Иван Айвазовский – интересные факты. Айвазовский картина взрыв турецкого корабля айвазовский
Иван Айвазовский – интересные факты: ak_su
Правнук турецкоподданного
Настоящее имя Ивана Айвазовского – Ованнес Айвазян. Родился он в 1817 году в армянской семье: купца-отца звали Геворк, мать – Рипсиме. Отец нашел армянскую жену в Феодосии, и в этом браке родились три дочери и двое сыновей. Семейное предание гласило и о турках в этой родословной. Якобы прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и в детстве был спасён от верной смерти при взятии в 1696 году русскими войсками Азова усыновившим и крестившим его армянским солдатом. В XVIII веке предки Айвазовского переселились из Армении в Галицию, а после переезда в Феодосию отец художника Геворк Айвазян стал Константином Гайвазовским. До 40-х годов живописец подписывал свои полотна сокращенным вариантом фамилии «Гай», а Иваном Константиновичем Айвазовским он стал в 1841 году.
Брат монаха и владыки
Самый знаменитый русский художник армянского происхождения – брат архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского (при рождении – Саргис, Габриэл – в монашестве).
Талантлив во всем
Айвазовский был не только хорошим художником, но и музыкантом – он с детства играл на скрипке и всегда музицировал в кругу друзей. Однажды исполненные Айвазовским татарские наигрыши услышал побывавший у художника в гостях композитор Михаил Глинка. Мелодии ему так запали в душу, что он включил фрагмент домашнего выступления Айвазовского в оперу «Руслан и Людмила».
Не писал с натуры
Слухи о том, что известный маринист не видел моря – неправда. Он родился у моря и с детства считал его родной стихией. Потому и начал рисовать море по памяти, что скучал по дому в гимназии. Эта привычка осталась навсегда – художник писал морские сюжеты в мастерской. «Нельзя нарисовать с натуры всплески волн, величие глубины и красоту безбрежности», - говорил он.
Превзошел учителей
После уездного училища в Феодосии и симферопольской гимназии Айвазовский учился за казённый счёт в петербургской Императорской Академии художеств – сперва в пейзажном классе, затем в батальном. Будучи помощником у модного французского мариниста Филиппа Таннера, ученик не имел права работать на себя. Когда Айвазовский условие нарушил и послал свои работы на выставку, наставник отказал ему в дальнейшем сотрудничестве и отозвал работы с выставки. Так Айвазовский попал в класс военной живописи, научившись у профессора Александра Зауервейда приемам изображения батальных сцен. Уже через несколько месяцев ученику вручили за картину «Штиль» Большую золотую медаль Академии художеств, разрешили два года практиковаться самостоятельно в Крыму, а потом отправили на шесть лет в заграничную командировку (Италия, Голландия, Англия, Франция, Португалия, Испания, Швейцария и пр.), из которой художник вернулся в возрасте 27 лет.
Адрес – Феодосия
Путешествовать он будет всю жизнь: много раз объездит Европу, неоднократно посетит Константинополь, Кавказ, Египет, а в 75 лет (в 1892 году) побывает с женой в США и напишет «Ниагарский водопад». Ездил Айвазовский и по России, несколько раз в году отлучался в Петербург, но своим домом считал Крым. «Мой адрес – всегда в Феодосии», - писал художник Павлу Третьякову.
Заевшийся архиерей
Иван Константинович не бедствовал – в отличие от других художников, он был оценен при жизни. Кроме имения в селе Шейх-Мамай, у Айвазовского был особняк на городской набережной в Феодосии и собственный дом в Судаке.
Навещавший Ивана Айвазовского Антон Чехов называл его имение «роскошным» и «несколько сказочным», а хозяина характеризовал так: «Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?».
Ближе к нации
Первая супруга Юлия Гревс (англичанка, дочь находившегося на русской службе штабс-доктора) ушла от мужа из-за его нежелания жить в столице. Второй женой живописца стала армянка Анна Саркисова-Бурназян, которая была на 40 лет моложе мужа. Тем не менее, для нее этот брак не был первым: с Айвазовским она познакомилась на похоронах своего первого супруга. Через год молодая и красивая купеческая вдова вышла замуж за известного и богатого художника. Айвазовский говорил, что эта женитьба сблизила его с родной нацией. Анна Никитична умерла во время немецкой оккупации Крыма, пережив мужа на 44 года.
На благо людей
На средства и по инициативе знаменитого земляка в родном городе построили школу искусств, галерею, концертный зал, музей, водопровод, железнодорожное полотно и крупнейший на полуострове торговый порт.
Напоил город
В 1886-87 году Феодосия страдала от засухи, и Айвазовский обратился к городской думе с предложением напоить город из принадлежащего ему Субашского источника. Так вода из частного имения художника Шах-Мамай (Старый Крым) пришла по трубам в Феодосию. «Дарю родному городу в вечную собственность 50 тысяч ведер чистой воды в сутки», - заявил Айвазовский и спроектировал фонтан с питьевой водой у набережной (копия фонтана в восточном стиле в Константинополе), из которого можно было брать воду бесплатно.
Рисовал за еду
Но бывало, что меценат и коллекционер… работал за еду! В Венеции к нему как-то подошел владелец колбасной фабрики и попросил написать картину по «бартеру». Художник оригинальному предложению удивился, но с улыбкой согласился выполнить заказ за колбасу.
Творческий подход
Состоятельный Айвазовский не был светским человеком – он больше любил кисть и краски, чем визиты и «присутствия». Время художник предпочитал проводить в кругу семьи. Но когда ему приходилось устраивать прием, он удивлял гостей креативным подходом. Угощениям давал названия собственных картин: салат «Капри», пирожки «Гавань», уха «Чёрное море», соус «Азовское море», мороженое «Северное море», пунш «Везувий», шампанское «От штиля к урагану» и т. д. К застолью художник готовился заранее: менял бутылочные этикетки на собственные этюды, изображавшие морскую стихию.
Не только море
Иван Константинович писал не только морские пейзажи и сражения. На его полотнах – прибрежные города и бескрайние степи, исторические и библейские темы. Есть даже портреты, но только людей из близкого окружения (не считал себя хорошим портретистом): бабушки, брата, родителей супруги, градоначальника Феодосии Казначеева, флотоводца Лазарева и генерала Лорис-Меликова. А еще член Одесского общества истории и древностей увлекался археологией, руководил раскопками 90 курганов и занимался охраной памятников Крыма.
Адмирал в живописи
В 1864 году Айвазовскому пожаловали потомственное дворянство. Он был награждён десятком орденов и имел чин II класса табели о рангах (действительный тайный советник), соответствовавший званию адмирала.
Первый в Лувре
Это первый русский художник, чьи работы попали в Лувр. Их автор удостоился золотой медали Академии художеств в Париже, почетным членом которой являлся. Иван Айвазовский также был почетным членом Академий в Риме и Флоренции, Амстердаме и Штутгарте. А в России живописец Главного Морского штаба был избран академиком и почетным членом Императорской Академии художеств.
Принес хаос в Ватикан
Об Айвазовском в шутку говорили, что он принес хаос в Ватикан. За этим стоит такая история. Когда Папа Римский Григорий XVI увидел полотно мастера «Хаос. Сотворение мира», то захотел его купить. Картину вывесили в Ватикане, и писатель Гоголь по этому поводу сказал: «Пришел в Рим наш человек, и теперь Хаос в Ватикане». Картину Айвазовского на ту же тему и с тем же названием можно увидеть в Венеции – это музейный экспонат на острове Святого Лазаря. Там Айвазовский навещал жившего в монастыре брата и подарил монахам одну из работ с библейским сюжетом.
Повторение – исправление
Критики упрекали мариниста в повторяемости сюжетов, на что он отвечал, что повторяет темы специально – чтобы исправить недостатки предыдущих картин. А император Николай I на это заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною».
Лидер по подделкам
За жизнь живописец написал свыше 6000 картин и показал их на 125 персональных выставках в России и за рубежом. Он был так популярен, что предприимчивые коллеги выдавали свои подражательства за его работы. Например, после отъезда художника из Италии в римских салонах появилось множество подделок с морскими пейзажами.
Любимец грабителей
Полотна Айвазовского похищали из музеев и частных собраний много раз. Что-то удалось вернуть, что-то нет. Если краденые картины обнаруживали на престижных аукционах, их снимали с продажи.
До и после жизни
В 1884 году Айвазовского накрыл шторм в Бискайском заливе, и газеты сообщили о его гибели. Предприимчивый галерейщик тут же разбогател на продаже картин художника – их раскупили по самой высокой цене. Позже продавец признавался автору полотен, что обрадовался его смерти, поскольку хорошо на этом не подтвердившемся факте «поднялся». Спустя годы работы великого мариниста оценивались всё дороже. В 2012 году полотно Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» было продано на аукционе Sotheby’s за $5,2 млн. Это самое дорогое произведение живописца.
Усыновил внука
В первом браке у художника родились четыре дочери, которые подарили ему десятерых внуков. Но художнику не давал покоя тот факт, что судьба не осчастливила его наследником-сыном. «Желая сохранить род Айвазовских, осмелюсь просить дать мою фамилию, с гербом и достоинствами дворянского рода, усыновленному мной внуку – сыну старшей дочери Елены Александру Латри», – писал художник в конце жизни императору Николаю II. Ответа от государя Айвазовский не дождался – вскоре он скончался. Но прошение было удовлетворено. Сегодня фамилию знаменитого живописца носит его внук Михаил Айвазовский. Унаследовал он и дедушкин талант. Как и другие внуки – все они художники.
Напоследок взорвал корабль
Последняя картина Ивана Константиновича называется «Взрыв турецкого корабля». Ее маринист и баталист написал в последний день жизни – 19 апреля (по новому стилю – 2 мая) 1900 года. С утра он сидел за мольбертом в мастерской в Феодосии, спеша реализовать давнее намерение – изобразить освободительную борьбу греческих повстанцев против турков. В центре полотна художник нарисовал объятый огнем и дымом корабль, но завершить сюжет не успел – ночью сердце 82-летнего Ивана Айвазовского остановилось.
По завещанию могила художника находится во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса в центре Феодосии.
© Вячеслав Капрельянц, 2017
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
ak-su.livejournal.com
Иван Айвазовский | HayasaNews
Иван Айвазовский
Иван Айвазовский (1817–1900) – известнейший художник-маринист армянского происхождения. Имя Ованеса (Ивана) Айвазовского известно всему миру, людям разных возрастов. Айвазовский – один из самых дорогих художников, чьи картины продаются на аукционах за миллионы долларов США.
Ованес Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских 17 (29) июля 1817 года. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию.
Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор — Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Этот остров примечателен тем, что там с 1717 г. находилась конгрегация армян-католиков, основанная Мхитаром Себастийским.
Айвазовский долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.
Осенью 1844 года он вернулся в Россию.
В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.
Карьера Ивана Константиновича была блестящей. Айвазовского наградили многими орденами и даже присвоили звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
С 1845 Айвазовский переехал в Феодосию, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров региона, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.
Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
hayasanews.com
Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретно-Жанровое...
Вся живопись Айвазовского - здесь "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци.Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Великий художник!Прости меня за ошибку мою,когда я принял за действительность картину твою,но настолько очаровательна работа твоя,что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,что тебя вдохновляет гений.(Стихотворная обработка дословного перевода с английского:Иосэф Меерович,Израиль) Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию.Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».Видео: Биография
На смерть Александра III. 1894. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. УкраинаПортрет бабушкиaivazovsky-with-friends-1893Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана. 1862 Автопортрет 1874Портрет Лорис-Меликова. 1888 Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1896 Портрет И.Х. Лазарева. 1851Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848 Автопортрет 1892
Последние дни жизни.
Могила И. К. Айвазовского около армянской церкови Сурб-Саркис, Феодосия, КрымХудожник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Интересные факты:В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов."22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал."Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.byron-visiting-mhitarists-on-island-of-st-lazarus-in-venice-1899russian-squadron-on-the-raid-of-sevastopol-1846.chumaks-leisure-1885winter-scene-in-little-russia-1868ox-cart-crossing-a-flooded-plain-1897chumaks-in-little-russiatravel-of-poseidon-by-sea-1894Потоп 1864dejection-of-noah-from-mountain-ararat-1889Предательство Иуды. 1834the-ruins-of-pompeii-1889the-wedding-of-the-poet-in-ancient-greece-1886passage-of-the-jews-through-the-red-sea-1891little-russian-ox-cart-in-winter-1866jesus-walks-on-water-1888explosion-of-arkadion-monastery-on-crete-in-1866-1867coffee-house-by-the-ortaköy-mosque-in-constantinople-1846boat-ride-by-kumkapi-in-constantinople-1846Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)Клятва перед Аварайской битвойjesus-walks-on-water-1888shipwreck-of-lefort-1858.Биографию можно почитать - здесь: Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) | "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци. ПортретноЖанровое. (часть-1)
s30556663155.mirtesen.ru
Иван Айвазовский
От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении. Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива и северо-крымские степи с древними курганами. Детство проходило в обстановке, будившей его Ѳоображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы — боевые корабли Черноморского флота.Среди них был, конечно, и бриг «Меркурий», слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах.
В 1837 г. за две новые работы («Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте») он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.1840-44 гг. Айвазовский в качестве заграничного пенсионера Академии Художеств провел в Италии, а также посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию; плодотворно трудился, экспонировал свои работы и повсюду имел успех. После возвращения получил звание академика Академии Художеств и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз путешествовал он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в Америку.
В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии новую просторную мастерскую, где в основном и работал. С натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны.
Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого «Девятого вала» (1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или «Черного моря» (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность.
Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа - умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м - картинную галерею.
В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.
Свою вторую жену, Анну Никитичну Саркисову, Айвазовский увидел на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии Художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.
Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. В последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского: Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.Искусство И. К. Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»
armenia-g.blogspot.com
Айвазовский Иван (Гайвазян Оганес) - Разговоры в кают-компании : Messroom Talks
Расскажу пару слов о моем любимейшем, с детства, надо признать художнике - Иване Константиновиче Айвазовском. Много интересного в его судьбе, как и в творчестве.Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Его отец Константин (Геворг) после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию, знал несколько языков.
Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье разорившегося, как известно, купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».
Портрет И.К.Айвaзовского, работы Тыранова А.В. 1841 г. Маэстро моря всего 24 года.
Об Айвазовском много писали современники. Они пространно изображали счастливую жизнь, шумную славу художника, его огромное трудолюбие и исключительную плодотворность. Сам же художник показывался ведущим уединенный образ жизни, ушедшим целиком в созерцание морской стихии. Все так, но и он не избежал первого и второго браков... так же как и многих интересностей Судьбы.
Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".
В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.
Вторая жена — Анна Никитична Саркизова.Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Большего романтиа, надо признать, у нас больше не было! В сердцах же земляком он остался как человек, видящий и чувствующий проблемы простого народа, простого мужика.
Дом Айвазовских в Феодосии. 1902 г.
До сих пор в Феодосии живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.
Дом-музей И.Айвазовского в Феодосии сегодня.
При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 - зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.
Вид Одессы с моря. 1865 г.
В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.
Штиль на море. 1876 г.
В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...".
Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Прости меня, великий художник, если я ошибся,Приняв твою картину за действительностьНо работа твоя очаровала меня,И восторг овладел мною.Искусство твое высоко и монументально,Потому что тебя вдохновляет гений.(дословный перевод)
Буря. 1857 г.
В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.
Итальянское побережье, весер. 1858 г.
В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн". Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.
Девытый вал. 1850 г.
Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.
Черное море. 1881 г.
В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".
Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».
Фонтан И.К. Айвазовского сегодня. Феодосия
Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра". За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно.
Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".
Среди волн. 1898 г.
До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.
Спокойное море. 1863
Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран
Айвазовский И.К. Портрет работы Лорис-Меликова. 1888 г.
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.
Взрыв турецкого корабля. 1900... Последняя, неоконченная картина И.К.Айвазовского.
Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Морской залив. 1900 г.
Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.
Могила И.К.Айвазовского. Феодосия
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:
«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»...
Вот это - живопись! Вот это - Жизнь певца моря! Вот это - пример для поколений! а не... современное искусство, извините!
ru-ocean.livejournal.com