kolybanov. Этюд воздуха над морем картина айвазовского
Русские художники.В бушующем море. Айвазовский И.К.
. Это цитата
Русские художники.В бушующем море. Айвазовский И.К.В бушующем море.Художник И.К. Айвазовский
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский ( Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат армянского происхождения .Выдающийся художник XIX века.
Буря на море ночью. 1849
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.
Буря на Северном море
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Волна
Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Кораблекрушение
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Чесменский бой
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.
Буря на Ледовитом океане
Бурное море
Буря
Буря на Черном море
Неополитанский маяк
Буря
Кораблекрушение
Бурное море
Буря на Черном море
kolybanov.livejournal.com
Подробная биография - Айвазовский И.К.
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.
Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.
Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие как марево на горизонте. У берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами. Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни.
Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.
sites.google.com
Певец моря - Журнал «Решение вместе с Decision»
А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.
М. Лермонтов «Парус»
Хождение по водам, 1888 год
Признание к Айвазовскому пришло рано, еще в студенческие годы, его картины всегда принимались публикой восторженно, а критикой — с большим одобрением. И у коллег-художников он также сумел снискать уважение: Иван Крамской утверждал, что Айвазовский — звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще, а великий английский пейзажист Уильям Тёрнер посвятил ему стихотворение и назвал гением. И до сих пор Айвазовский считается непревзойденным художником-маринистом. Но, изображая море, живописец немало размышлял и над тем, что эта стихия, созданная Богом, является и символом человеческой жизни (житейское море), и средством Божьего гнева (воды потопа), и источником красоты и вдохновения, глядя на которую невозможно не воскликнуть: «Как величественны дела Твои, Господи, все премудростью Ты сотворил» (Пс 103:24).
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя. Но отец разорился, и семья жила в бедности. Иван был третьим сыном у родителей. И от других детей отличался тем, что любил рисовать с ранних лет. Рисовал он на всем, что попадалось под руку: не только на бумаге, но и на заборах, домах и даже на песке. Однажды его рисунки увидел губернатор Феодосии граф Александр Казначеев. Он был настолько поражен талантом мальчика, что потребовал разыскать его и в знак поощрения подарил Ивану Гайвазовскому (первая буква фамилии была убрана гораздо позднее) ящик акварельных красок и хорошую рисовальную бумагу. Кроме того, Казначеев отправил мальчика учиться в Симферопольскую гимназию вместе со своим сыном. И хлопотами того же губернатора в 1833 году Айвазовский поехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. С 1833-го по 1839 год он учился у лучших профессоров в пейзажном классе.
Портрет И. Айвазовского, К. Маковский
В 1835 году на академической выставке появилась первая картина Айвазовского, «Этюд воздуха над морем» и сразу же получила одобрение критики. В 1837 году за три работы с морскими видами его награждают большой золотой медалью академии.
Молодого выпускника академии отправляют в Крым с заданием написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым — будущими прославленными флотоводцами. Смелость и отвага, проявленные Айвазовским в боевой обстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии среди моряков. А крымские работы художника, представленные на выставке в Академии художеств, имели большой успех.
В Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры — Карлом Брюлловым, Михаилом Глинкой, Василием Жуковским, Иваном Крыловым, а путешествии по Италии в 1840 году он знакомится с Николаем Гоголем и художником Александром Ивановым.
В Италии художник много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ. Парижская академия награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика. Как художник Главного морского штаба он принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений стала картина «Чесменский бой», написанная в 1848 году.
Кораблекрушение, 1884 год
Морская тема — а море он полюбил с самого рождения в родной Феодосии — становится его главной темой, и в ней он не знает себе равных. Море предстает у Айвазовского символом природной стихии, и художник хочет показать всю красоту и ужас этой могучей силы. Но он не удовлетворяется простой фиксацией натуры, какой бы прекрасной она ни была. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их: сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».
При этом, как глубоко верующий человек, Айвазовский умел увидеть в окружающем мире Божественное присутствие, потому в его картинах мы видим не только удивительную красоту, но и глубокий смысл. Всмотримся в одну из самых известных картин Айвазовского «Девятый вал», написанную в 1850 году. Художник изобразил раннее утро после ночной бури, которая еще до конца не стихла. Первые лучи солнца освещают бушующее море с огромными волнами, накатывающими одна за другой, и в море — горстка людей, спасшихся после кораблекрушения. Казалось бы, здесь торжествует слепая сила стихии, и человек бессилен перед ней, он как щепка в этом страшном водовороте. Но приглядитесь: мачта, за которую уцепились несчастные люди, имеет форму креста. И это уже знак надежды! А в небе брезжит рассвет, восходит солнце. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления, наоборот, она полна света и воздуха, пронизана лучами восходящего солнца, сообщающими ей оптимистический характер.
Помимо этого у Айвазовского немало картин и прямо на религиозные темы: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Сошествие Ноя с Арарата», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам», «Моление о чаше», «Крещение армянского народа» и др.
Во время своего пребывания в Италии Айвазовский создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что была приобретена Римским папой, наградившим художника золотой медалью.
Во многих картинах Айвазовский как бы дает только намек на евангельский сюжет, но этот намек легко угадывается. Так, на картине «В бурю» мы видим лодку, полную людей, плывущую по бушующему морю. И волны кидают эту лодку из стороны в сторону, и она вот-вот перевернется и потонет. Разве не напоминает эта картина известный сюжет об апостолах, испугавшихся бури в Галилейском море, в то время как Иисус спал в лодке? Но мы знаем, что, когда Он встал и запретил ветру, море утихло. И в этой картине зритель ощущает как бы предчувствие чуда: человек на корме протянул руку, и в следующий момент море усмирится.
Переход евреев через Красное море, 1891 год
Картина «Хождение по водам» 1888 года прямо иллюстрирует эпизод из Евангелия, когда во время бури Христос пришел по водам к апостолам, находившимся в лодке, и Петр шагнул Ему навстречу. Сияющая фигура Иисуса на фоне темной стихии бушующего моря — и Петр, идущий навстречу Спасителю с протянутыми руками. Мы видим его сзади, но понимаем, что, если он отведет взор от Христа, сразу же начнет тонуть. И тогда прозвучат слова Спасителя: «Зачем ты усомнился, маловерный!» Айвазовскому удалось здесь передать не только состояние моря, в чем он был великий мастер, но и внутреннее состояние человека: ужас апостолов, зыбкую, но дерзновенную веру Петра.
Айвазовский оставил след в истории не только как талантливый живописец, но и как меценат и благотворитель. Благодаря популярности своих работ он скопил немалый капитал и щедро распоряжался им для благотворительных целей. На его деньги было выстроено здание Археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. У него постоянно были ученики, многих он обучал бесплатно. Из его феодосийской мастерской вышло немало известных художников — Куинджи, Лагорио, Богаевский.
Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года в возрасте 82 лет. Он работал до последнего дня. На мольберте осталась стоять недописанная картина. А всего он создал почти шесть тысяч полотен.
Автор: Ирина Языкова Фото: wikiart.org
reshenie.vcc.ru