Картины Айвазовского Ивана Константиновича в Третьяковской галерее. Картины айвазовского в третьяковке


Картины Айвазовского Ивана Константиновича в Третьяковской галерее

Дойдя до 19-го зала Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, д. 10, мы попадаем вдруг в мир, не похожий ни на какие другие. Вокруг море, бьющиеся о берег волны, парусники… Кажется, сделаешь еще шаг — и с ног до головы обдаст солеными брызгами. Это зал картин Айвазовского Ивана Константиновича (1817–1900).

Родившись в Феодосии, в бедной армянской семье (его отец к этому времени разорился), Айвазовский (Гайвазовский) Иван (Оганес) Константинович много учился и рано показал выдающиеся успехи в рисовании. В 1833 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств и достаточно быстро стал известным живописцем. Признание публики ему принесли морские пейзажи.

Картины Айвазовского с названиями «Девятый вал», «Лунная ночь на Капри», «Буря», «Черное море» и многие другие известны всем любителям русской живописи. Творчество художника было очень плодотворным: за свою жизнь он написал около 6 000 полотен. По сравнению с этим количеством, выставка Айвазовского в Третьяковской галерее небольшая, всего несколько работ, но они считаются одними из лучших его полотен.

Невероятно романтичное ночное море, лодки, приближающийся парусник — перед нами «Ночь на Капри» (1841 г.). Теплое летнее спокойствие создает атмосферу сказки, невольно вспоминается Русалочка, и мы с трепетом пытаемся угадать, а кто плывет на этом корабле, кого ждут сидящие в лодке со спущенными парусами люди?

Не менее романтична картина, расположенная рядом, — «Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо» (1844 г.). Небольшая по размеру, она написана маслом на дереве, что, видимо, придает ей еще больше теплоты и нежности. Мягкий свет, наполняющий изображение, делает море и небо с золотистыми облаками единым целым. А на остров мы смотрим глазами тех, кто подплывает к нему на корабле.

Выставка работ художника представляет полотно, одновременно передающее любовь мастера к морю и показывающее его классическое художественное образование. Это «Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848 г.). На картине изображено не только перламутрово-золотистое от лучей заходящего солнца море, но и памятник архитектуры — Леандрова, или Девичья, башня. С этой знаменитой башней, уже много веков служащей ориентиром морякам, связаны две интересные легенды. Одна из них гласит, что когда-то встречались в ней молодой человек по имени Леандр и девушка Геро, жрица богини Афродиты. Она каждый вечер ждала его с факелом на берегу, а он плыл к ней по морю. Но однажды факел погас и Леандр не увидел знакомого огонька. Молодой человек утонул, а его возлюбленная Геро, узнав об этом, бросилась в море. Так и назвали башню Леандровой. Согласно другой легенде, турецкий султан прятал здесь свою любимую дочь: ей предсказали смерть от укуса змеи. Но влюбленный молодой человек пробрался в башню под видом торговки цветами, чтобы увидеть девушку. Случайно в цветочной корзине оказалась змея, она укусила принцессу, но возлюбленный спас ее, а султан разрешил им пожениться. Так башня стала Девичьей. В зале картин Айвазовского Ивана Константиновича это самое загадочное и, может быть, самое трогательное полотно.

Среди картин Айвазовского отнюдь не только спокойные и нежно-романтичные морские пейзажи. Грозовое небо и бушующее море почти сливаются, неся гибель кораблям, на картине «Буря» (1857 г.). Грозность пейзажа усиливается еще и тем, что на заднем плане проступают едва различимые горные вершины. Корабли зажаты между небом, морем и горами, но посмотрите, какими они остаются гордыми и прекрасными!

Совершенно другой шторм на холсте Айвазовского «Радуга» (1873 г.). Мы как будто находимся внутри жемчужной раковины, перламутровые переливы розового, голубого, серебристого, сиреневого создают необыкновенно красивую картину. Однако она полна тревоги за тех людей, которые пытаются в легкой лодке спастись с тонущего корабля.

Если на предыдущих работах живописца море буквально сливалось с небом, то на полотне «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» (1881 г.) воздушная и водная стихии четко разграничены линией горизонта. Картина разделена пополам, художник показал все переливы волнующегося моря — от непроницаемой черноты до перламутрово-белых барашков на гребнях волн, и все оттенки грозового неба, на котором постепенно сгущаются тучи.

Зал с картинами Айвазовского в Третьяковке притягивает посетителей красотой морских пейзажей, не зря Иван Константинович и по сей день считается одним из самых известных маринистов в мире. Ни одно фото, даже выполненное прекрасным фотохудожником, не передаст настроение моря, неба, стихии так, как изображено оно на картинах Айвазовского. Его любовь и романтичное отношение к морю сказалось во всех работах, которыми по праву может гордиться Третьяковская галерея.

vtbrussia.ru

выставка Ивана Айвазовского в Третьяковке / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

По-новому взглянуть

на одного из самых популярных и любимых у русского зрителя художников можно будет в филиале музея на Крымском Валу с 29 июля по 20 ноября.

Ивана Айвазовского, открывшего русскому искусству жанр марины — морского пейзажа, можно отнести к тем живописцам, которым «повезло» снискать популярность и славу ещё при жизни. Художник, чьей работоспособностью восхищались современники, участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными и открывались не только в России, но и во многих городах мира. Почётный член многих известнейших академий художеств, академик и профессор живописи Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, художник Главного морского штаба — все это об Айвазовском. Парадоксально, но при этом профессиональные критики в своё время прилепили ему ярлык «устаревшего», «коммерческого» художника. Как следствие — отсутствие серьезных исследований его творчества и практически ни одной крупной выставки.

В свете этого масштабная ретроспектива в Третьяковской галерее даёт зрителям и исследователям возможность по-новому увидеть и работы Айвазовского, и саму его личность. По словам организаторов, Айвазовский предстанет перед нами «художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений». Кураторы выставки отобрали 120 полотен из 6000 написанных Айвазовским картин — небольшая их часть хранится в самой Третьяковке, другие работы предоставили Русский музей, Центральный военно-морской музей, загородные дворцы (Петергоф, Павловск, Царское Село), некоторые региональные музеи и собрания из других стран мира.

Вся экспозиция разделена на несколько тем и разделов: «Морские симфонии», «Художник Главного морского штаба», «Между Феодосией и Петербургом», «Весь мир ему был мал», «Плененный тайной мироздания». Помимо наиболее значимых полотен художника — вроде знаменитого «Девятого вала», впервые будут наиболее полно представлены рисунки Айвазовского. Из обещанных сюрпризов — работа «У берегов Кавказа» (1885 г.), не выставлявшаяся ранее и представленная после реставрации, а также видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп» при входе на выставку, которая создает «эффект присутствия» в водах Черного моря.

Art & More: выставка Ивана Айвазовского в Третьяковке

Art & More: выставка Ивана Айвазовского в Третьяковке

Art & More: выставка Ивана Айвазовского в Третьяковке

Art & More: выставка Ивана Айвазовского в Третьяковке

 

 

 

posta-magazine.ru

The Vanderlust, Планы: Айвазовский в Третьяковской галерее

29 июля в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается масштабная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения одного из самых известных русских художников – Ивана Константиновича Айвазовского. Наследие после себя он оставил колоссальное, несколько тысяч полотен, и для этой экспозиции отобрали лучшее: порядка 100 живописных и около 50 графических произведений.

Конечно, будут представлены и самые знаменитые его картины: «Радуга» и «Черное море» из коллекции Третьяковки, а также «Девятый вал» и «Волна», которые специально привезут из Русского музея. Документальный раздел экспозиции познакомит с биографией и личностью художника, ну а гармоничную компанию произведениям искусства и архивным материалам составят модели кораблей, компасы, подзорные трубы и прочая атрибутика морских путешествий. Выставка открыта до 20 ноября 2016 года.

10 интересных фактов об Айвазовском

Родной город Айвазовского – Феодосия. Там он родился, жил, творил и зарекомендовал себя как щедрый меценат: открывал школы искусств, финансировал археологические исследования, построил здание для городского Музея древностей... Ничего удивительного, что Феодосия избрала его своим почетным гражданином.

При рождении художника нарекли Ованес, и в письмах на армянском языке он подписывался именно так, а вот русский вариант этого имени – Иван. Кстати, фамилия его до 1840 года писалась как Гайвазовский.

По воспоминаниям, ставшим почти легендой, маленький Айвазовский постоянно рисовал углем на стенах беленых домов, изумляя всех своим талантом. В 1833 году в возрасте 16 лет его приняли в прославленную петербургскую Академию художеств, которую он окончил с золотой медалью.

Во время обучения в Академии Айвазовский был определен в помощники французскому живописцу Таннеру, гостю императорского двора, фавориту Николая I. В это время случилась престижная выставка, где Айвазовский самостоятельно решил показать несколько своих работ. Были там и таннеровские марины, и так уж вышло, что критики расхвалили молодого художника и скептично прошлись по модному французу. Таннер оскорбился, пожаловался императору, тот, в свою очередь, повелел немедленно убрать из экспозиции все картины Айвазовского и начал думать, как бы его еще наказать. Почти полгода такие авторитетные фигуры, как Крылов и Жуковский, уговаривали царя сменить гнев на милость, и в итоге наказание ограничилось тем, что из пейзажного класса художника перевели в класс батальной живописи…

Айвазовский прославился как маринист, но писал он и батальные сцены, и пейзажи, и портреты, и евангельские сюжеты.

Иван Константинович был знаком со многими выдающимися современниками, а поскольку прожил долгую жизнь, то и общаться ему довелось с людьми разных эпох и поколений, от Пушкина и Гоголя до Чехова и Репина.

Единственная встреча Айвазовского с Пушкиным произошла на той самой злосчастной выставке в 1836 году. Впоследствии он нередко предпринимал попытки написать портрет поэта, но они ему не очень удавались, и самой удачной признана картина, созданная совместно с Репиным: «Прощание Пушкина с Черным морем».

Зато художник много и тесно общался с Гоголем, с которым познакомился во время своей поездки в Италию. В римской квартирке Николая Васильевича они проводили время часто и, как говорят, весело. Можно даже не сомневаться, что писатель не раз потчевал Айвазовского пастой, которую очень любил и мастерски готовил.

Первой женой Айвазовского стала Юлия Гревс, родившая ему четырех дочерей и оставившая мужа через 12 лет совместной жизни, причем официальный развод состоялся позже. Начиналось все как в романе: в одном из домов художник увидел прелестную черноглазую гувернантку английских кровей, тут же влюбился в нее, сделал предложение. Некоторые считают, что Гревс хотела блистать в столичном свете, а не прозябать в Феодосии, поэтому брак и разочаровал ее. Кто-то оправдывает Юлию тем, что Айвазовский на первое место всегда ставил работу и творчество, а не интересы жены... Как бы там ни было, уже после расставания, даже уже после развода, она немало сил потратила на то, чтобы отравить своему бывшему мужу жизнь, особенно когда узнала, что он женится вторично. В одном из писем Иван Константинович в сердцах написал: «Эта женщина способна на все, надобно знать, какое она злое существо».

Художник умер неожиданно, во сне, оставив неоконченной начатую накануне картину. На его надгробии высечены слова на древнеармянском: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память». Вместе с ним покоится его вторая жена Анна – она была моложе мужа на 40 лет и все оставшиеся годы хранила память о нем.

www.thevanderlust.com

Страсти по морю. Что смотреть на выставке Айвазовского в Третьяковке | Куда пойти | Культура

Выставка картин Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, посвящённая 200-летию художника, превысила по посещаемости знаменитую выставку Валентина Серова. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова заявила, что всего за 11 дней экспозицию самого известного русского мариниста посетили 54 тысячи человек, тогда как выставку автора «Девочки с персиками» за аналогичный период посмотрело 45 тысяч любителей искусства.

Выставка, на которой представлено более 200 экспонатов из 17 музеев и шести частных собраний, продлится в Третьяковской галерее до 20 ноября 2016 года. АиФ.ru рассказывает, на какие картины знаменитого художника стоит обратить особое внимание.

«Девятый вал», 1850 год

«Девятый вал» — самая известная картина художника, которая сразу была признана шедевром. Известный коллекционер Павел Третьяков хотел заполучить полотно для своей коллекции, но император Николай I опередил его и приобрёл шедевр мариниста для Эрмитажа.

Своим сюжетом картина обязана известному факту, что каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и опасным. На фоне бескрайнего моря художник изобразил четырёх человек, уцелевших после кораблекрушения, а пятый старается выбраться из воды на мачту. И хотя путешественникам удалось спастись, им ежеминутно продолжает угрожать опасность.

Реалистичность картины подкреплена собственным опытом Айвазовского: всего за шесть лет до написания полотна он пережил страшную бурю в Бискайском заливе. Шторм, в который попал корабль, был настолько сильным, что судно сочли утонувшим — в европейских и петербургских газетах появились ложные сообщения о смерти известного молодого художника.

«Девятый вал», 1850 г. «Девятый вал», 1850 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Радуга», 1873 год

В 70-е годы критики стали обвинять Айвазовского в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна. В тот момент, когда «доброжелателей», утверждавших, что художник повторяет сам себя и, кроме волн, больше ничего писать не может, стало больше, Айвазовский представил очередное живописное кораблекрушение, не походившее на прежние работы. «Радуга» стала настоящей сенсацией — до этого в русской живописи морской пейзаж в таком цвете не писал никто.

Есть в картине и небольшая деталь, которая останется незаметной для невнимательного зрителя. В центре полотна в шлюпке изображены тринадцать человек, которым удалось спастись с тонущего корабля. Некоторые из них съёжились в страхе, кто-то гребёт, кто-то машет морю кулаком. Но есть среди них особый герой — седовласый мужик, который смотрит вдаль и машет шляпой. На первый взгляд, его поза кажется странной, но она объяснима: он увидел радугу, предвестницу конца шторма, и радуется спасению.

«Радуга», 1873 г. «Радуга», 1873 г. Фото: Public Domain

«Чёрное море», 1881 год

Картина «Чёрное море» кажется довольно простой: любимое Айвазовским море и небо. Но замысел автора становится понятнее, если знать первоначальное название пейзажа «На Чёрном море начинает разыгрываться буря» и внимательно вглядеться в изображение. На горизонте можно разглядеть силуэт корабля, который неизвестно куда направляется. Одним мазком на холсте шириной в 2 метра художник определил возможности человека в противостоянии со стихией — «Чёрное море» Айвазовский писал в 64 года, когда находился в поисках истинного смысла жизни.

Главным фанатом пейзажа «Чёрное море» был другой известный русский живописец Иван Крамской, он даже включил картину Айвазовского в собственное произведение «Неутешное горе», изобразив её за спиной героини.

И. Айвазовский, «Чёрное море», 1881 г. И. Айвазовский, «Чёрное море», 1881 г. Фото: Public Domain

«У берегов Кавказа», 1885 год

Одним из главных открытий выставки можно назвать крупную картину «У берегов Кавказа», которая ранее не экспонировалась и была отреставрирована специально к юбилейной экспозиции. Айвазовский впервые оказался у берегов Кавказа совсем молодым человеком, как только закончил Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Но жизнь там оставила художнику целую серию «кавказских впечатлений».

На полотне «У берегов Кавказа» изображена сцена кораблекрушения — от накренённого, уже начавшего тонуть парусника уплывает спасательная шлюпка, которая вот-вот налетит на прибрежные скалы. Несмотря на пугающий сюжет и бушующие волны, Айвазовский оставляет зрителям надежду на то, что всё благополучно разрешится.

«Волна», 1889 год

«Волна» была завершена Айвазовским всего за год до смерти и считается одной из его самых сильных работ. У полотна довольно простой сюжет: бурное море в зимний ветреный день, но есть небольшой секрет — заниженная линия горизонта, благодаря которой зрителю кажется, будто он находится у самой кромки воды.

Как отмечают искусствоведы, эта картина отличается серьёзным и осмысленным взглядом художника на окружающий мир, сам же Айвазовский называл «Волну» «лучшая моя буря» и говорил, что в этом полотне ему удалось передать «весь опыт своей художественной жизни». Громкое заявление, учитывая, что из-под его кисти вышло несколько тысяч видов штормовых и бушующих морских произведений.

И. Айвазовский, «Волна», 1889 г. И. Айвазовский, «Волна», 1889 г. Фото: Commons.wikimedia.org

www.aif.ru

Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения.

Открыть доступ

До 20.11.2016 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Третьяковская галерея открывает выставку одного из самых популярных и любимых у русского зрителя художников — Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900).

Он открыл для русского искусства жанр марины — морского пейзажа — и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины — второй половины XIX века.

Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Свой творческий путь он начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение эстетической доктрины в середине XIX столетия.

К концу XIX века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев предвосхитить поиски художников-символистов.

В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели русской культуры: К.П. Брюллов, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, А.А. Иванов, позднее — П.М. Третьяков, И.Н. Крамской, И.Е. Репин. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей.

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств.

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи. В 1844 году он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств.

Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку.

Публика не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего», не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык «салонные и коммерческие».

Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий.

Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества.

Айвазовский предстанет художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. Его узнают как собеседника по переписке с католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века.

Важно познакомить молодых зрителей, совсем не знающих Айвазовского, с кумиром многих поколений, заинтересовав метафизикой его работ, близкой современным художникам.

Для решения этих задач Третьяковская галерея впервые проводит в своих залах масштабную монографическую выставку мастера. Галерея не пыталась собрать как можно больше работ Айвазовского, но стремились представить его творчество самыми значительными и наиболее качественными произведениями.

Был проведен тщательный отбор: из 6000 написанных Айвазовским картин (по свидетельству самого художника) выбрано 120 живописных полотен. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, из которой на выставку поступило 33 картины и 9 рисунков.

Большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах (Петергоф, Павловск, Царское Село), остальные рассредоточены в региональных музеях России, в других странах. Юбилей Айвазовского стал поводом показать из этих коллекций все лучшее в Москве.

Архитектура выставки, под стать морской тематике, решена «галсами»: зритель может следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика.

Экспозиция строится по темам и мотивам.

Раздел «Морские симфонии» представляет основные состояния марин Айвазовского — от штиля к урагану: море спокойное, бушующее, при разном освещении. Раздел «Художник Главного морского штаба» включает исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота.

В разделе «Между Феодосией и Петербургом» представлены «сухопутные» пейзажи Айвазовского. Раздел «Весь мир ему был мал» объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам.

В разделе «Плененный тайной мироздания» демонстрируются картины на библейские сюжеты.

Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как «Радуга» (1873), «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» (1881, оба — ГТГ), «Девятый вал» (1850) и самое масштабное произведение на выставке «Волна» (1889, оба — ГРМ). Впервые так цельно и полно демонстрируются рисунки Айвазовского — 55 листов.

К числу открытий выставки можно отнести представленную после проведенной реставрации крупную картину «У берегов Кавказа» (1885, ГТГ), никогда ранее не экспонировавшуюся.

Для демонстрации интересов Айвазовского-коллекционера, воссоздания атмосферы его мастерской привлечен дополнительный материал — экспонаты из корабельного фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный звездный глобус, макеты кораблей.

Документальный раздел выставки включает портреты родных художника, фотографии, архивные материалы. Они иллюстрируют биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность — благотворителя, жертвователя, мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевой и системообразующей фигуры для города и Крыма в целом.

Сюрприз проекта — при входе на выставку зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп», которая создает «эффект присутствия» в водах Черного моря.

Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства. В его искусстве заложены темы, которые интерпретировали многие поколения художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного, безграничного пространства, ощущения человека перед лицом стихии.

Мастер строит композицию работ так, что создается особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным в изображение, испытывает эмоции участника действия, что сродни современному 3D-эффекту.

Важнейшее качество полотен Айвазовского, которое подкупает зрителя, состоит в том, что в них доминирует оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий.

Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.

 

 

Информация (на 28.07.2016):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, залы 60-61.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Стоимость каталога – 3000 рублей.

 

cultobzor.ru

Третьяковская галерея представила видеоролик к выставке картин Айвазовского :: Новости :: ТВ Центр

В пятницу в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка, которую так ждут москвичи. Более сотни лучших работ художника-мариниста Ивана Айвазовского из 17 музеев страны собраны сразу на одной площадке. Событие это сенсационное, и Третьяковка даже выпустила специальный видеоролик, который сам по себе - произведение искусства.

На Крымском Валу - полный штиль. Очереди нет, полевой кухни не наблюдается, двери - на месте. Но хранители - в полной готовности, подтянуты как никогда. Потому как уже в пятницу здесь может штормить, передает "ТВ Центр".

В Пушкинском музее в сентябре откроется выставка Рафаэля

Третьяковка сделала все, чтобы встреча с Айвазовским стала не менее успешной, чем выставка Серова. С одной стороны, введение продаж билетов онлайн по Интернету, а также сеансов через каждые полчаса во избежание очередей. С другой - необыкновенно активная и изящная рекламная компания выставки. С тизером, который уже ставят в пример ведущим кинематографистам страны. За несколько дней - сотни тысяч просмотров.

Об Иване Айвазовском - он же - Ованес Айвазян - сложено очень много легенд.  В основном, о его творческой плодовитости - мол, чтобы создать шесть тысяч полотен, нужно было писать по две картины в неделю. А он и писал невероятно  быстро, как правило, за полтора часа, потому как долгие годы был официальным живописцем главного морского штаба России. А это вам не долгие размышления над каждым мазком, а экстремальные экспедиции. Третьяковка представит и его рисунки, сделанные во время путешествий, и испещренный штампами загранпаспорт, и другие доселе не выставлявшихся личные вещи живописца. А главное - более сотни лучших полотен из 17 музеев и личных коллекций.

Айвазовский практически не писал с натуры - был крайне неусидчив. Сделает несколько эскизов на берегу, а потом дома импровизирует. Оно и понятно - как можно писать с натуры девятый вал? Он невероятно щедро дарил свои работы  - всем, кому хотел. Несмотря на то, что его полотна и при жизни стоили очень дорого. Сам император во всеуслышанье заявил: "Я куплю все картины, какие он только напишет!". В наше время полотна Айвазовского оцениваются в миллионы долларов. Потому и воруют их из разных музеев чаще других. А количество подделок зашкаливает.

"В том богатстве эмоций, которые вызывают такого рода работы, которые вызывает Айвазовский, кроется и секрет его невероятной популярности. И его невероятной популярности при жизни...", - говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Айвазовский был неисправимым романтиком. Он не боялся мечтать и совершать смелые поступки. В любимой Феодосии открыл музей, школу искусств, руководил раскопками древних курганов, инициировал строительство железной дороги, расширил порт и проложил водопровод. В собственном доме открыл картинную галерею. А потом подарил её городу. Он прожил долгую  жизнь. И познал секрет счастья, зашифровав его в своих полотнах. С 28 июля разгадать его сможет каждый желающий. Главное, попасть на выставку.

Ольга Стрельцова, Кирилл Макаров, Наталья Епифанова, "ТВ Центр", Москва.

www.tvc.ru

Айвазовский в Третьяковке: 3 неожиданных факта с выставки - Культура

Айвазовский в Третьяковке: 3 неожиданных факта с выставки

Культура 29.07.2016

Открываем классику заново.

Который сезон подряд Третьяковская галерея открывает на Крымском Валу главные выставочные хиты столицы. Все помнят ажиотаж перед закрытием выставки Валентина Серова - особо буйные любители искусства даже выломали музейные двери. На этот раз Третьяковка подготовила юбилейную выставку "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" - еще до открытия было продано целых 17 000 билетов. Публике неискушенной Айвазовский известен как автор "Девятого вала" и других работ на морскую тему. Организаторы нынешней ретроспективы решили предложить новый взгляд на классика. TrendSpace рассказывает о не самых очевидных вехах его творчества.

Айвазовский писал не только море

view-of-moscow-from-sparrow-hills-1851.jpg "Вид на Москву с Воробьевых гор", 1851

Да-да, это так. Хотя водная стихия и привлекала художника своей таинственной мощью, порой он брался за кисть ради совсем других сюжетов. Во-первых, Айвазовский - превосходный пейзажист. Природный ландшафт дается ему также прекрасно, как и морские волны. Среди прочих, в Третьяковке показывают "Зимний обоз в пути" 1957 года - перед нами романтизированная художником заснеженная сибирская степь. "Вид на Москву с Воробьевых гор" 1851 года изображает излучину Москвы-реки и старинный город на горизонте. Ярким вертикальным акцентом на картине становится высокое дерево, под которым чаевничают московские обыватели.

portrait-of-vice-admiral-m-p-lazarev-1839.jpg "Портрет вице-адмирала Лазарева", 1839

Есть в творчестве Айвазовского и несколько портретных работ. Среди прочих, на выставке можно увидеть портрет второй жены художника Анна в романтическом духе и небольшой по формату портрет вице-адмирала Лазарева - раннюю работу живописца, которую тот написал во время участия десантной операции русских кораблей на Кавказе.

Айвазовского любил император

fb9e220f85b2dc5e19dca8d6dec53951534500176624917.jpg "Большой Петерговский дворец", 1844

В ХIX века благоволение монарха - большая удача для художника. Николай I был расположен к Айвазовскому в конце 30-х император приобрел картину "Десант отряда в долине Субаши". А в 1844 году уже по личному заказу Николая он пишет серию из шести картин с изображениями Петербурга, Кронштадта и других городов империи. Среди них - и "Большой Петергофский дворец", приехавший на московскую выставку из Питера. На небольшом полотне Айвазовский изобразил классическую панораму комплекса: вид на желтеющее здание дворца со стороны знаменитых каскадов фонтанов.

Айвазовского любили на Западе

Иван_К._Айвазовский_-_Неаполитанский_залив_(1841).jpg "Неаполитанский залив", 1841

Немногие российские художники могли похвастаться таким уровнем признания, каким пользовался талант Айвазовского. Художник много путешествовал и, как следствие, проводил выставки по всему миру: в Париже, Риме, Неаполе, Амстердаме, Константинополе. Маринист добрался даже до Штатов - его картины показывали в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Чикаго. Получал он и престижные заморские награды, среди которых - французский орден Почетного легиона за серию "Четыре богатства России", представленную на Международной выставке в Париже в 1857 году. Среди поклонников Айвазовского были папа Григорий XVI, купивший полотно 1840 года "Хаос", и король Сицилии Фердинанд II, который приобрел холст 1841 года "Неаполитанский залив". Вообще, Иван Айвазовский отличался удивительной продуктивностью - всего он провел 125 персональных выставок в России и за рубежом и написал около 6000 полотен, 120 из которых можно будет увидеть в Третьяковской галерее до 20 ноября.

www.trendspace.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта