Густав Климт и история его самой известной картины – «Поцелуй». Поцелуй картина дали
«Поцелуй» Климта. Почему это шедевр
Густав Климт. Поцелуй. 180х180 см. 1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена
Если вы когда-нибудь слышали о Густаве Климте (1862-1918 гг.), значит вы точно знаете и его работу «Поцелуй».
Что мы видим на картине? Двое влюблённых на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.
Почему же именно эта картина стала самой знаменитой среди работ Густава Климта? И все ли на ней так однозначно? На самом ли деле эти люди влюблены?
Почему «Поцелуй» именно такой ?
В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на «Поцелуй», сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым «покрывалом». И лишь лики и руки прорисованы красками.
Византийские иконы в окладах были широко распространены в России, где, конечно, Климт не был. Но подобные иконы встречаются в итальянских церквях. Где художник и мог их видеть.
Но в целом “Поцелуй» вписывается в стиль Модерн или Ар-нуво (на французский манер).
Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция
Цветочные орнаменты. Витиеватые линии. Повышенный эротизм. Нарочитая эстетика. Любимый стиль многих женщин.
Именно поэтому у «Поцелуя» больше поклонниц, нежели поклонников. Это самый женственный стиль среди всех направлений в искусстве.
Добровольный ли поцелуй ?
Принято считать, что Климт изобразил влюблённых. Мужчина целует женщину в щеку. И мы понимаем, что это только любовное прелюдие. Ещё чуть-чуть, их одеяния спадут. А дальше… впрочем Климт чаще писал именно это «дальше». Но в этой картине все только начинается.
Но на самом ли деле он изобразил влюблённых? Когда я обратила внимание на позу и жесты героини, у меня возникли сомнения.
Густав Климт. Фрагмент «Поцелуя». 1908 г. Бельведер, Вена
Посмотрите, как необычно ведут себя руки девушки. Ее левая рука придерживает руку мужчины у ее щеки. Как будто делая слабую попытку ее отстранить.
Правая же рука вроде и охватывает мужчину сзади, но пальцы сильно напряжены. Как будто не решаются полноценно прикоснуться к «любимому». У мужчины такой двусмысленности в жестах нет.
Можно было бы списать такую необычную жестикуляцию на личное видение Климта. Может он считал, что именно так женщина выражает свою страсть.
Но если посмотреть на другие его работы, то сразу становится понятным: он прекрасно знал, как обнимает по-настоящему любящая или полностью отдающаяся страсти женщина.
Слева: Эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена. Посередине: фрагмент фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель. Справа: Рисунок «Обнимающаяся стоя пара». 1908 г. Музей истории города Вена.
С ногами героини тоже не все так просто. Она стоит на коленях. По сути в подчиненной позиции. Что уже никак не соответствует статусу влюблённой. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва.
Густав Климт. Поцелуй. Деталь. 1908 г. Бельведер, Вена
Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы.
Обратите внимание, что на эскизе обрыв тоже присутствует, но влюблённые на равных стоят на ее краю. И нет ощущения, что кто-то из них может сорваться.
Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена
Такое ощущение, что Климт на самом деле собирался изобразить влюблённых. Но все же остановился на более неоднозначном варианте отношений.
Он – намного старше ее. Это очевидно по заострённым чертам его лица. Она – в ситуации, когда не может сказать «нет». Либо она отвечает согласием, либо ее ждёт пропасть. Отсюда – напряжение в руках и ногах и подчиненная позиция.
Для начала 20 века – вполне распространённая ситуация. Красивые бессеребреницы быстро подчинялись страсти богатых, не всегда молодых поклонников.
Почему «Поцелуй» такой целомудренный ?
Всем известно, что Климт – это про ню. Очень женственное, сияющее, стильное, но все же ню. Почти на каждой его картине есть обнаженные рыжеволосые или темноволосые красавицы.
Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда в Вене
«Поцелуй» среди этих эпатажных работ кажется более, чем целомудренным. Хоть в детскую вешай репродукцию. Почему же?
Климта в начале 20 века обвиняли в чрезмерной откровенности и даже создании порнографии. Особо чопорные товарищи предлагали даже выдворить его из страны.
На что Климт парировал ещё одной откровенной работой «Моим критикам». Где пышнотелая девица повернулась к зрителю своей аппетитной … спиной. Правда потом мастер поменял название на «Золотые рыбки».
Густав Климт. Золотые рыбки. 1901-1902 гг. Швейцарский институт исследования искусства, Цюрих
Но все же критики сильно его донимали. Дошло до того, что с начала 20 века Климт отказался выполнять заказы на монументальные росписи в общественных местах. Предпочитая создавать картины на продажу.
Вполне возможно, что «Поцелуй» был неким отступлением от всепроникающего ню под давлением общественности.
Самое удивительное, что это картина считается главным и самым узнаваемым шедевром Климта. Вот такой парадокс. Столько откровенных, аппетитных прелестей. А самой узнаваемой стала наиболее целомудренная работа мастера.
Впрочем, никакого парадокса. За счёт того, что картина вполне тянет на статус «6+», ее смело вставляли в любой школьный учебник. Если нужно было детям рассказать об искусстве 20 века. А дети вырастали и помнили именно этот шедевр.
Подведем итог. Почему же «Поцелуй» – это шедевр.
«Поцелуй» – квинтэссенция стиля и мастерства Климта. Используемые в картине приемы не новы для художника. Наоборот, они все встречаются в других его работах. «Ковры» из цветов. Золотое одеяние героев.
Слева: Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих. Справа: Золотая Адель. 1907 г. Новая галерея в Нью-Йорке
В картине много деталей. Цветы под ногами героев, замысловатый рисунок их одеяний. Но всему этому противопоставлена и лаконичность. Почти однородный золотой фон и одиночество двух фигур.
Это не просто история о двух влюблённых, это картина о чувственном опыте вообще. Наклон головы, распожение рук и плеч превращаются в символ влечения. Если у зрителя есть опыт влюблённости или сильной эмоциональной привязанности, он сразу его вспоминает, когда смотрит на «Поцелуй».
Все вместе – повышенная эстетика, сочетание детализации и лаконичности, а также линии и формы, которые легко вызывают эмоциональный отклик у зрителя – делают «Поцелуй» шедевром.
Читайте также о выдающемся ученике Климта в статье «Эгон Шиле. Много таланта, мало времени».
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Поцелуй в истории искусства | The Art Newspaper Russia — новости искусства
«Любовники» Рене Магритта
Рене Магритт. «Любовники». 1928. Фото: The Museum of Modern Art (MOMA), New York
Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций. Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл. По их версии, влюбленные со скрытыми лицами говорят о том, что любовь слепа, они не видят ничего вокруг: ни истинных лиц своих любовников, ни себя. Не видим лиц ослепленных любовью героев и мы, зрители.
«Леда, ласкаемая лебедем» Микеланджело
Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем, с Кастором и Поллуксом». 1529–1530. Рисунок к несохранившейся картине. Фото: Le Gallerie degli Uffizi, Firenze
«Леда и лебедь» — мифологический сюжет, изображающий супругу спартанского царя Тиндарея Леду в процессе совокупления с принявшим обличье лебедя Зевсом. Считалось, что от Зевса у Леды было две дочери, Клитемнестра и Елена, из-за которой, как известно, началась Троянская война. В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто — в начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Антонио да Корреджо (до наших дней сохранилась только «Леда» Корреджо).
Изначально «Леда» Микеланджело предназначалась для герцога Феррарского, но затем мастер подарил ее своему ученику Антонио Мини, который увез работу во Францию и продал королю Франциску. Картина хранилась в замке Фонтенбло, но в середине XVII века была уничтожена за чрезмерную сладострастность. От несохранившегося оригинала остались копии в лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и Доме Буонарроти.
«Геркулес и Омфала» Франсуа Буше
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732–1734. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Как говорится на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, в московский музей картина попала из Государственного Эрмитажа в 1930 году, куда, в свою очередь, поступила из собрания князей Юсуповых. Полотно относится к периоду, когда Буше закончил обучение у художника Лемуана, испытавшего сильное влияние Рубенса. Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы, которая должна была по воле богов унижать его, наряжая в женское платье и заставляя прясть вместе со своими служанками. Сама же она ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу. Изображая 13-й подвиг, любовную победу Геркулеса над царицей, художник в этой сцене ярко передал порыв страсти своих героев. Увидеть темпераментную картину можно в зале № 22 главного здания ГМИИ.
«Поцелуй» Константина Бранкузи
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1908. Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI /Dist. RMN-GP / Adagp, Paris
Сотрудничество двух великих скульпторов, Константина Бранкузи и Огюста Родена, длилось около месяца, после чего румын, уже вполне освоивший уроки своего кумира, решил идти собственным путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появился «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва намеченными волосами и глазами. И это была революция: Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале, минуя предварительную работу в гипсе. Впрочем, изображение «Поцелуя» расскажет о мастерстве скульптора лучше любых слов. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — восклицал Бранкузи. И мы с ним полностью согласны.
«Амур и Психея» Антонио Кановы
Антонио Канова. «Амур и Психея». 1787. Фото: Musée du Louvre
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы выполнено из мрамора в 1787 году по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, причем в двух вариантах. Для первой, наиболее известной скульптуры «Психея, оживленная поцелуем Амура» Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюбленные протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. В другом варианте они рассматривают бабочку на руке склонившего голову к Психее Амура — символ мимолетности и невинности. Обе версии находятся в Лувре, а повторения скульптур — в Эрмитаже, куда первая попала из собрания князей Юсуповых (сначала она находилась в подмосковном Архангельском, потом во дворце на Мойке в Петербурге), а вторая была приобретена Александром I вскоре после смерти императрицы Жозефины, по заказу которой была выполнена в 1808 году.
«Свидание» («Объятия») Пабло Пикассо
Пабло Пикассо. «Свидание». 1900. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. Как гласит описание на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, с этим периодом связано создание им небольшой картины «Свидание». В эти годы Пикассо часто обращался к заглавному мотиву, который трактовал как тему человеческой близости, и развивал его в некоторых произведениях 1901–1904 годов, периода в его творчестве, который получил название «голубого». По мнению искусствоведов, в объятиях изображенных нет чувственности и идиллии, что в сочетании с замкнутым характером композиции и отсутствием подробностей передает отголоски будущей драмы. Через 13 лет после создания эту картину приобрел у художника коллекционер Сергей Щукин, и сегодня она выставлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ в Москве.
«День рождения» Марка Шагала
Марк Шагал. «День рождения». 1915. Фото: The Museum of Modern Art (MMA), New York
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый год, когда Белла Розенфельд стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую. А вот что пишет сама Белла Шагал в своих воспоминаниях «Горящие огни» об этом полотне и об этом дне: «Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся... Я все еще держала цветы... Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке... Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь... И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».
«Поцелуй» Эдварда Мунка
Эдвард Мунк. «Поцелуй». 1897. Фото: Munch Museet, Oslo
Для Мунка характерным было возвращение к уже проработанным сюжетам, не стала исключением и картина «Поцелуй». Время написания первых ее вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни». Мрачная и отталкивающая, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайну его притягательности. Скупость цветовой палитры компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.
«Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара
Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». 1787–1789. Фото: Государственный Эрмитаж
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников Франсуа Буше и Жан-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на галантные темы, и «Поцелуй украдкой» считается вершиной этого жанра. Юноша похищает поцелуй у молодой девушки, которая опасается, как бы их не застали врасплох, и с тревогой смотрит на приоткрытую дверь. Картина написана в конце 1780-х годов. Сменив несколько владельцев, она оказалась в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и хранилась в Лазенковском дворце в Варшаве, откуда в 1895 году поступила в Эрмитаж. Выставляется в Зимнем дворце в зале № 288. В 1984 году почтой СССР была выпущена почтовая марка достоинством 10 копеек с репродукцией картины.
Бэнкси. «Целующиеся полицейские»
Бэнкси. «Целующиеся полицейские». 2005. Частная коллекция. Фото: Fine Art Auctions Miami
В 2006 году провокационный рисунок «Целующиеся полицейские» на стене бара Prince Albert в Брайтоне закрасили черной краской. Однако вандализм не прошел. После восстановления изображение аккуратно сняли со стены и продали на аукционе Fine Art Auctions в Майами анонимному покупателю за $575 тыс. Этой работой вдохновились участники группы «Синие носы», когда создавали свою «Эру милосердия». Фотография спровоцировала скандал с участием министра культуры Александра Соколова, который назвал ее «порнографией» и запретил к вывозу в Париж на выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года».
«Буржуазный бюст. Джефф и Илона» Джеффа Кунса
Джефф Кунс. «Буржуазный бюст. Джефф и Илона». 1991. Фото: Jeff Koons / Tate / National Galleries of Scotland
В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина. Брак был недолгим, но плодотворным: у пары родился сын, а различные конфигурации физических проявлений их любви, ставшие основой скульптур из серии «Сделано на небесах», принесли художнику громкую славу. Мы выбрали самое невинное произведение из этой серии — «Буржуазный бюст» из белого мрамора, где пара изображена в стиле барокко, а Илона Сталлер предстала в образе Венеры, богини красоты и плотской любви.
«Поцелуй» Франческо Айеца
Франческо Айец. «Поцелуй». 1859. Фото: Pinacoteca di Brera, Milano
«Поцелуй» итальянского живописца Франческо Айеца, написанный в 1859 году, мгновенно завоевал популярность у публики. Художник попытался объединить в картине такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянцев против иноземного господства — патриотизмом. Целующаяся пара представляет собой аллюзию не только к Ромео и Джульетте Шекспира и Ренцо и Лючии из романа Алессандро Мандзони «Обрученные», но и к образам Франции и Италии. Цвета, использованные художником, намекают на флаги двух стран и заключенный ими Пломбьерский пакт, ознаменовавший рождение итальянской нации. Картина впервые была представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III, недавно разбивших австрийские войска в битве при Сольферино.
«Поцелуй» Густава Климта
Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908. Фото: Belvedere, Wien
Пожалуй, это самый хрестоматийный поцелуй в истории искусства и самый тиражируемый на сувенирной продукции, без которого не может обойтись ни одна подобная подборка. Полотно принадлежит к «золотому» периоду творчества Климта: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Автор трудился над картиной в течение года, пытаясь преодолеть творческий кризис между 1907 и 1908 годами. Некоторые исследователи считают, что на ней изображен он сам со своей возлюбленной Эмилией Флёге. На картине мужчина играет главенствующую роль, он возвышается над возлюбленной, защищая и доминируя. Коленопреклоненная поза женщины демонстрирует подчинение. Герои не скрываются от зрителя, несмотря на интимность момента. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино на краю скалы, стали одним целым, однако они разделены с помощью орнамента.
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер»
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер». 14 августа 1945 г., Нью-Йорк. Фото: Alfred Eisenstaedt / Pix Inc. / Time & Life Pictures / Getty Images
Снимок, который автор в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стал для американцев символом победы во Второй мировой войне. Четырнадцатого августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции, и на улицы американских городов вышли ликующие толпы. Фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился снимать всеобщую радость, и среди сотен людей его внимание сразу привлек один моряк. Как позже вспоминал автор снимка, молодой человек хватал всех женщин без разбора и заключал в свои объятия. «И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то темное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое, если бы на нем была светлая форма. Снимка бы не было», — гласит ставший знаменитым рассказ фотографа. Установлением личностей целующейся пары занимались десятки журналистов на протяжении многих лет, так много было претендентов. И если имя медсестры (Эдит Шейн) удалось выяснить еще в 1980 году, то моряк стал известен только в 2007-м — для этого Гленну Макдаффи пришлось пройти десять тестов на полиграфе. Сейчас на Таймс-сквер находится выполненная по мотивам этого снимка восьмиметровая статуя, рядом с которой 14 августа собираются сотни пар, чтобы сделать реконструкцию фото.
Анри Тулуз-Лотрек. «В постели: поцелуй»
Анри Тулуз-Лотрек. «В кровати: поцелуй». 1892. Частная коллекция. Продана на аукционе Christie's в 2015 г. за $12,5 млн. Фото: Christie's
На картине изображены две целующиеся женщины, которых, по легенде, художник писал в 1892 году с натуры в парижском борделе, и, собственно, полотно относится к серии «Публичный дом». Художник, как известно, показывал жизнь проституток подробно, без тени морализаторства и сентиментальности. Он изображал своих героинь за будничными делами: моющимися, за игрой в карты, в ожидании клиента или застилающими постель. Продавая свое тело мужчинам, на отдыхе они старались не подпускать их к себе и проводили время вместе.
www.theartnewspaper.ru
7 шедевров мирового искусства про поцелуи : shakko_kitsune
Накануне Дня Святого Валентина мы решили вспомнить самые романтичные и страстные поцелуи в мировом искусстве за последнюю пару тысяч лет. Смотрим на картины, фрески и статуи и изучаем истории любви мифических героев, персонажей книг и просто безымянных возлюбленных.ЦИКЛОП И НИМФА
Одно из древнейших изображений поцелуев в живописи – фреска «Полифем и Галатея», которую нашли при раскопках Помпей. Созданная примерно полвека спустя после Рождества Христова, она изображает нимфу Галатею в объятиях циклопа Полифема. Этого одноглазого великана, сына бога Посейдона, мы помним по «Одиссее»: там главный герой оказывается в плену в пещере людоеда Полифема, и сбежать Одиссею удается, только выколов тому глаз. Фреска посвящена более раннему и счастливому периоду в жизни Полифема – он влюблен в морскую нимфу-нереиду Галатею, и та отвечает ему взаимностью. Кстати, в другом, более популярном варианте этого мифа, изложенном в «Метаморфозах» Овидия, на множестве картин и в операх, все было не так отрадно. Галатея отвергла любовь Полифема ради пастуха Акида, и ревнивый великан убил соперника, сбросив на него скалу.
Фреска «Циклоп Полифем и нимфа Галатея», Помпеи, 50-79 гг. н.э. Национальный Археологический музей (Неаполь).
Фреска была раскопана в «Доме Древней Охоты» (большинство зданий в Помпеях имеют прозвища), но сегодня хранится в Археологическом музее Неаполя, причем входит в коллекцию его так называемого «Секретного кабинета». Туда в XIX веке попадало всякое неприличное искусство, например, порнографические фрески из помпейских публичных домов – лупанариев, или скульптуры с гипертрофированными половыми органами. Обычным посетителям музея эту коллекцию не показывали (хотя сегодня, конечно, она уже открыта для обозрения). Ничего неприличного вроде в этой фреске нет, но уж больно страстно смуглый пастух сжимает в объятиях белоснежную морскую деву – католическая публика была смущена.
СИЛАЧ И ЦАРИЦА
Сюжет картины «Геркулес и Омфала» взят из древнегреческой мифологии: знаменитый герой Геракл (Геркулес) в наказание за свое буйство был отправлен богами в изгнание. Его отдали во временное рабство лидийской царице Омфале. Правительница развлекалась как могла – наряжала Геракла в женскую одежду и заставляла прясть (первая арт-терапия в истории), а сама накидывала его львиную шкуру и играла с дубинкой. Впрочем, Омфала находила своему «рабу» и другое применение: за время его ссылки у них родилось несколько детей.
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732-1734, ГМИИ
Знаменитый французский живописец XVIII века Франсуа Буше обычно писал напудренных кавалеров и дам в кринолинах или же изящных, будто фарфоровых, нимф и игривых пастушков – на дворе царица эпоха рококо. Но на этом полотне пылают горячие страсти. Никаких одежд на любовниках уже нет, только купидончики в правом нижнем углу подбирают с пола упавшую львиную шкуру Омфалы и прялку Геракла. Нетипичная для Буше темпераментность объясняется просто – картина раннего периода художника, когда на него еще влиял чувственный и эффектный Рубенс. Картина – один из шедевров Буше, и приятно, что увидеть ее можно в Пушкинском музее в Москве, куда был передан из Эрмитажа в 1930-е. До этого «Геракл и Омфала» украшали петербургский дворец князей Юсуповых.
ДАМА И КАВАЛЕР
А вот уже типичный поцелуй эпохи рококо, написанный младшим современником Буше – Фрагонаром. Имен у персонажей, изображенных на картине «Поцелуй украдкой», нет, это просто галантная сценка, занимательная история, которую художник рассказывает зрителю. На заднем плане через приоткрытую дверь мы видим почтенных дам в чепчиках, которые играют в карты. Героиня картины, очевидно, участвует в игре, но вышла в соседнюю комнату – будуар, так как замерзла и захотела взять шаль. (Обратите внимание на мебель, на которой лежит шаль – это круглый швейный столик, из ящичка которого вываливаются ленточки). Тут-то ее и подкараулил возлюбленный – чтобы чмокнуть в щечку, пока старухи не заметили.
Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой», конец 1780-х гг., Эрмитаж
Типичный сюжет для игривой живописи той эпохи, но особенную прелесть картине придает особенная перламутровая фактура, жемчужная атмосфера. Дело в том, что автор тоже изучал художников XVII века, но не буйного Рубенса, а нежных «малых голландцев» Терборха и Метсю, и, может быть, Вермеера. Именно у них Фрагонар и научился не только видеть поэзию в бытовых сценках, но и показывать, что серый цвет тоже может быть красив. Кстати, ученые установили, что свой знаменитый шедевр Фрагонар писал не один – большую лепту в создании картины внесла женщина, Маргерит Жерар, его ученица и младшая сестра жены. Этот шедевр тоже можно увидеть в России. В коллекцию Эрмитажа картина попала в XIX веке, а до этого она принадлежала последнему королю Польши, возлюбленному Екатерины Великой Станиславу Понятовскому.
ДЕВЕРЬ И НЕВЕСТКА
На картине «Паоло и Франческа» изображены злосчастные итальянские возлюбленные XIII века – жена правителя Равенны Франческа да Римини и младший брат ее мужа, Паоло Малатеста. Как далеко их любовь зашла на самом деле неизвестно – в истории остался лишь тот вариант, который записал Данте. В «Божественной комедии» души убитых влюбленных рассказывают, что как-то они вместе читали книгу о любви Ланселота и Гвиниверы, дошли до сладостного эпизода поцелуя королевы и рыцаря… И тут их собственные губы внезапно встретились в поцелуе. Рассказ на этом обрывается – если верить картине Энгра, именно в этот момент Паоло и Франческу и застал старый муж, вооруженный мечом.
Жан Огюст Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1856-1860, (с) Sotheby’s, 2007
Классик французской живописи XIX века Энгр очень любил этот сюжет и возвращался к нему несколько раз на протяжении всей своей жизни. Первый вариант картины, более подробный, он написал еще в 1814 году, после того, как на французском языке был опубликован новый перевод «Божественной комедии», и истории оттуда вошли в моду. Это была одна из первых картин нового «стиля трубадур» – французской исторической живописи, романтизировавшей Средневековье и Возрождение. А данная версия, проданная на «Сотбис» за 264 тыс. долларов, практически во всем повторяет оригинал, созданный тридцатью годами раньше. Но только отбрасывает все лишнее, фокусируясь на главных героях. Детали здесь почти незаметны: выпавшая из рук Паолы книга обрезана рамой, фигура мужа скрыта в сумраке заднего фона.
СКУЛЬПТОР И СТАТУЯ
Героиня картины «Пигмалион и Галатея» – тезка нимфы, возлюбленной Полифема, о которой мы говорили раньше. Это совпадение имен неудивительно: «Галатея» означает «молочно-белая». Отличное имя и для морской богини, поднимающейся из пены, и для ожившей мраморной статуи. Напомним миф – скульптор Пигмалион изваял скульптуру идеальной женщины, влюбился в нее и взмолился богине Афродиты. Та сотворила чудо и оживила статую.
Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890, Метрополитен-Музей (Нью-Йорк)
Полотно Жерома, созданное в 1890 году – прекрасный пример салонного искусства той эпохи, когда художники с удовольствием писали сладострастную женскую натуру, но обязательно старались прикрыть ее каким-нибудь благородным сюжетом. Жером обожал писать женщин с этого ракурса – таковы его «Вирсавия», «Рынок рабов в Риме», «Царь Кандавл» и многие другие полотна. Другая примета салонности – игривый Купидон на нелепом облаке. Впрочем, художнику удалось наполнить свою работу чувством – порыв влюбленных навстречу друг другу получился страстным. И завораживает смена оттенков женской кожи – от настоящего белого мрамора в нижней части фигуры до теплой живой кожи там, где к ней прикасается влюбленный Пигмалион.
ОН И ОНА
В произведении легендарного скульптора Родена «Поцелуй» мы опять встречаемся с персонажами Данте. Статуя даже первоначально называлась «Франческа да Римини», но обобщенное имя, не привязанное к каким-либо личностям в истории, подошло, по мнению зрителей и критиков, к ней гораздо больше. О сюжете трагического поцелуя Паоло и Франчески должна напомнить книга, изображенная на скамье – но ее заметить трудно. Влюбленные слились в объятиях, но их губы еще не соприкоснулись – это напоминание о том, самом решающем, миге в их жизни накануне гибели. Роден изобразил их обнаженными, в отличие от Энгра отказавшись от средневековых одежд, и это придает вневременной, вечный оттенок композиции. Этот поцелуй мог случиться в любую эпоху.
Огюст Роден. «Поцелуй», 1889 (реплика 1903 года). Новая глиптотека Карлсберга (Копенгаген).
Герои наги, но не потому, что Роден хотел изобразить эротическую сцену. Дело в том, что, как и обнаженный «Мыслитель», эта статуя должна была войти в композицию масштабных многосоставных «Врат Ада». Именно в Аду путешественник Данте встречает души влюбленных, которые рассказывают ему о своем поцелуе. А на том свете души одежд не носят, они все голы. После того как «Франческу да Римини» увидела и переименовала публика, скульптура стала пользоваться такой популярностью, что Роден сделал несколько копий для самостоятельного экспонирования в музеях и парках.
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Кто изображен на одной и самых популярных картин Климта – неизвестно. Как и статуя Родена, она носит безличное название «Поцелуй», но на сей раз уже по собственной воле автора. Одни считают, что это автопортрет художника с его возлюбленной Эмилией Флёге, другие – что с натурщицей по прозванию «Красная Хильда», которую он писал в «Данае» и других полотнах. Есть версия, что картина посвящена сюжету из «Метаморфоз» Овидия – бог Аполлон целует нимфу Дафну, а она, не желая покоряться его страсти, превращается в дерево лавр.
Густав Климт. «Поцелуй». 1907-1908, Галерея Бельведер (Вена)
«Поцелуй» стал одним из самых известных произведений австрийского модерна – югендстиля, можно сказать, его «иконой». Слово это тем более справедливо, что Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. К «золотому периоду» Климта относится еще много работ, но «Поцелуй» стал самым знаменитым – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря чувству, которое удалось передать художнику.
А какие картины про поцелуи любите вы?Кидайте в комменты, пожалуйста.(Кроме поцелуя Брежнева с Берлинской стены, который все-таки не про любовь)
shakko-kitsune.livejournal.com
Картина "Поцелуй" Густава Климта: история создания и описание
Работы Густава Климта признаны во всем мире, однако наибольшей популярностью пользуется картина "Поцелуй". Ее не без оснований называют одним из самых лучших творений мастера. Ода красоте, чистоте и любви во всей ее безграничности.
О мастере
Родился Густав Климт на территории Австрии, в середине XXI века. 14 июля 1862 года - благословенный день для австрийской живописи, ведь именно благодаря художнику в ней появился, развился и получил признание модерн. В работах своих он воспевал красоту женского тела в первую очередь, поэтому немалой части его работ присущ откровенный эротизм.
Отцом Климта был художник-гравер, что если и не определило его дальнейшую судьбу, то, по крайней мере, подтолкнуло на верный путь.
Он получил соответствующее образование в Школе декоративного искусства, что расположена в Вене.
Жизнь была милостива к художнику, он познал славу и почет еще при жизни, став профессором Академии искусств своей родины.
Густава Климта не стало 6 февраля 1918 года.
Этапы развития
Ранние работы, «профессиональные пробы кисти», по большей части состояли из фресок, что украшали публичные заведения – например, театры. Все картины были выполнены в стиле «натурализм».
Первые проявления индивидуальности, что в полной мере показала картина «Поцелуй», можно наблюдать в оформлении Музея истории искусств. Именно там Климт в 1891 году оформил свод лестницы, изобразив аллегорические фигуры, которые показали любовь художника к четким, выверенным силуэтам и орнаментализму. Однако с течением времени принцип построения работ меняется – к концу XIX века они приобретают больше символизма и декоративных элементов.
Густав Климт – без преувеличения средоточие австрийского авангарда на рубеже веков. Он принимал активное участие в деятельности сообщества «Сецессион», которое было основано новаторами в области живописи.
Наиболее весомые работы Климта (и известная картина «Поцелуй» в том числе) относятся к позднему периоду творчества – именно на этом этапе все портреты отличаются удивительной прозрачностью, тонким эффектом «мозаики» и сложносочиненными образами, которые меняют характер даже в зависимости от смены угла обзора. Работы художника наглядно показывают единство и борьбу противоположностей, что воспеты философами. С одной стороны, Густав рвется к свободе в процессе изображения предметов. Эта жажда ломает каноны, заставляет воспринимать написанные объекты с точки зрения символизма, так как Климт старается донести до зрителя всю переменчивость и непостижимость мира, которые выше ощущаемой нами реальности и времени. С другой – поклоняется тому, что есть и сейчас, воспевает природу во всей ее естественности, сглаживая орнаментальность.
Венец творения
Наибольшую славу среди ценителей как модерна, так и искусства в целом сыскала картина Г. Климта "Поцелуй".
Стоит отметить, что эта работа относится к «золотой эре» художника – именно тогда появилось его увлечение декоративным оформлением работ, выраженное в обилии позолоты.
Однако работы Климта таковы, что золото не кажется вульгарным и не навевает мыслей о толстощеких херувимах. Цвет в данном случае исполняет роль катализатора, который усиливает общий эффект, производимый картиной.
Автор картины «Поцелуй» трудился над нею в течение года, заняв полностью творческий промежуток между 1907 и 1908 годами.
История создания
Согласно общепринятому мнению, история возникновения картины следующая. Граф, чье имя не дошло до нас, заказал художнику картину в подарок для своей невесты. Основное условие заказчика заключалось в том, что граф с невестой должны были быть изображены слившимися в страстном поцелуе.
Как выполнил художник заказ, всем известно, однако аристократ, стремящийся произвести впечатление на свою возлюбленную, был доволен. Тем не менее его интересовал один вопрос. По какой причине губы героев картины так и не коснулись друг друга? Климт на это ответил, что «таков был план», он стремился выразить в полной мере любовное томление и желание, что предшествуют поцелую. Ответ удовлетворил заказчика, и он подарил картину своей возлюбленной. Девушку так впечатлила работа, что она немедля приняла предложение руки и сердца.
Через некоторое время, когда уже приобрела известность картина «Поцелуй» Климта, история была дополнена самим автором. Оказывается, в процессе написания Густав сам почувствовал влечение к девушке. И из чувства ревности так и не позволил губам графа прикоснуться к ее губам.
Описание внешнее
Композиция картины достаточно проста – она не перегружена ни обилием действующих лиц, ни сложностью общей обстановки. В этом весь Климт – полная искренность и описание лишь того, что ему действительно интересно.
Цветочная поляна, расположенная на скале. Влюбленная пара на этой поляне, отрешенная от всего мира, погруженная исключительно друг в друга и общее чувство. Золотая аура, общая отстраненность картины, не привязанная ни к месту, ни к эпохе. Благодаря этому создается впечатление масштабности действия и его неподвластности жестокому времени. Никакой истории, никаких бед человеческих и природных – ничего. Картина «Поцелуй» (фото) демонстрирует зрителю просто влюбленных.
Общий смысл
Как уже было сказано ранее, это полотно было написано в период «золотого века» Климта, когда он большое значение придавал декоративному выражению своих задумок. По большому счету, на тот момент немалую роль в популярности работ художника сыграла его любовь к сусальному золоту. Этот цвет во все времена оказывал влияние на зрителей, которое можно назвать магическим – он притягивал, очаровывал, придавал вес и внушал ощущение торжественности, которое пробирало до костей. Неудивительно, что именно золото играло первую скрипку в процессе оформления религиозных сооружений, не так ли?
Конечно, никто наверняка не сможет теперь сказать, что именно имел в виду в процессе написания своей работы Густав Климт. Описание картины «Поцелуй» любым, кто ее видел, носит субъективный характер. Однако практически все выказывают одни и те же чувства.
Ослепительное сияние, исходящее от «Поцелуя», в полной мере передает смысл картины. Глубина изображения сокращена до минимума – никаких переходов, полное ощущение двумерной плоскости. Благодаря этому ходу пространство полотна кажется практически безграничным.
Да и позы мужчины и женщины красноречивы донельзя – он отвернулся от зрителя, полностью обратив свое внимание на возлюбленную, изолировав себя от всего внешнего. Он и она заняты только собой.
Влияние цветов и орнаментов
Большая часть критиков говорила о том, что картина «Поцелуй» является союзом во всей его масштабности, но при этом делает акцент на одеяниях героев. Однако если присмотреться, то можно заметить контраст в одежде – мужчине присущи жесткие, четкие формы, поля в тонах серого, черного и белого, тогда как у женщины наблюдаются нежные округлые изгибы, выделенные пестрой палитрой. В связи с тем что их объединяет общий золотой ореол, этим различием в образах пренебрегают, тем более что оно сглаживается из-за общего мозаичного орнамента картины.
Эротическая подоплека
Примечательно то, что источником ореола, его костяком, является мужчина. Именно он окружает женщину, прижимаясь к ней губами. Этим приемом воспользовался не случайно Густав Климт. «Поцелуй» - картина, которая звучит как торжество природы, основанное на силе мужчины и податливости женщины. Именно мужчина определяет общую энергетику полотна – мощную и величественную, но при этом нежную, любящую. Контур его не случайно схож с колоколом, мужским естеством - он лишний раз подчеркивает некий истинный, "животный" подтекст отношений, в которых нет места социальности, борьбе за права и прочим элементам жизни тех лет, пытавшимся смыть границу между полами. Будучи противоположностью возлюбленному, женщина изображена стоящей на коленях, примкнувшей к нему, всей своей позой демонстрируя покорность и ведомость.
Поцелуем единым?
К сожалению, многие только по одной работе оценивают талант такого художника, как Густав Климт. "Поцелуй" - картина гениальная в своей искренности и ослепительности, но его творчество ею не ограничивается. Восполняя эту несправедливость, мы осветим некоторые работы художника, которые заслуживают не менее пристального внимания.
Афина Паллада
Как ни странно, противовес "Поцелую", но от этого не менее искренний. Картина эта была написана за пару лет до наступления XX века - именно в это время стали появляться первые возможности для женщины в проявлении себя как личности. Даже больше - в то время допускалась мысль о господстве представительниц прекрасной половины человечества. Олицетворением этих веяний является богиня Афина Паллада - средоточие ума, мудрости и решительности. Она уверена в себе, она не сомневается в победе, ей достаточно лишь протянуть руку. Картина "Поцелуй" говорила об ином, не так ли? И тем не менее, в написании картины уже появляются элементы, которые станут козырем Климта в дальнейшем - переплетение тела и орнамента, герой картины и фон - одно целое. И только посмотрите в эти глаза! Вся нечеловеческая сила и мощь мира в их взгляде.
Золотая Адель
В этой картине, созданной по заказу промышленника, который решил сделать подарок своей жене, Климт развернулся во всю свою мощь. Она представляет собой органичный тандем реализма и абстракции. Переплетение микенских спиралей и египетских глаз добавляет экзотику и скрытый эротизм в работу не просто так. Вновь повторяется пройденный сценарий с влюбленностью, основное отличие лишь в том, что на сей раз получил взаимное чувство художник. Картина "Поцелуй" изображала зенит любви пары, в "Золотой Адели" же Климт изобразил увядание привязанности, которое не сказалось на красоте, силе и сиянии женщины.
Ее звали Адель Блох Бауэр. Она была замужем за человеком, который был намного старше ее, страдала от головных болей и имела острую привязанность к табаку. Климта нанял ее муж, дабы написать портрет любимой жены. Встреча их состоялась в 1904 году, тогда же началась работа над картиной. И роман между мастером и моделью.
Господин Блох Бауэр заметил отношения Густава и Адели, но не стал устраивать скандал. Он поступил иначе - сделал так, чтобы в бесконечном стремлении к идеальному портрету пара проводила как можно больше времени вместе. План удался - чувство угасло, влюбленные надоели друг другу. Тайные отношения закончились сразу же, как была дописана "Золотая Адель".
fb.ru
Самые известные поцелуи, подсмотренные в художественной галерее
Поцелуй. Он может быть таким разным. Дружеский, родительский, нежный, поцелуй страсти и любви, первый поцелуй.
Многие считают соприкосновение губ куда важнее, чем другие проявления ласки. А свой первый поцелуй люди помнят точнее и ярче, чем первый секс, если верить опросам общественного мнения. При поцелуе в организме вырабатывается значительное количество адреналина, что активизирует все органы организма. Увеличивается пульс (до 150 ударов в минуту), циркуляция крови увеличивается, в результате клетки организма значительно обогащаются кислородом. При поцелуе, организмы обмениваются слюной, в которой содержаться необходимые антибиотики. Таким образом, взаимно укрепляется иммунитет и общее состояние. Поцелуй способен снижать боль: во время поцелуя вырабатывается эндорфин — гормон, обладающий болеутоляющими свойствами. Из всего перечисленного можно сделать вывод: любите друг друга и целуйтесь чаще!
Для начала несколько афоризмов для размышления.
- Целование чьей-либо руки — средневековой знак уважения. Факт.
- Женщину, которой ты не стал бы целовать руку, не стоит целовать и в губы. Феликс Хвалибуг.
- Он никогда не целует руку женщине, так как боится проглотить кольцо. Жюль Ренар.
- «Кажется, я дошел до ручки!" — воскликнул кавалер, покрывающий даму поцелуями. Антон Благовещенский.
- Рот у мужчины должен быть свободен на случай внезапного поцелуя. Автор неизвестен.
- Я сторонник обычая целовать женщине руку. С чего-то ведь надо начинать! С. Гитри.
Социологические исследования в области чувственных отношений привели к интересным выводам. В большинстве пар, где отношения переходят в рутину или приближаются к завершению, поцелуи исчезают раньше, чем секс. Получается, что поцелуи — та невидимая нить, тот мостик, которые связывают духовный мир людей. Неслучайно «жрицы любви» во всех культурах не целуют своих партнёров в губы. Значение поцелуя воспето в искусстве: в музыке, литературе, кинематографе.
Искусство называют сублимацией любви. Во многом это правда. Сколько несчастливых в жизни, безответно влюбленных или рано потерявших любимых, людей подарили нам прекрасные произведения искусства. И не меньше счастливых в любви творили благодаря и во имя своих «муз». И у поцелуев в этом деле всегда было сакральное значение.
Давайте представим себя в художественной галерее и рассмотрим, как свое видение поцелуя выразили знаменитые художники разных эпох и стран. С толком и не торопясь рассмотрим картины повнимательнее и попытаемся разгадать замысел творцов. Но я уверена, что каждый увидит что-нибудь свое в этих произведениях.
Картина Жан-Леона Жерома «Пигмалион и Галатея» написана в 1890 году. На ней скульптор целует ожившую статую из слоновой кости, которая ожила благодаря его молитвам. Согласно древнегреческому мифу, Пигмалион был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.
Марк Захарович Шагал. «День рождения».
Картина «День Рождения» также демонстрирует нам двух летящих людей, которые, несомненно, влюблены друг в друга.В тесном пространстве комнатки, молодым людям как будто не хватает места — они поднимаются над реальностью, так что комната кажется ещё меньше. Наиболее значимым элементом в работе является фигура мужчины, неестественно изогнутая, тянущаяся к губам любимой.Причудливая манера письма, какой-то нелепый и одновременно необычайно гармоничный стиль, заставляет внимательно всматриваться в детали картины и находить каждую секунду что-то приметное — необычный коврик над кроватью в причудливых узорах, белую стену, испещрённую затемнениями, переливающееся фактурное платье девушки, заканчивающееся острым геометрическим воротником, яркий красный пол, скромную обстановку, в которой скрыты геометрические фигуры, (круги и прямоугольники) и многое другое.Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый период, когда любимая Белла стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую — их счастье заставляет оторваться от земли.
Поцелуй украдкой — Жан Оноре Фрагонар. 1787-1789. Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников — Франсуа Буше и Жана-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на «галантные» темы, он развивал направление, заданное Антуаном Ватто. «Поцелуй украдкой» — вершина «галантного» творчества мастера. Юноша «похищает» поцелуй у молодой девушки, ее правая рука сжата ладонями юноши, который удерживает героиню подле себя. Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, чтобы никто не зашел и не увидел их. Поражают убедительность, с которой написаны фигуры, фактурность ткани, интерьер и светотень в комнате.
«В постели: поцелуй» 1892 г. Граф Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864—1901) — французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.
Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Любовные, романтические отношения у него складывались неудачно, что он с лихвой компенсировал богемной жизнью и женщинами легкого поведения. Это его в конечном счете и сгубило. Он умирал от сифилиса на руках у своей матери.
Шедевр Анри де Тулуз-Лотрека «В постели: поцелуй» написан в 1892 году. На картине две целующиеся женщины. По легенде художник рисовал с натуры в одном из парижских борделей. После того, как он закончил работу, он якобы сказал: «Это лучше, чем ничего. Это само воплощение чувственной радости».
Поцелуй. Серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (Он не только «Крик» написал). Наиболее ранние варианты относятся к началу 1890-x годов, однако наиболее известна версия 1897 года, выставлявшаяся как часть цикла «Фриз жизни».
Картины изображают двух влюблённых, слившихся в поцелуе у окна: их лица буквально растворяются одно в другом. По-видимому, интерьер здесь изображён тот же, что и на картине «Ночь в Сен-Клу» (1890), что позволяет предположить, что в основе картины лежат реальные воспоминания художника.
Картина Мунка вдохновила молодого Густава Вигеланна на скульптуру под названием «Склонённые».
«Поцелуй» (итал. Il bacio) — картина итальянского художника Франческо Айеца (встречается написание фамилии, как Хайес), написанная в 1859 году в стиле итальянского романтизма.Цвета, использованные художником намекают на Пломбьерский пакт между Италией и Францией, ознаменовавший рождение итальянской нации. Кроме того в персонажах картины Хайес стремился показать зарождающуюся итальянскую нацию. Так он объединяет в одном сюжете любовь личную с любовью к родине.
Картина одного из самых загадочных художников ХХ века – бельгийца Рене Магритта. Влюбленные (Любовники, The Lovers).
Мотив человеческой слепоты, которая, по мысли многих художников рубежа XIX-XX веков, и есть прозрение (недаром в сознании людей прочно закрепилось представление о слепоте провидцев), с наибольшей силой проявился в картине «Влюблённые», которая существует в двух вариантах. На полотнах изображены мужчина и женщина, головы которых укутаны белыми покрывалами. На одной картине они целуются (представлена ниже), на другом варианте картины — влюбленные развёрнуты лицом к зрителю.
Первая мысль, приходящая на ум практически каждому, кто сталкивался с картиной, банальна до неприличия – любовь слепа. Но если бы всё было так просто, Рене Магритт не был бы автором этих картин. Да и сама жизнь художника полностью опровергает эту мысль: в 14 лет он познакомился с Жоржеттой Бергер, в 24 он на ней женился, напротяжении 45 лет она была его единственной женщиной, женой, моделью, музой. Неужели Магритт был слеп всю свою жизнь? Попробуем разобраться в загадках художника. Заодно придётся выяснить, зачем ему понадобилось писать два полотна.
Начнём с целующихся «Любовников» (второй распространённый перевод названия картины), как это сделал и Магритт. Художник изобразил персонажей в порыве страсти: это видно по складкам наброшенных на головы полотен. Страсть, вспыхнувшая между любовниками, действительно слепа. Она лишает человека способности объективно мыслить, видеть многие вещи. Кстати, однажды встретила интересное мнение: Магритт не просто закрыл глаза влюблённым, он замотал им головы — реализованная метафора «потеряли голову от любви».
Очень интересна деталь «поцелуй через полотно». Может, это ненастоящая любовь, не способная дать наслаждение от соприкосновения тел, проникновения друг в друга? Греховная страсть, стыдливо прикрытая или «предохраняющаяся» белыми покрывалами?
А может, Магритт хотел вынести приговор человеческим чувствам: даже любовь не способна дать постижение истины. Даже влюблённые люди остаются слепыми: они не видят никого и ничего вокруг себя, они не видят даже настоящего лица друг друга и, возможно, никогда друг друга до конца не познают.
Возможно, кстати, и «оптимистическое» толкование картины. Любовь настолько самодостаточна, что зрение ей не нужно. Влюблённым совершенно не обязательно видеть друг друга и весь окружающий мир. И чувствуют они друг друга даже сквозь двойной слой ткани. То есть мысль о том, что истинные чувства не знают каких-либо материальных преград.
Но, может быть, это и есть апофеоз любви: у человека, познавшего любовь, открывается внутреннее, истинное, зрение, позволяющее ему чувствовать этот мир, а не видеть его жалкое подобие? И препятствия вроде наброшенных на героев полотен, а также одежды, стен, слов, искусственных красок, звуков больше не мешают ему наслаждаться подлинной красотой этого мира? Возможно, именно эта истина и является самым ценным призом за разгадку живописного ребуса Рене Магритта — человека, который знал об этом мире намного больше, чем мы!
Поцелуй — мраморная скульптура, созданная Огюстом Роденом и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.
Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.
Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.
По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они — равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.
Немного поп-арта :) Рой Лихтенштейн написал несколько версий объятий семейной пары, но «Kiss V» с 1964 года является самой популярной. В картине чувствуется, что паре предстоит долгая разлука и это возможно их последний поцелуй, поэтому в нем чувствуется столько любви.
И, пожалуй, один из самых известных «Поцелуев». Уже раскрытый во многих вариациях и работах на Ярмарке Мастеров.
Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах.
Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.
Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.
На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.
Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-чёрно-серые поля, тогда как женщине — «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.
Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит, преклонив колени — явный символ подчинённости (при этом мужчина тоже стоит на коленях).
Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
После такого обзора хочется пойти и крепко обнять своего любимого человека, поцеловать и сказать, как сильно этот человек дорог и вашен в твоей жизни. Можете последовать моему примеру :)
Спасибо всем дочитавшим за наше совместное путешествие по виртуальной галерее всемирноизвестных поцелуев!
www.livemaster.ru
Густав Климт и история его самой известной картины – «Поцелуй»
Эту картину знают почти все: её многочисленные копии висят в каждом десятом доме и офисе, её печатают на сувенирах, фотообоях и рисуют на одежде. А в Вене, на родине художника, и вовсе получают огромную прибыль, создавая культ «Поцелуя» для туристов. Чем же уникальна эта картина? И как она появилась на свет?
Великий художник по имени Густав Климт (Gustav Klimt) родился 14 июля 1862 года в предместье Вены. Его отец был гравером и ювелиром. Семья Климта имела средний достаток. Густав окончил Венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности.
Его специализацией была архитектурная живопись. Ранние работы Климта состояли в основном из больших фресок для театров. В 1897 году он становится одним из основателей и президентом Венского сецессиона – сообщества художников-новаторов, в котором мирно уживались между собой натуралисты, реалисты и символисты.
Климт всегда и во всем был очень искренен. Он хотел рисовать то, что ему было интересно. Самой известной работой австрийца можно назвать картину «Поцелуй» (Der Kuß) (1907–1908), которая относится к «Золотому периоду» творчества художника. В это время он увлекался декоративным искусством, поэтому использовал в своих работах позолоту.
На краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят, полностью погруженные друг в друга и отгороженные от всего мира, влюбленные. Из-за неопределенности места происходящего кажется, что изображенная на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.
История написания «Поцелуя» такова: однажды некий граф заказал Густаву Климту картину для своей возлюбленной. Для написания женского образа художник получил медальон, на котором во всем великолепии была представлена невеста графа. Заказчик поставил условие: он и девушка должны быть изображены на картине в страстном поцелуе. Климт выполнил его пожелание, граф остался доволен. Но его мучил один вопрос: почему на картине их уста не сомкнулись в страстном поцелуе?
Густав объяснил это тем, что попробовал изобразить желание, настроение и атмосферу − те мотивы, которые в миг самого поцелуя бросают в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ...
Картина так понравилась девушке, что через некоторое время заказчик уже уезжал со своей молодой женой в свадебное путешествие: увидев картину, она сразу согласилась выйти за него замуж.
Позже Климт раскрыл тайну «Поцелуя». Оказывается, что когда художник писал картину, то сам влюбился в девушку с медальона. Поэтому он изобразил томительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя. Это была маленькая месть из чувства ревности к графу.
artifex.ru
Поцелуй как произведение искусства: 10 лучших примеров
Картина Жан-Леона Жерома "Пигмалион и Галатея" написана в 1890 году. На ней скульптор целует ожившую статую из слоновой кости, которая ожила благодаря его молитвам. Согласно древнегреческому мифу, Пигмалион был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.Шедевр Анри де Тулуз-Лотрека "В постели: поцелуй" написан в 1892 году. На картине две целующиеся женщины. По легенде художник рисовал с натуры в одном из парижских борделей. После того, как он закончил работу, он якобы сказал: "Это лучше, чем ничего. Это само воплощение чувственной радости".
Одна из самых известных скульптур Огюста Родена "Поцелуй, повествующая о трагической любви знатной итальянской дамы к младшему брату своего мужа. Франческа да Римини стала одним из вечных образов в европейской культуре. Застигнув любовников на месте преступления, муж заколол обоих. Таким образом, в скульптуре, губы влюбленных никогда не соприкоснуться.
Эротический шедевр Густава Климта "Kiss" изображает пару, которая обнимается и образует по совместному контору форму полового члена. Как считают многие исследователи творчества художника, на картине изображен сам Климт и его рыжеволосая любовница Эмилия Флеге. Работа принадлежит к "золотому периоду" творчества Климта.
Фотография Ман Рея, сделанная в 1922-ом году. Снимок получен с помощью хитростей в фотолаборатории. Тени лиц, рук и едва уловимого поцелуя переплетаются причудливым рисунком на фотографии. Увлекательный образ подтверждает одно из любимых высказываний фотографа: "Я не фотографию мир вокруг меня. Я фотографию свои видения".
Марк Шагал и его жена Белла беспечно плавают в состоянии романтической блаженства во время поцелуя.
Скульптура франко-румынского ваятеля Константина Бранкузи под названием "Поцелуй" предлагает символическую интерпретацию Куба Гармонии Любвии. Две половинки - мужчина и женщина - сливаются в одно целое и образуют совершенную по мнению скульптора форму.
Сюрреалистический шедевр Рене Магритта "Влюбленные" написан в 1928 году. Некоторые искусствоведы считают, что это визуальное воплощение старой как мир идеи о том, что «любовь слепа». Любовь никогда не предполагает абсолютного познания того, кого мы любим. Люди, которых мы знаем и любим очень давно, все равно остаются тайной для нас.
Пожирающие друг друга в похотливых объятиях - рисунок Пабло Пикассо написанный в 1967-ом году, который показывает страсть, выходящую далеко за пределы спальни. Работа была нарисована художником спонтанно незадолго до 86-летия. Удивительно как в таком преклонном возрасте гений продолжал чувствовать радость жизни в таких откровенных поцелуях-лобзаниях.
Рой Лихтенштейн написал несколько версий объятий семейной пары, но "Kiss V" с 1964 года является самой популярной. В картине чувствуется, что паре предстоит долгая разлука и это возможно их последний поцелуй, поэтому в нем чувствуется столько много любви.
felbert.livejournal.com