10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали. Дали время течет картина


10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали: vakin

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора ДалиВ начале августа 1929 года молодой Дали познакомился со своей будущей женой и музой Галой. Их союз стал залогом невероятного успеха художника, оказав влияние на все его последующее творчество, включая картину «Постоянство памяти». 10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали
Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе. 1930 год. Фото: предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

История создания

Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример — история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

(1) Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы — лежат слева циферблатом вниз — символ объективного времени.

(4) Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», — напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». — Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Художник

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали

Сальвадор Дали

Великий испанский художник Сальвадор Филипе Хасинто Дали и Доменеч родился весной 1904 года, 11-го мая в 08 часов 45 минут...

Краткая биографическая справка

1904 11-го мая в Фигуэресе, Каталония, Испания родился Сальвадор Дали (Salvador Dali Domanech).1910 Дали начинает посещать начальную школу "Непорочного Зачатия" Христианских Братьев.1916 Летний отпуск с семейством Пичот. Дали впервые сталкивается с современной живописью.1917 Испанский художник Нуньес обучает Дали методам оригинальной гравюры.1919 Первая выставка в групповом показе в муниципальном театре в Фигуэресе. Дали — 15 лет.1921 Смерть матери.1922 Дали сдает приемный экзамен в Академию де Сан Фернандо в Мадриде.1923 Временное исключение из Академии.1925 Первая профессиональная сольная выставка в галерее Dalmau в Барселоне.1926 Первая поездка в Париж и Брюссель. Встреча с Пикассо. Окончательное исключение из Академии.

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали</a>Leda Atomica 1949

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали

Сон, навеянный полетом пчелы 1943

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора ДалиТайная вечеря 1955

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора ДалиИскушение святого Антония 1946

1929 Сотрудничество с Луи Бунюэлем в постановке фильма "Андалузский пес". Встреча с Гала Элюар. Первая выставка в Париже.1930 Дали проживает с Гала в Порт — Лигат, Испания.1931 Картина "Постоянство Памяти".1934 Картина "Загадка Вильгельма Телля" ссорит Дали с группой сюрреалистов. Гражданский брак с Гала. Поездка в Нью-Йорк. Альберт Скира публикует 42 оригинальные гравюры Дали.1936 Выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картины "Осень каннибализма", "Мягкие часы", "Предостережение гражданской войны".1938 Беседа с больным Зигмундом Фрейдом в Лондоне. Дали принимает участие в международной выставке сюрреалистов в Париже.1939 Окончательное исключенное из группы сюрреалистов в связи с нежеланием Дали поддерживать их политические мотивы.1940 Дали и Гала эмигрируют в Америку где проживают в течение восьми лет, сначала в Вирджинии, затем в Калифорнии и Нью -Йорке.1941 Ретроспективная выставка совместно с Миро в Музее современного искусства в Нью-Йорке.1942 Публикация автобиографии "Тайная Жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим".1946 Участие в проекте фильма "Destino" Уолта Диснея. Участие в проекте фильмов Альфреда Хичкока. Картина "Искушение святого Антония".1949 Картины "Leda Atomica" и Мадонна Порт — Лигат" (версия 1). Возвращение в Европу.1957 Публикация двенадцати оригинальных литографий Дали, названных, "Страницы исканий Дон-Кихота из Ламанчи".1958 Венчание Гала и Дали в Жироне, Испании.1959 Картина "Открытие Америки Колумбом".1962 Дали заключает десятилетнее соглашение с издателем Пьером Аргилле о публикации иллюстраций./>1965 Дали заключает контракт с издательством Сиднея Лукаса (Sidney Lucas), Нью — Йорк.1967 Приобретение замка Пубол(Pubol) в Жироне и его перестройка.1969 Торжественное вселение в замок Pubol.1971 Открытие Музея Сальвадора Дали в Кливленде, Огайо.1974 Дали начинают беспокоить проблемы с здоровьем.1982 Открытие Музея Дали в Санкт-Петербурге, Флорида. Смерть Гала в замке Pubol.1983 Грандиозное экспонирование работ Дали в Испании, в Мадриде и Барселоне. Завершение занятий живописью. Последняя картина "Хвост Ласточки".1989 23 января Дали скончался от паралича сердца. Он похоронен в склепе Музея Татро, в Фигуэресе, Испании.

Источник - NoNaMe

vakin.livejournal.com

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали писал на пике увлечения теориями Фрейда

Легендарный испанский живописец Сальвадор Дали прославился на весь мир благодаря своей неподражаемой сюрреалистичной манере написания картин. К самым известным работам автора относятся его личный автопортрет, где он изобразил себя с шеей в стиле кисти Рафаэля, «Плоть на камнях», «Просвещенные удовольствия», «Незримый человек». Однако «Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал, приобщив эту работу к одной из своих самых глубинных теорий. Это произошло на стыке его стилистического переосмысления, когда художник примкнул к течению сюрреализма.постоянство памяти сальвадор дали

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали и его фрейдистская теория

Знаменитый холст создан в 1931 году, когда художник пребывает состоянии повышенного возбуждения от теорий своего кумира – австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. В общих чертах задумка картины предполагала передать отношение художника к мягкости и жесткости.

сальвадор дали постоянство памяти Будучи весьма эгоцентричной личностью, склонной к вспышкам неконтролируемого вдохновения и при этом тщательного его осмысления с точки зрения психоанализа, Сальвадор Дали, как и все творческие личности, создал свой шедевр под воздействием жаркого летнего дня. Как вспоминает сам художник, он был озадачен созерцанием того, как от жары плавится сыр камамбер. Его и раньше привлекала тема трансформации объектов в разные состояния, что он пытался передать на холсте. Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали – симбиоз расплавленного сыра с оливой, одиноко стоящей на фоне гор. Кстати, именно этот образ стал прототипом мягких часов.

Описание картины

Почти все работы того периода наполнены абстрактными изображениями человеческих лиц, скрываемых за формами посторонних объектов. Они словно скрываются от взора, но при этом являются главными действующими персонажами. Так сюрреалист старался изобразить подсознание в своих произведениях. Центральной фигурой полотна «Постоянство памяти» Сальвадор Дали сделал лицо спящего человека, которое схоже с его автопортретом.

Картина словно вобрала в себя все значимые этапы в жизни художника, а также отобразила неизбежное будущее. Можно заметить, что в нижнем левом углу полотна виднеются закрытые часы оранжевого цвета, сплошь усеянные муравьями. Дали часто прибегал к изображению этих насекомых, которые для него ассоциировались со смертью. Форма и цвет часов были основаны на воспоминаниях художника об оных в его доме детства, которые были сломаны. Кстати, виднеющиеся на заднем фоне горы - не что иное, как кусочек из пейзажа родины испанца.

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали изобразил несколько опустошенно. Хорошо видно, что все объекты разделены между собой пустыней и не являются самодостаточными. Искусствоведы полагают, что этим автор пытался передать свою душевную пустоту, которая тяготила его в тот период. На самом деле идея заключалась в том, чтобы передать человеческие терзания по поводу течения времени и изменений в памяти. Время, по мнению Дали, является бесконечным, относительным и пребывает в постоянном движении. Память же, напротив, недолговечна, но при этом нельзя недооценивать ее стабильность.

Тайные образы в картине

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал за пару часов и не удосужился никому дать пояснений по поводу того,что он хотел сказать этим холстом. Многие искусствоведы до сих пор выстраивают гипотезы вокруг этой знаковой работы мастера, заметив в ней лишь отдельные символы, к которым художник прибегал на протяжении всей своей творческой деятельности.картина постоянство памяти сальвадора дали

При детальном рассмотрении можно увидеть, что свисающие с ветки слева часы по форме похожи на язык. Дерево на холсте изображено засохшим, что указывает на разрушительный аспект времени. Эта работа невелика по своим габаритам, но считается самой мощной из всех, что написал Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» - безусловно, самая психологически глубокая картина, которая максимально раскрывает внутренний мир автора. Возможно, поэтому он не пожелал ее комментировать, оставив своих почитателей в догадках.

fb.ru

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Эта картина, написанная великим  испанским художником, представителем сюрреализма, Сальвадором Дали. Практически все его произведения отличается уникальным неповторимым стилем и невероятным подтекстом, который несет в себе определенный смысл и значение.

«Постоянство памяти» – это одна из известнейших картин великого художника, которая имеет несколько вариантов названия. Так, помимо привычного названия, встречаются «Мягкие часы», «Стойкость памяти», «Твердость памяти» и некоторые другие названия.

Эта картина является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания этой картины пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре. Вот такой он, Сальвадор Дали…

Картина представляет собой относительно спокойный пейзаж, на безмятежном фоне которого медленно плавятся и растекаются часы. Сам пейзаж является своего рода отражением внутреннего состояния художника. Большинство считают, что время – это своего рода прямая, у которой есть начало и есть конец. Но, по мнению великого художника, времени свойственно меняться и растягиваться и наиболее точно можно было изобразить его именно в виде «мягких» часов.

Чаще всего Сальвадор Дали оставлял в своих дневниках записи о своих картинах, но о смысле и значении «мягких часах» не было найдено ни слова. Вероятно поэтому, существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. Есть даже весьма парадоксальная версия, что этим произведением Дали выразил свой собственный страх перед мужским бессилием – обвислые, бесформенные часы или формы. Как бы там ни было, сейчас это достаточно известное произведение сюрреалистического жанра.

В настоящее время сюрреалистическая картина «Постоянство памяти» находится в музее современного искусства в Нью-Йорке.

opisanie-kartin.com

Картина Постоянство памяти Сальвадора Дали: 10 тайных символов

В начале августа 1929 года молодой Дали познакомился со своей будущей женой и музой Галой. Их союз стал залогом невероятного успеха художника, оказав влияние на все его последующее творчество, включая картину «Постоянство памяти».

постоянство памяти-символы

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали

(1) Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе. 1930 год. Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

История создания Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример — история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой. Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы —лежат слева циферблатом вниз — символ объективного времени.

(4) Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», — напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». — Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Оригинал  

Похожие статьи:

prointerest.ru

Картина «Пространство памяти» С.Дали. Описание картины

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Пространство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

С. Дали «Пространство памяти»

О Сальвадоре Дали говорят и пишут всякое. Например, что он был параноиком, не имел связей с реальными женщинами до Галы, и что его картины непонятны. В принципе, все это правда, но каждый факт или вымысел из его биографии имеют прямое отношение к творчеству гения (просто художником Дали назвать довольно проблематично, да и не стоит).

Дали бредил во сне и все это переносил на холст. Прибавьте к этому его запутанные мысли, увлечение психоанализом и вы получите в сумме картины, поражающие сознание. Одна из них – «Пространство памяти», которую еще называют «Мягкие часы», «Твердость памяти» и «Стойкость памяти».

История появления этого полотна напрямую связана с биографией художника. До 1929 года в его жизни не было увлечений женщинами, не считая нереальных рисунков или тех, что приходили к Дали во сне. А потом появилась русская эмигрантка Елена Дьяконова, больше известная как Гала.

Поначалу ее знали как жену писателя Поля Элюара и любовницу скульптора Макса Эрнста, причем одновременно. Жила вся троица под одной крышей (прямая параллель с Бриками и Маяковским), делила постель и секс на троих и, казалось, такое положение вполне устраивало и мужчин, и Галу. Да, эта женщина любила мистификации, а так же сексуальные эксперименты, но тем не менее к ней прислушивались художники и писатели-сюрреалисты, что было большой редкостью. Гала нуждалась в гениях, одним из которых и стал Сальвадор Дали. Пара прожила вместе 53 года, а художник заявлял, что любил ее больше матери, денег и Пикассо.

Так это или нет, мы не узнаем, а вот про картину «Пространство памяти», на которую Дьяконова вдохновила писателя известно следующее. Пейзаж с Порт Лигат был почти написан, но ему чего-то не хватало. Гала в тот вечер отправилась в кино, а Сальвадор засел за мольберт. В течении двух часов на свет появилась эта картина. Когда муза художника увидела полотно, то предрекла, что тот, кто ее хоть раз увидит, никогда не забудет.

На выставке в Нью-Йорке эпатажный художник объяснил задумку картины по-своему – природой плавленого сыра камамбер, соединившегося с учением Гераклита о измерении времени течением мысли.

Основная часть картины – это ярко-рыжий пейзаж Порт-Лигата, места где он жил. Берег пустынный и объясняет пустоту внутреннего мира художника. Вдалеке виднеется голубая вода, а на переднем плане – сухое дерево. Это, в принципе, и все, что понятно на первый взгляд. Остальные образы на творении Дали глубоко символичны и рассматривать их стоит лишь в таком контексте.

Трое мягких часов голубого цвета, спокойно висящих на ветках дерева, человеке и кубе являются символами времени, которое нелинейно и произвольно течет. Оно таким же способом заполняет субъективное пространство. Количество часов означает прошлое, настоящее и будущее, связанных с теорией относительности. Сам Дали говорил, что нарисовал мягкие часы, поскольку связь времени и пространства чем-то выдающимся не считал и «она была такой же, как любая другая».

Расплывшийся субъект с ресницами отсылает вас к страхам самого художника. Как известно, сюжеты для картин он брал во сне, который называл смертью объективного мира. По основам психоанализа и по убеждениям Дали, сон освобождает то, что люди прячут глубоко в себе. И посему моллюскообразный объект – это автопортрет Сальвадора Дали, который спит. Он сравнивал себя с устрицей-отшельником и говорил, что Гала сумела уберечь ее от всего мира.

Твердые часы на картине символизируют объективное время, которое идет против нас, ведь они лежат вниз циферблатом.

Примечательно, что время, зафиксированное на каждых часах, различно – то есть каждый маятник соответствует событию, которое осталось в человеческой памяти. Однако часы текут – и изменяют голове, то есть память способна менять события.

Муравьи на картине – символ разложения, связанный с детством самого художника. Он увидел труп летучей мыши, кишащей этими насекомыми, и с тех пор присутствие их стало идеей-фикс всего творчества. Муравьи ползают по твердым часам, подобно часовым и минутным стрелкам, таким образом, время реальное убивает само себя.

Дали называл мух «средиземноморскими феями» и считал тем насекомым, которые вдохновляли греческих философов на их трактаты. Древняя Эллада напрямую связана с оливой, символом мудрости античности, которой уже не существует. По этой причине олива изображена сухой.

На картине изображен и мыс Креус, который находился неподалеку от родного города Дали. Его сам сюрреалист считал истоком своей философии параноидальных метаморфоз. На полотне он имеет форму голубой дымки неба вдали и коричневых скал.

Море, по мнению художника, это вечный символ бесконечности, идеальная плоскость для путешествий. Время там течет неспешно и объективно, подчиняясь своей внутренней жизни.

На заднем плане у самых скал находится яйцо. Это символ жизни, позаимствованный у древнегреческих представителей мистической школы. Они трактуют Мировое Яйцо как прародителя человечества. Из него появился двуполый Фанес, который создал людей, а половинки скорлупы дали им небо и землю.

Еще один образ на заднем плане картины – зеркало, лежащее горизонтально. Его называют символом переменчивости и непостоянства, который соединяет в себе субъективный и объективный миры.

Экстравагантность и неудержимость Дали в том, что истинными его шедеврами являются не картины, а скрытый в них смысл. Художник отстаивал право на творческую свободу, на связь искусства и философией, историей и другими науками.

… Современные физики все чаще заявляют, что время – это одно из измерений пространства, то есть мир, который нас окружает, состоит не из трех измерений, а из четырех. Где-то на уровне нашего подсознания у человека формируется интуитивное представление о чувстве времени, но представить его удается с трудом. Сальвадор Дали – один из немногих людей, которым это удалось, ведь он смог интерпретировать тот феномен, который до него не удавалось раскрыть и воссоздать никому.

5sec.info

Дали. Постоянство памяти

Увы… Всем известно, что всё проходит. Время летит – и словно вихрем проносятся мимо нас моменты нашей жизни, а спустя неуловимое мгновение они начинают выцветать и приобретать желтизну, словно фотографии в старом альбоме, спрятанные где-то глубоко в шкафу. Время безжалостно с нами и теми, кого мы любим. Время – это необратимый процесс. А мы отчаянно стараемся вырвать из рук злого времени эти мгновения, куски нашей жизни, и сохранить их в памяти хотя бы ненадолго – но и тут беда, память тоже предательски обманывает нас, оставляя лишь крупинки воспоминаний, отрывки, кусочки, отдельные слова и кадры. Всё это напоминает мне процесс просеивания муки через сито. В процессе просеивания мы избавляемся от посторонних частиц и в конечном итоге получим насыщенную кислородом муку, что сделает нашу выпечку лучше, но это в случае с мукой. Что же касается «просеивания» временем памяти, тут всё с точностью до наоборот. Всё, что останется у нас в «сите», – это частицы нашей жизни: хорошие они или плохие, но мы будем бережно хранить их и заставлять жить дальше. Попытки наши тщетны, казалось бы. Но искусство… вот путь к вечности. Искусство – тот самый вызов, которое бросило человечество злому времени. Искусство – это бесстрашие перед всепоглощающим бытием и быстротечностью времени. А время не только уходит и улетает – в случае с Дали, о котором наш сегодняшний материал, оно еще и утекает. Итак…

Супруга художника, Гала как в воду глядела, говоря, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

История картины

1374258958_surrealism_salvador_dal_1

Название – «Постоянство памяти», 1931 г. (холст, гобелен ручной работы, 24×33 см)

Направление в искусстве – сюрреализм

Художник – Сальвадор Дали

Музей – Музей современного искусства, Нью-Йорк

Вероятнее всего, «Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria) – одна из самых известных картин Сальвадора Дали. Она также известна как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Образ подтаявших и стекающих часов уводит нас от представления о линейности времени. Как сам объяснил однажды художник, этот сюжет навеян размышлениями о сыре камамбер – невероятно, не правда ли? Так вот, летом 1931-го Дали готовился к персональной выставке. Его гражданская жена Гала ушла с друзьями в кино, «я, – вспоминал Дали, – вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую – взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане – голый остов оливы с обломанной веткой. Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу – но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

«Постоянство» Дали часто ассоциировали с теорией относительности Эйнштейна, однако сам художник утверждал, что написанию этой картины поспособствовало одно из учений древнегреческого философа Гераклита, автора крылатой фразы: «Всё течёт, всё изменяется» – и именно поэтому картина Дали носит название «Постоянство памяти». Памяти о неразрывной взаимосвязи пространства и времени. На картине присутствует и сам Дали в виде расплывшегося объекта с ресницами – этот образ уже появлялся в «Траурной игре» и других картинах. Это спящий Дали в мире собственного сна. Художник убивает объективный мир, не признавая за ним никаких прав: «есть некая взаимосвязь между сном, любовью и смертью, и она очевидна. Сон – это и есть смерть или по меньшей мере исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, и потому художник изобразил свою голову в такой расплывающейся, словно моллюск, форме: она говорит и о его беззащитности. Достаточно вспомнить высказывания художника после смерти Галы: она, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

К слову, во сне Дали обронил зеркало (символ непостоянства) – оно лежит горизонтально слева и отражает оба мира – объективный и субъективный.

Твердые часы – воплощение физического времени – Дали положил циферблатом вниз, как фото друга, с которым больше не разговаривает. Приглядитесь повнимательнее – и вы увидите на часах муравьев, которые символизируют гниение и разложение. Муравьи расположились в соответствии с делениями хронометра, выстроились в круг, и если при первом взгляде на картину вы этого не замечали, то сейчас знаете: Дали хотел показать, как линейное время само себя пожирает.

Рядом с твердыми часами на столе изображены одни из трех мягких часов, на которых вы видите муху – художник именовал их феями Средиземноморья и считал, что они «несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Сухой ствол дерева оливы на этом же столе был для Дали символом античной мудрости, и так как с течением времени всё меняется, и античная мудрость осталась позади нашего времени, Дали изобразил дерево высохшим, подчеркивая, что всё проходит.

Еще одним важным фрагментом картины является мыс Креус – местечко на каталонском побережье Средиземного моря вблизи родного города Дали и персонаж многих его картин. «Здесь, – писал художник, – в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз» (превращения одного бреда в другой).

Символом бессмертия и вечности для Дали было море – идеальное пространство для путешествий, ведь время здесь подчиняется не физическим законам, а внутренним ритмам сознания путешественника. И согласитесь, что есть в этом утверждении какая-то магия и смысл.

У подножия мыса Креус вы можете заметить нечто, похожее на тень или камень – исследователи утверждают, что это не что иное, как «Мировое яйцо», и в творчестве Дали оно символизирует жизнь. Этот образ Дали позаимствовал у древнегреческих мистиков, приписывавших «Яйцу» заслугу сотворения мира – согласно мифу, из него вылупилось божество Фанес, которое создало людей. А скорлупа при этом раскололась надвое и образовала небо и землю. Вот такие были поверья.

Несколько строк о художнике

© Copyright 2013 CorbisCorporation

Сальвадор Дали (полное имя – Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь). Художник родился в Испании 11 мая 1904 года в Фигерасе, провинция Жирона. Сын зажиточного нотариуса, Дали прославился как один из ярчайших сюрреалистов в истории. Причем не только в живописи – он занимался также графикой, скульптурой, писательством, режиссурой… даже сотрудничал с Альфредом Хичкоком.

Говорят, Дали был безумцем, и да, он страдал от припадков паранойи, но согласитесь, что именно эти «бредовые» идеи и картины сделали его известным миру. Он был заносчивым и неуправляемым в детстве и оставался таким до самой старости. Необузданность и непрекращающийся поиск ответов на извечные вопросы словно терзали его изнутри и находили свой выход лишь посредством его необычного творчества. Он увлекался психоанализом – это заметно по его картинам, которые отворачиваются от всего мира, от реальности вокруг. У него были сложные отношения в семье, а затем и с гражданской супругой, которую Дали, тем не менее, воспевал в своем «Дневнике» и после смерти которой переживал глубокую депрессию. Скорбь по ушедшей спутнице жизни проглядывала в работах художника еще долгое время. Его попытки самовыражения оборачивались острыми и непредсказуемыми сюжетами картин. Картины Дали отличаются иным взглядом на происходящее вокруг. Словно оголенный нерв – этот заметный уход от реальности, эта бессмысленность, на первый взгляд, и в то же время наполненность смыслом, отличным от смысла жизни обычных людей. И всё это – Сальвадор Дали.

Кстати, Дали стал одним из создателей логотипа известной на весь мир конфеты на палочке – Chupa Chups.

tumblr_m7xfgi445e1qmhyp3

Разбитый, долгие годы поедаемый болезнью, Дали скончался от сердечного приступа 23 января 1989 года. Завещание его было таким же необычным, как и все предшествующие идеи – согласно этому завещанию тело художника было вмуровано в пол одной из комнат театра-музея Дали – так, чтобы по его могиле могли ходить люди.

Конечно, работы Сальвадора Дали могут нравиться или нет, но согласитесь, что они навсегда врезаются в память. Картина каталонского художника «Постоянство памяти» – это неизвестный до этих пор, новый взгляд на уходящее от нас в никуда время.

 

Эльнара Мафусова

 

nargismagazine.az

Постоянство времени. Описание картины С.Дали.

Испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали в 1931-ом году написал картину «Постоянство времени», которую часто сокращенно называют просто «Часы». Картина имеет необычный, странный, диковинный, как и все творчество этого художника, сюжет и во истину является шедевром творчества Сальвадора Дали. Какой смысл вложил художник в «Постоянство времени» и что могут обозначать все эти тающие часы, изображенные на картине?

Смысл картины «Постоянство времени» художника-сюрреалиста Сальвадора Дали понять нелегко. На картине изображены четверо часов, расположенные на видном месте, на фоне пустынного пейзажа. Хоть это немного и странно, но часы не имеют обычных форм, какими мы привыкли их видеть. Тут они не плоские, а изгибаются под формы предметов, на которых они лежат. Возникает ассоциация, будто они тают. Становится понятно, что перед нами картина, выполненная в стиле классического сюрреализма, которая вызывает у зрителя некоторые вопросы, такие как, например: «почему часы тают», «почему часы в пустыне» и «где все люди»?

Сальвадор Дали «Постоянство времени»

Сальвадор Дали «Постоянство времени»

Содержание и предмет картины нелогичны и иррациональны, однако, сама картина выполнена мастерски. Сам Дали о своих картинах говорил, что это фотографии, написанные от руки, на которых запечатлена мечта. Понятие «мечта» является неотъемлемым свойством картины, выполненной в стиле сюрреализма, и играет ключевую роль также и в картине «Постоянство времени».

Картины сюрреалистического жанра, представая перед зрителем в лучшем своем художественном представлении, имеют своей целью донести до него мечтания художника. Бросив взгляд на любую картину этого жанра, может показаться, что ее автор шизофреник, который соединил в ней несоединимое, где места, люди, предметы, пейзажи переплетаются между собой в неподдающихся логике комбинациях и сочетаниях. Рассуждая над смыслом картины «Постоянство времени», в первую очередь на ум приходит мысль, что Дали запечатлел на ней свой сон.

Если «Постоянство времени» изображает сон, то плавящиеся, часы, потерявшие свои формы, обозначают неуловимость времени, проводимого во сне. Ведь мы, проснувшись, не удивляемся, что легли спать вечером, а уже утро и не удивляемся, что сейчас уже не вечер. Когда мы бодрствуем, то мы чувствуем ход времени, а когда спим, то это время относим уже к другой действительности. Существует много интерпретаций картины «Постоянство памяти». Если мы посмотрим на искусство через призму сна, то искаженные часы не имеют никакой власти в мире грез, поэтому и тают.

В картине «Постоянство времени» автор хочет сказать как бесполезно, бессмысленно и произвольно наше восприятие времени в состоянии сна. Во время бодрствования мы постоянно переживаем, нервничаем, спешим и суетимся, пытаясь сделать как можно больше дел. Многие искусствоведы спорят по поводу того какие это часы: настенные или карманные, которые были очень модным аксессуаром в 20 — 30-ые годы, эпоху сюрреализма, пик их творчества. Сюрреалисты высмеивали многие вещи, предметы, принадлежащие среднему классу, представители которого придавали им слишком большое значение, относились к ним слишком серьезно. В нашем случае это часы – вещь, которая всего-навсего показывает который час.

Многие искусствоведы считают, что Дали написал эту картину на тему теории вероятности Альберта Эйнштейна, которая горячо и с возбуждением обсуждалась в тридцатые годы. Эйнштейн выдвинул теорию, которая поколебала уверенность в том, что время – величина неизменяемая. Этими тающими часами Дали показывает нам, что часы, как настенные, так и карманные, стали примитивным, устаревшим и не имеющим большого значения теперь атрибутом.

В любом случае картина «Постоянство времени» — одно из известнейших произведений искусства Сальвадора Дали, которая, по истине, стала иконой сюрреализма ХХ-ого столетия. Мы гадаем, интерпретируем, анализируем, предполагаем какой же смысл мог вложить в эту картину сам автор? У каждого простого зрителя или профессионала-искусствоведа свое восприятие этой картины. Сколько их – столько и предположений. Истинного смысла картины «Постоянство времени» нам уже не узнать. Дали говорил, что его картины несут в себе различные смысловые темы: социальные, художественные, исторические и автобиографические. Можно предположить, что «Постоянство времени» — это комбинация из них.

Автор сочинения: Александр Никитин

Похожие записи

design-kmv.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта