Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки. Айвазовский турция картины


Художник Иван Константинович Айвазовский и Турция.

Иван Константинович Айвазовский неоднократно посещал Турцию. Первое посещение Турции Айвазовским было в апреле 1845 года. Он отправляется с  экспедицией генерал-адъютанта Литке Ф.П. (мореплаватель и географ) в плавание к берегам Османской империи и островам  Греческого архипелага. Посещает Стамбул. Айвазовского с первого взгляда полюбил восточный город. Мастер делает натурные карандашные зарисовки города и приморских берегов.

В 1856 году Айвазовский И. К. приехал в  Константинополь во 2-й раз. Иван Константинович был хорошо встречен  ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО СУЛТАН ХАН   АБДУЛ-МЕДЖИДОМ I, в кратком варианте (1823 – 1861, 31 Османский султан – титул монарха у христиан). Абдул-Меджида уже имел одну картину (?) художника. Султан так был восхищен умением художника изображать море, что наградил художника османским орденом «Нишан Али» IV степени.

 

 

Абдул-Меджид I

 

В 1874 году Иван Константинович приезжает в Константинополь в 3-й раз. Встречается с ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО СУЛТАН ХАН  АБДУЛ-АЗИЗОМ (1830-1876, 32-ой Османский султан). Абдул-Азиз заказал Айвазовскому десять картин с изображениями Константинополя и Босфора. Художник создал в этот период около тридцати полотен. Падишах Абдул-Азис наградил  Айвазовского И.К. орденом Османие II степени.

Орден Османие II степени

В 1878 году Иван Константинович снова едет в Константинополь и дарит Абдул-Азизу 2 картины с русской тематикой: «Зима в Москве» и «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы». Находятся(?) в Долмабахче, официальной резиденции премьер-министра.

 

Султан Абдул-Азиз.

В 1880 Абдул-Хамид II (1842-1918) наградил Ивана Константиновича «алмазной медалью» (Османская империя).

В 1890 году Иван Константинович  посещал Константинополь в последний раз.  Абдул-Хамид II наградил Айвазовского И. К. орденом Меджидие I степени.

Орден Меджидие I степени.

Султан Абдул-Хамид II

Иван Константинович 8 раз посещал Турцию. Художником создано много полотен с турецкой тематикой. В Турции, Айвазовский провел множество выставок и подарил большое число картин, давал уроки живописи. Иван Константинович любил Константинополь, считал Константинополь более великолепным, чем Неаполь или Париж.

Полотна Айвазовского имеют не только художественное, но и историческое  значение. На полотнах художника запечатлена реальная история османской Турции.

Бухта Золотой Рог. Турция. 1845.

Бухта Золотой Рог. Турция. 1845.

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846

На картине показана Галатская башня. Башня (Великая башня) построена в 1348 – 49 годах. Галатская башня стоит на склоне холма и ее видно почти со всех точек города. Это полотно было создано по заказу турецкого  султана Абдул-Азиза.

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Восточная сцена. 1846

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Лунная ночь у взморья. Константинополь. 1847

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид Леандровской башни в Константинополе. 1848

На полотне показана Леандрова башня (1848 год постройки). Ранее, башня служила маяком и местом швартовки кораблей.

Есть легенда о влюблённых Леандре и жрице богини Артемиды Геро. Ночью в башне зажигала огонь Геро. Леандр переплывал пролив, ориентируясь на этот огонь. Однажды огонь погас и Леандр утонул. Узнав Гера бросилась в море с башни.

 

У Турков другая легенда. Турки называют башню Девичьей. У османского султана не было детей, он усердно молился Аллаху. Однажды султану во сне явился дервиш и предсказал, что скоро любимая невольница подарит ему дочь, и что дочери султана будет угрожать смерть от укуса змеи. Как и предсказал дервиш, у султана родилась дочь - ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ПРИНЦЕССА СУЛТАН.  Султан построил для дочери Михир-Шихил (Солнце красоты) великолепную башню. Один персидский принц, захотел увидеть прекрасную принцесу. Принц переоделся в женскую одежду и представился продавцом цветов, и таким образом попал в башню. Принцесса  протянула руку, чтобы взять цветы, но в корзине была змея и она ужалила её. Но принц не растерялся, он бросился к девушке и стал высасывать яд из раны. Он спас жизнь Михир-Шихил, и султан отдал дочь ему в жены… 

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид Константинополя. 1849

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид Константинополя. 1851

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Набережная восточного города. 1852

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог. 1856

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Башни на скале у Босфора. 1859

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид Босфора. 1864

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид Константинополя с Чамлича. 1870

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Золотой Рог. 1872

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Золотой Рог. Босфор. 1872

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Босфор в лунную ночь. 1874

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Ночной Константинополь. 1886

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Стамбул. Закат солнца. 1899

Картина написана по памяти. Изображен выезд султана, в честь которого подняты флаги на кораблях. 

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Вид на золотой Рог 

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

Золотой Рог

Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция

(Айвазовский и Турция, картины Стамбул, картины Золотой Рог, живопись и Турция)

www.holidayhomesclub.ru

Почему встречи Эрдогана проходят на фоне картин Айвазовского

БАКУ, 29 мар — Sputnik. На многих фотографиях с официальных встреч президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана отчётливо видно, что стены комнат президентской резиденции украшены картинами, изображающими пейзажи Стамбула, кисти выдающегося русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Многие эксперты отмечают, что турецкий президент окружает себя полотнами Айвазовского не случайно.

© Sputnik / Dmitriy Korobeynikov

Репродукция картины Ивана Айвазовского "Вид Константинополя при лунном освещении", 1846 год, экспонирующейся на выставке Айвазовского в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу

О причинах популярности работ знаменитого художника в Турции в интервью Sputnik Turkish рассказывает генеральный директор выставки "Стамбул Айвазовского" Бюлент Озукан.

Постоянная мультимедийная экспозиция, в рамках которой представлены 400 картин мариниста, открылась в Стамбуле в 2015 году. В 2017 году празднуется 200-летие со дня рождения Айвазовского.

"Известно, что с Турцией Айвазовского связывали довольно тесные отношения, ряд российских исследователей биографии художника высказывают даже точку зрения, согласно которой у Айвазовского были тюркские корни. Примечательно, что Айвазовский, работы которого очень любят и ценят в Турции, написал более 200 полотен, изображающих Стамбул", — рассказывает Бюлент Озкан.

© Sputnik / Sergey Pyatakov

Фрагмент картины "Девятый вал" на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее на Крымском Валу

Эксперт отметил, что даже среди турецких художников нет ни одного, кто создал бы такое количество работ, посвященных этому городу Турции. Это обстоятельство вполне объясняет то важное место, которое занимает фигура Айвазовского и его картины в изобразительном искусстве Турции.

Контакты Айвазовского с османскими султанами

"Нам известно, что Айвазовский впервые посетил Стамбул в 1845 году в эпоху правления султана Абдул-Меджида (Abdülmecit, 1839-1861), затем он приезжал в столицу Османской империи при султане Абдул-Азизе (Abdülaziz, 1861- 1876) и Абдул-Хамиде (Abdülhamit, 1876- 1909), и со всеми этими правителями встречался лично", — продолжает свой рассказ Бюлент Озукан.

По его словам, первый приезд художника в Стамбула состоялся в рамках исследовательской экспедиции Российского императорского фота, которая включала в себя посещение Проливов и акватории Эгейского моря.

© Foto : Boyut Yayıncılık

Выставка "Стамбул Айвазовского"

"Айвазовский принимал участие в этой экспедиции в качестве официального художника русской флотилии. Экипаж был принят Абдул-Меджидом в султанском дворце, Айвазовский подарил османскому султану свои полотна, и был удостоен орденом. В свои последующие посещения Стамбула Айвазовский продолжает наращивать дипломатические связи и встречаться с османскими правителями в качестве представителя императорской России. Таким образом формируются тесные, дружеские связи художника с турецким государством", — говорит Озукан.

Наиболее тесные контакты отмечаются в период правления Абдул-Азиза

Бюлент Озукан отметил, что период наибольшей близости Айвазовского с Турцией наблюдается в эпоху правления султана Абдул-Азиза.

© Foto : Boyut Yayıncılık

Бюлент Озукан - генеральный директор мультимедийной выставки "Стамбул Айвазовского"

"В этот период его часто приглашают на приемы в султанский дворец, вручают различные ордена и почетные награды. Айвазовский очень вдохновляется панорамами Стамбула, общением с Абдул-Азизом, даже пишет его портрет", — рассказывает эксперт.

По его словам, после смерти Абдул-Азиза, Айвазовский создает портрет следующего османского правителя — Мурада V. Это единственная картина кисти Айвазовского в стамбульском дворце Топкапы. Кроме того, дважды в Стамбуле проходят выставки его работ.

В резиденции турецкого президента висят 10 полотен Айвазовского

Турецким государственным учреждениям принадлежит примерно 41 полотно кисти художника: 10 из них находится в президентской резиденции, примерно 21 — во дворцах османских султанов, еще 10 картин — выставлены в различных морских и военных музеях страны.

"Как нам удалось выяснить, еще более 10 картин художника находятся в частных коллекциях в Стамбуле. Мы проследили историю в общей сложности 60 оригинальных полотен Айвазовского в Турции", — рассказал Бюлент Озукан.

  • Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял главу Татарстана Рустама Минниханова

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял главу Татарстана Рустама Минниханова

    © Foto : AA / YASİN BÜLBÜL

  • Встреча Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Германии Франк-Вальтером Штайнмайером

    Встреча Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Германии Франк-Вальтером Штайнмайером

    © Foto : AA / MURAT ÇETİNMÜHÜRDAR

  • Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял председателя Партии националистического движения Девлета Бахчели

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял председателя Партии националистического движения Девлета Бахчели

    © Foto : AA / KAYHAN ÖZER

  • Встреча Реджепа Тайипа Эрдогана с министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром

    Встреча Реджепа Тайипа Эрдогана с министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром

    © Foto : AA / CUMHURBAŞKANLIĞI/YASİN BÜLBÜL

1 / 4

© Foto : AA / YASİN BÜLBÜL

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял главу Татарстана Рустама Минниханова

Комментируя присутствие картин Айвазовского на фотографиях с официальных встреч турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в залах его резиденции, Озукан отметил, что несмотря на то, что интерес к искусству живопись присутствовал и в османский, и в республиканский периоды истории Турции, все же первые лица в государстве не уделяли столько внимания искусству, как это было на Западе.

"Поэтому нам представляется весьма важным тот факт, что полотнам Айвазовского удалось занять прочное место в интерьере сначала османских дворцов, а затем и государственных учреждений. После того, как дворец Топкапы был превращен в музей, большая дворцового имущества была передана в хранилища турецкого парламента. И полотна Айвазовского представляют собой важную часть коллекции, находящейся в распоряжении парламента", — отметил эксперт.

Бюлент Озукан отметил, что его внимание тоже привлек тот факт, что на фотографиях, сделанных в резиденции во время официальных встреч и выступлений президента Эрдогана, в кадре постоянно присутствуют несколько картин Айвазовского.

"Учитывая это, можно сказать, что турецкое государство и в наше время высоко ценит работы великого мариниста Айвазовского, и рассматривает его творчество в качестве элемента государственного престижа", — подчеркнул Озукан.

ru.sputnik.az

Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки

Некоторые эксперты утверждают, что турецкий президент окружает себя картинами художника-армянина не случайно…

Если забить в Google "Эрдоган на фоне картин Айвазовского", поисковая система выдаст ряд фотографий, изображающих турецкого президента с первыми лицами других государств на фоне великолепных полотен с морской тематикой. В одном из залов заседаний висят две такие работы, а президент предпочитает садиться прямо между ними. Стиль великого мариниста сложно спутать, особенно людям, хорошо разбирающимся в искусстве, словом, сомнений нет: полотна принадлежат кисти Ивана Айвазовского… или Ованеса Айвазяна. Учитывая происхождение выдающегося мариниста и его отношение к Турции, данный факт вызывает множество вопросов.

© AFP 2018 / Adem ALTAN

Президентский дворец в Анкаре. Комната украшена картинами армянского художника И.К Айвазовского

Конечно, известно, что художник не раз бывал в Османской империи и написал множество пейзажей Стамбула, и что у него были хорошие отношения с османскими султанами, однако всему этому пришел конец после гамидовских погромов, когда по прямому указанию султана Абдул-Гамида II были убиты сотни тысяч армянских семей.

История помнит случай, о котором знает каждый, кто хоть немного интересуется творчеством живописца. Она повествует о том, что, вернувшись в Феодосию в начале апреля 1896 года, Айвазовский демонстративно швырнул в море пожалованные ему турецкими султанами многочисленные награды, в том числе высшие награды Османской империи "Меджидие" и "Османие", которые он получил от Абдул-Гамида. "Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, мне их не жаль", — сказал при этом художник турецкому консулу, чтобы тот передал его слова жестокому и бесчеловечному султану.

По-видимому, пристыженный правитель Османской империи стерпел обиду, во всяком случае, картин мариниста он не стал выбрасывать, напротив, повесил их на стенах своего дворца. Таким образом, коллекция полотен, оставленная Айвазовским в Турции, украшает теперь не только дворцы султанов, но и президентскую резиденцию. А сам президент, ничуть не смущаясь, проводит свои официальные встречи на фоне великолепных произведений живописца-армянина.

Сила копипаста

Многие искусствоведы и коллекционеры ищут скрытый подтекст в действиях турецкого президента и пытаются понять, что за ними кроется. Дабы не гадать, мы решили получить ответ на этот вопрос в самой Турции: как у турецких экспертов, так и в аппарате президента.

Согласно полученному сообщению, в аппарате президента "вопросом картин Айвазовского очень заинтересовались" и обещали дать эксклюзивный комментарий, однако с этого момента прошел уже почти месяц, а комментария мы все еще не получили. Между тем запрос наш прокомментировал генеральный директор выставки "Стамбул Айвазовского" Бюлент Озукан. В своем ответе он сделал акцент на связях мариниста с Турцией и упомянул о том, что некоторые российские исследователи высказывают точку зрения, согласно которой у художника якобы были тюркские корни.

И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Автопортрет. 1898 Холст, масло. ФКГА

Что ж, раз до сих пор муссируется эта дезинформация, мы решили копнуть поглубже.

В беседе с корреспондентом Sputnik Армения знаток творчества Ивана Айвазовского, искусствовед Шаэн Хачатрян, который написал несколько книг о жизни и творчестве великого живописца, рассказал, что предки художника были родом из Западной Армении, и никаких тюркских корней у него быть не могло.

"У Ованеса Айвазовского не только не было тюркских кровей, но он был настолько преданным сыном своего народа, так много для него сделал, что подобные небылицы просто вызывают усмешку. Когда он родился, священник Мкртыч в книге рождений и крещений церкви Сурб Саркис в Феодосии внес запись о том, что на свет появился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Эта книга является единственным юридическим свидетельством о рождении мариниста", — сказал он.

По мнению Хачатряна, прежде чем распространять подобную чушь, следует обратить внимание также на старшего брата живописца — Габриэла Айвазяна, который был архиепископом Армянской Апостольской церкви. Об этом видном деятеле армянской церкви некоторые биографы почему-то никогда не вспоминают, анализируя корни живописца.

Габриэл Айвазовский

Происхождение великого мариниста никогда ни у кого не вызывало вопросов, как же так получилось, что вдруг, откуда ни возьмись, в его биографии появился пункт, повествующий о тюркских корнях Айвазянов? А вот откуда…

В 1878 году Российская империя и Османская империя подписали мирный договор в зале, стены которого были украшены полотнами знаменитого мариниста. Иван Айвазовский был признан не только на своей родине, но и в Европе, его имя гремело повсюду. И именно в этом году в журнале "Русская старина" выходит биографический очерк некоего П. Катарыгина, где, помимо прочего, без каких-либо оснований говорится о тюркских корнях Айвазовского. Как считает Хачатрян, именно султан поручил Катарыгину написать биографию мариниста. Видимо, армянское происхождение художника было нежелательным. Тем более, что уже тогда живопись Айвазовского, который написал большое количество полотен, изображающих Константинополь, занимала важное место в изобразительном искусстве Турции. По словам Озукана, "среди турецких художников нет ни одного, кто создал бы такое количество работ, посвященных этому городу".

Как бы то ни было, тема эта начинает развиваться и обрастать все новыми подробностями. Спустя десять лет, в 1887 году в Санкт-Петербурге выходит брошюра, посвященная 50-летнему творческому юбилею мариниста. В ней рассказывается легенда, согласно которой прадед художника был сыном турецкого военачальника, чуть не погибшего при взятии Азова в 1696 году, но спасенного армянином. При этом какие-либо свидетельства самого художника полностью отсутствуют. И наконец, сразу после смерти Ивана Айвазовского в 1901 году в свет выходит большая книга, составителем которого выступает некий Н. Кузьмин. Он почти полностью повторяет текст Катарыгина, но кое-где вносит и свои коррективы: пересказывая вышеупомянутую легенду, он в роли "спасенного в 1696 году турецкого мальчика" ставит уже — ни много, ни мало — отца мариниста! Некоторые исследователи биографии Ивана Айвазовского сходятся во мнении, что Кузьмин и есть тот самый Катарыгин, перед которым, по всей вероятности, была поставлена задача "скорректировать" происхождение великого мариниста. Несмотря на абсурд, напечатанный в данном издании, оно, тем не менее, долгое время служило источником для биографов живописца.

Наибольшую досаду книга Кузьмина вызывает тем, что в ней ничего не говорится о работах, посвященных Армении ("Гора Арарат", "Вид на озеро Севан", "Полководец Вардан Мамиконян", "Крещение армянского народа: Григорий Просветитель", "Отцы-мхитаристы на острове Святого Лазаря" и т.д.), а также о произведениях, изображающих армянские погромы в Турции, при помощи которых художник хотел привлечь внимание к судьбе своего народа. Хотя Айвазовский выставлял эти работы в Москве, Одессе, Харькове, где они подняли немалый шум. Почти ничего здесь не говорится и о брате художника. Вряд ли все эти факты лишь случайности…

Подводя итог, можно сказать, что Иван Айвазовский воспринимался как сын "проблемного" народа. И данная задача была решена при помощи нескольких недостоверных книг, которые и поныне дают повод некоторым авторам цепляться за соломинку, обманывая себя же, и представлять великого мариниста, армянское происхождение которого уже ни у кого не вызывает каких-либо вопросов, человеком с тюркскими корнями.

А что касается того, что Айвазовский много работ посвятил Константинополю, то здесь все естественно, учитывая страсть художника к путешествиям и его невероятную работоспособность (точное количество произведений живописца до сих пор не может определить ни один искусствовед, называется лишь цифра выше 5-6 тысяч).

И.Айвазовский. Взрыв турецкого корабля

В заключение темы об отношении Ивана Айвазовского к Турции приведем лишь один пример: последняя неоконченная работа художника изображает взрыв турецкого корабля.

Турецкие страсти по Айвазовскому

Тот факт, что, по свидетельству Озукана, "турецкое государство и в наше время высоко ценит работы великого мариниста Айвазовского, и рассматривает его творчество в качестве элемента государственного престижа", вовсе не делает художника-армянина турком. Ведь никто не говорит о том, что династия знаменитых турецких придворных архитекторов Бальянов имеет турецкие корни.

В своем комментарии Озукан также сообщил, что в резиденции турецкого президента насчитывается десять полотен Айвазовского.

"Мы выяснили, что турецким госучреждениям принадлежит примерно 41 полотно кисти художника. Десять из них находятся в президентской резиденции, примерно 21 — во дворцах османских султанов, еще десять картин выставлены в различных морских и военных музеях страны…Более десяти картин находятся в частных коллекциях в Стамбуле… Несмотря интерес к искусству и в османский, и в республиканский периоды истории Турции, все же первые лица государства не уделяли такого внимания произведениям живописи, как на Западе. Поэтому нам представляется весьма важным тот факт, что полотнам Айвазовского удалось занять прочное место в интерьере сначала османских дворцов, а затем и государственных учреждений…", — подчеркнул он.

Озукан добавил, что в общей сложности они обнаружили в Турции 60 оригинальных полотен Айвазовского.

ru.armeniasputnik.am

Айвазовский за границей: самые интересные путешествия

Bo4kaMeda

Иван Константинович АйвазовскийВид Константинополя и Босфорского залива, 1856 Холст, масло124,5 х 195,5 см

Когда Иван Айвазовский возвращался из пенсионерской поездки в Европу (на два года раньше, чем мог бы), в его заграничном паспорте стояло 135 виз. За свою долгую жизнь он предпринял множество путешествий, о всех можно сказать, что они были «по работе». В любой поездке он непременно писал или хотя бы вдохновлялся видами, участвовал в выставках или организовывал свои. Он колесил по странам и континентам, но дом его оставался неизменным. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — писал художник Павлу Третьякову. Карта путешествий Ивана Айвазовского чрезвычайно обширна, все их не охватить, остановимся на нескольких особо значимых.✂…</font>">«Последипломная практика» в Европе и покорение Рима

Большая Золотая медаль обеспечивала выпускнику Академии стажировку в Европе. Айвазовский отправился в Европу со своим другом Василием Штернбергом, тоже медалистом. Корней Чуковский о Репине писал, что тот «вcюдy нaxoдил бypлaкoв — и в Рoccии, и в Итaлии, и в Aвcтpии». Айвазовский же всюду находил воду, поэтому неудивительно, что первую серьезную остановку он пожелал сделать в Венеции.

Иван Константинович АйвазовскийВенеция 1842116 × 188 см

Особо ему приглянулась площадь Святого Марка. Айвазовский являлся сюда каждое утро, как в мастерскую, и писал весь день, в полдень прячась от солнца в тени. Однажды он услышал, как прохожие вполголоса обсуждали его работу: «Як гарно малює!». Это были знакомые по Петербургу литераторы Николай Боткин и Василий Панов. Они же познакомили Айвазовского с Гоголем, который как раз обосновался в Италии. Художник и писатель подружились. «Низенький, худощавый, с весьма длинным заостренным носом, с прядями белокурых волос, часто падавших на маленькие прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью, неистощимою веселостью и проблесками своего нескончаемого юмора, которыми искрилась его беседа в приятельском кругу», — описывал Айвазовский свои впечатления от этого знакомства.

Александр Андреевич ИвановПортрет Гоголя

Вскоре отправились вместе во Флоренцию, где Николай Васильевич представил друг другу Айвазовского и Александра Иванова. «Вода и камень, лед и пламень» — это подходящее определение для двух художников, чей подход к искусству был не просто различным, но, кажется, прямо противоположным (подробнее см. здесь, вторая глава).

Айвазовский объехал всё Неаполитанское побережье, он писал в Сорренто, Амальфи, Вико, Флоренции, Тоскане. А как поразил его Рим! «Я видел творения Рафаэля и Микеланджело, видел Колизей, церкви Петра и Павла. Смотря на произведения гениев и громады, чувствуешь свое ничтожество! Здесь день стоит года», — восхищался он.

В Италии окончательно сложился метод Айвазовского: писать с натуры — не его путь. «Когда я уезжал в Италию, мне твердили все в виде напутствия: „С натуры, с натуры пишите!“ Живя в Сорренто, я принялся писать вид его с натуры с того же самого пункта, с которого в былые годы писал С. Щедрин… Писал я ровно три недели, затем также написал вид Амальфи. В Вико написал две картины на память: закат и восход солнца. Эти две картины вместе с видом Сорренто были выставлены мною — и что оказалось? Толпы посетителей выставки, обходя вид Сорренто, как место давно знакомое и приглядевшееся, собирались перед картинами, изображавшими живую природу, и весьма лестно отзывались о них. Между тем вид Сорренто я писал три недели, а эти картины не более как по три дня каждую, но я писал их под наитием вдохновения, а оно-то необходимо художнику», — рассказывал Айвазовский о выставке 1841 года.

Вот вид Амальфи тех лет, возможно, речь об этой картине:

Иван Константинович АйвазовскийПобережье в Амальфи 184171 × 105 см

Какие именно «Восход» и «Закат» имелись ввиду, сегодня сказать затруднительно. Но разница в воздействии картин с натуры и написанных по памяти оказалась более чем убедительна, чтобы художник определился со своим отношением к натуре.

На римскую выставку 1841 года Айвазовский предоставил тринадцать больших картин и множество миниатюр. С этого и началось покорение Европы. Марины его произвели фурор, а картину «Хаос. Сотворение мира» захотел приобрести Папа Римский (см. подробнее во второй истории). Айвазовский не стал продавать картину, а подарил ее понтифику. Эта история означала выход на совершенно иной уровень. Теперь об Айвазовском писали во всех газетах, высший свет жаждал с ним познакомиться, неаполитанский король решил не отставать от главы Ватикана и заказал русскому маринисту несколько картин. А в каждой лавочке висели миниатюры аля-Айвазовский. Италия первая сдалась перед его талантом.

Иван Константинович АйвазовскийХаос. Сотворение мира 1841106 × 75 см

Вот как Айвазовский отчитывается профессору и конференц-секретарю Петербургской Академии художеств Василию Григоровичу о большом успехе в Риме, не забывая отметить, что заграничные похвалы не вскружили ему голову: «На каждую картину было по несколько охотников, небольшие все продал, но „Ночь неаполитанскую“ и „День“ я никак не хотел уступить иностранцам. Англичане давали мне 5000 рублей за две, но все не хотелось уступить им, а отдал князю Горчакову за 2000 рублей „Ночь“ с тем, чтобы он по приезде послал бы в Академию. Он мне обещал это сделать. „День“ оставил у себя я пока».

Возможно речь шла об этой картине:

Иван Константинович АйвазовскийВид на венецианскую лагуну 184176 × 118 см Масло, Холст

Вот что сообщает российская «Художественная газета», номер 11, 1841 год.«…В Риме на художественной выставке картины Гайвазовского признаны первыми. „Неаполитанская ночь“, „Буря“ и „Хаос“ наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов оглашались славою новороссийского пейзажиста; газеты гремели ему восторженными похвалами, и все единодушно говорили и писали, что до Гайвазовского никто еще не изображал так верно и живо света, воздуха и воды. Папа купил его картину „Хаос“ и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников».

Благословение Тёрнера

Не все соотечественники пришли в восторг от славы и популярности Айвазовского. Упреки в графоманстве, в поверхностности — с ними художнику доводилось сталкиваться всю жизнь, не обошелся без них и первый значимый успех. Но сторонники Айвазовского оказались сильнее, и не только потому что среди них сильные мира сего. Его марины одобрил один из величайших экспертов по морским видам — сэр Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, член Королевской Академии, непревзойденный маринист. Айвазовский написал множество видов неаполитанского залива в разное время суток. Об одном из них Тёрнер сказал стихами:

«На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся… Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок, или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений!»

Мы предполагаем, что так поразил знаменитого британца вот этот вид:

Иван Константинович АйвазовскийНеаполитанский залив 184173×108 смМасло, Холст

Есть легенда, что когда Тёрнер в компании художника Винченцо Камуччини пришел к Айвазовскому познакомиться, хозяйка квартиры со слезами на глазах и покаянными извинениями отказалась впустить мэтров, пояснив, что Айвазовский «наказал не пускать к нему ни черта, ни дьявола, ни светлейшего герцога, ни даже посланца с его далекой родины». Слишком уж надоели новой звезде мольберта посетители, желающие с ним поговорить, пропустить бокальчик или просто посмотреть на ставшего внезапно знаменитым русского. Тёрнера такой прием не смутил, а напротив, привлек — он и сам был не любитель тратить время на светские беседы, когда можно работать. Маринисты в итоге сблизились, совершили совместную поездку в Кампанью, где когда-то творил Клод Лоррен — по мнению Тёрнера, величайший художник мира.

Лувр открывает двери

Всего лишь год назад Айвазовский приехал на стажировку в Европу. И вот уже его приглашают участвовать в выставке в Лувре, и он принимает приглашение. Помимо несомненного признания заслуг художника эта история — еще и дань дипломатическому таланту Айвазовского.

Год, проведенный за границей, не только сделал из выпускника Академии известного художника, но и кардинально изменил его материальное положение. Он собирается ехать в Париж за собственные средства, и вроде бы никто ему теперь не указ. Однако Айвазовский поступает мудрее. Он обращается с официальным прошением к главе общины русских художников в Риме Павлу Кривцову, который отправляет запрос в Петербургскую Академию художеств. Прошение удовлетворено, и Айвазовскому дозволено «выставить несколько больших картин с морскими видами (которые теперь он пишет) на имеющий быть в Париже выставке и самому ему провести там несколько месяцев для дальнейшего усовершенствования в морской живописи». Таким образом, стажировка официально продолжается, пенсионное пособие ему продолжит поступать, и главное, Иван Айвазовский — официальный и единственный представитель России на выставке в Лувре 1843 года.

Художник экспонировал три картины. «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» — возможно, эти:

Иван Константинович АйвазовскийБерег моря. Штиль 1843114 × 187 см

Иван Константинович АйвазовскийНеаполитанский залив в лунную ночь 184292×141 см

«Буря у берегов Абхазии» — третья вещь Айвазовского на выставке в Лувре. Эту картину нам не удалось идентифицировать даже гипотетически. Написана она по мотивам поездки Айвазовского на Кавказ с генералом Раевским. На ней изображен момент, когда русский корабль отбил похищенных черкессами абхазских девушек. Либо она не доступна публике (множество произведений Айвазовского скрыты в частных коллекциях), либо не сохранилась, либо описанный сюжет прячется в какой-то из многочисленных «Бурь» Айвазовского.

«Вероятно, я не могу здесь иметь первостепенную славу, какую мне дали в Италии, но все-таки пусть критикуют, пока молод, а хочется состязаться с французами», — писал Иван Айвазовский коллекционеру и своему покровителю Алексею Томилову незадолго до выставки. Но Париж тоже сдался перед гением Айвазовского. Подле его картин постоянно толпились зрители, слышались восторженные охи, некоторые даже предполагали, что наверняка за холстом где-то помещен светильник — иначе откуда этот льющийся с холста свет? По итогам выставки в Лувре французская Академия наградила Айвазовского золотой медалью.

За четыре года, проведенные за границей, пенсионер Императорской Академии художеств Иван Айвазовский написал 80 картин и множество эскизов. Италия, Франция, Испания, Мальта, Великобритания, Бельгия, Голландия, Германия — где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы, Академии награждали медалями. К 27 годам Иван Айвазовский — член Петербургской, Римской и Амстердамской академий художеств. Позже он будет удостоен также членства в Штутгартской и Флорентийской академиях. При этом пенсионерская поездка его длилась на два года меньше, чем планировалось. Причиной тому стал как раз успех в Лувре. Ушлый парижский газетчик написал, что Айвазовский столь доволен теплым приемом во Франции, что его возвращение на родину под большим вопросом. Айвазовский выбрал самое эффектное опровержение слухов: досрочно вернулся в Петербург.

Турция – сладостная и кровавая

«Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция», самым красивым городом на свете Айвазовский считал Стамбул. А ему было с чем сравнивать.

Иван Константинович АйвазовскийВид Константинополя при лунном освещении 1846124 × 192 см

Картина написана после первой поездки в Турции в 1845 году. Айвазовский участвовал в географической экспедиции под руководством Федора Литке. Тогда-то Константинополь и поразил его воображение. Художник неоднократно приезжал сюда, поддерживал тесную связь с армянской диаспорой, сотрудничал с рисовальной школой в Константинополе.

В 1856 году Иван Айвазовский во второй раз посетил любимый город и был представлен султану Абдул-Меджиду I, который наградил живописца орденом «Нишан Али» IV степени. В следующий раз Айвазовский прибыл в Турцию по приглашению армянской диаспоры в 1874 году. Новый султан Абдул-Азиз от его работ был в полном восторге, приобрел практически всё, что Айвазовский привез с собой, и заказал еще десять картин с видами Стамбула и Босфора, которые в итоге превратились в 30 картин, поставленных к турецкому двору. Турецкая знать не отставала, так что художник оказался надолго загружен заказами. В знак особого почтения к его заслугам султан вручил Айвазовскому орден Османие II степени.

В Турции регулярно проводились выставки Айвазовского. А Сан-Стефанский мирный договор, ознаменовавший завершение русско-турецкой войны 1877−1878 гг, подписывали в зале, стены которого были украшены видами работы Айвазовского. Последний раз в самом красивом по его личному рейтингу городе Айвазовский побывал в возрасте 73 лет вместе с женой Анной Саркизовой.

Любовь турецких султанов к Айвазовскому сыграла и дурную службу для него. Подробнее о приезде в Турцию, которого не было, связанных с милостью султанов проблемах Айвазовского и прощании с «кровавыми орденами» в материале «Непотопляемый: штормы и бури в жизни Айвазовского».

Иван Константинович АйвазовскийСтамбул. Закат солнца 1899205 × 335 см

Америка Айвазовского

Покорять Америку Иван Айвазовский решил в 75 лет. Его маршрут пролегал через Нью-Йорк (здесь прошла первая выставка), Вашингтон, Сан-Франциско, Бостон. «Моя главная цель — это, изучив океан, посетив Ниагару, поселиться в Вашингтоне на 4 месяца, написать коллекцию новых американских картин, и они будут выставлены отдельно в главных городах в январе, а мы переедем в Чикаго в марте», — планирует он. В Чикаго — ради участия во Всемирной выставке. Но то ли дела позвали домой, то ли не хватило сил, то ли затосковали Айвазовский и его жена в Америке, только в Чикаго они не поехали, но 20 картин на выставку художник таки отправил. Работы Айвазовского экспонировались в русском отделе Колумбовой выставки:

Иван Константинович АйвазовскийКолумб плывущий из Палоса 1892104.5 × 175.5 см

Иван Константинович АйвазовскийПрибытие флотилии Колумба к берегам Америки 1892107.5 × 177.7 см

В 1893 году после выставки в Вашингтоне Айвазовский отправил две картины в Музей искусств Коркорана (Corcoran Gallery). К ним прилагалось пояснительное письмо: «Я лично желаю поднести Коркоранскому музею искусств, в национальной столице Соединенных Штатов Америки, две моих картины, стремясь этим путем выразить сердечную благодарность народа моей родины за щедрую и быструю помощь, оказанную Правительством Соединенных Штатов во время минувшего года в России». Ни в царской, ни в советской России об этих картинах предпочитали лишний раз не упоминать. Достаточно на них взглянуть, чтобы понять, почему.

Иван Константинович АйвазовскийРаспределение припасов 189246 × 76 см

Иван Константинович АйвазовскийКорабль помощи (Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию)1892

Картины посвящены организованной американскими филантропами гуманитарной помощи голодающим в России в 1891—1892 гг., В 2008 году они были проданы в частную коллекцию на аукционе Sotheby’s за 2,4 миллиона долларов.

Новый Свет сдался русскому маринисту так же безоглядно, как и Старый. А когда Айвазовский с женой возвращались из Америки, разыгрался сильный шторм. Анна вспоминала, что на палубе оставались только они вдвоем: он не боялся бушующей воды, а она не боялась ничего, пока он был рядом.

Иван Константинович АйвазовскийНиагарский водопад 1893126 × 164 см

Иван Константинович АйвазовскийОкеан 189667.5 × 100 см

Алена Эсаулова

kolybanov.livejournal.com

Стамбул. Дворец Долмабахче и Айвазовский.: deniz_kizi

Вот дворец, который построил султан,

А это картина, которая где-то в музее хранится,во дворце, который построил султан.

А это - российский художник Иван,который создал эту картину,которая где-то в музее хранится,во дворце, который построил Султан.(навеяно этим постом)

Дворец Долмабахче хорошо смотреть в одной связке - с Бейлербейи дворцом и особняком Кучуксу, как я и сделала.Как вариант - можно посмотреть любой из них, например, особняк Кучуксу, и призвав в помощь воображение, увеличить масштабы, количество люстр, ковров, зеркал и каминов, представить, как выглядит дворец Долмабахче. Или же виртуально пройтись вместе со мной по всем 3 дворцам, ныне музеям.

Начну с дворца Долмабахче, как основного места привлечения туристического наплыва.Резные узоры ворот этого дворца манили меня с самого первого приезда в Стамбул, но гостеприимно распахнулись они передо мной только в этот раз.

(Это фото - с мая 2014)Место, где сейчас расположен дворец, известен с античных времен. Рассказывают, что именно отсюда в обход генуэзской колонии (от которой к Константинополю была протянута заградительная цепь, препятствующая входу османского флота в залив Золотой Рог) султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) перетащил по суше на смазанных жиром бревнах семьдесят кораблей.После этого дни Константинополя были сочтены.Примерно в начале 17го века бухта была отсыпана и названа "Долмабахче", что значит "насыпной сад" и использовалась как императорский сад. Все здания в комплексе назывались Beşiktaş Sahil Sarayi (в переводе примерно как дворец Бешикташ на побережье) (Поправьте меня?)

Во времена правления султана Абдул-Меджида I (1823-1861 гг) Beşiktaş Sahil Sarayi был снесен и на его месте возведен известный нам дворец Долмабахче. В строительстве принимали участие дворцовые архитекторы Карапет Бальян, Никогос Бальян, и другие.

Дворец был построен к 1856 году, и после этого дворец Топкапы остается покинутым - все последующие султаны жили во дворце Долмабахче. После основания республики, Мустафа Кемаль Ататюрк также останавливался здесь время от времени в период 1927-1938гг, в общей сложности он провел здесь 4 года, и умер во дворце 10 ноября 1938 года в 9 часов 5 минут.

Функционально дворец разделен на 3 части:1. Selamlik - административная часть, где решались государственные дела2. Haremlik - гарем, семейная часть, где жил султан и его жены3. между 1 и 2 частью - Muayede Salonu - большой церемониальный зал, где принимались главы иностранных государств, устраивались официальные приемы.Во дворце - 285 комнат, 44 холла, 68 туалетов и 6 турецких бань. Как единое здание, это самый большой дворец в Турции, располагается на площади 14.595 кв. метров.

Дворец сохраняет традиционный турецкий дизайн - холл посредине, окруженный комнатами, однако декорирован он в западных традициях барокко, рококо и неоклассики.

Моя экскурсия была только по Селамлык, то есть только по официальной части (приходить в 3 часа дня оказывается уже поздно для того, чтоб увидеть и гарем). В любом случае, красота салонов просто поражает - под высоченными потолками, расписанными художниками и богато украшенными золотом - огромные люстры чешского и французского хрусталя, ковры Хереке.Источник: http://www.istanbultsili.net/wp-content/gallery/dolmabahce-palace

Мебели не так много - кресла, софы и от этого огромный холл выглядит еще более внушительным. Спасибо ryzhaya_stana, которая разглядела на фото шкуру медведя, подаренную царем Николаем II :)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f0/Dolmabahce_Palacasdfe.jpg

Однако церемониальный зал Muayede Salonu поражает окончательно - здесь соединены 2 этажа в 1, и потолок как в церкви в мечети - под арочными сводами,с 56 мраморными колоннами в основании, а высота под куполом 36 метров (сначала даже не поверила - это ведь высота 10-12 этажного дома! Но, наверно, в самой высокой точке под куполом так и есть).4,5 тонная люстра из Англии, подарок королевы Виктории, украшает зал. Посреди такого великолепия чувствуешь себя маленькой пылинкой. Пишут, что в этом зале могут разместиться 2500 тысячи человек (может, будет им тесновато, но вполне реально).

Источник: http://www.istanbulgezi.net/image-tarihi-eser/saraylar/dolmabahce-sarayi/salon-muayede.jpg

Источник: http://www.whereis-istanbul.com/906-dolmabahce-palace-istanbul-detail

Изредка и сейчас здесь проходят визиты иностранных делегаций - видимо, поражают красотой. Наш гид все повторял, что два года назад с визитом была королева Нидерландов , и ей-то разрешили съемку внутри дворца, а нам, простым смертным, можно только довольствоваться фотографиями из интернета.

По саду дворца приятно походить.

На морском берегу дворца находится 600 метровая набережная пристань, с ажурными воротами.

Как я уже говорила, камера отказалась работать без подзарядки, поэтому фото с телефона.Здесь виден фасад дворца:

В целом, дворец мне понравился, а вот сама экскурсия - нет: на 1 экскурсовода было более 50 человек, экскурсия на английском, и рассказывал он очень быстро и достаточно мало. Быстро-быстро пробежали мы по дворцу, останавливаясь далеко не везде. Мне -то повезло, я была рядом с ним, и еще вопросы задавала, а те, что были в конце группы, вряд ли услышали хоть что-то.

Уже позже, когда я была в особняке Кучуксу, я узнала, что в Долмабахче хранятся картины "нашего" Айвазовского. Теперь я не знаю, пробегали мы мимо них, и нам их не показали, или же они выставлены в гаремной части (хотя мне кажется это маловероятным.)

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), знаменитый художник-маринист, посетил Константинополь впервые в 1845 году в составе Средиземноморской географической экспедиции и был очарован им.В 1856 году (год постройки дворца Долмабахче) он во второй раз посетил столицу Османской империи, и по протекции архитектора Саркиса Бальяна был представлен султану Абдул Меджиту I.Третий визит - в 1874 году, султан Абдул-Азиз заказывает Айвазовскому 10 картин с видами города и Босфора, но тот пишет 30 различных полотен.(Подробнее - тут)

В настоящее время картины Айвазовского находятся в различных музеях Турции (во дворце Долмабахче, в Морском музее, в военном музее) и в частных коллекциях. К сожалению, я так и не смогла выяснить, какие именно картины находятся в Долмабахче, но наверно, это не так важно. (Важно что я не увидела ни одной) Имеет значение сам факт такой русско-турецкой дружбы, восхищение Константинополем, и как раз Константинополем времени султана Абдул-Меджита I, по приказу которого построен дворец.

Вот дворец, который построил султан,

А это картина, которая где-то в музее хранится,во дворце, который построил султан.

А это - российский художник Иван,который создал эту картину,которая где-то в музее хранится,во дворце, который построил Султан.

источник: http://artpoisk.info/artist/ayvazovskiy_ivan_konstantinovich_1817/vid_na_konstantinopol_i_bosfor/

Рассматривая картину "Вид Константинополя и Босфора" (1856 год) (кстати, картина эта была продана в 2012 году на британском аукционе Sotheby за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов) я ясно представляю, как султан со своей свитой переправляется на кораблях на другой берег Босфора в свою летнюю резиденцию, Бейлербейи дворец.

Предлагаю переправиться на ту сторону вместе и посмотреть на дворец Бейлербейи (Название которого можно перевести как "Господин среди Господ") в следующем посте.

А в этом - еще прогуляемся рядом с дворцом, ведь тут есть еще одно очень интересное здание - Часовая башня Долмабахче.Вы помните, я уже рассказывала про Часовую башню в Измите (и там же упоминала Часовую башню в Измире) - обе они были возведены в честь 25 -летней годовщины правления султана Абдул-Хамида II.Часовая башня Долмабахчебыла построена дворцовым архитектором Саркис Бальян (сын Карапета Бальяна, архитектора дворца Долмабахче) в 1890-1895 гг в стиле необарокко и ампир.Все стороны у нее разные.Еще одну часовую башню мы увидим в этом путешествии.И завершаю виртуальную экскурсию по дворцу Долмабахче видом на Босфор, что открывается с него:

deniz-kizi.livejournal.com

Адмирал русской живописи. Почему Иван Айвазовский выбросил турецкие ордена? | Персона | Культура

В метрической книге армянской церкви Сурб Саркис он был зарегистрирован так: «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Хотя к тому времени отец уже вовсю писал своё имя на польско-русский манер — Константин Гайвазовский. Сын пошёл дальше и стал называть себя Иваном Айвазовским.

Россия, как известно, страна скорее континентальная. И то, что самым массовым, самым узнаваемым и самым успешным русским художником является Айвазовский — непревзойдённый мастер морского пейзажа, — явный парадокс. Картины Ивана Константиновича есть почти в каждом провинциальном музее России.

Хаос в Европе

Этот факт, как ни странно, в глазах многих придаёт Айвазовскому оттенок второсортности. Дескать, настоящее искусство не может быть массовым, а настоящий художник не имеет права быть успешным дельцом. Шквал нападок сопровождал живописца с самого начала и до самого конца его немаленькой жизни — Айвазовский умер в возрасте 83 лет, при нём на русском троне сменилось пять императоров. Которые, к слову, отмечали талант художника, осыпая его чинами, наградами и просто деньгами. Так, Николай I заявил: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною!» Его правнук Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника. По табели о рангах и по характеру деятельности — Айвазовский числился живописцем Главного морского штаба — это соответствовало адмиралу.

Разумеется, официальное признание со стороны высшей власти было ещё одним поводом ехидно высказаться насчёт дарования Айвазовского. Николай Гоголь в 1841 г. весьма иронично заявляет: «Исполать тебе, Ваня! Пришёл ты, маленький человек, с берегов далёкой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль...» «Ване Айвазовскому» всего лишь 24 года. Это его первое путешествие за границу. А речь идёт о полотне «Хаос» на ветхозаветный сюжет о сотворении мира, которое произвело такое впечатление на папу римского Григория XVI, что он пожелал приобрести его для галереи Ватикана. Ажиотаж, кстати, возник не только в Ватикане. Вот что сообщает «Художественная газета» о заграничном дебюте живописца: «В Риме на художественной выставке картины Гайвазовского признаны первыми. Они наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов оглашались славою новороссийского пейзажиста; газеты гремели ему восторженными похвалами...»

И.К. Айвазовский - «Хаос. Сотворение мира». И.К. Айвазовский - «Хаос. Сотворение мира». Репродукция

Заметим — фурор произвели всего лишь четыре работы, которые молодой Айвазовский тогда выставил в Риме. Так что заграничную поездку, на которую он имел право как выпускник Петербургской императорской академии художеств, можно было признать удавшейся. Но художник жаждал продолжения. И собрался... в Лувр. Правда, ехать было не с чем — привезённые в Европу картины уже нашли щедрых покупателей. Однако на запрос о продлении европейской стажировки ему отвечают: «Г-ну Айвазовскому дозволяется выставить несколько больших картин с морскими видами (которые он сейчас пишет) на имеющей быть в Париже выставке и самому там провести несколько месяцев».

Шедевр на десерт

Характерный момент — работа над картинами находится бог весть в какой стадии. Но и сам художник, и его начальство уверены — всё будет закончено в срок.

Полагают, что Айвазовский за всю свою жизнь написал более 6 тысяч полотен. Цифра более чем приблизительна — найти и идентифицировать или хотя бы просто подсчитать все работы художника возможным не представляется — писал он с невероятной скоростью. Скажем, за те три года, что молодой Айвазовский путешествовал по Европе, им было начато и закончено более 50 больших полотен.

С малыми формами художник вообще не церемонился. На многих произвёл впечатление званый обед по случаю 50-летия Айвазовского. Вернее, его финал, когда Иван Константинович заявил: «Господа! Приношу извинения за то, что мой повар не приготовил десерта. И прошу принять десерт, приготовленный мною лично». После чего всем гостям были вручены маленькие морские пейзажи, написанные юбиляром. Производство таких миниатюр занимало минуты две — картон и фон готовили заранее, а сам мастер делал всего лишь несколько уверенных движений кистью. Так же быстро рождались и крупные полотна. Советский академик живописи Аркадий Рылов, который, будучи студентом, видел, как работает Айвазовский, вспоминал с восторгом и недоумением: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст — теперь на нём бушует море...»

Пощёчина султану

Что это? Графоманский зуд? Алчное стремление продать побольше? Или просто бешеный темперамент, который позволял художнику сделать шедевр в считаные часы?

Думается, что третье. Потому что графоманом он точно не был. Свидетелем тому — английский художник-маринист Уильям Тёрнер, который тоже считается непревзойдённым и которому полотно Айвазовского «Неаполитанский залив» показалось окном на море: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною». Не был Иван Константинович и стяжателем. Наоборот — меценатом. На свои деньги устраивал археологические раскопки в Крыму, а для Феодосии сделал первый общественный водопровод, запитанный от личного источника.

Но вот что произошло, когда Айвазовский узнал о так называемой хамидийской резне, учинённой в Османской империи над армянами. Художник был награждён двумя турецкими орденами — Османие и Меджидие. Драгоценные знаки этих орденов, украшенные бриллиантами, были повешены Айвазовским на шею дворовому псу. Собака была проведена художником по улицам Феодосии, наводя суеверный ужас на живущих там турок. А потом Айвазовский вышел на лодке в море и выбросил «кровавые знаки отличия» прочь. В этом жесте было всё — и темперамент, и презрение к благам земным, и личная позиция большого художника.

Нажмите для увеличения

www.aif.ru

Долмабахче и Айвазовский | izi.TRAVEL

Интерьеры дворца Долмабахче украшают более 600 полотен различных европейских художников. 28 картин из коллекции дворца были написаны знаменитым русским художником-маринистом Иваном Айвазовским, который оказал значительное влияние на развитие турецкой живописи. Первый раз художник оказался в Османской империи в 1845 году в составе этнографической экспедиции Литке, призванной запечатлеть быт и обычаи народов Малой Азии. Стамбул на долгие годы покорил сердце художника, после возвращения в Россию он создал ряд полотен с видами на османскую столицу.

Второй раз Иван Айвазовский посетил Стамбул в 1856 году, по пути из Франции в Феодосию. Армянин по происхождению (его предки носили фамилию Айвазян), художник был тепло встречен местной армянской диаспорой. Один из ее видных представителей, придворный архитектор Саркис Бальян, познакомил Айвазовского с султаном Абдул-Меджидом I. Кстати, к тому времени в коллекции султана уже была одна из картин, написанных Айвазовским.

Однако, пожалуй, самой насыщенной была третья поездка в Стамбул, которую Айвазовский совершил в 1874 году. Уже тогда в Стамбуле у Айвазовского было множество почитателей его таланта, причем среди как армянских, так и турецких художников. Одну из картин мариниста Саркис Бальян подарил новому османскому султану – Абдул-Азизу. Тому настолько понравилась подаренная работа, что он заказал Айвазовскому сразу 10 полотен с видами Стамбула и Босфора.

Во время работы над заказом Абдул-Азиза художник почти постоянно находился во дворце, где он успел подружиться с султаном. В итоге Айвазовский создал не 10, а целых 30 различных картин, настолько ему нравился Стамбул и его морские пейзажи. Перед отъездом Абдул-Азиз устроил торжественный прием в честь художника, на котором наградил его одной из высших наград – орденом Османии. Еще через год султан вновь пригласил мастера, и тот привез ему в подарок два собственных полотна – «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве». В настоящее время они находятся в собрании дворца Долмабахче.

На фоне дружественных отношений турецкого султана и русского художника политические отношения России и Турции выглядели полной противоположностью. Буквально через год началась очередная русско-турецкая война, во время которой русские войска сумели взять Шипкинский перевал и почти подошли к Стамбулу, остановившись в местечке Сан-Стефано. В знак будущей дружбы между странами особняк Симеоноглу, где в 1878 году был подписан Сан-Стефанский мирный договор, был украшен картинами Айвазовского из коллекции султана.

В 1890 году Иван Константинович, будучи уже в преклонном возрасте, в последний раз посетил Стамбул. Он побывал в Армянской патриархии, а также в новой резиденции султана – дворце Йылдыз, где оставил в дар свои картины. Хозяин Йылдыза, Абдул-Хамид, наградил его очередной медалью – орденом Меджидие I степени.

В конце жизни Айвазовский выбросил в море все турецкие награды, в том числе орден Османии, украшенный бриллиантами. Так художник выразил свой протест против действий Абдул-Хамида, устроившего армянские погромы в Малой Азии, в результате которых погибло более 100 тыс. человек.

File:Aivazovsky - View of Constantinople and the Bosphorus commons.wikimedia.orgАвтор:Ivan Aivazovsky en.wikipedia.orgЛицензия:commons.wikimedia.org

izi.travel


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта