Иван Айвазовский — гениальный Крымский художник-маринист. Крым картины айвазовский
Художник Айвазовский - биография и картины, посвященные Крыму
Пост содержит 48 фото.
Сейчас в Третьяковской галерее в Москве проходит выставка картин, посвященная 200-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского. На выставке представлены картины из разных музеев, разных стран, частных коллекций, более 200 экспонатов, выставка будет проходить до 20-го ноября.
Свой подбор картин художника я сделала в этом посте по тому принципу, что все картины посвящены исключительно Крыму и его морским пейзажам (это так или иначе указано в названии картины), эти картины находятся теперь тоже на территории разных государств и в музеях разных стран.А еще художник писал картины на тему своих поездок: по странам Средиземноморья, в Америку (у него есть интересные картины водопадов этого континента), Египта и реки Нил, Северного Ледовитого океана, морских видов Петербурга и Балтики, русского Поволжья, Украинских степей и быта украинских крестьян, морских сражений России, на Библейские темы, на темы истории армянского народа, есть у него даже пейзажи Москвы.
Вряд ли все картины из этого поста присутствуют на выставке (я на ней еще не была), но, думаю, что тех картин, которые сейчас находятся на территории Украины - уж точно на выставке в Москве нет, это картины № 4, 9, 12, 14, 34.
1. А. В. Тыранов Портрет И. К. Айвазовского. 1841 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Я давно полюбила творчество художника, первые впечатления от его творчества связаны с посещением музея в Феодосии, куда мы с родителями ходили, находясь на отдыхе, когда мне было пять лет. И, вот, наконец, настал достойный повод, выпустить пост на эту тему. С тех пор я всегда, когда мне встречались, покупала альбомы с репродукциями его картин. К сожалению, альбомы советского времени не все обладали тем качеством печати, когда можно снять ксерокопию с такой репродукции и разместить в ЖЖ.
Прежде обратимся к истории.
В 18-ом веке на юге Польши сложилась крупнейшая в Европе армянская колония, армяне бежали сюда в свое время из Трапезунтской империи. Среди них и были предки художника, здесь же нашли пристанище также многие армянские семьи из Крыма.Это были армяне, которые покинули свои дома в 1475 году, когда турки захватили Феодосию, которая тогда называлась Кафой, когда генуэзцы, которые правили Кафой в те времена, сдали город туркам. Турки начали истребление армян, отказывавшихся принять ислам.
Тогда, в 14-15 веке, Феодосия была крупным центром армянской культуры, здесь действовало 27 армянских церквей и известный монастырь Святого Креста, основанный в 1358 году, развивались традиции национального армянского зодчества, рукописного искусства, крымской школы миниатюры. Многонациональная Феодосия была второй родиной для многих армян, эти места в генуэзских источниках, сохранившихся в архивах Италии, зовутся "приморской Арменией".
После присоединения Крыма к России, в конце 18-го века, родственники художника переселились из Европы в Феодосию.
Сохранившийся с 14-го века в Крыму монастырь Святого Креста (армянское название монастыря - СУРБ-ХАЧ). Монастырь принадлежит Армянской Апостольской Церкви, он действует с 2008 года, в нем ведутся реставрационные восстановительные работы, при нем есть музей, его разрешено посещать туристам:
Вход в монастырь, на территории монастыря съемка запрещена:
На этой карте можно видеть Трапезундскую империю, откуда были родом предки художника:
Судьба, казалось, не сулила будущему живописцу великого будущего. Он родился 17 июля 1817 года в семье разорившегося купца, который ко времени рождения третьего сына, Ивана, работал старостой феодосийского рынка. Древний город, основанный в 6-м веке греками на черноморском побережье, к тому времени превратился в заштатный провинциальный городишко.
Семья Айвазовских жила в небольшом одноэтажном домике с белеными стенами, поглощенный заботами о добывании "хлеба насущного", отец семейства мало занимался воспитанием детей, однако был человеком образованным, знал несколько языков, много читал, и это, несомненно, отложило отпечаток на нравственную атмосферу семьи.
В раннем детстве у мальчика проявились незаурядные музыкальные и художественные способности, он без чьей-либо помощи научился играть на скрипке и хорошо рисовал. Первыми его детскими рисунками были копии с гравюр, посвященных греческой революции 1821-1829 годов. Айвазовский перерисовывал портреты греческих патриотов и эпизоды вооруженной борьбы против турецкого владычества.
Рисование, начиная с ранних лет, было главным смыслом его существования, у него не было зачастую бумаги и поэтому он рисовал углем на стенах своего дома. Один из рисунков случайно попал на глаза градоначальнику Феодосии Александру Ивановичу Казначееву. Казначеев принял горячее участие в судьбе талантливого мальчика: подарил ему ящик с красками и бумагу и пригласил его учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха.
Впоследствии, когда Иван заканчивает феодосийское уездное училище, Казначеев помогает ему определиться в симферопольскую гимназию.
В Симферополе Айвазовский много занимается копиями с картин и рисует с натуры, достигая очень существенных успехов в этом. Знакомая Казначеева, графиня Нарышкина, начинает хлопоты о зачислении Ивана в Петербургскую художественную академию на казенный счет.
В 1833 году юноша приезжает в столицу и поступает в академию в пейзажный класс к профессору Максиму Никифоровичу Воробьеву. Тогда обучение в академии длилось семь лет, от студентов оно требовало большого напряжения.Профессор Воробьев был не только хорошим пейзажистом, но и баталистом, маринистом, он воспитал плеяду известных художников, таких как: Лагорио, Боголюбов, братья Чернецовы. Воробьев как художник более всего известен своими видами Петербурга.
Так работали «социальные лифты» во времена царизма. Мальчик, дед которого погиб, воюя против Российской государственности, стал одним из величайших русских художников. Хороший пример для нашего времени.
Айвазовский во время учебы много времени проводит в своем родном Крыму, он получил Большую золотую медаль в академии, эта награда позволила поехать ему в качестве пенсионера на два года в Крым, а потом и за границу.
В Крыму молодой художник знакомится с известными прогрессивными людьми своего времени: флотоводцами Лазаревым, Корниловым, Нахимовым, с декабристами Одоевским и Нарышкиным.
После учебы в академии художеств Айвазовский путешествует по Европе.
Когда снискавший европейскую известность художник возвращается в Россию, его удостаивают звания академика и назначают художником при Главном военнооморском штабе.Впоследствии его не раз награждали орденами и он получил чин тайного советника, таким образом войдя в высшую прослойку общества. Айвазовский вплоть до 80-ти лет трудился и исполнял свой долг.
Как художник он всегда был выразителем идей романтизма, а также свободолюбивых идей, которые в его время также выражали поэты и писатели Пушкин, Гоголь, Крылов, Белинский, Достоевский, композитор Глинка, декабристы, художники Репин, Крамской.
Художником владела тоска по детству, по Черному морю, по матери. Он часто ездил в Феодосию, параллельно путешествовал по всему миру: жил в Америке, Франции, Голландии, Англии, Грузии, Турции, Италии.
В Феодосии художник содействовал не только открытию армянской школы и типографии, он строил и ремонтировал церкви, основал художественное училище, археологический музей, способствовал проведению в город питьевой воды, прокладке железной дороги, помогал турецким армянам и армянским студентам.
_______________________________________
Россиянам некоторые эти картины сейчас воочию увидеть или невозможно, или сложнее, чем раньше. Так, например, друг мужа, генерал российской армии, не может навестить своих стареньких родителей во Львове, а приехать к сыну они также не могут по причине преклонного возраста.
2. У берегов Ялты,1874 г. Музей Луганск (Украина, Донецкая область)
3. Морской вид города Ялты. 1867 г. Воронежский художественный музей (Россия)
4. Крымский берег, 1986 г. Музей Львов (Украина)
5. Вечер в Крыу. Ялта. 1848 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
6. Наводнение в Судаке. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия, Крым)
_________________________________________
На следующих трех картинах - вид на гору Аю-Даг в Крыму, и со стороны теперешнего Артека (слева) и справа, с той стороны, где находится сейчас поселок Партенит. По иронии судьбы, после распада СССР, все три картины находятся теперь в разных государствах, хотя изображают то, что было когда-то в одном государстве.
7. Вид Крыма. Аю-даг. 1865 г. Национальная галерея Армении (дар А. Хаммера)
8. Ночь на берегу моря в Крыму. 1852 г. Русский музей в Санкт-Петербурге (Россия)
9. Ночь в Крыму, вид на Аю-Даг. 1859 г. Одесский музей (Украина)
10. Вид на Гурзуф. Частное собрание 1854 г.
11. Пушкин в Гурзуфе. Продано в Лондоне
12. Пушкин на берегу Черного моря. Николаевкий музей 1887 г. (Украина)
13. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1887 г. (выполнено совместно с И. Е. Репиным). Музей имени А. С. Пушкина. Санкт-Петербург (Россия)
14. Пушкин в Гурзуфе. 1880 г. Одесский музей (Украина)
А это современные фотовиды на гору Аю-Даг, со стороны Гурзуфа и со стороны поселка Партенит:
__________________________________________
15. Старая Феодосия. 1839 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
16. Вид Феодосии. 1845 г. Национальная галерея Армении
17. Феодосия. Восход солнца. 1855 г. Национальная галерея Армении
18. Пристань в Феодосии. 1856 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
19. Феодосия. Закат солнца. 1865 г. Национальная галерея Армении
20. Корабли на Феодосийском рейде. 1897 г. Центральный Воннно-морской музей. Санкт-Петербург
21. Море. Коктебель. 1853 год Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия, Крым)
22. Кораблекрушение во время Крымской войны. 1855 год. Местонахождение неизвестно
23. Кораблекрушение у Крымских берегов. 1870 г. Местонахождение неизвестно
24. Крым. Берег моря. 1860 г. Частное собрание
_________________________________________
25. Бухта Коктебеля. 1874 год. Частное собрание
26. Прибой у берегов Крыма. 1880 год. Иваново, музей (Россия)
27. Крымское побережье у Ай-Петри. 1890 г. Петрозаводск, музей (Россия)
28. Буря во время Крымской войны. Крушение английского корабля (фрагмент). Частное собрание
29. Смотр черноморского флота. 1886 г. Центральный Военно-морской музей. Санкт-Петербург (Россия)
30. Прибой у крымских берегов. 1892 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Россия)
31. Восход солнца у берегов Ялты. 1878 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
32. Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)
33. Севастопольский рейд. 1952 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
34. Вход в Севастопольскую бухту. 1850-е г. Феодосийская галерея им. Айвазовского
35. Закат солнца у крымских берегов. 1856 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)
36. Вид в Крыму при закате солца. 1862 г. Русский музей. Санкт-Петербург (Россия)
37. Ночь в Крыму. 1871 г. Одесский музей (Украина)
38. Автопоррет. 1892 г. Феодосийская галерея им. Айвазовского (Крым, Россия)
Художник прожил долгую и счастливую жизнь, умер он в возрасте 83 лет, рисуя море.
___________________________________________________________Официальный ролик выставки, он длиной чуть более минуты:
________________________________________________________
ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ
Монастырский комплекс Сурб-Хач (Святого Креста, постройки 14-19 века) расположен в трех с половиной километрах к юго-западу от города Старый Крым (средневековый – Солхат) в лесистой долине северо-западного склона горы Святого Креста (Грыця, Святая, Монастырская) на высоте 500 метров над уровнем моря.
Монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольной Церкви был основан в первой половине 14 века. Согласно строительной надписи храм Сурб Ншан (Святого Знамения) - древнейшее из сохранившихся зданий комплекса, построен в 1358 году от Рождества Христова иноком Ованнесом Себастаци и его братьями.
Армянские рукописи 17 века сообщают о привнесении отцом Ованнесом в укромную долину частицы святого Креста - святыни, привезённой с родины, из Армении.
Со времён Средневековья и Нового времени сохранились храм обители (1358 г.), притвор с башней (конец 14 века), братский корпус (1694 год), трапезная (18 век), а на территории усадьбы монастыря – гостиница для паломников (вторая половина 19 века), три фонтана (18-19 века), лестница (19 века).
Усадьба монастыря Сурб-Хач открыта для посещения. При осмотре обители просьба соблюдать приведённые здесь правила.
Правила поведения на территории усадьбы монастыря
1. Паркуйте машины на специально отведённых для этих целей участках. Проезд в охранную зону памятника закрыт для всех видов транспорта, кроме служебного.
2. Установка палаточных лагерей и устройство пикников допустимо с разрешения администрации и в строго определённых для этих целей местах. Непозволительно посетителям громко включать светскую музыку.
3. На всей территории усадьбы без соответствующего разрешения запрещены: рубка деревьев и кустарника, выпас домашнего скота, покос, сбор фруктов в монастырском саду, ягод и лекарственных растений. Выгул собак разрешён только на поводке.
4. Посещение строительных площадок без разрешения запрещено.
Правила поведения в монастырском комплексе
1. Вход на территорию комплекса без разрешения и сопровождающих служащих монастыря запрещен.
2. Всем входящим в монастырь надлежит иметь одеяние, приличествующее церкви.
3. В связи с проведением в монастыре реставрационных работ и аварийным состоянием отдельных строительных конструкций запрещено:
- посещение лестничных маршей, ведущих на второй этаж, башни, подвала; келий нижнего этажа братского корпуса; строительных площадок;- хождение по парапетам опорных стен, каменным кладкам;- недопустима самовольная перестановка объектов лапидария.
4. Без благословения отца-настоятеля не разрешается фото- и видеосъёмка в храме и притворе; посещение Святого алтаря и амвона.
5. Запрещено: курить в стенах обители; посещать монастырь в нетрезвом виде, с животными и с оружием.
Это - резные деревянные кресты, ХАЧКАРЫ, каждый имеет свое посвящение:
План-схема строений монастыря:
Купол храма Святого Знамения:
Гостиница для паломников:
irina-co.livejournal.com
И.К. Айвазовский. Крымский вид
опубликовано: июнь 2015
И.К. Айвазовский. Крымский вид. Холст, масло. 46 х 69 см |
Айвазовский часто писал крымские пейзажи, изображая на них традиционные дома местных жителей - татар. На полотне «Крымский вид» художник пишет чудесный южный пейзаж с небольшой татарской саклей. Живописное жилище окружено кустами и деревьями, в том числе, стройными, высокими кипарисами.
В южных татарских деревнях дома были разбросаны в беспорядке и часто лепились к горным склонам. Если в степях и на северной стороне гор для сооружения жилищ применялись глина и солома, на Южнобережье для их постройки использовались грубые полевые камни, которых в тех местах было немало. Сверху камни смазывались и оштукатуривались глиной. Крыши невысоких домиков были плоскими. В летние дни на них часто раскладывали плоды для просушки, а вечерами они служили террасами, на которые можно было подняться, чтобы отдохнуть от дневного зноя.
С левой стороны полотна за воздушной дымкой видны зубцы высокой горы, напоминающей по очертаниям Ай-Петри. Судя по характеру местности и зелени, Айвазовский изображает пейзаж в районе Алупки.
Ярко освещена стена сакли, обращенная к солнцу. Солнечные лучи скользят по верхушкам деревьев, отражаются на лазурной поверхности моря, в теплые тона окрашивают облака в голубом небе, розовеющие склоны горы, зеленовато-охристую землю и камни у дома. Картина оставляет ощущение покоя и умиротворенности.
автор описания: irmasirin
Сравните: татарская сакля на литографии К. Боссоли
Алупка в работах Айвазовского
Айвазовский: полотна, посвящённые Крыму
krymkrymkrym.ru
И.К. Айвазовский. Крым. 1857
опубликовано: июль 2015
И.К. Айвазовский. Крым. 1857. Холст, масло. 36,6 х 57,8 см |
После учебы в Императорской Академии художеств и нескольких лет путешествий Айвазовский возвращается в Феодосию, желая в родном городе заниматься любимым делом. Мало кто из художников мог похвастаться таким знанием ландшафта и природы вблизи Феодосии, вдоль черноморских берегов. В 28-летнем возрасте живописец обустраивается в городе своего детства, где строит дом и мастерскую, чтобы там работать над своими новыми картинами.
В 1857 году появляется романтический, будто бы сотканный из воздуха и света, морской пейзаж «Крым». На холсте изображен скалистый берег, море и горы, склоны которых покрыты густой зеленью. По голубому небосводу плывут жемчужные шапки облаков, отражающиеся в глянцевых нежно-лазурных водах залива.
Слева в бухте изображен легкий белоснежный парусник, освещенный солнцем. У самого берега пришвартована лодка, у живописной скалы, нависающей над берегом, стоит группа людей. Люди кажутся крохотными на фоне величественной природы.
Айвазовским тщательно выписана скала на переднем плане, небольшое дерево, растущее на ее вершине. Вдалеке сквозь полупрозрачную дымку видны горы и мыс, далеко выдающийся в море. Надутые ветром паруса, парящие облака, полупрозрачные волны, с легким шумом набегающие на влажный песок, придают полотну воздушность и изящество. Картина наполнена безмятежностью и покоем.
автор описания: irmasirin
Берег Крыма в шедеврах Айвазовского
Крым в произведениях великого мариниста
krymkrymkrym.ru
Дом-музей Айвазовского в Феодосии
Величайший российский художник-маринист армянского происхождения — Иван (Ованнес) Константинович Айвазовский — родился, долгое время жил и умер в Феодосии, где и был похоронен во дворе церкви Сурб Саргис. Его любовь к родному городу была безгранична, и на протяжении всей своей жизни он делал щедрые пожертвования на его благоустройство и развитие инфраструктуры. Однако главным подарком художника своим землякам стал музей Айвазовского в Феодосии.
Предыстория
Впервые свои двери перед зрителями выставочный зал, расположенный в одном из крыльев особняка, где художник жил с семьей, открыл в конце 1840 годов. Тогда все желающие могли увидеть собрание, состоящее из 49 полотен мариниста, которые ожидали отправки на выставки в различные страны Европы и в Санкт-Петербург. В 1880 году к особняку была пристроена галерея, спроектированная самим Айвазовским, которая стала первым в России музеем одного художника. Она пользовалась огромной популярностью, и среди отдыхающих на крымских курортах считалось хорошим тоном посещение Феодосии с целью знакомства с творчеством всемирно известного мариниста. Галерея в доме Айвазовского при его жизни также выполняла функции концертного зала, где часто выступали известные музыканты и актеры. Таким образом, благодаря художнику в конце 19 века Феодосия стала центром культурной жизни Крымского полуострова, куда стремились попасть и иностранные путешественники.
История музея
Еще за несколько лет до своей смерти, в 1900 году, Айвазовский принял решение завещать галерею родному городу. После революции в здании некоторое время размещалось ЧК, а часть коллекции была разворована или уничтожена. К счастью, вскоре галерея получила статус государственного музея и стала охраняться государством. В годы войны ценой неимоверных усилий коллекцию музея удалось спасти, отправив в эвакуацию в Ереван. Там картины были размещены в здании Национальной галереи Армении и вернулись в родные стены после освобождения Крыма от оккупантов. На данный момент дом-музей Айвазовского в Феодосии считается одним из самых известных культурных учреждений Крыма. Галерею ежегодно посещают несколько десятков тысяч туристов.
Музей Айвазовского в Феодосии: коллекция
Сегодня в галерее находится более 12 000 живописных полотен и различных экспонатов. Среди них более 400 произведений Ивана Айвазовского, поэтому Феодосийский музей обладает крупнейшей в мире коллекцией творений художника.
К числу наиболее известных работ великого мариниста, которые там выставлены, можно отнести такие шедевры живописи, как «Корабль "Мария" на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», «Севастопольский рейд» и др. Посетив музей Айвазовского в Феодосии, можно также увидеть картину «Среди волн» размером 282 на 425 см, которая является самым крупным полотном художника.
Структура
Хотя главное, чем привлекает музей Айвазовского в Феодосии, — картины мэтра, там можно увидеть также полотна западноевропейских художников и другие интересные экспонаты, имеющие отношение к семье великого мариниста.
Экспозиция состоит из трех частей:
- большой выставочный зал;
- дом И. К. Айвазовского и его семьи;
- дом сестры художника.
В свою очередь, в доме располагаются 2 зала для временных выставок, экспозиция «Особая кладовая» и еще одна, посвященная творчеству И. К. Айвазовского.
Не менее интересные произведения можно увидеть в доме сестры художника. В частности, там выставлены полотна западноевропейских художников 17-19 веков и собрание картин мэтра на библейские сюжеты.
Дом семьи Ивана Айвазовского
Выехав в 1840 году за рубеж в числе других отличившихся выпускников Академии художеств, Айвазовский всего за несколько лет добивается признания в Европе и возвращается в Феодосию весьма состоятельным человеком. Это позволяет ему заняться строительством дома для своей семи в итальянском стиле. Вскоре на набережной появляется шикарный по тем временам особняк, где, наряду с комнатами домочадцев и помещениями для приема гостей, располагаются мастерские и выставочный зал. Как уже было сказано, сегодня дом является частью музея Айвазовского, и там, среди всего прочего, есть особая комната-сейф, где выставлены ценные предметы, принадлежащие художнику и его родным. Также в доме живописца хранится уникальный фотоархив, в котором представлены семейные снимки, сделанные в конце 19 века.
Дом Екатерины Константиновны
В армянских семьях всегда было принято селиться по соседству с родными. Поэтому рядом с домом Айвазовского в середине 19 века поселилась его родная сестра Катарине (Екатерина). Принадлежащий ей особняк сохранился до наших дней и сегодня является частью музея знаменитого мариниста. Там размещены работы европейских художников, в основном посвященные морю. Кроме того, в Доме сестры выставлены полотна Ивана Айвазовского, написанные на библейские и религиозные темы. Эта часть коллекции музея особенно интересна, так как известна менее, чем маринистические работы живописца. А ведь Айвазовский, брат которого (Габриэл Константинович) был архиепископом и одними из профессоров Армянской академии монахов-мхитаристов в Венеции, имел особо трепетное отношение к христианству. Среди библейских работ, которые можно увидеть в Доме сестры, можно отметить следующие: «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Крещение», «Моление о чаше» и др.
«На смерть Александра»
В доме сестры есть и выставка одной картины. Это совсем нехарактерное для художника полотно называется «На смерть Александра». Айвазовский написал его в дни траура по императору-миротворцу, погибшему от болезней, вызванных травмой, полученной при железнодорожной катастрофе. С картиной связана легенда мистического характера, в которую зритель начинает верить, простояв несколько минут перед полотном, выполненным в зловещих темных тонах. Интересно, что сам художник ни разу не выставлял эту свою работу, и ее никто не видел почти 100 лет.
Памятник Айвазовскому
Родной город всегда по достоинству оценивал благотворительную деятельность художника. В частности, те, кто приезжают в музей Айвазовского в Феодосии, фото которого украшают практически все туристические проспекты, посвященные Крыму, могут увидеть памятник великому маринисту. Он установлен во дворе дома живописца, и на его постаменте выгравирована надпись: «Феодосия — Айвазовскому». Кроме того, в городе есть еще несколько памятников, которые жители города посвятили своему всемирно известному земляку.
Адрес и режим работы музея Айвазовского в Феодосии
Редкий турист, посещающий юго-восточное побережье Крыма, уезжает, не увидев шедевры великого мариниста. Чтобы попасть в музей Айвазовского в Феодосии, нужно отправиться на улицу Галерейная (строения 2 и 4).
Режим работы:
- во вторник — с 10:00 до 13:00;
- с понедельника по воскресенье (среда — выходной) — с 10:00 до 17:00.
В летний период в те же дни галерея действует с 9:00 до 20:00.
Теперь вы знаете, что собой представляет музей Айвазовского в Феодосии. Адрес этой важнейшей достопримечательности Крыма вам также известен, поэтому, оказавшись на полуострове, обязательно посетите всемирно известную галерею. Вы наверняка получите огромное удовольствие от созерцания хранящихся там шедевров мировой живописи.
fb.ru
«Пленный Айвазовский». Как вернуть крымские картины Украине?
Российские власти отправили картины Ивана Айвазовского из Феодосии в Третьяковскую галерею. Украина заявила о незаконном перемещении своих культурных ценностей и обратилась с жалобой в Международный совет музеев ЮНЕСКО.
29 июля в Третьяковской галерее Москвы откроется выставка работ Ивана Айвазовского из коллекции Феодосийского картинной галереи его имени. Это первый массовый вывоз культурных ценностей с территории аннексированного Крыма в Россию. Украина, которой принадлежат полотна, не давала обязательного в таких случаях согласия на их перемещение. О том, что 38 работ Айвазовского вывезены из Феодосии в Москву, стало известно из заявления Арины Новосельской, которая в подконтрольном России правительстве Крыма руководит «министерством культуры».
Хотя она утверждала, что полотна застрахованы, а передача картин оформлена в соответствии с российским законодательством, в Украине крайне обеспокоены перемещением картин Айвазовского. Министерство культуры Украины заявило о нарушении статьи 5 Гаагской Конвенции 1954 года (о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), которая обязывает государство-оккупант прилагать усилия для сохранения культурных ценностей на оккупированных территориях.
Минкульт Украины призвал зарубежных партнеров не участвовать в мероприятиях тех российских музеев, которые выставляют вывезенные украинские артефакты без согласия Киева
Протокол к этой Конвенции запрещает вывозить ценности с захваченных земель. Минкульт Украины призвал зарубежных партнеров не участвовать в мероприятиях тех российских музеев, которые выставляют вывезенные украинские артефакты без согласия Киева. Хотя Россия отрицает факт оккупации полуострова, международное законодательство в сфере охраны памятников регулирует ситуации, когда захват чужих территорий проходит и без вооруженного конфликта, как это было в Крыму.
Российские традиции краж артефактов
Документальное подтверждение права на артефакты – необходимое условие их возвращения законному владельцу через суд или путем переговоров. В истории отношений России и Украины было несколько случаев передачи Киеву культурных ценностей, оказавшихся в российских музеях. Самый известный пример – фрески Михайловского Златоверхого собора Киева, разрушенного коммунистами в 30-е годы. Часть изображений была вывезена в российские музеи вскоре после уничтожения храма, а ту, которая осталась в Киеве, нацисты отправили в Германию. После окончания Второй мировой войны они были доставлены в российские музеи. В двухтысячные годы с большими усилиями Киев смог вернуть часть фресок разрушенного храма, но только тех, которые вывозились в Германию. Переговоры продолжались около 10 лет – российские власти требовали документального подтверждения, что Украина имеет на них право. О возвращении артефактов, вывезенных с территории Украины в советский период, речь не шла, их российские музеи считают своими.
Показательным является отношение российских властей к ценностям, захваченным в результате Второй мировой войны. Нацисты массово вывозили произведения искусства с оккупированных территорий. После поражения Германии советские оккупационные власти не только возвращали награбленое, но и вывозили тысячи артефактов из собраний немецких музеев. Многие пролежали в запасниках до распада Советского Союза. Существует принципиальная разница в подходах постсоветских государств к реституции – возвращению имущества, незаконно вывезенного во время войны. История с коллекцией рисунков и гравюр голландца Франца Кеннигса, вывезенных в Советский Союз по окончании Второй мировой войны продемонстрировала готовность Киева следовать международным законам в этой сфере. Часть коллекции оказалась на территории Украины, часть – в России. В двухтысячные годы Украина вернула правительству Нидерландов 142 работы, которыми располагала. Россия отказалась возвращать подконтрольную ей часть коллекции.
Ранее представители Министерства культуры Украины признавали, что не располагают полным списком ценностей, утраченных вследствие аннексии Крыма. Это стало следствием отказа Украины от советской практики учета после провозглашения независимости.
В СССР все музеи регулярно информировали республиканские министерства культуры не только о количестве единиц хранения, но и предоставляли опись каждой из них, сказал в комментарии Крым.Реалии руководитель центра исследования историко-культурного наследия Украины Сергей Кот. «В Украине подавались данные только о количестве ценностей, находившихся в запасниках. Теперь приходится восстанавливать данные по тем сведениям, которые есть у кураторов выставок, по каталогам», – сказал Кот.
После аннексии Крыма и потери контроля над частью Донецкой и Луганской областей каталогизация культурных ценностей на этих территориях под вопросом
После аннексии Крыма и потери контроля над частью Донецкой и Луганской областей каталогизация культурных ценностей на этих территориях под вопросом. Сергей Кот и бывший директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова составили перечень картин европейских мастеров, которые были вывезены после советскими властями с территорий, оккупированных СССР в результате Второй мировой войны. Работа была начата до аннексии Крыма и завершилась в текущем году: в Украине был издан каталог произведений западноевропейского искусства из запасников Симферопольского художественного музея.
Работы Ивана Айвазовского из его картинной галереи в Феодосии известны. Территория Крыма в соответствии с международным правом является украинской. Это подтвердила резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая в марте 2014 года. Сергей Кот напомнил, что ЮНЕСКО также не признает попыток изменить статус культурных ценностей на оккупированной территории.
Хотя российские власти заявили, что к празднованию 200-летия со дня рождения художника полотна перевезут в Крым, существуют серьезные опасения невозвращения картин Айвазовского из Москвы. Тревожным сигналом является отсутствие в анонсе выставки картин Айвазовского на сайте Третьяковской галереи упоминания о полотнах из Феодосии. Об отношении российских властей к культурным ценностям на аннексированной территории свидетельствует включение заповедника «Херсонес Таврический», внесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО в 2013 году, в реестр культурного наследия народов России.
Что может Украина
Министерство культуры Украины не ограничилось обращением к зарубежным музеям с призывом прекратить сотрудничество с российскими партнерами, выставляющими похищенные ценности. По словам начальника управления музейного дела министерства культуры Василия Рожко, украинские власти также сообщили о незаконном перемещении картин Айвазовского из Феодосии в Москву Международному совету музеев (ICOM) при ЮНЕСКО. «Письмо за подписью министра была направлено генеральному директору ICOM», – сказал Рожко Крым.Реалии.
Статья 23 Гаагской Конвенции 1954 года позволяет обращаться за защитой культурных ценностей к международной комиссии
Он отметил, что цель украинских властей – исключить возможность дальнейшего перемещения картин Айвазовского и других ценностей с неподконтрольных территорий. А Сергей Кот напомнил, что Украина может обратиться к ЮНЕСКО с просьбой создать международную комиссию для расследования вывоза ценностей из Крыма. «Статья 23 Гаагской Конвенции 1954 года позволяет обращаться за защитой культурных ценностей к международной комиссии», – отметил Кот в комментарии Крым.Реалии.
Эксперт добавил, что без согласия государства-владельца вывезенные ценности являются незаконно перемещенными. А это запрещено «Конвенцией о мерах, направленных на запрет и предотвращение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности» 1970 года.
«Надо добиваться признания картин Айвазовского незаконно вывезенными, тогда они не смогут попасть за пределы России, отметил Сергей Кот. Он добавил, что существует опыт успешного возвращения артефактов, которые были захвачены Ираком во время войны с Кувейтом. Правда, возвращению предшествовало военное поражение Ирака в вооруженном противостоянии с международной коалицией.
А бывший министр культуры Украины Леонид Новохатько считает, что сегодня Украина едва ли сможет добиться прекращения сотрудничества ведущих мировых музеев с Третьяковской галереей. «Это очень богатый музей, и соблазн обратиться к нему за картинами или скульптурами, нужными для определенных выставок, всегда будет велик», – сказал он в комментарии Крым.Реалии.
Надо добиться того, чтобы в Москве осознали – если артефакты с оккупированных территорий будут вывезены за пределы России, они могут там и остаться
При этом Новохатько считает, что политическое давление на Россию в вопросе перемещения культурных ценностей может быть эффективным. «Надо добиться того, чтобы в Москве осознали – если артефакты с оккупированных территорий будут вывезены за пределы России, они могут там и остаться», – добавил экс-министр культуры Украины.
А министр по делам временно оккупированных территорий в внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш заявил, что культурные ценности Украины, оказавшиеся на аннексированной территории, станут предметом исков министерства юстиции в международных судах.
ru.krymr.com
Айвазовский в Феодосии. Биография Ивана Константиновича Айвазовского
Айвазовский в Феодосии
Иван Константинович Айвазовский как явление мировой культуры состоялся именно в Российской империи и именно в Феодосии. Для родного города он сделал очень много, как и для развития крымской, в том числе крымтатарской культуры. Жизнь Айвазовского прекрасный пример успешного творческого человека, патриота, интернационалиста, главы огромного семейства, опять же типичного для Крыма и Российской империи, но ни для какого другого времени и места.
Официальная биография Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося. Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с адмиралами Черноморского флота Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание Музея древностей в Феодосии (одного из первых в России), проведено большое количество работ по благоустройству города. Среди которых самое важное для любого южного города - водопровод, причем из горных родников.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский. Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.
Происхождение рода Айвазовских
Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 год священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось.
Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.
Родовая легенда
В большинстве источников копируется текст из книг Игоря Русанова. Приводим его с небольшими дополнениями:
Уроженец Феодосии Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) по сей день остается мировым королем морской живописи. Работал он много и легко, без пьянства и скандалов, в атмосфере зависти коллег, любви народа и ласки начальства. Для его пленэров выстраивали эскадры Черноморского флота. Но и силой воображения он создавал невероятные по мощи, объему и детальности картины штормов, морских сражений, людского отчаяния или героизма в борьбе со стихией. Платили за них много, он легко делал вариации одних и тех же популярных у покупателей сюжетов. В 1880 г. он построил свою картинную галерею, первую в России провинциальную, и завещал ее родному городу. Ему Феодосия обязана водопроводом, железной дорогой и нынешней туристической популярностью.
Личность Айвазовского являет нам и замечательный пример национальной толерантности. Само его происхождение было очень драматичным. При взятии турецкой крепости Измаил (как варианты - Бендеры, Аккерман, Азов) русский гренадер заколол штыком секретаря турецкого паши (айваз – по турецки секретарь, писарь) и уже занес штык над его сыном. Армянский купец из Львова, видя это, закричал "этот мальчик христианин, я знаю его родителей".
В общем, не нужно было никаких криков. У казаков существовал давний обычай, который связан с правом 3 дня грабить взятую крепость. Любой казак, любой воин и вообще любой христианин имел право свой нательный крестик одеть на девушку или ребенка и спасти от смерти или насилия. Но этот очень важный ритуал накладывал на спасителя особые обязанности. Ребенка надо было брать в семью и обеспечить ему полноценное воспитание, на девушке надо было жениться. О том, что такой обычай был распространен, свидетельствует обилие смешанных браков донских казаков с турчанками. Такое "крещение" признавалось церковью и было в русской и казачьей воинской среде почетным. Именно из-за этого "экстренного" ритуала крещения армянское происходение отца Ивана Айвазовского ставится под сомнение и вызывает споры между армянскими и азербайджанскими исследователями многие десятки лет.
Важно лишь то, что отец Ивана Айвазовского вырос в армянской среде, армянской культуре, но это была культура открытая для украинского, польского, молдавского, турецкого и, конечно, русского влияния. Мальчика крестили во Львове и дали ему имя Константин Айвазян. Когда он вырос, ему сосватали красавицу армянку из Феодосии. Оба их сына стали знаменитыми людьми: Саргис (в монашестве Габриэль) Айвазян – известным проповедником, а Ованес получил художественное образование в Санкт-Петербурге, но все силы положил на прославление родного города, и в 1880 году подарил ему картинную галерею, по тем временам лучшую в провинции.
Айвазовский - меценат Феодосии
Отец Ивана Айвазовского разорился из-за чумы 1812 года,то есть за 5 лет до рождения будущего художника. Поэтому, наверное, став после бедного детства знаменитым и богатейшим художником своего времени, Иван Айвазовский так много сделал для Феодосии и всю жизнь обходился без национализма.
Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке, известно и его мастерство игры на турецком струнном инструменте саз. Феодосийский архитектор — Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.
Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов:
22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.
Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка. Когда Крым вошел в состав Российской империи, генуэзская система водоснабжения Феодосии была полностью забыта. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил настоящий водный голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в сутки.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи». Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.
Стиль фонтана Айвазовского, для всех, кто знаком с Турцией, определить несложно: "Эпоха тюльпанов". Есть еще такое определение "крымское рококо". Этот стиль сложился под культурным влиянием Франции. Но и в Крыму, и в Турции лучшими каменщиками были армяне. Поэтому экскурсоводам советуем "национальность" этого сооружения ярлыком не обозначать. Это фонтан Айвазовского.
4. Открытие миру крымтатарской музыки. Айвазовский отлично знал крымскотатарский язык и самобытную музыкальную культуру Крыма. Играл в особой крымской манере на скрипке и на турецком струнном инструменте саз.
В 1837 году И. Айвазовский сообщил композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте "Руслана и Людмилы". Н. Римский-Корсаков и его ученики А.Глазунов и А.Спендиаров были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки и также включали ее мотивы в свои произведения.
Потомки Айвазовского в Российской империи и Советском Союзе
Дети Айвазовского породнились с семьями из итальянской общины города. Несколько внуков художника стали художниками – Лагорио, Латри. Самый знаменитый его внук Константин Арцеулов, обходя с этюдником окрестности Феодосии, обнаружил необычные особенности горы Узун-сырт над Коктебелем и дал старт развитию легкой авиации в России и Советском Союзе.
Семья
В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.
Дети:
1. Елена + Пелопид Латри
1. Латри, Михаил Пелопидович, художник
2. Александр Латри (с благословения Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию живописца).
3. София Латри + (1) Новосельский + (2) князь Иверико Микеладзе
1. Ольга Новосельская + Стефан Асфорд Сенфорд. Сын: Генри Сенфорд
2. Гаяне Микеладзе
2. Мария (Мариам) + Вильгельм Львович Ганзен
1. Ганзен, Алексей Васильевич, художник-маринист. + Олимпиада
3. Александра + Михаил Лампси.
Семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского.
1. Николай Лампси + Лидия Соломс. С 1907 по 1909 годы — директор Картинной галереи в Феодосии. Дети: Михаил, Ирина, Татьяна
2.Иван Лампси
4. Жанна + К. Н. Арцеулов
1.Арцеулов, Николай Константинович, кораблестроитель и художник-маринист
2. Арцеулов, Константин Константинович, русский пилот и художник-иллюстратор
Вторая жена — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян, армянка. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
Николай Арендт и Константин Арцеулов
Восходящие потоки, о которых в теории Костя Арцеулов узнал из книги своего дяди (по отцу) Николая Арендта, продемонстрировал ему с помощью парения своей огромной шляпы знаменитый поэт Максимилиан Волошин. И вот в 13 лет Костя уже строит свой первый планер и испытывает его на горе Узун-сырт. Тогда, в начале XX века они входили в моду просто как чудачество образованной молодежи. Но вскоре, на другом конце Крыма в Севастополе великий князь Александр (Сандро) Михайлович Романов основывает Качинское училище летчиков. Авиация становится частью армии, ответственным (и вместе с тем романтическим, творческим!) занятием.
Подробнее
Туристическое и экскурсионное наследие Айвазовского сегодня.
Свой последний день художник Иван Айвазовский провел в работе:
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года он привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..." Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского» — музей маринистической живописи, находится в городе Феодосия (Крым). Состоит из двух корпусов по адресу ул. Галерейная, 2 (основная экспозиция, работы И. Айвазовского) и ул. Галерейная, 4 (Дом сестры художника: научный отдел галереи «Русская и современная марина»).
Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен еще один спроектированный художником выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (417 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «Среди волн», имеющее размер 282 на 425 см.
Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского, награды художника из драгоценных металлов и камней. В соседнем здании — доме сестры художника собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К.Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.
В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены. В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг
Фото красивых мест Крыма
Назад в раздел
Легендарная Тридцатка, маршрут
Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.
В край гор и водопадов
Недельный тур а Адыгее, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, Аминовское ущелье, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех
В край Крымских гор
Недельный тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. Треккинги, авто-пешеходные экскурсии с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, каменных грибов с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры.
svastour.ru
Иван Айвазовский — гениальный Крымский художник-маринист
от Yulia Samarina - Октябрь, 20th 20121900 год, апрель. Последняя картина так и осталась стоять недописанной на мольберте. Впрочем, не закончено лишь обрамление главной темы полотна, прописанной четко, абсолютно и основательно: на фоне вечернего сине-лилового неба и такого же моря гибнет от взрыва в желто-красном урагане огня военный корабль. Возможно, именно в этом образе воплотилось некое предвидение конца, кто знает…
А начиналось все 82 года назад, когда жарким июльским днем в семье одного не самого богатого, хотя и довольно образованного и знавшего несколько языков феодосийского торговца Константина Гайвазовского (предки его были турки и армяне; перебрался же в Крым он не так давно из Галиции) родился третий сын –Иван.
По всем фольклорным канонам Иванушке полагалось бы быть (или прикидываться) известным «дурачком», чтобы со временем отхватить-таки настоящий «джек-пот». Но Ваня Гайвазовский ни о чем таком особо и не мечтал, а был вполне обычным крымским пацаном и с ватагой сверстников гонял с утра до ночи у моря, в порту и ближайших окрестностях. И вдруг действительно в один прекрасный день в его жизни обозначился стремительный поворот. И не лягушка или щука тому были виной, а… городской архитектор Кох.
Дело было в том, что по ходу всех прочих занятий Ваня успевал еще и рисовать; рисовать, где только возможно, и все, что попадало в поле зрения: фигуры прохожих, собак и лошадей, рейд, корабли и пр. Вот на очередном «заборном» художестве мальчика и «застукал» архитектор. Однако вместо, казалось бы, заслуженного в таком случае подзатыльника, дал юному дарованию несколько листов бумаги, карандаши и велел что-либо нарисовать. Самые удачные из этих рисунков затем были представлены очень важному человеку – градоначальнику Феодосии графу А.И. Казначееву. Граф был изумлен явным художественным даром и в знак поощрения подарил Ивану Гайвазовскому (первая буква фамилии была убрана гораздо позднее) ящик дорогих акварельных красок и хорошую рисовальную бумагу. Кроме того, Казначеев отправил мальчика учиться в Симферопольскую гимназию вместе со своим сыном. Дальше – больше! Работы Айвазовского отправляют в Петербург в Академию художеств, после чего 16-летний гимназист становится студентом класса пейзажной живописи, который ведет выдающийся профессор того времени М.Н.Воробьев. А через два года – первая награда, Серебряная медаль Академии за самостоятельную композицию «Этюд воздуха над морем» (конечно, над морем; что же еще могло более вдохновлять его, чем море?). Кроме того, полотно юного художника было приобретено за тысячу рублей для самого Зимнего дворца! Айвазовский же был прикомандирован к экспедиции, уходившей на все лето 1836г. в поход по финскому заливу во главе с Великим князем Константином.
Это путешествие дало большой материал наблюдательному, обладающему цепкой на детали памятью парню и позволило уже к осени участвовать в выставке с семью картинами (!), которые, по словам очевидцев, гораздо превзошли работы его учителя-француза Таннера (там была между тем и картина «Вид Феодосии», написанная просто по памяти). А ведь художнику не было еще и 20 лет! Эта выставка сразу позволила Айвазовскому сблизиться с лучшими представителями искусства того времени. Его отмечает и приближает к себе Брюллов; он знакомится с Жуковским, Крыловым, Пушкиным, Глинкой (кстати, композитор использовал позднее очень удачно в своей опере «Руслан и Людмила» три татарские мелодии, напетые ему Иваном). Но главное – за выставленные работы художнику была присуждена Золотая медаль, сокращен срок обучения и предоставлена творческая командировка на родину – в Крым – с поручением написать ряд картин с видами приморских городов.
В 1838 году истосковавшийся по родной Феодосии Айвазовский возвращается в Крым, где два года подряд упоенно и самозабвенно рисует Ялту, Севастополь, Керчь и, конечно, Феодосию. Его родной город лежит на картине, как на ладони, у тихой бухты, а на том месте, где через несколько лет будет стоять его дом с мастерской, пока пустырь с несколькими лачугами и ветряками. И еще он без устали изучает море во всякую погоду, во всякое время, при разном освещении, жадно набираясь впечатлений для своих будущих картин. Знаете, сколько их было потом у мастера?! Шесть тысяч!!!
Все знают Айвазовского как мариниста, но у него есть и картины на исторические сюжеты, жанровые сцены, на темы античной мифологии, виды городов, религиозные и аллегорические полотна, а также портреты. Вот лишь несколько из них: «Приезд Екатерины II в Феодосию», «Встреча Венеры на Олимпе», «Переход евреев через Черное море», «Цыганский табор», «Закат в степи», «В горах Кавказа», «Хождение по водам», «Свадьба на Украине».
Результаты крымской поездки были более чем удачными и увенчались долгожданной и заслуженной командировкой в Италию, в Рим – эту Мекку художественной жизни всей Европы. Там работала и большая группа русских живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов (и самостоятельных, и пенсионеров, как Айвазовский): Брюллов, Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, Иордан, Гоголь и многие другие. Айвазовский работает очень усердно и скоро становится в Риме одним из самых известных и модных художников. На него буквально сыплются заказы, о нем пишут восторженно все газеты: «…никто так не пишет здесь воду и морские виды». Множество художников, гораздо старше его, стали подражать ему в манере письма и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский». Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?). Сам великий маринист Тернер, совершенно покоренный искусством Айвазовского, посвятил стихи юному художнику из России.
Важно также добавить, что одна из картин этого периода – «Хаос в момент мироздания» – была приобретена по распоряжению папы Григория XVI для Ватиканского музея. Триумф! Успех парня с диковинной длинной фамилией из никому не известного маленького приморского городка был ошеломительным (настоящий джек-пот). В Италии Айвазовскому было легко – она напоминала его родную Феодосию, только чуть в более ярких образах: те же море, солнце, природа, узкие улочки… За 4 года Айвазовский из талантливого пенсионера вырос в первоклассного мастера; успел стать членом Амстердамской академии; получить целый ряд наград и признание, какого не удостаивался еще никто на свете за столь короткий период и в таком юном возрасте. Вполне естественно, что по приезде в Петербург ему было присуждено звание академика. В 27 лет в формулярном списке Айвазовского записано: «По высочайшему повелению причислен к Главному морскому штабу его императорского величества со званием живописца сего Штаба, с правом носить мундир морского ведомства и с тем, чтобы звание сие считать почетным. Сент.,21,1844г.» (этот список хранится теперь в феодосийской картинной галерее). После этого ему поручили написать несколько видов прибалтийских городов с Петербургом во главе. Всю зиму 1844/45гг. «художник морского ведомства» выполняет задание, но стоило только чуть подтаять снегу, как Айвазовский неожиданно срывается и уезжает в Феодосию, почувствовав, как он пояснил потом, непреодолимое влечение к югу: «Это чувство или привычка – моя вторая натура… чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю». Он просто не мог жить без своего родного города, без моря, без той свободы, которую можно было утолить лишь тут, вдали от суеты, и писать, писать…
Причем писал Айвазовский фантастически быстро. Почти все его картины заканчивались им, как правило, за несколько часов! Например, известно, что картина «Сотворение мира» (размеров немалых: 1,95м на 2,25м) была написана в течение 9 часов. А по просьбе студентов в Академии художеств он написал, хотя и небольшую, но вполне законченную марину всего лишь за 2 часа! Парадоксально, но если подсчитать, то на написание всех его 6000 картин художнику потребовалось в среднем по 3-4 часа на каждую (конечно, при этом придется учесть, что не все из них были гениальными). Даже на закате своих лет, в 80-летнем возрасте, он пишет большое полотно (с трудом достает до края его кистью) – картину «Среди волн» – за 10 дней, передав при этом неизменно гениально и прозрачность воды, и громады своих знаменитых «волн Айвазовского», и хмарь узкой полоски неба, и пронзительный луч света – символ надежды… А между тем все легко, как будто и нет в картине особого труда. Да, недаром живое мастерство его лучших марин не превзошел еще никто и по сей день!
Итак, остальные 55 лет И.К.Айвазовский прожил в своей родной Феодосии, хотя мог, бесспорно, поселиться в любом из городов России или Европы. Он даже не пожелал перебраться, казалось бы, на более живописный и престижный Южный берег Крыма. И не было в его жизни более никаких событий, которые смогли бы изменить его самого и его творчество. Хотя, конечно, художник мировой известности выезжал с выставками в столичный Петербург, а также совершил несколько путешествий за границу (бывал в Англии, Америке, Турции, Египте, на Кавказе), но все это уже не слишком влияло на раз и навсегда устоявшийся уклад его жизни. В Феодосии на выбранном им месте на берегу моря и по собственному проекту он построил большой и добротный дом с обширной мастерской, которую мечтал превратить в местную школу живописи для всех желающих рисовать. Дом был очень похож на итальянскую виллу эпохи Ренессанса: несколько больших, обращенных к морю балконов, просторные залы для приема гостей – все было устроено для творчества и комфортного отдыха (жилых комнат, для себя, выходящих скромными окошками во двор, было как раз не много).
Иван Константинович слыл очень гостеприимным и радушным хозяином – жил широко открытой жизнью. Кто бы ни приезжал в Крым из известных людей искусства, каждый считал своим долгом посетить его дом в Феодосии. Здесь же в 1846 году художник решил сделать большую выставку, посвященную 10-летию своей деятельности (к тому времени это было 145 больших картин, не считая малых, а также множества рисунков) и пригласил гостей со всего Крыма — более 300 человек. Праздник получился поистине грандиозным!
Поздравить Айвазовского специально из Севастополя прибыло 6 военных кораблей, украшенных флагами. В этом же году им была написана первая его картина после возвращения на родину – «Георгиевский монастырь» (его силуэт на фоне лунной ночи хорошо виден у мыса Фиолент). В 1849г. Айвазовский женился на красивой, широко образованной женщине – англичанке Ю.Я.Гревс, которая родила ему четырех дочерей (позднее, в возрасте 64-х лет, он вторично женился — на молодой вдове А.Н.Саркизовой). Его, принятого при дворе четырех Российских императоров, хорошо знало и обожало местное население. Он был крестным отцом чуть ли не половины феодосийцев; в его обычае было помогать бедным невестам при замужестве; он был постоянным и желанным гостем на народных свадьбах. Член нескольких европейских академий, тайный советник, мировой известности художник, бывало, с удовольствием шел по улице во главе «чала» — народного татарского оркестра под визг зурны и нестерпимый грохот барабанов. И, конечно, И.К. Айвазовский всегда принимал самое деятельное участие в общественной жизни Феодосии. Прежде всего, он подарил городу источник чистейшей воды Су-Баш (а с водой тогда в Крыму было ох как туго), который находился на территории его имения, и настоял на постройке водопровода от него в город. Для горожан это было настолько важным событием, что была написана специальная «хвалебная песнь» из множества куплетов, каждый из которых заканчивался словами: «Вспомните Ивана Константиновича!». Он построил зданием городского музея – в греческом стиле с колоннадой, по своему проекту. Чуть позднее – картинную галерею и вместе с другими меценатами – городской концертный зал. В 1892г. его неустанные ходатайства в высшие инстанции привели к началу прокладки железнодорожной ветки к Феодосии, а также постройке торгового порта. Айвазовский всей душой хотел восстановления былой славы родного города — некогда крупного торгового центра.
В своей же мастерской Иван Константинович неустанно занимался с молодыми художниками: годы работы ушли на создание особой школы крымского пейзажа. Там приобщались к живописи будущие известные художники: Лагорио, Фесслер, Куинджи, Магдесиян, Латри, Волошин, Богаевский. И сегодня в Феодосийской картинной галерее вас встретят не только работы самого великого художника (к сожалению – не те, гениальные; лучшие он продавал сразу, а позднее еще и многое было похищено) но и картины его учеников. А возле его дома (теперь это Дом-музей) – стоит единственный в СНГ памятник профессору живописи И.К.Айвазовскому, поставленный 2 мая 1930 года ко дню 30-летия со дня смерти художника. Он всю свою жизнь страстно любил и изображал море, и теперь он сидит застывшим каменным изваянием с кистью в руке и смотрит на него, уже не отрываясь ни на минуту…
Спросите на городской улице любого, знает ли он такого художника – Айвазовского – и каждый как минимум вам назовет его «Девятый вал». Но всегда есть возможность узнать гораздо больше о его картинах и о нем самом, пока стоит Феодосия.
Автор: Юлия Самарина
Вам также будет интересно
На Перекоп.инфо можно прочитать про:
www.perekop.info