pavluhinoleg. Картины куинджи в русском музее


Куинджи А.И. «Березовая роща». Художники-передвижники

«Березовая роща» 1901 г. 163 x 115 см. Холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 

Лучшие картины Куинджи А.И.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Музей - квартира А.И. Куинджи в Санкт-Петербурге

После небольшой паузы (отпуск), продолжаю рассказывать о художниках, изобразительном искусстве и обо всём что с этим связано. Сегодняшняя запись, будет посвящена музею-квартире известного русского пейзажиста А.И. Куинджи, который мне удалось посетить будучи в Северной столице. Дом, в котором находится квартира Куинджи, часто называют "Домом художников", так как здесь в разное время жили многие русские живописцы: А. Беггров, Е. Волков, М. Клодт, И. Крамской, братья Чернецовы.

01. Интересный факт, что дом и художник являются ровесниками. Сюда Куинджи с семьёй переселился в 1897 году, поменяв множество квартир на Васильевском острове.

02. Архип Иванович провёл в этом доме последние 13 лет своей жизни и умер в этой квартире 11 июля 1910 г. Идею создания в исторической мастерской музея впервые высказал его ученик, известный художник Н.К. Рерих. Однако, это удалось осуществить только в 1993 году, к 150 – летию со дня рождения мастера.

03. В Петербург, Куинджи прибыл в конце 1880-х гг. с целью поступить в Императорскую Академию Художеств, но стал только её вольнослушателем. Однако, здесь молодой живописец знакомится с известными художниками и вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с городом на Неве.

04. В Петербурге к живописцу приходит первый успех, здесь он начинает продавать свои картины, постепенно становясь преуспевающим известным художником. Широкой публике Куинджи прежде всего известен картинами: «Берёзовая роща», «Украинская ночь», "Лунная ночь на Днепре".

05. "Вечер на Украине", 1878.

06. Музей – квартира А.И. Куинджи воссоздаёт атмосферу, долгие годы окружавшую легендарного мастера. Архип Иванович был к тому времени знаменитым живописцем и весьма состоятельным человеком, но обстановка его жилища оставалась по – прежнему скромной. Самой дорогой вещью в доме было фортепиано супруги, а главным украшением гостиной был портрет Архипа Ивановича, написанный И.Н. Крамским.

07. Лидер "бунта 14" Крамской был другом и наставником молодого Куинджи. В музее стоят скульптурные портреты Ивана Николаевича и Архипа Ивановича.

08. Прислуги в доме не было, всё хозяйство вела супруга художника Вера Елевфериевна Кетчерджи. Она была хорошей пианисткой, а Куинджи самостоятельно обучался игре на скрипке. Вечерами они вместе музицировали в спокойной домашней обстановке. Предпочтение отдавалось современной русской, а также классической итальянской и немецкой музыке, особенно любимы были произведения Бетховена.

09. Кабинет художника.

10.

11. В доме не устраивали больших приёмов и праздников, принимали только самых близких друзей. Чаще всех бывали И.Е. Репин, Д.И. Менделеев, коллеги по работе в Академии, а также ученики, хотя в это время Куинджи уже не преподавал.На фото Д.И. Менделеев и А.И. Куинджи играют в шахматы.

12.

13. По этой лестнице мастер поднимался в свою мастерскую. Именно огромной мансардой квартира и привлекла внимание Архипа Ивановича.

14. Большие окна давали много света и работать было очень удобно.

15.

16. Здесь собраны старые фотографии художника.

17. Из окон мастерской открываются великолепные виды на город, на Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону.

18.

19.

20.

21.Когда в музее собралась небольшая группа людей, консультант рассказал нам много интересного о жизни и творчестве Архипа Куинджи. Некоторые факты его биографии я узнал впервые.

22. Мастерская обставлена красивой мебелью.

23. Если внимательно посмотреть, то на фотографии слева вверху видна фигурка птицы, также пернатые изображены на спинке кресла и это совсем не случайно.Отношение к животным и птицам – особая страница в биографии художника.

24. Мастер горячо превозносил птиц. К нему постоянно приносили раненных рогатками или просто больных голубей и воробьев: он и его жена делали перевязки, лечили их.

25. В минуты отдыха, выбираясь на крышу мастерской, Куинджи кормил любимых птиц, слетавшихся к дому со всей округи с полуденным выстрелом пушки на Петропавловской крепости. Выходил он к ним на крышу во всякую погоду и бросал птицам из мешка просо или овес.

26. Известный карикатурист Павел Щербов изобразил Куинджи с клизмой, которую он приготавливает ставить вороне на крыше дома. Если верить источникам, то Архип Иванович прокомментировал карикатуру так: "- Это он, Щербов, знаете как? Подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику два рубля дал, а можно было и за пятьдесят копеек. И как же так — вороне? Да это же никак невозможно, и на крыше… Это же она улетит».

27. Много можно рассказать историй об отношении художника к животным. Он боялся раздавить жука на тропинке, пересаживал растения с дорожки, чтобы их не затоптали. Особенно гордился двумя операциями: одну он проделал над голубем с больным горлом (этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом".

28. О педагогических талантах художника говорит разместившаяся в стенах музея экспозиция. Мастер воспитал целую плеяду самобытных художников в период руководства пейзажной мастерской Академии Художеств. Здесь можно увидеть работы Н. Рериха, К. Богаевского, А. Рылова, А. Борисова, А. Курбатова и многих других.

29.

30. На мольберте стоит большая фотография, где А.И. Куинджи запечатлён в кругу своих учеников.

31. В экспозиции привлекла внимание графика. Посмотрим некоторые работы.К.Ф. Богаевский "Берег моря ночью" бумага, тушь, перо

32. К.Ф. Богаевский "Лежащая корова"бумага, тушь, перо

33. К.Ф. Богаевский "Повозка в степи"бумага, тушь, перо

34. В.В. Матэ "Лев"бумага, офорт

35. Завещание А.И. Куинджи. В нём весь свой капитал художник передал обществу имени Куинджи. Супруге завещал 2500 рублей ежегодно. Детей у них не было. Позаботился о ком только мог. Вспомнил брата, глубокого старика, у которого жил мальчиком, не забыл племянников и их детей. Отрядил церкви, в которой крестился, дабы организовали школу его имени.

36. Музей оставил много положительных впечатлений. Если окажетесь в Питере, рекомендую его посетить. Музей принимает посетителей три раза в неделю: по средам, пятницам и субботам, с 12.00 до 17.00 часов.Находится он по адресу: Биржевой переулок, дом 1/10, квартира 11. Метро «Василеостровская».

37. Окна квартиры с улицы.

38. Окна мастерской.

pavluhinoleg.livejournal.com

СКАЗКА О ДОБРОМ ХУДОЖНИКЕ. КУИНДЖИ

Васнецов Виктор Михайлович. «Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи»1869г.Государственная Третьяковская галереяМосква

У этого необыкновенного художника и имя было удивительным, и фамилия, и жизнь. Звали его Архип Куинджи. Вроде бы фамилия эта на турецком языке означает «золотых дел мастер». Но правда ли это, не известно.

Говорят, будто маленький Архипка в 3 года остался сиротой, и никто не знает, как он жил, чем кормился, где, у кого и чему учился. Когда было ему уже 26 лет, появился он в Санкт-Петербурге и поступил в Академию художеств. Приняли его одного, хотя поступали с ним вместе 30 человек!

Ночное

А он поучился в этой Академии, да и рукой махнул: не нужна, мол, она мне. И стал сам писать картины как умел. Но в том-то и дело, что умел он такое, что никому больше не удавалось. Он любил все необычное, редкое. И в картинах своих изображал то, что не всякий способен заметить: как встает туман над рекой, как сверкает иней, как зимой рано поутру совсем розовыми становятся сугробы...

Был Куинджи очень добрым человеком. В жизни он видел много горя, испытал нужду. Но не стал от этого злым, эгоистичным, понимал и жалел людей. Каждую копейку берег, во всем себе отказывал, лишь бы другим помочь — кому денег на учебу даст, кому на лекарства. И старался так сделать, чтобы не знали люди, кто им помогает.

Но это еще не сказка. Сказка только начинается...

«Березовая роща»1879гГосударственная Третьяковская галерея

Однажды в страшную январскую стужу увидел Куинджи за окном печальную нахохлившуюся синичку.

— Ты что, захворала? — спросил он ее.

(Да-да, не удивляйся: Куинджи знал птичий язык.)

— Нет, — чуть слышно ответила синичка. — но скоро я умру от голода. Мы, синицы, можем выдержать холод, только если есть еда. А у меня больше нет сил ее искать.

— А ну-ка залетай сюда, — скомандовал художник. — Неужели у меня не найдется кусочка сала, чтобы спасти маленькую птичку?

Он открыл окно, и синичка влетела в кухню. Через несколько дней она окрепла и попросила Куинджи отпустить ее на волю.

«Днепр утром»1881Государственная Третьяковская галерея

— Можно, я расскажу о тебе другим птицам? — спросила она. — Зимой не улетевшим в теплые края трудно приходится. А доживем до лета, глядишь, и мы тебе чем-нибудь поможем...

— Да чего с вас, пичужек, возьмешь! — рассмеялся художник. — Пойте да свистите — вот и радость для меня.

И с тех пор каждый день стали прилетать к его дому стаи птиц.

В Санкт-Петербурге в 12 часов всегда раздавался пушечный залп, чтобы все знали, что уже полдень. И Куинджи, услышав выстрел, спешил на крышу своего дома. Облепят его птицы со всех сторон, щебечут, чирикают, трещат — рассказывают всякие новости... А он стоит среди них, красивый, кудрявый, с длинной волнистой бородой, словно какой-то древний бог.

«Ладожское озеро»1873г.Государственный Русский музейСанкт-Петербург

Как ни сильна зима, а все равно весна ее пересилит. Повисли на крышах сосульки, отошли морозы, стало пригревать солнышко. А там, глядь, и первые цветочки раскрылись, скоро комары-мошки начнут летать. Идет вслед за весной лето красное — богатое, доброе...

Однажды Куинджи, как всегда, вышел на крышу. Прилетели и птицы, но были почему-то притихшие. Не галдят, не пищат... Потом вперед выступила старая мудрая ворона и сказала:

— Ты помог нам, человек, пережить эту страшную зиму. Спасибо тебе. Но вслед за летом опять придут осень и новая зима. Решили мы, птицы, заключить с тобой договор. Ты будешь кормить нас зимой, а мы за это выполним любое твое желание. Скажи только, чего ты хочешь?

«Березовая роща»1901г.Национальный художественный музей Республики БеларусьМинск

Думал-думал Куинджи и ответил:

— Не для того я помогал вам, чтобы что-то получить. Какая радость без птиц летом? Но... есть, правда, у меня заветное желание. Я художник. Больше всего на свете люблю леса и реки, небо и землю. Конечно, земля наша хороша во всякую пору. Но мне хочется показать ее в самых прекрасных нарядах. И такую красоту я в жизни видел! А передать ее на картине не могу: нет у меня для этого нужных красок. Вот если бы вы принесли мне краски летнего заката и весеннего рассвета, ясного неба и морской волны, серебристой луны и сверкающего инея... Может, тогда мне и удастсяпоказать красоту земли...

«На острове Валаам»1873гГосударственная Третьяковская галереяМосква

— Будь по-твоему, художник, — сказала ворона. — Все тебе помогут: птицы вечерние и птицы дневные, городские и полевые, лесные и озерные, южные и северные. Мы тебе такие краски по белу свету разыщем, какие никто еще не видывал!

Зашумели птицы, зазвенели на все голоса, крылья расправили и разлетелись в разные стороны.

И вот стал Куинджи каждое утро находить перед своим окном удивительные краски — то в кленовом листочке, то на перышке, то в пустой яичной скорлупке. И, когда их собралось достаточно, написал Куинджи волшебную картину. Как раз такую, какую хо-тел. Назвал он ее «Лунная ночь на Днепре».

«Лунная ночь на Днепре»1880Государственный Русский музей

Тихо-тихо... Величаво течет широкая река. Переливается под луной, словно атласная лента... Дремлют на берегу избушки, крытые соломой. А над спящей землей — бездонное, бесконечное небо. Дух захватывает! Сияет в небе полная луна. Серебристо мерцают края облаков, жидким серебром струится вода, таинственно светятся беленые стены хаток... Как будто подняли занавес — и открылась волшебная сцена. Но никто, кроме художника, ее не видит. Все спит вокруг...

Огромной, прекрасной... необыкновенной увидел нашу землю Куинджи. И не только увидел, но и сумел запечатлеть этот чудесный миг на картине.

А потом Куинджи решил показать картину людям. Он повесил ее в большом зале. Одну. Все вокруг велел закрыть черным бархатом — и картина засветилась на нем..словно драгоценный камень.

Тысячи людей захотели посмотреть ее. Все улицы перед домом, где она выставлялась, были забиты каретами, в которых приехали люди.

Север

Но, попав в зал, они тут же забывали, что видят краски, искусно нанесенные на обыкновенный грубый холст. Каждому казалось, будто он сам, как птица, бесшумно парит над спящей землей, слушает ночные шорохи, видит переливы света, дышит ароматом трав и цветов.

Вообще-то у всякого хорошего художника краски, как только он кладет мазок на картину, как будто пропадают. И мы видим не краски, а цветы или небо, или живые глаза человека. На картине Куинджи краски светились, все было таким «настоящим», что некоторые даже заглядывали за картину, думая, что там спрятан фонарь. А художник только посмеивался в бороду. Он-то знал, что дело не только в чудесных красках, подаренных ему птицами. На все нужен особенный талант.

«Вечер на Украине»1878-1901гг.Картина частично переписана в 1901 г.Государственный Русский музей

Жаль только, что ни сами птицы, ни художник не знали, что краски эти недолговечны. Конечно, они погасли не так быстро, как гаснут краски вечернего заката. Ты, наверное, знаешь, как это бывает: отвернешься на минутку — глядь, а все уже изменилось! Солнце село за горизонт, и небо, полыхавшее желтыми, алыми, оранжевыми цветами, сделалось сереньким.

Вот так и с той картиной: прошло несколько десятилетий, и сказочное сияние ее красок пропало. Но она не стала обычной. Потому что все-таки самым главным в ней были не краски. Главным был талант художника, а он-то ведь остался.

«Украинская ночь»1876Государственная Третьяковская галереяМосква

К счастью, Куинджи не узнал, что случилось с картиной. Он написал еще много-много разных полотен. Но потом вдруг перестал показывать их людям. Потому что считал: ничего нового он сделать уже не может. И всю оставшуюся жизнь пытался найти что-то другое, ни на кого, даже на него самого, не похожее.

Когда он умер, в толпе, его провожавшей, шли друзья, любимые ученики и много-много тех, кто помнил добро, сделанное Архипом Ивановичем Куинджи.А над его домом кружились стаи осиротевших птиц.

«После дождя»1879г.Государственная Третьяковская галереяМосква

«Эльбрус»1889-1908Областная картинная галерея им. А. А. ДейнекиКурск

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»1890-1895Государственная Третьяковская галерея

«Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»1869Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусствСмоленск

«Кипарисы на берегу моря. Крым»1887Государственный Русский музейСанкт-Петербург

«Солнечный свет в парке»1898-1908Государственный Русский музей

kolybanov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта