BestFotoPoster.ru - Большие фото, постеры и репродукции картин. Сальвадор дали картины фото


Картины Дали: краткий обзор

Говорят, что свою первую картину маленький Сальваторе написал в возрасте десяти лет. Она напоминала импрессионистический пейзаж, была нарисована на деревянной доске простыми масляными красками. В маленькой комнате Дали просиживал целыми днями, и уже к четырнадцати годам его первоначальный ярко выраженный талант принял вполне реальные формы, а картины Дали – явный профессионализм исполнения.картины дали

Живопись, литература, кино

В 1921 Сальвадор поступает в Академию художеств в Мадриде. В 30-х молодой художник восхищается работами футуристов, но уже подумывает о том, чтобы создать собственный стиль в искусстве. Немаловажное значение в творчестве Сальвадора Дали имела литература. Он пишет и публикует свои работы о выдающихся художниках различных эпох, знакомится и дружит с поэтом Лоркой. Природный гений талантлив во всем, к чему прикасается: знакомство с Луисом Бонюэлем послужило поводом к их совместному творчеству в более поздние годы («Андалузский пес» в 1929 г. и «Золотой век» в 1931-м написаны по сценариям великого художника).

Влияние кубизма и первые выставки

В начале 30-х внимание молодого художника приковано к кубизму и творениям другого гения – Пабло Пикассо. Так, например, в стиле и методе картины Дали «Молодые девушки» (1923) прослеживается явное влияние этого направления. В 1925 году происходит персональная выставка художника. На ней было представлено 27 картин и несколько рисунков, которые сделал Сальвадор Дали. Картины имеют успех и сопровождаются эпатажем мастера. А в 1926 Сальвадор переезжает в Париж, который оказывает огромное влияние на дальнейшее творчество художника.сальвадор дали картины

Сюрреализм

В Париже молодой художник вступает в группу сюрреалистов под руководством Анри Бертона, с удовольствием эпатирующую публику разнообразными акциями и буйным поведением. Новое направление в искусстве полностью захватывает воображение Сальвадора. Новые картины Дали - «Мед слаще крови», «Светлые радости» - содержат в себе элементы эстетики сюрреализма. Выходят в свет ранее упомянутый фильм, снятый в этом же духе: «Андалузский пес». К концу 1929-го сюрреализм становится заметным, но для многих спорным и неприемлемым направлением искусства.

Гала

В 1929 году Дали знакомится с Еленой Дьяконовой (Галой), которая становится музой художника на долгие годы. В 1930-м картины Дали «Расплывшееся время», «Постоянство памяти» и другие приносят ему широкую известность и популярность. А Гала наконец получает развод от Поля Элюара, женой которого являлась фактически, и выходит замуж за уже знаменитого художника (1934). Чуть ранее художник порывает с группой Бретона, заявляя свое известное: «Сюрреализм – это я!»дали описание картин

Сальвадор Дали: картины

«Метаморфозы Нарцисса» (1937) – одна из самых известных картин художника. Тема картины напрямую связана с философией искусства. Одновременно с полотном появляется и литературная работа «Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема», в свою очередь явившаяся продолжением труда «Покорение иррационального», где Дали формулирует свою теорию параноидально-критического метода в искусстве.

Дали рисует Нарцисса склоненным у воды. Персонаж глядит на нее. Рядом – разрушающийся камень, повторяющий очертания героя сюжета, но он – одновременно – напоминает и луковицу с вырастающим из нее цветком. На заднем плане – группа обнаженных, а третья нарциссоподобная фигура возникает на горизонте. Такая оригинальность и неоднозначность трактовки образа Нарцисса (как и многих образов картин художника) требовала дополнительных пояснений. Сальвадор даже написал к своей картине поэму в стихах.картины дали

Дали – вблизи!

В последующих картинах, таких как «Атомная Леда», «Христос святого Хуана де ля Крус», «Тайная вечеря», «Содомское самоудовлетворение невинной девы» и многих других, художник продолжает эпатировать публику, формулируя законы «ядерного мистицизма», а критики всех мастей наперебой соревнуются в том, чтобы придумать для Дали описание картин, достойное великого гения. Но и доступное восприятию обыкновенного человека.

fb.ru

25 удивительных картин «русского Сальвадора Дали»

Нежные, насыщенные краски, слегка размытые линии и визуальные образы Сальвадора Дали, создают волшебный мир мечты и реальности картин Владимира Куша, одного из самых известных сюрреалистов современности.Художник так пишет о своем творчестве: «Работая над созданием картин, я открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я рисую не просто милые, сентиментальные картинки, а пытаюсь выразить нечто воспринимаемое и понятное многим, нечто, что оставляло бы тёплый след в душе». И ему это отлично удается!

1_17 1_18 1_19 1_20 1_21 1_22 1_23

2_16 3_11 3_12 3_14 3_15 4_7 4_8 4_9 4_10 4_13 5_3 5_4 5_6
6_2 6_5 7_1 24 blelivrechrysalidepapillonfconddevladimirkush2965 trojan-horse

Не забудьте проголосовать за пост, и ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ. Нам важно Ваше мнение:

kykyryzo.ru

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали Фото

     Сальвадор Дали, один из величайших гениев эпохи сюрреализма, родился 11 мая 1904 года. Свои детские годы Дали провел в городе Фигерасе (Испания). Уже в раннем детстве маленький Сальвадор выделялся своей одаренностью, эксцентричным характером и неудержимой энергией. В 4 года у Дали проявился талант к изобразительному искусству, однако свою первую картину (небольшой пейзаж) он нарисовал в десятилетнем возрасте. Юный художник целыми днями просиживал в своей маленькой «мастерской». Уроки рисунка он брал в родном городе у профессора Жоана Нуньеса. Благодаря профессору талант Сальвадора Дали принял свои реальные очертания.   

     В 15 лет Дали поступил в институт, который окончил в 1921 году с высокими оценками. Затем он поступил в Королевскую академию художеств. В 16 лет частью творческой жизни Дали стала также литература. Он восхищался работами футуристов, но, желая стать знаменитым, все-таки мечтал создать собственный стиль в живописи.

     В начале 20-х годов Дали интересовался произведениями гения кубизма Пабло Пикассо. В его картинах этого периода чувствуется влияние кубизма. В 1925 году в галерее Далмау прошла первая выставка работ Сальвадора Дали (27 картин и 5рисунков). В 1926 году Дали уехал в Париж: за свое вольнодумие он был исключен из Академии. Дали вступил в группу, которая объединилась вокруг Андре Бретона. Именно в это время он нарисовал свои первые картины в жанре сюрреализма («Мед слаще крови» (1928), «Светлые радости» (1929)).

     В1929 году Дали влюбился в Е. Д. Дьяконову (Галу). Эта удивительная женщина на протяжении всей оставшейся жизни художника была его музой.

     В 1930 году Сальвадор Дали уже был известным художником, занимался литературной деятельностью, писал сценарии для фильмов. Постоянными темами его произведений были сексуальность, влечение, смерть, разрушение, тление, а позднее проявилась религиозно-фантастическая тематика. Дали восхищался Гитлером, имел монархические наклонности. Это привело к тому, что сюрреалисты его обвинили в контрреволюционной деятельности. По этой причине в начале 30-х годов он порвал с сюрреалистами.

     В 1934 году Дали наконец смог жениться на Гале. Гала во всем поддерживала своего мужа и жила его жизнью, а Дали в свою очередь восхищался ей, обожествлял ее.

     В 1937 году Сальвадор Дали отправился в Италию, так как хотел ознакомиться с живописью Возрождения. Это посещение значительно повлияло на стиль его произведений. В 1940 году Дали уехал вместе с Галой в США (Калифорнию), где открыл новую мастерскую. Именно здесь великий гений написал свою автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». В 1948 году супруги вернулись в Каталонию. В 1953 году в Риме состоялась большая выставка работ Сальвадора Дали. Он стал очень покупаемым и популярным художником.

     К концу 60-х отношения между Дали и Галой охладели. По просьбе жены Дали купил ей свой замок, где она прожила до самой смерти.

     В 1973 году в Фигерасе Дали открыл свой бесподобный сюрреалистический музей.

     В 80-е годы у Дали начались проблемы со здоровьем: у него подозревали болезнь Паркинсона. Страшным ударом для великого гения была смерть Галы, которая умерла 10 июня 1982 года. 30 августа 1984 года в результате пожара в своем доме Дали получил сильные ожоги. Кроме этого у художника были проблемы с сердцем.

     Сальвадор Дали ушел из жизни 23 января 1989 года. Он похоронен в центре своего музея под безымянной плитой (это было его последнее желание).

     Ниже Вы можете скачать наиболее известные картины Сальвадор Дали фото в высоком разрешении.  

 

bestfotoposter.ru

Дали Сальвадор Картины биография Dali Salvador

Сальвадор Дали Портрет

Великий испанский художник Сальвадор Филипе Хасинто Дали и Доменеч родился весной 1904 года, 11-го мая в 08 часов 45 минут... (см. автобиографический роман "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим") На этой странице представлены известные шедевры и знаменитые картины Сальвадора Дали, а также дана краткая биографическая справка. На последующих страницах, посвященных творчеству Дали, вы сможете увидеть и другие картины художника также в нормальной (оригинальной) цветовой гамме, достаточно хорошем качестве и высоком расширении как для ПК, так и для планшетов и нетбуков.

Сон навеянный полетом пчелы Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения,1944, Музей Тиссен-Борнемисца Искушение святого Антония
Искушение святого Антония, 1946, Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия Леда Атомная Леда Атомная, 1947-1949, Театр-музей Дали, Фигерас, Каталония, Испания

1904 11-го мая в Фигуэресе, Каталония, Испания родился Сальвадор Дали (Salvador Dali Domanech). 1910 Дали начинает посещать начальную школу "Непорочного Зачатия" Христианских Братьев. 1916 Летний отпуск с семейством Пичот. Дали впервые сталкивается с современной живописью. 1917 Испанский художник Нуньес обучает Дали методам оригинальной гравюры. 1919 Первая выставка в групповом показе в муниципальном театре в Фигуэресе. Дали - 15 лет. 1921 Смерть матери.

Лебеди отраженные в слонах Лебеди, отраженные в слонах,1937, частная коллекция Мед слаще крови Мед слаще крови, 1941,Музей искусств, Санта Барбара Тайная вечеря Тайная вечеря, 1955, Национальная галерея искусства, Вашингтон

1922 Дали сдает приемный экзамен в Академию де Сан Фернандо в Мадриде. 1923 Временное исключение живописца из Академии изобразительных искусств. 1925 Первая профессиональная сольная выставка в галерее Dalmau в Барселоне. 1926 Первая поездка в Париж и Брюссель. Встреча с Пикассо. Исключение из Академии навсегда. 1929 Сотрудничество с Луи Бунюэлем в постановке фильма "Андалузский пес". Встреча с Гала Элюар. Первая выставка в Париже. 1930 Дали проживает с Гала в Порт-Льигате в Испании.

Головокружение Головокружение, 1931,частное собрание Женщина с головой из роз Женщина с головой из роз,1935, Кунстхаус, Цюрих Геополитический младенец Геополитический младенец наблюдаетза рождением нового человека, 1943,Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида

1931 Дали создает свой первый сюрреалистический шедевр - картину "Постоянство Памяти". 1934 Картина "Загадка Вильгельма Телля" ссорит Дали с группой сюрреалистов. Гражданский брак с Гала. Поездка в Нью-Йорк. Альберт Скира публикует 42 оригинальные гравюры Дали. 1936 Выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картины "Осень каннибализма", "Мягкие часы", "Предостережение гражданской войны". 1938 Беседа с больным Зигмундом Фрейдом в Лондоне. Дали принимает участие в международной выставке сюрреалистов в Париже. 1939 Окончательное исключенное из группы сюрреалистов в связи с нежеланием Дали поддерживать их политические мотивы.

Молодая женщина Молодая женщина, увиденнаясо спины, 1928, частное собрание Гала с двумя ребрышками ягненка Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече, 1933, Театр-музей Дали, Фигерас Моя жена Гала Моя жена Гала, обнаженная, смотрит на свое тело, 1945, Музей искусств, Сан-Франциско

1940 Дали и Гала эмигрируют в Америку где проживают в течение восьми лет, сначала в Вирджинии, затем в Калифорнии и Нью-Йорке. 1941 Ретроспективная выставка совместно с Миро в Музее современного искусства в Нью-Йорке. 1942 Публикация автобиографии "Тайная Жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим". 1946 Участие в проекте фильма "Destino" Уолта Диснея. Участие в проекте фильмов Альфреда Хичкока. Дали пишет картину "Искушение святого Антония". 1949 Картины "Леда Атомная (Leda Atomica)" и "Мадонна Порт-Льигата" (версия 1). Возвращение в Европу.

Христос святого Хуана де ла Крус Христос святого Хуана де ла Крус,1951, художественная галерея, Глазго Содомское удовлетворение невинной девы Содомское удовлетворение невинной девы, 1954, частная коллекция Живой натюрморт Живой натюрморт, 1956, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида

1957 Публикация двенадцати оригинальных литографий Дали, названных, "Страницы исканий Дон-Кихота из Ламанчи". 1958 Венчание Гала и Дали в Жироне в Испании. 1959 Сальвадор Дали пришет картину "Открытие Америки Христофором Колумбом". 1962 Дали заключает десятилетнее соглашение с издателем Пьером Аргилле о публикации иллюстраций рисунков и картин. 1965 Дали заключает контракт с издательством Сиднея Лукаса (Sidney Lucas) в Нью-Йорке. 1967 Приобретение замка Пуболь (Pubol) в Жироне и его перестройка.

Великий мастурбатор Великий мастурбатор, 1929,Музей королевы Софии, Мадрид Постоянство памяти Постоянство памяти, 1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк Загадка Вильгельма Телля Загадка Вильгельма Телля, 1933,Музей современного искусства, Стокгольм

1969 Торжественное вселение супругов Дали в замок Пуболь. 1971 Открытие Музея Сальвадора Дали в Кливленде, штат Огайо. 1974 Дали начинают беспокоить проблемы с здоровьем. 1982 Открытие Музея Дали в городе Сент-Питерсберг во Флориде. Смерть Гала в замке Пуболь. 1983 Грандиозное экспонирование работ Дали в Испании, в Мадриде и Барселоне. Завершение занятий живописью. Последняя картина "Хвост Ласточки". 1989 23 января Дали скончался от паралича сердца. Он похоронен в склепе Музея Театро, в городе Фигерас в каталонской Испании.

Осенний каннибализм Осенний каннибализм, 1936, Галерея современного искусства Тейт, Лондон Предчувствие гражданской войны Предчувствие гражданской войны или Мягкая конструкция с вареными бобами, 1936, музей, Филадельфия Метаморфозы Нарцисса Метаморфозы Нарцисса, 1937,Галерея Тейт, Лондон Пылающий жираф Пылающий жираф, 1937, публичное художественное собрание, Базель Блистательный момент Блистательный момент, 1938,городская галерея, Штутгарт Набор для Вакханалии Набор для Вакханалии,1939, частное собрание

smallbay.ru

Сальвадор Дали: картины, биография

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, недалеко от Барселоны.

«В шесть лет я хотел быть поваром. В семь я хотел быть Наполеоном. И с тех пор мои амбиции неуклонно росли»,— писал Дали в своих воспоминаниях. Его многочисленные таланты стали проявляться в раннем детстве, и родители отдали его в школу изящных искусств. По признанию самого художника, многие темы его творчества восходят к впечатлениям детства. Помимо художественных талантов, Дали обладал и еще одним, не менее важным — талантом саморекламы, который подстегивался действительно имевшей место манией величия. Но все же не это сделало его одним из самых популярных и одним из самых выдающихся художников XX века.

Дали обладает редкой способностью делать доступным для восприятия других плоды своего необузданного воображения. Пройдя период увлечения импрессионизмом и кубизмом, он начал работать в сюрреалистической манере. Он хочет запечатлеть работу подсознания. Но недолго продолжалось сотрудничество Дали с кружком сюрреалистов Андре Бретона— в 1934 году его исключают из группы под предпогом излишне академического характера живописи. Переехав в Париж, он знакомится и начинает общаться с литераторами — Луи Арагоном, Кревелем и четой Элюар. Вскоре Дали безумно влюбляется в супругу Поля Элюра, Елену Дьяконову, русскую по происхождению, которая старше его на десять лет. Вскоре Дьяконова, или Гала, как ее все называют, уходит к Дали. «Ее я люблю больше отца, больше матери, больше Пикассо и даже силь­нее, чем деньги»,— говорит он о Гале, и вообще он высказы­вается, особенно в присутствии журналистов, как можно более эффектно и парадоксально. С тех пор Гала становится на­столько неотъемлемой частью его жизни и творчества, что он часто подписывает свои полот­на двумя именами — Гала и Сальвадор Дали. Почти ка­ждый день он дарит Гале свои картины. Он рисует ее постоян­но. Там, где должно быть изоб­ражение женщины на его по­лотнах,— это Гала, его мадон­на. Да и саму мадонну он, кста­ти, изображает с лицом своей жены. Этот ««период Гапы» про­должается до самой ее смерти в 1982 году, и Дали с тех пор не расстается с ее фотографией, на которой Гала изображена еще девочкой.

К середине 40-х годов Дали обращается к новой для себя теме— религии. И в течение последующих двадцати лет его занимают в основном пробле­мы христианства. После ма­леньких по размеру картинок периода раннего сюрреализма, на которых часто были изобра­жены довольно пустынные пей­зажи, Дали останавливается теперь на огромных полотнах со множеством деталей, как. например, его ««Вселенский со­бор». Не менее известные его работы на эту тему ««Христос св. Иоанна на кресте» (1951, Г лазго, Художественный му­зей), ««Тайная вечеря» (1955, Вашингтон, Национальная гале­рея), ««Распятие» (1954, Нью- Йорк, Художественный музей Метрополитен).

С начала 60-х годов гравюра особенно привлекает Сальва­дора Дали. В 30-х годах он уже обращался к этому виду искус­ства — проиллюстрировал кни­гу ««Песни Мальдорора» Лотреамона, а теперь на его гра­вюрах герои античной мифоло­гии и Библии, мотивы из поэзии Аполлинера, Сервантеса и Ронсара, иллюстрации к «Фаусту» Гете. Но сколь бы ни были важ­ны другие достижения Дали, ««Песни Мальдорора» остаются, по мнению специалистов, его главным и даже уникальным графическим творением. Графика Дали очень интересна и многогранна. Вот хотя бы лист «Пьета». Всего лишь несколько прикос­новений, несколько линий, но как он смог точно выразить скорбь матери по сыну. Вероят­но, в этом проявляется настоя­щий художник— к выдающим­ся способностям и знанию ана­томии, техническому умению, колоссальной работоспособно­сти присоединяется что-то не­объяснимое, подсознательное, создающее художественный образ. Дали может философ­ствовать пером в руке или каплей туши, и у него нет разрыва между аналитическим видени­ем и чувственным. Он, несом­ненно, наследник великих ма­стеров Ренессанса — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Дюрера... Но не подражатель, его работы узнаваемы, в них фантазия, присущая только Сальвадору Дали.

Помимо грандиозного во­ображения, данного ему от при­роды, безусловно, и жизненные ситуации сказывались на ха­рактере его работ. Так, например, в конце сороковых годов он возвращается из Америки на родину, в Испанию. В его преж­них работах— ностальгия по католическому миру Испании. Она его многолетняя мечта, его миф, греза. Именно 50—70-е годы самые плодотворные для Дали. Именно в это Время он обращается к мифологии, к би­блейским сюжетам. Он впитал в себя мировую культуру, ибо много ездил, изучал жизнь, ее многообразие. Все новое вос­принимал с таким интересом, что оно становилось неотъем­лемой его частью. Интересно, что на своей жене Гале он же­нился официально 50 раз. В ка­ждой стране, куда он приез­жал, он вступал с ней в брак, восхищаясь красотой брачного обряда, его патриархально­стью, народностью. Это питало его фантазию.

Что же главное у Дали? Его живописное мировоз­зрение, где реальность— это все, вместе взятое. И наши обыденные дни, и наши сны, наше движение в этом времени и движение в иных временах. Мы существуем в сфере исто­рии, в сфере пространства. И все это цепь. Он понял это. Он почувствовал в себе это и запечатлел в своих полотнах. И еще. Дали своей персоной является мифом XX века. Это факт. Мифом, наполненным ре­альностью образов самого ху­дожника.

 

Восприятия в творчества Дали в СССР

«Готовьтесь-ка лучше к завт­рашнему уроку,— говорил од­ному из нас учитель черче­ния,— будем чертить гайку в разрезе...»

В то время, а это было в се­редине семидесятых, реализм гайки в разрезе был, конечно, сильнее, чем сюррреализм Сальвадора Дали. И не только на уроках черчения нам внуша­ли, что все эти «дадаисты», «сюрреалисты» и прочая чепу­ха к нашему искусству не име­ют отношения. Вот примерно как оценивали творчество Дали и его личность некоторые искусствоведы вполне серьез­ных изданий: «...безбожник и богохульник, ныне правовер­ный католик, мистик и бизнес­мен, живописная форма Дали на редкость безжизненна, ли­шена какой-либо индивидуаль­ности, она носит явно спекуля­тивный характер, рассчитана на обман глаза...»

Несмотря на такой мощный прессинг против Сальвадора Дали, его работы заворажива­ли нас, заставляли думать, смотреть гораздо шире на про­исходящее и внутри, и вокруг. Во всяком случае, не было ни безразличия, ни отвращения, как минимум... А происходило следующее: Дали не уклады­вался в жесткие рамки наших представлений о живописи, и мы его просто отрицали, гру­бо отстраняли, уже и признан­ного всем миром и, может быть, не нуждавшегося в нашем при­знании. Скорее мы нуждались в нем, в его живописи, ибо без нее уже нельзя представить со­кровищницу мировой культуры, и без этого мы становились ду­ховно беднее... Боттичелли лю­бим всеми. Сейчас. Но как трудно он пробивался к созна­нию через годы непонимания. Его фигуры казались слишком удлиненными, нарушающими j законы соотношений. И лишь потом поняли, что его закон зо­лотого сечения, неправильный для других, был единственно верным только для него, вели­кого художника эпохи Возрож­дения. Так примерно и с Саль­вадором Дали, хотя он худож­ник своей гармонии... Много­мерность пространства и чело-век, распятый на этой многомерности,— вот каким представляется Сальвадор Дали, его живописное видение.

Особенность творчества

Страдания человека, прохо­дящего через все коллизии на­шего столетия, ломающие его, перемалывающие, жажда и боль утраченной цельности: его знаменитая картина «Пред­чувствие гражданской войны» (1936 г., Филадельфия, Худо­жественный музей) была напи­сана сравнительно молодым, только созревающим Сальвадором Дали. И несмотря на не которую холодность, рассудоч­ность, не случайно она появи­лась почти одновременно с «Герникой» Пабло Пикассо, ставшей уже канонической paботой другого классика нового искусства XX века. Эта парал­лель может показаться спорной, однако нельзя не увидеть главного— в этих двух карти­нах почти то же самое, почти о том же — о наступающем jразломе мира, человека, о на­ступающем фашизме. Однако I у каждого своя манера, свой способ выражения. У Сальва­дора Дали — это реалистиче­ская точность, в основе кото­рой лежит рисунок и фантасти­ческое иносказание той же ре­альности.

Сальвадор Дали как бы ви­дит мир насквозь. Его взгляд захватывает и мельчайшую подробность, и эту подроб­ность, увеличенную метафо­рой. Он сдвигает представле­ния, поселяет один мир в дру­гом. Предвидение насилия, раз­рушение и саморазрушение че­ловека и окружающего мира — разве все это трагически не подтвердилось впоследствии? Да, Сальвадор Дали смотрит вглубь до самой жестокой правды, но во имя спасения, во имя цельности...

Основные вехи творчества Дали

Сальвадор Дали (11.05.1904-23.1.1989) - испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель сюрреализма. Стилистические эксперименты и эксцентричные поступки сделали его одной из самых популярных и спорных фигур среди художников XX столетия.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония) в семье нотариус. Уже в раннем детстве он начал проявлять интерес к рисованию и живописи и брать частные уроки. В 16 лет он был зачислен в Художественную академию в Мадриде.

1920: В поисках собственного стиля. В начале двадцатых Дали был очарован работами футуристов, способных визуально передавать движение. В Мадриде он познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и кинорежиссером Луисом Бунюэлем. В 1923 за нарушения дисциплины Дали был на год отчислен из академии. В этюдах того времени он обращался к работам в стиле кубизма Пабло Пикассо и Хуана Гриса, о чем свидетельствует, например, разложение на многочисленные грани фигур в картине "Молодые девушки" (1923).

1928: Обращение к сюрреализму. В 1926 Дали был изгнан из академии. Уже в картинах 1928 заметно влияние сюрреалистов (особенно Ива Танги) и метафизической живописи Джорджио де Хирико. В том же 1928 Дали уехал в Париж, вступил в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, и создал свои первые самостоятельные сюрреалистические работы (например, "Кровь слаще меда", 1928; "Светлые радости", 1929). В начале 1929 состоялась премьера фильма "Андалузский пес", сценарий которого был написан Дали и Бунюэлем. В 1929 Дали влюбился в Галу, жену писателя Поля Элюара. Гала ушла от мужа и стала спутницей жизни и музой испанца. Известность Дали принесли такие картины, как "Расплывшееся время" (1930) и "Постоянство памяти" (1931). Неизменными мотивами его творчества являлись смерть и разрушение, а также мир сексуальных переживаний человека. В начале 30-х Дали вступил в конфликт с сюрреалистами по вопросам политики. Его монархические наклонности и восхищенные отзывы об Адольфе Гитлере восстановили Бретона против него. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности.

1937: Изобретение двойной картины. В работе "Покорение иррационального" (1935) Дали сформулировал свой параноидально-критический метод. Взбудораженный психоанализом Зигмунда Фрейда, он назвал целью своей живописи точное описание бессознательных картин сновидений. Примером могут служить, в частности, "Метаморфозы Нарцисса" и "Сон" (обе - 1937). В том же 1937 Дали приехал в Италию, где интересуется главным образом живописью Возрождения, маньеризмом и барокко. На основе картин-перевертышей художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо он создал так называемые "двойные картины", в которых зритель мог открыть для себя самые разнообразные мотивы. В "Испании" (1938) Дали расположил сражающихся всадников на заднем плане таким образом, что одновременно они представляли лицо женщины.

1940-1948: В США. В 1940 Дали уехал из Франции в Пеббл-Бич (Калифорния), где открыл новую мастерскую. Еще через три года Дали объявил о повороте в своем художественном творчестве: "Я намерен обратиться к классике". В 1948 он вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Порвав с авангардистами, он занялся разработкой религиозно-фантастической тематики. Такие его картины, как "Мадонна Порт-Льи-гата" (1949), которая даже получила благословение папы римского, и "Христос перед св. Иоанном-Крестителем" (1951), ярко иллюстрируют произошедшую перемену.

1951: Атомарное искусство. Накануне холодной войны Дали разработал теорию "атомарного искусства", опубликованную в 1951 в "Мистическом манифесте". В таких картинах, как "Взрывающаяся голова Рафаэля" (1951), он хотел донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи. В 1959 Дали написал "Открытие Америки" - первую из серии картин на историческую тему.

1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли в Фигуэрасе "Музей Дали" (концепцию которого разработали сами) - культовое место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.

Картины Дали

 

Статья о творчестве Дали

Дали Сальвадор (1904-1989) - испано-американский живописец. Он говорил: "Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия".

Когда Сальвадору Дали было шесть лет, он случайно подслушал разговор взрослых о комете Галлея, которая должна была появиться, когда стемнеет. Все переживали, что, если она ненароком заденет хвостом Землю, может наступить конец света. Как писал сам Дали, его тогда парализовал страх. Он бросился вслед за всеми на верхнюю террасу, откуда было видно пролетающую комету, а этот страх еще жил в нем. И именно из-за этого страха он тогда ударил ногой по голове свою трехлетнюю сестричку, которая ползла по полу. Отец за этот жуткий проступок запер сына в кабинете и, хоть тот орал не своим голосом, так и не дал ему посмотреть на комету Галлея.

Именно дневники и написанная самим художником его "тайная жизнь" очень многое объясняют в его творчестве. Томик классика психоанализа Зигмунда Фрейда, который в студенческие годы всегда носил под мышкой перемазанный красками Сальвадор, стал для него своеобразным ключом к постижению своей сущности, своего второго, подсознательного "я", которое с такой беспощадностью открывается во всех его картинах и литературных записях. Сальвадора Дали абсолютно справедливо называют "невольником века". В его жизни, в его произведениях как в зеркале отразились самые кошмарные видения XX столетия - "Горящая жирафа" и "Лицо войны", "Атомная Леда" и "Осеннее каннибальство", отразилось то, что обычно концентрируется глубоко в подсознании и что было названо сюрреализмом. Дали утверждал: "Сюрреализм - это я!" И само время подтвердило его правоту. Сейчас мало кто вчитывается в сюрреалистические манифесты Бретона, а слава Дали - великого открывателя "коллективного подсознания" - растет год от года.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас. Отец его владел нотариальной конторой, но когда Сальвадору пришло время учиться, он отдал своего сына не в монастырскую школу, где обычно занимались дети зажиточных родителей, а в муниципальную, дававшую образование беднейшим. Сальвадор с самого детства вел обособленный образ жизни и любил, как сам признавался, "слабость, старость, роскошь" и всяческие игры с переодеваниями. В шестнадцать лет, когда Сальвадор уже учился в колледже в Фигерасе, ему взбрело в голову броситься вниз с крутой лестницы, которая вела из классных комнат во внутренний дворик. И увидев, какое впечатление произвел на всех его прыжок, как вое испугались и как потом его жалели, Сальвадор повторил это еще несколько раз.

Очень тяжело юный Сальвадор пережил утрату матери, которая, по его словам, любила его "великой и гордой любовью", и после ее смерти Сальвадор сам себе постановил, что "просто обязан... явить гениальность, пусть даже в пороке".

К тому времени Сальвадор уже брал уроки рисования у Хуава Нуньеса, одно время увлекался импрессионизмом, пуантилизмом, открыл для себя кубизм и живопись Хуана Гриса, Принимал участие в коллективной выставке каталонских художников, знал об итальянском футурализме. Мать умерла в 1921-м, а в 1922 году Сальвадор поступил в мадридскую Школу изящных искусств и поселился в студенческой резиденции, где познакомился с Л. Бунюэлем и Ф. Гарсиа Лоркой. Именно близкая дружба с гениальным испанским поэтом, длившаяся более шести лет, наложила отпечаток и на формирование характера, и на творчество Дали. Это были очень разные, если не полярные люди. Дали - эгоцентрист, Лорка - "дитя добра и света", но они очень глубоко понимали, чувствовали друг друга, были искренни, поддерживали один одного, что исключительно редко бывает, если встречаются два гения.

В своем творчестве Лорка стремился следовать традициям изначальной двойственности испанского искусства, в котором сосуществовали тайна и формула, традиционное, фольклорное и ученое искусство. Дали же выбрал линию чистого разума и с самого начала творческого пути вел битву с Великим Иррациональным. Он пытался превратить Тайну в загадку, а потом разгадать ее. И не зря на одном из своих рисунков написал: "Только тайной мы живы. Только тайной..." Некоторое влияние на Дали оказала и итальянская метафизическая живопись Джорджо де Кирико и Кала Карра.

Когда в 1922 году вместе с отцом и сестрой Сальвадор Дали приехал в Мадрид, он преклонялся перед талантом старых мастеров и был уверен, что в Академии Сан-Фернандо ему будет у кого поучиться. Однако всего через год он сказал, что не будет сдавать экзамены "тем, кто знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет". Он вернулся в Каталонию в надежде в скором времени завоевать признание не только в Испании, но и в Париже. В это время он уже великолепно владел и академической манерой, и техникой импрессионизма, умел, как кубисты, геометризировать образы. Слово "сюрреализм" каталонцы услышали после выставки итальянских футуристов от художника и владельца галереи Жозефа Далмау. Молодой Дали, который все еще преклонялся перед мастерами Возрождения, фламандцами, Веласкесом и Вермером, в поисках своего стиля все более склонялся к сюрреализму. Названиями многих картин Дали стали афоризмы, которые изрекала одна его знакомая сумасшедшая - старуха рыбачка Лидия.

Дали увлекался Фрейдом, носил кудри до плеч, бакенбарды и длинный плащ и шляпу с полями. Он не умел обращаться с деньгами и, как только они у него появлялись, всегда и везде платил за всех. Один из его друзей вспоминал: "Одержимый живописью и фанатично преданный искусству, Дали был изначально внутренне одинок и мучительно неловок в общении. Он был, что называется, не от мира сего".

Дали исключали из Школы изящных искусств, он попадал в тюрьму, служил в армии. Но это все было как бы внешней стороной его жизни. Главным оставалось творчество. Кроме натюрмортов, портретов, композиций "Мед слаще крови", "Дохлый осел" и других, декораций к драме Ф. Гарсиа Лорки "Мариана Пинеда", участия в съемках фильма "Андалузский пес", в 20-е годы Сальвадор Дали начал публиковать свои статьи об искусстве. Первые из них появились в барселонской "Гасета де лез Арте".

Уже будучи довольно известным художником, в 1929 году в Кадакесе Сальвадор Дали познакомился с французским поэтом Полем Элюаром и его женой Галой - Еленой Дмитриевной Дьяконовой, которую он, по его словам, полюбил "больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги". Она была и добрым ангелом, и злым гением великого художника. Она была больше, чем его Музой, и больше, чем его страстью. Вот как сам Сальвадор Дали писал о ней на страницах своей "Тайной жизни...": "Гала сидела на глянцевом крае скалы и ела черный виноград, становясь все прекраснее, все ослепительнее с каждой ягодой. И так день за днем. В напряженной тишине я физически ощущал, как она наливается сладостью, отбирая ее у ягод. Я дотрагивался до нее и понимал, что касаюсь не плоти, а небесной золотистой виноградной мякоти..."

В 1930 году Дали переехал в Париж, и они с Галой купили дом в Порт-Льигате. Он выступил в Барселоне с лекцией "Мораль сюрреализма", сделал иллюстрации к книге А. Бретона и П. Элюара "Непорочное зачатие" и ко Второму Манифесту сюрреализма. В конце года состоялась премьера фильма "Золотой век", который Дали сделал вместе с Бунюэлем. В фойе киноклуба был организован погром выставки сюрреалистов и фильм запретили. В 1931 году "Золотой век" показали в Лондоне, а в США прошла выставка "Новый сверхреализм", на которой Дали показал восемь своих картин и два рисунка.

В 30-е годы появились такие картины Дали, как "Призрак чувственного зова", "Треугольный час", "Пара, витающая в облаках", "Гала и "Вечерний звон", "Гала молитвенная", "Вечер на обочине европейской истории", "Венера Милосская с ящиками", "Имперские фиалки, или Загадка Гитлера" и многие Другие. Выставки картин Дали прошли в Нью-Йорке, Барселоне. Париже. А он сам после начала волнений в Барселоне, выданных провозглашением каталонской независимости, уехал с Галой в Париж. В 1935 году Дали читал лекции в Музее современного искусства в Нью-Йорке, потом вновь возвратился во Францию, ездил в Италию, Австрию, Англию. В 1938 году в Лондоне Дали познакомился с Фрейдом, книгами которого зачитывался всю жизнь.

В 1939 году он переехал в США, потом ненадолго возвратился в Европу, а после оккупации Франции вынужден был вернуться за океан на долгие восемь лет. В США с большим успехом прошли его выставки, там написал он свои картины "Лицо войны", "Два кусочка хлеба - воплощение любви" и многие другие, проиллюстрировал "Дон Кихота", "Макбета", сделал декорации к балету "Лабиринт" на музыку Ф. Шуберта, а также к "Ромео и Джульетте", опубликовал "Тайную жизнь Сальвадора Дали, написанную им самим" и роман "Скрытие лица".

И в послевоенные годы в США проводилось немало выставок Дали. Приезжал он туда читать лекции и после того, как в 1948 году вернулся жить во Францию.

Среди произведений, созданных Дали в 1950-1980-х годах, наиболее известны "Портрет Галы в шарах", "Жизнь Марии Магдалины", "Рождение божества", "Христос Гала" и многие другие, а также иллюстрации Дали к Библии, "Тысяче и одной ночи", "Ромео и Джульетте", "Сочинениям маркиза де Сада", "Фаусту", "Кармен", "Алисе в стране чудес", "Декамерону"... Выставки Дали прошли в США, Японии, почти во всех европейских странах. Переиздавались "Дневник гения", сборник статей об искусстве "Дали-да!"; художника наградили многими орденами, медалями. В 1982 году в Петербурге (штат Флорида, США) был открыт музей Дали, и в то же лето умерла его незабвенная Гала, с которой он пережил и годы скитаний, и годы всемирной славы.

Это она научила его в далекие полуголодные для них 30-е годы вести себя так, чтобы никто не догадывался, что они бедствуют. Сам Сальвадор Дали писал: "Еще в Малаге я пошел к Гале в ученики. Первым делом она преподала мне два постулата - о главенстве наслаждения и о том, что мир реален. Мимоходом она научила меня одеваться, ходить по лестнице и не падать на каждом шагу, распознавать своих врагов, не сорить деньгами и не швырять за обедом куриные кости в потолок. Она преподала мне также постулат меры, дремавший до поры до времени в глубинах моего существа, ибо сама Гала - Ангел Равновесия".

Дали мечтал, чтобы хотя бы одна из его картин попала на родину его несравненной Галы, в Россию. А в России Дали почти до самой его смерти не признавали, считали олицетворением "разложения буржуазного общества". Те, кто знал Дали, как анекдоты пересказывали истории об его экстравагантных, рассчитанных на эпатаж выходках, о том, как он, окунув в краску морскую звезду, пустил ползать ее по холсту, убеждая всех, что получится настоящий шедевр, как на бал в свою честь он пришел в шляпе, которая была украшена протухшей селедкой. Однако мало кто старался понять его картины.

Дали не просто прожил; он срежиссировал свою жизнь. Сам возвел на пьедестал несравненную Галу, сам придумал себе маску с антеннами усов и еще в молодые годы стал ярким представителем нового, дотоле неведомого сюрреализма.

Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года, оставив потомкам таинственный, неразгаданный мир своих живописных полотен.

Когда сегодня искусствоведы читают лекции о сюрреализме, они чаще всего в качестве иллюстрации показывают написанную в 1929 году картину Дали "Упорство памяти", где изображены необычные, стекающие, растекающиеся часы. Такое невозможно в реальности, но вполне возможно во сне. Дали вспоминал, что в тот вечер, когда появилось это полотно, он очень устал, у него даже начала немного болеть голова, и Гала пошла в кино без него. А он почему-то задумался о растекающейся мякоти, потом вспомнил про сыр. Зайдя, как обычно, перед сном в мастерскую, он взглянул на пейзаж Порт-Льигата, который стоял на мольберте,- на первом плане была голая олива с обломанной веткой... "Я ощущал,- написал он позже,- что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу - но какому? Не имею ни малейшего понятия. Я уже протянул было руку к выключателю, как вдруг увидел растекающиеся часы: самым жалким образом они свисали с ветки. Превозмогая головную боль, которая сделалась почти невыносимой, я кинулся к палитре и взялся за дело. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена".

Когда Сальвадора Дали спрашивали, почему же часы у него растекаются, он отвечал: "Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время".

Этим временем для Сальвадора Дали стало XX столетие.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Картины Сальвадора Дали с названиями

Сальвадор Дали — один из самых известных людей XX века, ставший знаменитостью не просто при жизни, а в довольно молодом возрасте. Дали известен как график, скульптор, режиссер и писатель, но в первую очередь как живописец. Только один из его учителей — Пабло Пикассо мог сравниться с ним в известности. И без преувеличения можно сказать, что Сальвадор Дали единственный сюрреалист, имя которого слышал каждый человек, как бы далеко он ни был от искусства. Именно ему принадлежит фраза «сюрреализм — это я», которую он произнёс в тот день, когда его исключили из группы сюрреалистов.

Произведения Сальвадора Дали поражают воображение парадоксальностью образного мировосприятия, своей гениальной непревзойденностью. Описывать картины Сальвадора Дали можно часами, но лучше увидеть их своими глазами и составить о них своё мнение. Ниже приведены несколько наиболее известных картин с названиями и краткими описаниями.

Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)

Одна из первых работ Сальвадора Дали. Выполнена в импрессионистском стиле.

Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)

Портрет Луиса Буньюэля (1924)

Картина создана во время поиска художником своей манеры и стиля исполнения. По атмосфере напоминает полотна Де Кирико.

Портрет Луиса Буньюэля (1924)

Плоть на камнях (1926)

Полотно выполнено в несвойственной Дали кубистической манере, в подражание одному из учителей Сальвадора — Пабло Пикассо.

Плоть на камнях (1926)

Приспособление и рука (1927)

Эксперименты с геометрическими формами уже заставляют почувствовать ту мистическую пустыню, которая свойственная Дали в более позднем «сюрреалистическом» периоде творчества.

Приспособление и рука (1927)

Незримый человек (1929)

Другое название — «Невидимка», картина демонстрирует один из основных приёмов живописи Дали — метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов.

Незримый человек (1929)

Просвещённые удовольствия (1929)

Считается, что полотно вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора Дали.

Просвещённые удовольствия (1929)

Великий мастурбатор (1929)

Подобно «Просвещённым удовольствиям» картина является популярным среди искусствоведов полем исследования личности живописца.

Великий мастурбатор (1929)

Постоянство памяти (1931)

Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников произведение автора. Здесь используются идеи из ряда прежних работ: автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.

Постоянство памяти (1931)

Параноические превращения лица Гала (1932)

Гала — любимая жена художника, нередко присутствует на его картинах. Данное полотно отражает параноико-критический метод Дали.

Параноические превращения лица Гала (1932)

Ретроспективный бюст женщины (1933)

Это не картина, а скульптура в стиле сюрреализма. Несмотря символы плодородия — хлеб и початки кукурузы, Дали как бы подчёркивает цену, которую за это приходится платить: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.

Ретроспективный бюст женщины (1933)

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунизмом. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке. Это не единственная работа на данную тему. Например в 1931 году художник написал картину «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».

Загадка Вильгельма Телля (1933)

Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)

Это не просто картина. Данное произведение было написано на бумаге и реализована в виде реальной комнаты в натуральную величину.

Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)

Женщина с головой из роз (1935)

Считается, что голова из роз — это дань Арчимбольдо, известному художнику, который использовал в своём творчестве овощи и фрукты для составления составления портретов (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное).

Женщина с головой из роз (1935)

Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936)

Это полотно отражает ужас испанца, понимающего, что его страна движется в сторону страшной гражданской войны.

Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936)

Венера Милосская с ящиками (1936)

Статуя. Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в живописи художника.

Венера Милосская с ящиками (1936)

Метаморфозы Нарцисса (1936—1937)

Другое название «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа..

Метаморфозы Нарцисса (1936—1937)

Загадка Гитлера (1937)

Известно, что Дали по разному отзывался о Гитлере. По крайней мере в год написания картины, основной эмоцией по отношению к Гитлеру была скорее симпатия, чем что-либо другое.

Загадка Гитлера (1937)

Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)

Одна из самых известных «оптических» картин Сальвадора Дали, в которых он играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Посмотрите на картину на разных расстояниях — вы увидите различные сюжеты.

Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)

Яркость, лёгкость и иллюзорность происходящего. Длинноногий слон на заднем плане — один из популярных персонажей Дали..

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)

Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)

Одна из картин периода увлечения Сальвадора физикой. Образы, предметы и лица разбиваются на шаровидные корпускулы.

Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)

Распятие или Гиперкубическое тело (1954)

Оригинальное название «Corpus hypercubus» часто употребляется в русскоязычной литературе без перевода. На полотне, изображено распятие Христа. Дали обращается к религии, но пишет библейские сюжеты в своей манере, привнося в картины солидную долю мистики. И на «религиозных» картинах часто присутствует жена художника Гала.

Распятие или Гиперкубическое тело (1954)

Тайная вечеря (1955)

Известнейшее полотно на религиозную тему. «Тайная вечеря» — это одно из самых замечательных полотен мастера. На нём представлены сразу несколько сцен Библии (сама вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются и переплетаются друг с другом.

Тайная вечеря (1955)

www.sovets.ru

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали

(1) Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы —лежат слева циферблатом вниз — символ объективного времени.

(4) Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», — напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». — Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

fishki.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта