Победа по-нахимовски. Айвазовский взрыв турецкого корабля последняя картина


Иван Айвазовский – интересные факты

29 июля – 200 лет со дня рождения самого известного русского  художника-мариниста и баталиста.

Правнук турецкоподданного

Настоящее имя Ивана Айвазовского – Ованнес Айвазян. Родился он в 1817 году в армянской семье: купца-отца звали Геворк, мать – Рипсиме. Отец нашел армянскую жену в Феодосии, и в этом браке родились три дочери и двое сыновей. Семейное предание гласило и о турках в этой родословной. Якобы прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и в детстве был спасён от верной смерти при взятии в 1696 году русскими войсками Азова усыновившим и крестившим его армянским солдатом. В XVIII веке предки Айвазовского переселились из Армении в Галицию, а после переезда в Феодосию отец художника Геворк Айвазян стал Константином Гайвазовским. До 40-х годов живописец подписывал свои полотна сокращенным вариантом фамилии «Гай», а Иваном Константиновичем Айвазовским он стал в 1841 году.

Брат монаха и владыки

Самый знаменитый русский художник армянского происхождения – брат архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского (при рождении – Саргис, Габриэл – в монашестве).

Талантлив во всем

Айвазовский был не только хорошим художником, но и музыкантом – он с детства играл на скрипке и всегда музицировал в кругу друзей. Однажды исполненные Айвазовским татарские наигрыши услышал побывавший у художника в гостях композитор Михаил Глинка. Мелодии ему так запали в душу, что он включил фрагмент домашнего выступления Айвазовского в оперу «Руслан и Людмила».

Не писал с натуры

Слухи о том, что известный маринист не видел моря – неправда. Он родился у моря и с детства считал его родной стихией. Потому и начал рисовать море по памяти, что скучал по дому в гимназии. Эта привычка осталась навсегда – художник писал морские сюжеты в мастерской. «Нельзя нарисовать с натуры всплески волн, величие глубины и красоту безбрежности», - говорил он.

Превзошел учителей

После уездного училища в Феодосии и симферопольской гимназии  Айвазовский учился за казённый счёт в петербургской Императорской Академии художеств – сперва в пейзажном классе, затем в батальном. Будучи помощником у модного французского мариниста Филиппа Таннера, ученик не имел права работать на себя. Когда Айвазовский условие нарушил и послал свои работы на выставку, наставник отказал ему в дальнейшем сотрудничестве и отозвал работы с выставки. Так Айвазовский попал в класс военной живописи, научившись у профессора Александра Зауервейда приемам изображения батальных сцен. Уже через несколько месяцев ученику вручили за картину «Штиль» Большую золотую медаль Академии художеств, разрешили два года практиковаться самостоятельно в Крыму, а потом отправили на шесть лет в заграничную командировку (Италия, Голландия, Англия, Франция, Португалия, Испания, Швейцария и пр.), из которой художник вернулся в возрасте 27 лет.

Адрес – Феодосия

Путешествовать он будет всю жизнь: много раз объездит Европу, неоднократно посетит Константинополь, Кавказ, Египет, а в 75 лет (в 1892 году) побывает с женой в США и напишет «Ниагарский водопад». Ездил Айвазовский и по России, несколько раз в году отлучался в Петербург, но своим домом считал Крым. «Мой адрес – всегда в Феодосии», - писал художник Павлу Третьякову.

Заевшийся архиерей

Иван Константинович не бедствовал – в отличие от других художников, он был оценен при жизни. Кроме имения в селе Шейх-Мамай, у Айвазовского был особняк на городской набережной в Феодосии и собственный дом в Судаке.

Навещавший Ивана Айвазовского Антон Чехов называл его имение «роскошным» и «несколько сказочным», а хозяина характеризовал так: «Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?».

Ближе к нации

Первая супруга Юлия Гревс (англичанка, дочь находившегося на русской службе штабс-доктора) ушла от мужа из-за его нежелания жить в столице. Второй женой живописца стала армянка Анна Саркисова-Бурназян, которая была на 40 лет моложе мужа. Тем не менее, для нее этот брак не был первым: с Айвазовским она познакомилась на похоронах своего первого супруга. Через год молодая и красивая купеческая вдова вышла замуж за известного и богатого художника. Айвазовский говорил, что эта женитьба сблизила его с родной нацией. Анна Никитична умерла во время немецкой оккупации Крыма, пережив мужа на 44 года.

На благо людей

На средства и по инициативе знаменитого земляка в родном городе построили школу искусств, галерею, концертный зал, музей, водопровод, железнодорожное полотно и крупнейший на полуострове торговый порт.

Напоил город

В 1886-87 году Феодосия страдала от засухи, и Айвазовский обратился к городской думе с предложением напоить город из принадлежащего ему Субашского источника. Так вода из частного имения художника Шах-Мамай (Старый Крым) пришла по трубам в Феодосию. «Дарю родному городу в вечную собственность 50 тысяч ведер чистой воды в сутки», - заявил Айвазовский и спроектировал фонтан с питьевой водой у набережной (копия  фонтана в восточном стиле в Константинополе), из которого можно было брать воду бесплатно.

Рисовал за еду

Но бывало, что меценат и коллекционер… работал за еду! В Венеции к нему как-то подошел владелец колбасной фабрики и попросил написать картину по «бартеру». Художник оригинальному предложению удивился, но с улыбкой согласился выполнить заказ за колбасу.

Творческий подход

Состоятельный Айвазовский не был светским человеком – он больше любил кисть и краски, чем визиты и «присутствия». Время художник предпочитал проводить в кругу семьи. Но когда ему приходилось устраивать прием, он удивлял гостей креативным подходом. Угощениям давал названия собственных картин: салат «Капри», пирожки «Гавань», уха «Чёрное море», соус «Азовское море», мороженое «Северное море», пунш «Везувий», шампанское «От штиля к урагану» и т. д. К застолью художник готовился заранее: менял бутылочные этикетки на собственные этюды, изображавшие  морскую стихию.

Не только море

Иван Константинович писал не только морские пейзажи и сражения. На его полотнах – прибрежные города и бескрайние степи, исторические и библейские темы. Есть даже портреты, но только людей из близкого окружения (не считал себя хорошим портретистом): бабушки, брата, родителей супруги, градоначальника Феодосии Казначеева, флотоводца Лазарева и генерала Лорис-Меликова. А еще член Одесского общества истории и древностей увлекался археологией, руководил раскопками 90 курганов и занимался охраной памятников Крыма.

Адмирал в живописи

В 1864 году Айвазовскому пожаловали потомственное дворянство. Он был награждён десятком орденов и имел чин II класса табели о рангах (действительный тайный советник), соответствовавший званию адмирала.

Первый в Лувре

Это первый русский художник, чьи работы попали в Лувр. Их автор удостоился золотой медали Академии художеств в Париже, почетным членом которой являлся. Иван Айвазовский также был почетным членом Академий в Риме и Флоренции, Амстердаме и Штутгарте. А в России живописец Главного Морского штаба был избран академиком и почетным членом Императорской Академии художеств.

Принес хаос в Ватикан

Об Айвазовском в шутку говорили, что он принес хаос в Ватикан. За этим стоит такая история. Когда Папа Римский Григорий XVI увидел полотно мастера «Хаос. Сотворение мира», то захотел его купить. Картину вывесили в Ватикане, и писатель Гоголь по этому поводу сказал: «Пришел в Рим наш человек, и теперь Хаос в Ватикане». Картину Айвазовского на ту же тему и с тем же названием можно увидеть в Венеции – это музейный экспонат на острове Святого Лазаря. Там Айвазовский навещал жившего в монастыре брата и подарил монахам одну из работ с библейским сюжетом.

Повторение – исправление

Критики упрекали мариниста в повторяемости сюжетов, на что он отвечал, что повторяет темы специально – чтобы исправить недостатки предыдущих картин. А император Николай I на это заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною».

Лидер по подделкам

За жизнь живописец написал свыше 6000 картин и показал их на 125  персональных выставках в России и за рубежом. Он был так популярен, что предприимчивые коллеги выдавали свои подражательства за его работы. Например, после  отъезда художника из Италии в римских салонах появилось множество подделок с морскими пейзажами.

Любимец грабителей

Полотна Айвазовского похищали из музеев и частных собраний много раз. Что-то удалось вернуть, что-то нет. Если краденые картины обнаруживали на престижных аукционах, их снимали с продажи.

До и после жизни

В 1884 году Айвазовского накрыл шторм в Бискайском заливе, и газеты сообщили о его гибели. Предприимчивый галерейщик тут же разбогател на продаже картин художника – их раскупили по самой высокой цене. Позже продавец признавался автору полотен, что обрадовался его смерти, поскольку хорошо на этом не подтвердившемся факте «поднялся». Спустя годы работы великого мариниста оценивались всё дороже. В 2012 году полотно Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» было продано на аукционе Sotheby’s за $5,2 млн. Это самое дорогое произведение живописца.

Усыновил внука

В первом браке у художника родились четыре дочери, которые подарили ему десятерых внуков. Но художнику не давал покоя тот факт, что судьба не осчастливила его наследником-сыном. «Желая сохранить род Айвазовских, осмелюсь просить дать мою фамилию, с гербом и достоинствами дворянского рода, усыновленному мной внуку – сыну старшей дочери Елены Александру Латри», – писал художник в конце жизни императору Николаю II. Ответа от государя Айвазовский не дождался – вскоре он скончался. Но прошение было удовлетворено. Сегодня фамилию знаменитого живописца носит его внук Михаил Айвазовский. Унаследовал он и дедушкин талант.  Как и другие внуки – все они художники.

Напоследок взорвал корабль

Последняя картина Ивана Константиновича называется «Взрыв турецкого корабля». Ее маринист и баталист написал в последний день жизни – 19 апреля (по новому стилю – 2 мая) 1900 года. С утра он сидел за мольбертом в мастерской в Феодосии, спеша реализовать давнее намерение – изобразить освободительную борьбу греческих повстанцев против турков. В центре полотна художник нарисовал объятый огнем и дымом корабль, но завершить сюжет не успел – ночью сердце 82-летнего Ивана Айвазовского остановилось.

По завещанию могила художника находится во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса в центре Феодосии.

Оригинал взят у slavikap в Иван Айвазовский – интересные факты

grim-mira.livejournal.com

Взрыв турецкого корабля - МОРПОЛИТ

Иван Константинович Айвазовский — Взрыв турецкого корабля. 1900 г.Иван Константинович Айвазовский — Взрыв турецкого корабля. 1900 г.

Архивы
Архивы Выберите месяц Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009

12.03.2016

С неутомимостью и поразительной быстротой художник работал до конца своих дней. Это картина последняя-неоконченная.

morpolit.milportal.ru

Последняя картина Айвазовского

Главная » Новости

Опубликовано: 06.10.2017

видео Последняя картина АйвазовскогоКартины Верещагина. Профессор Громов

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900 гг.) - великий русский художник, маринист, баталист, пейзажист. За свою жизнь создал немало настоящих шедевров живописи, которые сегодня находятся в крупнейших музеях и считаются настоящим достоянием русской и мировой культуры. Айвазовский занимался живописью буквально до самых последних дней жизни. Он умер 2 мая 1900 года в Феодосии. В последний день жизни художник писал картину « Взрыв корабля » или « Взрыв турецкого корабля ».

Последней законченной картиной считается работа «Морской залив». Однако самой последней считается именно «Взрыв турецкого корабля». Картина так и не была закончена, однако даже на этом этапе она выглядит потрясающе и по-настоящему впечатляюще. Своё новое произведение, которое оказалось и последним, Айвазовский решил посвятить событиям греко-турецкой войны. Довольно детально он успел проработать охваченный пламенем турецкий корабль, который подожгли греческие повстанцы. На заднем плане мы можем увидеть линию гор. Не до конца прорисованы небо и море. На переднем плане Айвазовский успел наметить лодку. Для окончательной прорисовки оставшихся деталей великому художнику, вероятно, было необходимо совсем немного времени, однако следующего сеанса живописи так и не произошло.

Кража полотен Айвазовского и Поленова в Тарусе полна загадок

Несмотря на то, что картина кажется практически законченной, за исключением проработки деталей, мы всё же так и не узнаем, как выглядело бы это полотно, если бы замечательный художник-маринист всё же успел её закончить. Стоит отметить, что последняя картина Айвазовского в своём незаконченном виде глубоко потрясает каждого зрителя по той причине, что именно этого полотна в последний раз касалась кисть великого мариниста, который вошёл в число величайших художников мира всех времён и народов. 2 мая 1900 года, в возрасте 82-х лет, Иван Константинович скончался. Был похоронен в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб Саркис. Сама же картина, ка и многие другие шедевры художника, находится в доме-музее Айвазовского (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского) в городе Феодосия, Крым.

Проспект Айвазовского Феодосия 2013

Хотите научить своего ребёнка делать простые фигуры оригами? Как правильно сделать бумажные фигуры вы можете узнать на сайте "Пустунчик". Большое количество интересных уроков с наглядными схемами.

minek-kchr.ru

200 летний юбилей Айвазовского начнет отмечаться в Русском Музее уже сегодня замечательной выставкой: viktoriiako

Этот день в Истории 22 Декабря. Сегодня в Санкт-Петербурге, в Русском музее в корпусе Бенуа, открывается самая большая в Истории выставка, самого известного мариниста всех времен и народов Ивана Константиновича Айвазовского.Даже в Петербурге, в культурной Столице эту выставку называют главным знаковым событием года, видимо это главное культурное событие уходящего года благодаря творчеству Айвазовского, Мединского сегодня наградили премией "Человек Года". И не случайно Выставка открывается именно под Рождество - 22 Декабря в зимнее солнцестояние, ведь  автор писал свои работы, показывающие свет в воде, без доступа дневного света на полотно

Эта выставка - замечательный подарок Ленинградцам и гостям нашего города под Рождество и Новый год и останется у нас на Зимние Новогодние каникулы. И Только перед следующими каникулами Выставка покинет Стены Русского Музея.

22 декабря 2016—20 марта 2017 Выставка Айвазовского заполнила весь корпус Бенуа Русского Музея.Приятно, что мальчишки могут увидеть морские полотна, шедевры живописи с военными баталиями и морские романтики, как и их предки станут морскими офицерами, чтобы видеть это великолепное море каждый день.

Многие полотна Ивана Айвазовского, даже самые искушенные аристократы, многие ленинградцы и даже искусствоведы увидят впервые. Произведения из личных коллекций, с которыми уже недавно ознакомились жители Москвы, теперь привезены в Санкт-Петербург,  в морскую Столицу Империи, на берега Невы - Снежной реки, в Северную Венецию, город, где учился живописи и Ваянию великий Мастер, который всю свою жизнь без остатка посвятил Морю.

Огромные полотна с морскими волнами впервые с момента своего создания покинули родные стены, где хранились более 100 лет в Адмиралтействе. Знали об их существовании лишь некоторые моряки. Короткое путешествие полотен из Морского ведомства в Русский музей затеяли именно в честь юбилея автора картин – великого и неповторимого мастера кисти Ивана Айвазовского. Спешите видеть сейчас.

Многие картины были подарены Морскому Кадетскому Корпусу - ВВМУ им. Фрунзе самим Айвазовским, лично и эти огромные полотна тоже ещё ни разу не участвовали в выставках. Их впервые увидят и многие ленинградцы, даже те, кто не пропустил ни одной выставки Айвазовского в городе на Неве.

В Корпусе Бенуа, помимо 54 полотен, ныне хранящихся в Русском музее, представлено более 200 шедевров Ивана Айвазовского из коллекций Петергофа, Царского Села, Третьяковской галереи, Военно-Морского музея, из Феодосии. Феодосия или старинный город Кафа в Крыму, который стал второй родиной художника - куда он переехал из Петербурга лечить легкие и в терракотовой комнате с закрытыми наглухо окнами писал свои Морские пейзажи с кораблями по памяти, а в последствии думаю, пользуясь фотоаппаратом, как и Репин. Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить в Петербург целый ряд личных раритетов автора: палитру, мольберт, кисти, ружье, трость и семейный Портрет художника.

Айвазовский долгое время был официальным живописцем Центрального Военно-Морского ведомства, имел высокий чин и ряд заслуженных наград - был дважды награжден Орден Почетного Легиона - с изображением Императора Всероссийского и один с "Девой Франции", которая входила в состав Империи до 1853 года.

Очень бы хотелось увидеть наконец и эту работу Айвазовского с 120 пушечными кораблями. "Старый флот", который будет затоплен в Севастопольсткой Бухте в 1853 году в Крымскую Войну англичанами.Знаменитый русский художник в Морской столице Европы, в Санкт-Петербурге впервые в Мире зародил такой жанр живописи, как морской Пейзаж или «марина». И всю жизнь посвятил Морю. Написал тысячи произведений с морскими просторами с помощью своих учеников и подмастерий, создавая более тысячи картин и даже умер в 90 слет, прожив очень насыщенную, полную приключений жизнь, в момент когда писал Море. Теперь его полотна вызывают восхищение морями и зовут романтиков отправиться в морской поход под парусами, как звали в его время и до сих пор в Городе на Неве, где нет такой бирюзовой воды в каждой семье есть моряки.

Феноменальная зрительная память и знание тонкостей лессировки, позволили мастеру создавать неподражаемые полотна, которые копировали многие мастера, но никому так и не удалось передать глубину и свет моря, тонкости светотеней и солнечные зайчики в воде запечатленные автором. Выбрав тему, он записывал свхемы,  зарисовывал источник света, как теперь Фотограф Игорь Сахаров ставит свет, в наглухо закрытой от света студии, четко расписывая положение софитов и формулу света, разбирая все по полочкам. В блокнотах Айвазовского остались зафиксированными положение солнца, угол падения теней и нюансы местности. Но в отличие от фотографа все это нужно ещё уметь изложить на холсте в четкой последовательности. Айвазовский возвращался с моря  в мастерскую и по памяти писал свой "Девятый Вал," который мы теперь знаем наизусть, И каждый раз совершенствовался, ища свою новую волну, ни разу не повторяясь, не упуская ни одной детали создавая новые, новые полотна из вязи красивейших пенных морских волн, красивейших кораблей, света и теней.

Если человек нашел себя, ему каждый раз интересно открывать что-то новое и творческая натура художника постоянно требует выплеснуть все это на холсте, то до чего дошел он здесь и сейчас и этот творческий процесс уже не остановить ни чем, только смертью, которую  Айвазовский оттягивал, играя Волнами вновь и вновь.

"Нет столько на земле армян, сколько ролей сколько сыграл Джихарханян", так и армянин Гайвазов, благодаря свой продуктивности и приличным заработкам по тому времени построил в любимой Феодосии, водопровод, железную дорогу, Храм, фонтан, оставив там, в свом доме картинную галерею, к которой точно не зарастет народная тропа и в Феодосию всегда будет поток туристов, готовых приехать отдыхать в город и заодно посмотреть ту самую знаменитую терракотовую комнату, в которой художник писал свои полотна по памяти.

Участие В Крымской Войне 1853-1855 гг. так же отражено в полотнах Автора. Айвазовский принимал непосредственное участие в обороне Севастополя, видел, как англичане уничтожали русский флот, убивали русских морских офицеров и адмиралов, когда был затоплен весь Черноморский флот и разрушен красивейший город на земле, построенный русскими моряками - Севастополь. Айвазовский всячески пытался спасти Мир. Благодаря его творчеству и работам великого мастера и дипломата Айвазовского, подаренным турецкому султану полотен был остановлен геноцид армянского народа и спасена часть армянского населения и с разрешения русского правительства переселена в район Большого Сочи. Правда умалчивается тот факт, что во многом именно, благодаря тому, что именно Айвазовский открыл в Феодосии "Золото Скифов" началась эта злополучная "Крымская Война" или Восточная Война. Об этом история теперь умалчивает, как и о том, что жена Айвазовского была англичанкой - Юлия Яковлевна Гревс ,Англичанка, дочь английского Штабс - Доктора, находящегося на русской службе, как и многие англичане того времени. Она видимо после развода разболтала о золотых сокровищах Крыма и после строительства Айвазовским Железной Дороги, называемой теперь английской железной дорогой, из Крыма англичане вывозили на "затопленных русских кораблях" золото Скифов себе в Англию и Америку. В Америке была написана и эта работа с Невским флагом. Не знаю, будет ли эта работа на выставке. Спешу посмотреть в какой цветовой гамме и какая именно - эскиз или работа..Айвазовский "Взрыв"

Вообще, представляю, какую вражду между русским и турецким народом расжигали тогда полотна Айвазовского, если даже сейчас, к открытию выставки произошли такие события в Турции и даже сейчас англичане не могут успокоятся и пытаются любым способом начать войну, представляю себе, что же творлось тогда.

В конце жизни художник не зря обращается к теме Бога и пишет ряд незаконченных работ, посвященных поиску истины. Не случайно ряд поздних картин строго засекречен, такие работы, как ещё один "Взрыв", которая была продана на аукционе за несколько миллионов долларов и многие шедевры, так и остаются в частных коллекциях.

В последний день жизни Маринист начал писать ещё одну картину «Взрыв турецкого корабля» - воотчию увиденное событие Айвазовским ещё в Молодости, когда специально для него взорвали целый Корабль. Спешите увидеть эти картины на выставке сейчас. Многое то, что сегодня представлено, сможете увидеть воочию в последний раз и не факт, что Вам представится случай, возможность видеть это в оригинале, в той цветовой гамме, в какой они написаны, с этими флагами, ещё раз.

©Виктория Козлова.

viktoriiako.livejournal.com

Победа по-нахимовски | Историк

28 июня

Автор: И.К. Айвазовский. Морское сражение при Синопе. 1853

Имя этого художника-мариниста в России известно каждому — Иван Айвазовский (1817–1900)!  Казалось, он знает всё про море, уловил все состояния водной стихии.  Художник стал летописцем русского флота, не оставлял без внимания его яркие победы.

18 ноября 1853 года в Синопской бухте на южном побережье Чёрного моря произошло последнее крупное сражение в истории парусного флота, и героем его стал адмирал Павел Нахимов. Ему удалось сначала запереть турецкую эскадру в бухте, после чего русские корабли обрушили на врага истребительный огонь. Действовали при этом быстро и умело. В составе русской эскадры было 6 линкоров и 2 фрегата, а в составе турецкой — 7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига, 2 транспорта. Но русская артиллерия превосходила противников и числом, и умением. За четыре часа османская эскадра оказалась уничтожена. Победа, небывалая по стремительности и убедительности.

Даже по первым осторожным слухам можно было  сделать вывод о суворовском масштабе победы.  Как только Айвазовский узнал о синопском разгроме, он помчался в Севастополь, чтобы расспросить свидетелей и участников сражения… По горячим следам художник создал несколько эскизов и две картины о нахимовской победе. Никакой торопливости рассмотреть в этих полотнах невозможно: перед нами первоклассная, основательная и страстная живопись Айвазовского.

На этом полотне мы видим утро Синопского сражения. Артиллерия работает вовсю, особенно русская.  Клубы пушечного дыма смешиваются с облаками. На турецких кораблях уже пожар. Зато андреевским флагам, кажется, ничто не угрожает: они реют невредимые.

Вскоре в Севастополе были выставлены обе картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днём. Нахимов тоже побывал на той выставке. Долго вглядывался в картину. «Картина чрезвычайно верно сделана!» — сказал адмирал.

Айвазовский, как и Нахимов, до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял героизм русских флотоводцев и моряков. Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день своей смерти, также была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод — «Взрыв турецкого корабля».

xn--h1aagokeh.xn--p1ai


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта