Описание картины Ивана Айвазовского «Вид Петербурга». Анализ картины айвазовского


Айвазовский "Вид Петербурга" описание картины, анализ

Ajvazovskij-Ivan-vid-peterburga

Основное стилистическое направление творчества Ивана Айвазовского — это морские пейзажи, именно в этом жанре художник достиг необычайных высот.  Тем не менее, у Айвазовского встречаются и другие картины. Например, на картине «Вид Петербурга» нет моря, но есть водная гладь реки — воды Невы, кажется занимают все пространство холста, дома тщетно пытаются удержать их.

Затянутое облаками бесконечное небо незаметно для зрителя перетекает в безбрежную водную гладь. Заходящее солнце едва-едва играет бликами на воде, его света уже недостаточно для того, чтобы определить где кончается вода и начинается небо. Художник написал и небо, и реку практически одним цветом — светло-серым, серо-бирюзовым.

На этом полотне, как и на всех остальных у Ивана Айвазовского, главным персонажем является вода в разных образах: реки или моря. Петропавловский собор, Биржа, Зимний дворец в этом грандиозном спектакле всего лишь декорации для демонстрации величия реки.

На картине представлены практически все достопримечательности Санкт-Петербурга, а так же показана активная жизнь города и реки того времени.

Петербург всегда оставался для Айвазовского особым местом — здесь произошло полное становление его как художника. Своей картиной «Вид Петербурга», как и многими другими своими работами показывает грандиозность и величие стихии воды, в данном случае — реки Невы.

Это полотно гораздо меньше знакомо зрителям, чем работы с видами Петербурга, написанные ранее. Картина полна признаками позднего Айвазовского — спокойная вода, описание обычных, будничных событий.

Год написания картины: 1888.

Размеры картины: нет данных.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: городской пейзаж.

Стиль: романтизм.

Галерея: Национальная галерея Армении, Ереван.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Айвазовский "Неаполитанский залив утром" описание картины, анализ

Ajvazovskij-Ivan-neapolitanskij-zaliv-utrom

Иван Айвазовский закончил эту работу в 1843 году, проживая в Италии. Несомненно, средиземноморская природа необычайной красоты каждый раз давала художнику повод для сотворения шедевра. Картины этого периода отличаются необыкновенной легкостью и изысканностью, что говорит не только о высоком уровне мастерства автора, но и о его любви к живописному искусству и красоте морской природы.

На картине Айвазовский изобразил Неаполитанский залив во время раннего утра, мы можем видеть как над водой еще чуть виднеется туман, превращаясь в тончайшую дымку. Из-за горизонта совсем недавно появилось солнце, которое начинает заливать спокойную гладь воды ярким светом. Работа переливается множеством теплых цветов, кажется, что солнце на ней не только светит, но и по-настоящему греет.

Как у многих пейзажных работ Айвазовского, сюжет этой картины достаточно прост, но здесь это не главное. С помощью своего мастерства художник наделил картину «Неаполитанский залив утром» неуловимым очарованием до мелочей просчитав и выверив каждый элемент композиции. Заслуженно считаясь настоящим профессионалом морского пейзажа, Иван Айвазовский идеально точно передал цвета, оттенки, переходы и даже настроение картины.

Некоторую живость и динамику в работу привносят рыбацкие лодки, скользящие по тихой глади залива. Попытка художника не только увидеть и очароваться тихой красотой утра на море, но и донести это ощущение до зрителя, увенчалась успехом.

Год написания картины: 1843.

Размеры картины: 67 x 100 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: марина.

Стиль: романтизм.

Галерея: нет данных.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Исследование живописи И. Айвазовского

Данная работа продолжает серию исследований техники живописи И.К.Айвазовского, преимущественно из собрания Феодосийской картинной галереи. Исследования в инфракрасной  (ИК) области спектра более 80 картин художника проводилось авторами в 1997-1999гг. с использованием видеокамер «Panasonic A3» формата VHS b и «Sony 840» формата Hi 8 OR, с фиксацией изображений на видеопленку и последующей компьютерной обработкой и распечаткой. Последняя камера, примененная при исследовании 1999г., имеет специальный переключатель для работы в ближней ИК-области. Применение указанных камер было вынужденным, обусловленным недоступностью других технических средств, специально предназначенных для исследования в ИК-лучах (приборы с ИК-видиконом, ИК-фотопленка и др.). Перед объективом камеры устанавливался светофильтр ИКС-1 толщиной 3 мм, обеспечивающий нижнюю границу пропускания лучей значением примерно 0,8 мкм. Данный режим съемки оказался в большинстве случаев оптимальным, хотя верхняя граница чувствительности приемного устройства камеры значительно превышает указанное значение, о чем свидетельствует получение достаточно качественных изображений также при использовании светофильтра ИКС-7 толщиной 3 мм (нижняя граница пропускания – не менее 0,9 мм).

Исследование произведений И.К.Айвазовского в ИК-области спектра представляется нам весьма перспективным – как для лучшего понимания особенностей творческого процесса, так и в смысле достоверности экспертной оценки приписываемых ему работ, - поскольку именно этот метод позволяет выявить нижележащие изображения, в частности, подготовительный рисунок по светлому грунту.

До 1997г. вопросы, связанные с исследованием подготовительного рисунка в живописных произведениях И.К.Айвазовского в публикациях не поднимались. На Ш-й научной конференции по экспертизе и атрибуции (Москва) Н.С.Игнатова дала краткую характеристику такого рисунка и подчеркнула важность его изучения. Кроме того, Н.С.Барсамов в своей монографии о художнике отметил отдельные факты переписывания Айвазовским своих картин.      

В настоящей работе представлены результаты исследований, в первую очередь, подготовительного рисунка по грунту живописных произведений И.К.Айвазовского, а также элементов изображений в нижних красочных слоях, являющихся следами творческого поиска художника. Надеемся, что представленный здесь материал может быть полезен для экспертов и искусствоведов, интересующихся творчеством великого мариниста.

Практически во всех исследованных картинах под верхними слоями живописи были обнаружены нижележащие изобразительные элементы, которые можно объединить в две группы:

1. Подготовительный карандашный рисунок по грунту:

Подгруппа А. Рисунок в виде параллельных линий, прочерченных под линейку, идущих вдоль линии горизонта и ниже (а иногда и выше). Примерно в 15% случаев это – одиночные линии (тогда они, как правило, обозначают горизонт). В 80% случаев количество линий колеблется от двух до шести, и тогда они отмечают также планы изображения (основание скал, границы волн и кораблей и т.п.). Как показали наши исследования, их нет вообще лишь примерно в 5% случаев. Эти линии являются наиболее стойким элементом подготовительного рисунка. Подобная разработка не встречалась нам в произведениях других художников и, по нашему мнению, является одним из факторов подлинности произведений И.К.Айвазовского.

Подгруппа Б. Рисунок, свободно намечающий контуры берега, волн, лодок, фигур, иногда облаков, и частично не совпадающий с живописным воплощением.

П. Живописные изображения, перекрытые верхними слоями авторского красочного слоя, выявлены примерно в 5% случаев.

В свою очередь, их можно разделить на два вида: а) результат поисков живописной формы в процессе создания картины; б) изображения, принадлежащие более ранним произведениям (возможно, незаконченным), использованным художником в качестве основы для существующих ныне картин. Лишь в немногих случаях нижележащие изображения угадывались в видимых лучах вследствие возросшей со временем прозрачности красочных слоев.

Параллельные линии на нескольких ранних картинах конца 1830-х гг. нами не обнаружены, хотя карандашный рисунок отдельных элементов в них уже присутствует («Ялта» 1838г. – это рисунок волн, «Старая Феодосия» 1839г. – детали берега). В 1840-е – нач. 1850-х гг. появляется подготовительная линия горизонта, но лишь в немногих случаях вводятся еще одна-две дополнительных параллельных линии (например, в «Морском заливе» 1847г. их три). В последующие годы наличие более чем одной линии становится постоянным признаком. В картинах 1850-х гг. «Море. Коктебельская бухта» 1853г. и «Вико близ Неаполя в лунную ночь» 1856г., а также во многих картинах 1860-х – 1880-х гг. их количество доходит до 4. В произведениях 1890-х гг. «Малахов курган» 1893г. (53,5х71,5) и «Наполеон на острове св. Елены» 1897г. (213х316) мы наблюдаем по 6 линий. Таким образом, мы видим, что степень разработанности планов в рисунке не зависит прямо от размеров картины, - скорее, от сложности стоящих перед художником конкретных задач по передаче пространства. Так, в изображении морской пучины («Буря на Северном море», 1865г.), по-видимому, линия горизонта теряет свою актуальности, соответственно, мы не видим ее.

Переходим ко второму виду подготовительного рисунка – изображению отдельных форм. Чаще всего художник намечает контуры берега и гор, а также лодок с людьми. В 1840-е гг. рисунок преимущественно ограничивался именно этими элементами изображения: он еще сравнительно сух, носит уточняющий характер. В отдельных случаях рисунок не совпадает с живописной формой (например, в картине «Неаполитанский залив утром»). В 1850-е гг. встречается уже более детальная разработка изображения волн, а уточнение композиции в процессе живописного воплощения становится почти что нормой. Особенно развитым рисунком среди исследованных картин этого периода отличается несколько картин среднего размера («Море. Коктебельская бухта» 1853г.; «Малага» 1854г. и др.). В 1860-х – 1870-х гг. подобный рисунок обнаружен нами, в первую очередь, в картинах «Остров Родос» 1861г., «На острове Крит» 1867г., «Закат солнца близ Ниццы» 1875г.

Рисунок всех элементов изображения (волны, берег со строениями, лодки с людьми и т.п.) у зрелого мастера, начиная с 1850-х гг., отличается виртуозной беглостью, и в то же время – удивительной стабильностью: он сохраняет свой характер на протяжении всего последующего творчества художника.

Разнообразием отличается рисунок волн. В картине «Море. Коктебельская бухта» (1853г.) линии волн то округлые, уточняющие, то прихотливо изломанные ( пена около паруса лодки). В центральной части произведения – это округло-изломанные свободные линии в основании волн с небольшим усилением по гребням; в толще волн – очень беглые росчерки, определяющие их общий характер. Близкое изображение волн мы наблюдаем в картине «Малага» 1854г. Еще более прихотливы ломаные пересекающиеся линии в изображении ближней волны в «Кораблекрушении» 1876г. Интересно, что живописное воплощение волн практически никогда не совпадает полностью с их первоначальным рисунком – последний лишь намечает их общий ритм или массу.

Той же свободой рисунка отмечены изображения берега и береговых строений. В правой части картины «Суда на рейде» (1856) беглыми линиями намечены границы берега и склона, впадина в массиве скалы. На дальней скале намечено высокое дерево (по-видимому, кипарис), на ближней – куполообразное здание и выше – похожее на башню. В живописном воплощении кипарис и башня поменялись местами, а круглое строение исчезло.

Аналогичные изменения произошли в левой части картины «Остров Родос» (1861): большие постройки с куполами типа мечети исчезли, вместо них в окончательном живописном варианте появились дома с плоскими крышами на фоне горы.

Уточнения и изменения характерны и для других элементов живописных произведений И.Айвазовского – кораблей, лодок, человеческих фигур. Так, в картине «Неаполитанский залив утром» (1843) первоначальное изображение носа лодки со стоящим на нем человеком находилось на центральной вертикальной оси. В процессе композиционных поисков художник сдвинул лодку примерна на 15 см вправо, что внесло в окончательный живописный вариант необходимую степень асимметрии. Уточнялось художником и расположение парусника в картине 1867г. «Остров Крит»: первоначально он находился у левого края, и затем трижды передвигался вправо, о чем свидетельствуют три границы кормы в подготовительном рисунке. По грунту картины «Волга» (1881) у линии горизонта имеется свободный рисунок парусника, отсутствующий в живописном слое. В картине 1873г. «Хождение по водам» рисунок правой ноги Христа находился выше и левее живописного варианта, и затем дважды уточнялся. В картине «Первый поезд в Феодосии» 1892г. рисунок поезда ограничен двумя перспективно сходящимися линиями; окончательное изображение его сдвинуто вправо по сравнению с рисунком.

Поиски наилучшего композиционного решения характерны и для фигуративных полотен художника, в частности, для его религиозной живописи. В левой части картины «Крещение» заметен, по-видимому, первоначальный карандашный абрис фигуры Христа, уточнявшийся затем дважды. В центре верхней части картины «Св. воин» (1892) виден силуэт мужчины, изображенный анфас,- по-видимому, одного из священников. В окончательном живописном воплощении фигуры священников передвинуты к первому краю, что придало композиции ясность и законченность.

В отдельных картинах 1870-х и последующих годов нами зафиксирован рисунок кучевых облаков, намеченный прерывистой линией: «Феодосия» 1875г., «Группа облаков» 1889г., «Тихое море»  и «Ниагарский водопад» 1893г. В 1890-е гг. иногда отмечается диск солнца: «Христос на Галилейском озере» 1897г. и «Стамбул» 1899г. ( в последнем случае обнаружены два карандашных контура солнца, положение которого уточнялось в процессе работы).

Остановимся теперь на второй группе обнаруженных нами скрытых изображений – живописных. Особенно много изменений в живописных формах, по сравнению с подготовительным рисунком, мы наблюдаем в 1890-е гг. Кроме того, в этот период зафиксированы случаи изменения формы не только по сравнению с рисунком, но и в ходе написания картины (смена нескольких форм, последовательно записываемых и вновь воспроизводимых) – «Встреча Венеры на Олимпе» 1895г., «Наполеон на острове св.Елены» 1897г., «Среди волн» 1898г. Первый такой случай зафиксирован нами еще в картине 1853г. «Море. Коктебельская бухта».

Интересны композиционные поиски в большой картине «Встреча Венеры на Олимпе» (1895). Группу в центральной части произведения, изображающую Венеру в окружении амуров, художник легко наметил карандашом вначале значительно левее окончательного живописного варианта, а затем – правее. Только после этого он нашел окончательное местоположение группы. Дважды И.К.Айвазовский изменял положение Посейдона, мчащегося по морю в повозке, запряженной четверкой лошадей. Это был беглый карандашный рисунок, в котором угадывались лишь абрисы Посейдона с трезубцем и скачущих лошадей. Второй вариант этой группы был воплощен художником уже в красках, о чем свидетельствует тонально проработанный четкий силуэт на ИК- рефлектограмме. После этого Айвазовский скрыл оба варианта (карандашный и живописный) под изображением глади моря, а фигуру Посейдона переместил на берег.

В нижней части картины «Наполеон на острове св.Елены» (1897) в ИК- лучах видно изображение ближних скал, впоследствии записанных художником. Эти участки отличаются по фактуре, и их можно увидеть также при одностороннем скользящем видимом свете.

В левой части картины «Среди волн» 1898г. в ИК-лучах получено изображение лодки с людьми, в процессе работы переписанное верхним слоем живописи (волны).

Принципиально иной характер имеет, по-видимому, нижележащее изображение в картине «Корабль « Двенадцать апостолов» 1897г., когда прежняя работа художника  была использована им в качестве основы для новой композиции. В центральной части картины, правее корабля и немного ниже линии горизонта, обнаружено четко видимое тональное изображение головы бородатого мужчины, повернутой в три четверти вправо. При дальнейшем анализе изображения, по сторонам от головы обнаружены два тональных вытянутых пятиугольника, причем их геометрические центры соединены с вершинами линейными высветлениями. Симметричность пятиугольников по отношению к голове мужчины, их конфигурация и выявленные детали заставляют предположить, что перед нами – изображение рукотворных крыльев, натянутых  на жесткий каркас. Абрис предполагаемых крыльев угадывается и в видимых лучах, однако он перекрыт изображением волн и воспринимается как чередование освещенных и затененных участков моря. Т.о., можно предположить, что на холсте первоначально была представлена совершенно другая композиция – возможно, «Падение Икара», - по каким-то причинам не удовлетворившая художника и использованная им для создания другой картины.

Интересным примером использования ИК-лучей при исследовании живописи Айвазовского является выявление нижележащих авторских подписей («Хождение по водам» 1873г., «Ниагарский водопад» 1893г.), впоследствии по каким-либо причинам записанных художником и воспроизведенных им вновь. В видимом свете на этих участках местами просматриваются лишь неявные контуры отдельных букв.

В пяти из 30 датированных работ 1890-х гг. мы не обнаружили развитый рисунок, хотя карандашные параллельные линии (от 1 до 3) все же видны. Отсутствует рисунок и в двух последних картинах мастера – «Взрыв корабля» (незаконченной) и «Морской пейзаж». При этом если в первой из них у горизонта видны две параллельные линии, то во второй они не обнаружены. Таким образом, в последний год жизни творческая манера художника, по-видимому, получила высокую степень свободы.

Отдельно необходимо остановиться на небольших картинах (площадью до 10дм2), и особенно на миниатюрах (площадью до 1дм2). В большинстве этих работ подготовительный рисунок не выявлен, а там, где обнаружен, имеет значительно более упрощенный вид. Одним из немногих исключений является картина «Вид Ливадии» 1865г. с достаточно развитым рисунком и четырьмя горизонтальными линиями. Однако в большинстве других небольших и миниатюрных картин с невыявленным рисунком все же отчетливо прослеживается от 1 до 3 параллельных линий, в том числе в миниатюрном «Морском пейзаже» 1894г. (2,5х5см), вмонтированном в брошь.

Подготовительные рисунки по грунту живописных произведений И.К.Айвазовского имеют аналоги только среди самых беглых набросков художника, выполненных на бумаге. В то же время большинству самостоятельных графических произведений  мастера на бумажной основе присущ гораздо более детализированный, документально точный характер.

Дополнительную информацию об особенностях подготовительного (под живопись) рисунка И.К.Айвазовского дает сравнение с аналогичным рисунком его последователей, в частности – А.И.Фесслера. У последнего рисунок имеет значительно более робкий, сухой, «геометризированный» характер. Облака лишь слегка намечены прерывистой линией; геометрические линии в изображении берега прерываются и дополнительно наводятся; линия в большинстве случаев – многослойная, многократно уточняемая. При этом нельзя отметить каких-либо значительных отклонений между этим наброском и законченной живописной формой.

Принципиально иной, чем у И.К.Айвазовского, характер имеет рисунок по грунту копиистов, имитаторов и фальсификаторов манеры художника. Процесс создания картины шел здесь не от «внутреннего» к «внешнему», не через творческий поиск наилучшего живописного решения, а от «внешнего» к «внешнему», от образца – к копии или имитации. Для подобных произведений характерно наличие в лучшем случае лишь одной линии ( обозначающей горизонт), жестких копийных контуров, однозначно задающих границы живописной формы. Часто на таких копиях в ИК-лучах виден резко выделяющийся небрежный подмалевок. В таких «вторичных» произведениях, как правило, исключен графический или живописный поиск композиции и формы.

Изученный материал показывает, что характер подготовительного рисунка по грунту живописных произведений И.Айвазовского мало изменялся на протяжении его творческой жизни. Такой рисунок имел две выраженные функции:

1) Создание самой общей схемы будущей картины, проявляющееся в нанесении под линейку нескольких параллельных линий вблизи горизонта. Чем четче и вывереннее были эти композиционные основы, тем, по-видимому, большую свободу живописного выражения мог позволить себе художник.

2) Беглая свободная карандашная линия (клубящаяся, зигзагообразная, ломаная), не столько фиксирующая форму предметов, сколько передающая их характер и динамику. При живописном воплощении создаваемые формы, как правило, не совпадали точно с этим карандашным наброском. Часто художник по 2-3 раза изменял местоположение предметов, даже если они уже были воссозданы в красках.

Таким образом, рисунок по грунту живописных произведений И.Айвазовского, который можно выявить только в ИК- области спектра, а также его соотношение с окончательными живописными формами, имеют выраженный индивидуальный характер, а потому их можно отнести к составу «творческого почерка» художника. Этот почерк невозможно адекватно воспроизвести при копировании или имитации, поэтому его исследование и анализ имеют большое значение в процессе экспертизы живописных произведений, действительно принадлежащих кисти И.К. Айвазовского или только приписываемых ему.

В.И.ЦитовичОбъединение «ВМК-Эксперт», Киев

Т.Р.ТимченкоАкадемия изобразительного искусства и архитектуры, Киев

art-lab.com.ua

Анализ картины Айвазовского — контрольная работа

Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И. Айвазовский  тоже расширил круг своих творческих интересов и тем. Словами поэта  А. И. Полежаева художник мог бы сказать  и о себе:

 

Я видел море, я  измерил

Очами жадными его;

Я силы духа моего

Перед лицом его  поверил.

 

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. Одновременно росло и его  творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».

 

Своим названием  картина обязана распространенному  мнению, будто бы каждый девятый  вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим  все другие.

На своем полотне  И. Айвазовский изобразил рассвет  после бурной ночи. За обломок мачты  погибшего корабля цепляются  четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего  с нее своего товарища.

Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них  валов, но они не теряют надежды на спасение.

 

И. Айвазовский во многих своих картинах изображал  кораблекрушения и людей, борющихся  с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет  бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся  над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический  характер.

 

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает  водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с  их гребней.

Красочное великолепие  раннего солнечного утра над волнующимся  еще морем передано И. Айвазовским  с замечательной смелостью и  силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в  движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися  и рушащимися волнами. В смене  тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

 

Редкий и необычный  в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада»  И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях:

«Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит... Через минуту зеленый цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых  и палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».

Изображением только нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский позволяет зрителю  почувствовать мощь и красоту  бушующего после урагана моря. Это было возможно только при действительно  хорошем знании натуры. Сам художник говорил: «Движения живых струй  неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны —  немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».

 

Верхняя часть картины  вся наполнена фиолетово-розовой  мглой, пронизанной золотом низко  стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман  облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее  море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами  радуги.

 

Свою картину  художник выставил в Москве, и она  с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и  на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русской  живописи это полотно блестит, как  светлый луч, может быть, еще и  потому, что И. Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к  природе в то время, когда мало кто из русских художников интересовался  тем, что мы называем «душой» природы.

Пейзажисты до И. Айвазовского писали главным образом  «красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепием знаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе  не было и речи, живой красоты  ее не замечали, пейзажи писали порой  без всякого вдохновения. Существовал  даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писали художники так  называемой Воробьевской школы.

И. Айвазовский тоже был в Академии учеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне  от всех остальных. Его отношение  к природе (в частности, к морю) может быть выражено словами поэта:

 

Не то, что мните  вы. Природа —

Не слепок, не бездушный  лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Александр Бенуа  впоследствии говорил: «...лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумным существом».

 

1.3 Передвижники.

  Айвазовский  был близок со многими передвижниками. Гуманистическое содержание его  искусства и блестящее мастерство  высоко ценили Крамской, Репин,  Стасов и Третьяков. Во взглядах  на общественное значение искусства  у Айвазовского и передвижников  было много общего. Задолго до  организации передвижных выставок  Айвазовский стал устраивать  выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих больших  городах дореволюционной России. В 1800 году Айвазовский открыл  в Феодосии первую в России  периферийную картинную галерею.

     Под  воздействием передового русского  искусства передвижников в творчестве  Айвазовского с особой силой  проявились реалистические черты,  сделавшие его произведения еще  более выразительными и содержательными.  Видимо, поэтому картины Айвазовского 70-х годов принято считать высшим  достижением в его творчестве. Сейчас для нас совершенно  ясен процесс непрерывного роста  мастерства художника и углубления  содержания живописных образов  его произведений.

Глава 2.

Сюжет картины.

Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось  слышать о различных предзнаменованиях  и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о  смертоносном морском девятом вале. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки  считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую, а в  представлениях других мореплавателей самым сокрушительным оказывался девятый  вал. Эту легенду выбрал художник в качестве основы для сюжета своей  картины.

Противостояние людей  и стихии — вот основная тема произведения.

Айвазовский выбрал самый  страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские волны —  и посреди этого люди, уже потерпевшие  кораблекрушение и спасающиеся  в обломках мачт и бревен, которых  вот-вот накроет высоченная пенистая волна. Люди в отчаянной борьбе с  мощной стихией — но как им противостоять  ей, справятся ли они… Художник не дает ответа. Он показал лишь эту отчаянную человеческую борьбу и мощь природы.

 

Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна  света и воздуха и вся пронизана  лучами солнца — и это придает  мажорность и надежду на спасение.

 

Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное  путешествие в бурю, когда он попал  в шторм в Бискайском заливе в 1844 году — тогда судно, на котором  плыл Айвазовский, сочли утонувшим, и в европейских и петербургских  газетах появилось сообщение  о гибели молодого живописца, имя  которого уже было достаточно хорошо известно. Однако ко всеобщей радости, бурю удалось пережить, и выживший художник таким образом запечатлел то страшное приключение. Эта версия подчеркивается тем, что Айвазовский никогда не рисовал с натуры, всегда используя воображение и память и соединяя их в своих полотнах.

Средства художественной выразительности.

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Ивана  Айвазовского, всемирно известного российского (армянского) художника-мариниста.

 

Изображает море после  сильнейшего ночного шторма и  людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый  вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

 

Всё говорит о величии  и мощи морской стихии и беспомощности  перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым  и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

 

Размер картины — 221 × 332 см. Написана картина на холсте маслом в 1850 году.

 

              Заключение.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши.

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком  пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, разбивающихся о прибрежные скалы. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.

  Как певец моря, И  Айвазовский всегда был одним  из самых известных русских  художников. Все ему было доступно, все готово было служить его  искусству. 

Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили  смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории  русской живописи это полотно  блестит, как светлый луч, может  быть, еще и потому, что И. Айвазовский  выступил со своей «живой» любовью  к природе в то время, когда  мало кто из русских художников интересовался  тем, что мы называем «душой» природы.

Благодаря огромной любви  художника к морю, вот уже второе столетие люди могут восхищаться  его произведением. Для того, чтобы понять и осознать весь смысл и глубину произведения не достаточно одного взгляда. На картину «Девятый вал» можно смотреть бесконечно и всегда открывать что-то новое.

            

           

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

freepapers.ru

Иван Айвазовский / Selfire — блог с историями

Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.

Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.

Родился Айвазовский 17 июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.

Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева.

Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: «Как I-ой ст. академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие.

Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательном изучении позднего творчества известного русского художника С. Ф. Щедрина и пейзажей М. Н. Воробьева.

За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.

В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений.

Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своем Феодосийском доме. Так, еще во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры — К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году он знакомится с Н.В. Гоголем и художником А. А. Ивановым.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

Еще ярче романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…»

Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев («Петр I на берегу Финского залива» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Наваринский бой» (1848), «Бриг ’Меркурий’ ведет бой с двумя турецкими судами» (1892) и другие).

Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчестве можно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них — изображения природы Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях («Чумацкий обоз» (1868), «Украинский пейзаж» (1868) и других), близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. «Буря ночью» (1864), «Буря на Северном море» (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.

В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды — «Ледяные горы».

Неповторимы ночные марины Айвазовского. «Лунная ночь на море», «Восход луны» — эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского — одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений — картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.

До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. «Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский, — что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…»

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А. С. Пушкина («Прощание Пушкина с Черным морем» (1887), «Пушкин у Гурзуфских скал» (1899)), в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.

В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) и другие.

Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была вершиной его творчества. Видимо, сам он сознавал, что эта картина значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках — «Штиль у Крымских берегов». А буквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написал картину «Морской залив», изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух. Несмотря на совсем малые размеры картины, в ней ясно различимы черты новых колористических достижений. И, быть может, проживи Айвазовский еще несколько лет, эта картина стала бы новой ступенью в развитии мастерства художника.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.

selfire.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта