Текст книги "Сальвадор Дали. Божественный и многоликий". Дали великий рукоблуд картина
Сальвадор Дали великий мастурбатор, описание картины.
Я уж не знаю, почему из всех картин народ больше всего ищет в гугле именно картину Сальвадора Дали Великий мастурбатор, но раз уже это так, то картинка достойна отдельной статьи. Заодно приведу здесь довольно любопытные факты о сексуальной жизни маэстро — а она было отнюдь не тривиальной.
Реклама
Реклама
[caption align="aligncenter"]Рекомендую читнуть. Другие статьи про мэтра.
Реклама
Реклама
Картинка несмотря на очевидный сюр становится довольно понятной, если хоть немного знаком с жизнью великого мастурбатора. Итак, в центре мы видим текучий профиль мужчины, довольно похожего на Дали. Он смотрит вниз, а у него на рту сидит саранча.
Вверху и справа профиль перетекает в изображение привлекательной дамы, которая нюхает гениталии изображенного по пояс самца человека с кровоточащими порезами на ногах. Ну как бы, что являет собой картина, понятно, так как Сальвадор без обиняков ее и подписал «Великий мастурбатор», что делает ее одной из самых известных человечеству од онанизму.
Отсылки к картине «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.
Многие наблюдательные искусствоведы заметили не иллюзорную схожесть картины Великий Мастурбатор и фрагмента картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Вдохновлялся ли мэтр картиной мэтра или это просто совпадение? Кто знает.
Сальвадор Дали великий мастурбатор. Фобии мэтра на картине.
Впрочем, картина Великий мастурбатор неоднозначно дает понять, что секс и даже мастурбация были сопряжены для Сальвадора со страхом и тревогой. Маэстро до умопомрачения боялся саранчи и муравьев, а именно саранча сидит на рту у мастурбатора. Картина Сальвадора Дали великий мастурбатор также пронизана неким духом гниения и разложения, с которым у Дали ассоциировалось половое поведение homo sapiens.
В фобиях мэтра во многом был виноват отец Сальвадора, который оставлял на виду книгу с подробными иллюстрациям венерических болезней, а ля отваливающиеся от сифилиса и гонореи половые органы. Не знаю уж зачем, то ли случайно, то ли считал, что это сделает Сальвадора монахом примерным семьянином. Вообще, воспитание Сальвадора проходило, судя по всему, по мануалу «как сделать из вашего ребенка гения чокнутого». Так что Дали еще относительно нормальный получился. Подробнее об этом в биографии мэтра.
Кроме того, в то время считалось, что мастурбация приводит ко всяким страшным последствиям вроде разжижения мозгов и гомосексуализма. Ребята, если я вас обидел, не серчайте, я абсолютно индифферентно отношусь к таким, как вы, но, во времена молодости Сальвадора Дали, гомосексуализм действительно считался страшным последствием. Из песни слов не выкинешь. Знал бы бедняга Сальвадор, что от онанизма, кроме удовольствия и простатита, если грязными руками это дело делать, ничего не будет, может счастливее был бы.
Сальвадор Дали и мастурбация.
Назад к содержанию.Сальвадор Дали был действительно «мсье — тонкий извращенец» и великий мастурбатор. Мэтр пристрастился к мастурбации с детства. А панический страх перед женщинами в первые 25 лет жизни, наряду с горячей каталонской сексуальной энергией и склонностью к фантазиям только подливали масла в огонь. У Сальвадора Дали аж две картины, которые посвящены онанизму. Причем, одна посвящена мужскому — собственно «Великий мастурбатор», а вторая — женскому «Содомское самоудовлетворение невинной девы».
И, что характерно, из всех картин Сальвадора Дали эти две картины лидируют по статистическим запросам в гугле, АХХАХАХА. Вдумайтесь — из всех известных картин мэтра, только мягкие часы набрали больше. Эх, ребята. Все мы мастурбаторы, да. Правда, если быть честным, картина «Содомское самоудовлетворение невинной девы«, несмотря на свое название, имеет прямо противоположное значение.
В этом привилегированном месте реальность и возвышенное измерение почти собираются вместе. Мой мистический рай начинается на равнинах Эмпорды, окружен Альберскими холмами и достигает полноты в заливе Кадакес. Эта земля — мое постоянное вдохновение. Единственное место в мире, где я чувствую себя любимым. Когда я нарисовал этот камень, который я назвал «Великим мастурбатором», я сделал не что иное, как воздать должное одному из мысов моего королевства, и моя картина была гимном для одного из драгоценностей моей короны. Сальвадор Дали о картине Великий мастурбатор.
Сальвадор Дали великий мастурбатор. И вуайерист.
Дали был также знатным эстетом вуайеристом, он любил наблюдать за другими людьми. Художник организовывал (или, скорее, не препятствовал) оргии в различных отелях и в Порт-Лигате, но сам не участвовал, а лишь с удовольствием созерцал отхватывая себе периодически красивых натурщиков и натурщиц. Чтобы рисовать, а на для того, о чем вы подумали, извращенцы! Подобные «вечера у Дали» в кругу богатых любителей искусства назывались «вечера с розовым шампанским». Говорят, маэстро воспринимал подобное, как живую сюрреалистическую картину, перформанс. Ну и вообще, разве Сальвадор Дали, самый великий мастурбатор эпохи мог себе отказать в удовольствии понаблюдать за оргией?
Вообще, все художники вуайеристы в глубинном смысле этого слова. Предпочитая участию в действительности они занимают место стороннего наблюдателя и визуального летописца.
Я вуайерист. Но для художника это совершенно нормально. (с) Сальвадор.
Сальвадор Дали великий мастурбатор. И бисексуал?!
До сих пор бурлят слухи, был ли Дали гетеросексуалом или у Лорки все-таки получилось? Была ли крепкая мужская дружба или не была? Ну, насчет Лорки все ясно, он как бы и не скрывал особо своей любви к мужчинам и к Дали в частности. А вот Дали скорее всего любил только женщин и женщины любили Дали.
Реклама
Реклама
Бытуют слухи, что Сальвадор и Гарсиа разошлись как раз потому, что Лорка видел в Дали потенциального сексуального партнера, а Сальвадор в Лорке всего-лишь близкого друга и годного поэта. Во всяком случае, это общепринятая точка зрения и я к ней склоняюсь. Даже если и были у мэтра бисексуальные наклонности, он их тщательно подавлял. Такие дела.
Великий мастурбатор. И уже не только мастурбатор. Сальвадор Дали и женщины.
Назад к содержанию.Сальвадор Дали до 25 лет оставался великим мастурбатором лишившись девственности уже с небезызвестной Галой. Гала вообще пользовалась успехом у мужиков и имела любовную связь практически со всеми более-менее годными друзьями первого мужа Поля Элюара. Как она достигла такой популярности у богемы с таким лицом — кто его знает. Но слухи твердят, что Гала была умна, а с мужчинами еще обаятельна и легкодоступна. Кроме того, о ее сексуальном темпераменте ходили легенды, а фигура у нее была вполне себе даже — посмотрите хотя бы на картины Дали, где Гала изображена в 15О-ти процентах случаев. Умная, обаятельная, доступная, с клевыми ягодицами — что еще нужно мужчине?! Это ирония, ребята, не подумайте. Ну, может, не совсем.
Ни Гала, ни Сальвадор друг другу верности не хранили. Дали окружал себя весьма привлекательными интеллигентными барышнями, вроде Ультрафиолет, от которых текли слюни у многих известных людей того времени. Впрочем, достоверно известно только о его отношениях со второй большой любовью — Амандой Лир. Про остальных неизвестно — просто друзья или любовницы? Тайна, покрытая мраком. Гала же, в свою очередь, любила себя побаловать богемными молодыми самцами.
Сальвадора Дали великий мастурбатор. Отношения с Галой.
Назад к содержанию.У Дали с Галой были свои секреты. Их личная жизнь была еще более дикой, чем его искусство. Одной из тех, кто был близок к этому закрытому миру была Ультрафиолет (это такая занятная, очень красивая дамочка из свиты Энди Уорхолла и близкий друг семьи Дали).
Гала говорила мне — ты не представляешь, сколько женщин пытаются увести его. Они бывали на всех вечеринках в Голливуде, встречали много актрис и светских дам, и каждая норовила заманить Дали в свой дом. (с) Аманда Лир.
У гениев всегда все не так. В интеллектуальном, эмоциональном и сексуальном плане. (с) Ультрафиолет.
Вы смотрите на девушку и возбуждаетесь и в конце концов занимаетесь с ней сексом. То же происходит и с картиной, только через руку, через кисть. То, что вы выплескиваете наружу напоминает секс (с) Аманда Лир (Аманда сечет фишку).
В его картинах можно найти все проявления секса. 5 раз посмотрев на картину вы воскликнете «так вот, что это на самом деле». (с) Элисон Купер. (Элисон тоже в теме).
Пока Дали воплощал свои невероятные фантазии Гала тоже не отставала, вступая в любовную связь с молодыми жеребцами. Короче это была та еще парочка. Весьма свободные отношения. Гала закрывала глаза на оргии и любовниц Дали и даже дружила с некоторыми, например, у нее были вполне нормальные отношения с Амандой Лир.
Дали же в свою очередь не препятствовал отношениям Галы с молодыми любовниками, среди которых Гала пользовалась невероятной популярностью. Говорят, что Дали даже нравилось, что его жена, женщина в возрасте, остается привлекательной для мужчин намного моложе ее.
Подробнее про отношения Дали и Галы — Жена Сальвадора Дали, Гала.
Сальвадор Дали великий мастурбатор. Безумные свидания Сальвадора.
Назад к содержанию.
Я думаю он был очень пылким, но и у Галы была страсть ко всем этим молодым мужчинам, окружавшим ее. Они были сообщниками. Они организовали свою жизнь, управляли ею и не мешали друг другу. Их отношения тоже были сюрреалистическими. (с) Ультрафиолет.
Успешный, известный и богатый Сальвадор с экстравагантной внешностью пользовался огромным успехом у женщин и его часто приглашали на свидания. Чаще всего мэтр соглашался, но, в большинстве случаев, дамы получали не совсем то, что хотели. Например, Сальвадорыч на свидании раздел одну даму и долгое время украшал прекрасное обнаженное тело различным морскими тварюшками, вроде омаров и кораллов. Получалось забавно сюрреалистично и мэтр был очень рад.
Была ли рада дама — это большой вопрос. По такому сценарию у Дали проходило общение с большинством особей противоположного пола. Художник, тролль, да еще сюрреалист, что с него взять. Впрочем, даже такое поведение не отпугивало женщин, желающих получить кусочек Сальвадора. Такие дела.
figgery.com.ua
Картина Сальвадора Дали великий мастурбатор
Сальвадор Дали очень известен своими работами. Кто не знает этого знаменитого художника? Другое дело, что не все его работы положительно оценивают, а значит, и не все согласны с его творчеством. Одна из самых спорных работ Сальвадора Дали — «Великий Мастурбатор».
Описание картины
Картина Дали «Великий Мастурбатор» относится к стилю сюрреализма и у многих любителей живописи вызывает неприятные чувства. На ней изображено человеческое лицо искаженной формы. Считается, что лицо является автопортретом с применением образа скалы, которая находилась возле дома художника. Формы головы и лица изображены не четко, чтобы внушить зрителю чувство мягкости и обтекаемости этого лица.
Под центральным образом находится саранча с огромным количеством муравьев на брюшке. С него муравьи переползают на лицо и заполняют то место, где примерно должен быть рот. Еще одной фигурой картины «Великий Мастурбатор» Дали можно назвать образ женщины, которая расположена справа от лица и тянется к мужской промежности. При этом ниже паха у мужчины по коленям течет кровь.
Возле женского лица, ниже подбородка, расположен цветок каллы, который имеет пестик в виде мужского члена. В самом низу картины на земле лежит яйцо, которое является символом плодородия. Также под мужчиной и женщиной виднеется язык льва.
Сейчас картина находится в музее королевы Софии в Мадриде. До смерти художника она хранилась в его личной коллекции, дома в Фигерасе. Кстати, если присмотреться, то можно узнать в профиле то же лицо, что изображено на картине «Постоянство памяти», которая написана на три года позже.
В какой период жизни Сальвадор Дали написал эту картину
Полотно «Великий Мастурбатор» написано в 1929 году. Этот год ознаменовался сотрудничеством в работе над фильмом «Андалузский пес» с Луи Бунюэлем. В этом же году состоялась первая выставка художника в Париже. «Великий Мастурбатор» — одна из самых значительных работ того периода. Он характеризуется частым использованием образов муравьев, саранчи, телефонов и ключей.
В этом же году он впервые встретил Галу — женщину, которая стала его музой и женой, несмотря на протест родственников и окружения. Именно она узнается в образе женщины на картине, которая тянется к мужским гениталиям.
На тот момент художник был уже исключен из академии художеств за непочтение к преподавателям и хамское поведение. После этого молодой Сальвадор Дали даже попал в тюрьму. Но его талант помог ему преодолеть все трудности.
В этот же период были созданы и другие знаменитые работы художника, в частности «Ретроспективный портрет женщины». Правда, стоит отметить, что, несмотря на знаменитость, картины молодого художника не покупались, и молодая пара Дали и Галы жила очень бедно. При этом необходимо отметить, что семья художника ему совсем не помогала, поскольку отец был категорически против связи сына с замужней женщиной.
Многие специалисты отмечают схожесть картины «Великий Мастурбатор» с работой «Сад земных наслаждений» кисти мастера Иеронима Босха. До сих пор неизвестно – простое это совпадение или подражание мастеру. Также стоит отметить, что работы Сальвадора Дали данного периода накладывают отпечаток на все последующее творчество.
Например, известная картина 1954 года «Содомское самоудовлетворение невинной девы» имеет достаточно много схожих деталей с картиной 1925 года «Фигура у окна». Главным лейтмотивом этих картин является образ сестры художника. Но многие противники творчества Дали считают такое изображение родной сестры слишком пошлым и грязным, а потому не одобряют этих работ.
«Великий мастурбатор» Сальвадора Дали 1929 года был написан еще молодым художником, но уже вполне сформировавшейся личностью с только что зарождающимися любовными отношениями. Это очень многое объясняет в его работе.
Конечно, Сальвадор Дали – гениальный художник, с этим мало кто будет спорить. Но, как и многие гении, он очень странен, имеет достаточно взбалмошный характер и дерзкое поведение. Только такой человек как он, мог отправить любимому отцу сперму в конверте, написав на нем: «Это все, что я тебе должен».
Чуть раньше знакомства с Галой, во время работы над фильмом «Андалузский пес», Дали общался с Гарсиа Лорка. Все знали о том, что Гарсиа гомосексуалист, и до сих пор имеется мнение, что у них была связь с Дали, пока тот не встретил свою музу и будущую жену.
На самом деле 100 % доказательств, что художник имел нетрадиционную ориентацию так и не нашли. Хотя есть документы, подтверждающие его сексуальные фантазии в отношении Гитлера. Это очень отрицательно повлияло на его отношения с друзьями и коллегами. После этого великий Дали уехал в Америку.
Смысловая нагрузка произведения
Глядя на картину Дали «Великий рукоблуд», многие испытывают противоречивые эмоции. Кто-то считает ее противным и некрасивым зрелищем, а кто-то восхищается ее гениальностью. Критики указывают на смысл, который заложен в каждом из образов и несет в себе особую нагрузку.
Начнем с муравьев. Это не просто насекомые, в картинах Дали они всегда несут в себе значение коррупции, это признак растления. Очень многие образы в полотне указывают на подсознательные страхи художника. Например, саранча. Это насекомое всегда внушало художнику панический, иррациональный страх. Он даже не мог разговаривать в момент, когда видел это насекомое. В детстве товарищи по играм заметили это и постоянно пытались засунуть насекомое за шиворот будущего гения.
Еще один подсознательный страх выражен в крови, которая течет по ногам мужчины. Искусствоведы связывают это со страхом кастрации. Но самую важную нагрузку несет само полотно в общем. Оно указывает на отвращение к сексу, который Дали считал символом гниения и разложения. Великий художник панически боялся и женщин, и секса.
В этом виноват отец, который с детства показывал Дали реальные фотографии половых органов, которые пострадали от венерических болезней. Это и привело к страху перед интимной жизнью. Страх был настолько силен, что до 25 лет, пока не встретил Галу, художник не имел отношений с женщинами.
Вся картина — это оголение и признание собственных страхов, которые преследовали художника всю жизнь. Именно его противоречивое отношение к сексу породило огромное количество слухов и мифов об ориентации и интимной жизни Дали.
Яйцо на картине символизирует плодородие, а женское лицо — лицо любимой женщины Галы, которая изображена на большинстве картин художника, начиная с 1929 года. Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор» – это сборище всех страхов и комплексов великого гения, который всю свою жизнь относился к интимной жизни, как к чему-то страшному и противному. Те, кто знали его лично, были очень удивлены поведением Дали при встрече с Галой.
В заключение
Творчество сюрреалистов способны оценить далеко не все. Но Сальвадор Дали – признанный гений. Причем Великим он стал еще при жизни. Многие его картины вызывают вопросы у людей со стандартным мышлением и строгими моральными взглядами.
Но на самом деле, присмотревшись внимательно, можно найти скрытый смысл, который заложен во всех полотнах, в том числе и в «Великом Мастурбаторе». Он написан еще в молодом возрасте, но уже сформировавшимся гением.
masterjoy.ru
Великий Мастурбатор - Сальвадор Дали
Сальвадор Дали (SalvadorDali)
Масло/Холст (1929)
110 х 150 см
Описание
В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо, чьим прототипомстала скала на побережье Кадакеса в Каталонии. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса доколен со свежими кровоточащими порезами.
Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча (в некоторых случаях ошибочно принятая за кузнечикаиз-за плохого перевода ранних записей...
В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо, чьим прототипомстала скала на побережье Кадакеса в Каталонии. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса доколен со свежими кровоточащими порезами.Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча (в некоторых случаях ошибочно принятая за кузнечикаиз-за плохого перевода ранних записей Дали) — насекомое, перед которым художник испытывалиррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ разложения. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общуютень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветоккаллы с фаллообразным пестиком.
«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали ксексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённыхвенерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.
Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти, после чего «Великий мастурбатор» стал частью национальной коллекции и был перемещён в мадридский музей.
Источник
Другие картины:
dedale.ru
Великий мастурбатор - это... Что такое Великий мастурбатор?
У этого термина существуют и другие значения, см. Великий мастурбатор (книга).
«Великий Мастурбатор» (1929) — картина Сальвадора Дали в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания).
В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо, чьим прототипом стала скала на побережье Кадакеса в Каталонии.[1] Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931).
Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча (в некоторых случаях ошибочно принятая за кузнечика из-за плохого перевода ранних записей Дали) — насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ коррупции.[2] Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.
«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием[источник не указан 470 дней]. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.[3]
Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти, после чего «Великий мастурбатор» стал частью национальной коллекции и был перемещён в мадридский музей.
Примечания
- ↑ Ian Gibson, "The Shameful Life of Salvador Dalí", W.W. Norton & Company, 1987. ISBN 0-393-04624-9. Page 71, pages 256 - 257, plate XIV
- ↑ Н. Харрис Жизнь и творчество Дали. — Спика, 1994. — С. 12. — ISBN 5-88413-009-0
- ↑ Edward Rubin "The Great Masturbator In Retrospect: Salvador Dali at the Philadelphia Museum of Art" NY Arts Magazine [1]
dic.academic.ru
Читать книгу Сальвадор Дали. Божественный и многоликий Александра Петрякова : онлайн чтение
Премьера фильма состоялась в Париже летом 1929 года без Дали, он в это время был дома, поправлял здоровье после того, как во время ангины вырезал себе на спине несуществующего клеща. В студии Урсулинок, где проходил киносеанс, собрался весь цвет парижского авангарда. Пришли Пикассо, Фернан Леже, Робер Деснос, Ганс Арп, Макс Эрнст, Хоан Миро, Андре Бретон, Рене Клер, Луи Арагон, Ле Корбюзье, Тристан Тзара и другие.
Первым был показан фильм Ман Рея под названием «Тайны Шато дю Де». Деньги на постановку Ман Рею дал виконт де Ноай, отпрыск старинного аристократического рода, среди его предков значились Шатобрион и Сен-Симон. Его жена Мари-Лор была дочерью американского банкира Мориса Бишофхайма и аристократки мадам Круассе, одним из предков которой был маркиз де Сад. Они были баснословно богаты и снискали себе в Париже известность как меценаты и собиратели современного искусства. Мари-Лор еще в юности была поклонницей Жана Кокто и тонкой ценительницей поэзии и живописи, а когда после смерти отца унаследовала его огромное состояние, предалась страсти коллекционирования. Свой фильм Ман Рей снимал на средиземноморской вилле супругов де Ноай, огромного строения ультрасовременной архитектуры, где был и «кубистический сад» со скульптурами Цадкина и Джакометти. Интерьеры виллы были выполнены также в духе времени: с авангардистской мебелью и полотнами на стенах работ Пикассо, де Кирико, Клее, Брака, Шагала, Эрнста, Миро, а позже и Дали.
И если фильм «Тайны Шато дю Де» особых эмоций у присутствовавших не вызвал, зато показанный вторым «Андалузский пес» просто потряс первых его зрителей и вызвал бурю восторгов. Он так понравился также и Мари-Лор, что меценаты решили раскошелиться на создание нового фильма Дали и Бунюэля, ставшего известным под названием «Золотой век».
Но вернемся к «Андалузскому псу». Это был прорыв в новое измерение кинематографа с множеством гениальных находок в ракурсах, крупных планах, шокирующих мизансценах, рождавших могучее виртуальное напряжение, которое держало зрителя буквально за трепещущие нервы. В дальнейшем это использовалось многими кинорежиссерами, в частности и Хичкоком, с кем Дали также сотрудничал в Америке, да и многое из этого фильма до сих пор успешно трудится в современном кинематографе. Дали писал позже:
«Наш „Андалузский щенок“ в один вечер прикончил псевдоинтеллектуальный авангард, царствовавший все послевоенное десятилетие. Когда в первом кадре мы явили миру девичий глаз, взрезаемый бритвой, эта гнусь, которую именуют абстрактным искусством, получила смертельную рану, пала к нашим ногам и более уже не поднималась. С того дня в Европе не осталось места для дурковатых ромбиков месье Мондриана». Гений Дали во всем, равно как и в кинематографе, просто неиссякаем. Сохранились его письма к Бунюэлю, где он не только подробно описывает мизансцены, например, любовную, где герой, целуя женские пальцы, вырывает при этом зубами ей ноготь (не менее впечатляющий, по мнению сценариста, кадр, нежели разрезанный глаз), но и сопровождает текст многочисленными рисунками, выступая, таким образом, и как художник фильма.
Увлечение кинематографом не проходит на протяжении всей его жизни. В «Дневнике одного гения», относящемся к 50-м годам, он пишет об идее фильма «Тачка во плоти», где нафантазировал обилие сногсшибательных кадров со взрывающимися лебедями, плюхающимися в римский фонтан Треви носорогами, расчлененным слоном и дикой поножовщиной цыган, дерущихся за обладание потрохами этого гигантского животного, и тому подобное. Еще один пример богатой далианской фантазии описан в этой же книге. Это фотографический метод, с помощью которого можно изобразить вознесение Девы Марии:
«Вот он, мой метод. Обзаведитесь пятью мешками турецкого гороха и пересыпьте их содержимое в один большой мешок. Теперь сбрасывайте горошины с десятиметровой высоты. С помощью достаточно мощного электрического света спроецируйте на этот поток падающих горошин изображение Пресвятой Девы. На каждой горошине, которая, подобно атомной частице, отделена от соседней некоторым свободным промежутком, отразится крошечная часть всего изображения. Теперь надо заснять всю эту картину задом наперед. Благодаря ускорению за счет силы тяготения, этот падающий поток при обратной съемке создаст эффект вознесения. Таким образом вы получите картину вознесения, согласующуюся с самыми строгими законами физики. Надо ли говорить, что подобный эксперимент уникален.
Можно усовершенствовать эксперимент, нанеся на каждую горошину вещество, которое придаст им свойство киноэкранов».
Лорке «Андалузский пес» не понравился. Он сразу понял, в чей огород полетели с экрана камешки, и назвал Бунюэля создателем киношного дерьма. И действительно, кинорежиссер, ненавидевший извращенцев, включил в свой фильм прямые выпады против поэта. В одном из эпизодов герой фильма оказывался вроде как мертвым на кровати, а затем вновь как бы воскресал, пародируя тем самым те спектакли о собственной смерти, что постоянно разыгрывал Лорка в «Студенческой резиденции» в Мадриде. Да и само название обижало Лорку. Дело в том, что в «Рези» выходцев из Андалузии, а поэт был родом оттуда, называли щенками. Поэтому Дали и Бунюэль просто «описались от смеха», когда остановились на названии «Андалузский щенок».
Этот фильм я посмотрел лишь в 70-е годы. Помню, с каким нетерпением и жгучим, волнующим предчувствием увидеть до сих пор неизведанное я сидел перед началом фильма в кинозале; кажется, это был зал старого фильма на Васильевском острове в ДК имени Кирова, а назывался он «Кинематограф». Когда пошли первые кадры и побежали драгоценные минуты экранного времени, наполненного совершенно невероятными видениями, похожими на страшные ночные кошмары, я вдруг увидел внутренним оком смятение своей души – ее, будто гладкую шелковую рубашку, стирали на скользкой ребристой спине стиральной доски, мерзко пахнущей хозяйственным мылом. Было такое ощущение, что оступился, но не падаю, не верю, что могу упасть, и так, в таком положении, продолжаю балансировать на одной ноге, совершенно не зная, упаду или удержусь.
Вот сейчас, когда волею судеб я вернулся к этой теме, думаю, что тогда, в сумерках коммунизма, когда мы все жили словно в консервной банке с мутным социальным содержимым и в полной духовной темноте, такой фильм как бы указывал путь изнемогавшему в тисках сознанию в виртуальную невесомость подсознания, где можно хоть на время дать волю своим инстинктам и изжить страхи, прочно угнездившиеся на мерзкой поверхности нашего тогдашнего бытия.
Но мы отвлеклись. Тем летом, когда в Кадакес приехали гости из Парижа, Бунюэль тоже туда наведался, чтобы поработать с Дали над сценарием фильма «Золотой век». Однако наш герой был полностью сосредоточен на Гале, страсть к которой распалила его так, что ему было ни до чего. Режиссер надеялся, что, когда сюрреалисты уедут, у друга возникнет досуг для работы, если так можно выразиться. Но когда все гости разъехались, Гала осталась под предлогом болезни дочери. Да и муж писал ей из Парижа, чтобы не торопилась: в столице жара, да и новая квартира на Монмартре еще не готова.
Бунюэль был крайне раздражен тем, что из-за Галы, которая ему страшно не нравилась (она отвечала ему тем же), придется, похоже, возвращаться в Париж без сценария.
Как-то друзья отправились на лодке на мыс Креус вместе с сумасшедшей Лидией, Галой и ее дочерью Сесиль. Бунюэль, когда Гала разделась и стала принимать солнечные ванны и купаться, заметил Дали, что фигура у жены Элюара ему не нравится, особенно его раздражает, что у нее есть просвет между ног ниже ягодиц и гениталии поэтому как в ущелье запрятаны. Хоть Дали это не понравилось, он сдержался, но Бунюэль, решивший, похоже, вывести друга из себя, знал, как это сделать. Он знал, что самым нелюбимым в то время для него из коллег живописцев был Соролья. Поэтому он сказал, что скалы мыса Креус страшно напоминают ему холсты Сорольи, чем мгновенно привел Дали в бешенство:
– Ты что, ослеп? Это – Природа, настоящая первозданная Природа. Что ты мог увидеть здесь общего с мазней этого тухляка?
Гала, лежавшая на теплых камнях, открыла глаза и сказала:
– Опять сцепились, как собаки.
Бунюэлю давно надоело, что Гала встревала в беседы с другом едкими замечаниями и насмешками, и он тут же на нее накинулся:
– И куда ты все время лезешь? Какое тебе дело до наших разговоров? Ехала бы ты лучше к своему мужу-рогоносцу! – орал он.
– А ты не лезь ко мне со своими советами, – отрубила Гала, – тоже мне, моралист нашелся.
Началась перебранка. Гала умела за себя постоять и в карман, как говорится, за словом не лезла, как и всякая, впрочем, русская женщина.
Она так распалила Бунюэля, что он схватил ее за горло. В ответ она стала царапаться. Это его еще больше разожгло, и он стал душить ее по-настоящему. Бедняжка Сесиль со слезами бегала вокруг дерущейся пары, не зная, как помочь матери. Старуха Лидия не то смеялась, не то плакала и качала головой, а Сальвадор, попытавшийся было вмешаться, был отброшен другом в сторону, – Бунюэль был крепким коренастым мужиком, да и боксом к тому же занимался. Пришлось Дали встать на колени и умолять разбушевавшегося друга оставить в живых его счастье, несравненную Галу.
Жаль, что не было кинокамеры. Эти кадры с успехом могли бы войти в очередной их кинопроект.
И вот теперь, когда Кадакес пустынен и нет никого, кто бы смог им помешать, Дали и Бунюэль уединились там, и через две недели кинорежиссер сообщил супругам де Ноай, что сценарий фильма готов полностью и он гораздо лучше «Андалузского пса».
Когда они сидели вдвоем в Кадакесе, отец прислал Сальвадору письмо, где писал, что лишает его наследства, и требовал уехать из Кадакеса и никогда там больше не появляться.
Дали по этому поводу обрезал волосы и захоронил их на пляже Эс-Льян. Затем и вовсе обрился. Сохранилась фотография, сделанная Бунюэлем, где Дали стоит с морским ежом на обритой голове, изображая таким образом сына Вильгельма Телля.
Когда Бунюэль уехал, Дали еще несколько дней в одиночестве провел в Кадакесе, лакомясь морскими ежами, которых очень любил, а затем отправился в Париж, даже не оглянувшись, вопреки обыкновению, на родные места, когда ехал в такси к ближайшей станции под названием Перпиньян.
Глава седьмаяО том, как верно Дали служил сюрреализму, как его затем изгоняли из своих рядов парижские сюрреалисты; какой видел Дали Галу на ее портретах; как Дали и Гала начали строить свой дом в Порт-Льигате
Камиль Гоэманс мог быть доволен: практически все работы Дали с его персональной выставки были распроданы. В том числе и «Мрачная игра» с шокировавшим публику обделавшимся персонажем, попавшая в коллекцию супругов де Ноай. В этой, да и в других работах Дали 1929 года видна уже не только установка на толкование своих комплексов и страхов сквозь призму психоанализа, но и первые попытки применения изобретенного творческого метода, названного им параноидно-критическим. Объяснить в двух словах, в чем он заключается, трудно, но приблизительная суть состоит в том, что с его помощью можно попытаться систематизировать «наиболее бредовые явления и состояния», поставить их под контроль разума и с помощью анализа решить, допускать или не допускать их в сферу искусства. Иными словами, покорить опасную болезнь и использовать ее как прививку, сублимируя в творчестве.
Однако не будем углубляться в дебри подсознательного, попытаемся исходить из принципа необходимого и достаточного, насколько нам позволяет объем повествования о жизни и творчестве нашего героя, имея в виду, что в темном лесу психоанализа, да еще в тумане, какого туда напускал Дали, нетрудно и заблудиться.
Остановимся лишь на самой сильной работе того периода под названием «Великий мастурбатор». Есть и другие переводы на русский: «Великий онанист» и «Великий рукоблуд». Так что если в текстах встретится любое из этих названий, можно быть уверенным, что речь идет об одном и том же.
На этом большом холсте (110x150) в композиции главенствует фантасмагорическая голова сновидца, уткнувшегося носом в песок, с прицепившимся к лицу кузнечиком, брюшко которого пожирают вездесущие муравьи. Страх перед кузнечиками, надо сказать, Дали не изжил и в зрелые годы – так, живя в Америке в поместье Каресс Кросби, он всегда пил кофе на крыльце дома, а не на лужайке, как все, боясь встречи с этим мерзким насекомым.
Из головы сновидца в правый верхний угол полотна, к нижней части мужского торса в обтянутых трусах с явно обозначенными мужскими гениталиями, вылезает женская голова; ее нос и губы максимально приближены к мужскому естеству. Намек на оральный секс, как полагает Гибсон? Похоже, но об этом мы уже говорили в предыдущей главе. Под присосавшимся к лицу сновидца кузнечиком – обнявшаяся пара. Можно предположить, что это Гала и Дали на пляже Кадакеса.
Сам Дали говорил, что очертания этой головы навеяны одним из уродливых камней мыса Креус, а женский образ пришел к нему из открытки, где девушка нюхает лилию. Она здесь изображена также в эротическом преломлении: к цветку, извиваясь, тянется приникший к шее женщины огромный язык или что-то с ним схожее. Сама же женщина с мухой на плече подобна сфинксу – на ее лице, равно как и на бедре мужчины, – трещины, словно это не до конца оживленные изваяния безумного современного Пигмалиона, причем совершенно непонятно, каменеют ли персонажи, переходя в состояние скульптуры, или, наоборот, оживают, сбрасывая с себя уже ненужную глиняную форму.
Скорее последнее. Эта картина написана вскоре после знакомства и бурного объяснения в любви с Галой и символизирует переход на новый рубеж, если можно так сказать, эротического мировоззрения художника. Он признавался, что здесь он отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу Дали не продал и не расстался с ней до конца жизни.
Итак, встреча с Галой стала поворотной в судьбе нашего героя. Приехав с обритой, в знак разрыва с семьей, головой в Париж из Кадакеса, он встретился не только с ней, своей воплощенной мечтой и вожделенным идеалом, но и с призраком своей славы. Имя Дали становилось известным в культурной столице Европы и как одного из создателей пользовавшегося огромным зрительским успехом «Андалузского пса», и как успевшего наделать изрядного шума своей выставкой живописца.
Сюрреалисты приняли его в свои ряды с распростертыми объятиями. Андре Бретон написал вступление к каталогу, где говорил, что «Дали раскрыл наши внутренние шлюзы» и его творчество «помогает нам понять то, что скрывается за оболочкой предметов, обостряет восприимчивость к подсознательному… таит в себе огромный заряд, открыто нацеленный на зло».
А зло в понимании сюрреалистов – это филистерское буржуазное общество. Но вот что любопытно: представители этого самого ненавистного класса охотно потребляют те культурные ценности, что производятся бунтарями. Картины Пикассо, Миро, Арпа, Эрнста, Маргритта, Дали, как и многих других, пополнили коллекции, можно сказать, столпов этого общества – магнатов, финансистов, богатых аристократов. Книги Элюара, Бретона, Арагона, Тзара и прочих оказались на полках их библиотек. Да и «Андалузского пса» они же сожрали. С потрохами. И надо прямо сказать, что без денег меценатов, таких как супруги де Ноай и им подобных, сюрреализм едва ли смог бы расцвести таким махровым цветом. В этом противоречии, как писал классик, между трудом и капиталом, сильные мира сего заняли верную позицию. Им вовсе не хотелось, чтобы красная заря на Востоке зажгла в Европе яростный полдень революции.
Сюрреалисты же действительно восторженно приветствовали социальное обновление в России и наивно полагали – во всяком случае, Бретон, – что возможно соединение сюрреализма и диалектического материализма. «Молодость и надежда мира» – вот как они называли коммунизм. Бретон и Арагон вступили в компартию Франции 6 января 1927 года, в день Богоявления. Позже членом ФКП станет и Пикассо. Другие же члены движения отвергали какую бы то ни было политическую завербованность как посягательство на индивидуальную свободу.
Молодой Дали влился в движение в непростое время раскола и поначалу фанатично сотрудничал с Бретоном, поставляя в его журнал статьи и прочие материалы и выступая с лекциями, в том числе и у себя на родине, в Барселоне. Одаренный оратор вдохновенно громил так называемые возвышенные чувства и пропагандировал лозунги сюрреалистической революции; среди них, помимо заезженных, вроде автоматического письма и власти случая, появился также и коммунизм, соседствующий почему-то рядом с африканским искусством, а Троцкий стоит рядом с маркизом де Садом, которого Дали называл «образцом нравственности, подобным бриллианту чистой воды».
И все же в теоретических работах Дали того времени уже начались разногласия с Бретоном. В частности, основатель сюрреализма и его верные соратники пытались высвободить на волю подсознание, дать ему анархический принцип, отсюда автоматическое письмо, запись сновидений и прочее. Дали же выступал за то, чтобы бессознательное было лишь объектом творца, было бы управляемо, отсюда вытекал и его параноидно-критический метод.
Конфликты стали возникать и на чисто идеологическом уровне. Сюрреализм конца 20-х годов был упрямо нацелен в сторону политики. Бунтари от искусства с надеждой и верой смотрели на Восток, где наконец-то торжествует свобода над руинами сломленного буржуазного строя. Наиболее ярым поклонником коммунизма был Луи Арагон, побывавший в России в 1930-м году на конгрессе революционных писателей. Его выступление с попытками внедрить идеи сюрреализма с его культом подсознательного в общий контекст пролетарской культуры одобрения не встретило, более того, он вынужден был заняться самокритикой и признать фрейдизм как идеалистическую идеологию, разновидность троцкизма.
Дали же продолжает, как в творчестве, так и в жизни, линию чистого сюрреализма: эпатаж, скандальные лекции и остроумные идеи вроде мыслительной машины – качающегося стула с кружками горячего молока. Арагон вообще недолюбливал Дали, его страшно раздражали эксцентричные выходки испанского художника, а уж идея мыслительной машины привела в ярость. Молоко, вопил он, надо отдавать голодным детям пролетариата. Дали на это заметил, что у него нет знакомых по имени Пролетариат.
На страницах «Сюрреализма на службе революции» в декабре 1931 года Дали помещает уже упоминавшееся сочинение «Мечты», где описывает свои детские онанистические опыты. Объектом является мифическая Дуллита, превращающаяся в реальную Хулию, приемную дочь Репито Пичота, в финале принимающая образ Галы.
Этот опус так возмутил руководителей французской компартии, что они вызвали на ковер членов партии Арагона, Садуля и других для дачи объяснений по поводу появления в их органе печати такого мерзопакостного текста и дали им серьезно понять, что такой сюрреализм несовместим с идеологией коммунистов.
Бретон, однако, продолжал отстаивать фрейдизм, и когда в «Юманите» появилась статья с выпадами против «псевдореволюционеров-сюрреалистов», обвинил ортодоксов в пуританизме и полном непонимании ценности того разрушительного вклада в дело революции, какой делают новаторы искусства своей эпатажной деятельностью.
Индивидуализм Дали крепчал, конечно, не без влияния Галы. Дали до Галы и после – разные люди. Его закомплексованность и робость словно куда-то спрятались. Он меняется и внешне: становится элегантен и респектабелен – выбрит, причесан, прекрасные костюмы с галстуками сменяют свитера и всякие балахоны, в которых он щеголял раньше. Вполне осваивается он и в высшем обществе, и если ведет себя там неординарно, так это только служит его популярности, он не только вторгается в мир богатых как экстравагантный художник, живущий на меценатские пожертвования, но и чувствует себя с ними на равных. Его идеалы и мировоззрение кристаллизуются в неколебимое, существовавшее с детства убеждение о своей избранности. Жить наверху – это его удел, и он добьется этого любой ценой.
В этом его поддерживает и Гала, также считавшая успех главным в жизни. Опасаясь, что склоки, скандалы и передряги, возникавшие в среде сюрреалистов из-за ее малыша Дали, смогут отразиться на имидже художника и вызовут ненужные толки среди элиты, она просит своего мужа Элюара улаживать подобные конфликты.
Но выходки Дали становятся просто нетерпимыми, да и его связи с сильными мира сего для многих возмутительны.
Чашу терпения сюрреалистов переполнили опасные и безответственные разговоры Дали о Гитлере, очередном его наваждении. Разумеется, он не испытывал симпатий к нацистам, их взгляды и политика его не прельщали, наш герой прекрасно понимал, что в случае победы Гитлера над Европой таким художникам, как он, место найдется разве что в крематории. Лидер нацистов интересовал Дали не как политик и демагог, а как человек с больной психикой, он видел в нем «законченного мазохиста, одержимого навязчивой идеей развязать войну, с тем, чтобы потом героически ее проиграть. В сущности, он задумал осуществить одну из тех немотивированных акций, которые так высоко котировались в нашей группе…»
Позже, в 1937 году, он напишет картину «Загадка Гитлера», где изобразит висящую на ветке телефонную трубку с изгрызенным микрофоном и падающей каплей из той части трубки, что прикладывается к уху. Капля вот-вот упадет в тарелку, где оборванная фотография Гитлера, фасолинки и летучая мышь. На ветке висит и зонтик Чемберлена. Это было гениальным предвидением художника краха нацизма.
Другая загадка – «Загадка Вильгельма Телля» – написана раньше, в 1933 году. Это огромный холст размером два на полтора метра, где в образе Вильгельма Телля – не кто иной, как вождь мирового пролетариата Ленин с гипертрофированной ягодицей, настолько большой и удлиненной, что ей потребовался, как подпорка, знаменитый далианский костыль. Еще раз вспоминаю, как изумила меня репродукция этой работы, когда я впервые увидел ее в юности (см. первую главу).
Сюрреалистов-коммунистов «Загадка Вильгельма Телля» не только изумила, но и возмутила настолько, что они решили ее уничтожить прямо на выставке в Гран-Палас, посвященной полувековому юбилею Салона независимых, где группа решила не выставляться, а Дали ослушался. К их досаде, картина висела так высоко, что ее было не снять.
Разъяренные всем этим, они выпустили 2 февраля 1934 года, в день открытия выставки, резолюцию, где заклеймили Дали как контрреволюционера и пособника фашизма. В резолюции значилось также предложение исключить строптивого художника из группы.
С этой целью на пятое число февраля было назначено судилище, куда виновник и подсудимый явился с термометром во рту и укутанный в теплую одежду – у него была ангина. Видок у него был клоунский, и при всей серьезности мероприятия многие, в том числе и Бретон, не могли удержаться от смеха, когда Дали то снимал с себя пальто и разматывал шарф, то вновь надевал и поминутно измерял себе температуру. В литературе о Дали часто приводится и один из курьезных моментов этого собрания. Дали сказал лидеру сюрреалистов: «Бретон, мне приснилось, что я имею вас в зад». На что тот серьезно ответил: «Я вам это не советую».
Разбирательство длилось долго, почти до утра. Какие обвинения выдвигались опальному художнику? Протокол тогдашнего заседания группы нам неизвестен, зато существует длиннющее письмо Бретона к Дали, написанное до судилища. В нем Бретон требовал от строптивца ответов на такие вопросы: почему Дали радуют неудачи друзей; почему он восхваляет академическое искусство и поносит современное, в то время как фашисты делают то же самое, и художники вынуждены эмигрировать из Германии, их искусство в Третьем рейхе признано дегенеративным и тому подобное. Были вопросы и о «Загадке Вильгельма Телля», и о слишком тесных контактах художника с так называемым «обществом». Дали ответил столь же пространно, на восьми страницах.
На первый вопрос он ответил, что и маркиз де Сад, его авторитет в области морали, советовал получать удовольствие от промахов друзей. А что касается академического искусства, то только с помощью классической техники можно передать сны, видения, грезы и прочие образы бессознательного, а протестует он не против всего современного искусства – ведь и он современник, как же он может протестовать против самого себя? Танги, Эрнст, де Кирико, Маргритт – это да, это наши, но Мондриан, Вламинк, Дерен, Шагал и Матисс раздражают его своим глупым интеллектуализмом, они не смыслят ничего ни в живописи, ни в сюрреализме и фрейдизме. А что касается его якобы увлечения фашизмом, то это чистейшее непонимание. Его картины и книги в нацистской Германии ждала бы такая же судьба, как и его немецких коллег, он отнюдь не поклонник гитлеризма, однако обязан, как художник и исследователь, копать и докапываться до сути фашизма.
Вероятно, то же самое он говорил и на собрании, во всяком случае, много лет спустя он пишет в «Дневнике одного гения», что тогда он убеждал собравшихся в праве художника на любой творческий эксперимент, а как сюрреалист, член движения, провозгласившего неограниченную свободу, вполне может считать себя свободным от какого бы то ни было «эстетического или морального принуждения». В конце концов, он имеет право «отрастить Ленину трехметровые ягодицы, приправить его портрет студнем из гитлеризма, а если потребуется, то и нафаршировать все это римским католицизмом. Каждый волен быть сам и давать возможность стать другим тем, чем им заблагорассудится, во всех своих проявлениях и отправлениях, кишечных расстройствах и фосфенных галлюцинациях – хоть моралистом, хоть аскетом, хоть педерастом или говноедом». Дали бил противников их же козырями.
И он еще раз убедился в том, насколько права была Гала, когда еще памятным летом 1929 года в Кадакесе советовала ему не лезть к сюрреалистам, так как среди них он будет испытывать все те же запреты и комплексы, что и в семье, – они такие же буржуа, как и его отец. Но тогда он свято верил в искренность программ и лозунгов сюрреализма и не внял ей.
Когда Дали после разрыва с семьей приехал в Париж, Гала встретила его как самого близкого и дорогого человека. Она приняла окончательное решение быть с ним, прозревая в нем того, кто утрет нос всем этим парижским знаменитостям, потому что был из того благодатного материала, из которого можно слепить великого человека. Она хотела того же от Поля Элюара, затем от Макса Эрнста, но эти люди не оправдали ее надежд, оказались более мелкого, что ли, масштаба, нежели Дали, – этот фейерверк идей, совершенно на первый взгляд безумных, но таивший в себе необычайно богатый потенциал. Помимо этого, он умел заражать своими идеями и окружающих, вокруг него, словно вокруг генератора, бились токи высокой частоты, и люди тянулись к нему, несмотря на его сверхманиакальную одержимость собственной персоной.
Вскоре после приезда Дали в Париж Гала утащила его на юг, на курорт Карриле-Руйе неподалеку от Марселя. Художником тогда владела, как наваждение, идея картины с человеком-невидимкой. Почему именно этот сюжет волновал в то время Дали? Хотел ли он спрятаться, исчезнуть, стать невидимым для всевидящего ока отца, предавшего его проклятью и анафеме? На уровне подсознания так оно могло и быть. Картину он так и не закончил, зато испытал все прелести плотской любви, в чем признавался в письмах к Бунюэлю, приступившему в то время к съемкам их общего детища, фильма «Золотой век».
Дали пишет своему другу не только о прелестях любви, он постоянно возвращается к сценарию, советует добавить то-то и то-то, снабжает рисунками придуманные сцены, предлагает новые повороты сюжета и даже – идею тактильного кинематографа, – если на экране появляется мех, зритель должен пальцами ощутить мех, если видит и слышит плеск воды, должен ощутить воду, и так далее. Идея остроумна, но до сих пор в массовом кино не востребована, в домашнем кинотеатре при наличии слуг или иных технических средств такое возможно, но все равно это пока утопия.
Сюда же приходят письма Гале от Элюара. Он не может поверить, что она уходит от него, и постоянно возвращается в письмах к ее божественному, созданному для любви телу, описывает все его соблазнительные части, в том числе самые интимные, признаваясь при этом, что онанировал, представляя себе ее.
Но Гала лишь изредка отвечает ему, да и то потому, что еще нуждается в нем, но выбор ее окончателен, у нее не осталось никаких сожалений, никакой ностальгии, она вся устремлена в будущее, действительно стала Градивой, идущей впереди. Да, «для женщины прошлого нет». Это из Бунина:
Мне крикнуть хотелось вослед:«Воротись, я сроднился с тобой!»Но для женщины прошлого нет:Разлюбила – и стал ей чужой.Что ж! Камин затоплю, буду пить…Хорошо бы собаку купить.
И пора, пора, дорогой читатель, посмотреть на Галу глазами ее избранника, гениального живописца Сальвадора Дали, писавшего ее бессчетное количество раз. Она была персонажем многих его произведений, являлась там в различных нарядах и образах, вплоть до Девы Марии и даже – Иисуса Христа. В 1978 году он напишет два почти совершенно идентичных холста (ради стереоскопического эффекта один холст нужно было смотреть левым глазом, а другой – правым), где Гала распята на расположенном параллельно земле, вознесенном в безмолвную высоту, кресте. Мы видим ее и обнаженной в бессмертном шедевре «Атомная Леда», достойном кисти мастеров высокого Возрождения, где художник возвысил до идеала красоту своей Богини и Вдохновительницы. Она является на его картинах то с омаром на голове, то с самолетом на кончике носа, то отраженной в зеркалах полуведуньей-полуведьмой, всезнающей и извлекающей словно бы свое всеведение из таинственного, сотворенного художником, волшебного Зазеркалья; то мы видим ее со спины в работе «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка, колонны, в небо и архитектуру», одном из лучших произведений мировой живописи в жанре обнаженней натуры.
Но особого внимания, дорогой читатель, заслуживает портрет жены художника, созданный в 1945 году и названный «Галарина», по созвучию с «Форнариной» Рафаэля. Портрет создан по канонам высокого Возрождения, и Дали говорил, что трудился над ним, как любимый им Вермер; целых полгода создавал он этот шедевр, проведя у мольберта в общей сложности пятьсот сорок часов.
Ничто здесь не отвлекает зрителя от образа – на Гале нет никаких украшений, кроме кольца и браслета, а одета она в золотистую атласную кофточку, левая грудь обнажена, но все внимание зрителя направлено на лицо и руки.
iknigi.net