Самая загадочная работа Айвазовского — впервые на телеэкране. Айвазовский на смерть александра 3 картина


В галерее Айвазовского прячут картины от посетителей и не пускают в туалет (фото, видео)

 

…Лично я добиралась до Феодосии 3,5 часа на своем транспорте, а вот мои друзья преодолели более тысячи километров из столицы нашей родины. Маршрут они тщательно разработали перед поездкой, продумав все до мельчайших деталей. Первым объектом для ознакомления была Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского. Все мы помним о том, что там хранится бесценная, на мой взгляд, уникальная мистическая картина И.К.Айвазовского «На смерть Александра III».

Художник передал мистические образы ночной набережной, Петропавловской крепости, светящийся в небе крест… То, что изображено на картине можно смотреть под разными углами зрения: с одной стороны-скорбящая вдова, с другой-смеющийся мужчина. Вот уже много лет те, кто увидел это полотно находятся под впечатлением и делятся своими эмоциями с друзьями и знакомыми. Нам не повезло: эксклюзивная выставка одной картины «На смерть Александра III» нам обошлась бы в 3000 рублей. Так сказали в кассе.

Вспомнились слова из завещания великого мастера кисти: «..Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу..». Таким образом, в фондах галереи сегодня насчитывается более 400 полотен мариниста, но не все «простые смертные» могут их

созерцать. Неправильно истолковали слова художника наши современники.

 

 

Купив билеты в картинную галерею за 300 рублей с человека (согласитесь, не малая сумма), мы поинтересовались, будет ли экскурсовод. Ответ был отрицательным, про аудиогида, который познакомил бы нас с экспозицией, в музее почему-то тоже не знают. На этом наши злоключения не закончились. Оказалось, что в галерее нет туалета. Возмущенных посетителей работники музея посылают на набережную, дескать, ищите там. Неприятные открытия продолжились с осмотром второго корпуса: там почему-то нам предложили картины других авторов, каким-то образом имеющих отношение к великому мастеру и к его эпохе.

И тут мы снова вышли из терпения: позвольте, а мы же пришли посмотреть на картины Айвазовского! На что смотрительницы музея нам сказали: «Вы же их увидели в первом корпусе!» На этот исчерпывающий ответ не нашлось возражений. Во втором корпусе несколько стендов были закрыты тканью. Как оказалось, под ней находится графика, которую и прячут от солнечных лучей. Посетителям же разрешается приоткрывать ткань и любоваться набросками.

 

 

На прощание пьяный дед, который постоянно сидит возле галереи, пронзительно спел нам про «маленькую страну».

 

 

Так закончилась наша встреча с «прекрасным». Когда-то Айвазовский написал: «А хочется состязаться с французами». Видимо не получится не только с французами состязаться, но и с севастопольскими музеями, у которых входные билеты гораздо дешевле, и качество обслуживания намного выше. Надо помнить об этом перед туристическим сезоном, которого ждут не только жители полуострова, но и гости.

 

 

Фото автора

 

 

 

Подписывайтесь на новости «!Nформер» в социальных сетях:  ВКОНТАКТЕ |  FACEBOOK |  TWITTER

Суббота, 16 апреля 2016 г. 6094

 

ruinformer.com

«На смерть Александра III» - Айвазовский И.К. ~ Поэзия (Стихи, не вошедшие в рубрики)

«На смерть Александра III» - Айвазовский И.К.
                                     Александр III Александрович(26 февраля[10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург —20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец,Крым) —император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с1 [13] марта1881 года. Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны.За поддержание мира монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец.

…17 октября 1888 года царский поезд потерпел крушение у станции Борки в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока его семья не выбралась. Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут по полудни Император Александр III Миротворец скончался.

«13 октября 2003 года в Феодосийском музее Ивана Айвазовского произошло знаменательное событие. Впервые широкой публике была представлена картина художника "На смерть императора Александра III". Она пролежала в запасниках музея более ста лет! Но посетители музея были очень удивлены – картина висела отдельно от основной экспозиции, в маленьком зале. И по городу поползли слухи – "если смотреть на полотно больше нескольких минут, можно увидеть буквально невидимое, нечто воображаемое, потаенное, и вообще, воздействие картины на зрителя может оказаться непредсказуемым…" Эту картину Айвазовский написал сразу после кончины императора Александра Третьего. И – удивительное дело: всегда так щедро демонстрировавший публике свои работы, это полотно Айвазовский прячет в самый тeмный угол дома. Неужели прославленный мастер посчитал своe творение слабым? Но ведь прежде ему удавалось всe. Морская стихия, батальная сцена или тихий степной хуторок под кистью Айвазовского неизменно превращались в шедевр. Или в этой истории есть какая-то тайна?»

«Искусствоведческого исследования картины не было. Ее не возили на выставки и не делали репродукций. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.» _______________________________________

Не спится морю…. Так тревожно Ивану… Умер Государь… Сам Миротворец – Русский Царь! Не написать он, нет, не может, Но вот – волнение… Что ж гложет?.. И море, море так шумит… И – взялся он. Ночь впереди. Рёв – за окном…В трудах – художник.

…откуда вой?.. Не моросит…. Но, слышен грохот с неба капель, И – ему душно. Словно скальпель Ткань рассекают дум мазки…

***

…то ль плачет осень, то ль – луна, В каких то пятнах – в прошлогодний Январский снег…. И что-то, вроде Томит её: так холодна, И впрямь – жемчужина со тла…. Плывет, вплывая бледным светом И в мастерскую, и в поэта Морской стихии, у холста Провел что ночь всю….

- …что с ним, Болен?...

А глаз её один, да зорок, Да и – светило ж….

«…нет, не Борки!»

И – он увидел! И он понял: Лишь кисть была в его руках! – Раскрыта, маслом, кем-то тайна… И замер, словно изваянье: Страх… Вкрался в душу его страх…

Он торжество над смертью жизни Писал извечное! Но – что… А это – что?!

На полотно Взглянул он сбоку. Не лишился Чуть дара речи: где вдова? – Что за мужчина вдруг с усами Там под вуалью, с волосами Совсем не поднятыми, как У Государыни…. С крестом – У тела, с видом же не скорбным, В одеждах траурных… Над черным Убором – белое пятно:

Да в облаках уж Он – главой!

И тучи…. Тучи – за спиной! – На одном уровне с Собором: С той Усыпальницей, что скоро Прах упокоит и его – Богатыря с могучим духом! – Свечой угасшего прям вдруг За месяц (странный что недуг, И в Феодосии уж слухи Ползли тогда, ведь шаг иль два До той Ливадии оттуда, Где Айвазовский жил…. «Простуда» Скосила Русского Царя!)….

Над Петропавловским собором – Там, где Романовы почат! – Должна в паденьи быть звезда, А там – сам Крест! – во рост весь Бога, На нем Распятого в венце С шипами, - в точь как путь терновый И Николая весь Второго В короне, - нынче уж в венце.

И от Креста, дорожкой лунной, На мутно-грязную Неву, То ли текущую ко дну, Ложится свет сияньем струйным – Рекою, ширше той реки, Пересекая – в крест! – теченье Не вод самих, но – их мучений В гранитных путах.

Нет – не Стикс! – Писал художник, сотворяя, Как говорят*…. То Вечный свет Льёт Крест сам – знаменье побед! – Главу у гроба осеняя; И Ангел, глядя на неё, Своими белыми крылами Не плоть – в «могуч» лишь телесами! – К дорожке лунной той несет, Вверх поднимая Раба душу.

И небо! Небо – над Невой; Над кем-то в черном… Гроб пустой.... Пустой уж гроб…. – Да он ли, нужен?... На нём – Евангелие! Крест – В руке… Ну, чем не аналой?

Царю ли каяться? – Святой! Над ним – фаты во цвет невесты, Такое облако – в лик! – вестью: Вглядись, увидишь и Саму, Верна была что лишь ему И Богу! – В белом, очи долу…

***

Но, всё увидел ли художник Тогда-то сам?... Да и не мог Увидеть он всего, лишь: «Что…. – Конец Династии ль?! …О Боже…»

Он только понял, как узнал Вдруг о кончине дорогого Ему, Отечеству святому Его, что должен написать, …да так! – о сделавшем так много И для Россеюшки самой, Для Феодосии морской: Одна железная дорога Чего лишь стоит…

И его Заслуга* тоже во всем этом, Бо принимаем во дворе он Был Императора, нет – трёх Всех Государей! Пережил всех…

И – написал. Взглянув на холст, Он испугался, но – чего?.. – Да что мазок им всяк ложился Как на изнанку полотна Сего пророческого, кистью. А на поверхности, Чьим мыслям Его потрафила рука?

И – он убрал ту «ткань» подальше… Да так, что более ста лет Ее никто не видел. Нет! – Луна-то знала…. – больше даже.

И – его нет, «основа» есть….

В ней – так призывно, покаянно…. – Без слов, но – Словом! – чрез Ивана…

А покаяния всё нет. _______________________________________* Иван Константинович Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г.*Чуть позже Айвазовский напишет картину «У берегов Ялты». На ней крейсер 1-го ранга «Память Меркурия» прибывший чтобы перевезти гроб с телом Александра III в Севастополь. А в 1896 году благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского в Феодосии поставлен грандиозный и величественный памятник из гранита, ламбрадора и бронзы Императору Александру III. Лицом он обращен к Феодосии, столь облагодетельственной царем –миротворцем. В левой спущенной руке – военная фуражка, а правая заложена за борт сюртука. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Императору Александру III, благодарная Феодосия», а на задней стороне «Сооружен в благополучное царствование Императора Николая II 1896 года».Автором памятника был скульптор – профессор Бах.

*«1 марта 1881 года от взрыва бомбы, брошенной народовольцем, на набережной Екатерининского канала в Петербурге скончался российский император Александр II (1818-1881). 2 марта 1881 года вступает на престол император государства Российского Александр III (1845-1894). Революционные террористы не отступают от своих планов и в день годовщины смерти его отца императора Александра II 1 марта 1887 года организовывают покушение на Александра III. Казалось, что жестокий рок висит над династией Романовых, но покушение, организованное пятью революционерами-террористами, среди которых были А.И.Ульянов и П.И. Андреюшкин, с треском провалилось. Император Александр III остался жив, а террористы были казнены. Но злой рок по-прежнему висел над императором. 17 октября 1888 года в 50 километрах от Харькова у станции Борки поезд с царской семьей терпит крушение и Александр III держит на своих плечах обвалившуюся крышу вагона-столовой, пока его семья не выбралась. После этого здоровье императора резко пошатнулось и 20 октября 1894 года он умирает. Потрясенный смертью императора русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) пишет картину "На смерть Александра III, которая, по замыслу должна олицетворять торжество жизни над смертью. Мистические образы живут на этой картине в реальных пейзажах - светящийся в небе крест, Петропавловская крепость и ночная набережная Невы, сквозь которую видны очертания другой реки, реки мертвых - Стикса. Женщина в черном, аллегория скорбящей вдовы почившего императора, склоняется надо всем этим. Но если посмотреть на женщину со стороны, где нет вуали - мы видим лицо злорадно улыбающегося мужчины с усами, напоминающее террориста Пахома Андреюшкина, который участвовал в покушении на императора 1 марта 1887 года. Кажется он злорадствует над тем, что несмотря на то, что ему не удалось убить императора, тот все равно умер, хотя и естественной смертью. Получившееся мистическое полотно испугало художника и он решил скрыть эту работу от публики. Мистическая картина более ста лет со дня написания хранится в особом запаснике Феодосийской картинной галереи, из-за возможного негативного влияния на посетителей».

22.07.16г.

https://www.youtube.com/watch?v=_ak9rTRuEJg Hans Zimmer & Lisa Gerrard - Sorrow HD

www.chitalnya.ru

Тайны 5 мистических полотен Ивана Айвазовского. | Блог Sage

Полотна Ивана Айвазовского во все времена буквально притягивали зрителей, морские пейзажи мастера даже в век компьютерной графики и высокого разрешения по-настоящем завораживают. На выставку знаменитого мариниста в Третьяковской галерее, открывшуюся в конце июля, выстраиваются очереди, ее уже посетили около 250 тысяч человек. Но мало кто знает, что со многими знаменитыми картинами художника связаны мистические истории.

Тайны пяти самых загадочных полотен Айвазовского раскрывает дипломированный историк искусства и лектор образовательного проекта Level One Наталья Игнатова. Три из них можно увидеть на выставке в Москве до 20 ноября.

Полотно с демонами, или «Сотворение мира» («Хаос») (1841)

В основу этого монументального полотна положен библейский сюжет о сотворении мира: художник изобразил на ней Дух Божий в виде света, пробивающегося сквозь мрачные тучи. Когда Айвазовский представлял свою работу в Италии, этот образ так впечатлил папу римского Григория XVI, что он захотел приобрести ее для своей коллекции. Но священнослужители разглядели на картине и нечистую силу, по их мнению, намеренно спрятанную художником в темных облаках. Чтобы узнать так это или нет, кардиналы созвали совет и подвергли ее тщательному осмотру на предмет присутствия демонов, но так их и не обнаружили. Так «Хаос» попал в Ватикан.

Между жизнью и смертью, или «Девятый вал» (1850)

Айвазовский написал эту картину после того, как сам чудом выжил в страшной буре. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад. После окончания Академии художеств Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, где увидел воочию, что такое девятый вал. На берегу уже не верили, что корабль вернется, и начали готовиться к похоронам, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал художник, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии. Эти впечатления он воплотил в своей самой известной картине «Девятый вал». Люди цепляются за оторванную мачту, а на них надвигается девятый вал, но яркое солнце, пробивающееся сквозь тучи, дает надежду, что им удастся пережить шторм, как когда-то удалось автору полотна.

Тревожная стихия или «Черное море» (1881)

Если романтичный «Девятый вал» наполнен светом надежды, то в картине «Черное море» мы видим тревожную стихию. Небо затянуто тучами, надвигается буря, одинокий парусник на горизонте спешит вернуться в порт. Это одно из самых драматичных полотен Айвазовского, которое ознаменовало новый реалистичный этап в творчестве художника. Глядя на картину, можно ощутить, как могучие темные волны надвигаются прямо на зрителя. Другой великий художник XIX века Иван Крамской считал эту работу самым сильным творением Айвазовского. Не случайно он изобразил фрагмент этого полотна на своей картине «Неутешное горе», разместив мрачный морской пейзаж над детским гробиком. Картина надвигающейся бури стала отражением внутреннего горя матери, потерявшей ребенка.

Найди убийцу, или «На смерть Александра III» (1894)

Свое самое мистическое полотно Иван Айвазовский написал после того, как получил известие о смерти императора Александра III, которого знал лично. Эта картина наполнена горем и скорбью, которые пережил художник. Она производит настолько гнетущее впечатление, что сейчас картина находится в отдельном зале Феодосийской галереи. Считается, что она приносит несчастье всем, кто на нее посмотрит. Если долго вглядываться в полотно, то в тумане можно разглядеть образы призраков. Сквозь мрачные очертания Петропавловской крепости и набережной Невы проступают воды реки мертвых Стикс. Образ женщины в черном, аллегории скорбящей вдовы, при определенном ракурсе может показаться мужчиной с усами. Одним он напоминает террориста, который покушался на Александра III, другим – последнего российского императора Николая II. Картину случайно обнаружили и представили публике в начале 2000-х годов, правда выставлялась она недолго.

Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов» (1899)

Эта картина отличается от остальных полотен Айвазовского, она пропитана духом спокойствия и безмятежности. Художник написал этот пейзаж в 82 года, когда наконец обрел семейное счастье. Однако встретил он свою последнюю любовь при весьма трагических обстоятельствах: Айвазовский увидел свою будущую супругу Анну Саркисову-Бурназян на похоронах ее мужа. Шел 1882 год, Анне в тот момент было всего 25 лет, а художнику – 65, но они полюбили друг друга с первого взгляда. Спустя год, когда молодая вдова выдержала положенный траур, они поженились. Несмотря на огромную разницу в возрасте, их брак оказался очень счастливым, а картина «Штиль у крымских берегов» стала отражением гармонии, любви и умиротворения, царивших в душе художника в последние годы его жизни. Он умер в возрасте 83 лет за работой.

Источник: emosurf.com

×

cont.ws

Самая загадочная работа Айвазовского — впервые на телеэкране

Музейная тайна. В Крыму наша съемочная группа увидела картину Айвазовского, которую сам художник решил спрятать от людей сразу, как закончил.

По словам искусствоведов, никогда раньше телекамерам не открывали даже часть полотна. До сегодняшнего дня.

Репортаж Алены Иваниченко.

"Тайная Вечеря" - будто сфотографированная в тот момент, когда Иуда встал и направился к выходу. Хождение по водам: силуэт Спасителя написан художником так, словно соткан из лунного света. Неизвестные и неожиданные работы Айвазовского выставлены в юбилейный год в Феодосийской картинной галерее.

Вместе с полотнами Библейского цикла, написанными для армянских церквей, десятки лет провела в спецхране еще одна картина Айвазовского. Сегодня она помещена в особый зал. Эта тайная комната - остается за рамками экскурсионного маршрута.

"На смерть Александра Третьего" называется самая загадочная работа мариниста. Большой холст как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: Петропавловская крепость, ночная Набережная. Многое в восприятии этой картины зависит от угла зрения.

Татьяна Гайдук, директор Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского: "С моей стороны - это действительно вдовствующая Мария Федоровна. Она скорбит, ее лицо скорбно. С противоположной стороны нет вуали, это лицо мужчины с усами, который улыбается".

Кто-то из знатоков разглядел в мужском лице, проявляющемся при взгляде в определенном ракурсе, черты сходства с Наследником Престола. Впрочем, искусствоведческого исследования картины не было. Ее не возили на выставки и не делали репродукций. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.

Татьяна Гайдук: "Эту картину Айвазовский написал непосредственно после смерти Александра Третьего, в период официального траура. Но, закончив работу над этой картиной, он принял решение ее не показывать, потому что понял, что из-под его кисти вышло нечто необычное- Ее до сих пор видели немногие. Эта картина никогда не показывалась на ТВ, это первый случай, когда у зрителей появляется возможность увидеть хотя бы ее какую-то часть".

В музее одной картины не включают электрический свет. Вся эта атмосфера таинственности только усиливает впечатление от картины.

Реакция публики на эту картину бывает очень необычной. Иногда на первый взгляд неадекватно яркой и всегда эмоциальной.

www.1tv.ru

Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретно-Жанровое...

Вся живопись Айвазовского - здесь "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци.Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Великий художник!Прости меня за ошибку мою,когда я принял за действительность картину твою,но настолько очаровательна работа твоя,что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,что тебя вдохновляет гений.(Стихотворная обработка дословного перевода с английского:Иосэф Меерович,Израиль)Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое.. Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию.Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882 

О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Видео: Биография

Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..На смерть Александра III. 1894. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. УкраинаХудожник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет бабушкиХудожник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..aivazovsky-with-friends-1893Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана. 1862 Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Автопортрет 1874Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет Лорис-Меликова. 1888 Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1896 Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет И.Х. Лазарева. 1851Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848 Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Автопортрет 1892

Последние дни жизни.

File:Aivazovsky's tomb.JPGМогила И. К. Айвазовского около армянской церкови Сурб-Саркис, Феодосия, КрымХудожник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..

В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Интересные факты:В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов."22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал."Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..byron-visiting-mhitarists-on-island-of-st-lazarus-in-venice-1899Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..russian-squadron-on-the-raid-of-sevastopol-1846.Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..chumaks-leisure-1885Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..winter-scene-in-little-russia-1868Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..ox-cart-crossing-a-flooded-plain-1897Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..chumaks-in-little-russiaХудожник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..travel-of-poseidon-by-sea-1894Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Потоп 1864Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..dejection-of-noah-from-mountain-ararat-1889Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Предательство Иуды. 1834Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..the-ruins-of-pompeii-1889Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..the-wedding-of-the-poet-in-ancient-greece-1886Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..passage-of-the-jews-through-the-red-sea-1891Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..little-russian-ox-cart-in-winter-1866Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..jesus-walks-on-water-1888Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..explosion-of-arkadion-monastery-on-crete-in-1866-1867Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..coffee-house-by-the-ortaköy-mosque-in-constantinople-1846Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..boat-ride-by-kumkapi-in-constantinople-1846Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..Клятва перед Аварайской битвойХудожник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..jesus-walks-on-water-1888Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретножанровое..shipwreck-of-lefort-1858.Биографию можно почитать - здесь:     Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) | "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци. ПортретноЖанровое. (часть-1)

art.mirtesen.ru

7 самых таинственных картин русских художников

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репинivan-grozny-repin-663x514

У Ильи Репина была репутация "рокового живописца": многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Borovikovsky_maria_Lopukhina-663x844

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь "натурщицы".

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

1-40-768x598

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

264perov_Troyka-663x488

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

070924000703d-663x236

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно - сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

kramskoy-663x438

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

117697876_RRRRRRR66-320x471

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие - Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Тайны и загадки 5 мистических полотен Ивана Айвазовского

Полотна Ивана Айвазовского во все времена буквально притягивали зрителей, морские пейзажи мастера даже в век компьютерной графики и высокого разрешения по-настоящем завораживают. Выставку знаменитого мариниста в Третьяковской галерее посетило примерно полмиллиона человек. Но мало кто знает, что со многими знаменитыми картинами художника связаны мистические истории.

Полотно с демонами, или «Сотворение мира» («Хаос») (1841)

Полотно с демонами, или «Сотворение мира» («Хаос») (1841)

В основу этого монументального полотна положен библейский сюжет о сотворении мира: художник изобразил на ней Дух Божий в виде света, пробивающегося сквозь мрачные тучи. Когда Айвазовский представлял свою работу в Италии, этот образ так впечатлил папу римского Григория XVI, что он захотел приобрести ее для своей коллекции. Но священнослужители разглядели на картине и нечистую силу, по их мнению, намеренно спрятанную художником в темных облаках. Чтобы узнать так это или нет, кардиналы созвали совет и подвергли ее тщательному осмотру на предмет присутствия демонов, но так их и не обнаружили. Так «Хаос» попал в Ватикан.

Между жизнью и смертью, или «Девятый вал» (1850)

Между жизнью и смертью, или «Девятый вал» (1850)

Айвазовский написал эту картину после того, как сам чудом выжил в страшной буре. Однажды моряки рассказали художнику, что во время шторма волны идут по нарастанию и самым сильным и высоким всегда оказывается девятый вал, именно он губит корабли. Но если судну удается его преодолеть, появляется надежда выжить, потому что затем волны пойдут на спад. После окончания Академии художеств Айвазовский путешествовал по Европе и попал у берегов Испании в сильный шторм, где увидел воочию, что такое девятый вал. На берегу уже не верили, что корабль вернется, и начали готовиться к похоронам, но все закончилось благополучно. Как потом вспоминал художник, рискуя жизнью, он вышел на палубу, чтобы в мельчайших деталях запомнить этот роковой момент и ощутить всю мощь бушующей стихии. Эти впечатления он воплотил в своей самой известной картине «Девятый вал». Люди цепляются за оторванную мачту, а на них надвигается девятый вал, но яркое солнце, пробивающееся сквозь тучи, дает надежду, что им удастся пережить шторм, как когда-то удалось автору полотна.

Тревожная стихия или «Черное море» (1881)

Тревожная стихия или «Черное море» (1881)

Если романтичный «Девятый вал» наполнен светом надежды, то в картине «Черное море» мы видим тревожную стихию. Небо затянуто тучами, надвигается буря, одинокий парусник на горизонте спешит вернуться в порт. Это одно из самых драматичных полотен Айвазовского, которое ознаменовало новый реалистичный этап в творчестве художника. Глядя на картину, можно ощутить, как могучие темные волны надвигаются прямо на зрителя. Другой великий художник XIX века Иван Крамской считал эту работу самым сильным творением Айвазовского. Не случайно он изобразил фрагмент этого полотна на своей картине «Неутешное горе», разместив мрачный морской пейзаж над детским гробиком. Картина надвигающейся бури стала отражением внутреннего горя матери, потерявшей ребенка.

Найди убийцу, или «На смерть Александра III» (1894)

Найди убийцу, или «На смерть Александра III» (1894)

Свое самое мистическое полотно Иван Айвазовский написал после того, как получил известие о смерти императора Александра III, которого знал лично. Эта картина наполнена горем и скорбью, которые пережил художник. Она производит настолько гнетущее впечатление, что сейчас картина находится в отдельном зале Феодосийской галереи. Считается, что она приносит несчастье всем, кто на нее посмотрит. Если долго вглядываться в полотно, то в тумане можно разглядеть образы призраков. Сквозь мрачные очертания Петропавловской крепости и набережной Невы проступают воды реки мертвых Стикс. Образ женщины в черном, аллегории скорбящей вдовы, при определенном ракурсе может показаться мужчиной с усами. Одним он напоминает террориста, который покушался на Александра III, другим – последнего российского императора Николая II. Картину случайно обнаружили и представили публике в начале 2000-х годов, правда выставлялась она недолго.

Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов» (1899)

Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов» (1899)

Эта картина отличается от остальных полотен Айвазовского, она пропитана духом спокойствия и безмятежности. Художник написал этот пейзаж в 82 года, когда наконец обрел семейное счастье. Однако встретил он свою последнюю любовь при весьма трагических обстоятельствах: Айвазовский увидел свою будущую супругу Анну Саркисову-Бурназян на похоронах ее мужа. Шел 1882 год, Анне в тот момент было всего 25 лет, а художнику – 65, но они полюбили друг друга с первого взгляда. Спустя год, когда молодая вдова выдержала положенный траур, они поженились. Несмотря на огромную разницу в возрасте, их брак оказался очень счастливым, а картина «Штиль у крымских берегов» стала отражением гармонии, любви и умиротворения, царивших в душе художника в последние годы его жизни. Он умер в возрасте 83 лет за работой. 

pics.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта