и сегодня. Возможно, он просто устал от повышенного внимания, восторгов и критики. А быть может, познав невероятный успех, просто опасался разочаровать публику? Кто-то даже решил, что художник исписался и от него больше не стоит ждать ничего нового, однако сам мастер продолжал работать и экспериментировать, подбирая красочные пигменты и грунты и меняя стили. Как позже выяснилось, в этот период Куинджи создал сотни живописных и графических работ. Значительная их часть была нарисована в Крыму, а часть – на Кавказе. Свое «молчание» художник нарушил лишь в 1901 году, показав публике четыре новые работы. О творчестве Куинджи вновь заговорили, но эта выставка стала последней прижизненной выставкой живописца, несмотря на то, что он продолжал работать до конца жизни. 

В этот же период – с 1894 по 1897 год – Архип Иванович, удостоенный звания профессора, руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Его учениками были К. Ф. Богаевский, А. А. Рылов, Н. К. Рерих. Живописец известен и своей широкой благотворительной деятельностью. В 1909 году было создано Общество художников им. Куинджи, в пользу которого мастер пожертвовал почти все состояние и завещал свои картины. 

Пейзажист неоднократно бывал в Крыму, а в 1880-х годах и сам стал собственником земли на солнечном побережье. В 1886 году он приобрел часть бывшего имения генерала Ф. Ревелиоти – участок  западнее Симеиза, в урочище Кацивели, в то время входившем в состав Кикинеиза, а в 1888-м стал владельцем всего поселка Кикинеиз. Имение Куинджи было и в Алупке. По завещанию живописца позже оно было передано Обществу художников, а затем поступило в распоряжение Академии художеств. 

В балке Тартир, между Кацивели и нынешней Понизовкой, располагалась дача Куинджи, получившая название Нанильх-Чухур – Мятный овраг. Художнику досталась и километровая полоса пляжа, и пологий, покрытый дикими зарослями склон. На лето он устанавливал здесь небольшой разборный дом, в котором жил вместе с женой. Ниже «дачи» берег обрывом спускался к морю. Отсюда Куинджи наблюдал за морскими волнами, любовался скалой Узун-Таш, наслаждался закатной тишиной. В Крыму Архип Иванович много работал на натуре, сюда он привозил на пленэр и своих учеников. Отсюда же в 1910 году тяжелобольного художника увезли в Санкт-Петербург, где он скончался 11 (24) июля 1910 года. 

В работах крымского цикла мастер продолжил исследования цвета, света и световоздушной среды в целом. Когда-то пытавшийся подражать Айвазовскому, Куинджи со временем выработал собственную манеру живописи. По картинам художника этого периода можно видеть, насколько они отличаются от полотен кумира его юности. 

Живописным крымским берегам Архип Иванович Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет и лунное сияние.

Художник не всегда стремился к точному воспроизведению местности, часто создавая обобщенный образ природы. В названиях ряда картин есть прямая ссылка на то, что они были написаны в Крыму. В названиях других – полуостров не упоминается, но по характеру пейзажа и времени их написания можно определить, что и они относятся к крымскому пласту. 

Изрезанное бухтами живописное крымское побережье, выступающие мысы, скалы и горы можно разглядеть на работах А. И. Куинджи:

На протяжении всей жизни море оставалось страстью художника. И в Крыму его привлекали бег морских волн и их волшебное сияние под солнцем и луной: 

Живописец создавал целые серии картин со схожей тематикой. Закатные мотивы появятся в ряде работ художника, в том числе и крымского периода:

Рисовал Куинджи не только бескрайние морские просторы. Несколько его картин посвящены переменчивым облакам, плывущим над морем и горными долинами:

Южная природа и высокие крымские кипарисы запечатлены и на одной из немногих тематических картин мастера, ставшей итогом его духовных исканий:

Крымские пейзажи А.И. Куинджи:

irmasirin 

krymkrymkrym.ru

Презентация на тему "Творчество Архипа Ивановича Куинджи"

Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его… — Николай Константинович Рерих.

Просмотр содержимого документа «Презентация на тему "Творчество Архипа Ивановича Куинджи"»

Творчество А. Куинджи

Творчество А. Куинджи

Архип Иванович Куинджи родился 15 (27) января 1841 г. в Мариуполе в семье бедного сапожника. Рано лишившись родителей, он жил в бедности, работая сначала на подсобных работах по строительству церкви, затем у хлеботорговца. Рано увлекся живописью. Первая картина Куинджи «Татарская сакля в Крыму» помогла ему стать в 1868 г. вольнослушателем Петербургской Академии художеств

Архип Иванович Куинджи родился 15 (27) января 1841 г. в Мариуполе в семье бедного сапожника. Рано лишившись родителей, он жил в бедности, работая сначала на подсобных работах по строительству церкви, затем у хлеботорговца. Рано увлекся живописью. Первая картина Куинджи «Татарская сакля в Крыму» помогла ему стать в 1868 г. вольнослушателем Петербургской Академии художеств

«Татарская сакля в Крыму»

«Татарская сакля в Крыму»

На раннее творчество Куинджи оказал влияние великий маринист Айвазовский, а также художники-передвижники И. Е. Репин и И. Н. Крамской. В 1872 г. за картину «Осенняя распутица» Куинджи получил от Академии звание «классного художника первой степени».

На раннее творчество Куинджи оказал влияние великий маринист Айвазовский, а также художники-передвижники И. Е. Репин и И. Н. Крамской. В 1872 г. за картину «Осенняя распутица» Куинджи получил от Академии звание «классного художника первой степени».

Художник много работает, участвует в международных выставках и выставках передвижников. К этому периоду относятся такие известные картины Куинджи, как «На острове Валааме» (1873), «Чумацкий тракт» (1875), «Украинская ночь» (1876).

Художник много работает, участвует в международных выставках и выставках передвижников. К этому периоду относятся такие известные картины Куинджи, как «На острове Валааме» (1873), «Чумацкий тракт» (1875), «Украинская ночь» (1876).

«На острове Валааме»

«На острове Валааме»

«Чумацкий тракт»

«Чумацкий тракт»

«Украинская ночь» (1876)

«Украинская ночь» (1876)

В 1877 г. художник сам становится участником Товарищества передвижников, выставляет такие картины, как «Вечер в Малороссии» (1878), «Березовая роща» (1879), «После грозы» (1879). В этих произведениях художник показывает себя непревзойденным мастером пейзажной живописи. Куинджи называют «русским Моне» благодаря ослепительным и эффектным краскам, которые он использует. Картины Куинджи ошеломляют публику, вызывая у одной ее части восторг, а у другой – негодование.

В 1877 г. художник сам становится участником Товарищества передвижников, выставляет такие картины, как «Вечер в Малороссии» (1878), «Березовая роща» (1879), «После грозы» (1879). В этих произведениях художник показывает себя непревзойденным мастером пейзажной живописи. Куинджи называют «русским Моне» благодаря ослепительным и эффектным краскам, которые он использует. Картины Куинджи ошеломляют публику, вызывая у одной ее части восторг, а у другой – негодование.

«Вечер в Малороссии» (1878)

«Вечер в Малороссии» (1878)

«Березовая роща» (1879)

«Березовая роща» (1879)

«После грозы» (1879)

«После грозы» (1879)

Возможно, эти яростные споры вокруг его картин и стали причиной того, что художник перестает участвовать в выставочной деятельности, замолчав почти на 30 лет. В 1894-1897 гг. Куинджи преподает в Академии Художеств. У него учились такие выдающиеся живописцы, как Н. Рерих, А. Рылов, К. Богаевский.

Возможно, эти яростные споры вокруг его картин и стали причиной того, что художник перестает участвовать в выставочной деятельности, замолчав почти на 30 лет. В 1894-1897 гг. Куинджи преподает в Академии Художеств. У него учились такие выдающиеся живописцы, как Н. Рерих, А. Рылов, К. Богаевский.

multiurok.ru

Куинджи Архип Иванович

 

Архип Иванович Куинджи родился в Крыму в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности. Наиболее вероятная дата рождения - 1842 год. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». 

В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали его «в люди» - сперва к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. У Аморети он прослужил до 1855 года. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством. 

 

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Любовь к рисованию проявилась у Архипа еще в детстве он рисовал везде, где приходилось на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств.

 

«Был уже не мальчик, - рассказывал он впоследствии, - понимал, что времени терять в мои годы нельзя. Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я решился ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег».

 

Однако поступить в академию ему не удалось он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах. 

В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание неклассного художника, и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. Он начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. «Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами, он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи, - пишет Э.В. Кузнецова. - Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни». 

 

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (И. Е. Репин, 1877)

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валаам» (1873). О последней Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». 

В этот период в творчестве Куинджи увлечение суровой красотой северной природы сочетается с социальными мотивами, отражающими его гражданские чувства, его близость к идейно-демократическому искусству передвижников. Такова, например, его картина «Забытая деревня» (1874). Отодвинув деревню на дальний план, Куинджи усилил впечатление ее заброшенности среди пустынной равнины и изображением хмурого осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей от дождей дороги, непролазной грязи глинистой почвы сумел вызвать тоскливое ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной, однообразной и скудной природы. То же настроение порождает и другое полотно Куинджи - «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875)». 

 

«Море. Крым»(1898—1908)

Поздней весной 1874 года художник поехал на родину. В Мариуполе его ждала девушка, которую он знал и любил едва ли не с самого детства. Вера Елевфериевна Кетчерджи (после переезда в столицу ее станут звать Верой Леонтьевной), дочь состоятельного купца, отказывала всем женихам. Теперь они могли пожениться Куинджи уже зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить жене безбедную жизнь в столице. 

С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат, придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Контрастом глубоких теней и напряженного света Куинджи стремится передать особую чуткую тишину и какую-то торжественность ночи. Возносящиеся вверх тополя стоят словно молчаливые стражи. В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. 

 

История жизни Архипа Ивановича Куинджи

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». 

«Лунная ночь на Днепре» (1880) - едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. 

 

«Радуга»(1900—1905)

«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо - настоящее, бездонное и глубокое», - писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году. 

«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам - пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». - «А все-таки» - «Да тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. 

 

«Лунная ночь на Днепре»(1880)

Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем. 

В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». 

С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». 

 

«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)

Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит. 

Э.В. Кузнецова рассказывает:

 

«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму». 

 

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908). 

Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками. 

 

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие. 

Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

tunnel.ru

Почему художника Архипа Куинджи называли кудесником южной ночи? | Биографии

Лунная ночь на Днепре Картина «Лунная ночь на Днепре», размещенная в нарочито темном помещении, под направленным на нее электрическим лучом казалась окном в необычный мир, где под таинственным светом луны искрится спокойная река, протекая мимо спящего украинского хутора. Эффект от картины был потрясающий. Зрители пытались заглянуть за неё, чтобы убедиться, что там нет искусно спрятанного фонаря. Даже И. Н. Крамской, признанный в художественных кругах авторитет, не скрывал эмоций: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Эдакий молодец — прелесть». К художнику пришла заслуженная слава. Но путь его к этому успеху был долгим.

О детстве художника известно очень немного. Родился он примерно в 1842 году в предместье Мариуполя в семье сапожника со странной фамилией Куюнджи, что по-турецки означает «золотых дел мастер». Возможно, его предки когда-то были ювелирами. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался в семьях брата и сестры отца. Ему даже удалось несколько лет посещать школу, но успехами в учебе он явно не блистал. Зато постоянно рисовал, используя для этого все, что придется.

С 1854 года для него началась трудовая жизнь. Он трудился на строительстве католического храма в Мариуполе, был подручным у крупного хлеботорговца, который оказывал помощь талантливому подростку. В 1855 году Куинджи перебрался в Феодосию, чтобы учиться живописи у И.К. Айвазовского. Есть сведения, что определенное время он проработал в мастерской мариниста, но не столько учился азам мастерства, сколь выполнял различные подсобные работы. Тем не менее, Академия художеств учла его обучение у известного мастера, и после появления на академической выставке его картины «Татарская сакля в Крыму» выдала любопытный документ «ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей советом Академии в собрании от 15 сентября сего 1868 года признан достойным звания свободного художника, которое он получит, когда выдержит словесный экзамен». А это означало признание мастерства художника, который, по большому счету, был самоучкой, так как систематического художественного образования не получил. Все его попытки поступить в Академию были безуспешными, но теперь ему представилась возможность стать вольнослушателем. Формально Академию он закончил в 1872 году, когда за картину «Осенняя распутица» получил звание классного художника.

Крамской Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи Об этом периоде его жизни известно очень немного. Воспоминаний он не оставил, письма писать не любил. Отрывочные сведения, больше почерпнутые из воспоминаний и писем его знакомых и друзей, свидетельствуют, что на жизнь он зарабатывал трудом ретушера в фотоателье, стараясь выкраивать время для занятий живописью. Картины, написанные им в это время, были во многом подражательными, в них явно ощущалось влияние Айвазовского. Но, как свидетельствовали современники, они были выдержаны в духе академических канонов и отличались тщательностью исполнения.

Постепенно картины художника стали продаваться. Он смог бросить ретушь и всецело посвятить себя живописи. Появилась возможность съездить за границу, «поучиться мастерству» у старых мастеров. Особенно привлекал Куинджи Мюнхен с его Пинакотекой, но он также побывал в художественных центрах Берлина, Кельна, Лондона, Парижа, Вены. Стоит отметить, что французское искусство оставило его равнодушным, Куинджи посчитал его мишурным и салонным.

На острове Валаам Заграничная поездка много дала молодому живописцу. Он как будто новыми глазами увидел родную русскую природу, ее обаяние, суровую красоту и лиричность. Одной из лучших картин этого периода его творчества стало полотно «На острове Валаам». Появление этой картины на академической выставке было встречено с интересом, а Репин, увидев ее, информировал Третьякова: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Эта работа стала первым произведением художника, которое приобрел для своей коллекции Третьяков.

В начале 70-х годов творчество Куинджи «вышло» за пределы России. В 1873 году он показал в Вене свою картину «На острове Валаам». А в 1874 г. на международной выставке в Лондоне картина «Снег» была удостоена бронзовой медали. В этот год он впервые принял участие в выставке товарищества передвижников, показав «Забытую деревню». На следующий год на выставке товарищества он представил две работы: «Степь» и «Чумацкий тракт». В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели знаменитую «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве. «Украинская ночь» показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи. Через год эту картину, а также «На острове Валаам» и «Чумацкий тракт» увидели посетители всемирной выставки в Париже.

Березовая роща В 1877 г. Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 г.

О подлинных причинах разрыва можно только гадать, а поводом послужила анонимная статья в газете, в которой говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины. Намек делался на «Украинскую ночь» и «Березовую рощу». Художник посчитал, что автором статьи является М. К. Клодт, и потребовал исключения его из членов товарищества. Естественно, что большинство представителей передвижничества не посчитали поступок Клодта, если он и был в действительности, достойным исключения. Тогда из товарищества вышел сам Куинджи. Возможно, ему просто стало тесно в рамках передвижничества, что и продемонстрировали его работы, написанные на рубеже 80-х годов.

Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины — «Березовой рощи». И опять оглушительный успех. В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром». Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.

С конца 80-х годов Куинджи стал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную мастерскую. Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, это К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, В. Г. Пурвит, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Е. И. Столица. Сегодня их работы можно увидеть во многих музеях и галереях мира.

Куинджи с учениками В последние годы жизни Куинджи активно занялся благотворительностью. Он неоднократно выделял очень значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.

Архип Иванович Куинджи ушел из жизни 11 июля 1910 года. Но осталась память о прекрасном мастере, остались его ученики и остались его картины, которые продолжают поражать зрителей.

shkolazhizni.ru

Кудесником южной ночи называли Архипа Куинджи.

Портрет Куинджи работы Васнецова.

У нас в России… – писал Крамской, – до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».

   Родился Архип Иванович Куинджи в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

    С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

Осенняя распутица1872

       Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. Он начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.        «Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами – он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи, – пишет Э.В. Кузнецова. – Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни».      Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валаам» (1873). О последней Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном».

Ладожское озеро 1872

На острове Валаам.1873

  «В этот период в творчестве Куинджи увлечение суровой красотой северной природы сочетается с социальными мотивами, отражающими его гражданские чувства, его близость к идейно-демократическому искусству передвижников, – пишет В.А. Прытков. – Такова, например, его картина "Забытая деревня" (1874)…

Забытая деревня.1874г

        Отодвинув деревню на дальний план, он усилил впечатление ее заброшенности среди пустынной равнины и изображением хмурого осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей от дождей дороги, непролазной грязи глинистой почвы сумел вызвать тоскливое ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной, однообразной и скудной природы».

То же настроение порождает и другое полотно Куинджи – «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875).

   Писатель В.М. Гаршин так выразил свои чувства: «…Грязь невылазная, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце»

    Поздней весной 1874 года художник поехал на родину. В Мариуполе его давно ждала девушка, которую он знал и любил едва ли не с самого детства. Вера Елевфериевна Кетчерджи (после переезда в столицу ее станут звать Верой Леонтьевной), дочь состоятельного купца, отказывала всем женихам. Теперь они могли пожениться: Куинджи уже зарабатывал достаточно, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице.       С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).

Украинская ночь.1876г

      Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат, придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Контрастом глубоких теней и напряженного света Куинджи стремится передать особую чуткую тишину и какую-то торжественность ночи. Возносящиеся вверх тополи стоят словно молчаливые стражи.

    В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. «Куинджи, – писала французская критика, – бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».

      Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».

Север 1879

Берёзовая роща.1879

     В "Березовой роще" художник созерцает красоту. В картине доминирует идея красоты. Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо – монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями.

       В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты» (В.С. Манин).

Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).

   «…Его "Ночь на Днепре" вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое», – писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году

В 1881 году художник создал картину «Днепр утром».

    В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».

         С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял:

      «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».        Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894–1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит и другие.

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880–1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905–1908).

Облако.

Закат в степи.

Ночное.

«Ближе всего связывает позднее творчество Куинджи с его прежними поисками картина "Ночное".

    Звонкая чистота летнего рассвета передана в сложной градации оттенков неба, повторенной уже в измененной тональности, в отражении широкого речного плеса.

Выразительная деталь – силуэт лошади, неподвижно стоящей на высоком берегу, четко рисуется на фоне светлого неба.

      И вносит в картину особое волнение и теплоту чувства. С подлинной лиричностью передано очарование летнего рассвета над днепровскими степями. Если во многих поздних работах явственно выступает стремление Куинджи к декоративизму, то в "Ночном" преобладает глубоко эмоциональное восприятие жизни.

     Художник много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь» и др.

Эльбрус.

     В последние годы жизни Куинджи активно занялся благотворительностью. Он неоднократно выделял очень значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.

 Архип Иванович Куинджи ушел из жизни 11 июля 1910 года.

 Куинджи со своими учениками.

 Но осталась память о прекрасном мастере, остались его ученики и остались его картины, которые продолжают поражать зрителей.

Источники

maxpark.com

Архип Куинджи

Знаменитый художник Илья Репин написал о нем: «В сфере пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник». Маэстро не ограничивался декларацией, более чем подробно прояснив свой тезис: «Как истинный гений-изобретатель он шел от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство и влиял на товарищей менторски… Его гений мог работать только над чем-нибудь еще неизвестным человечеству, не грезившимся никаким художникам до него».

Как отмечал Репин, Куинджи был гением, несмотря «на большие недочеты в образовании», он был «односторонен, резок и не признавал никаких традиций, даже оскорблял порой традиционные святыни художественного культа, считая все это устарелым… Академических рисовальных вечеров он не посещал... До всего он доходил собственным умом».

В биографии Архипа Куинджи немало белых пятен. Известно, что предки его – греки-христиане – происходили из Крыма. Они жили в районе Бахчисарая, а потому хорошо усвоили крымскотатарский язык. Фамилия Куинджи происходит от крымскотатарского «куюмджи» – «золотых дел мастер» (вероятно, в роду были ювелиры).

Будущий великий художник родился в предместье Мариуполя, хотя дата его рождения точно не известна

После аннексии Крыма Россией в 1783 году часть греков была переселена из Крыма. Известно, что будущий великий художник родился в предместье Мариуполя, хотя дата его рождения точно не известна – наиболее вероятно, что случилось это в 1842 (по другим сведениям, в 1841-м или в 1843-м).

Мальчик рано осиротел, воспитали его брат и сестра отца. Дома его пытались обучить греческой грамматике. Впоследствии, уже городской школе, Архип учился скверно, зато хорошо рисовал…

То ли от его неспособности к наукам, то ли от бедности дяди, но Архип очень рано начал работать – сначала его определили к подрядчику по строительству церкви, затем устроили к хлеботорговцу Аморетти в качестве прислуги. Способности мальчика к рисованию были столь очевидными, что его отправили на обучение в Феодосию к прославленному художнику Ивану Айвазовскому.

Айвазовского в то время в Крыму не было, его образованием занялся ученик знаменитого художника Адольф Фесслер

Посещение родины предков произвело на Архипа неизгладимое впечатление. Айвазовского в то время в Крыму не было, его образованием занялся ученик знаменитого художника Адольф Фесслер.

В 1855 году Архип возвращается в Мариуполь, где работает ретушером в фотомастерской. Пройдет долгих 13 лет, когда он, наконец, получит звание «свободного художника». Помогла не дошедшая до нас работа «Татарская сакля в Крыму», написанная под заметным влиянием Айвазовского.

Однако получить диплом можно было лишь после сдачи экзаменов. Спустя два года Куинджи, сдав экзамены, наконец получил диплом, удостоверявший звание неклассного художника.

В 1878 году «Украинская ночь» вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом» отправляются на всемирную выставку в Париже

Вскоре он отправляется на Валаам – картина «Ладожское озеро» открывает его «северную» серию. Спустя три года Куинджи пишет картину «На острове Валааме» – первую, приобретенную меценатом Павлом Третьяковым. Из значимых событий этого периода отметим женитьбу на Вере Кетчерджи – обрусевшей гречанке, а также вступление Куинджи в Товарищество художников-передвижников.

В 1876 году он выставляет картину «Украинская ночь». Работа имеет оглушительный успех у публики, благосклонно встречают ее критики и коллеги. По свидетельству художника Михаила Нестерова, перед картиной «все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей».

Архип Куинджи. Украинская ночь Архип Куинджи. Украинская ночь

В 1878 году «Украинская ночь» вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом» отправляются на всемирную выставку в Париже. И здесь работам Куинджи сопутствуют успех и отличные отзывы критиков.

В следующем году из-под его кисти появляется еще один шедевр – «Березовая роща». Светлый, радостный день передан за счет контраста разных оттенков зеленого, розово-белой гаммы березовых стволов, нежно-голубого неба.

Архип Куинджи. Березовая роща Архип Куинджи. Березовая роща

В 1880 году Куинджи пишет и устраивает выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре». Эта и поныне самая известная картина Куинджи имеет оглушительный успех, воспринята в Петербурге как настоящая сенсация.

Картина поражает законченностью и в то же время немногословностью. Ночь, одинокие домики, тихий Днепр и фосфоресцирующий цвет Луны – вот и все герои этой картины. Но как гармоничен мир в этом произведении, настраивающем на раздумья о вечном и бренном земном…

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

В этой работе Куинджи достигает предельной иллюзии света. По свидетельству современника, ни одна выставка не видела столь многочисленной толпы желающих увидеть картину: «Выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередная очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице».

Об особой чувствительности зрения Куинджи слагались легенды. Но сама по себе чувствительность глаза не дала бы таких результатов, если бы не знание им гармонии колорита, цветов, тона, а также безусловной гениальности. Эта способность мастера проявилась и в последующих работах, хотя ни одна из них не имела столь оглушительного успеха.

Менее известны, но столь же совершенны, его крымские пейзажи. Они относятся к более позднему периоду творчества Куинджи – «Крым. Яйла», «Кипарисы на берегу моря», «Берег моря», «Лодка в море», многочисленные этюды моря.

Архип Куинджи. Крым. Яйла Архип Куинджи. Крым. Яйла

В 1886 году художник купил в Крыму участок возле Кикинеиза, и первое время жил там с женой уединенно в шалаше. Со временем он построил здесь небольшое имение, куда часто приезжал с учениками для проведения летней практики на пленэре и где время от времени жил.

Архип Куинджи. Кипарисы на берегу моря Архип Куинджи. Кипарисы на берегу моря

В работе «Море. Крым» всего два цвета – охра и кобальт. И три персонажа – бездонное море, которое занимает основное пространство картины, ясное небо и кусочек земли… Лаконичный и столь узнаваемый образ прекрасного полуострова…

Архип Куинджи. Море. Крым Архип Куинджи. Море. Крым

Могучий Ай-Петри решен Куинджи в монохромной гамме – кажется, мастер использовал все оттенки синего… И вот уже перед зрителем предстают величественные очертания знаменитой крымской горы.

Архип Куинджи. Ай-Петри Архип Куинджи. Ай-Петри

Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением легких. Жена перевезла его в Санкт-Петербург, но, увы, болезнь победила – в июле 1910 года художник скончался.

Свой капитал он завещал обществу имени Куинджи, жене – 2500 рублей ежегодно. Собственных детей у него не было, но он позаботился о родных, не забыл племянников и их детей.

Архип Куинджи остался в памяти людей человеком добрым и искренним, хотя и буйного темперамента. А самое главное – величайшим художником-новатором, чьи произведения будут вечно принадлежать мировой истории искусства.

ru.krymr.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта