kolybanov. Картина взрыв корабля айвазовский
Иван Айвазовский – интересные факты
Правнук турецкоподданного
Настоящее имя Ивана Айвазовского – Ованнес Айвазян. Родился он в 1817 году в армянской семье: купца-отца звали Геворк, мать – Рипсиме. Отец нашел армянскую жену в Феодосии, и в этом браке родились три дочери и двое сыновей. Семейное предание гласило и о турках в этой родословной. Якобы прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и в детстве был спасён от верной смерти при взятии в 1696 году русскими войсками Азова усыновившим и крестившим его армянским солдатом. В XVIII веке предки Айвазовского переселились из Армении в Галицию, а после переезда в Феодосию отец художника Геворк Айвазян стал Константином Гайвазовским. До 40-х годов живописец подписывал свои полотна сокращенным вариантом фамилии «Гай», а Иваном Константиновичем Айвазовским он стал в 1841 году.
Брат монаха и владыки
Самый знаменитый русский художник армянского происхождения – брат архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского (при рождении – Саргис, Габриэл – в монашестве).
Талантлив во всем
Айвазовский был не только хорошим художником, но и музыкантом – он с детства играл на скрипке и всегда музицировал в кругу друзей. Однажды исполненные Айвазовским татарские наигрыши услышал побывавший у художника в гостях композитор Михаил Глинка. Мелодии ему так запали в душу, что он включил фрагмент домашнего выступления Айвазовского в оперу «Руслан и Людмила».
Не писал с натуры
Слухи о том, что известный маринист не видел моря – неправда. Он родился у моря и с детства считал его родной стихией. Потому и начал рисовать море по памяти, что скучал по дому в гимназии. Эта привычка осталась навсегда – художник писал морские сюжеты в мастерской. «Нельзя нарисовать с натуры всплески волн, величие глубины и красоту безбрежности», - говорил он.
Превзошел учителей
После уездного училища в Феодосии и симферопольской гимназии Айвазовский учился за казённый счёт в петербургской Императорской Академии художеств – сперва в пейзажном классе, затем в батальном. Будучи помощником у модного французского мариниста Филиппа Таннера, ученик не имел права работать на себя. Когда Айвазовский условие нарушил и послал свои работы на выставку, наставник отказал ему в дальнейшем сотрудничестве и отозвал работы с выставки. Так Айвазовский попал в класс военной живописи, научившись у профессора Александра Зауервейда приемам изображения батальных сцен. Уже через несколько месяцев ученику вручили за картину «Штиль» Большую золотую медаль Академии художеств, разрешили два года практиковаться самостоятельно в Крыму, а потом отправили на шесть лет в заграничную командировку (Италия, Голландия, Англия, Франция, Португалия, Испания, Швейцария и пр.), из которой художник вернулся в возрасте 27 лет.
Адрес – Феодосия
Путешествовать он будет всю жизнь: много раз объездит Европу, неоднократно посетит Константинополь, Кавказ, Египет, а в 75 лет (в 1892 году) побывает с женой в США и напишет «Ниагарский водопад». Ездил Айвазовский и по России, несколько раз в году отлучался в Петербург, но своим домом считал Крым. «Мой адрес – всегда в Феодосии», - писал художник Павлу Третьякову.
Заевшийся архиерей
Иван Константинович не бедствовал – в отличие от других художников, он был оценен при жизни. Кроме имения в селе Шейх-Мамай, у Айвазовского был особняк на городской набережной в Феодосии и собственный дом в Судаке.
Навещавший Ивана Айвазовского Антон Чехов называл его имение «роскошным» и «несколько сказочным», а хозяина характеризовал так: «Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?».
Ближе к нации
Первая супруга Юлия Гревс (англичанка, дочь находившегося на русской службе штабс-доктора) ушла от мужа из-за его нежелания жить в столице. Второй женой живописца стала армянка Анна Саркисова-Бурназян, которая была на 40 лет моложе мужа. Тем не менее, для нее этот брак не был первым: с Айвазовским она познакомилась на похоронах своего первого супруга. Через год молодая и красивая купеческая вдова вышла замуж за известного и богатого художника. Айвазовский говорил, что эта женитьба сблизила его с родной нацией. Анна Никитична умерла во время немецкой оккупации Крыма, пережив мужа на 44 года.
На благо людей
На средства и по инициативе знаменитого земляка в родном городе построили школу искусств, галерею, концертный зал, музей, водопровод, железнодорожное полотно и крупнейший на полуострове торговый порт.
Напоил город
В 1886-87 году Феодосия страдала от засухи, и Айвазовский обратился к городской думе с предложением напоить город из принадлежащего ему Субашского источника. Так вода из частного имения художника Шах-Мамай (Старый Крым) пришла по трубам в Феодосию. «Дарю родному городу в вечную собственность 50 тысяч ведер чистой воды в сутки», - заявил Айвазовский и спроектировал фонтан с питьевой водой у набережной (копия фонтана в восточном стиле в Константинополе), из которого можно было брать воду бесплатно.
Рисовал за еду
Но бывало, что меценат и коллекционер… работал за еду! В Венеции к нему как-то подошел владелец колбасной фабрики и попросил написать картину по «бартеру». Художник оригинальному предложению удивился, но с улыбкой согласился выполнить заказ за колбасу.
Творческий подход
Состоятельный Айвазовский не был светским человеком – он больше любил кисть и краски, чем визиты и «присутствия». Время художник предпочитал проводить в кругу семьи. Но когда ему приходилось устраивать прием, он удивлял гостей креативным подходом. Угощениям давал названия собственных картин: салат «Капри», пирожки «Гавань», уха «Чёрное море», соус «Азовское море», мороженое «Северное море», пунш «Везувий», шампанское «От штиля к урагану» и т. д. К застолью художник готовился заранее: менял бутылочные этикетки на собственные этюды, изображавшие морскую стихию.
Не только море
Иван Константинович писал не только морские пейзажи и сражения. На его полотнах – прибрежные города и бескрайние степи, исторические и библейские темы. Есть даже портреты, но только людей из близкого окружения (не считал себя хорошим портретистом): бабушки, брата, родителей супруги, градоначальника Феодосии Казначеева, флотоводца Лазарева и генерала Лорис-Меликова. А еще член Одесского общества истории и древностей увлекался археологией, руководил раскопками 90 курганов и занимался охраной памятников Крыма.
Адмирал в живописи
В 1864 году Айвазовскому пожаловали потомственное дворянство. Он был награждён десятком орденов и имел чин II класса табели о рангах (действительный тайный советник), соответствовавший званию адмирала.
Первый в Лувре
Это первый русский художник, чьи работы попали в Лувр. Их автор удостоился золотой медали Академии художеств в Париже, почетным членом которой являлся. Иван Айвазовский также был почетным членом Академий в Риме и Флоренции, Амстердаме и Штутгарте. А в России живописец Главного Морского штаба был избран академиком и почетным членом Императорской Академии художеств.
Принес хаос в Ватикан
Об Айвазовском в шутку говорили, что он принес хаос в Ватикан. За этим стоит такая история. Когда Папа Римский Григорий XVI увидел полотно мастера «Хаос. Сотворение мира», то захотел его купить. Картину вывесили в Ватикане, и писатель Гоголь по этому поводу сказал: «Пришел в Рим наш человек, и теперь Хаос в Ватикане». Картину Айвазовского на ту же тему и с тем же названием можно увидеть в Венеции – это музейный экспонат на острове Святого Лазаря. Там Айвазовский навещал жившего в монастыре брата и подарил монахам одну из работ с библейским сюжетом.
Повторение – исправление
Критики упрекали мариниста в повторяемости сюжетов, на что он отвечал, что повторяет темы специально – чтобы исправить недостатки предыдущих картин. А император Николай I на это заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною».
Лидер по подделкам
За жизнь живописец написал свыше 6000 картин и показал их на 125 персональных выставках в России и за рубежом. Он был так популярен, что предприимчивые коллеги выдавали свои подражательства за его работы. Например, после отъезда художника из Италии в римских салонах появилось множество подделок с морскими пейзажами.
Любимец грабителей
Полотна Айвазовского похищали из музеев и частных собраний много раз. Что-то удалось вернуть, что-то нет. Если краденые картины обнаруживали на престижных аукционах, их снимали с продажи.
До и после жизни
В 1884 году Айвазовского накрыл шторм в Бискайском заливе, и газеты сообщили о его гибели. Предприимчивый галерейщик тут же разбогател на продаже картин художника – их раскупили по самой высокой цене. Позже продавец признавался автору полотен, что обрадовался его смерти, поскольку хорошо на этом не подтвердившемся факте «поднялся». Спустя годы работы великого мариниста оценивались всё дороже. В 2012 году полотно Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» было продано на аукционе Sotheby’s за $5,2 млн. Это самое дорогое произведение живописца.
Усыновил внука
В первом браке у художника родились четыре дочери, которые подарили ему десятерых внуков. Но художнику не давал покоя тот факт, что судьба не осчастливила его наследником-сыном. «Желая сохранить род Айвазовских, осмелюсь просить дать мою фамилию, с гербом и достоинствами дворянского рода, усыновленному мной внуку – сыну старшей дочери Елены Александру Латри», – писал художник в конце жизни императору Николаю II. Ответа от государя Айвазовский не дождался – вскоре он скончался. Но прошение было удовлетворено. Сегодня фамилию знаменитого живописца носит его внук Михаил Айвазовский. Унаследовал он и дедушкин талант. Как и другие внуки – все они художники.
Напоследок взорвал корабль
Последняя картина Ивана Константиновича называется «Взрыв турецкого корабля». Ее маринист и баталист написал в последний день жизни – 19 апреля (по новому стилю – 2 мая) 1900 года. С утра он сидел за мольбертом в мастерской в Феодосии, спеша реализовать давнее намерение – изобразить освободительную борьбу греческих повстанцев против турков. В центре полотна художник нарисовал объятый огнем и дымом корабль, но завершить сюжет не успел – ночью сердце 82-летнего Ивана Айвазовского остановилось.
По завещанию могила художника находится во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса в центре Феодосии.
© Вячеслав Капрельянц, 2017
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
slavikap.livejournal.com
Художник Иван Константинович Айвазовский... Портретно-Жанровое.: philologist
Вся живопись Айвазовского - здесь "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци.Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:Великий художник!Прости меня за ошибку мою,когда я принял за действительность картину твою,но настолько очаровательна работа твоя,что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,что тебя вдохновляет гений.(Стихотворная обработка дословного перевода с английского:Иосэф Меерович,Израиль)Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию.Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882
О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».Видео: Биография
На смерть Александра III. 1894. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. УкраинаПортрет бабушкиaivazovsky-with-friends-1893Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана. 1862 Автопортрет 1874Портрет Лорис-Меликова. 1888 Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1896 Портрет И.Х. Лазарева. 1851Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848 Автопортрет 1892
Последние дни жизни.
Могила И. К. Айвазовского около армянской церкови Сурб-Саркис, Феодосия, КрымХудожник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Интересные факты:В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов."22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал."Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.byron-visiting-mhitarists-on-island-of-st-lazarus-in-venice-1899russian-squadron-on-the-raid-of-sevastopol-1846.chumaks-leisure-1885winter-scene-in-little-russia-1868ox-cart-crossing-a-flooded-plain-1897chumaks-in-little-russiatravel-of-poseidon-by-sea-1894Потоп 1864dejection-of-noah-from-mountain-ararat-1889Предательство Иуды. 1834the-ruins-of-pompeii-1889the-wedding-of-the-poet-in-ancient-greece-1886passage-of-the-jews-through-the-red-sea-1891little-russian-ox-cart-in-winter-1866jesus-walks-on-water-1888explosion-of-arkadion-monastery-on-crete-in-1866-1867coffee-house-by-the-ortaköy-mosque-in-constantinople-1846boat-ride-by-kumkapi-in-constantinople-1846Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)Клятва перед Аварайской битвойjesus-walks-on-water-1888shipwreck-of-lefort-1858.Биографию можно почитать - здесь: Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) | "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци. ПортретноЖанровое. (часть-1)
philologist.livejournal.com
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) - Журнал обо всём
. Это цитата
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) | "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци. ПортретноЖанровое. (часть-1)
Вся живопись Айвазовского - здесь
Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Великий художник!Прости меня за ошибку мою,когда я принял за действительность картину твою,но настолько очаровательна работа твоя,что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,что тебя вдохновляет гений.
(Стихотворная обработка дословного перевода с английского:Иосэф Меерович,Израиль)
Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.
Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию.
Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882
О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».
Видео: Биография
На смерть Александра III. 1894. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. Украина
Портрет бабушки
aivazovsky-with-friends-1893
Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана. 1862
Автопортрет 1874
Портрет Лорис-Меликова. 1888
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1896
Портрет И.Х. Лазарева. 1851
Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848
Автопортрет 1892
Могила И. К. Айвазовского около армянской церкови Сурб-Саркис, Феодосия, Крым
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов."22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал."
Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877
А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897
Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.
byron-visiting-mhitarists-on-island-of-st-lazarus-in-venice-1899
russian-squadron-on-the-raid-of-sevastopol-1846.
chumaks-leisure-1885
winter-scene-in-little-russia-1868
ox-cart-crossing-a-flooded-plain-1897
chumaks-in-little-russia
travel-of-poseidon-by-sea-1894
Потоп 1864
dejection-of-noah-from-mountain-ararat-1889
Предательство Иуды. 1834
the-ruins-of-pompeii-1889
the-wedding-of-the-poet-in-ancient-greece-1886
passage-of-the-jews-through-the-red-sea-1891
little-russian-ox-cart-in-winter-1866
jesus-walks-on-water-1888
explosion-of-arkadion-monastery-on-crete-in-1866-1867
coffee-house-by-the-ortaköy-mosque-in-constantinople-1846
boat-ride-by-kumkapi-in-constantinople-1846
Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)
Клятва перед Аварайской битвой
jesus-walks-on-water-1888
shipwreck-of-lefort-1858.
Биографию можно почитать - здесь:
kolybanov.livejournal.com