Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Нотр дам де пари картина
Собор Парижской Богоматери во Франции: история, легенды :: SYL.ru
Одним из выдающихся памятников архитектуры является собор Парижской Богоматери. Воспетый и прославленный поэтами, писателями и художниками, этот известный храм мира горделиво возвышается в самом сердце Парижа. Его называют не только географическим центром, но и духовным. Строительство началось в далеком 1163 году и завершилось лишь в 1345 году. Более 180 лет потребовалось, чтобы создать уникальный и удивительный Нотр-Дам-де-Пари. Это центр жизни Франции, в котором короновали императоров, венчали и отпевали королевских особ. Помимо всего прочего место примечательно тем, что в нем заседал первый парламент Франции, также в католическом храме находили временный приют нищие и обездоленные.
Роман, который прославил собор
Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Это ежегодно привлекает в храм миллионы путешественников. Нотр-Дам-де-Пари для туристов выглядит пленительнее, чем знаменитый Лувр. Существует крылатое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Каждый человек должен посетить кафедральный собор, перед тем как умереть. Жемчужина Франции никого не оставит равнодушным. Но чем обусловлена такая невероятная популярность? Мировая известность достигнута благодаря стараниям талантливого мастера пера Виктора Гюго, создавшего роман, не имеющий аналогов, - «Собор Парижской Богоматери». Именно его фантазия и буйное воображение дали жизнь необыкновенным героям. Читатель с головой погрузился в книгу. Его взволновали перипетии судьбы очаровательной Эсмеральды, он посочувствовал несчастной доле Квазимодо и удивился коварству интригана Клода Фролло. Благодаря этим именам название собора ассоциируется с драматической сказкой, это произведение разожгло любопытство людей со всего мира. Но все персонажи лишь выдумка одаренного автора.
Грандиозная стройка
Основными строителями готического «замка» считались два талантливых архитектора – Жан де Шель и Пьер де Монтрей, об остальных лицах, приложивших руку к постройке, информации практически не сохранилось. Но долгие годы, на которые растянулась эта стройка, красноречиво свидетельствуют о том, что участников было немало.
Собор Парижской Богоматери вмещает одновременно девять тысяч человек. В средневековье строительство практически любого города начиналось с церкви, и Париж не стал исключением из этого правила. Современные археологи считают, что на месте храма находилось четыре строения:
- Палеохристианская церковь.
- Меровингская базилика Святого Стефана.
- Каролингский собор.
- Романский кафедральный собор.
Последнее строение было безжалостно разрушено, а его камни послужили фундаментом для Нотр-Дам-де-Пари. Изначальная идея подразумевала грандиозное строительство, помещение храма должно было с легкостью вмещать все население города, которое на тот момент не превышало десяти тысяч человек. Но строительство затягивалось, финансовых средств не хватало. Население города старалось внести свою лепту, даже малоимущие и девушки легкого поведения несли деньги на строительство священного храма. Невзирая на живое и активное участие жителей в судьбе храма, стройка затягивалась.
Стиль собора Парижской Богоматери
Общее впечатление от визуального осмотра храма весьма неоднозначно. Дело в том, что постройка не имеет единого стиля, что впрочем, неудивительно, если вспомнить о том, что руководители менялись с завидной периодичностью. В XII веке (начало возведения собора) преобладал своеобразный романский стиль, но постепенно его сменил готический. Таким образом, здание наделено чертами нескольких стилей, что и объясняет его неповторимый облик:
- Романская архитектура отличается массивными очертаниями, отсутствием любых излишеств, узкими окнами, изящество здесь сдает позиции, уступая место практичности, рациональности, мощности и простоте.
- Готическая архитектура характеризуется вертикальными композициями, заостренными элементами, деталями, устремленными ввысь.
Отзвуки романского стиля Нормандии и новаторские идеи готического стиля соединились и дали по-настоящему неожиданный и интересный результат. Нотр-Дам-де-Пари – это как раз тот редкий случай, когда смешение стилей пошло только на пользу и превратило постройку не в «китч», а в одно из главных украшений замечательного города.
Загадки и легенды, связанные с собором
Веселый Диснейленд, свежеиспеченные хрустящие круассаны, изысканная кухня и коллекционные вина – все это Париж. Собор Парижской Богоматери – одно из главных достояний страны и гордость местного населения. Но храм имеет огромное количество тайн и загадок, которые до сих пор будоражат умы.
При визуальном осмотре сложно поверить в то, что это чудо сотворено руками обычного человека. Древняя легенда гласит, что в строительстве принимал участие сам дьявол. Более того, он увековечил себя в образе химеры, украшающей собор. И это не единственное предание, связанное с храмом.
С чего начинается собор? Конечно, с роскошных кованых ворот. Доподлинно известно, что их изготовил искуснейший мастер по фамилии Бискорне. Кузнец настолько дорожил этим ответственным, почетным заказом и боялся разочаровать своих работодателей, что призвал себе на помощь … сатану. И исключительно благодаря стараниям нечистого весь мир может получать эстетическое наслаждение от созерцания невиданной красоты, которую не способны создать руки простого смертного. Что же дало толчок распространению этого мифа? Когда ворота были готовы и в них врезали замки, оказалось, что конструкцию невозможно открыть никакими силами. На помощь пришла святая вода. После того как «дьявольский забор» окропили ею, железо поддалось.
Что говорят экскурсанты
Очень заманчив для всех путешественников собор Парижской Богоматери. Отзывы людей, побывавших в нем, преимущественно восторженно-положительные. Это место позволяет туристам пережить колоссальную гамму приятных эмоций. В это сложно поверить, но те, кто имел возможность посетить это здание, утверждают, что чувствовали энергию и силу, исходящую от него. Возможно, что это лишь самовнушение и настроение, которое сумел навеять одноименный мюзикл, но можно сказать наверняка, что мрачная романтика и невероятная мощь готического собора точно не оставят равнодушными посетителей.
Первый камень
История собора Парижской Богоматери впечатляет. Она началась 850 лет назад, но по сей день огромное количество людей задается вопросом о том, кто заложил первый камень этого грандиозного сооружения. Существует несколько теорий на этот счет, но сказать наверняка уже, конечно, невозможно, слишком много времени прошло с тех пор. Существуют два самых популярных претендента на эту роль – римский папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Но именно епископ принял решение о возведении нового собора на месте старого и полуразрушенного строения. Его замыслы были амбициозны и тщеславны, собор должен был превзойти все, что строилось до этого. Можно сказать, что планы претворились в жизнь. Люди приступили к выполнению трудоемкой задачи. Стоит отметить, что в то время в стране царил голод, поэтому были и противники дорогостоящей стройки. Но, невзирая на все протесты, работа началась. Из наиболее запоминающихся и значимых событий, происходивших в стенах собора, можно отметить коронацию Наполеона Бонапарта, состоявшуюся зимой 1804 года.
При правлении Людовика XIV витражи и гробницы были беспощадно разрушены, планировалось полное уничтожение легендарного храма. Народу поставили ультиматум: если не будет собрана энная сумма денег к назначенному часу, Нотр-Дам-де-Пари превратится в руины. Это поразительно, но парижане выполнили условия. К сожалению, национальный конвент и не думал держать слово, собор сильно пострадал. Лишь в 1831 году благодаря стараниям Гюго у людей снова стал проявляться интерес к храму и, как следствие, началась реставрация здания через год после публикации книги.
Описание собора дает представление о монументальности и масштабах здания.
- Длина – 130 метров.
- Высота – 35 метров.
- Ширина – 48 метров.
- Высота колоколен – 69 метров.
При этом вес колокола Эммануэль составляет целых 13 тонн, а его «языка» - 500 кг.
Внутреннее убранство и архитектура
Способна поражать шедевральная французская архитектура. Собор Парижской Богоматери – яркий тому пример. Памятник ранней готики (Нотр-Дам) помог преобразиться городу. Фасад здания разделен по вертикали пилястрами. Главный фасад имеет три входных двери, над которыми идет аркада, именуемая Галереей Королей. На внутреннем поле фронтона – Христос и два ангела. Центральный вход имеет достаточно символичное украшение - изображение Страшного суда.
Вес крыши более 200 тонн. Верхняя часть украшена изображениями гаргулий и химер. В этом храме нет никакой настенной живописи, а источником цвета служат витражи стрельчатых окон. Роза над самым входом в собор сохранилась со средних веков. Паникадило (люстра) изготовлено из бронзы.
Первый орган был установлен в 1402 году, но его звучание было недостаточно мощным для огромной площади собора, именно поэтому в 1730 году инструмент был достроен.
Перед собором можно увидеть статую Карла Великого, а позади здания «Фонтан девственницы».
www.syl.ru
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.
История строительства собора
Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIVХрамы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.
Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.
Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.
Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.
Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской БогоматериСобор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.
Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во ФранцииБыло принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».
Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.
Вид на собор Парижской Богоматери через аркуФасад и горгульи
Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.
По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.
Барельеф собораДева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-ДамаСобор Парижской Богоматери на закатеГлавный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.
Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.
Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.
Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверхуВнутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Северная роза собора Парижской БогоматериКонструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.
Интерьер Нотр-ДамаВитраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.
Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.
Орган в соборе Парижской БогоматериЮжная колокольня
Южная башня собора Парижской БогоматериЕсли вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.
Музей и сокровищница
В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.
В Сокровищнице Норт-Дама де ПариИз святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.
Горгулья Нотр-ДамаПорядок и стоимость посещения
Плавучее кафе с видом на Нотр-ДамЧтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.
Около собора можно покормить птицКаждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.
Как добраться
Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.
Собор Парижской Богоматери с подсветкойwikiway.com
Тайны Нотр Дам де Пари
Собор строился с 1163 по 1345 годы на месте более раннего храма на Ситэ - первой христианской базилики святого Стефана, которая , в свою очередь, сменила галло-римский храм Юпитера. Парижский Нотр Дам - одна из самых известных церквей мира, если не самая известная, в её фасаде сочетается романская мощь и готическая красота архитектурного декора. Храм еще крепко стоит на земле и не рвется ввысь, как церкви "пламенеющей "готики, его мощная тектоника не скрыта под обилием скульптуры, но в его конструкциях применены уже новаторские принципы распределения нагрузок, которые хорошо описал Осип Мандельштам в стихотворении "Нотр Дам", поэт вполне осведомлен в конструктивных особенностях готической архитектуры: " Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран."Пропорции фасада совершенны и соответствуют принципам золотого сечения. Было ли это следствием творческого чутья его авторов или результатом применения секретов, привезенных тамплиерами из дальних стран, как считают некоторые, точно неизвестно.
Нотр Дам воспет Виктором Гюго, он описал фасад церкви так, как умеет делать большой писатель, поэтическим языком, но наполненным смысловым содержанием."...вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность."
Гюго сожалеет о том, что собор утратил за столетия: "Ныне в его фасаде недостает трех важных частей: прежде всего крыльца с одиннадцатью ступенями, приподнимавшего его над землей; затем нижнего ряда статуй, занимавших ниши трех порталов; и, наконец, верхнего ряда изваяний, некогда украшавших галерею первого яруса и изображавших двадцать восемь древних королей Франции, начиная с Хильдеберта и кончая Филиппом-Августом, с державою в руке."Гюго ошибался, это были короли Израиля и Иудеи, ветхозаветные короли, эта распространенная ошибка стоила королям головы, по приказу Робеспьера в 1793 году во время революции статуи были обезглавлены подобно королю и королеве, закончившим свою жизнь на гильотине.Древних королей на самом деле гораздо меньше, число 28 привязывают к количеству дней в лунном календаре, оно символично.
Собору Нотр Дам де Пари повезло меньше, чем Шартрскому, который дошел до нас в максимально не измененном виде.Роман Гюго вышел в 1831 году, в это время собор были готовы снести, он находился не в лучшем виде, обветшал и утратил многое. Однако после выхода романа началось движение за сохранение готического наследия , в архитектуре появился неоготический стиль, архитекторы при строительстве новых зданий использовали мотивы готической архитектуры. Причастен ли к этому исключительно Виктор Гюго ? Думаю, что нет. Скорее, книга соответствовала эпохе романтизма, попала в мейнстрим. Это было время когда был интерес к готике:отчасти из любви к мистике, отчасти из-за стремления к возвышенному, ведь именно готические храмы так "оторваны" от земли и устремлены к небу. Идея стены, занятой витражом, как нельзя лучше подходила к новым возможностям популярной металлической архитектуры, в которой стена практически исчезала и становилась стеклом, а нагрузку покрытия несли металлические колонны. Книга пришлась ко времени.
Мистика связывается сейчас с готикой более, чем с каким-либо другим стилем. Этому способствует сложный мир готической символики, не вполне понятный современному человеку.
Начиная с XVII века различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фулканелли и Амбелен пытались раскрыть тайный смысл символики готической архитектуры. Фулканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов», уже стал авторитетом в этой области. Книга вышла в 1926 году и до сих пор популярна. Сам Фулканелли был загадочной личностью, осталось неизвестным и его подлинное имя и год смерти, даже были версии, что под псевдонимом Фулканелли работало трое писателей.Фулканелли увидел немало алхимических символов в скульптурных образах собора Нотр-Дам. Барельефы на фасаде большого портала, который называется порталом Страшного суда, по Фулканелли представляют серию аллегорических изображений средневекового знания. Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр – символ монарха, а правой поддерживает книги: закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм). Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Это – scalа philosophorum, символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.
Еще одну фигуру - "алхимика", Фулканелли находит на северо-восточной башне. В книге Фулканелли многие скульптуры признаны алхимическими символами, например, - ворон у подножия колонн. Однако ворон был не только символом алхимии, но еще и атрибутом святого Винсента. А скульптуры алхимической дамы и старого алхимика были реставрированы Эженом Виолле ле Дюком, который подошел к восстановлению скульптур достаточно творчески. Начатая им реставрация Нотр Дам продолжалась 20 лет и в процессе возникло многое из того, что не существовало раньше: знаменитые химеры Нотр Дам, статуя святого Фомы, которую считают "автопортретом "Виолле ле Дюка работы скульптора Жоффруа - Дешома и многие, вновь выполненные вместо утраченных, фрагменты скульптурного декора собора, которые делались по мотивам прежних скульптур.Химеры, правда, теперь подружились с гаргульями-водостоками, которые здесь расположены с давних веков и стали любимицами туристов.
На уровне галереи Девы появились статуи Адама и Евы, которых раньше не было.
Исследователи считают, что там изначально стояла только фигура Богоматери.
Методы Виолле ле Дюка приводили в ужас многих ему современных ученых. В наше время перед собором были бы уже демонстрации защитников архитектурного наследия.Кстати, в 1977 году во время строительных работ на улице Шоссе д,Антен были найдены обломки уничтоженных статуй, в том числе – головы царей. Выяснилось, что остатки статуй во время Французской революции купил один монархист под предлогом того, что он хочет использовать их в качестве фундамента для своего дома. Каменные короли были торжественно захоронены, а фундамент возводился над ними. Теперь ими можно полюбоваться в музее Клюни.
На центральном портале — изображение одного из любимых сюжетов художников готики — Страшного суда. На пилястре, разделяющем портал на две части,— фигура Христа, а в проемах — панно с изображениями, олицетворяющими Пороки и Добродетели, а также со статуями апостолов. В изгибе арки — сцены Рая и Ада, выполненные с великолепным мастерством. С двух сторон от Христа - фигуры его учеников, 12ти апостолов, по 6 с каждой стороны. Первоначальные статуи тоже были уничтожены во время революции и эти уже продукт реставрации Виолле ле Дюка. На архивольтах портала расположены обитатели рая : пророки, ангелы, мученики, отцы церкви. Архивольты и тимпан относятся к 13 веку.
Слева и справа можно увидеть изображение десяти дев разумных и неразумных, этот сюжет из Евангелия от Матфея был достаточно популярен. Девы тоже воссозданы в 19 веке.
Тимпан с рельефным изображением Страшного суда разделен по горизонтали на три части. В верхней — фигура Христа в окружении Богоматери, св. Иоанна и ангелов. Христос поднял руки, демонстрируя свои раны, а ангелы по бокам держат крест, копье и гвозди от креста.Далее две коленопреклоненные фигуры Марии и Иоанна, которые молятся за человечество.
Внизу — изображения душ: с одной стороны — избранники, заслуживающие спасения, возносятся на небо, с другой — проклятые; их, закованных в цепи, влекут в ад, к последнему возмездию. Непосредственно над большими фигурами апостолов на правой стороне несут они адские муки. Если приглядеться, то можно заметить разницу в цвете камня, по которой можно определить подлинную скульптуру справа и восстановленную слева, более светлую.
Черти выглядят согласно средневековой традиции : с широким ртом, приплюснутым носом, низким остроугольным лбом, ослиным хвостом.
В самой нижней части — сюжет Воскресения. Среди восставших из могил есть и король, и папа, воины, женщины, там даже есть один африканец, что говорит о том, что никто не избегнет Страшного суда. Выше над фигурами стоит Архангел Михаил с весами, на которых он взвешивает души умерших.
Большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu) считается самым знаменитым творением французского скульптора Жоффруа-Дешома (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).
Cтоит еще упомянуть про знаменитые двери собора, которые располагаются за спиной Иисуса. Их красота породила легенду, частую в средневековье, когда всё непостижимо удивительное для возможностей человека приписывалось сделке с дъяволом. Створки дверей украшены замечательным узором из кованого железа, которые выполнил кузнец по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, он очень испугался. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда каноник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья. Однако, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой. Никто не знает, как выполнен этот кованый рисунок, литьем или ковкой, кузнец скоре стал чахнуть и унес свой секрет в могилу.
Правый портал, называемый порталом св. Анны, построен между 1160 и 1170 годами. На нем — рельефные изображения XII–XIII века; на пилястре — статуя св. Марселя, парижского епископа V века.
На тимпане — Богородица в окружении ангелов, по сторонам ее — изображения епископа Мориса де Сюлли и короля Людовика VII. Изображение представителей духовной и светской власти: епископа — стоящим, короля — коленопреклоненным, подчеркивает превосходство «града небесного» над «градом земным».Сын бедной сборщицы хвороста из Сюлли-на-Луаре, человек безвестного происхождения, Морис де Сюлли был человеком очень набожным и вел подлинно христианскую жизнь. Благодаря этим качествам в 1160 году он был избран епископом Парижа, 74-м по счету, и оставался на этом посту в течение 36 лет. Именно он начал строительство нового храма Богородицы на месте старой базилики.
Третий — левый — портал, называемый порталом св. Девы, — возможно, самый красивый из трех по великолепию скульптур.
Высокие стрельчатые тимпаны готических храмов Франции заполнялись большими рельефами. Над главным входом помещали обычно изображение «Страшного суда», над порталом Богоматери — «Успение и коронование», над порталами, посвященными святым, изображали эпизоды из их истории. Ранним примером готического рельефа является скульптура тимпана собора Парижской Богоматери «Успение и коронование Марии» (1210–1220).
Поле тимпана разделено на три яруса. Нижний занимают сидящие в ряд шесть ветхозаветных царей и пророков. В среднем представлена сцена Успения. В центре два ангела, склонившись над саркофагом, бережно опускают в него тело Марии, позади саркофага стоит Христос, а по сторонам его — двенадцать апостолов, явившихся, чтобы проводить Марию в последний путь. Верхний ярус занимает сцена коронования. Спускающийся с неба ангел надевает корону на голову Марии, восседающей на троне рядом с Христом.Прекрасна, стоящая посередине фигура Марии - царицы небесной с младенцем Иисусом на руках и с розовым кустом. Розы были символом Марии, белые символизировали невинность Девы, алые - милосердие.
У собора еще много тайн, разгаданных и неразгаданных. Сложно судить, хранит ли он тайны эзотерических знаний, но он несомненно хранит тайны многих мастеров, которые создавали его.
vita-colorata.livejournal.com
история, фото, видео и билеты
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари (фр. Notre-Dame de Paris) можно считать центром Парижа. Чтобы его увидеть, надо отправиться на остров Сите.
Нотр-Дам де Пари, построенный в готическом стиле был и есть центр Парижа – здесь короли обретали законную власть и проводили свадьбы, а сегодня многочисленные туристы идут к нему, чтобы прикоснуться к истории во плоти. Смотря на него сегодня, нельзя поверить в то, что здание строилось в течение двухсот лет, после чего пережило многие перестройки.
Первый камень фундамента был заложен и освящен папой Александром III еще при Людовике VII. Высота основного здания составляет 35 метров, протяженность – 130, ширина – 48. Самая высокая точка – шпиль, венчающий строение. Он возвышается над крышей – 95 метров. В нем сочетаются два стиля – массивность романского и легкость готики. Настенных росписей в соборе нет, он украшен только многочисленными витражами на окнах.
А в 1831 году Гюго рассказал в своем романе «Собор Парижской Богоматери» про юную цыганку Эсмеральду, который известен по сей день.
Полезная информация: если хотите узнать и об других достопримечательностях перейдите по ссылке на статью "Достопримечательности Парижа"
Содержание статьи:
Фотографии Собора Парижской Богоматери
Видео
История
Алтарь бога Юпитера стоял еще со времен римского владычества. Считается, что после него на местности были возведены раннехристианская церковь в 4 веке, базилика святого Этьена, каролингский. Романский кафедральный собор, полностью разрушили, чтобы освободить место, а части его стен были использованы для строительства фундамента Нотр-Дам.
Епископ Парижа Морис де Сюлли задумал проект, согласно которому в центре Парижа будет построен величественный собор. Это было в середине 12 столетия, в 1163 году.
Через 14 лет завершили строительство соборного хора, к 1182 году возвели трансепт. Тогда же в Нотр-Дам провели первое богослужение. Чуть позднее нашли в нем покой герцог Жоффрей и королева Изабелла де Эно. К 1196 году достроили неф собора, а на стыке 12 и 13 веков начали возведение фасада. Примерно в это время епископ Морис де Сюлли завещал собору средства для свинцовой крыши. Южную колокольню достроили в 1240 году, через 10 лет – северную. До начала 14 столетия в соборе строили боковые часовни.
О том, что строительством руководил не один человек, можно судить по разности стиля и высоты западной стороны и башен. Из всех руководителей процесса возведения собора, больше отметились Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Официально последний камень заложили закончили к 1345 году. За все прошедшие столетия образ собора не менялся, вносились лишь незначительные изменения, поэтому можно считать, что он сохранил свою внешность до 18 столетия. Именно тогда, в 1708 году архитектору Роберу де Кот было поручено перестроить пространство перед алтарем. Это было сделано в честь того, что ранее Анна Австрийская смогла забеременеть после долгих лет бездетности (Королевский обет, 1638 год).
Собор не был снесен во время Французской революции, когда Робеспьер был намерен полностью стереть его с лица земли, называя его «твердыней мракобесия».
Реставрации
При Наполеоне собор снова стал принадлежать церкви. Плачевность его состояния вызывала вопросы о полном его сносе, однако было принято решение о его реставрации. Работы поручили архитектору Виолле де Дюка, под руководством которого восстановили здание, витражи в средневековом стиле, скульптуры, знамена. При нем появилась галерея химер, а пространство перед собором было освобождено от построек. Был восстановлен шпиль на свинцовой крыше, который был разрушен в ходе Французской революции. В общей сложности работы по восстановлению длились более четверти века.
К концу 20 века начались восстановительные работы, в ходе которой здание было очищено от пыли, копившейся веками. Песчаник на фасаде также был очищен он грязи и ему вернули изначальный оттенок золота.
Нотр-Дам де Пари сегодня
Трепет охватывает уже при приближении к собору. Несмотря на его высоту и массивность, он не кажется тяжелым, наоборот возникает ощущение, что он стремится ввысь.
Из числа легенд, окружающих здание, можно выделить еще одну – если долго смотреть в темное время суток на статуи химер и горгулий, находящихся на подножии башен, то они оживают. А когда человек сфотографируется с одной из них, то на снимке он будет казаться каменной статуей. Крыша, которая состоит из свинцовых пластин, весит в общей сложности более двухсот тонн.
До собора можно дойти по любой дороге, проложенной в Париже. Огромное количество туристов идут к нему, чтобы наяву увидеть собор, описанный во многих романах и статьях, чьи фотографии чуть ли не самые популярные в мире.
В часовнях, находящихся в правой части собора, можно увидеть полотна и скульптуры именитых и не очень творцов, которые передаются коллекционерами в собственность церкви.
Фотографировать во время экскурсий разрешено. Также можно бесплатно послушать концерт, который играют на органе храма.
Нотр-Дам – центр всей страны. Около него можно увидеть условное обозначение «нулевого километра», откуда начинается любая дорога Франции.
Расположение и как добраться
Адрес собора – 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit.
Если добираться на метро, надо ориентироваться на станции Cite или Saint-Mishel по фиолетовой ветке М4. Если на автобусе, то по маршрутам 21, 38, 47 или 85.
В собор вход свободный. Однако надо предусмотреть, что вас не пропустят с большими сумками, поэтому лучше заранее от них избавиться. Для туристов открыт в будни с 7:45 до 18:45, в субботу и воскресенье – с 7:45 до 19:15.
Уточнить возможность подняться на второй этаж и выше можно на месте. Оплата за эксурсию в этом случае происходит в соборе.
travels-guid.ru
Архитектура собора Нотр-Дам де Пари
В архитектуре собора Парижской Богоматери сочетаются два стиля: романский и готический. Отголоски романского стиля мы видим, прежде всего, в трёх порталах со скульптурными изображениями эпизодов из Евангелия. Готическая же лёгкость, устремление вверх, к небу олицетворяет идею монархии и в то же время делает собор потрясающе красивым. Как и положено, собор вытянут с запада на восток на длину 130 метров, его высота 35 метров, а высота колоколен - 69 метров.
Знаменитый западный фасад здания делится на три яруса: Нижний ярус представлен тремя порталами: сценой Страшного суда (с изображением Христа по центру), Мадонны с младенцем и святой Анны. Средний ярус - это галерея королей с 28 статуями (разрушенными во время Французской революции) и ажурным окном - розой XIII века, поражающей зрителя своим сиянием в центре яруса над стрельчатыми арками углублённых порталов. Верхний ярус - башни, высотой 69 метров. Верхняя часть собора украшена изображениями химер, которых не было в период Средневековья. Этих ночных демонов считают стражами собора. Долгое время считалось, что по ночам они оживают и обходят охраняемый объект. А вот по замыслу создателей, химеры связаны с человеческими характерами. Существует легенда, что если долго смотреть на чудовищ в полумраке - они «оживут». Но если сделать фотографию рядом с химерой - человек будет казаться статуей. Самой известной из этих чудовищ считается полуженщина-полуптица Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), которая, по мифам, похищала младенцев и питалась их кровью. Гаргульи, имеющиеся в соборе, предназначены для отвода дождевой воды (водосточные трубы). И они являлись скульптурным украшением собора и в Среденевековье.
Каждый колокол на башнях имеет имя. Самый древний из них - Белль (1631 г.), самый большой - Эммануэль. Он весит 13 тонн, а его «язык» - 500 кг. Он настроен на звук фа диез. Эти колокола используют в особо торжественных церемониях, а остальные – звонят ежедневно. На вершину одной из башен ведут 387 ступеней.
Скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», где Мадонна с Младенцем сидит на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь, достойна особого внимания. В верхней части работы вы увидите сцены Благовещения, Рождества, Поклонения волхвов, а нижняя часть изображения посвящена историям из жизни Анны и Иосифа.
Строение представляет собой пятинефную базилику. Нефы, пересекаясь, образуют крест, как и положено в плане христианского собора. Необыкновенную красоту придают собору витражи, благодаря которым серые стены здания окрашиваются при попадании солнечных лучей, во все цвета радуги. Три круглых окна-розы находятся на западном, южном и северном фасадах, на них вы увидите сцены из Ветхого завета. Главный витраж, расположенный на западном портале, имеет диаметр 9,6 метра. В центре - изображение Богоматери, а вокруг неё – сцены работ на земле, знаки зодиака, достоинства и грехи. Боковые розы, северная и южная, имеют в диаметре по 13 метров.
Часовни, расположенные в правой части собора, привлекают внимание картинами, скульптурами, являющимися дарами собору, приносимыми, по традиции, в первый день мая.
Паникадило собора изготовлено из посеребрённой бронзы по эскизам Виолле-ле-Дюка.
В сокровищнице собора хранится терновый венец Иисуса Христа, привезенный из Иерусалима в Константинополь, заложенный в Венеции и выкупленный Людовиком IX.
Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны.
Слева расположен портал Пресвятой Девы, изображающий ковчег со скрижалями и коронацию Девы Марии. На разделяющем пилястре современное изображение Мадонны с Младенцем. В люнетах в верхней части сюжеты смерти, приобщения к небесному блаженству и Вознесение Богоматери. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни.
В центре находится портал Страшного Суда. Разделяющий его пилястр изображает Христа, а на своде арки скульптор с большим мастерством изваял изображения Небесных Судей, Рая и Ада. Люнет украшен фигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.
Ниже с одной стороны стоят праведники, заслужившие спасение, с другой - грешники, которых уносят на вечные муки. На разделяющем пилястре третьего портала Св. Анны расположена статуя парижского епископа V века Св. Марчелло. Люнет занимает Мадонна между двумя ангелами, а по бокам находятся изображения Мориса де Сулли и короля Людовика VII. Ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.
Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.
Над главным входом помещается огромное круглое кружевное окно - роза 1220-25 гг. диаметром около десяти метров и статуи Мадонны с Младенцем и ангелов. По обе стороны розы открываются окна, разделенные колонкой. Верхняя часть представляет собой галерею из арок, соединяющей две башни, снабженные, в свою очередь, высокими окнами с колонками. Галерею коронуют статуи, изображающие фантастических птиц, чудовищ и демонов, выполненных по рисункам Виолле-ле-Дюка. Поднявшись до колокольной башни по 387 ступенькам, можно полюбоваться прекрасной панорамой раскинувшегося внизу города.
Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.
posmotrim.by
Париж. Нотр Дам де Пари.
Собор парижской богоматери - главный собор Франции, духовный и географический центр Парижа. От места на острове Сите, где сейчас стоит здание, город собственно и начинался. Основная часть здания была построена в конце 12 века на месте древнего языческого святилища, а полностью оно было достроено к середине 14-го века. Собор был главным местом коронаций, бракосочетаний похорон императоров и королей. При Людовике XIV в 17 веке произошли большие перемены во внутреннем убранстве собора, убраны могилы и витражи. А во времена французской революции в конце 18 века он подвергся серьезным разрушениям и перестал вообще быть собором. Были уничтожены скульптуры на фасаде, разбиты витражи, разграблено внутренне убранство. Лишь при Наполеоне он вновь был возвращен церкви.В теперешнем виде собор был восстановлен лишь в середине 19 века.
Фасад собора разделен и по горизонтали и по вертикали на три части. В нижней части три глубоких портала, над которыми идет галерея из 28 скульптур иудейских королей
Фасад собора можно назвать Библией для неграмотных, здесь представлены сцены из священного писания. Но помимо библейских мастера разместили здесь сюжеты из жизни их современников, а также страшные изображения химер, демонов, странных аборигенов неизвестных земель, в том виде, в котором они представлялись людям средневековья.Еще скульптуры собора называют "азбукой потустороннего". Виктор Гюго назвал Нотр Дам де Пари "кратким справочником оккультизма". До сих пор последователи эзотерических учений ищут в скульптурах собора разгадки их тайн.
Порталы собора.Центральный.
Левый
Правый.
Скульптуры порталов.
Окно центрального витража во втором ярусе.
Скульптуры Адама и Евы перед боковыми окнами второго яруса.
Сбоку и сзади собор выглядит совершенного по иному, чем спереди. Остроконечные готические башни и мощные контрфорсы определяют здесь его стиль.
Внутреннее убранство аскетично и строго. Настенной живописи нет, только витражи.
На площади перед собором находится точка географического центра Парижа. От нее отсчитываются все расстояния Франции.
Продолжение
reshell.livejournal.com
Легенды Собора Парижской богоматери | Париж | Франция | Статья блога
Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, — первая христианская церковь в Париже - бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.
По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.
Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок — витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким "комиксом") – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.
В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. ...не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.
Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать — снести храм или полностью изменить его облик.
Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.
Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.
Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.
Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.
Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».
Особое внимание отводилось колокольне, которая служила не только в церковных целях, но и в качестве дозорной башни Парижа. С нее велось наблюдение за подступами к городу. В дивных башнях собора находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма.
Самый тяжелый колокол, Эммануэль, расположенный в правой башне, звонит крайне редко, услышать его звучание — большая удача. По старинному преданию своему прекрасному голосу колокол обязан щедрым парижанкам. Они бросали золотые и серебряные украшения в расплавленную бронзу, из которой затем отлили Эммануэль.
Почему так редко звонит чудесный колокол? Дело в том, что его очень сложно раскачать. Но если верить легенде, как раз в Эммануэль бил самый известный обитатель Собора Парижской Богоматери, Квазимодо. Отвергнутый собственной матерью, обществом, не имея дома, Квазимодо всем сердцем любил храм, который заменил ему и друзей, и семью и родной очаг. Именно вокруг Нотр-Дам де Пари разворачивается драма несчастного горбуна. В действительности же главным героем романа Гюго является сам собор.
Нотр-Дам-де Пари входит в список мест обязательных к посещению в течение жизни. Приглашаем Вас к самостоятельному исследованию Собора Парижской богоматери вместе с нашей аудио экскурсией. Tags: Париж, Франция, легенды, НотрДамТакже рекомендуем
www.yourguide.biz