Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского “Пушкин у моря” (“Прощание Пушкина с Чёрным морем”). Прощание пушкина с морем картина айвазовского


Прощание Пушкина с морем | Великие художники

08.06.2014

И. К. Айвазовский и И. Е. Репин «Прощание Пушкина с морем», 1887

Музей А.С. Пушкина, Cанкт-Петербург

Романтизм

Oдна из лучших картин на пушкинскую тему — «Прощание Пушкина с морем», над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.А. С. Пушкин «К МОРЮ»Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой.Как друга ропот заунывный,Как зов его в прощальный час,Твой грустный шум,твой шум призывныйУслышал я в последний раз.Моей души предел желанный!Как часто по брегам твоимБродил я тихий и туманный,Заветным умыслом томим!Как я любил твои отзывы,Глухие звуки, бездны глас,И тишину в вечерний час,И своенравные порывы!Смиренный парус рыбарей,Твоею прихотью хранимый,Скользит отважно средь зыбей:Но ты взыграл, неодолимый,—И стая тонет кораблей.Не удалось навек оставитьМне скучный, неподвижный брег,Тебя восторгами поздравитьИ по хребтам твоим направитьМой поэтический побег.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник.Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

Похожие Записи

greatartists.ru

айвазовский прощание пушкина с морем



Прощание пушкина с морем айвазовский

В разделе Домашние задания на вопрос Описание картины Айвазовский и Репин. Прощание Пушкина с Черным морем! заданный автором Алина Рейзвиг лучший ответ это Из рассказа И. B. Долгополова.Когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса "в люди" — работать в кофейне у грека Александра.Кофейня.. . Горький чад кухни. Дым. Гул голосов и бесконечная цепь серых, нудных будней. Суета, тычки.. .И вот однажды один из посетителей кофейни стал читать стихи Пушкина, посвященные гибели Байрона в Греции в боях за освобождение страны от иноземного ига, и вмиг перед глазами десятилетнего паренька предстала набережная Феодосии. Тихий, тихий вечер — и встреча.Он вдруг вспомнил светлые, лучистые глаза смуглого, курчавого молодого человека, которого увидел во время приезда туда брига с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Фамилия юноши с огненными глазами, так запомнившимися маленькому Онику, была Пушкин. Лишь через ряд лет судьба сведет их снова, уже в столице Санкт-Петербурге, на выставке картин молодого художника Ивана Гайвазовского.. .На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.Картина Прощание А. С. Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему.В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.Александр Сергеевич Пушкин.К морю1824.Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой.Как друга ропот заунывный,Как зов его в прощальный час,Твой грустный шум, твой шум призывныйУслышал я в последний раз.Моей души предел желанный!Как часто по брегам твоимБродил я тихий и туманный,Заветным умыслом томим!Как я любил твои отзывы,Глухие звуки, бездны гласИ тишину в вечерний час,И своенравные порывы!Смиренный парус рыбарей,Твоею прихотью хранимый,Скользит отважно средь зыбей:Но ты взыграл, неодолимый,И стая тонет кораблей.Не удалось навек оставитьМне скучный, неподвижный брег,Тебя восторгами поздравитьИ по хребтам твоим направитьМой поэтической побег!Ты ждал, ты звал.. . я был окован;Вотще рвалась душа моя:Могучей страстью очарован,У берегов остался я.. .О чем жалеть? Куда бы нынеЯ путь беспечный устремил?Один предмет в твоей пустынеМою бы душу поразил.Одна скала, гробница славы.. .Там погружались в хладный сонВоспоминанья величавы:Там угасал Наполеон.Там он почил среди мучений.И вслед за ним, как бури шум,Другой от нас умчался гений,Другой властитель наших дум.Исчез, оплаканный свободой,Оставя миру свой венец.Шуми, взволнуйся непогодой:Он был, о море, твой певец.Твой образ был на нем означен,Он духом создан был твоим:Как ты, могущ, глубок и мрачен,Как ты, ничем неукротим.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Описание картины Айвазовский и Репин. Прощание Пушкина с Черным морем!

Ответ от Брис[гуру]На картине изображён Пушкин, прощающейся с морем. Пушкин, как всегда, вдохновенный. Он одет в плащ и этот плащ развивается на ветру. В своих произведениях Пушкин часто описывал море, он любил его и хорошо знал.""Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы,И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы. "

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Прощание Пушкина с Черным морем. Описание картины Айвазовского и Репина

Иван Айвазовский и Илья Репин. Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Центральный Пушкинский Музей. Пушкин, Россия.

Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование «свободной стихии», как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский.Из рассказа И.B. Долгополова.

Когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса «в люди» — работать в кофейне у грека Александра.

Кофейня... Горький чад кухни. Дым. Гул голосов и бесконечная цепь серых, нудных будней. Суета, тычки...

И вот однажды один из посетителей кофейни стал читать стихи Пушкина, посвященные гибели Байрона в Греции в боях за освобождение страны от иноземного ига, и вмиг перед глазами десятилетнего паренька предстала набережная Феодосии. Тихий, тихий вечер — и встреча.

Он вдруг вспомнил светлые, лучистые глаза смуглого, курчавого молодого человека, которого увидел во время приезда туда брига с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Фамилия юноши с огненными глазами, так запомнившимися маленькому Онику, была Пушкин. Лишь через ряд лет судьба сведет их снова, уже в столице Санкт-Петербурге, на выставке картин молодого художника Ивана Гайвазовского...

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему.

В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.

Источник: http://www.tanais.info/art/aivazovsky26more.html 

/p

Похожие записи

design-kmv.ru

Картина Айвазовского Прощание Пушкина с морем

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном  холсте.

Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник - армянин XIX века Ованнес Айвазян. Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и , будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски , учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.

Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург , получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством. На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского “Пушкин у моря” (“Прощание Пушкина с Чёрным морем”)

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина “Пушкин у моря” иначе “Прощание Пушкина с Чёрным мо­рем”, созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал “из животрепещущей жизни”. Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.

Пожалуй, самая известная его работа — картина “Бурлаки на Волге”, ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (та­ких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­дённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был ещё студентом Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся.

В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.

На картине “Прощание Пушкина с Чёрным морем” пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина “Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года” стала одной из известнейших работ Репина.

Совместная работа Айвазовского и Репина, без­условно, перекликается со стихотворением Пушкина “К морю”:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссыл­ки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изоб­ражён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой ве­ликана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполнен­ным в серых и белёсых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Пра­вая рука отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдох­новенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выпол­нены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечива­ет розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выпи­саны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подоб­ные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смер­ти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

Глоссарий:

– сочинение по картине пушкин у моря

– пушкин у моря сочинение по картине

– сочинение пушкин у моря

– сочинение по картине репина и айвазовского пушкин у моря

– сочинение по картине репина пушкин у моря

.

ege-essay.ru

Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)

Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным мо­рем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.

Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (та­ких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­дённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был ещё студентом Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.

На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.

Совместная работа Айвазовского и Репина, без­условно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссыл­ки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изоб­ражён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой ве­ликана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполнен­ным в серых и белёсых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Пра­вая рука отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдох­новенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выпол­нены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечива­ет розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выпи­саны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подоб­ные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смер­ти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

На этой странице искали :
  • сочинение по картине пушкин у моря
  • пушкин у моря сочинение по картине
  • сочинение пушкин у моря
  • сочинение по картине репина и айвазовского пушкин у моря
  • пушкин у моря сочинение

vsesochineniya.ru

Урок з російської мови "Подготовка к описанию картины И. Репина, И. Айвазовского "Прощание А.С. Пушкина с морем"

Тема. Подготовка к написанию сочинения по картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощание А.С. Пушкина с морем».

Цель: познакомить учащихся с историей создания картины, соотнести эпизоды творчества Айвазовского и Репина с личностью А.С. Пушкина, раскрыть символику моря при помощи изобразительно – выразительных средств; развивать воображение, мышление, устную и письменную речь, совершенствовать умение работать с картиной, выразительного чтения, воспитывать любовь к искусству , литературе, интерес к творчеству А.С. Пушкина, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, И.К. Айвазовского, И. Е. Репина, репродукция картины «Прощай, свободная стихия», репродукции других картин художников, запись «Звуки моря», музыкальное вступление «Окиян – море синее» Римского – Корсакова к опере «Садко», презентация, книги с репродукциями картин художников.

Ход урока.

Пушкин наше всё… солнце русской поэзии

В.Г. Белинский,

русский литературный критик

Чтобы озарять сетом других, нужно носить солнце в себе

Ромен Роллан,

французский писатель

1.Слово учителя с элементами беседы ( Я и краски)

Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.

Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.

Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.

Предлагаю вам, ребята, провести необычный урок. Совершить виртуальную экскурсию в картинную галерею, ближе познакомиться с живописцами , с творчеством великих мастеров кисти – Айвазовского, Репина, ёще раз окунутся в таинственный мир пушкинской души.

Приём чистый лист.( Подбор синонимов. Прямое и переносное значение слова)

  • Ребята, что у меня в руке? ( много чистых листов) Правда, они вдохновляют?

  • А что это?

  • Какой он?

Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием « чистый лист»

  • Чистый.

  • А -4

  • Прямоугольной формы,

  • Не исписанный

  • Бумажный

  • Шершавый

  • Первозданный

  • Незапятнанный

  • Безукоризненный

  • Безупречный

  • Гармоничный

  • Совершенный

  • С какими существительными может употреблятся прилагательное чистый ( взгяд, душа, совесть..

- А вот это чистый лист ( мну лист)

Читстый. Только что?

Он стал ненужным, мятый

А в нашем воображении всё равно, слово чистый лист ассоциируется с какими словами

  • Ровным

  • Гладким

А то какой лист ( рву пополам)

- А это чистый лист ( цветной)

Да, но только он синий

И сегодня на уроку я предлагаю заполнить свои пустые листы так, чтобы они превратились в копилку интересных идей.

Представим, что это билеты в картинную галерею.

И первое, что мы запишем - дату нашего с вами путешествия.

( число, классная работа, эпиграф к уроку.

Словарный диктант - наблюдение.

У: Илья Ефимович Репин, Чугуев, художник – портретист, Харьковская губерния, топографическая школа, Академия художеств, картина «Бурлаки на Волге», лицейский экзамен, Иван Константинович Айвазовский, Феодосия, терраса, цветовая гамма, этюд «Воздух над морем»,художник – маринист, цикл картин, серебряная медаль, военно – морской поход, Главный штаб, адмиралтейский мундир, Чёрное море.

Учитель. Многие великие люди пытались разгадать феномен личности Пушкина. Репин и Айвазовский не исключение. Каждый из них в своём творчестве обращался к образу великого поэта.. давайте вспомним некоторые моменты жизни и творческого пути этих художников.

Приём: индивидуальное сообщение подготовленных учеников и просмотр видеоряда

Работа в группах:

1. Репин

2. Айвазовский

3. Пушкин + Художники

Группа№1 И.Е.Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церкви. Будучи учеником Репин сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги он поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в рисовальную школу.

В 1864 году, когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он пишет картину, которая принесла ему известность, «Бурлаки на Волге». В 1873 году Репин закончил Академию и как лучший ученик получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и Италию.

Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Поэтому он создаёт жанровые картины, пишет портреты. Особенно его привлекают люди, оставившие заметный след в истории. Пушкина Репин запечатлел на лицейском экзамене, где действительно решилась его поэтическая судьба.

Видеоролик «Репин»

Группа №2

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Дом Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы дома открывалась панорама на плавную дугу феодосийского залива. Здесь дрейфовали и рыбацкие фелюги, и огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота.

В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств – в пейзажный класс. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль, а в 1837 – золотая медаль за цикл картин.

А 1839 году художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. После поездки за границу с целью совершенствования таланта Айвазовскому поручен «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты на Балтийском море, за что ему было присуждено почётное звание художника Главного штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

Айвазовский – художник- маринист, романтик и в создании величественных морских пейзажей, и в изображении морских баталий. Он обладал поэтическим складом мышления, ярким воображением, даром импровизации. О себе художник писал: «…Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём кистью…».

Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создаёт более 20 картин, на которых поэт изображён на фоне Чёрного моря.

Видеоролик «Айвазовский с 1.20 по 2.26)

Учитель: Как же появилась совместная работа Айвазовского и Репина. Обратимся к истории создания картины.

- В 1887 году появилась картина «Прощай, свободная стихия». Давайте внимательно всмотримся в картину, постараемся увидеть и услышать то, что видел и слышал великий поэт, попробуем пережить те чувства, которые испытал Пушкин, прощаясь с морем.

Группа №3

В этом нам поможет элегия «К морю» и увертюра Римского – Корсакова «Садко» Океан.

Учитель:

- Давайте подберём антонимы к словам

Штиль – шторм

Волна – рябь

Берег – море

Спокойный – взволнованный

Юг – север

Морская гладь – небесная высь

- Какими бы красками вы нарисовали море в момент бури, шторма?

- Каким вы представляете море в штиль?

Учитель: Предлагаю сейчас самостоятельно осмотреть выставочные залы нашего музея и выполнить работу по карточках.

Работа в группах по карточкам

Задание ( для 1 группы)

Определите правильное значение слов:

1. Маринист - а) область пейзажной живописи

2. Марины - б) художник, пишущий морские пейзажи

3. Мариниана - в) пейзажи водных пространств

Ответ: 1-б; 2-в; 3-а.

 

Задание (для 2 группы)

Восстановите предложения. Объясните постановку знаков препинания

На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и __________, а бушующим.

Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а ___________. Волны грозно ______________ на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.

Взгляд Пушкина обращен к _________, в нем грусть , сожаление, обещение помнить вечно. Это, действительно, последняя их встреча. Пушкин стоит на _______у самой воды. Лицо поэта _____ и ______. Он ,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может, читает ему свои стихи: «Прощай, ______________»

На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим.

Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а темные. Волны грозно наваливаются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.

Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем грусть, сожаление, обещение помнить вечно. Это действительно последняя их встреча. Пушкин стоит на скале у самой воды. Лицо поэта светло и спокойно. Он,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может, читает ему свои стихи: «Прощай, свободная стихия!....»

Задание (для 3 группы)

Творческое задание:

Написать сенкан ( нарисовать рисунок)

Схема

  1. Тема (1. Существительное) Мама

  2. Слова- характеристика ( 2 прилагательных) Родная, милая

3 Глагол ( что делает?) Любит, ждёт, прощает

4. Предложение ( Идея) Забота о близьких – ее смысл

  1. Синоним к теме ( 1. Существительное) Берегиня

Учитель. Каждый из вас получил своё впечатление от картины «Прощай, свободная стихия», ставшей шедевром творчества двух великих художников

Владимир Набоков выразил его так: «Плащ, скала, морская пена…»

Давайте, запишем первую строфу стихотворения «К морю»

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Задание:

- найдите обращения в тексте

- Найдите грамматические основы в этом четверостишье

- Найдите прилагательные . какую роль они выполняют в художественном тексте ( эпитеты)

- Объясните правописание слов «катишь», «блещешь»

(Приём беседа)

Учитель:

- сюжет картины (то, что изображено на полотне)

- композиция картины (Это то, как расположены детали на картине: море, небо, скалы, Пушкин)

- Какой момент запечатлён на картине ( Южная ссылка, её завершение, отъезд в Михайловское)

- Колорит (цветовая гамма: от светло – зелёных тонов до чёрного

- Как они соотносятся по размерам

- Почему нет на картине изображения земли

Метод «Плейбек – театра»

Подобрать эпитеты

Море - гордая краса, «свободная стихия», своенравное, бушующее,

Небо -

Скалы -

Пушкин – бодр, душевно спокоен, пронзительный взгляд, сосредоточен, жизнерадостен

Стихия – состояние природы разрушающей силы

Настроение - волнение

Время года – лето 8 июля 1824 сослан в Михайловское в родовое имение Пушкиных

Символы - ( море) свобода, вечность, независимость

Приблизительный план

І. Пушкинские мотивы в произведениях великих художников

ІІ. Пушкин на картине И.Е.Репина , И. К. Айвазовского

а) История создания полотна.

б) Эпизод из биографии поэта, соответствующий этой картине.

в) Действующие лица картины.

г) Прощальная встреча.

д) Морской пейзаж.

е)Настроения, чувства, воплощенные в картине.

ё) Смысл названия

ІІІ. Мое отношение к картине, образу великого поэта, изображённого мастерами живописи.

Учитель: Живописцы изображали Пушкина с рождения и до последнего вздоха

Видеоролик «Пушкин в живописи художников»

Таблица ( Броуновское движение)

3.Дата создания

1887. Создана в год 50 – летия со дня гибели поэта

3.Авторы полотна

И.Е. Репин, К. И. Айвазовский

3.Жанр картины

Пейзаж

Самостоятельная работа

(Написание вступления к сочинению

Учитель. Мы сегодня посетили музей в Петербурге, где хранится картина двух гениев живописи – Репина и Айвазовского. Эта встреча с картиной помогла нам познакомились с историей её создания, местом образа Пушкина в творчестве Айвазовского и Репина. При помощи методики Плейбек – театра. Приёма «жили – были» запомнили деталиполотна. Мы обсудили вступительную часть к сочинению и основные микротемы основной части, составили приблизительный план. Но любой план – это только помощник, а не руководство к действию – вы имеете право на полную свободу творчества.

Посмотрите на свой лист, остался он таким же чистым как в начале урока?

Микрофон:

Продолжите предложение:

1. Я узнал…

2. Я был удивлён …

3. Картина «Прощание Пушкина с морем» меня вдохновила …

Учитель: Я желаю, чтобы вы, вступив во взрослую жизнь, на своём чистом листе жизни создали шедевр о Любви к Родине, Семье, Верности, Дружбе, Мире .

Домашнее задание. Написать сочинение, используя план и знания, полученные на уроке

У.И чтобы не нарушать стилистику нашего урока

Наша экскурсия закончилась. Жду встречи с Пушкиным на уроках зарубежной литературы.

 

infourok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта