Музыка к картине И. Айвазовского «Морской вид при лунном свете». Музыка к картинам айвазовского


Музыка к картине И. Айвазовского «Морской вид при лунном свете».

Музыка к картине И. Айвазовского «Морской вид при лунном свете».

hello_html_m328d9425.jpg

И. Айвазовский. «Морской вид при лунном свете».

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.  После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую  гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. 

Сколько у Айвазовского картин под названием «Море», из не менее чем семи тысяч, большей частью изображающих то самое море? В данном случае картина более персонифицирована: Морской вид при лунном свете. Это — «вид» — обычно не шторм, но нечто более спокойное. Эта картина принадлежит к лучшим работам знаменитого мастера. При первом же взгляде она привлекает внимание возвышенным поэтическим настроением. Пространственное решение холста дает возможность почувствовать бескрайнюю ширь окружающего мира.

К этой картине, несомненно, подходит «Лунная соната» Людвиг ван Бетховен. Такая же величественная и загадочная, она заставляет задуматься. О чем? Этот мир, в котором оживают картины и как будто заставляет танцевать музыка, он прекрасен. Если присмотреться, то там, на заднем плане картины, видны горы. И еще один корабль, чуть меньше того, что мы можем увидеть на переднем плане. Они покачиваются на волнах, как ноты в лунной сонате.

Вывод: к картине Айвазовского «Морской вид при лунном свете» подходит музыка Людвига ван Бетховена «Лунная соната», потому что сосредоточенная, грустная музыка Бетховена совпадает по настроению с картиной Айвазовского. В сопровождении СЛЫШАТСЯ переборы, напоминающие шум морского прибоя. На картине все также неторопливо, красиво и печально. Хочется читать стихи или слушать музыку.

Ван Гог «Звездная ночь».

hello_html_3e4de9b2.jpgКартина делится на две горизонтальные плоскости: неба (верхняя часть) и земли (городской пейзаж внизу), которые пронизывает вертикаль кипарисов. Взмывающие в небо, подобно языкам пламени, кипарисы своими очертаниями напоминают собор, выполненный в стиле «пламенеющей готики».

Во многих странах кипарисы считаются культовыми деревьями, символизируют жизнь души после смерти, вечность, бренность бытия и помогают усопшим найти кратчайший путь на небо. Здесь эти деревья выступают на первый план, именно они – главные герои картины. Такое построение отражает основной смысл произведения: страждущая человеческая душа (возможно, душа самого художника) принадлежит как небу, так и земле.

Интересно, что жизнь на небе выглядит более привлекательной, чем жизнь на земле. Это ощущение создается благодаря яркому колориту и уникальной для Ван Гога технике письма: посредством длинных, густых мазков и ритмичного чередования цветовых пятен он создает ощущение динамики, вращения, спонтанности, чем подчеркивает непостижимость и всеобъемлющую силу Космоса.

infourok.ru

Моя музыка к картине И. Айвазовского "Сотворение мира.Хаос"

Домашняя работа «Какая музыка подошла бы к картине

«Сотворение мира. Хаос» И.Айвазовского»

hello_html_779090fe.jpg

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) – великий русский художник армянского происхождения. Он был меценатом, а также почетным членом римской, парижской и амстердамской Академий художеств. Биография Айвазовского, как и любого творца, полна интересными событиями, неординарными людьми, которые встретились на жизненной пути художника и веры в свой талант.Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я.Х.Кохом. Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А.И.Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.

В августе 1833 г. Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург. Он учился у таких мастеров, как М.Воробьев, Ф.Таннер, А.И. Зауервейд. Его картины, написанные во время обучения, были удостоены серебряной медали. Айвазовский был настолько одаренным студентом, что его выпустили из Академии на 2 года раньше срока. Для самостоятельного творчества Ивана Константиновича отправили сперва в родной Крым, а потом в заграничную командировку на 6 лет. Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В. Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н.Гоголем. Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У.Тернер. В 1844 г. Айвазовский

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины «Девятый вал» и «Черное море».

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен .В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Личная жизнь Айвазовского не была богатой. Он женился дважды. Первый брак был заключен в 1848 г. Супругой художника стала Ю.А. Гревс. От этого брака родилось четверо дочерей. Счастливым союз не был, и спустя 12 лет супруги расстались. Главной причиной расставания было то, что Гревс, в отличие от супруга, стремилась жить светской жизнью в столице.Второй супругой Айвазовского стала А.Н. Саркисова-Бурзанян. Она была младше Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года. Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.

infourok.ru

Как может звучать музыка к картине "Девятый вал " И. Айвазовского

Домашняя работа ученика 5 класса «Как звучит картина И.Айвазовского «Девятый вал?»

hello_html_7def27e0.jpg

Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я.Х.Кохом.

Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А.И.Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море”.Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного им самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.

На картине Айвазовского «Девятый вал » изображено море. Оно темное и безграничное, мутновато-синее и еще не получившие спокойствие. Глядя на озаренное солнцем синеющие небо, можно предположить, что скоро все стихнет, море успокоится и путники доберутся до своего дома. Так и в произведение А. Вивальди «Времена года» царит спокойствие с нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами. Третья часть концерта - самая непредсказуемая, ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором все ожидание дождя, а затем внезапно налетевшая буря.

http://zaycev.net/pages/16110/1611001.shtml

infourok.ru

АНДРЕЙ КЛИМКОВСКИЙ - композитор, астроном, бегун-марафонец: Айвазовский: Звуковые волны

          Друзья, в эти зимние холодные предновогодние дни - в чем-то даже мрачноватые - случилось светлое и радостное событие: вышел мультимедийный сборник инструментальной музыки «Айвазовский: Звуковые волны» в котором соединились картины великого мариниста Ивана Айвазовского и музыка современных композиторов, объединенные современными технологиями. Получившееся явление много шире, чем просто сборник мелодий на некоторую тему, потому, что оно включает в себя музыку, иллюстрации картин, много текстовой информации и видео-контент. Ориентирован этот новый формат подачи произведений искусства - 3plet - для "проигрывания" на сотовых телефонах и планшетах под операционными системами Android и iOS - на компьютерах под Windows пока не работает. Зато смартфоны сейчас есть практически у всех, а сам сборник в формате 3plet распространяется бесплатно - это плюс.

          В этот сборник «Айвазовский: Звуковые волны» вошла одна из моих композиций, которая до сих пор не издана в составе какого-либо альбома - «На побережье». Морская тематика в музыке всегда была очень близка моей душе и эту музыку я писал в очень трепетном настрое. Для меня стало большим - прямо-таки новогодним - сюрпризом, что составители сборника ассоциировали пьесу «На побережье» с Южным берегом Крыма, воспетым Иваном Айвазовским в своих картинах, и который я очень и очень люблю.

          Я выражаю издателям этого замечательного сборника огромную благодарность и признательность - для меня это сотрудничество оказалось очень радостным и приятным. А вам, Друзья мои, предлагаю поскорее скачать сборник «Айвазовский: Звуковые волны» (установить данное приложение на свой смартфон) и слушать его по настроению - в нем замечательная музыка.

          Ниже ссылки - где скачать, и дополнительная информация о проекте.

Где скачать:

* Распространяется бесплатно.

Пресс-релиз

Москва, 28.12.2016

Айвазовский: Звуковые волны.

          Центр Искусств. Москва совместно с компанией 3plet Publishing провели творческий эксперимент «Звуковые волны: Айвазовский». Был проведён конкурс музыкальных треков, которые могли бы стать аудио-сопровождением к шедеврам Айвазовского. По итогам конкурса был создан альбом в формате 3plet (триплет). Такой формат цифрового издания и дистрибуции музыкальных альбомов в виде приложения представляет собой комбинацию аудиозаписи, визуальной части (слайд-шоу) и текстовой части. Доступен бесплатно в магазинах App Store и Google Play по всему миру.

Жанр: Downtempo, Instrumental, Chillout

          3plet-сборник «Звуковые волны. Айвазовский» стал своеобразной аудиовизуальной рефлексией представителей современной музыкальной культуры на творчество одного из самых великих маринистов.

Список композиций:

  1. Неаполитанский залив, 1841 - Mike Glebow - Bridges
  2. Феодосия в лунную ночь - Mifious - Light of the Shadows
  3. Неаполитанский залив, 1858 - Littletalks - Bitten Stars
  4. Прибой в Биаррице - In'R'voice - Sea Is My Blood Album Version
  5. Лунная ночь на море - Pianochocolate - Skyline
  6. Закат над Искьей - Павел Солдатиков - Reflection
  7. Вид Венеции - ClassicVoices - Ode to Earth
  8. Буря - Сергей Жуков - Буря
  9. Буря на южном берегу Крыма - Sweet PAD - Stars
  10. Корабль в бурю - Игорь Сахаров - Of Seagulls and Dead Ships
  11. У острова Кандий - Оргия Праведников - Девять жизней к востоку от рая возле красных холмов
  12. Корабль у берегов Константинополя - Аскетикс - Hulusi
  13. Южный берег Крыма - Андрей Климковский - На побережье
  14. Закат на море - Данила Линдэле и Татьяна Орёл - С первого взгляда
  15. У берегов Крыма - nehliudoff - The Big Fish

3plet (триплет) — формат цифрового издания и дистрибуции музыкальных альбомов. Представляет собой комбинацию аудиозаписи, визуальной части (слайд-шоу) и текстовой части. Все три компонента собираются в отдельное приложение (один альбом = одно приложение) и распространяются посредством магазинов приложений, таких как App Store, Google Play. Триплет альбом можно считать цифровым аналогом дорогой версии CD. К каждому треку прилагается авторское слайд-шоу из изображений иллюстрирующих музыку, текст песни и авторский комментарий. Все элементы альбома можно комментировать, «лайкать». Тексты и картинки можно из приложения публиковать в социальные сети. Также триплет альбом содержит биографию, дискографию артиста, видео, информацию о музыкантах, ссылки на другие ресурсы артиста и трансляцию постов из его соц. сетей.

   

Справочная информация

            «Центр Искусств. Москва» – авторский проект Андриана Мельникова, эксперта в области искусства, куратора выставок, галериста и коллекционера. Центр Искусств – это территория искусства в самом центре города. Здесь, перед шедеврами мировой живописи, можно легко забыть о кипящей за стенами галереи жизни мегаполиса. Позволить себе сделать паузу, чтобы впитывать искусство глазами, душой и сердцем и смотреть на привычную повседневность через призму постигаемой красоты.

          Деятельность центра охватывает образовательное и просвещенческое направления. Сотрудничая с ведущими галереями России и Европы, частными и корпоративными коллекционерами, Центр регулярно проводит тематические выставки живописи, лекции, арт-акции, полноценные театральные спектакли и концерты, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

          Центр расположен на улице Волхонка дом 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя и занимает площадь более 2000 кв. метров.

          3plet Publishing – технологическая платформа, которая позволяет артистам выпускать музыкальные альбомы в виде отдельных приложений. Проект стартовал в 2013 году и до сих пор развивался за счет собственных средств. Резидент IT-кластера Фонда «Сколково», первый музыкальный проект фонда. Финалист конкурса Generation S (РВК) 2014. Сайт http://3plet.com.

Контакты:

  • Мифодовский Валерий, Ген. директор
  • [email protected]
  • +7 985 784 48 24

            С использованием технологии  выпущено уже более сотни альбомов (Мумий Тролль, Иван Дорн, Noize MC, Борис Гребенщиков, Олег Газманов, BrainStorm и др). Ей воспользовались артисты из Америки, Франции, Сербии, Индии, Эстонии, Украины, Финляндии. Имеется 190.000 установок на мобильные устройства.

          3plet (триплет) — мультимедийный формат цифрового издания и дистрибуции музыкальных произведений. Представляет собой комбинацию аудиозаписи, визуальной части (слайд-шоу) и текстовой части. Все три компонента собираются в отдельное приложение (один альбом = одно приложение) и распространяются посредством магазинов приложений, таких как App Store, Google Play. Триплет альбом можно считать цифровым аналогом дорогой версии CD. К каждому треку прилагается авторское слайд-шоу из изображений, иллюстрирующих музыку, текст песни и авторский комментарий. Также триплет альбом содержит биографию, дискографию артиста, видео, информацию о музыкантах, ссылки на другие ресурсы артиста, аккаунты в соцсетях.

   За три года 3plet Publishing стал участником и победителем многих российских и международных конкурсов.

  • DEMO Europe 2013 - Product Launch
  • WebSummit 2013 - Alfa Pitch
  • MEF / Meffys Awards 2013 USA - Finalist in 3 cat
  • MIDEM Lab 2014 - Finalist
  • Tech.eu - 15 European Music Startups 2014
  • Creative Business Cup Russia 2014 – Winner
  • Creative Business Cup World 2014 - Finalist
  • Masters of Marketing 2014 – Winner
  • WEB Ready 2014 – Winner
  • Generation S 2014 - Finalist
  • Startup year 2014 - Finalist
  • Fabernovel Accselerator Program 2014
  • SAPA 2015 (Strategy and Positioning Award) - Winner
  • Премия ZAZEРКАЛЬЕ 2016 - Winner
  • Телекомидея 2016 - Winner

Отзывы экспертов о 3plet:

          "I’ve checked out the 3plet app in great detail, and I love it. As music becomes more centered around the artists themselves, with the artists releasing their own music, doing their own distribution, and raising their own awareness through new marketing tools and new audience involvement, having a platform for the release is a must. The richness of the 3plet app, it’s ability to deeply express the artist’s music, visuals, links, and especially their integrated vision (which is ubiquitous among new artists that I work with) makes it a perfect match for new artists looking for a forward-thinking platform to carry their release. And good for established artists looking to broaden their base and take more control of their creative output."

David Kahne

          David is a music producer of various artists including The Bangles, Lana Del Rey, Regina Spektor, Paul McCartney, James Brown, The Strokes, Sublime, and many more. David was also an Exec. Vice President of A&R at Columbia Records and Warner Bros Records. He also scores films and writes orchestral ballet music. He has a studio in NYC.

          "The independent music sector (ca. 40% of entire market) will readily embrace the product. I know of many label managers who are looking for exactly this kind of product and service. This innovation will also have a huge impact on the way that major labels do business, it will disrupt the way that music is distributed digitally."

Matthias Roeder Fon Karajan Foundation,managing director

          On 3plet: "Well for sure, it's the future. Or... something very like it. "....." So it's all a matter of full steam ahead for 3plet and beat the others to it. I will make everyone I'm working with aware of it and make sure they contact you any time there putting out an album or EP"

Simon Napier-Bell

          Simon Napier-Bell "I’ve been a film composer, songwriter, record producer, and author, but mostly a rock manager. Among the artists I’ve managed are The Yardbirds, Marc Bolan, T Rex, Japan, Asia, Ultravox, Candi Staton, Boney M, and Wham!"

klimkovsky-music.blogspot.com

Творческая работа"Подобрать музыку к картине Айвазовского «Вид на Венецианскую лагуну»

Подобрать музыку к картине Айвазовского «Вид на Венецианскую лагуну»

hello_html_m785a491c.jpg

Картина Ивана Айвазовского «Вид на Венецианскую лагуну».

Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Первые годы биографии Айвазовского прошли в бедности в результате разорения отца. Но все, же ему удалось поступить в гимназию Симферополя. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе.

Полотно написано маслом на холсте в 1841 году в стиле романтизм, в жанре пейзаж.

Детство художника проходило вблизи моря, что и сформировало его безграничную любовь к морским пейзажам, кораблям, походам. Поэтому он, как никто другой, мог прописать все детали, передать точно исторические события.

Айвазовский поехал в Рим в 1849 году, чтобы продолжить обучение искусству. Он отправился туда в числе других известных художников. В те годы жизни он объездил почти все Европейские страны, посетил множество мест. Его морские пейзажи известны во всем мире, Айвазовский, как никто другой, мог передавать всю мощь шторма или тишину и романтизм ночных бухт.

В Италии он написал более 50 полотен, которые вызвали бурю эмоций на выставках и прославили молодого живописца. Его сравнивали с Великим Паганини, говорили, что ему нет конкурентов, в умении пользоваться тонами.

«Вид на венецианскую лагуну» — это одно из полотен на морскую тематику Айвазовского. Полотно с видом Венеции у живописца не одно. На нем изображена тихая водная гладь прекрасной Венеции. Полотно не имеет ярких оттенков, но художник, используя сочетание нескольких цветов, добился невероятной глубины и умиротворенности вида. Вдали видно очертания городских построек.

Смотря на картину, всегда по-разному воспринимаешь пейзаж. Иногда, кажется, что это рассвет и девушки на берегу ждут поездки с опытным гондольером. Порой думаешь, что прошел еще один день Венеции, и люди на берегу провожают уходящее солнце. Но однозначно можно сказать, что картина успокаивает и заставляет задуматься. Эта работа еще раз подтверждает умелое владение кистью. Айвазовский прописал все детали, уникально подобрал светотеневые эффекты.

Полотно находится на хранении в Государственном художественно-архитектурном дворцово-парковом музее-заповеднике «Петергоф»

Мелодия-восходящая, волнами

Лад-минорный.

Ритм-ровный.

Темп-умеренный.

Тембр-низкий.

Регистр-низкий.

Динамика-тихая

Интонация-спокойная, задумчивая

Я считаю, что эта картина одна из самых знаменитых картин в мире. Она подкупает своей безупречностью и гармонией. Мне было интересно делать творческую работу, особенно искать подходящую музыку. И, мне кажется, очень подходит пьеса «Баракарола» П.Чайковского из «Времен года»

infourok.ru

Музыка боя. Иван Айвазовский

Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. Как художник Главного морского штаба он должен был своими картинами прославлять победы русского оружия, но Иван Константинович относился к этой работе не как к докучливой обязанности. «Каждая победа наших войск на суше или на море, – писал художник, – радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне…» Романтика подвига вдохновляла живописца на создание батальных картин, посвященных русскому военно-морскому флоту. Айвазовский был прекрасно подготовлен к выполнению батальных картин и в учебных классах Академии художеств. А его непосредственное участие в военных действиях русского флота у берегов Кавказа в 1839 году позволили ему непосредственно почувствовать «музыку боя» и создать свои первые батальные полотна.

Айвазовский любил и умел писать корабли. Он населял свои морские пейзажи большими и малыми судами, военными бригами с наполненными ветром парусами, изображал контрабандистов на шхунах, одинокие корабли или целые флотилии. Его полюбили моряки, с которыми он много раз принимал участие в самых разных плаваниях. Специально для него в мирное время с корабельных пушек стреляли ядрами, чтобы живописец мог наблюдать, как они летят и взрываются на поверхности воды.

Трудно сполна представить весь объем батальных произведений, созданных Айвазовским. Однако даже несколько десятков полотен из этой темы позволяют сказать, что художник прекрасно справился с возложенной на него миссией и изобразил все главные битвы и победы русского флота с момента его возникновения. Он воспринимал жизнь флота как нечто ему близкое и дорогое. Конечно, сюжеты его картин не образуют единой последовательности хронологического порядка. События, произошедшие не на его памяти, Айвазовский воссоздавал по крупицам, изучая архивные материалы, беседуя с очевидцами. Он часто писал картины или непосредственно вслед за изображенным событием, или вскоре после него, или связывая его с какой-нибудь исторической датой.

Естественно, живописец не мог обойти вниманием фигуру зачинателя русского флота – Петра I, деятельность которого обеспечила России выход к берегам Балтики. Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году он пишет батальные полотна «Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 года», «Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года» (обе в 1846 г.). А между картинами «Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту» и «Петр Великий у Финляндских шхер, подающий в бурю сигналы плывущему флоту» расстояние в полвека, но видно, что эта тема и персона царя-строителя очень волновали живописца. На второй огромной картине он изобразил разъяренную бурю и на прибрежной скале – могучую фигуру Петра Великого, энергия и новаторство которого превратили Балтийский флот в грозную силу и позволили выйти из Северной войны победительницей. Когда в конце 1899 года Айвазовский привез некоторые свои новые произведения на выставку в Петербург, пресса признала, что «Спаситель, шествующий по берегу Галилейского моря» и «Петр Великий у финляндских шхер, подающий в бурю сигналы плывущему флоту» «явились центром внимания» публики.

Блестящее живописное мастерство, виртуозная техника и скрупулезное отражение деталей очень ярко отразились в одной из знаменитых батальных картин Айвазовского «Чесменский бой» (1848 г.), посвященной выдающемуся морскому сражению 1770 года во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. После того боя граф Орлов писал в своем донесении: «…Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот [мы] атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелаге господствующими…» Эта патетика реально описывает сражение в глубине Чесменской бухты: силы были неравны – 26 русских кораблей сражались против 63 турецких. Однако турецкий флот был уничтожен. Подвиг русских моряков, их радость от достигнутой победы превосходно изобразил Айвазовский в своей картине. Мимолетно брошенный на полотно взгляд вначале фиксирует какой-то праздничный фейерверк красок, а при внимательном рассмотрении зритель понимает – бой на море идет глубокой ночью. В глубине залива горят турецкие корабли, а один из них предстает в момент взрыва. В воздух летят обломки судна, превратившегося в огромный пылающий костер, который освещает темный силуэт русского флагманского корабля. Айвазовский всегда был точен в деталях, вот и на этой картине изображена подходящая к флагману шлюпка под командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер[1] среди турецкой флотилии. Помимо еще уцелевших вражеских судов, море «полощет» обломки турецких кораблей с группами матросов, взывающих о помощи.

Значительное место в творчестве Айвазовского занимают героические победы русского флота, которые происходили непосредственно при жизни художника. Он имел возможность поговорить с участниками морских сражений и даже побывать на местах боевых действий. Художник запечатлел эпизоды морских сражений: битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои, Севастопольскую оборону.

В октябре 1853 года Турция объявила войну России, а марте 1854 года на ее стороне выступили английский и французский флот. В том же месяце в Севастополе Айвазовский открыл выставку своих батальных полотен в Севастопольском морском собрании. К его картинам невозможно было пробиться. В центре внимания были несколько полотен. «Наваринский бой» изображал кровопролитное морское сражение 20 октября 1827 года, во время которого покрыл себя неувядаемой славой экипаж «Азова», под командованием адмирала Лазарева потопивший три турецких корабля, посадивший на мель линкор и уничтоживший турецкий адмиральский фрегат. И это при том, что корабль получил 153 пробоины. Среди его героев были лейтенант Нахимов и мичман Корнилов, которые теперь считались мозгом и сердцем флота. В центре композиции картины представлен эпизод боя «Азова» с главным турецким кораблем. Самим строем композиции, умелым показом наступательного движения русского корабля художник не оставил никаких сомнений в исходе боя.

Вторая картина – «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» прославляла события 1829 года. Об этом сражении Айвазовский помнил с детских лет. Легендарный бриг был полностью разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки удачными выстрелами нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те были вынуждены прекратить преследование. На этом полотне Айвазовского изображена безветренная лунная ночь, легкая зыбь чуть рябит на море, а над ним плывут светлые облака. Непокоренный «Меркурий» возвращается в родной Севастополь после героической победы над врагом.

Этой битве также посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Произведение весьма лаконично в композиционном и колористическом плане. Развернутое по диагонали движение кораблей позволяет сразу охватить глазом все поле битвы. Айвазовский нашел великолепное сочетание сине-голубых тонов моря с серо-жемчужными оттенками неба, на которых четко выделяются серебристо-белые паруса боевых кораблей, а вкрапления красного цвета (турецкие флаги с полумесяцами) оживляют несколько холодноватый колорит произведения. Из-за того, что на небе нет солнца, теней от кораблей не видно. (В эту серию также входит еще картина «Бой с "Роял-Бей"».)

Парные картины «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью», представленные на выставке, прославляли современную победу Черноморского флота в сражении 18 ноября 1853 года, когда русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в бухте города Синопа. Эти полотна были для севастопольцев не просто картинами – это была жизнь, полная опасностей и героизма. Выставку посетил сам Нахимов. Высоко оценив работы Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». Эти произведения стали неотъемлемым дополнением к историческим документам. Как уже упоминалось, морские сражения парусных кораблей художник писал со знанием не только конструкции кораблей, но и всех деталей оснастки и вооружения.

Совершенно особое место в искусстве Айвазовского занимает Севастопольская эпопея, ей посвящено множество картин. Когда осенью 1854 года над полуостровом Крым нависла реальная угроза его захвата, художник был вынужден выехать с семьей в Харьков, но там он не находил покоя. Несмотря на протесты жены, Иван Константинович вернулся в осажденный неприятелем город. В первый же день его видели на Малаховом кургане вместе с Нахимовым и Корниловым. С болью в сердце смотрел живописец на виднеющиеся в море верхушки мачт затопленных кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Он узнал мачту линейного корабля «Силистрия», на котором провел незабываемые дни во время десанта в Субаши. Этот вид он запечатлел в картине «Осада Севастополя» (1859 г.).

Лишь два дня пробыл Айвазовский в осажденном Севастополе, бомбардировки которого почти не прекращались. Он расположился с мольбертом на Малаховом кургане и наблюдал за тем, как солдаты укрепляют оборонительную линию. Художник хотел остаться здесь до конца сражения, но артиллерийский огонь настолько усилился, что адмирал Корнилов лично распорядился выслать живописца из города, не слушая никаких возражений. Так что свои картины, посвященные той войне, Айвазовский писал много позже и больше по чужим рассказам. Корнилов понимал, как важно сохранить жизнь художника, чья кисть должна была запечатлеть подвиг защитников Севастополя, которые приняли решение погибнуть, но не отдать врагу сердце Черноморского флота. Иван Константинович вынужден был подчиниться приказу своего друга, и уже в пути его догнало известие о героической гибели Корнилова. Теперь оставшемуся в живых Айвазовскому предстояло увековечить события Крымской войны.

Севастопольской эпопее посвящены картины «Адмирал Нахимов на бастионе Малахова кургана, где был поражен неприятельской пулей», «Переход русских войск на северную сторону», «Взятие Севастополя», «Буря под Балаклавой», «Буря у Евпатории», «Гибель английского флота у Балаклавы», «Бомбардирование Севастополя противником 5 октября 1854 года» и другие. Все они являются летописью боевых подвигов русского флота.

События Крымской войны будоражили ум и сердце Айвазовского до последних дней его жизни. Внутреннему взору художника все чаще представлялся Малахов курган, ждущий своего живописного воплощения. Эта картина должна была явиться данью памяти другу и великому соотечественнику В. А. Корнилову. И только в 1892 году сюжет «Малахова кургана» («Малахов курган – место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов») окончательно сложился в воображении Айвазовского.

В тот год Иван Константинович зачастил в Москву и Петербург. В Москве он обычно останавливался в скромном особняке в одном из переулков Арбата, где дворником служил Пантелей, храбро сражавшийся в Севастополе. В одном из разговоров старый служивый и подсказал живописцу «написать такую картину, чтоб русский солдат был виден, чтоб душу его богатую и сердце отважное раскрыть перед всеми». Вернулся Айвазовский в Москву через год и повел Пантелея на свою выставку. В огромном зале все расступались перед знаменитым художником, который вел под руку какого-то старика. Иван Константинович подвел его к своей новой картине, перед которой толпа была особенно плотной. Эта картина изображала панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник – крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения Корнилова, у которого стояли два ветерана обороны Севастополя. В одном из солдат Пантелей узнал себя. Слезы в глазах старого солдата стали высшей оценкой труда живописца.

Множество своих работ Айвазовский посвятил мирным событиям из истории российского флота, однако выдающиеся по своему значению картины «Ледяные горы в Антарктиде», «"Восток". Открытие Антарктиды» (1870 г.) были написаны к 50-летию беспримерного по трудности перехода и открытию Антарктиды экспедицией под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена. Это событие произошло 16 января 1820 года, и участвовали в нем два парусных шлюпа – «Восток» и «Мирный». Об этой экспедиции Айвазовский слышал от адмирала М. П. Лазарева, и с только ему присущим умением он сумел силой воображения создать произведение, захватывающее своей убедительностью. «Удаление от местности, мной изображаемой, заставляет только явственнее и живее выступать в памяти все подробности в моем воображении. Бурю, виденную мною в Италии, я переношу на какую-нибудь область Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Таково свойство моей натуры», – признавался художник.

До последних дней своей жизни Айвазовский служил флоту, прославляя его славные победы и героизм русских моряков («Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Черном море 13 декабря 1877 года»; «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Черном море 11 июля 1877 года», обе в 1877 г.; «"Канарис" сжигает турецкий флагман», 1881 г.).

Последняя картина, работу над которой художник начал в день своей смерти, также изображала боевой эпизод – «Взрыв турецкого корабля».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Музыка и Художник. И. Айвазовский

Автор проекта и ведущая – лауреат международных конкурсов Наталья Тупикова-Мороз.

 

Государственный струнный квартет «Мелодион»

лауреаты международных конкурсов:

Андрей Оганесов, скрипка

Наталья Пименова, скрипка

Наталья Тупикова-Мороз, альт

Александр Кипелов, виолончель

 

Художник по рисованию песком– Алла Филиппова

 

Концерт ведет заслуженный артист России -  Игорь Карташев

 

21 сентября и 13 октября 2016 года к 200-летию великого художника на сцене Конференц-зала Третьяковской галереи Государственный струнный квартет “Мелодион” представит гостям шедевры музыкальной классики в сочетании с визуальным шоу в технике  Sand art (рисование песком). Перед глазами зрителей развернётся настоящая феерия музыкальных и песочных красок! Яркая, динамичная музыка Петра Ильича Чайковского ("Серенада для струнных”, “Русский танец”) найдет отражение в репродукциях самых известных полотен Ивана Айвазовского, воплощенных в технике рисования песком. 

 

Мир песочных красок представит мастер по песку Алла Филиппова – лауреат  международных конкурсов и фестивалей. Ее работы отличаются большим профессионализмом, натуралистичностью графических образов и оригинальностью подачи. 

 

Государственный струнный квартет «Мелодион» - молодой, одарённый коллектив, отличающийся своим неповторимым стилем исполнения. Основатель коллектива – автор проектов, альтистка (ученица Народного артиста России Ю. А. Башмета) лауреат международных конкурсов Наталья Тупикова-Мороз. Музыкальный график коллектива насыщен: музыканты дарят наслаждение ценителям музыки, как в России, так и за рубежом, успевая участвовать в международных конкурсах и фестивалях! Творческий путь “Мелодиона” – это поиск новых, необычных творческих форм, способный удовлетворить самые взыскательные музыкальные вкусы публики! 

 

Адрес зала: Лаврушинский переулок, д. 12. Инженерный корпус.

Адрес кассы: Пятницкая улица, д. 25, стр. 1.

 

 

rusconcert.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта