Мастер стихии. Иван Айвазовский. Найденная картина айвазовского
Мастер стихии. Иван Айвазовский | Artifex.ru
После того как еще летом я закончил свою последнюю статью про Эдварда Мунка, мне требовался перерыв. Перерыв затянулся, и виновата в этом Ирландия. Заманила, притянула и стала безраздельно близка. Но там, на изумрудном острове, сидя на скалах Мохер и глядя на бушующий Атлантический океан, я вспомнил Россию, а точнее - одного художника этой страны. Того, кем восхищался даже сам Уильям Тернер, того, чью картину мечтал купить римский папа Григорий XVI, - я вспомнил Ивана Айвазовского.
«Какое бы великолепное полотно мог создать русский маринист из этого фантастического пейзажа», - думал я, глядя с двухсотметровой высоты на завивающиеся у подножья острых скал водовороты. Действительно, в истории живописи еще не было человека, способного перенести с таким мастерством на холст все краски морской стихии, особенно учитывая тот факт, что большая часть полотен была написана мастером по памяти.
«В море человек никогда не бывает одинок». Эта фраза Эрнеста Хеменгуэя, как мне кажется, лучше всего характеризуют творчество Айвазовского. Всю жизнь художник стремился только к морю, и богатой жизни в столице предпочитал тихое уединение в своем доме в Феодосии.
Талант - штука капризная, он выбирает человека случайно, и все попытки найти закономерность в появлении гениев обречены на провал. У Ивана Константиновича Айвазовского не было ни художественной семьи, ни денег на обучение в школе живописи - у его семьи вообще не было денег. Но именно отсутствие художественного образования на самом раннем этапе становления таланта позволило ему впоследствии стать лучшим маринистом из всех.
Будущий живописец родился в Феодосии в 1817 году, спустя пять лет после эпидемии чумы, подорвавшей экономическое благосостояние всего региона. Некогда процветающий порт превратился в свою бледную тень. Население уменьшилось в три раза, торговля почти прекратилась, выжившие бежали в другие города. Но семья Айвазовского осталась. Творческий путь будущего живописца Главного Морского штаба начинался в беспросветной нищете. Его первым холстом стали обшарпанные стены родного дома, на которые он переносил морские пейзажи, увиденные за день. Самостоятельно выучился Айвазовский и играть на скрипке. Интересных фактов в биографии художника великое множество, всех и не перечислишь.
Его случайно заметили и известный архитектор Яков Кох, и градоначальник Феодосии Александр Казначеев, благодаря которым мальчику удалось получить образование. Затем была поездка в Петербург, обучение в академии Искусств, конфликты с преподавателями, победы на конкурсах, триумфальное завершение обучения. Обо всем этом написаны тома, и повторять это в статье нет смысла. Были у художников и куда более интересные биографии. Иван Айвазовский испытывал нужду только в детстве, а в остальное время большей частью расслаблялся и путешествовал. Он никого не убивал, почти никого не оскорблял, не пытался покончить с собой. Его полотна куда интереснее, чем его жизнь. Поговорим лучше о них.
Изобразить море — одна из самых сложных задач для художника, так же как самое сложное для писателя — изобразить чувства своего героя. Неправильно выбранный оттенок цвета, неправильно подобранное слово часто отличают поделку от шедевра. Идеально гладкого моря не бывает, не бывает и одинаковых волн — художник должен понимать это. Писателю не достаточно назвать чувство, которое испытывает герой, - его нужно изобразить так, чтобы читатель сам понял, что перед ним. Только в этом случае творцу поверят. На мой взгляд, картины Айвазовского отличает именно абсолютная правдивость в изображении моря. Люди мастера откровенно не интересовали. Причем никакие, даже Пушкин.
Когда смотришь на его картину «Пушкин на берегу Черного моря» думаешь только об одном: «Поэт тут явно лишний: только пейзаж портит». Неудивительно, что сам художник всегда хотел минимизировать в своем творчестве изображения людей. Его намного больше интересовала стихия. Именно в ее движении можно было запечатлеть лучше всего все изменения, происходящие в душе человека.
Особенно хорошо это видно на картине «Наполеон на острове Святой Елены».
Фигура бывшего французского императора занимает тут очень малое пространство: она едва больше черной птицы, летящей справа над утесом. Наполеон неважен, он не более чем символ, ключ, необходимый для понимания картины. Как и любой человек, великий полководец - ничто перед стихией. Вся жизнь Наполеона была наполнена борьбой, сражениями, переходами. Он - завоеватель, которому всегда нужно было двигаться дальше. Но наступил момент, когда дальше двигаться уже нельзя: он на краю земли, он дошел до финала своей жизни, больше покорять нечего. На картине четко видно противопоставление между левой и правой стороной полотна. Правая — грозовое небо, бушующие волны, а левая — заходящее за уже спокойное море солнце. Никаких бурь и сражений у императора уже не будет — впереди только закат.
Обычно Айвазовского рассматривают только как гениального мариниста, мастера водного пейзажа, не более того. И это в корне неверно. В его картинах очень часто присутствует христианская символика, особенно на полотнах, посвященных кораблекрушениям. Не стоит забывать, что его родной брат был христианским ученым. Поэтому в самой известной картине мастера «Девятый вал» куда больше смысла, чем принято считать. Это не просто изображение шторма. Перед нами художественная версия конца света.
К теме апокалипсиса обращались многие художники. И правда, что может быть привлекательнее конца времен? Но у Айвазовского, на мой взгляд, получилось показать это изящнее всего. Здесь нет мятущихся фигур людей, нет детей, смотрящих прямо на зрителя с застывшим в глазах безмолвным вопросом: «За что?!». Короче говоря, нет всего того, что есть на картине «Последний день Помпеи» Брюллова и в любом голливудском фильме, посвященном катастрофе.
Нет, художник играет с нами, и эта игра великолепна. Я умышленно не говорю в данном случае про мастерство в технике изображения моря. Это не к чему, оно видно невооруженным взглядом. Нам важно другое. Религиозный мотив считывается на этом полотне очень легко. Начнем с того, что обломок мачты, по сути, имеет форму креста. На этом кресте и спасаются моряки. Волны тоже проходят мимо их убежища, огибают его со стороны. Светит яркое солнце, оно освещает крест, один из моряков радостно размахивает красным платком, и нам кажется, что вот он - момент спасения.
Но это обман. Девятая волна, согласно легенде, должна быть самой сильной. Ее моряки уже не переживут. Водную лавину видит только один моряк, пытающийся вразумить товарищей, безрассудно радующихся спасению. И оно придет к ним, но уже после смерти.
В отличие от многих других художников, Айвазовский прожил долгую жизнь. Он умер в своем любимом городе в окружении семьи, когда ему было уже больше 82 лет. Иван Айвазовский стал одним из немногих русских живописцев, картины которых ценятся в Европе. И единственным, про которого великий английский художник Уильям Тернер написал:
«Прости меня, великий художник, если я ошибся, приняв твою картину за действительность…»
artifex.ru
Запрещенные картины Айвазовского. О чем молчит российский официоз.
В будущность Крыма украинской территорией я на протяжении 8 лет подряд летний отдых проводил исключительно в Феодосии. Ну полюбил я этот город, несмотря на переполненные пляжи и набережную. В обязательном порядке при каждом приезде в Феодосию я посещал картинную галерею Айвазовского (и только иногда по два раза за приезд). В конце концов, я настолько примелькался к персоналу, что они пригласили меня в хранилище фонда Айвазовского и разрешили ознакомиться с теми работами, которые не демонстрируются для широкой публики.Скажу честно, сначала было интересно, потом познавательно, но посмотрев свыше тысячи акварелей великого художника мне уже стало тошнить.Тем удивительнее мне было увидить приведенные ниже две картины, о которых я ранее даже не подозревал.Картина Айвазовского «Раздача продовольствия», написанная художником в 1892 году – одна из тех которые не приветствовались к показу в современной России.
Именно поэтому указанное полотно вместе с другим полотном «Корабль помощи» были проданы в 2008 году на аукционе Sotheby’s за $2,4 млн. одному из меценатов, который сразу же передал их музею “Corcoran Gallery” в Вашингтоне, где они до сих пор хранятся.
Не слишком знаменитые картины Айвазовского посвящены широкомасштабной американской гуманитарной помощи 1891-1892 годов голодающей России. В то время Айвазовский лично стал свидетелем встречи кораблей с долгожданным продовольствием, прибывшим из США в рамках кампании “Famine Fleet” (“флот голода”), организованной американскими филантропами.
На полотне «Раздача продовольствия» Айвазовский изобразил прибытие американского продовольствия в одну из русских деревень и восторженную встречу повозок с едой для голодного местного населения.
Заинтересовавшись этой темой я разыскал информацию в одном из постов ЖЖ. Во время своего визита в США русский художник преподнес картины в дар вашингтонской галерее Коркорана. Впоследствии, до того, как в 1979 году они попали в частную коллекцию в Пенсильвании, полотна неоднократно экспонировались в США, С 1961 по 1964 г. они были выставлены в Белом доме. Инициатором экспозиции стала жена Дж.Ф.Кеннеди Жаклин. Она распорядилась повесить картины в комнате, где американский президент обычно проводил конференции. Первая леди США намеревалась тем самым подчеркнуть глубокие симпатии американцев к русскому народу, к которому они всегда приходили на помощь и которого, кстати сказать, воспринимали отдельно от правительства. Так во второй половине ХХ века живопись Айвазовского способствовала поддержанию "романтического" образа народной России.Журнал "Free Russia" выступил с критическими комментариями по поводу данного интервью. В редакционной статье говорилось: "Безусловно, искусство - не лучшее поле для борьбы против тирании, и мы не можем ожидать от подавляющего большинства художников даже такого мягкого по форме протеста против империализма, какой присутствует в полотнах Верещагина. Но еще более прискорбным представляется нам факт, что художники, подобные Айвазовскому, вместо занятий живописью считают необходимым выступать в защиту царя и "исторической дружбы"... Профессор Айвазовский глубоко заблуждается, если он намерен найти среди здравомыслящих американцев тех, кто выступает за введение закона против китайской иммиграции, руководствуясь идеей его сходства с действующим в Российской империи".
Понятно, что в свете современных событий, помощь американцев кому бы то ни было рассматривается официальной Россией исключительно в виде данайских даров. Однако, как мы видим, так было не всегда.
antiqtrade.livejournal.com
На затонувшем у Крыма пароходе нашли 10 картин Айвазовского
На затонувшем в XIX веке колесном пароходе под названием «Генерал Коцебу» обнаружено 10 полотен, хранившихся на одном из нижних трюмов. Специалисты предполагают, что некоторые из этих картин принадлежат кисти Ивана Айвазовского, поскольку тот работал на этом корабле.
Пароход «Генерал Коцебу». Фото: pastvu
Иван Айвазовский — один из самых знаменитых художников-маринистов в мире. Однажды, отправляясь в Египет, он преодолевал Суэцкий канал на борту парохода «Генерал Коцебу», названного так в честь Павла Коцебу, губернатора Новороссии и генерала от инфантерии. Некоторое время спустя корабль затонул в районе мыса Тарханкут у западного побережья Крыма. 10 лет назад было найдено место, где это произошло, а в ходе недавней экспедиции на борту корабля дайверы обнарыжили своего рода «картинную галерею», сообщает «Интерфакс».
Хотя прямыми доказательствами того, что некоторые из картин написаны Айвазовским, специалисты пока не располагают, они отмечают, что это вполне вероятно. Специалистом достоверно известно как то, что живописец нередко творил на борту кораблей, так и то, что некоторые картины он после этого действительно не забирал. Это позволяет предположить, что какие-то из своих произведений Айвазовский мог подарить и экипажу «Генерала Коцебу»
Увы, холсты на дне канала сохранились плохо, однако в уголках рам можно увидеть образцы краски, передаёт ren.tv. Дайверы не исключают, что в ходе дальнейших работ под слоем ила можно будет обнаружить и картины, которые время пощадило. Впрочем, пока исследователи не уверены, будут ли предприниматься попытки поднять картины на поверхность — сделать это достаточно сложно и дорого, причём в результате холсты могут оказаться повреждены даже при соблюдении всех мер предосторожности. Как сообщается, окончательное решение примет Черноморский центр подводных исследований.
Напомним, недавно сообщалось о другой находке российских археологов. В зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС ими была найдена мумия человека, который, как предполагают, жил в I веке до нашей эры. Специалисты предполагают, что у находки сохранились мягкие ткани, кожа и детали одежды.
Источник
Похожие материалы:
Поделиться ссылкой:
Похожее
brainteam.ru