А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. Картины айвазовский крым
Иван Айвазовский в Крыму | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
В 1837 году на академической выставке Иван Айвазовский показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, который постановил: «Как I-ой степени академист, Иван Гайвазовский, фамилию он изменил в 1841 году на Айвазовский, удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». Весной 1838 года из Санкт-Петербурга Иван Айвазовский за молодостью лет был послан в Крым на два года для самостоятельных работ.
Чёрное море – вдохновение Айвазовского. За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие.
Приехав в Крым, Айвазовский окинул пристальным взглядом художника холмы в живописных окрестностях Феодосии и Керчи. Айвазовскому показалось, что холмы Керчи и Феодосии явно искусственного происхождения, и он организовал археологические раскопки на собственные средства, и выстроил здание Археологического музея. В ходе раскопок в одном из имений Ивана Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая, но это так и не было доказано, но сенсации о находках появляются и поныне.
В деревне Шейх-Мамай на месте возможной могилы ордынского темника Мамая Иван Айвазовский соорудил беседку, чтобы в ней «размышлять о бренности человеческой жизни», но в 1917 году имение художника вместе с беседкой сгорело. Современные археологические исследования показали, что поселение носящее название Шейх-Мамай, с 60-х годов III века до нашей эры входило в состав античной хоры Феодосии. Сейчас это село называется Айвазовское.
В 1839 году молодой художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа, в походе он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя молодыми офицерами В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. Айвазовский наблюдал с берега за военными действиями на побережье Черкессии, за высадкой русского десанта в долине реки Шахе, и сделал наброски к картине «Десант отряда в долине Субаши».
В конце лета 1839 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург, и 23 сентября получил аттестат об окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, свой первый чин и личное дворянство.
На веку Айвазовского сменилось пять императоров. Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях», что не совсем справедливо. Айвазовский не был представлен императору Александру I, а с остальными царскими особами он, действительно, был в хороших отношениях. Неизвестно, как бы складывались отношения Айвазовского с российскими императорами, не покинь Айвазовский Петербург. Возможно, ему было значительно проще выстраивать отношения с властями, находясь в Феодосии, а не в Петербурге.
Иван Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского», в которой он жил и творил свои удивительные шедевры во благо империи. На средства, собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент российскому императору Александру III, в благодарность за покровительство императора в создании в Феодосии торгового порта, что позволило городу успешно развиваться экономически.
Иван Айвазовский был очень хлебосольным и щедрым хозяином. Он любил принимать гостей в своём доме, гости его самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий, он радушно встречал и принимал всех. Как-то в доме Айвазовского одновременно гостили известный скрипач Венявский и нечистый на руку коммерсант, с которым Венявский отказался знакомиться. Впрочем, гости всех рангов и сословий не могли задерживаться долго в доме Айвазовского, и через несколько дней приветливый хозяин сообщал за обедом, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что ему надоели гости, просто ему жизненно необходимо было уединение для работать, тишина для вдохновения и сосредоточенности на картине. Говорят, что в такие моменты некоторые гости чувствовали себя обиженными, но пора и «честь знать».
Айвазовский умел удивить гостей десертом. Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приёмов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, которое очень любил маэстро. На место фабричной этикетки Айвазовский наклеивал собственноручно изготовленную этикетку с бурлящим, как шампанское, морем.
На 50-летие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский обратился к своим гостям с речью: «Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придётся отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.
Статьи по теме:
Both comments and pings are currently closed.
www.evpatori.ru
Картинная галерея Айвазовского
Сегодня мы расскажем Вам про замечательного человека, и очень талантливого художника известного на весь мир — Ивана Константиновича Айвазовского!
Для того чтобы побольше узнать о нем, мы с Вами отправимся в Картинную Галерею Айвазовского в Феодосии.
И.К. Айвазовского многое связывало с Феодосией. Он родился 29 июля 1817 года в бедной Армянской семье в городе Феодосия. Будучи никому еще не известным мальчишкой Ованнес Айвазян часто бывал на море. Он любовался им и видел красоту, как в морском бризе закатного солнца, так и бушующей неистовой силе штормов.
С детства он очень любил рисовать. Денег в семье не было на бумагу и карандаши, поэтому часто бродя по городу, он рисовал увиденное углем на выбеленных стенах. Первым разглядел художественные способности мальчика Феодосийский архитектор — Яков Кох. Он обучил мальчика азам мастерства и часто дарил ему бумагу, карандаши и краски.
Детство протекало в трудных условиях, пока рисунок мальчика не заметил Феодосийский градоначальник Казначеев. Одаренность Айвазовского произвела на него сильное впечатление, и он устраивает Айвазовского в Симферопольскую гимназию. Позднее Иван Константинович поступил в Императорскую Петербургскую Академию художеств, где занимался в классе Пейзажной и Батальной живописи, и окончил ее с отличием в кратчайшие сроки.
С первых работ определился талант художника. Темой изображения моря Айвазовского-мариниста, стали интересоваться выдающиеся люди той эпохи: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.П. Чехов, К.П. Брюллов, М.И. Глинка, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, А.А. Иванов и другие.
В 1838 году художник уезжает в родную Феодосию, по которой за время обучения он сильно скучал, для совершенствования своего мастерства. В Крыму он впервые начинает писать свои работы с натуры, заканчивая их отделкой в мастерской.
С 1840-х готов он уезжает в Европу и посещает Италию, Германию, Голландию, Англию, Швейцарию, Испанию, Францию, Португалию. В Париже его картины производят фурор! А сам живописец был удостоен золотой медали Парижской Академии художеств. Айвазовский также был избран членом четырех академий художеств: Российской, Римской, Парижской и Амстердамской.
В заграничном паспорте Айвазовского было множество виз. Он любил путешествовать и объездил весь мир. Везде художнику ожидало признание, триумф и слава! Он мог бы стать гражданином любой страны. Но Иван Константинович принимает решение жить в Крыму, в Феодосии. Его возвращение в Крым навсегда изменило жизнь Феодосии.
На средства Айвазовского здесь открывается художественная школа. На вершине горы Митридат, возводят величественное здание и «Музей Древностей». Айвазовский добивается реконструкции морского порта. Также он проводит так необходимый гражданам водопровод. Главной же мечтой художника была идея постройки железной дороги, которая соединила бы Феодосию с Россией.
Феодосия вдохновляла великого художника, а он в своюочередь многое сделал для родного города!
Я думаю этого небольшого рассказа достаточно чтобы иметь представление о Айвазовском.
На этом можно перейти к рассказу о самой галерее.
Здание, где находится музей на проспекте Айвазовского, являлось домом, где художник работал и жил.
Оно было спроектировано и построено по проекту самого Айвазовского, а в 1880 году он пристроил дополнительно большой выставочный зал, который стал на юге страны первой картинной галереей. Сейчас его дом является памятником архитектуры.
У здания галереи стоит памятник «Феодосия — Айвазовскому».
Вот некоторые работы Ивана Константиновича Айвазовского:
«Вид на большой каскад в Петергофе». 1837 год
«Старая Феодосия». 1839 год
«Одесса». 1840 год
«Хаос Сотворение мира». 1841 год
«Неаполитанский залив». 1841 год.
«Венеция». 1842 год
«Георгиевский монастырь Мыс Фиолент». 1846 год.
«Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам». 1846 год
«Вид на Москву с Воробьевых гор». 1848 год
«Буря на море ночью». 1849 год
«Девятый Вал». 1850 год
Картина «Девятый Вал» находится в Русском Музее в Санкт-Петербурге.
«Буря». 1851 год
«Рыбаки на берегу моря». 1852 год
«Феодосия. Восход солнца». 1852 год
«Лунная ночь. Купальня в Феодосии». 1853 год
«Синопский Бой 18 ноября 1853 года». 1853 год
«Море. Коктебель». 1853 год
«Утро на морском берегу. Судак». 1856 год
«Вид Константинополя и Босфора». 1856 год
«Отара овец». 1857 год
«Вид из Ливадии». 1861 год
«Дарьяльское Ущелье». 1862 год
«Сотворение мира». 1864 год
«У Берегов Ялты». 1864 год
«Всемирный потоп» 1864 год
«Феодосия. Закат Солнца». 1865 год
«Заход солнца на море». 1866 год
«Вид Тифлиса». 1869 год
«Сошествие Ноя с горы Арарат». 1870-е.
«Караван в оазисе. Египет». 1871 год
«Золотой Рог». 1872 год
«Лед на Днепре». 1872 год
«Вид Босфора». 1874 год
«Буря у мыса Айя.» 1875 год
«Морской вид при луне». 1878 год
«Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал». 1880 год
«Феодосия. Лунная ночь». 1880 год
«Сцены из Каирской жизни». 1881 год
«Афинский Акрополь». 1883 год
«Данте указывает художнику на необыкновенные облака». 1883 год
«Кораблекрушение». 1884 год
«Гнев моря». 1886 год
«Волга у Жигулевских гор». 1887 год
«Вид Петербурга». 1888 год
«Переход Евреев через Красное море». 1891 год
«Ниагарский Водопад» 1892 год
«Первый поезд в Феодосии». 1892 год.
«От штиля к урагану». 1892 год
«Путешествие Посейдона по морю» 1894 год.
«Наполеон на острове святой Елены». 1897 год
«Среди волн». 1898 год
Эту масштабную картину Айвазовский создал в возрасте 80 лет всего за десять дней. Самое величественное полотно художника, его размеры 285см х 429см.
«Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». 1899 год
Это лишь малая часть его произведений. Всего он написал около 6000 картин.
В 1898 году известный русский фотограф Альфред Федецкий сфотографировал художника у мольберта.
В последний день жизни (19 апреля 1900 года) художник рисовал картину «Взрыв Корабля», которую так и не успел закончить.
Фото dudeway
Скачать координаты для навигатора:
Галерея Айвазовского (432.0 B)
sudakskiy-dvorik.ru
Галерея Айвазовского. Феодосия. Крым
Галерея Айвазовского
Город Феодосия славится не только великолепными пейзажами, морем и пляжами, но и картинной галереей имени Айвазовского. В данной галереи собрано наибольшее количество полотен, которые появились из-под кисти выдающегося мариниста Ивана Айвазовского. Каждый посетитель города сможет насладиться не только настоящим морем, но и посмотреть неимоверной красоты и глубины картины, в которых художник отображает всевозможные грани морских просторов. Полное название галереи "Национальная картинная галерея имени Айвазовского И.К. в г. Феодосия"
Географические координаты галереи Айвазовского на карте Крыма - N 45.0323, E 35.3827
Национальная картинная галерея имени Айвазовского И.К. была основана художником летом в 80-м году девятнадцатого века. Галерея пользовалась огромной популярностью, как при жизни Ивана Айвазовского, так и после его смерти. Галерея была единственной в Российской империи, в которой выставлялись картины только одного художника. Галерея отличалась и постоянным разнообразием полотен. Это было связано с тем, что картины часто отправлялись на всевозможные выставки и не возвращались, а художник, в свою очередь, творил новые произведения, таким образом, пополняя пробелы на стенах галереи. Айвазовский завещал свою галерею городу Феодосии, и в 1922 году она стала государственным музеем. Спустя восемь лет, городская всласть установила при входе в Национальную картинную галерею бронзовый памятник художника, показав свою благодарность и вечную память выдающемуся маринисту-романтику. Галерея расположена на улице Галерейной, дом №2 и дом №4. В первом корпусе галереи, в доме №2, представлены картины Айвазовского исключительно на морскую тематику. Во втором корпусе галереи, в доме №4, представлены картины художника на библейские и мифологические темы, а также произведения других выдающихся художников. Данный корпус был домом сестры Ивана Айвазовского, в котором можно ознакомиться с вещами семьи. Национальная картинная галерея имени Айвазовского является своеобразным центром искусства города Феодосия. Здесь собираются музыканты, актеры, художники. Данная традиция была основана еще при открытии галереи и действует по сей день.Галерея является своеобразным магнитом для любителей и ценителей живописи, в частности морской тематики. В галерее собрано около 10 тысяч картин, из которых 417 работ принадлежат талантливому художнику Айвазовскому. Галерея Айвазовского одна из самых ярких достопримечательностей города Феодосия и пожалуй одна из самых посещаемых достопримечательностей восточного Крыма. В галерею обычно ходят по 2-3 раза, охватить и насладиться всей галереей с первого раза не возможно. Обычно после 30-40 минут, все картины начинают сливаться и насладиться всеми красками полотен становиться практически не возможно. По этому, если Вы решили в полной мере насладится красотой картин великого мариниста Айвазовского то планируйте первое посещение в начале отдыха и второе перед отъездом.
Галерея Айвазовского на карте Крымаwww.krym4you.com
Музей (Картинная галерея) Айвазовского в Феодосии: фото, как добраться, описание
Музей Айвазовского в Феодосии будет интересен ценителям и подражателям творчества прославленного русского художника и любителям живописи в целом, особенно в направлении маринизма. Любопытно, что первая экспозиция открылась еще при жизни Ивана Константиновича, став одной из первых картинных галерей на просторах Российской империи, выставлявших полотна единственного живописца.
Пожалуй, символично, что Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского находится в Феодосии, где родился, жил и творил гениальный мастер кисти, а главный выставочный центр находится в его родном доме, ставшим для него целым миром. В доме-музее сейчас можно познакомиться с творчеством как самого Айвазовского, так и его учеников. Тут же несложно увидеть особенности быта и работы, жизни художника и его семьи в целом, окунуться в этот мир, известный прежде лишь одному человеку, а ныне ставший всеобщим достоянием.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится дом-музей в Феодосии?
Находится Музей Айвазовского недалеко от центра Феодосии, в северо-восточной части города, на улице Галерейная. Он расположен рядом с Набережной, между стадионом «Спартак» и Феодосийским музеем древностей, западнее же можно найти Музей Грина. Чуть южнее – по проспекту Айвазовского – раскинулась гостиница «Астория», еще дальше – Пушкинский сквер.
Музей на карте Крыма
Создание первой картинной галереи
После возвращения Ивана Константиновича из Европы, откуда он, кстати, вернулся уже достаточно известным человеком, он поселился в Петербурге. В столице он был весьма популярен, получал множество дорогостоящих заказов и стал завсегдатаем богемных петербургских салонов, где познакомился с Пушкиным, Белинским и многими знаменитыми личностями того времени. Но Айвазовскому, страстью всей жизни которого оставалось лишь море, было тесно и душно в Северной Пальмире: в 1844 г. он вернулся в маленькую, захолустную, но родную Феодосию.
В 1845 г. по собственному проекту он построил большой дом подле черноморского побережья, тогда же открыл в нем первую картинную галерею, представленную 49-ю полотнами. В 1880 г. Айвазовский пристроил к первому, уже не вмещавшему к тому времени всех его работ, еще один обширный выставочный зал, постепенно превращая свое жилище в настоящий музейный комплекс имени себя. В 1900 г. после смерти Ивана Константиновича единственной его наследницей стала Феодосия, музей Айвазовского был завещан любимому городу еще в 1892 г.
Музей Айвазовского в советский период
После установления на Крымском полуострове советской власти в 1920 г. в доме-музее Айвазовского, самом добротном в городе, разместились особые отделы ЧК, Красной армии и флота. Хотя эти ведомства занимали музейный комплекс около двух лет, многим бесценным произведениям Ивана Константиновича был нанесен непоправимый вред, а некоторые полотна бесследно исчезли, по всей видимости, будучи украденными.
В 1922 г. Картинная галерея Айвазовского в Феодосии вновь открылась для посетителей в статусе Государственного музея СССР, а директором ее был назначен признанный в те годы искусствовед Герасим Магула, много сделавший на этом поприще. Первое время в помещениях дома-музея существовал также Музей художественных ценностей, но в 1925 г. ему выделили отдельное здание.
Во время немецкой оккупации картины Айвазовского удалось спасти лишь каким-то чудом. Местные власти первым делом эвакуировали партийную верхушку, а картинную галерею бросили на произвол судьбы. Единственным, кому она была небезразлична, стал директор Николай Барсамов. Ценой невероятных усилий ему удалось вывезти бесценные произведения в Краснодар, где он получил указание отправить их в Сталинград.
Но вместо этого, нарушая все инструкции, Барсамов переправил полотна в Ереван. Трудно сказать, что заставило его нарушить прямой приказ – подобная самодеятельность могла стоить ему жизни, если бы к зиме 1941 г. Сталинград не оказался в плотном кольце немецкой армии. После освобождения Крыма в 1944 г. картины вернулись в Феодосию и больше никогда не покидали пределы полуострова.
Чем привлекает галерея-музей Айвазовского туристов?
Сейчас в г. Феодосия Музей Айвазовского располагает самым большим в мире собранием произведений великого художника, чьи работы довольно высоко ценятся за рубежом. Иван Константинович прожил долгую и плодотворную жизнь: за 63 года он написал около 6000 картин, в его доме-музее, среди экспозиций картинной галереи, насчитывается 416 из них. Здесь находятся всемирно известные произведения – «Среди волн», «Севастопольский рейд», «Георгиевский монастырь» и др.
Определенный интерес представляет то, что выставлены они в последовательности «рождения» – данное обстоятельство позволяет оценить не только сами картины, но и то, как менялся и совершенствовался стиль автора. Но, пожалуй, самой интересной и интригующей из работ Айвазовского можно назвать полотно «Взрыв корабля», так и оставшееся недописанным по причине его смерти. Оно представлено не в общей экспозиции, а стоит на мольберте, в мастерской художника – так, как деятель его оставил.
Кроме полотен самого Ивана Константиновича, в Картинной галерее много работ его знаменитых учеников – Адольфа Фесслера, Архипа Куинджи и Михаила Латри, современников и подражателей Айвазовского – Константина Богаевского, Льва Лагорио и Максимилиана Волошина. Выставлено также бесчисленное множество произведений других русских и западноевропейских художников-маринистов. Общее количество полотен, написанных в период с XVIII по XX вв., здесь достигает 12 тыс. единиц.
Помимо картин, в экспозиции также можно увидеть личные вещи художника и его семьи, документы и чрезвычайно редкие фото. Двери этой достопримечательности Феодосии открыты ежедневно, кроме среды, часы работы будут указаны ниже, цены за билеты нельзя назвать низкими, но оно того стоит. За отдельную же плату можно осмотреть самую загадочную и мистическую его работу — «На смерть Александра III», никогда не выставлявшуюся с остальными.
Как добраться (доехать) до музея?
От автовокзала доехать можно на маршрутке №4, останавливающейся фактически возле самого музея. А от ж/д вокзала несложно будет дойти и пешком, двигаясь в северном направлении – время в пути займет всего несколько минут, но не лишней будет карта города с маршрутом:
Туристу на заметку
- Адрес: улица Галерейная, 2, Феодосия, Крым, Россия.
- Координаты: 45°1′56″N (45.032305), 35°22′58″E (35.382789).
- Телефон: +7-978-740-28-58.
- Официальный сайт: http://feogallery.org/
- Время работы: с 10:00 до 17:00, во вторник — с 10:00 до 14:00, в среду – выходной.
- Цены на посещение: для взрослых — 200, для льготников — 100 рублей.
Иван Константинович Айвазовский оставил после себя огромное наследие, благодаря чему благодарные потомки будут помнить и ценить его даже спустя века. Вряд ли сейчас найдется человек, незнакомый с его творчеством, хотя бы с одним произведением, таким как «Девятый вал». В Феодосии же, в Картинной галерее находятся сотни его работ – их непременно стоит осмотреть. Сделать это нужно хотя бы потому, что все они шедевральные и бесценные, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы! В заключении смотрите обзорное видео этой уникальной достопримечательности Крыма.
Это может быть интересно:
krymania.ru
Картина Ивана Константиновича Айвазовского "А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал"
Иван Константинович Айвазовский, выдающийся живописец, мастер батальных сцен и гениальный маринист, прожил долгую жизнь. Она была насыщена событиями, как печальными, так и радостными, которые нашли отражение в произведениях художника. Одним из таких впечатлений, оставивших неизгладимый след в душе Айвазовского, стало знакомство с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.Картина Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» — это романтическое произведение, в котором живописец выразил свое восхищение стихотворцем, уважение к нему и, конечно же, любовь к родине. Художник родился в Феодосии и, несмотря на многочисленные путешествия по Европе, Соединенным Штатам Америки, Кавказу и многим другим местам, в конце жизни вернулся домой в Крым. Ему первому было присвоено звание почетного гражданина родного города. Здесь находится галерея имени художника, в которой собрана самая обширная коллекция его работ.
Предпосылки создания картины Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал»
Стихи Пушкина восхищали художника еще в детстве, когда он был маленьким мальчиком, вынужденным работать в кофейне. Тогда же произошла первая, пусть и не личная встреча — на набережной Феодосии. Талант Пушкина покорил будущего живописца: всю свою дальнейшую жизнь Айвазовский искренне восхищался мастерством поэта, искал и находил вдохновение в его произведениях.Полноценная встреча двух гениев произошла в 1936 году на одной из академических выставок в Петербурге. В дальнейшем многие картины художника были написаны под влиянием поэзии Пушкина. Возможно, именно она имела наибольшее значение для становления Айвазовского как выдающегося живописца. Примечательно, что Крым занимал важное место в жизни обоих. Айвазовский родился в Феодосии, а Пушкин пробыл в ссылке в Гурзуфе несколько недель — в наказание за слишком вольнолюбивые стихи. Впоследствии поэт писал, что это время было удивительным, прекрасным и счастливым.
Впечатления, полученные Пушкиным в Крыму, нашли отражение в его творчестве. Для Айвазовского же всегда была очевидна схожесть творческого процесса в живописи и стихосложении. Он говорил, что сюжет картины рождается в памяти, так же как строки стихов.
Дата написания картины Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» — 1880 год. На полотне изображен поэт, в поисках вдохновения задумчиво любующийся полной луной, которая отражается в спокойном море. Пушкин, чье творчество оказало огромное влияние на формирование Айвазовского как живописца, запечатлен им в момент поиска новых идей, образов и фраз. Произведение, написанное через столько лет после трагической гибели Пушкина, кажется выраженной на холсте благодарностью, отображением внутреннего мира и стремлений самого Айвазовского. В дальнейшем художник написал целую серию картин, посвященных любимому поэту и приуроченных к памятным датам его жизни.
artchive.ru
Айвазовский и Ялта
опубликовано: июнь 2015
Жемчужина Крыма, Ялта, не раз вдохновляла Ивана Константиновича Айвазовского на создание романтических пейзажей. Виды полюбившегося ему города художник писал на протяжении всей жизни. В своих работах он запечатлевал не просто внешнюю красоту природы, но и ее удивительную изменчивость, зависящую от времени дня, освещения, погоды.
В 1837 году, в сентябре, по решению Совета Академии художеств начинающий живописец перед поездкой за границу был на два лета направлен в Крым. На полуостров он приезжает весной 1838 года. Вновь оказавшись на черноморских берегах, Айвазовский много и с увлечением работает, изучая природу, с натуры рисуя виды Ялты, Севастополя, Феодосии, Гурзуфа, Керчи. Именно на пленэре на южном берегу Крыма Айвазовский осознает, насколько величественны и грандиозны эти стихии – воздух и вода, небо и море. Полученные впечатления найдут яркое воплощение в последующих произведениях художника.
Будущий город зарождался в нижней части Поликуровского холма, у мыса Св. Иоанна (Кильсе-Бурун). К середине 30-х годов 19-го века Ялта была небольшим селением, но уже имела здания из нескольких этажей, таможню, госпиталь, мол, деревянную набережную и пристань. Она стала центром Южнобережья, благодаря удобной бухте, наличию достаточного количества пресной воды и характеру местности. Ялта, окруженная на суше Крымскими горами, обосновалась в долинах рек Дерекойка и Учан-Су. Спускающиеся к морю горные склоны образовали широкую бухту, ограниченную с востока мысами Монтодор, Никитин и Мартьян, а с юго-запада Ай-Тодорским мысом.
И.К. Айвазовский. Ялта. 1838. Холст, масло. 47 x 67 см
И.К. Айвазовский. Вечер в Крыму. Ялта. 1848. Холст, масло. 126 х 196 см
И.К. Айвазовский. Море. Этюд. Холст, масло
И.К. Айвазовский. Морской пейзаж. Холст, масло. 19 х 24 см
Расцвет творчества Айвазовского приходится на его зрелые годы. Дарование художника в 60-е годы 19-го века раскрывается в полной мере. Пейзажи, написанные им под впечатлением от крымского побережья, наполнены восторгом от красоты окружающего его мира. В эти годы Айвазовский много времени уделяет изучению природного освещения. Живописец необычайно правдиво изображает восходы и закаты. Им создано немало работ, главная роль в которых принадлежит солнечному или лунному свету.
И.К. Айвазовский. Крым. 1852. Холст, масло. 58 х 89 см
И.К. Айвазовский. Вид в Ореанде. 1858
И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Крым. 1859
И.К. Айвазовский. Восход над Ялтой. 1861. Холст, масло. 67 х 89 см
И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863. Картон, масло. 20,2 х 28 см
И.К. Айвазовский. Восход солнца у берегов Ялты. 1864. Холст, масло. 58 х 77 см
К середине 60-х годов 19-го века, после приобретения Ливадии императором, приморский город постепенно расстраивается и превращается в модный курорт. Представители русской аристократии строили здесь дворцы и роскошные дачи, увитые зеленью. Многие стремились оказаться в Крыму в то же время, когда туда приезжал царь со своей семьей. Началось строительство рассчитанных на состоятельную публику гостиниц и дач.
В 1866 году под руководством архитектора И. А. Монигетти, находящегося на службе в Министерстве Императорского Двора, завершается застройка Ливадийского имения. Активное участие в оформлении Большого дворца принимает и сам Айвазовский, фресками и картинами которого украшаются его залы.
И.К. Айвазовский. Крымский берег. Дерево, картон, масло. 6,5 х 10,5 см
И.К. Айвазовский. У берегов Ялты. 1864. Холст, масло. 62 х 80 см
И.К. Айвазовский. Крым. Рассвет. 1865. Дерево, масло. 24,5 х 30,5 см
И.К. Айвазовский. Окрестности Ялты ночью. 1866. Дерево, масло. 40 x 48 см
И.К. Айвазовский. Ялта. Горы ночью. Холст, масло
И.К. Айвазовский. По дороге в Ялту. 1860-е. Холст на картоне, масло. 19,8 х 27,7 см
И.К. Айвазовский. Приморский город. Вид Ялты. 1866. Холст, масло. 61,5 х 78 см
И.К. Айвазовский. Ялта. 1866. Холст, масло. 29,4 х 38,7 см
Яркая цветовая гамма в полотнах художника с годами сменяется склонностью к тональному единству. В 70-80-е годы Айвазовский пишет ряд сдержанных по цвету картин, в которых для более естественной передачи морского простора и движения воздуха использует тончайшие светотеневые градации. Художник с годами обретает особую чувствительность, которой, быть может, недоставало ему в ранние и зрелые годы. Живописные образы обрели глубину, композиционные и цветовые решения стали более цельными. Повышенная яркость цвета сменяется более мягким и спокойным соотношением красок. Для изображения морских пейзажей художник выбирает теперь сочетания голубых и светло-зеленых оттенков. Этот период в творчестве живописца часто называют «голубыми маринами».
И.К. Айвазовский. Морской вид, 1867
И.К. Айвазовский. Вид Ялты. 1870. Доска, масло. 34,3 х 29,3 см
И.К. Айвазовский. Вид Крыма. 1871. Бумага, акварель. 6,5 х 10 см
И.К. Айвазовский. Ялта. 1878. Холст, масло
И.К. Айвазовский. Восход солнца у берегов Ялты. 1878. Холст, масло. 57 x 95,5 см
И.К. Айвазовский. Утро в Ялте. Холст, масло. 1880. 32 х 43,6 см
И.К. Айвазовский. Ялтинская бухта. 1880-е. Холст, масло. 45 х 73 см
В конце 70-х годов в Ялте поселяется старшая дочь художника, Елена, вышедшая замуж за доктора П.С. Латри. Через некоторое время живописец начинает возводить в городе дом для ее семьи, в котором устраивает и большую мастерскую, в которой потом с удовольствием работает.
И.К. Айвазовский. Берег Ялты. 1885. Холст, масло
И.К. Айвазовский. Штиль. 1885
И.К. Айвазовский. Крымский берег. 1886. Холст, масло
И.К. Айвазовский. Лагуна. Этюд . 1891
И.К. Айвазовский. У берегов Ялты. 1894. Холст, масло. 34,5 х 58,3 см
На протяжении всей своей творческой жизни Айвазовский стремился передать величие моря и неба – двух мощных стихий, волновавших его безмерно. Раз за разом он возвращается к этим мотивам, проявляя все большее мастерство, стремясь к совершенству.
И.К. Айвазовский. Вечер в Крыму.1895. Холст на доске, масло. 36,5 х 59 см
И.К. Айвазовский. Ялта. 1899. Холст, масло. 58 х 94 см
Айвазовский постоянно возвращался к ялтинской теме. Ялту он видел и крохотным приморским городком, и уже сложившимся курортом европейского типа. Художник отмечал неповторимую красоту этих мест, тонко передавая богатство и разнообразие состояний крымской природы.
irmasirin
Крым на холстах Айвазовского
krymkrymkrym.ru
И.К. Айвазовский. Вечер в Крыму.1895
опубликовано: июнь 2015
И.К. Айвазовский. Вечер в Крыму.1895. Холст на доске, масло. 36,5 х 59 см |
Еще один пейзаж с видом на Ялту и Ялтинскую бухту – «Вечер в Крыму» - Айвазовский пишет в 1895 году. В этот период живописная манера художника становится более широкой и свободной, а колористическая палитра – более сдержанной. Вся картина выдержана в единой цветовой гамме.
Полная луна, словно яркая лампа, светит в ночной сини небес, озаряя окрестности. Ее сияние расходится по небу, золотистой дорожкой поблескивая на зеркальной поверхности спокойного ночного моря. Вдали под таинственным лунным светом дремлет Медведь-гора, склонившаяся к самой воде. С востока бухту прикрывает мощный отрог Главной гряды Крымских гор, за вершину которого цепляются легкие прозрачные облака.
В бухте около берега Айвазовский изобразил двухмачтовый корабль со сложенными парусами, чуть дальше видно еще одно судно, движущееся в сторону берега. Тут же, в заливе, скользят по воде небольшие парусники, золотистые от лунных лучей. На самом корабле и где-то вдалеке светятся оранжевые огоньки. Еле слышно шумят волны, оставляя белоснежную соленую пену у самых ног людей на берегу.
Даже сквозь ночную мглу белеют ялтинские постройки, раскинувшиеся у подножия и на склонах холмов и гор. К концу 19 века Ялта из небольшого рыбацкого поселения превратилась в модный курорт и одну из лучших европейских здравниц. Вслед за царской семьей сюда устремились представители российского дворянства. Вдоль побережья росли роскошные дворцы и особняки, появлялись пансионаты, дачи, гостиницы и доходные дома. Была обустроена набережная, построен новый каменный мол.
автор описания: irmasirin
Ялтинская тематика в работах Айвазовского
Крым, запечатлённый в произведениях Айвазовского
krymkrymkrym.ru