Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода. Картина айвазовского самая большая
Самые большие картины в мире
Какая самая большая картина в мире? Каждый год рекорды устанавливаются один за другим и тотчас же бьются другими мастерами. Одни шедевры висят в известных галереях мира, другие являются частью современного искусства. Но каждый раз их размеры впечатляют и завораживают.
Айвазовский
Мировому искусству художник известен своей огромной любовью к морю. Сам Айвазовский основал музей маринистической живописи в Феодосии (Крым). Огромная коллекция произведений на морскую тематику находится в одном месте. В музее насчитывается 12 000 экземпляров, но самая большая экспозиция достигает размеров 282х425 см и носит название «Среди волн».
Написана она была Айвазовским в 1898 году. Эта огромная картина была готова за 10 дней. Позже художник признался, что ему потребовалось писать картины несколько десятков лет, чтобы к концу своей жизни создать этот великолепный шедевр. Полотно примечательно тем, что на нем не изображены обломки мачт, люди, пляжи или гибнущие корабли. На нем есть только две неизведанные и сильные стихии: бушующее море и беснующее небо.
Лувр
В квадратной гостиной Лувра хранится самая большая картина в истории искусства. Монахи одного итальянского монастыря попросили художника Паоло Веронезе заполнить фигурами огромное полотно. Картина имеет название «Брак в Кане Галилейской». В основу композиции лег библейский сюжет. Художнику на картине размером в 660х990 см удалось расположить около 130 фигур, среди гостей были запечатлены великие деятели того времени.
Картина «Брак в Кане Галилейской», Паоло ВеронезеКартина писалась в течение двух лет. В итальянском монастыре она провисела немного, пока всё не разграбил Наполеон. Сохраненное полотно перевезли во Францию, разрезав его пополам. Позже картина прошла процесс восстановления и была аккуратно сшита.
Третьяковка
Картина находится в Третьяковской галерее. Написана она художником Александром Ивановым и носит название «Явление Христа народу». Шедевр писался более 20 лет. Его итоговые размеры составляют 750х540 см. Художник, как свойственно настоящему творцу, писал ее в уединении где-то в своей мастерской в Риме. Вдохновлялся он местными жителями, которые спокойно прогуливались по итальянским улочкам. Мельчайшие детали живописных пейзажей были почерпнуты из природных ландшафтов пригородов Италии.
Картина «Явление Христа народу», Александр ИвановКогда полотно было полностью закончено, художник перевез его в Санкт-Петербург и представил императорской семье. Особого восторга у главы государства и членов его семьи картина не вызвала. После смерти художника, Александр II решил купить шедевр и передать ее Румянцевскому музею. Позже полотно было отдано Третьяковской галерее, где и красуется до сих пор.
Жизнь Тибета
В пекинском музее китайской истории выстелено полотно, которое создавали 400 художников в течение 4 лет. На картине размерами 618х2500 см изображена история Тибета, его религия, культура и местные жители. На ней детально выписан каждый элемент отдельной фигуры человека. Всего мелких предметов на полотне 2480 штук.
48 женщин
Весной 2013 года в Москве проходила выставка под названием «Лицо и душа». В историческом музее была представлена, которая состояла из 48 портретов российских женщин. Автором произведения стал итальянец Омар Гальяни.
Фрагмент картины "48 женщин", Омар ГальяниВсе портреты были выполнены карандашом по дереву. Удивительно, но 36 женщин были написаны с натуры, а остальных 12 художник отобрал по фотографиям. На сайте была запущена специальная акция, где каждая русская красавица могла загрузить свою собственную фотографию и попытать удачу. Женщины никак не были связаны между собой и имели разные профессии и интересы. Творец хотел показать истинное лицо русской женской души, которое не окутано стереотипами.
Ровно 2 года Омар Гальяни работал над этим шедевром. В конечном итоге полотно достигло размеров в 3x16 метров. Невозможно ответить на вопрос, как автор отбирал девушек. Скорее всего, он опирался на свое внутреннее чутье и эстетические предпочтения.
Небо
Бразильский художник Хосе Роберто Агилара создал полотно площадью в 740 квадратных метра, а весило оно 4 000 кг. Картина носит название «Связь прошлого и настоящего». На ней красуется чистое голубое небо. На этот шедевр автору пришлось потратить около 3700 кг краски. Полотно было оценено в $100 тыс.
Ворота Львова
Картина успела войти в Книгу рекордов Гиннеса. Ее размеры в ширину 32 метра, а в длину 23 метра.
Трехмерная картина "Ворота Львова"Высота полотна достигает отметки в 6 метров. Гигантскую трехмерную работу рисовало сразу несколько художников в течение полугода.
Волна
Размеры этой картины бьют все рекорды. В это трудно поверить, но высота полотна составляет 2,1 метра, а длина 6,4 километра. А весит она 6 тонн. Автором творения стал хорватский художник Джуро Широглавич. На помощь художник позвал двух своих помощников. В общей сложности на создание шедевра ушло 2500 кг краски, а в качестве мольберта был использован плац воинской части г. Загреб.
Джуро Широглавич на фоне "Волны"Художник и его помощники рисовали полотно 6 месяцев. Картину продали с аукциона, разрезав ее на несколько частей. А все вырученные средства были отправлены на благотворительность.
Читайте также: Самая большая летучая мышь в мире.24smi.org
Иван Айвазовский — самая дорогая картина, секретные краски и другие любопытные факты
Время прочтения:
Иван Константинович Айвазовский — один из самых плодовитых русских художников-маринистов. За более чем 60 лет творчества им было написано свыше 6000 полотен. Современники удивлялись с какой скоростью Мастер создавал свои шедевры. Неподвластны пониманию были и живописные приёмы художника, техника исполнения, подбор красок, виртуозные эффекты прозрачной волны и дыхание моря.
Художник Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Главный секрет Айвазовского не являлся тайной: чтобы так правдоподобно писать море, нужно родиться и прожить долгую жизнь у морского берега.
Добавим к этому факту еще несколько ингредиентов — трудолюбие, талант, безупречную память и богатое воображение — именно так рождались знаменитые полотна Айвазовского. Вот и весь секрет гения.
Художник писал стремительно быстро и много — примерно 100 картин в год. И всё его наследие получило признание коллекционеров, как одно из самых «крепких». Полотна художника будто неподвластны времени, всегда в прекрасном состоянии, меньше всего растрескиваются, и крайне редко подвергаются реставрации.
Главный секрет — в технике нанесения красок. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. Излюбленной его техникой считалась лессировка, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. В результате чего волны, облака и море на холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.
Гениальность Айвазовского признавали самые выдающиеся люди России и мира. Он встречался и был дружен с Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Жуковским, Брюлловым, Глинкой. Его принимали во дворцах королей и вельмож, сам Папа римский дал ему аудиенцию и наградил золотой медалью за картину «Хаос. Сотворение мира». Понтифик хотел приобрести понравившийся шедевр, но Айвазовский его просто подарил.
Папа Григорий XVI отвез картину в музей Ватикана. Сейчас оно находится в Венеции, на о-ве Св. Лазаря. Дело в том, что в начале XX века Папа Леон XIII подарил полотно Музею армянской конгрегации мхитаристов. Возможно одной из причин было то, что здесь, на острове святого Лазаря жил старший брат художника Габриэл. Он занимал видное положение в религиозном братстве. В жизни художника это место было сакральным, напоминающее «маленькую Армению» близ Венеции.
Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. 1899. Национальная галерея Армении, ЕреванПроизведениями Айвазовского восхищалась вся Европа — академик и почётный член Императорской Академии художеств, он был избран также почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Иван Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…». Император Николай I заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский — будет куплено мною». Именно с легкой подачи императора, Айвазовского негласно называли «царем моря».
Вся его долгая и счастливая жизнь — кладезь волшебных историй и фактов — безумно интересных и красочных. Художник участвовал более чем в 120 выставках как в России, так и в Европе и Америке. Свыше 60 из них были персональными! В то время, из русских художников персональную выставку мог позволить себе только маринист-романтик Айвазовский.
Возможно вам уже известно, что работы Айвазовского не только самые продаваемые, а вместе с тем — самые похищаемые и подделываемые в мире.
Подлинность картин Айвазовского проверить можно, но это крайне затратная – и по времени, и по деньгам – процедура. В следствии этого половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, – подделки, но они пользуются таким успехом, что их всё равно покупают, но по более низким ценам. Более того — количество подделок значительно превышает число подлинников. Сам мастер признавался в написанных за всю жизнь 6000 работах, однако сегодня считаются подлинниками более 50 000 работ!
Айвазовский не писал с натуры. Большинство своих картин он рисовал по памяти. Порой художнику достаточно было услышать интересную историю и уже через мгновение он брался за кисточку. Для создания шедевра художнику не требовалось много времени, иногда достаточно было одного сеанса… «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь», — признавался Иван Константинович. Самой долгой его работой была картина «Среди волн». 10 дней — именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину.
Достоверно известно, что сюжет картины изначально был другим. Об этом стало известно со слов внука Айвазовского Константина Константиновича Арцеулова:
Когда картина была окончена, Иван Константинович пригласил всех родных посмотреть новое произведение. Огромный холст представлял собой картину неистово бушующего моря, и как бы для контраста могуществу стихии в середине была изображена лодка с потерпевшими кораблекрушение моряками.
Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: – не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?
Айвазовский был очень рассержен замечанием моего отца, повернулся и вышел. Но утром, проходя через зал в «большой дом» мы увидели, что на картине среди волн, нет лодки», учитывая замечания специалиста-инженера, художник ее записал».
Картина «Среди волн» была создана за два дня до смерти. В длину — она почти 4.5 м, а в ширину — около 3-х.
***
Все эти короткие факты достаточно распространенные, но есть и другие — малоизвестные, раскрывающие образ художника и его творчество с самых разных сторон.
Итак, 5 малоизвестных фактов из жизни художника (к 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)
∇
Случай в мастерской А.И. Куинджи.
Однажды художник А.И. Куинджи пригласил Айвазовского к себе в академическую мастерскую, с целью продемонстрировать своим ученикам мастерство и технику исполнения, которая была известна только одному Айвазовскому.
Советский пейзажист А. А. Рылов вспоминал об этом: «Архип Иванович подвел гостя к мольберту и обратился к Айвазовскому: «Этто вот… Иван Константинович, покажите им, как надо писать море».
Море. 1898. Луганский областной художественный музейАйвазовский назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете».
На тот момент художнику было 80 лет.
∇
Любимые города Айвазовского
Удивительно насколько сильно в этом человеке переплетались страсть к путешествиям по свету и любовь к родине. Где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы. В его заграничном паспорте значилось 135 визовых отметок. Он побывал в самых красивых странах и городах планеты, но с трепетом и восхищением относился только к двум городам — Константинополю и его маленькой Феодосии, которой был предан до конца своей жизни. «Мой адрес — всегда в Феодосии», делился он с Павлом Третьяковым.
Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия. 1897. Центральный военно-морской музей, Санкт-ПетербургФеодосия была отдушиной, исторической родиной, местом рождения, незаменимым очагом и домом. Константинополь — был любимым пристанищем во время путешествий. Из всех городов он прославлял только его — дивный город на Босфоре.
Впервые в столице Османской империи он побывал в 1845 году. С тех пор он возвращался сюда снова и снова. Точное число картин, посвященных видам Константинополя остается неизвестным. Предположительное число — около 100.
Вид Константинополя. 1849. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», ПушкинОднажды турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин. Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие».
Впоследствии Айвазовский получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.
«Восточная сцена». «Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе». 1846. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф».Однако, когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский поторопился избавиться от всех османских наград.
Нацепив на ошейник дворового пса все турецкие ордена, он прошелся по улицам Феодосии. Говорят, будто бы к процессии присоединился весь город. В окружении огромной толпы, Айвазовский направился к морю. Вскоре он забрался в лодку, и, отойдя на достаточное расстояние от берега, поднял сияющие ордена над головой и швырнул их в море.
Позже он встретился с турецким консулом и сказал, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет.
Раздосадованный агрессивной политикой турок, Айвазовский пишет несколько картин в поддержку армян, изображающих жестокие преступления турок против его народа. Они неоднократно выставлялись на самых престижных выставках Европы. Все средства от продажи картин он направлял на помощь армянским беженцам. Иван Константинович не ждал помощи от правительства или городской администрации, он встречал беженцев на въезде в Феодосию и предлагал им поселиться на его земле, снабжая на первое время деньгами.
— «Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной», — говорил Иван Константинович.
Ночь. Трагедия в Мраморном море. 1897. Частное собрание«Отец города». Иван Айвазовский и Феодосия
Айвазовский был первым почетным человеком Феодосии. Всю свою жизнь он активно занимался ее благоустройством, способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Художник открыл в Феодосии школу искусств, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России. По его инициативе был построен городской концертный зал, библиотека.
Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город. 1880. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
На его средства была создана и содержалась приходская школа.
Айвазовский также принял участие в строительстве нового здания для Феодосийской мужской гимназии, учениками которой в разное время были поэт и переводчик Максимилиан Волошин, муж Марины Цветаевой — публицист Сергей Эфрон, Александр Пешковский — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса. Айвазовский был попечителем этой гимназии, выделял стипендии и оплачивал учебу нуждающимся ученикам. Гимназия просуществовала до 1918 г.
Первый поезд в Феодосии. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.АйвазовскогоОн также добился, чтобы в городе построили железную дорогу. Его картина «Первый поезд в Феодосию» создана еще до постройки железной дороги, то есть по воображению.
Я всегда вспоминаю покойного друга, который не раз говорил мне: «Что Вам за охота, Иван Константинович, добиваться железной дороги для Феодосии, она только загрязнит берег и заслонит от Вашего дома чудный вид на бухту». Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке феодосийской железной дороги. Имение моё находится близ Феодосии и вдали от проектируемой линии железной дороги, услугами которой мне поэтому и не придётся пользоваться. Единственный же принадлежащий мне в Феодосии дом, в котором я живу, с проведением железной дороги вдоль берега моря может сделаться необитаемым и, во всяком случае, — потеряет для меня характер уютного угла. Те, которые для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь, отстаивая Феодосию…»
Все важные постройки в Феодосии находились негласно под надзором Айвазовского. Характерный случай из жизни художника описал в своих мемуарах Юрий Галабутский:
«Вы мне улицу портите!»
«Однажды зимой Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении, как обычно, за две-три станции от Феодосии его встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые И.К. выслушивал с живейшим любопытством. И он узнает, что обыватель Н. строит на главной улице — Итальянской — дом; постройка уже начата в отсутствие И.К., и дом будет одноэтажный. И.К. заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя Н. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек, что вы делаете? Вы мне улицу портите!». И обыватель Н. покорно изменяет план и строит двухэтажный дом».
Благодаря ему полностью переделали порт, расширив его и сделав современным и удобным для кораблей. Порт в Феодосии долгое время считался самым большим торговым портом в Крыму.
Пристань в Феодосии. Середина XIX в. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедникНа свои деньги Айвазовский построил здание Археологического музея (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году) и подарил родному городу театр, точнее, это была сцена в его картинной галерее.
В начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А. И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).
В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении художника Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал:
«Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».
Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.
В 1880 году в своем доме Айвазовский открывает выставочный зал (знаменитая Феодосийская картинная галерея), который художник завещал родному городу.
Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.»
Некоторые источники утверждают, что художник также завещал плату за посещение его галереи феодосийским беднякам.
До конца своих дней он хлопотал о стипендиях и пенсиях для жителей своего города, поэтому весть о смерти художника была воспринята как личное горе для тысяч феодосийцев, для которых Айвазовский был родным человеком — ведь он окрестил множество детей и выдал замуж сотни соседских девушек, которые славили художника, помня о его милостях.
Осознание того, что ушел из жизни «отец города», гражданин, патриот, меценат, равного которому в истории Феодосии не было, пришло несколько позже. Все лавки в тот день были закрыты. Город погрузился в тяжелейший траур.
Похороны И.К. Айвазовского 22 апреля 1900 годаПохороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи.Три дня феодосийские храмы колокольным звоном оплакивали уход Ивана Константиновича. Большой зал картинной галереи был заполнен множеством погребальных венков. Три дня в картинную галерею шел народ, чтобы почтить память Айвазовского. В Феодосию прибыли делегации, в том числе из армянских диаспор.
Траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до средневековой армянской церкви св. Саркиса, в ограде которой и состоялось погребение. Выбор места погребения был не случайным — его завещал сам художник, ведь именно в этой церкви он был крещен, здесь же сохранились фрески художника.
Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах. А сама дорога была усыпана цветами.
Участие в похоронах принял местный гарнизон, воздавший покойному воинские почести — факт, по тем временам исключительный. Позже на его могиле появится надпись на армянском: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
∇
«Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал»
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)Первая и единственная встреча художника с Великим поэтом России состоялась в 1836 г. Художнику на тот момент было всего 19 лет. Об этой встрече Иван Константинович спустя года вспоминал:
«…В 1836 году, за три месяца до своей смерти, именно в сентябре, Пушкин приехал в Академию художеств с женою Наталией Николаевной, на нашу сентябрьскую выставку картин. Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта. Он под руку с женой стоял пред картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста, и долго рассматривал и восхищался ею. Наш инспектор академии Крутов, который ero сопровождал… увидев меня, взял меня за руку и представил Пушкину, как получающего тогда золотую медаль (я оканчивал в тот год академию).
Пушкин очень меня ласково встретил и спросил меня, где мои картины… Узнав, что я крымский уроженец, Пушкин спросил: «А из какого же вы города?» Затем он заинтересовался, давно ли я здесь и не болею ли на севере… С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»
В феврале 1837 г. Пушкина не стало. Для юного художника, которого в Академии сравнивали с гениальным Пушкиным, это трагическое событие было катастрофическим. Ведь у них столько общего — круг друзей, интересы, оба воспевали природу, Крым. Казалось, впереди столько интересных встреч с самим Пушкиным…
Первые переживания Айвазовского отобразились в картине «Берег моря ночью». Художник писал ее близ Кронштадта. Юноша на берегу, протягивающий руки вперед, приветствующий приближение бури — это первая дань Айвазовского памяти Пушкина. Позже он посвятит поэту еще около двадцати картин и рисунков. Но самыми известными будут лишь несколько.
Берег моря ночью. У маяка. 1837. Феодосийская картинная галерея им. И.К. АйвазовскогоА.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880
Одесский художественный музей, УкраинаПушкин на берегу Черного моря. 1887.
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, УкраинаА.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899
Государственный Русский музей, С.-ПетербургА.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897
Одесский художественный музей, УкраинаПрощание А.С. Пушкина с морем. 1877
Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-ПетербургКартина исполнена совместно с И.Е. Репиным. Репин писал Пушкина, пейзаж был выполнен Айвазовским. Картина приурочена к 50-летию со дня смерти поэта. Сюжет был взят из стихотворения Пушкина — «К морю». Как известно из Одессы Пушкин в 1824 году был направлен к новому месту ссылки — в село Михайловское. На картине изображен момент прощания опального поэта с морем.
Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы,И блеск, и тень, и говор волн.
В 1847 году, в десятую годовщину гибели Пушкина, Айвазовский подарил вдове его картину «Лунная ночь у взморья. Константинополь».
Лунная ночь у взморья. 1847. Феодосийская картинная галерея им. И.К.АйвазовскогоНесмотря на добрую память о Пушкине, Айвазовский его не читал. К чтению вообще Иван Константинович был абсолютно равнодушен. Об этом известно со слов другого гения — А.П.Чехова:
«22 июля, Феодосия. 1888. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания.
В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал…
∇
Восточное происхождение художника
Автопортрет. 1874. Галерея Уффици, Флоренция, ИталияВ сети можно найти множество мнений относительно происхождения художника. Русские называют его русским художником, армяне — русским художником армянского происхождения, и только, кажется мнение турков никто и никогда не спрашивал. Хотя, уверен, что и турки с упрямством будут доказывать восточное происхождение Айвазовского. И в чем-то даже будут правы.
Дело в том, что сразу после смерти художника, в 1901 г. вышла книга «Воспоминания об Айвазовском», автор которой — современник и преданный друг И.К. Айвазовского Николай Кузьмин. Уже на второй ее странице можно обнаружить рассказ о происхождении художника:
«В жилах Айвазовского текла турецкая кровь, хотя его принято было у нас почему-то считать до сих пор кровным армянином, вероятно, вследствие постоянных симпатий его к несчастным армянам, усилившихся после анатолийской и константинопольской резни, насилий и грабежей, приводивших всех в ужас, достигших своего апогея, заставлявших его негласно широкою рукой благотворить угнетаемым и громко возмущаться бездействием Европы, не желавшей вмешиваться в эту резню.
О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.
«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.
В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.
Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями»…
Настоящее же имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.
∇
Самая дорогая картина Ивана Айвазовского:
Вид Константинополя и Босфора. 1856. Частное собрание«Вид Константинополя и Босфорского залива» сегодня находится в частной коллекции. В 2012 году картина была продана за 3,23 млн фунтов стерлингов.
Картина ушла к неназванному покупателю по телефону после напряженных торгов в зале. При этом итоговая цена почти в три раза превысила нижнюю планку эстимейта — эксперты Sotheby’s оценивали Айвазовского в 1,2-1,8 миллиона фунтов.
Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году как официальный художник Российского Адмиралтейства. Художник не раз обращался к теме этого города, у него есть картины с видами Айи-Софии и бухты Золотого рога, но большинство из них не очень большого размера. Данная же работа является достаточно монументальным полотном.
Примечательно, что «вид Константинополя и Босфорского залива, где изображена оживленная жизнь порта с мечетью Топхане Нусретие, был восстановлен художником по памяти.
mag-m.com
Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода
Мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр. Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно. Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К. АйвазовскогоИван Константинович Айвазовский1887, 10×7 см
3-им, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.
120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.
7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.
50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.
Иван Константинович Айвазовский. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция1843, 68×100 см
3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами. Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла. Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так. Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.
Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить. Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.
На смерть Александра IIIИван Константинович Айвазовский 1890-е , 249×164 см
4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания. Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью. Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег. Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими. Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов». Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался. Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.
Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены1897, 214×327 см • Масло, Холст
Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Двенадцать апостолов"1897, 105×139 см • Масло, Холст
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал1850, 221×332 см
4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
4 внука Айвазовского стали художниками.
282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн1898, 284×429 см
10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.
10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество. Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией. Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.
20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.
28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.
Иван Константинович Айвазовский. Восход солнца в Феодосии1855, 82×117 см
«Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать» Иван Айвазовский.2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев. К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море». Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.
66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».
Иван Константинович Айвазовский. Наваринский бой. Этюд1887, 10×15 см
65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.
3-им художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).
2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.
6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.
Автор: Алена ЭсауловаИсточник - АртхивОригинал взят у falyosa в Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода
А также мои посты о уникальном художнике Айвазовского:Иван Константинович Айвазовский. Серия 1,Иван Константинович Айвазовский. Серия 2,Технический вопрос: Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть,Иван Константинович Айвазовский. Хаос. Сотворение мира иИван Айвазовский. Зимний пейзаж.rama909.livejournal.com
самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода: falyosa
Мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр. Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно. Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К. АйвазовскогоИван Константинович Айвазовский1887, 10×7 см
3-им, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.
120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.
7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.
50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.
Иван Константинович Айвазовский. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция1843, 68×100 см
3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами. Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла. Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так. Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.
Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить. Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.
На смерть Александра IIIИван Константинович Айвазовский 1890-е , 249×164 см
4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания. Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью. Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег. Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими. Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов». Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался. Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.
Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены1897, 214×327 см • Масло, Холст
Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Двенадцать апостолов"1897, 105×139 см • Масло, Холст
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал1850, 221×332 см
4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
4 внука Айвазовского стали художниками.
282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн1898, 284×429 см
10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.
10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество. Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией. Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.
20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.
28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.
Иван Константинович Айвазовский. Восход солнца в Феодосии1855, 82×117 см
«Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать» Иван Айвазовский.2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев. К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море». Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.
66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».
Иван Константинович Айвазовский. Наваринский бой. Этюд1887, 10×15 см
65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.
3-им художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).
2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.
6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.
Автор: Алена ЭсауловаИсточник - Артхив
А также мои посты о уникальном художнике Айвазовского:Иван Константинович Айвазовский. Серия 1,Иван Константинович Айвазовский. Серия 2,Технический вопрос: Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть,Иван Константинович Айвазовский. Хаос. Сотворение мира иИван Айвазовский. Зимний пейзаж.
falyosa.livejournal.com
самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода: karhu53
Мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр. Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно. Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К. АйвазовскогоИван Константинович Айвазовский1887, 10×7 см
3-им, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.
120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.
7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.
50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.
Иван Константинович Айвазовский. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция1843, 68×100 см
3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами. Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла. Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так. Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.
Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить. Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.
На смерть Александра IIIИван Константинович Айвазовский 1890-е , 249×164 см
4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания. Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью. Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег. Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими. Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов». Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался. Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.
Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены1897, 214×327 см • Масло, Холст
Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Двенадцать апостолов"1897, 105×139 см • Масло, Холст
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал1850, 221×332 см
4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
4 внука Айвазовского стали художниками.
282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн1898, 284×429 см
10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.
10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество. Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией. Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.
20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.
28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.
Иван Константинович Айвазовский. Восход солнца в Феодосии1855, 82×117 см
«Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать» Иван Айвазовский.2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев. К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море». Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.
66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».
Иван Константинович Айвазовский. Наваринский бой. Этюд1887, 10×15 см
65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.
3-им художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).
2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.
6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.
Автор: Алена ЭсауловаИсточник - АртхивОригинал взят у falyosa в Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода
А также мои посты о уникальном художнике Айвазовского:Иван Константинович Айвазовский. Серия 1,Иван Константинович Айвазовский. Серия 2,Технический вопрос: Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть,Иван Константинович Айвазовский. Хаос. Сотворение мира иИван Айвазовский. Зимний пейзаж.karhu53.livejournal.com
Самые известные картины Айвазовского в музеях • Технологии
Самые известные картины Айвазовского в музеях
И совсем немудрено, ведь отображать море в любых его состояниях талантливому живописцу, казалось бы, велела сама судьба, так как он родился и всю жизнь прожил на Черноморском побережье в небольшом южном городке Феодосия, где до сих пор находится музей художника.
Тем не менее, многих любителей искусства интересуют наиболее известные картины Айвазовского с названиями, ведь так хочется быть сведущим и в данном направлении, тем более, что оно действительно является очень интересным и увлекательным. И первая работа, которая чаще всего всплывает в сознании при анализе самых известных картин Айвазовского, - это безусловно "Девятый вал", написанная мастером в 1850 году. Примечательно, что несмотря на романтический жанр картины при ближайшем ее рассмотрении и ознакомлении с вложенным в нее сюжетом, становится понятным, что она исполнена трагизмом, ведь на ней изображены люди, потерпевшие кораблекрушение прямо посреди морской пучины и тщетно пытающиеся спастись, невзирая на смертельные объятия бушующей стихии. А увидеть эту работу воочию можно в знаменитом Русском музее, расположенном в северной столице России, городе Санкт-Петербурге.
Второе место в этом негласном рейтинге занимает не менее знаменитое полотно "Вид Константинополя и Босфорского залива", которое было написано великим художником под впечатлением от посещения Константинополя в 1845 году. Между тем, полюбоваться этим произведением искусства вживую вряд ли кому-либо удастся в ближайшее время, ведь оно находится в одной из частных коллекций, имя владельца которой доподлинно неизвестно. Так, с 1995 года картина находилась в одних руках, а в апреле 2012 года ее выставили на торги знаменитого аукциона Сотбис, в результате чего она была продана за рекордную сумму исчисляемую 3 миллионами 200 тысячами фунтов стерлингов. Огромной популярностью пользуются и те полотна художника, на которых были отображены морские бои в разное время суток, поэтому третье место в списке наиболее известных картин Айвазовского занимает "Чесменский бой", написанный в 1848 году. Сюжет этой картины разворачивается вокруг знаковых событий, происходивших в конце июня 1770 года, когда русскому флоту удалось разгромить турецкие корабли, притом что автору прекрасно удалось передать атмосферу всего того хаоса и ужаса, которые свойственны любым военным действиям.
Не менее знаменитой является еще одна картина Айвазовского на военную тематику, которая получила название "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями". Речь идет о полотне позднего периода творчества великого мариниста, ведь он написал ее 1892 году за восемь лет до смерти. Примечательно, что изначально данная картина не ассоциируется с войной или какими-то трагическими событиями и только при более детальном ее изучении возникает чувство неосознанной тревоги и беспокойства. На сегодняшний день полюбоваться этим дивным произведением искусства можно в Феодосийской картинной галерее имени самого художника.
Практически все картины Айвазовского наполнены романтизмом, а порой и непередаваемой нежностью, ведь мастер далеко не всегда писал шторм, кораблекрушения и бои. И в качестве примера можно привести прекрасное полотно "Коктебельская бухта", посвященное воспоминаниям о детстве великого мастера, проведенном на берегах ласкового Черного моря.
Последние опубликованные
Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производителиsamogoo.net