Картинная галерея И.К.Айвазовского в Феодосии. Музей айвазовского в феодосии картины
Картинная галерея И.К.Айвазовского в Феодосии.: mikhailtula
Располагается по адресу ул. Галерейная, д. 2. Часы работы: ежедневно с 10:00 до 20:00 (касса до 19:00), вторник с 10:00 до 19:00 (касса до 18:00), среда - выходной день. Последний вторник месяца санитарный день.
Экспозиция располагается в 2-х зданиях – памятниках архитектуры ХIХ века – в доме И.К. Айвазовского и особняке сестры художника. Наиболее значительное из них - дом И.К. Айвазовского, построенный по проекту и под руководством художника.
В настоящее время собрание галереи – это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства – всего более 13 тысяч экспонатов.
Основу собрания составляют произведения И.К. Айвазовского (416 работ живописи и графики), а также произведения современников, учеников и внуков И.К. Айвазовского, западноевропейских маринистов ХVII – ХIХ в. в., художников юго-восточного Крыма – К.Ф. Богаевского. М.А. Волошина, Н.С. Барсамова, современных художников.
И.К. Айвазовский родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 г., окончил Симферопольскую гимназию и в 1833 г. поступил в Императорскую Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1839 г. с большой золотой медалью.
Он много и плодотворно работал и быстро выдвинулся в ряд ведущих живописцев. В 1844 г. Российская Академия художеств присвоила ему звание академика, а в 1847 г. - профессора АХ. С 1844 г. он живописец Главного морского штаба России.
С 1846 г. жил и работал в Феодосии, преподавал в созданной им художественной мастерской. В 1880 г. основал картинную галерею. С 1881 г. – почетный гражданин Феодосии. И.К. Айвазовский был кавалером многих отечественных и зарубежных орденов, членом пяти европейских Академий художеств: Римской, Флоринтийской, Штутгартской, Амстердамской, Петербургской.
В галерее есть особая кладовая (льготных посещений нет) - 300 руб.Известно, что Айвазовский был одним из самых богатых художников в Российской империи, он и его семья жили в особняке. В тайной комнате, что находится в галерее, собраны семейные реликвии и ценные вещи, посуда, столовые приборы, статуэтки и другие бытовые предметы.
Наиболее уникальные экспонаты – мольберт с блокнотом, а также шкатулка из красного дерева с вензелем Айвазовского.
В темной комнате также хранится самая мистическая картина художника «На смерть Александра III», которая по его завещанию скрывается от всеобщего обозрения. Чтобы посетить эту комнату, придется заплатить спонсорский взнос. Эксклюзивная выставка одной картины И.К. Айвазовского "На смерть Александра III" - 3000 руб. (на группу не более 10 человек, льготных посещений нет)Впервые широкой публике картина была представлена в 2003 году. Картина пролежала в запасниках музея более ста лет. Эту картину Айвазовский написал сразу после кончины императора Александра Третьего. И – удивительное дело: всегда так щедро демонстрировавший публике свои работы, это полотно Айвазовский прячет в самый тeмный угол дома.Посетители музея были очень удивлены – картина висела отдельно от основной экспозиции, в маленьком зале. И по городу поползли слухи – "если смотреть на полотно больше нескольких минут, можно увидеть буквально невидимое, нечто воображаемое, потаенное, и вообще, воздействие картины на зрителя может оказаться непредсказуемым…"Неужели прославленный мастер посчитал своe творение слабым? Но ведь прежде ему удавалось всe. Морская стихия, батальная сцена или тихий степной хуторок под кистью Айвазовского неизменно превращались в шедевр. Или в этой истории есть какая-то тайна?»«Искусствоведческого исследования картины не было. Ее не возили на выставки и не делали репродукций. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.»
Покинув здание галереи можно посмотреть картины местных художников что расположились по соседству
Фото на память.
Этим постом я подвел итог моего пятичасового пребывания в хорошем городе Феодосии. Впечатление от увиденного у меня сложилось хорошее. Огорчила железная дорога, проложенная вдоль побережья моря.Материал к посту брал на официальном сайте музея.Другие мои посты про Феодосию: Сурб - Саркис в ФеодосииГенуэзская крепость в ФеодосииФеодосияГринландия. Музей в Феодосии.Екатерининская церковь в Феодосии.
mikhailtula.livejournal.com
Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского в Феодосии, Крым: история, адрес, сайт
Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского – всемирно известный музей, в котором находится самая большая в мире коллекция произведений И.К.Айвазовского – 417 работ. Выдающийся живописец Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красу и мощь морской стихии.
История
В 1880 году он пристроил к своей мастерской в Феодосии картинную галерею. Официальное открытие галереи было приурочено ко дню рождения художника и состоялось 29 июля 1880 года.
Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью еще при жизни мариниста. Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы живописца отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные.
Здесь же, на специально для этого построенной сцене, выступали многие музыканты, среди них были знаменитый пианист А.Рубинштейн и композитор А.Спендиаров, актеры Мариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга М. и Н.Фигнеры и К.Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян и скрипач Ованес Налбандян.
Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в городе. Эти традиции живут и по сей день.
После смерти И.К.Айвазовского в 1900 году его картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании художника записано: «...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...». С 1922 года галерея стала государственным музеем.
В настоящее время галерея состоит из двух корпусов по адресу ул. Галерейная, 2 (основная экспозиция, работы И.К.Айвазовского) и ул. Галерейная, 4 (Дом сестры художника: научный отдел галереи «Русская и современная марина»).
Экспозиция галереи составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера. Наиболее известные среди выставляемых работ – «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «Среди волн», имеющее размер 282 на 425 см.
Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи художника. В соседнем здании – доме сестры художника, собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII – XIX веков, современников великого художника – М.Волошина, Л.Лагорио, К.Богаевского, учеников Айвазовского – М.Латри, А.Фесслера, А.Куинджи, произведения советских художников. В 1930 году у главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого надпись: «Феодосия – Айвазовскому».
Практическая информация
Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, 2 и 4.
График работы: с 10:00 до 20:00; вторник с 10:00 до 14:00.
Выходные дни: среда.
Руководитель галереи: Гайдук Татьяна Викторовна.
Телефон: 3-02-79 (дежурный), 3-09-29 (директор), 3-00-06 (зам.), 3-51-30 (хоз. служба).
Сайт: http://aivazovsky.euro.ru/
Цена билета с экскурсионным обслуживанием 1 корпуса летом:
- 250 руб. взрослый
- 125 руб. детский
(в стоимость входит посещение 1 и 2 корпуса).
Стоимость посещения особой кладовой:
- 200 руб. взрослый
- 100 руб. детский
Эксклюзивная выставка «На смерть Александра III»:
- На группу 10 человек - 2 000 руб.
- Если группа меньше, то 2 000 руб. делится на количество участников.
Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, 2 и 4.
График работы:
с 10:00 до 20:00.
вторник с 10:00 до 14:00.
Выходные дни: среда.
0 -0
Добавить отзыв
feodosija.tourslife.ru
О нас | Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым»
Историческая справка
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского — один из старейших, популярнейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 г. Дом художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) стал центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, общественные деятели. Здание картинной галереи является памятником архитектуры, было построено по проекту И.К. Айвазовского в середине Х1Хв. После смерти художника в 1900 г. картинная галерея, согласно завещанию, перешла в собственность города.В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 г. — включена в сеть государственных музеев страны. Экспозиция галереи за время её существования пережила несколько этапов развития. После национализации в галерее все было так, как в дореволюционное время. В 1925 г. экспозиция значительно пополнилась, в 1927 г. экспозиционная площадь расширилась, в 1930-1940-х гг. галерея значительно пополнилась картинами И.К. Айвазовского, западноевропейских художников. Неуклонно росла посещаемость галереи. Так, в 1930 г., по сравнению с 1922 г., количество посетителей возросло в 6 раз (с 4175 до 24824 чел.). Возродилась издательская деятельность галереи. В 1926 г. в Феодосии была выпущена первая советская брошюра «И.К. Айвазовский и Феодосийская галерея», издан первый путеводитель, в 1930 г. — монография об И.К. Айвазовском (автор Н.С. Барсамов).В суровые годы Великой Отечественной войны коллекция галереи была полностью спасена, она эвакуировалась в Ереван. В начале августа 1941 г. пришло распоряжение Комитета по делам искусств СССР о необходимости подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты галереи. В конце сентября 1941 г. картины, мемориальные вещи, музейная документация были упакованы; большие и средние картины накатаны на валы, это намного сократило габариты груза, он мог поместится в один товарный вагон. Особо ценные экспонаты -юбилейные подношения И. К. Айвазовскому, состоящие из кожаных и бархатных папок с адресами, обильно украшенных серебром, позолотой, эмалями, были сданы в отделение Госбанка. Упаковали и временную выставку картин (35 полотен) Симферопольской галереи. После войны они легли в основу вновь организованной Симферопольской областной галереи, коллекции которой погибли при эвакуации в Керченском порту. Все было погружено на теплоход «Калинин», взявший курс на Новороссийск. Далее коллекция галереи была отправлена по железной дороге на Краснодар и Ереван. По приезде в Краснодар, когда перевезли груз из вагона в музей, обнаружилось исчезновение небольшого ящика с упакованным в него тяжелым мраморным бюстом И. К. Айвазовского. Были посланы телеграммы в Феодосию с просьбой обследовать причалы порта и организовать розыски, ответ не был получен. И только после войны этот вопрос счастливо разрешился. Сопровождали ценный груз директор галереи Н. С. Барсамов (1892 — 1976) и его жена, главный хранитель СА Барсамова (1900 -1971). В годы войны в Ереванском художественном музее была открыта выставка произведений И.К. Айвазовского. В Управлении по делам искусств при Совнаркоме Армянской ССР были свои планы на галерею И. К. Айвазовского; обсуждался вопрос об оставлении галереи в Ереване навсегда, о постройке для нее специального здания и зачислении Барсамовых пожизненными сотрудниками. Но в Москве решено было вернуть галерею в Феодосию. В середине октября пришли телеграммы из Москвы и Феодосии о разрешении на выезд. В ноябре 1944 г., в освобожденный от немецко-фашистских оккупантов Крым, коллекция картинной галереи была полностью возвращена в Феодосию. Город был сильно разрушен. Дом И.К. Айвазовского в годы войны уцелел, но был сильно поврежден снарядами, пулеметными очередями. Берег был окутан колючей проволокой, вдоль него тянулась цепь дотов, глядевших слепыми глазницами в море, а массивные фундаменты — площадки для тяжелых орудий располагались у самого дома художника. Две бомбы разорвались в непосредственной близости от дома. Мостовая была разворочена, виднелись воронки от авиабомб.Начались ремонтно-восстановительные работы и 2 мая 1946 г. после реставрации была развернута новая экспозиция, оборудован и открыт лекторий. В 1947 г. был открыт мемориальный зал, в котором представлены материалы, документы, мемориальные фотографии. Мраморный бюст И. К. Айвазовского работы Л.А. Бернштама был возвращен в галерею воинской частью под командованием майора Черныша. Он попал в имущество воинской части при погрузке в Феодосийском порту и пропутешествовал с военными по многим фронтам войны. В послевоенные годы коллекция галереи значительно пополнилась произведениями И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевского и других художников. В 1980 г. к 100-летию основания галерея была награждена орденом Дружбы народов. В 2001 г. галерея получила статус национальной.Сегодня собрание галереи — это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов. Основу собрания составляют произведения выдающегося певца моря И.К. Айвазовского — 416 работ живописи и графики. Представлены также произведения современников, учеников и внуков И.К. Айвазовского, западноевропейских маринистов XVII — XIX вв., художников юго-восточного Крыма — Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, М.П. Латри, А.В. Ганзена, К.Ф. Богаевского. М.А. Волошина, Н.С. Барсамова, современных художников. Экспозиция располагается в 2-х зданиях — памятниках архитектуры XIX в. — в доме И.К. Айвазовского и особняке сестры художника.В настоящее время галерея является научным центром юго-восточного Крыма, на ее базе проходят международные научные конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Ежегодно музей посещают более 300 ООО человек любителей искусства.
feogallery.org
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
«Мой адрес – всегда Феодосия», – говорил всемирно известный маринист Иван Константинович Айвазовский. Художник любил свой родной город и прожил в нем всю жизнь. Он родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 года, окончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году поступил в Императорскую Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1839 году с большой золотой медалью. Блестяще закончив Академию, как ее пенсионер Айвазовский получил возможность в течение 6 лет стажироваться в Италии. В 1844 году он вернулся в Россию известным в Европе живописцем. Его встретили с большим почетом, он получил звание академика в Петербургской Академии художеств и звание первого живописца Морского министерства. Айвазовский написал большое количество батальных картин, связанных с историей флота. К этим темам художник обращался на протяжении всей своей жизни. И не только по долгу службы, как живописец Главного морского штаба, но и движимый гражданскими чувствами. Айвазовский оставил огромное творческое наследие – более 6 000 произведений. Он до сих пор является непревзойденным мастером морского пейзажа. Его техника безукоризненна, доведена до совершенства. Айвазовский был кавалером многих отечественных и зарубежных орденов, членом пяти европейских Академий художеств: Римской, Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской, Петербургской. Произведения художника экспонируются во многих музеях по всему миру. С 1846 г. он жил и работал в Феодосии в построенном им по собственному проекту в духе итальянских ренессансных вилл доме, а также преподавал в созданной им художественной мастерской. В 1880 году к основному объему здания Айвазовский пристроил выставочный зал, бывший в то время третьим общедоступным музеем в России после Эрмитажа в Санкт–Петербурге и Румянцевского музея в Москве. Это была первая публичная картинная галерея на периферии империи, которая стала центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, общественные деятели. Согласно духовному завещанию Айвазовского после его смерти в 1900 году галерея перешла в собственность города. Сегодня Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского – один из старейших музеев России. Экспозиция располагается в 2-х зданиях – уникальных памятниках архитектуры ХIХ века – в доме Айвазовского и особняке его сестры. Наиболее значительное из них – дом Айвазовского. Здесь представлены лучшие его крымские пейзажи из коллекции галереи, произведения, созданные под впечатлением многочисленных путешествий художника, батальные полотна. В доме сестры размещен отдел «Русская и современная марина. Художники юго-восточного Крыма». Экспонируются произведения Айвазовского его современников, учеников и последователей: Лагорио, Фесслера, Магдесяна, Ганзена, Латри, Богаевского, Волошина, Барсамова и др. В настоящее время собрание галереи – это уникальный комплекс произведений живописи и графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно – прикладного искусства – всего более 11 тысяч экспонатов. Это крупнейшая в мире коллекция произведений И.К. Айвазовского, она насчитывает 416 работ.
izi.travel
описание, фото, где находится на карте, как добраться
Музей Айвазовского, Феодосия, Крым: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Музей Айвазовского - крупнейшее собрание живописи великого мариниста И. К. Айвазовского; одна из главных туристических достопримечательностей Феодосии, Крым. Под коллекцию картин отведено два здания в городе. В одном из них располагается основная экспозиция, которая сегодня содержит тысячи произведений морской тематики. Этот просторный дом по улице Галерейной когда-то принадлежал Айвазовскому. Во втором здании, в доме его сестры, открыт научный отдел галереи.
Первая коллекция Айвазовского состояла всего лишь из 49 картин. Для широкой публики они были открыты в 1845 году. Со временем художник спроектировал новый Выставочный зал, куда перенес свои картины. В соответствии с его завещанием, вся галерея была дарована родному городу, т.е. Феодосии. В благодарность жители воздвигли памятник художнику с мемориальной надписью.
Сегодня в доме-музее Айвазовского можно не только посмотреть на величайшие картины мариниста, но и ознакомиться с исторической справкой. В доме его сестры есть еще несколько работ художника библейской тематики. Там же можно увидеть работы других маринистов, в основном, учеников и последователей Айвазовского. Особняк, в котором жил и работал художник, построен в стиле итальянской виллы. Сам по себе он уже является произведением искусства.
Музей насчитывает около 417 аутентичных полотен, в том числе и самое большое полотно художника «Среди волн». Кстати в одной из комнат второго здания собрано около 500 работ М. Латри - родного внука Ивана Айвазовского. Территориально музей расположен всего в 200 м от железнодорожного вокзала Феодосии и примерно в 1 км от автостанции.
Фото достопримечательности: Музей Айвазовского
Музей Айвазовского на карте:
www.1000mest.ru
Музей Айвазовского в Феодосии. Режим работы и цена билета в дом-музей
Музей Айвазовского в Феодосии — одна из самых популярных и знаменитых картинных галерей в Крыму. Иван Константинович Айвазовский, практически всю жизнь прожив в Феодосии, оставил своим одногородцам память о себе — собрал свои полотна в выставочном зале и открыл двери для всех, кто хочет познакомиться с его творчеством.
С тех самых пор музей начал расти: увеличилось количество залов, стало больше выставленных картин, появились произведения и других маринистов, добавились экспонаты из личных вещей Ивана Константиновича. В наше время тысячи туристов специально едут в Феодосию, чтобы поближе познакомиться с искусством великого художника.
История музея Айвазовского в Феодосии
Музей Айвазовского в Крыму был открыт в 1840 году самим Иваном Константиновичем. Поначалу галерею посещали только местные жители Феодосии, но вскоре дом-музей стал излюбленным местом людей высшего слоя общества: среди аристократов было дурным тоном побывать в Крыму и не посетить галерею Айвазовского. С начала XX века и по сей день музей является государственной собственностью.
Структура музея
Выставка в музее расположена в двух зданиях: в доме, где жил сам Айвазовский и соседнем доме, где жила его сестра.
В доме мариниста представлены его самые известные картины — «Ночь в Венеции», «Берег моря ночью. У маяка», «Море. Коктебель», «Вечер в Крыму. Ялта», — а также вещи его семьи.
«Вилла Маэстро»
«Вилла Маэстро» — одна из важнейших частей экскурсии в доме-музее Айвазовского в Феодосии. Здесь посетителям показывают комнаты, в которых жили Айвазовский и его семья. И также в экспозиции выставлены некоторые работы художника, его личные вещи, награды маэстро и подарки от близких друзей. Интерьер помещения выполнен в стиле XIX века, чтобы посетители могли поближе познакомиться со временем Айвазовского.
«Особая кладовая»
«Особая кладовая» — это дополнение к основной выставке «Вилла маэстро». В витринах расположены вещи, которые раньше нигде не выставлялись, например: мольберт Айвазовского с блокнотом, оружие, шкатулка маэстро, бытовые предметы — кружки, тарелки, столовые приборы, предметы личной гигиены — и другое. Вдобавок, здесь собраны произведения Айвазовского, которые уже давно не выставляли, из фондов других галерей.
«Дом сестры»
Экспозиция «Дом сестры» расположена в соседнем здании.
В особняке сестры представлены живопись И.К. Айвазовского на библейскую тематику и картины с мифологическим сюжетом. Эти сюжеты художника малоизвестны среди людей. В доме сестры выставлена картина «На смерть Александра III».
«На смерть Александра III»
Самой загадочной и мистической картиной художника однозначно является «На смерть Александра III». С этим произведением связано много загадок, начиная от того, как художник Иван Константинович Айвазовский писал её, и заканчивая тем, какие ощущения она вызывает. У каждого, кто смотрит на неё, создаются свои чувства: кто-то шокирован, кому-то становится не по себе, а на кого-то нападает тоска. Музей за отдельную плату показывает картину «На смерть Александра III» в отдельной комнате и при свечах, что придаёт ещё более мрачный вид для неё.
Режим работы и цена билета в музей Айвазовского
В музее Айвазовского в Феодосии режим работы таков:
- Четверг-понедельник: с 10:00 до 20:00
- Вторник: с 10:00 до 19:00
- Среда: выходной
Цена билета в музей Айвазоского в Крыму:
Выставка «Дом сестры» и «Вилла маэстро»:
Взрослые - 350 руб.
Студенты, пенсионеры - 200 руб.
Дети до 18 лет - 175 руб.
- Без экскурсии:
Взрослые - 300 руб.
Льготный - 150 руб.
- Экспозиция «Особая кладовая» - 300 руб.
- Выставка, где представлена одна картина И.К.Айвазовского «На смерть Александра III» - 3000 руб. на группу.
crimey.ru
Картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского — это уникальный, всемирно известный музей маринистической живописи.
История основания
Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев Феодосии и Крыма. Ее экспозиционные залы расположены в здании, где прошла жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И.К. Айвазовского (1817-1900). В 1845 году на живописном берегу моря И.К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И.И. Шишкин, И.Е. Репин, известный коллекционер П.М. Третьяков, писатель А.П. Чехов. Из ее стен выходят многие талантливые ученики живописца.
В 1880 году к своей мастерской И.К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал — картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. Правда, экспозиция тогда еще не имела постоянного характера, так как полотна мариниста отправлялись на выставки в крупные города России и за границу, а их место занимали новые, только что написанные.
Картинная галерея. Старые фотографии
Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые: музыкант А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день.
Таким образом, 1880 год принято считать годом основания картинной галереи. При жизни Айвазовского галерея была известна далеко за пределами Крыма, она стала своеобразным культурным центром Феодосии.
В 1900 году после смерти И.К. Айвазовского картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано:
«...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...».
После смерти художника она продолжала существовать, но, по сути дела, это был самый глухой период ее истории. Хотя согласно завещанию Айвазовского галерея стала собственностью Феодосии, городские власти мало заботились о ее деятельности.
Период настоящего расцвета галереи начался после установления Советской власти в Крыму. В 1921 году дом Айвазовского и собрание картин были национализированы и стали достоянием народа.
Здание картинной галереи и в прошлом веке, и в настоящее время выделяется среди архитектурных построек города. Возведенное на самом берегу моря, оно несколько напоминает итальянские виллы. Это впечатление усиливало необычная для этих мест окраска стен в темно-красный цвет, наличие в нишах скульптурных изображений античных богов и вертикальные линии пилястров серого мрамора по всему фасаду. Кружевная вязь переплетов балконов завершает это сходство. Создавая проект, художник заранее хорошо продумал и предусмотрел назначение всех помещений. Поэтому парадные гостиные в то время не соприкасались с жилыми помещениями, а рабочий кабинет и мастерская были непосредственно связаны с выставочным залом. Высокие потолки комнат, старинный паркет в залах второго этажа, широкая панорама Феодосийского залива, открывающаяся из окон, создают впечатление простора и атмосферу романтической приподнятости.
Собрание картинной галереи
Основой собрания Феодосийской картинной галереи были 49 картин, завещанные художником городу. В основном это были работы, исполненные мастером в последние годы жизни, поэтому они не давали полного представления о многогранном даровании живописца.
В 1922 году, когда картинная галерея гостеприимно распахнула двери перед первыми советскими посетителями, в ее экспозиции были только эти живописные работы Айвазовского. В 1923 году в галерею поступило значительное собрание произведений (523 единицы), принадлежавших внуку Айвазовского, художнику М. Лари. Позднее поступили работы художников Л. Лагорио, А. Фесслера. В 1925 году была приобретена первая папка с графическими листами Айвазовского. В 1927 году экспозиция галереи пополнилась работами К. Богаевского, М. Волошина. Под экспозиционные залы начали использовать бывшие жилые комнаты второго этажа. В 1930-е годы из музеев страны в фонды галереи поступило значительное количество произведений самого Айвазовского, его учеников, а в 1940 году — небольшая, но весомая коллекция марин западноевропейских мастеров XVII—XIX веков из Государственного Эрмитажа. Таким образом, за два послереволюционных десятилетия Феодосийская картинная галерея изменилась неузнаваемо. Собрание картин и рисунков Айвазовского в ней возросло до 150. По сравнению с 1923 годом более чем в 15 раз увеличилось количество посетителей, совершенствовались многие формы массово-популяризационной, собирательской и научноисследовательской работы.
С первых дней Великой Отечественной войны было принято решение об эвакуации коллекций из Феодосии. Ночью 30 сентября 1941 года сокровища галереи были погружены на теплоход «Калинин». Через несколько часов корабль благополучно дошел до Новороссийска. Далее путь картин лежал на Краснодар, где была временно развернута выставка. После этого коллекция почти два года находилась в столице Армении — Ереване. Только осенью 1944 года она вернулась в Феодосию. 2 мая 1946 года, после того как был восстановлен дом Айвазовского, галерея возобновила деятельность. В послевоенные годы произведения Айвазовского были выставлены в восьми залах. В остальных четырех разместились работы его учеников, современников, внуков. В соответствии с этим экспозиция галереи делится на два отдела. Открывает экспозицию мемориальный раздел. Его экспонаты отражают основные моменты жизни и творчества самого художника, этапы развития и деятельности картинной галереи.
Творения Айвазовского
Основой собрания галереи считается экспозиция Выставочного зала № 2, называемого Большим. Представленные здесь работы охватывают весь творческий путь Айвазовского, начиная со времени обучения его в Петербургской Академии художеств и кончая произведениями, созданными в последние годы жизни. Начало творческого пути художника характеризуют такие пейзажи, как «Берег моря ночью» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1838). В картине «Берег моря ночью», выполненной художником в период его обучения в Академии, мастерски написаны серебристо-синее небо с низко мчащимися тучами, взволнованное золотисто-зеленое море, накренившиеся под порывами ветра корабли. С большим мастерством, хотя и под влиянием С. Щедрина, написана картина «Ялта». Молодой художник сумел передать своеобразие и красоту пейзажа. Не стремясь к сложному сюжету с тщательно продуманной композицией, он в данном случае «богатство мелодии» извлек из незатейливого мотива, подобно тому, как великий музыкант, извлекает ее из самого простого инструмента.
В становлении таланта Айвазовского важную роль сыграли годы, проведенные за границей. Знакомство с шедеврами мирового искусства в музеях Европы обогатило его, а великолепная природа Италии вдохновила на создание таких произведений, как «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842), «Неаполитанский залив утром» (1843), «Кораблекрушение» (1843). По этим работам можно судить, что уже тогда Айвазовский проявил умение чувствовать цвет, линию, композицию, стремился наполнить свои полотна светом. Одной из самых лиричных страниц творчества замечательного мариниста можно считать его прелестные лунные марины. К их числу следует, прежде всего, отнести такие пейзажи, как «Георгиевский монастырь» (1846), «Венеция» (1849). В последнем особенно хорошо передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности. Великолепен центр картины, озаренный лунным сиянием, которое, постепенно затухая, окутывает даль и словно растворяется в густой синеве ночного неба. Романтический характер творчества Айвазовского особенно ощутим в его работе «Море» (1853). Полотно привлекает жизнерадостностью, удивительной поэтичностью в изображении залитой багрянцем заката Коктебельской бухты.
Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных боевой истории русского военно-морского флота. Среди них «Бой в Хиосском проливе» (1848), «Чесменский бой» (1848), «Осада Севастополя» (1859), «Малахов курган» (1893), «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892), «Черноморский флот в Феодосии» (1890) и другие. Зрелым мастерством отличается картина 1864 года «Море», также экспонируемая в этом зале. В этом произведении художник сумел создать романтически приподнятый, проникновенный образ морской стихии. Интересны картины художника, написанные в последнее двадцатилетие его жизни. Как и в прежние годы, он любил писать вольные морские просторы, наполненные ветром паруса кораблей, величавую голубизну неба. Философской содержательностью отмечена картина «Восход луны в Феодосии» (1892). Древний город с его богатой многовековой историей был для Айвазовского источником подлинного вдохновения. Его всегда волновали вопросы, связанные с развитием родного города. В этом плане интересна картина «Первый поезд в Феодосии» (1892). В ней удачно переданы соотношения темной массы берега, мерцающего зеленоватым светом моря и озаренного лунным сиянием неба. К 100-летию присоединения Крыма к России Айвазовским была написана картина «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883). В главном выставочном зале центральное место занимает монументальное полотно «От штиля к урагану» (1895), в котором Айвазовский с большим мастерством запечатлел три состояния моря — штиль, надвигающуюся бурю и ураган.
Одно из самых совершенных творений Айвазовского— «Среди волн» (1898). Этот пейзаж — подлинная жемчужина собрания галереи. В нем художник великолепно передал пластическую красоту разбушевавшихся волн, воплотил героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря. Как и большинство произведений Айвазовского, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Разносторонность дарования художника подтверждают его произведения, экспонируемые в залах второго этажа. Чертами яркой декоративности отмечена работа «Берег моря. Лунная ночь» (1856). Приметы типичного южного городка и величественную панораму гор запечатлел Айвазовский в картине «Алушта». Она словно соткана из света и воздуха; радужная игра голубых, зеленоватых, золотистых оттенков покоряет воображение. Торжественный гимн солнцу, мелодия рождающегося дня звучат в картине «Восход солнца» (1878). Эти и другие произведения художника разных лет экспонируются на стенах балкона-перехода, что ведет к бывшей мастерской художника. Сейчас в ней выставлены в основном работы конца века. Это автопортреты 1892—1898 годов, картины на исторические и мифологические сюжеты «Наполеон на острове св. Елены» (1897), «Путешествие Посейдона по морю» (1894), а также одно из лучших произведений Айвазовского «Прибой у крымских берегов» (1892). В картине линия горизонта условно разделяет холст на две почти равные части, вследствие чего массы неба и моря оказались уравновешенными. Произведение лишено детализации, оно написано в широкой, свободной манере, с преобладанием холодных серо-серебристых и серебристо-оливковых тонов. В нем особенно заметен тот перелом, который у Айвазовского начался еще в 1870-е годы, когда на смену раннему романтизму с его эффектными бурями и молниями, красивыми восходами и закатами пришел более объективный взгляд на природу.
В бывшем рабочем кабинете художника экспонируются картины, созданные им под впечатлением от многочисленных путешествий. Воспоминания о пребывании в Италии в 1840-х годах легли в основу его работы «Итальянский пейзаж. Вечер» (1858). Тщательная детализация, «гладкая» манера письма, яркость колорита картины характерны для живописи художника этих лет. Совсем по-иному решено произведение «Ниагарский водопад» (1893). Впечатление от увиденного здесь столь велико, что художник на первое место ставит эмоции, избегая излишней детализации. Живопись этого полотна свойственна последним годам творчества художника. В картинах «Туманное утро в Италии» и «Буря на Ледовитом океане» (обе 1864 года) художнику средствами живописи удалось создать своеобразный колорит, передать особенности природы жаркого юга и сурового севера. Рядом с рабочим кабинетом мариниста находилась одна из больших гостиных. Среди экспонируемых в ней произведений обращают на себя внимание полотна, в которых запечатлена природа Украины.
Особая кладовая — «Комната-сейф»
В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского, который был одним из самых богатых художников России. Многие из них никогда раньше не выставлялись.
Экспонаты этого зала помогают понять стиль эпохи, дают возможность ознакомиться с высоким художественным мастерством создателей декоративно-прикладного искусства, больше узнать о жизни и творчестве И.К. Айвазовского.
В горизонтальных витринах торжественно блистают поздравительные адреса, преподнесенные маэстро в юбилейные дни, богато украшенные драгоценными металлами. Основными элементами украшений являются чеканенные высоким рельефом буквы текста, обрамляющий его сложный растительный орнамент. Вензель художника, герб города другие элементы украшения покрыты яркой немеркнущей эмалью, подчеркнуты с помощью сочетания техники чеканки и гравировки.
Один из самых ценных экспонатов – мольберт с блокнотом, на обложке которого ювелирно выгравирован морской пейзаж с картины И.К. Айвазовского «Большой рейд в Кронштадте» (1836).
В витринах-кубах представлены предметы быта – посуда, столовые приборы, русское шитье XIX века, статуэтки, венецианское зеркало, шкатулка из красного дерева с вензелем Айвазовского. Привлекают взгляд уникальные декоративные кружки Императорского фарфорового завода, на которых в медальонах даны погрудные изображения царствовавших особ.
Дом сестры художника: научный отдел галереи «Русская и современная марина»
В соседнем здании галереи – доме сестры художника, можно увидеть не только собрание картин Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, но и работы современников великого художника – М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского – М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников-маринистов.
Постоянно действуют выставки: Библейские произведения И.К. Айвазовского. Религиозная живопись И.К. Айвазовского – малоизвестная страница творчества художника. В произведениях «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Крещение» и др. выражена причастность к вечному.
Западноевропейская марина XVII-XIX веков. Представлены произведения голландских, французских, датских и немецких художников-маринистов.
Эксклюзивная выставка: Картина И.К. Айвазовского «На смерть Александра III» (1894).
Это загадочное, необычное для творчества И.К. Айвазовского произведение было написано в дни траура по императору. Айвазовского принимали при дворе Александра III. Художник использовал благожелательное отношение со стороны царя в интересах Феодосии. При Александре III в городе были построены морской торговый порт, железная дорога, собор Александра-Невского. Благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского был установлен памятник Александру III. Его именем была названа центральная площадь города. Один из высших орденов России – орден Белого Орла был вручен знаменитому мастеру морских баталий за подписью Александра III.
Вот почему так близко к сердцу Айвазовский воспринял трагическое известие. Вот почему холст обладает сверхъестественной силой воздействия. Огромное по размерам полотно (249х164) не экспонировалось ни при жизни художника, ни в наши дни. Прошло почти 110 лет со дня создания этой картины. В зале, где экспонируется картина, воссоздана обстановка гостиной XIX века. Сотрудники галереи расскажут Вам об императоре Александре III, о связях Айвазовского с императорской семьей. Одновременно проводится дегустация красного вина «Ливадия» - любимого вина императора Александра III.
Памятник Айвазовскому
У фасада картинной галереи благодарные феодосийцы поставили в 1930 году памятник великому художнику-маринисту И.К. Айвазовскому, своему земляку, который очень много сделал для города (его можно посмотреть на веб-камере).
Памятник И.К. Айвазовскому представляет собой бронзовую фигуру художника, в момент творческого вдохновения, сидящего на пьедестале с палитрой и кистью в руках и пристально вглядывающегося в морскую даль. На пьедестале высечены слова: «Феодосия – Айвазовскому». Работа скульптора И.Я. Гинцбурга, который лично знал художника.
Памятник Айвазовского
feodosia.net