Музей Дали в Фигерасе — воплощенный сюрреализм. Путешествие в мир грёз и фантазий. Картины дали в музее дали
Лабиринт иллюзий или театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
В течение 1984 года стены здания были постепенно покрыты Дали буханками крестьянского хлеба.
И не случайно. Хлеб часто использовался художником в его работах. Сам Дали говорил так:"...Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен..."
Железная вывеска возле входа в музей.
Вход в музей находится на площади Гала и Сальвадора Дали.
Напротив главного фасада стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа: "Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках". Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена. Над фигурой - атом водорода. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи - Пепито Пичота.
Воины с (опять же) хлебными батонами под крышей здания.
Женская фигура с батоном хлеба и костылем (ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.
"Водолаз символизирующий погружение в подсознание" над входом - намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.
Сразу после входа подадаем во нутренний двор с его главной композицией - "Дождливым такси".
Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца - "дождливое такси". Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.
На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.
"Эсфирь" тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин - отсыл к знаменитой римской колонне Траяна и дань римскому императору из династии Антонинов (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), к которому художник испытывал сильнейший интерес.
Всё время, пока я рассматривал скульптуру, в голове крутился куплет из песни Лаэртского "Химфак МГУ", а именно: "Здоровенные бабищи на траве в хоккей играют..."Да, творчество Дали вызывает интересные ассоциации. За что его и люблю.
Все сооружение венчает лодка, принадлежавшая Гала, и черный зонт.
Под лодкой можно увидеть выкрашенного в черный цвет "Раба" Микеланджело, далинизированного с помощью автомобильной шины.
Капли воды под днищем лодки - наполненные краской презервативы - не случайная деталь. Pо словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.
По обе стороны от входа - фонари парижского метро в стиле модерн по проекту Эктора Гимара.
В углублениях оконных проемов партера расположились манекены, стилизированные под жрецов Древнего Египта, чередующиеся с обугленными балками, оставшимися от сгоревшего здания старого театра.
Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.
"Венера Велата" Оливье Бриса.
Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.
Эскиз декорации для балета "Лабиринт".
Руки из "Сотворения мира" - часть инсталляции, посвященной Сикстинской Капелле Микеланджело.
Одна из величайших иллюзий Сальвадора - "Обнаженная Гала, смотрящая на море". При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.
Немного удаляемся от картины...
и ещё ... Что мы видим? На расстоянии 20 метров картина "трансформируется" в портрет Авраама Линкольна.
Амадеу Торрес и Тереза Марек - "Эль Поль и Ла Пуса" (Вошь и Блоха). Скульптура посвящена двум уличным музыкантам из детства художника, играющим на шарманке. Дали превратил их фисгармонию в такой сюрреалистический предмет.
Не знаю как называется эта композиция, но в голову приходит осьмирог.
Старый электрический столб.
"Галарина". На этой картине, как и на многих других работах художника, изображена жена, муза и модель Дали - русская эмигрантка Елена Ивановна Дьяконова, известная всему миру как Гала (с ударением на второе А).
Крокодил с фонарём и одноногий манекен с костылём.
Предыдущая инсталляция с крокодилом вызвала у меня такую ассоциацию:-)
Скульптура "Стул-манекен".
Придуманная Дали маска со шляпой, в тулью которой встроены ящики. В таком наряде он появился на балу-маскараде семейства Ротшильдов. У маски четыре лица: два - вариации портрета "Моны Лизы", одна - с усами, другая - с бородкой, третье лицо - с портретом Хелен Ротшильд, а четвертое - пустое место, предназначенное для лица обладателя маски.
"Оторинологическая голова Венеры" - то ли чудище, то ли божество, с ухом вместо носа и носом вместо уха.
Портрет скандальной голливудской звезды Мэй Уэст. Чтобы его увидеть нужно забраться по летнице и посмотреть на стоящие отдельно друг от друга диван-губы, камин-ноздри и картины-глаза в специальную линзу с париком по краям, подвешенную между ног верблюда.
"Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов". Батон на голове, муравьи на лице и початки кукурузы как ожерелье.
Aнтропоморфное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа, волосами из кукурузных початков и увесистым живописным камнем на макушке.
Не люблю фотографировать картины, но тут, пожалуй, можно и нужно сделать исключение из правил. Малоизвестная сторона творчества Дали - тема евреев и Израиля представленна на втором этаже музея сериями из 25 литографий, названых "Алия" (1968) , "Песня песней" (1971), "Двенадцать колен Израиля" (1973), и "Наши пророки" (1975).
"Алия" - Рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида.
"Сцены Холокоста" - свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах.
Видимо, что то связанное с 40-а годами в пустыне...
Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу.
Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году.
"Бен-Гурион провозглашает декларацию независимости".
"Менора".
"Обрезание"
Своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.
Инсталляция с двумя футлярами подарочного издания книги Дали "Десять рецептов бессмертия". Бессмертие, как считал художник, является конечной целью любого алхимического поиска.
Глядя на тень на стене от "Ньютона с продырявленной головой", вспомнил фильм "Район № 9"
"Постоянство памяти" или "Текучесть времени", как её ещё иногда называют, является одной из самых любимых мной работ Дали. Репродукция этой картины много лет висит у меня дома. В Фигейрасе представлен гобелен с всемирно известными стекающими часами, а оригинал находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кстати, идея написать мягкие, текучие часы появилась у Дали однажды, когда будучи дома, он положил кусочек сыра "Камамбер" под лампу и увидел через некоторое время как сыр расплавился, растекся...
Золоченый скелет гориллы в спальне вместо прикроватной тумбочки.
Кровать привезена из Франции, а точнее - из легендарного парижского борделя "Ле Шабанэ" и возможно, принадлежала Кастильони, одной из фавориток Наполеона III.
Фигура с вмонтированными посередине головой Христа и печатной микросхемой.
Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи.
Потолочное панно "Дворец ветра".
Выходим из здания музея и сразу видим возвышающийся на покрышках один из трёх памятников французскому живописцу Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался). Скульптуры были созданы Антоненом Мерсье в 1895 году и "подправлены" Дали.
Тема яиц раскрыта не только на стенах и башне музея. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана - "картонная голова великана" с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором стоит на опорах из яиц.
"Телевизионный обелиск" работы Вольфа Фостеля - одного из крупнейших немецких скульпторов второй половины 20-го века. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой. В 1978 году Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями.
И напоследок - ещё один "Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром", провожающий посетителей этого замечательного театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
mpolyakov.livejournal.com
Удивительный театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Наше виртуальное путешествие
Маленький испанский городок Фигерас, наверняка, оставался бы провинциальным и никому неизвестным, если бы тут не родился гений сюрреализма. Вернувшись в конце своей жизни на Родину, Сальвадор Дали, лично занимался созданием одного из самых необычных музеев. Благодаря этому, Фигерас сегодня знаменит на весь мир не только, как место рождения гения, но и место расположения уникального музея.
Поэтому, планируя отпуск в Каталонии, большинство туристов предпочитает зарезервировать день, для того чтобы посетить музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
Немного о создателе
Будущий художник родился в семье нотариуса, но очень рано начал увлекаться искусством. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный художник провел свою первую выставку. Местом выставки послужил театр в его родном городке.
В семнадцать лет юных художник оставляет родной городок и едет в столицу для получения образования. Здесь он не только поступает в Академию художеств, но и знакомится с множеством интересных людей, которые оказали немалое влияние на будущее творчество. Так, к числу своих друзей-наставников Дали причисляет Гарсия Лорка и Пабло Пикассо.
К 22 годам Дали не только обретает свой художественный стиль, но и оказывается исключенным из числа студентов Академии с формулировкой «за дерзкое и непочтительное поведение по отношению к мэтрам искусства».
В возрасте 25 лет в жизни художника происходит сразу два грандиозных события. Во-первых, он становится соавтором короткометражного фильма «Андалузский пес». Во-вторых, он знакомится с Еленой Дьяконовой, которой суждено было стать музой художника.
В семье Дали были приняты строгие католические нравы, поэтому любовная связь Сальвадора с иноверкой да к тому же, замужней, была воспринята в штыки. Поэтому Дали надолго уехал из родного города, переехав в Поселок Порт-Льигард. Влюбленные поселились в рыбацкой хижине. Сальвадор писал картины, а Елена которая с юности не любила свое имя и просила называть ее Гала, отвозила их на рынок в Кадакесе. Нужно сказать, что спрос на картины был высоким и художник быстро приобретал известность.
После захвата власти генералом Франко, супруги решают покинуть Испанию и поискать счастья за океаном. Поселившись в США, художник продолжает активно работать, пишет картины, работает над театральными декорациями, выпускает книгу. Большинство произведений автора весьма скандальны, но невероятно успешны с коммерческой точки зрения.
Спустя годы семейство Дали решает вернуться на родину. Испания радушно принимает художника, ставшего уже всемирно знаменитым.
После возвращение художника на родину, мэрия города попросила подарить городскому музею одну из своих картин. Однако Дали приходит в голову преподнести своим землякам куда более щедрый дар – построить целый музей. Расположить его он решает в здании театра, которое к тому времени уже было разрушено.
На создание этого уникального сооружения ушло без малого 15 лет. Вед нужно было не только восстановить разрушенное здание, но и собрать экспонаты. Дали с огромным воодушевлением занимался созданием музея, загоревшись идеей собрать под одной крышей все свои самые удачные творения. Художник лично контролировал все этапы работ, он потратил на строительство практически все свои сбережения, а также, те субсидии, что выделяло правительство и пожертвования простых испанцев.
Затраченные средства и усилия не прошли впустую, открывшийся в 1974 году музей сразу стал популярным и быстро обрел мировую известность.
Дали скончался в 1989 и, согласно, завещанию мастера, его прах был похоронен на территории музея. Сегодня каждый посетитель может увидеть надгробную плиту, но далеко не все знают, что это не просто плита, а реальная могила.
Интерьеры
Уже само здание, в котором расположился театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, вызывает удивление посетителей. Здание цвета лососины с полукруглой башней сразу заставляет настроиться на интересное путешествие, наполненное мистификациями. Завершают архитектурный ансамбль стилизованные куриные яйца, установленные на крыше.
Прямо на входе посетителей встречает фигура в скафандре, предупреждая о том, чтобы гости были готовы с головой погрузиться в необычный мир. Заходя в портал, посетители оказываются во внутреннем дворике, который больше всех остальных залов похож на театральные подмостки. В центре двора установлена композиция, названная автором «Дождливое такси». В углублениях фасада, увитого плющом, установлены манекены золотистого цвета, стоящие в позах, обозначающих приветствие.
Внутри здания посетителей оживет сюрприз. Если снаружи здание выглядит трехэтажным, то внутри обнаруживается целых шесть этажей, этого удалось добиться, размещая экспонаты на разных уровнях.
Еще одним необычным архитектурным решением является уникальный купол, венчающий здание. Нужно сказать, что этот купол стал не только символом музея, но и символом города.
Под прозрачным куполом находится сцена театра-музея, а на ней расположено несколько известных работ художника. Например, тут размещена знаменитая картина «Смотрящая на море обнаженная Гала». Уникальность этой картины в том, что если отойти от нее на расстояние более 20 метров, изображение волшебным образом «преображается», превращаясь в портрет Линкольна. Для создания этой уникальной картины «трансформера» художник впервые применил специальную цифровую технику.
Дать систематизированное описание экспозиции этого музея нереально. У посетителя создается впечатление, что он очутился в фантастическом мире, в котором стерты все грани физических законов. Однако потом становится понятно, что все экспонаты объединены общей идеей.
В принципе, вся экспозиция может быть разделена на три основные сюжетные линии. Это собственно выставка работ автора, «Галатея» или башня Гала и выставка украшений, выполненных ювелирами по эскизам художника.
В первой части представлены работы, которые позволяют проследить творческий путь художника. Тут есть и его юношеские работы, и пробы, сделанные в стиле кубизма, эскизы, написанные «под импрессионистов» и много другое.
Удивительное впечатление создает картина под названием «Исчезающие образы». Кто-то при первом взгляде на эту картину видит портрет бородатого гражданина, как на картине Веласкеса. Другие же видят девушку, которая стоя читает письмо, как на картине Вермеера.
Удивительное впечатление оставляет и комната-лицо, созданная в честь скандальной голливудской кинодивы Мэй Уэс. Тут расположен известный многим диван, имитирующий сомкнутые губы.
В башне «Галатея» расположена поздние работы художника, многие из них появились в залах уже после того, как Дали ушел из жизни. Тут много работ, построенных на эффекте готической иллюзии и стереоскопичности.
Посетители части выставки, посвященной драгоценностям, могут увидеть, как готовые ювелирные изделия, так и эскизы художника.
Полезная информация
Точный адрес театра-музея Фигерас, Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5. Впрочем, заблудиться в городке сложно, вся его жизнь сосредоточена вокруг театра-музея.
Поскольку туристы обычно приезжают в столицу Каталонии, то их интересует, как добраться из Барселоны до здания театра-музея. Удобнее всего воспользоваться электричкой, ехать придется менее двух часов, отправление с центрального вокзала. Можно добраться до города и на автомобиле.
Прежде чем отправляться в путешествие, стоит уточнить часы работы театра-музея. В зимнее время он открыт с половины одиннадцатого утра до шести вечера. Начиная с первого дня весны и до 30 июня, музей открыт для посетителей с половины десятого утра и до шести вечера. А в высокий сезон время работы – с девяти утра до восьми вечера.
Стоимость полного билета – 12 евро пройти бесплатно могут дети в возрасте до восьми лет. При посещении музея группой от 25 человек можно получить скидку 50%.
Посетить музей можно с экскурсией, которые организовывают туроператоры. В программу помимо осмотра музея, может входить посещение других памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Дали.
Однако истинным ценителям стоит посетить театр-музей самостоятельно. Причем приезжать лучше с самого утра, к открытию музея. Тогда можно будет не торопясь осмотреть экспозицию, сделать фото на память. Дело в том, что основная масса туристических групп приезжает к обеду, и тогда в музее образуется толчея, что, естественно, мешает вдумчивому осмотру.
fiestino.ru
МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ.
Музей-театр Дали в Фигерасе — здание довольно своеобразное. Оно расположилось на месте старого театра, где состоялась одна из первых выставок Дали.
Центром музея служит здание старого городского театра, где в возрасте 14 лет юный Сальвадор первый раз продемонстрировал одну из своих работ
Тема яиц довольно актуальна, их тут можно увидеть везде
Яйца украшают даже башни здания-музея:
Тут находятся не только картины Сальвадора Дали, но и сотворённые им скульптуры, коллажи, различные устройства и все, что создавало его воображение.
Дали дал широкую волю своей фантазии: театр создали, как типичный храм дадаизма. С тех пор музей как магнит притягивает к себе толпы туристов.
Так Сальвадор Дали представлял себе Пикассо. Это одна из ценнейших картин музея Дали в Фигерасе.
А вот на эту композицию нужно смотреть под особым углом, тогда она преобразуется в человеческое лицо.
Расскажу немножко о Сальвадоре Дали:
Сальвадор Дали — выдающийся испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из известнейших художников сюрреализма. В 1916 году поехал на каникулы в город Кадакес, где и познакомился с модернистским искусством. Его первая выставка состоялась в 1919 году. В 1921 году отец посылает Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими знаменитыми персонами, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас. Под их влиянием Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его отчислили из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. После этого он отправился в Париж, где знакомится с Пикассо. В попытках найти собственный стиль, в конце 1920-х рисует несколько работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 вместе с Буньюэлем участвует в съемках фильма «Андалузский пёс». Тогда же он знакомится со своей будущей женой Галой (Елена Дмитриевна Дьяконова), в то время она была женой поэта Поля Элюара. Работы Дали демонстрируются на выставках, он постепенно становится популярным. В 1929 году знакомится с сюрреалистами, в частности с Андре Бретоном. В 1934 году неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание состоялось в 1958 году в Жироне). В это же время Сальвадор впервые отправляется в США. Вернувшись в Испанию живёт исключительно в своей любимой Каталонии. В 1981 году у него обостряется болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает его любимая Гала.
Дали умер 23 января 1989 года, во время сердечного приступа. Его тело до сих пор хранит Музей Дали в Фигерасе - оно замуровано в полу музея. Великий художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли свободно ходить люди. В этой комнате не разрешается фотографировать со вспышкой.
Некоторые интересные факты о Дали:
- Дизайн Чупа-Чупса (1961). Энрике Бернат изобрел свою карамель, и назвал её «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Известность «Чупса» росла, как и количество выпускаемой карамели, возникли новые вкусы. Карамель уже переросла свою скромную обертку, нужно было создавать что-то оригинальное, узнаваемое всегда и везде. В 1961 году Энрике Бернат обращается к своему земляку, Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-либо запоминающееся. Гениальный художник всего за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая и до нынешних дней узнаваема как логотип «Чупа Чупс» по всему миру. Отличительной чертой нового логотипа было и его расположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки.
- В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии
- В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был снят мультфильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была перенесена из-за финансовых проблем компании.
- Загадка Гитлера (1937) Сам Дали о Гитлере отзывался неоднозначно. Он говорил, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. С другой стороны, Сальвадор позже отзывался о Гитлере как о законченном мазохисте, начавшем войну с одной только целью — её проиграть. По рассказам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — полную противоположность ломаной фашистской свастике
Картины Сальвадора Дали:
Картина «Постоянство памяти», 1931
Картина «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»
Содомское самоудовлетворение невинной девы
Медитативная роза.
Купальщик 1925 год
Геркулес приподнимает поверхность моря
Мёд слаще чем кровь
Рынок рабов с исчезающим бюстом Вальтера
Три знаменитые загадки Галы
Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече
Сон
Женщина с головой из роз
Явление города Делфта
Лицо войны
Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека
Предчувствие гражданской войны
Дали всегда подчеркивал, что эта картина служила подтверждением гениальности его интуиции, так как была завершнеа за шесть месяцев до начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года. Художник создает впечатляющий образ страданий нации: громадная, страшная фигура, части тела которой перемешаны и изуродованы, продолжает разрывать себя на куски. Дали смешивает самопожирание с обычной едой, и разрываемая плоть у него сервирована с овощами, — отсюда разбросанная везде вареная фасоль
Искушение святого Антония
Практически все эти картины представлены в Музее Дали в Фигерасе — это место наиболее тонко и глубоко познакомит вас с великим творцом.
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=204
art.mirtesen.ru
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Театр-музей Сальвадора Дали расположился в небольшом каталонском городке Фигерас — родине художника.Тут Дали родился и здесь же похоронен. Музей открылся в 1974 году на месте разрушенного городского театра, где в свое время состоялась одна из первых выставок молодого художника.
Сам Фигерас — особо не примечательный городок с населением менее 40 тысяч человек. Город представляет продуктово-винную индустрию Каталонии, однако в первую очередь знаменит именно музеем Дали.
Театр-музей Дали занимает второе место по посещаемости среди всех испанских музеев, уступая только музею Прадо в Мадриде. Строительство здания шло 14 лет и художник лично принимал все решения по проектированию и оформлению.
Сальвадор Дали говорил: «Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».
Для оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц. Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо больше, чем обычные.
Со временем стены здания покрылись буханками крестьянского хлеба. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50-х годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. — «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен».Ампурданские яйца и крестьянский хлеб были пищей художника с детских лет, поэтому он перенес их на здание.
Дали долго вынашивал мечту построить свой музей именно здесь. Ему пришлось ждать целых 10 лет, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь.
Причиной задержки была нескончаемая тяжба между мэрией Фигераса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель. Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции.
«Музей никого не разочарует, — настаивал художник. — У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы.» В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин.
Однако, в наши дни только часть картин, размещенных здесь, являются оригиналами, остальные располагаются в различных музеях мира и частных коллекциях.
Помимо картин в музее экспонируются скульптуры, трёхмерные коллажи, рисунки, коллекции других художников-сюрреалистов.
Зал «Дворец ветра» был особенно дорого Сальвадору Дали тем, что именно здесь в 1919 году, в возрасте всего лишь 14 лет, он впервые выставил свою первую работу.
Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке, которая и дает ему название. Дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море, воплощенное в божественном изгибе залива Розас.
А это одна из шуточных работ Дали, которые он создавал время от времени — комната-иллюзия, построенная на основе его картины «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Софа конфетно-розового цвета сделана в форме губ американской актрисы Мэй Уэст. Волосы выполнены в виде штор, обрамляющих вход в комнату, глаза в виде картин, а нос — камина с горящими дровами, на котором стоят часы.
Если подняться на специальную лестницу и посмотреть в специальное отдаляющее стекло, то все элементы складываются в лицо скандальной актрисы.
Сама картина находится в Институте искусств в Чикаго:
Внутренний двор музея также под завязку набит экспонатами. В центре — «Дождливое такси» — скульптурная группа с кадиллаком, созданная по случаю Всемирной выставки сюрреализма. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шоферу.
Из стен торчат обуглившиеся балки. Согласно желанию художника, следы пожара в старом городском театре были сохранены.
По желанию художника, он был похоронен в своем музее: забальзамированное тело Дали покоится в склепе под куполом.
В следующем посте я расскажу про рыбацкий поселок Кадакес, в котором находится летний домик художника. В окрестностях Кадакеса и в самом поселке Дали написал немало известных картин.
Материалы, использованные при подготовке поста:http://lifeglobe.net/blogs/details?id=204http://ru.wikipedia.org/wiki/Театр-музей_Дали
Другие посты из этой поездки:Монастырь МонсерратТеатр-музей Сальвадора Дали в ФигерасеКадакесПровинция УэскаПеревал Col du PourtaletСнегопад в горах (перевал Col d'Aubisque)Мистический ЛурдДолина Vall d'Incles, АндорраЗаснеженные Пиренеи и тоннель SomportАрена для корриды в ТеруэлеКрепость ГуадалестDel Toro de Osborne — неофициальный символ ИспанииАликантеКрепость Санта-Барбара в АликантеВысокая кухня за 15 евро. Бизнес-ланч в РеусеБелый город АльтеаДения
markych.livejournal.com
Музей Дали в Фигерасе — воплощенный сюрреализм. Путешествие в мир грёз и фантазий
Самый загадочный художник, сводивший с ума весь мир на протяжении нескольких десятилетий, Сальвадор Дали мечтал о создании галереи, где его работы были бы окружены соответствующими интерьером и атмосферой. Само здание, где публике впервые были представлены работы юного мистификатора, как нельзя лучше подходило для музея самого непостижимого направления в современном искусстве. На момент открытия заведения никто и предположить не мог, что по количеству посетителей это художественное собрание уступит лишь Прадо – главному хранилищу испанских художественных шедевров.
flickr.com/jean-phi_gaist
Музеев Сальвадора Дали в Испании несколько (дом художника в Кадакесе, замок Пуболь), есть собрания работ великого сюрреалиста в США, Франции, Швейцарии. Но ни один из этих музеев не может конкурировать с заведением в Фигерасе, построенном самим маэстро.
Художник и рождение музея
Сальвадор Дали – мастер, сумевший влюбить в свое путанное и необъяснимое творчество консервативную европейскую публику, по сути – создатель целого направления в изобразительном искусстве. Область его творческих интересов – мир фантазий, снов, галлюцинаций и интуитивных образных импульсов. За всеми этими словами скрывается потрясающая способность художника из вполне реальных и понятных каждому деталей создавать совершенно нереальные, фантастические и провокационные композиции. Каждая его картина — ребус, требующий серьезного «разгадывания».
Любимая женщина и куски сырого мяса, слоны на тонких паучьих ногах, «жидкие» часы – это только самые известные комбинации в работах Дали.
flickr.com/20792787@N00
Под стать художнику и его муза, она же жена – Елена Дьяконова, русская светская львица, словно созданная для модернистского мировосприятия и причудливых творческих идей. В историю мирового искусства муза Дали вошла под именем Гала. Их любовь стала источником не только сплетен и заголовков бульварной прессы, но и нескольких удивительно романтических книг и кинофильмов.
Музей открылся, когда Дали исполнилось 70 лет. Открытию предшествовала долгая история, путанная и сложная, как и само творчество художника.
История заведения кратко выглядит так:
- 1849 год – построено здание городского театра Фигераса.
- 1918 год – впервые в театре своего родного города Дали выставляет несколько своих работ (будущему мастеру тогда едва исполнилось 14 лет).
- 1934 год – в обветшавшем здании уже известный Дали предлагает устраивать музыкальные представления, предложение вызывает недоумение у городского руководства и отказ.
- 1936 год – городской театр практически разрушен во время одного из боев гражданской войны в Испании.
- 1939 год – здание окончательно сожжено гвардейцами испанской армии.
- 1961 год – мэром Фигераса становится образованный и творческий человек. Новый городской голова обращается к знаменитому земляку-сюрреалисту с просьбой подарить городу одну из своих работ. В ответ мэр получает предложение основать целый музей, в котором сюрреализм будет не только на картинах, но и в архитектуре, в интерьерах и даже (пардон) в туалетах.
- 1961-1970 годы – мэрия Фигераса сражается с главным управлением изящных искусств, которое категорически оказывается финансировать строительство музея. Все дело в том, что Дали, верный себе, собирался разместить в новом музее одни только репродукции своих картин. Утверждал, что «фотографии гораздо лучше оригиналов». Управление сомневалось в том, что заведение окупится. Долгие уговоры привели к тому, что мастер пообещал подарить музею несколько оригиналов своих работ.
- 1971-1974 годы – строительство музея, размещение коллекций.
- 1974 год – открытие музея на месте старого городского театра Фигераса.
flickr.com/hagengraf
Театр-музей
Здание
Проектом своего музея занимался сам художник. Но его работа – это наброски и идеи. Воплощением непростых задумок занималась группа профессиональных архитекторов. Получилось нечто среднее между средневековым замком и свадебным тортом. Башенки, купол, яркие стены, балансирующие гигантские яйца на крышах, декор стен в виде любимых булочек Дали. Здание музея сразу же стало визитной карточкой города, его главной приманкой для туристов.
flickr.com/vpk
Интерьеры
Стены залов были расписаны самим маэстро, либо украшены репродукциями его работ. Здесь можно встретить стеклянные стены, за которыми ничего не видно, коридоры, которые заканчиваются тупиками, комнаты, выполненные в трехмерной версии работ Дали. Пространство внутри музея искажается незаметно для посетителя, создавая иллюзию пребывания в другом мире. Интерьер музея настолько иллюзорен, насколько и реалистичен. Художник постарался сделать все возможное, чтобы посещение Музея Дали в Фигерасе стало для публики погружением в грезы, фантазии и галлюцинации. Интерьер призван способствовать интересу посетителей, стремлению понять и оценить фантазии мастера иллюзорного стиля.
Несколько открытых внутренних террас музея представляют монументальные работы, дизайнерские находки в стиле сюрреализма.
flickr.com/gregoo23
Среди этих работ особенно интересна зрителю панно «Обнаженная Гала, наблюдающая за морем». Стоит отойти от картины подальше, как она превращается в портрет Линкольна. Это одно из многих чудес, которые могут лицезреть посетители заведения.
Экспозиция
Коллекция музея насчитывает полторы тысячи самых разных экспонатов. Именно здесь находится самое богатое собрание картин Дали, написанных им самостоятельно или в соавторстве с коллегами. Главная гордость музея – личная коллекция живописи маэстро сюрреализма. Здесь можно встретить и работы Эль Греко, Эрнеста Мессонье, обелиск Востелла, платья Пако Рабанна. Интересны и голограммы, трехмерные инсталляции, скульптуры великого мистификатора.
Туристы часто предпочитают миновать живописную экспозицию музея и направляются на выставку ювелирных изделий, выполненных по эскизам Дали.
flickr.com/gilles7
Роскошная коллекция ювелирных шедевров, украшенных самыми великолепными камнями, впечатляет даже тех, кто остается равнодушным к живописи вообще и сюрреализму в частности.
Могила
Музей-театр стал и мавзолеем для Сальвадора Дали. Саркофаг с его забальзамированным телом находится здесь же, под великолепным куполом башни. Мастер слился со своим творением, его желание быть похороненным здесь, с точки зрения искаженной реальности, выглядит закономерно.
flickr.com/mauricekoop
Экскурсии
У туристов есть возможность купить индивидуальный автомобильный тур из Барселоны до Фигераса. В программу, кроме экскурсии в музей-театр Дали, могут входить посещения дома-музея художника в Кадакесе, замок Пуболь, подаренный Дали своей жене Гале, устричные фермы. Удовольствие это не из дешевых. Цена подобного тура для 5 человек, с услугами гида – от 390 евро (только музей-театр). В стоимость не включены входные билеты и цена обеда (экскурсия проходит за 6-7 часов).
Правила посещения
Администрация строго следит за тем, чтобы посетители не проходили с едой или напитками. Строго запрещен вход с животными. Ничего нельзя трогать руками. При входе нужно сдать все сумки, коляски, зонтики. Фотографировать в музее можно, но без вспышки (света вполне хватает, даже ночью, фото получится обязательно!).
Читайте отзыв с впечатлениями Елены о посещении музея и смотрите её фотографии →
Цены на билеты и часы работы
Входной билет в музей театр Сальвадора Дали в Фигерасе стоит 12 евро. В августе есть возможность купить билет на ночное шоу в музее – 13 евро. Скидки действуют для студентов и пенсионеров – 9 евро.
flickr.com/gilles7
Часы работы:• июль, август и сентябрь — с 9:00 до 20:00 часов;• октябрь, с марта по июнь — с 9:30 до 18:00 часов;• с ноября по февраль — с 10:30 до 18:00 часов;
Как добраться до музея?
Из Барселоны
Самый быстрый, комфортный и недорогой способ добраться из Барселоны до родного города Сальвадора Дали – скоростной поезд AVE. Дорога — 53 минуты. Билет – от 20 евро (30 евро в оба конца). Станция находится рядом с метро Passeig de Gracia.
Из аэропорта Барселоны (для тех, кому невтерпеж) до Фигераса ходит автобус 602. Правда дорога займет около 2 часов. Билет — 19 евро.
Из Коста-Дорада
Для тех, кто хочет добраться до Фигераса из района Коста-Брава, лучше всего воспользоваться электричкой от Коста Дорада до Барселоны, а дальше пересесть на поезд до Фигераса.
В самом Фигерасе можно легко ориентироваться по указателям, которые расставлены на всех улицах и площадях. Находится заведение на площади Гала и Сальвадор Дали.
После осмотра самой сюрреалистической достопримечательности Испании можно отправиться в место с совершенно другой атмосферой — загадочная гора Монтсеррат с бенедиктинским монастырем на вершине станет ярким впечатлением вашего путешествия.
Отзывы:
Лера, 25 лет, Москва:
Самые приятные впечатления оставил музей Дали в Фигерасе. Переходя из зала в зал не перестаешь удивляться причудливым работам и интерьерам. Сюрпризов здесь хватает. Нам даже экскурсовод не понадобился.
flickr.com/dapetu_ibz
Алексей, 32 года, Екатеринбург:
Чтобы попасть в музей стояли в очереди час. Потом только узнали, что можно было купить билеты в интернете на сайте музея. Два часа бродили, как заколдованные. Интересно здесь все, особенно комната с интерьером-лицом женщины, драгоценности. Сувениры лучше купить в городе. В магазине музея они почти в два раза дороже. А музей рекомендую, очень!
pro-spain.net
Скульптуры Сальвадора Дали — Санкт-Петербург 2018
Музей Эрарта представляет выставку скульптур Сальвадора Дали, самого известного художника-сюрреалиста в мире. Помимо живописи, Дали оставил вклад в самых различных областях искусства. Он получил широкое признание как писатель, иллюстратор, ювелирный дизайнер, режиссер и скульптор. Глубокое исследование работы Дали со скульптурой и стало целью данной выставки.
Основоположники и художники-адепты сюрреализма как художественного движения стремились бросить вызов идее рационального и раздвинуть границы своего воображения. Андре Бретон придумал этот термин в своем «Манифесте сюрреализма» 1924 года. По его словам, сюрреализм должен соединить сознательные и бессознательные переживания, сферы сна, фантазии и реальности, и таким образом создать некую «абсолютную реальность, сюрреальность» (от фр. sur — над, т.е. «над-реализм», «сверх-реализм»).
Несмотря на то, что Дали известен больше всего своими рисунками и живописью, важным направлением творчества художника было создание коллекции бронзовых скульптур.
Стремясь перейти через границы двумерного пространства холста, Дали обратился к скульптуре, которая позволила ему наиболее полно воплотить свое сюрреалистическое видение и художественные формы в пространстве. Дали сам создал оригинальные макеты и проекты, отлитые в бронзе при жизни художника. Все скульптуры отливались на известных международных литейных заводах Европы с использованием техники восковой модели. Этот метод, известный также как “cire-perdue” (фр. «с потерянным воском»), подразумевает заливку расплавленного металла в форму, сделанную с помощью восковой модели. После изготовления формы восковая модель расплавляется и сливается.
Этим летом в музее Эрарта можно будет посмотреть на скульптуры, которые переосмысляют некоторые из самых знаковых работ Дали. В частности, представленный здесь трехметровый бронзовый «Космический слон» перекликается с живописной работой 1946 года «Искушение святого Антония». Слоны Дали стоят на нитеобразных многосуставных ногах и обычно изображаются несущими предметы на спине. По Дали, слоны олицетворяют силу и будущее, особенно, когда они загружены обелисками, символизирующими власть и превосходство. В то же время в них есть нечто сверхъестественное, какой-то метафизический дисбаланс, ведь их хрупкие, длинные ноги не должны выдерживать тяжесть обелиска.
К своему самому известному образу, мягким часам, Дали возвращался в нескольких работах, среди которых «Постоянство памяти» 1931 года и «Мягкие часы» 1954 года. «Благородство времени» — это их скульптурный эквивалент. На выставке он будет представлен в своей монументальной форме размером в 4,9 метра. «Тающие» часы становятся символом вездесущности времени и его властью над людьми, неизбежности его движения только в одном направлении. Время господствует и над искусством, и над реальностью.
Эта выставка — часть коллекции Дали, собранной президентом компании Dali Universe Беньямино Леви, страстным коллекционером и знатоком творчества Дали. Монументальные скульптуры, выставленные в Эрарте, показывались по всему миру, в том числе на Вандомской площади в Париже (1995), Piazza dell’Accademia во Флоренции (2013), Родео-драйв в Беверли-Хиллз (2016) и в Тайм-Уорнер-Центре в Нью-Йорке (2010-2011). Каждое произведение Сальвадора Дали на выставке имеет сертификат подлинности и представлено в каталоге-резоне скульптур Сальвадора Дали “Le Dur et Le Mou”, написанном известными исследователями творчества Дали Робертом и Никола Дешарном.
Беньямино Леви первым представил итальянской публике таких известных во всем мире художников, как Миро, Магритт, Массон, Кандинский, де Кирико, Пикассо и Дали. Во время выставки сюрреалистов в галерее Леви в 1960 году коллекционер познакомился с Дали, и с тех пор он часто встречался с художником в Париже, Нью-Йорке, приезжал в его дом в Испании. Леви был восхищен ранними скульптурами Дали, привезенными из Парижской галереи, и поддерживал желание мастера сюрреализма вернуться к скульптурной форме. Он заказал художнику серию бронзовых скульптур, основанных на сюжетах из самых известных картин сюрреалиста. Леви читает лекции и является автором работ на эту тему. Кроме того, он опубликовал исчерпывающую книгу о Коллекции Скульптур Дали.
Биография Сальвадора Дали:
Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе. С ранних лет Дали считался художественно одаренным, и его занятия искусством поощрялись. В 1922 году Дали уехал учиться в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, где он получил известность за свою эксцентричность и дендизм. На него повлияли несколько различных художественных направлений, в их числе и кубизм. Незадолго до выпускных экзаменов в 1926 году Дали обвинили в организации беспорядков и исключили из академии. В 20-е годы Дали бывал и работал в Париже, где он общался с такими художниками, как Пикассо, Магритт и Миро, что стало толчком для первой фазы сюрреализма Дали. В августе 1929 года Дали встретил свою главную музу, источник вдохновения и будущую жену Галу, которая была русской иммигранткой, на десять лет старше художника. Они поженились в 1934 году. После прихода к власти в Испании фашистского лидера Франсиско Франко художник был исключен из группы сюрреалистов, но это не помешало ему продолжить свою художественную работу. Сальвадор Дали умер в Фигерасе от сердечной недостаточности в 1989 году в возрасте 84 лет.
Репортаж с открытия
Не пропустите
Узнать больше
www.erarta.com
Театр-Музей Дали в Фигерасе | tatlm.ru
«Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».
Иногда приснится такое, что без сонника и похода к гадалке не разобрать. А сон с далистическими образами и того подавней: голову можно сломать, мозг вывернуть наизнанку, где серое вещество «поплывет» подобно картине Дали «Время течет».
Чтобы таких «Головных» оказий не произошло, воспользуемся толкователем снов Дали. Его составителем является Антони Пичот – близкий друг и соратник Дали, нынешний директор театра-музея в Фигерасе. Антони удостоился той редкой возможности увидеть представление сновидений Дали по ту сторону сцены.
Автор книги «Театр-музей Дали в Фигерасе» А. Пичот с готовностью проведет нас за кулисы театра Дали, на сцене которого разыгрывается сюрреалистический спектакль, который для неподготовленного зрителя будет постановкой иноземных существ.
Благодаря сурдопереводу Печота мы увидим драматические ситуации, скрытые от зрителя, понаблюдаем противоборство актеров, занятых в спектакле, и постигнем то, как, подчиняясь властным указаниям режиссера Дали, это противоборство подавляется, страсти утихают и нашему взору предстает более ли менее ясный феномен Дали.
Вход в театр-музей Дали
Этот толкователь еще тем ценен, что Дали отрицал наличие экскурсоводов в своем театре-музее в Фигерасе. Поэтому не поленитесь, прочитайте эту программу перед началом представления, и уверяю вас спектакль от этого будет еще интереснее. Ибо универсум Дали требователен к посетителю, и требует от него фантазии, ясности взора, жажды знаний.
А теперь позвольте увлечь вас в театр-музей Дали в Фигерасе, музей творчества Дали, жизнь которого была так похожа на театр.
Театр начинается… с очереди!
«Каждый человек должен воспринимать музей как законченное произведение искусства наподобие текста Раймонда Русселя, изобилующего информацией, но полностью лишенного подробных объяснений. Иными словами, каждый может делать из увиденного выводы, наиболее близкие его психике и космогонии.»
Известно, что театр начинается с гардероба. Знакомство же с театром-музеем Дали начинается еще с улицы: с площади «Гала-Сальвадор Дали». Художник завещал, чтобы первым этапом на пути паломничества в храм-музей Дали была…очередь! Воля усопшего добропорядочно соблюдается: толпы народа собираются у музея: кто в очереди на свидание с Дали, кто-то уже отстрелялся и почивает на лавочках, пытаясь переварить увиденное.
Маскарадные костюмы от Диора, созданные по рисункам Дали, 1951
В любом случае приобщение к сновидению Дали начинается с фасада здания и прибрежной площади. Напротив главного фасада театра-музея Дали установлен памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу (друг семейства Дали), где начертано его высказывание «Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках». Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной «Мыслителю» Родена. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота. Не забыта и наука, представленная символом атома водорода.
На соседней площади находится вторая скульптура «Памяти Ньютона», воздающая дань этому ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром.
В одном из углов площади помещен «Телевизионный обелиск» Вольфа Фостеля — первого
Кибернетическая принцесса из печатных микросхем, отгороженная раздвижной шелковой ширмой с восточными мотивами
европейца, создавшего концепцию окружающей среды («environment») и устраивавшего первые на нашем континенте «хеппенинги». Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой.
Хеппенинг включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.
Верхушку здания венчают подобно короне позолоченные манекены в стиле ар деко. Края центрального фасада замыкают фигуры, в руках которых атом водорода – вечный образ, символизирующий любовь Дали к науке.
Верхний карниз венчают 4 фигуры с хлебом на голове и с костылями. О, костыль несет весомую смысловую нагрузку в творчестве Дали (вы найдете сий элемент в каждом втором творении гения).
«Потребовались бы кучи и кучи костылей, чтобы придать всему этому прочный вид. Костыли, фиксирующие экстаз отдельных жестов особой элегантности, костыли, превращающие в архитектуру ускользающее движение хореографического прыжка».
А посередине прекрасных дам расположился водолаз в скафандре. В сиим облачении Дали выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне, которая могла закончится трагически для Дали, ибо он чуть не задохнулся в нем. Этот бесстрашный водолаз знаменует посетителям театра-музея Дали погружение в глубины подсознания. Ну что, нырнем?
Театр-музей Дали в Фигерасе
«Музей — вот цитадель кретинизации. Посетители мечутся, картины висят, таблички перепутаны, искусствоведы что-то там исследуют, психоаналитики выясняют, когда я был на грани помешательства, а когда за гранью… Обворожительное зрелище!»
Бывшее здание муниципального театра было свыше предначертано Дали. Видать для него оно и сгорело (пожар случайно устроили солдаты марокканцы франкистской армии в 1939 г.), чтобы переродиться в музей Дали.
«Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же еще? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы»
Театр-музей Дали открыл свои двери для посетителей 28 сентября 1974 г. после множества трудностей, препятствий и волокит, при неизменной поддержке города и его мэра и благодаря упорству Дали. Музей подобно живому организму рос и развивался вплоть до кончины Сальвадора. Музей Дали – последний его шедевр и абсолютный венец его творчества.
Дали жил в музее с 1983 года до своей смерти 23 января 1989 г. Здесь же он и захоронен под куполом музея.
Представление начинается!
Вот мы и внутри! Незаурядные работы, нехронологическое размещение которых подчеркивает выражаемые в них понятия и идеи. Дали отходит от веяний моды, наполняя его пространство намеками, заявлениями и провокациями, способными заинтересовать любого посетителя-зрителя. Мы знакомимся с Дали, любящим розыгрыш, мистицизм, театральность, поклоняющимся науке.
Не пытайтесь понять увиденное, не ищите сакральный смысл экспонатов театра-музея Дали. Он все равно вас запутает. Все же внесем кое-какие ясности, нам же надо растолковать сон!
Вот некоторые из экспонатов-массовки сна!
Первая загадка поджидает нас у лестницы, ведущей на верхние этажи. Здесь голова китайца помещена в фигуру петуха на человеческих ногах. Это Дали намекает на фильм Хосе Монтеса Бакера «»Впечатления о Верхней Монголии» (1975 г.).
величайший сюрреалистический памятник в мире (по мнению Дали)
Внутренний дворик-сад под открытым небом венчает величайший по мнению Дали сюрреалистический памятник в мире. Это вертикальная инсталляция с внушительным кадиллаком. Скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь» изображает женскую фигуру, тянущую цепями колонну Траяна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании. Мраморный бюст Франсуа Жирардона и «далинизированный» «Раб» Микеланджело, лодка Гала и черный зонт.
Вы наверное уже устремились к огромному кадиллаку. Это скульптурная группа «Дождливое такси» была создана (случайно) по случаю Всемирной выставки сюрреализма в Париже. Дали шел по холодному и дождливому городу. Промок до нитки. А мимо в теплых салонах такси проносились довольные лица. Дали решил установить справедливость в своем далийском стиле «Пусть дождь несчадно мочит всех в такси, а вокруг светит солнце и тепло». Сказано-сделано. Перед вами скульптурная группа «Дождливое такси».
На капоте красуется вышеупомянутая «Великая Эсфирь», внутри кадиллака расположились манекены и виноградные улитки. Если опустить монетку в слот, то скульптура начнет оправдывать свое название: из сложного сплетения труб внутри кадиллака пойдет дождь на радость улиткам.
Лодка, принадлежавшая Гала вместе с зонтом увенчивающая все сооружение, удерживается в равновесии благодаря костылям. На фоне колонны из шин выделяется изящный мраморный бюст Франсуа Жирардона, скульптора, руководившего оформлением Версаля, а над бюстом можно увидеть выкрашенного в черный цвет «Раба» Микеланджело, «далинизированного» с помощью автомобильной шины. Стоит обратить внимание на имитацию капель воды, рядами висящих под килем лодки: это презервативы наполненные краской, и на уже упомянутый черный зонт, который с каждой опущенной посетителем монетой открывается и закрывается.
Капли воды под килем лодки наполненные краской презервативы — и это символично . Ибо по словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.
Из стен внутреннего дворика торчат обуглившиеся балки — по мнению Дали, следствие очистительного пламени, из которого, не стоит забывать, родился будущий Театр-Музей (согласно желанию художника, следы пожара были сохранены).
Аппетитный зад скульптуры Эрнста Фукса «Великая Эсфирь»
У центрального входа во внутренний двор по обеим сторонам стоят настоящие фонари парижского метро, созданные по проекту архитектора Эктора Гимара и установленные на опору из окаменелых пиренейских улиток.
Ванная на потолке в зале Мэй-Уэйт
В простенках между центральными окнами красуются 4 чудища, сооруженные по принципу «из того, что было»: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, которые Дали решил пустить в дело, обломки горгулий из соседней церкви Святого Петра, тоже горевшей в Гражданскую войну, старое блюдо, найденное в муниципальном парке, и выдвижные ящики старой меблировки мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию. Справа расположилось мужское существо, слева, более декоративное, представляет собой женское начало. У двух боковых нет тел, однако есть руки, сложенные крестом. В теплые августовские вечера, когда разрешены вечерние сеансы посещения театра-музея, они выполняют еще и функцию фонтанов, еще в это время года в музее можно посмотреть видеофильмы, посвященные Дали.
Задник, который Дали написал маслом для декораций к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне
Пандусы из белого мрамора ведут нас дальше: за стеклянной стеной открывается сцена под куполом. Опорный свод завершают 16 гипсовых скульптур – защитники музея. На стене справа хозяйничает властелин дождя. Этот титан с кубической головой отжимает синюю простыню. Его образ зародился в воображении Дали, ассоциируясь с потеками на стене, превращенными в льющуюся из мокрого белья воду. Слева же две огромные ручища держат белую простыню. Все это очень смахивает на Сикстинскую капеллу (громко сказано), однако в отличие от той, эту можно снимать и менять местами.
Главенствует над сценой огромный задник, который Дали написал маслом для декораций к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне. Премьера этого балета с декорациями и костюмами Дали состоялась в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1941 г. Здесь огромная композиция изображает бюст со сквозным проемом в груди, в котором виднеется фантасмагорический пейзаж с кипарисами в духе «Острова мертвых» Беклина, а срывающиеся в море скалы напоминают о мысе Креус, неизменно присутствующем в произведениях художника.
Справа привлекает внимание огромное полотно с фотоэффектом «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» — очередное свидетельство дара предвосхищения, свойственного Дали, — перед нами первое оцифрованное живописное изображение.
Поднявшись по лестнице, ведущей из помещения под куполом на первый этаж, мы попадаем в Зал Мэй Уэйт, один из самых известных залов Театра-Музея. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос — это камин с поленьями; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса, был сделан известным парикмахером Льюисом Льонгерасом; и наконец,
Копия «Ретроспективного женского бюста» 1933
следует отметить диван-губы, идею которого Дали воплотил еще в 1937 году в образце, выставленном в парижском магазине своей знакомой, дизайнера Эльзы Скиапарелли.
Репродукция Джоконды с усами и непристойной аббревиатурой «L.H.O.O.Q.». Дали пояснял касательно сего произведения, что оно было подвергнуто «ультраинтеллектуальной атаке движения Дада, В 1919 году Марсель Дюшан пририсовал Джоконде усики с бородкой, а ниже подписал ставшее известным сокращение «L.H.O.O.Q..» (у нее в заду свербит)».
Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, зритель должен подняться на лестницу, завершаемую верблюдом, подаренным художнику фирмой «Кэмел». К верблюду подвешена уменьшающая линза, в которой и возникает лицо Мэй Уэйт.
Ошарашенные после увиденного, не спешите покидать комнату, поднимите голову: на потолке мы видим перевернутую вверх ногами ванную комнату, установленную Дали в 1977 году.
Дали часто повторял, что вид на сцену из окон галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-Музеем. Последуем его совету. Здесь можно увидеть гипсовую скульптуру, изображающую дремлющую в кресле-качалке старуху, копию картины Бугеро «Нимфы и сатир» и своего рода антропоморфный гипсовый лежак, похожий на скелет, привезенный из дома художника в Порт-Льигате.
Зал дворца ветров представляет своего рода жилище художника: слева мастерская,
справа – спальня, в центре – его работы. Особое внимание стоит уделить росписи на потолке. Глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море.
Дали был первым художником, проводившим голографический эксперимент в чисто художественных целях, и ради этого даже сотрудничал с лауреатом Нобелевской премии по физике Денисом Габором.
«Сюрреалистический объект с символическим функционированием».Дамская туфелька, в которой стоит стакан с теплым молоком в центре нежного пирожного цвета экскрементов. Механизм состоит в погружении кусочка сахара с нарисованной туфлей в целях наблюдения за его растворением и соответственно, за движением изображения туфли в молоке. Различные элементы (прилипшие к сахару лобковые волоски, маленькая эротическая фотография) дополняют этот объект, сопровождаемые коробком со сменным куском сахара и особой ложкой для размешивания дробинок в туфле.
Вы оказались в темной-темной комнате. Не пугайтесь, это зал Темпьетто Браманте. Дали хотел создать атмосферу таинственности и полностью лишил его дневного света, наглухо закрыв окна светонепроницаемой тканью.
В центре помещения возвышается впечатляющая инсталляция, увенчанная большим раскладной стеклянной перегородкой. Это макет стены из 36 квадратов прозрачного метакрилата, что предназначалась для отделения зоны партера от сцены и должна была одновременно превращать музей в «святую кибернетическую капеллу».
Внизу под панно находится «Кибернетическая принцесса» — погребальное одеяние из печатных микросхем, созданное в подражание костюму принцессы Доу Вань (II в. до н.э.), состоящему из скрепленных нефритовых пластин (захоронение Доу Вань было обнаружено в 1968 году при раскопках в городе Линьтунь китайской провинции Шэньси).
Дали — ювелирных дел мастер
В 1999 году Фонд «Гала-Сальвадор Дали» приобрел коллекцию ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали и принадлежавших собранию Оуэна Четэма. В темном зале демонстрируются восторженному взору посетителей и сами ювелирные изделия, и эскизы к ним. Драгоценности образуют оригинальную коллекцию работ, связанных единой идеей. В этих творениях ювелирное ремесло соединилось с искусством скульптуры и живописи. В большинстве своем эти изделия не предназначены для ношения, и драгоценные камни использованы как художественные элементы.
«Украшенные драгоценностями работы созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь».
«Королевское сердце» (1953), механизм, способный биться.
Первые задуманные Дали и воплощенные в жизнь ювелирные изделия можно отнести к сюрреалистическому этапу, другие — к мистико-ядерному периоду, а последние включают движение и механику: от мягких часов «Постоянства памяти» (1949) до креста «Свет Христа» (1953) и «Королевского сердца» (1953), механизма, способного биться.
В ювелирных изделиях в большей или меньшей степени всегда присутствует символика Дали. Брошь с названием «Постоянство памяти», недвусмысленно воспроизводящая знаменитую картину 1931 года, может послужить тому самым очевидным примером. Эти часы, которым можно приписать столько значении, являются неизменным элементом на протяжении всего творческого пути художника. Ход времени также наглядно присутствует в «Оке времени» (1949): образ глаза уже увековечивался, хотя и в совсем иной манере, в фильме Дали и Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929), а позднее, в 1945 г., в картине Хичкока «Завороженный».
Образ телефона часто появляется в работах Дали; здесь в «Телефонных серьгах» (1949) художник стремится отразить технический прогресс, быстроту современной связи и опасность мгновенного поворота мышления. Вопросы веры, представленные, главным образом, распятием, занимают важное место в ювелирной коллекции. Стоит обратить внимание на отсылки к балету, отчетливо просматривающиеся в работе «Лебединое озеро» (1959), и страсть к визуальным эффектам, проявляющуюся в подвеске «Древо жизни» (1949), в которой в двойном образе просматривается женское лицо.
Также следует отметить интерес к мифологии («Дафна и Аполлон», 1953), всемирной литературе («Офелия», 1953), эпохе Возрождения — безусловно, к Челлини, но также и к Паоло Уччелло («Потир жизни», 1965), к вопросам бессмертия, к фауне и породам минералов и их антропоморфным проявлениям, к миру народной поэзии («Рубиновые губы», 1949), к современности и научно-техническим достижениям («Космический слон», 1961).
Блеск бриллиантов ослепляет нас, и мы просыпаемся. Покидаем музей через тяжелую дверь. Улица встречает нас шумом и толпами туристов, которым еще предстоит путешествие за кулисы театра Дали…
Театр-музей Дали в Фигерасе можно истолковать как грандиозную инсталляцию в духе дионисийских ритуалов с принесением даров, игры и празднеств. Музей приглашает нас стать частью этой игры, напоминая тем самым, что мы одновременно и зрители, и творцы.
А какие эмоции обуревают вас? Какие мысли кишат в вашей голове после увиденного? Что вы чувствуете? Поделитесь в комментариях.
По материалам книги А.Печота «Театр-музей Дали в Фигерасе»tatlm.ru